Виды подвижных игр
Забавы подвижного характера классифицируются по основной задаче, на решение которой они направлены.
На отработку бега и прыжков
К 3–4 годам у малышей важно выработать умение согласовывать свои движения, сохранять их направленность.
На ориентирование в комнате, физкультурном зале, на игровой площадке.
На тренировку умения держать равновесие (обычно в играх на передвижение по небольшой площадке, сопровождающихся стихотворениями).
На укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
На имитацию.
На тренировку навыка лазанья.
С мячом. Такие игры ещё и формируют партнёрские взаимоотношения между ребятами.
На развитие остроты внимания.
Ещё одна классификация забав основывается на типах образовательной деятельности:
- физкультурные паузы, которые проводятся во время занятий для релаксации или смены вида деятельности;
- игры во время организованного проведения досуга на улице;
часть досуговой активности (игры вне занятий, то есть на праздниках, во время самостоятельной активности);
- народные традиционные игры (такие забавы проводятся в том числе и с целью ознакомления ребят с обычаями своего народа).
Таким образом, видовая классификация игр позволяет проводить забавы не только в процессе физкультурных пауз на занятиях, но и в качестве основополагающего элемента на:
- физкультуре;
- музыкальном занятии;
- хореографии (при условии, что дисциплина включена в учебный план детского сада).
Картотека подвижных игр в младшей группе
В отличие от дидактических игр, планирование которых идёт в соответствии с изучаемой лексической темой, подвижные забавы могут группироваться по трём принципам:
- по отработке того или иного физического навыка;
- комплексно, когда в одном блоке реализуется сразу несколько задач (то есть игры берутся разных видов);
- тематически (забавы подбираются под лексические темы).
Последний принцип группировки игр менее продуктивный, так как сюжеты забав для первой младшей группы настолько незамысловаты, что поменять героев не представляет большого труда.
Например, игра на развитие навыков бегать и прыгать «Птички в гнёздышках» (дети стоят на возвышении, по сигналу взрослого, «разлетаются», а затем на слова «Дождь пошёл!» возвращаются обратно) может превратиться в забаву «Кот и мышки» или «Цыплята и лиса».
Игра Паровозик может легко превратиться в Автобус, Трамвай или Гусеницу – в зависимости от изучаемой темы
Самым удобным способом составления картотеки игр является следование принципу отрабатываемого умения.
Ориентирование в пространстве
«Поезд». Задачи: учить малышей согласованности действий, двигаться строем, менять темп движения по условному знаку. Условия: дети становятся в затылок друг другу, при этом не касаются впереди стоящих руками. Первый ребёнок – паровозик, остальные – вагончики. По условному сигналу педагога паровоз с вагонами начинает двигаться. После слов: «Поезд приближается к станции», дети начинают передвигаться чуть медленнее. Воспитатель предлагает участникам погулять, походить вокруг. По условному знаку нужно как можно быстрее восстановить последовательность вагонов.
«Автомобили»
Задачи: учить сохранять направленность движений, не толкаться, развивать внимание. Условия: педагог обозначает черту, за которой находится «гараж»
«Автомобили»-дети выезжают на площадку, ездят, соблюдая элементарные правила (например, не толкаться, объезжать, давая сигнал). После слов: «Автомобили, в гараж!», малыши возвращаются за черту.
«Листочки» («Листопад»). Задачи: обучать детей двигаться под рифмованный текст. Малыши берут листья и выполняют следующие действия: машут листочками, меняя направленность движений, кружатся и приседают, кладут листья под ноги.
Навык подражания
- «Пузырь». Задачи: учить детей действовать по ходу словесной инструкции, развивать подражание, а также согласованность движений. Условия: педагог и дети становятся в хоровод. Воспитатель 2–3 раза повторяет фразу: «Надувайся пузырь, надувайся пузырь да не лопайся». Дети расходятся, не размыкая рук. На слова: «Вот и лопнул пузырь!» малыши расходятся и произносят звук: «Ш-ш-ш».
- «Петушок». Задачи те же, что и в предыдущей игре. Условия: в центре круга стоит «петушок», дети ходят вокруг него, а когда он произносит: «Кукареку», разбегаются, и он их ловит.
Навык лазанья
Это игры, связанные с упражнениями на гимнастической стенке. В первой младшей группе малыши выполняют задание «Обезьянки», в котором они должны взобраться на 3–4 ступеньки стенки. Остальные участники наблюдают. Выполняют задание по очереди.
Развитие внимания
«Догони мяч»
Задачи: обучать малышей ловить мячи двумя руками, стимулировать самостоятельность, развивать внимание. Условия: педагог подзывает малышей по 2–3 человека и в разные стороны раскатывает им мячики
По просьбе взрослого дети несут именно те мячи, что были обозначены для них.
«Флажок». Задачи: отрабатывать навык выполнения действий под словесную инструкцию, тренировать внимательность. Дети стоят по кругу, в центре которого – флажок. Педагог называет малыша, он поднимает флажок, машет им и кладёт в круг. И так по очереди.
Цели и задачи проведения подвижных игр с малышами
Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на досуге забавы были подвижны в разной степени.
Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:
- способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
- укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы);
- формирует навык следовать условиям игры;
- стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
- воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.
Для достижения этих целей в процессе игры необходимо систематическое и последовательное решение таких задач, как:
Виды подвижных игр
Забавы подвижного характера классифицируются по основной задаче, на решение которой они направлены.
На отработку бега и прыжков
К 3–4 годам у малышей важно выработать умение согласовывать свои движения, сохранять их направленность.
На ориентирование в комнате, физкультурном зале, на игровой площадке.
На тренировку умения держать равновесие (обычно в играх на передвижение по небольшой площадке, сопровождающихся стихотворениями).
На укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
На имитацию.
На тренировку навыка лазанья.
С мячом. Такие игры ещё и формируют партнёрские взаимоотношения между ребятами.
На развитие остроты внимания.
Ещё одна классификация забав основывается на типах образовательной деятельности:
Таким образом, видовая классификация игр позволяет проводить забавы не только в процессе физкультурных пауз на занятиях, но и в качестве основополагающего элемента на:
- физкультуре;
- музыкальном занятии;
- хореографии (при условии, что дисциплина включена в учебный план детского сада).
Приёмы
Организация игровой деятельности строится на трёх группах приёмов.
Словесные
В работе с детьми 3–4 лет, которые исходя из возрастных особенностей развития активно осваивают речь, пополняют активный и пассивный словарный запас, слово педагога играет ведущую роль. Взрослый воспринимается не только как дающий инструкции, но и как некая языковая модель, на которую дети ориентируются в организации собственных актов речи.
При подготовке подвижных игр воспитатель пользуется тремя видами словесных приёмов.
Наглядные
Зрительный канал восприятия у детей является основным, поэтому для полноценного осознания условий игры детям необходимо видеть:
Практические
Это собственно сама игровая ситуация, в которую вовлечены дети и педагог. Причём для развития инициативы после 2–3 повторов всё больше игровых функций воспитатель отдаёт ребятам: если при ознакомлении с правилами воспитатель является водящим, то затем в этой роли выступает уже ребёнок.
Как проанализировать подвижную игру
Любой этап образовательной деятельности в ДОУ подвергается анализу, который проводят коллеги, методисты, и самоанализу, который составляется самим воспитателем. Первый необходим для оценки уровня методической компетентности педагога, а второй для выявления и исправления ошибок в организации и проведении подвижных игр с детьми. Эти разборы в контексте игровой активности проводятся по одному алгоритму.
Чем больше детей заинтересовано игрой, тем более успешным будет анализ проведения забавы
Схема разбора
Час начала игровой деятельности.
Сколько детей принимало участие.
Соответствуют ли цели и задачи возрастной категории.
Кто инициировал игру. В младших группах в этой роли всегда выступает педагог.
Какие мотивационные приёмы использовались в начале.
Насколько логично были изложены правила игры. А также были ли указания относительно расположения всех игроков, необходимых атрибутов.
Насколько понятны правила для детей
В случае нарушений, описать причины.
Уровень подготовки атрибутов (особенно важно, если они были выполнены вручную).
Как распределялись роли в игре: педагог назначал или выбирали водящего и др. считалочками.
Насколько малыши готовы к сотрудничеству (помогают ли друг другу, терпимы ли к ошибкам товарищей).
На каком уровне у детей развиты быстрота движений, ловкость, выносливость.
Как оценивается роль воспитателя в игре (логичность рекомендаций в процессе игровой деятельности, насколько часто уходит в образ наблюдателя).
Как проводится подведение итогов (хвалит ли педагог малышей, выделяет ли отличившихся).
Как долго длилась игра и сколько раз была повторена.
Подвижные игры занимают особое место в учебно-воспитательной работе ДОУ, так как направлены на реализацию целей, касающихся сохранения здоровья и физического развития малышей. Однако проведение игр с воспитанниками младшей группы, учитывая их возрастные особенности, требует от педагога доскональных знаний методики подготовки такого рода забав. Начиная от видовой классификации и заканчивая распределением времени между всеми этапами проведения.
Как проанализировать подвижную игру
Любой этап образовательной деятельности в ДОУ подвергается анализу, который проводят коллеги, методисты, и самоанализу, который составляется самим воспитателем. Первый необходим для оценки уровня методической компетентности педагога, а второй для выявления и исправления ошибок в организации и проведении подвижных игр с детьми. Эти разборы в контексте игровой активности проводятся по одному алгоритму.
Чем больше детей заинтересовано игрой, тем более успешным будет анализ проведения забавы
Схема разбора
Час начала игровой деятельности.
Сколько детей принимало участие.
Соответствуют ли цели и задачи возрастной категории.
Кто инициировал игру. В младших группах в этой роли всегда выступает педагог.
Какие мотивационные приёмы использовались в начале.
Насколько логично были изложены правила игры. А также были ли указания относительно расположения всех игроков, необходимых атрибутов.
Насколько понятны правила для детей
В случае нарушений, описать причины.
Уровень подготовки атрибутов (особенно важно, если они были выполнены вручную).
Как распределялись роли в игре: педагог назначал или выбирали водящего и др. считалочками.
Насколько малыши готовы к сотрудничеству (помогают ли друг другу, терпимы ли к ошибкам товарищей).
На каком уровне у детей развиты быстрота движений, ловкость, выносливость.
Как оценивается роль воспитателя в игре (логичность рекомендаций в процессе игровой деятельности, насколько часто уходит в образ наблюдателя).
Как проводится подведение итогов (хвалит ли педагог малышей, выделяет ли отличившихся).
Как долго длилась игра и сколько раз была повторена.
Подвижные игры занимают особое место в учебно-воспитательной работе ДОУ, так как направлены на реализацию целей, касающихся сохранения здоровья и физического развития малышей. Однако проведение игр с воспитанниками младшей группы, учитывая их возрастные особенности, требует от педагога доскональных знаний методики подготовки такого рода забав. Начиная от видовой классификации и заканчивая распределением времени между всеми этапами проведения.
Ход игры: педагог читает стихотворении, а дети выполняют движения.
«Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки»
Дети подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения педагог хлопает в ладоши (пугает лягушек); лягушки прыгают в болотце – перепрыгивают через черту – и присаживаются на корточки.
Правила: стараться перепрыгнуть через черту. Толчок двумя ногами.
«Мяч в кругу»
Цель: совершенствовать навык отталкивания мяча, умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: дети сидят на полу в кругу. У воспитателя мяч.
Ход игры: воспитатель катит мяч и предлагает катить его от одного к другому, отталкивая двумя руками.
Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.
«Попади в воротики»
Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично; умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: дети с помощью педагога распределяются парами и встают на r 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики – из кубиков, кеглей, фишек. Каждая пара получает один мяч.
Ход игры: по сигналу дети начинают катить мяч друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).
«Брось и догони»
Цель: упражнять в бросках мяча двумя руками разными способами.
Подготовка: 5-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу.
Ход игры: дети бросают мячи по сигналу двумя руками снизу, догоняют их, берут и встают на вторую черту (на r 5-6 шагов от исходной). Снова бросают мяч, догоняют, возвращаются к исходной линии и передают мячи следующим детям.
Правила: бросать всем вместе по сигналу; догнав мяч, поднять, встать на вторую линию и ждать сигнала к повторному броску.
Усложнение: бросать мяч двумя руками из-за головы.
«Лови мяч»
Цель: развивать ловкость, упражнять в ловле мяча от педагога.
Подготовка: дети стоят полукругом, воспитатель с мячом в руках напротив на r 1 метр.
Ход игры: называя ребенка воспитатель бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспитателю, стараясь точно его направить.
Правила: ловит мяч названный воспитателем ребенок; бросать мяч двумя руками снизу или от груди.
«Докати мяч»
Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: 4-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу. Напротив них, на r 1-1,5м – воротики.
Ход игры: по сигналу дети катят мячи через воротики и бегут за ними. Затем встают следующие дети.
Правила: катать мяч не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).
«Лохматый пес»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.
Подготовка: дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне дом пса, роль которого исполняет ребенок.
Правила организации подвижных забав во второй младшей группе
Подвижные игры с детьми в ДОУ проводятся каждый день.Подвижные игры на улице проводятся в любое время года
По длительности одна забава длится не дольше 10 минут.
В один заход во второй младшей группе можно проводить не более 2 игр
При этом важно учитывать, что они должны быть разной степени подвижности: к примеру, одна более активная с бегом, прыжками, а вторая спокойная, с ходьбой.
Если игры проводятся в группе, то помещение до начала работы необходимо тщательно проветрить, а полы протереть.
Для создания ситуации успеха очень важно дать возможность каждому ребёнку проявить себя. Потому игры проводятся либо для всех ребят группы одновременно, либо для небольших групп по интересам.
На улице игры проводятся сразу же после выхода.
Если малыш отказывается участвовать, педагог не должен настаивать
Однако выяснить причину такого поведения нужно. Возможно, у ребёнка есть страх получить травму. В таких ситуациях помогут терапевтические сказки или мультфильмы.
Игры необходимо подбирать с учётом тех видов активности, в которые до этого были вовлечены дети. Так, если игра планируется после физкультуры или хореографии, то она должна быть спокойной, а вот после сна подвижность может быть разной.
Очень важно помогать ребёнку на каждом из этапов игры. Поэтому педагог, оставаясь на позиции руководителя, направляет и показывает ребятам все движения: как ловить мяч, как крутить обруч и пр.
Сюжет игры необходимо выстраивать вокруг знакомого и понятного образа, представленного картинкой или игрушкой.
В игре не должно быть сложных движений, нужно подбирать только те, что понятны детям 3–4 лет (догнать мяч, принести кегли, позвонить в колокольчик и пр.).
В забавы следует включать не только новые, но и хорошо известные ребятам движения
К примеру, в игре «Лохматый пёс», когда малыши разбегаются от пса врассыпную, стоит обозначить небольшой участок площадки для бега в одном направлении, чтобы играющие смогли повторить уже освоенный навык направленного бега.
Перед началом игры педагог знакомит ребят с правилами и обращает внимание на сигналы, по которым малышам необходимо будет менять способ передвижения (с бега на ходьбу, с ходьбы на лазанье и т.д.). Кроме того, воспитатель показывает все атрибуты, которые понадобятся в забаве (мячи, обручи и т.д.).
Оказывая помощь детям, показывая движения, действия, взрослый использует жесты, мимику.
Успех проведения игры зависит от того, насколько тщательно воспитатель продумает и учтёт все детали: обозначит места под «дома», «гнёзда» и т.д.Если игра проводится на улице, то педагогу необходимо убедиться заранее, что мест под «гнёзда» хватает всем
Одну игру нужно повторять 2–3 дня, после чего разучить новую и снова обратиться к уже знакомой.
При распределении игровых задач педагог учитывает подвижность и темперамент каждого малыша и комбинирует, меняет их роли.
При этом не стоит давать меланхолику задание на бег с ускорением, даже если в этой роли он ещё не выступал
Как и нельзя упускать момент того, когда холерику пришла пора побегать, а не только ловить мячик.
Всё хорошее должно быть не во вред. Поэтому важно не давать детям переутомляться: бледность, потливость и рассеянное внимание – сигналы того, что пора игровую активность прекращать.
Для создания положительного микроклимата воспитатель должен быть дружелюбным, весёлым и сохранять при этом объективность.
Ход подвижной игры:
Взрослый поет, а дети тихо передвигаются и подпевают за взрослым
:
Мыши водят хоровод
:
Тише мыши, не шумите,
Кошку-Мусю не будите
,
Вот проснётся Кошка-Муся
И разгонит хоровод.
Мышки не слушаются, бегают, пищат.
Вот проснулась кошка-Муся
,
Разбежался хоровод!
Кот бегает за мышками
: «Мяу-мяу-мяу!»
«Мышки»
разбегаются. По желанию детей игра повторяется 2-3 раза
.
Публикации по теме:
Дидактические игры для детей второй младшей группы «Мои друзья» Цель. Закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).
Игры по математике для детей второй младшей группы.
Пояснительная записка: Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений.
h3]Конспект квест-игры «По следам сказки» для детей второй младшей группы (3-4 лет)
Конспект НОД для детей второй младшей группы «К нам пришла весна» с использованием интерактивной игры и презентации
Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста (2 младшая группа) «К нам пришла весна» с использованием интерактивной игры и презентации.
Конспект подвижной игры для первой-второй младшей группы «Мышки-норушки»
Цель: Продолжать учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения. Двигаться в разном темпе, менять направление,.
Конспект подвижной игры «Лохматый пес» для детей второй младшей группы
Конспект подвижной игры «Лохматый пес» для детей 2 младшей группы Цель:- Закрепить навык детей бегать в рассыпную. -Развивать ловкость.
Конспект проведения подвижной игры «Наседка и цыплята» во второй младшей группе ДОУ
Особенность данного конспекта в том, что он ориентирован на этапы развития подвижной игры (определённые ещё Д. В. Хухлаевой) с учётом возраста.
Конспект проведения подвижной игры во 2-й младшей группе по сказке “Гуси-лебеди”
Цели:
- Развивать ловкость, быстроту реакции.
- Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли.
- Согласовывать слова с игровыми действиями.
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на участие в игровом занятии.
Предварительная работа
: Чтение сказки «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций, заучивание потешек.
Оборудование:
маска «Лебедя» для воспитателя, нагрудные эмблемы «гусей-лебедей» – для детей, маска для пастуха, маска для волка
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Дети, вы сказки любите? /
да/
Сегодня мы с вами будем не ребятами, а сказочными героями.Покружились, покружились в лебедей мы превратились!
/
дети кружатся, им надевают эмблемы, воспитатель – маску Лебедя/
Рано утром гуси встали и зарядку выполняли.Вышли лебеди гулять свои лапки поразмять.
Ходьба в колонне по одному.
По лужку гуляли, лапки поднимали.
Ходьба с высоким подниманием колена.
1,2,3,4,5 на носках идем гулять.
Ходьба на носках
А теперь, гусятки, мы идем на пятках.
Ходьба на пятках.
1,2,3,4,5 будем прыгать и скакать.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
На полянку поспешим, друг за другом побежим.
Бег по кругу.
Основная часть:
На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг.
(выбираются дети, исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси).
Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.
Правила организации и проведения
Подвижные игры проводятся каждый день.
В первой младшей группе игра не должна длиться дольше 6–8 минут.
В один приём проводится 1–2 подвижные игры, причём одна, требующая более активных движений (например, с бегом), а вторая менее (с ориентированием в пространстве).
При проведении забав в помещении, комнату необходимо проветрить, провести влажную уборку.
Игры проводятся со всеми детьми вместе или в малых группах, чтобы каждый малыш смог поучаствовать.
На прогулке подвижные забавы организуются сразу после выхода.
Нельзя настаивать на участии малыша в игре, если он не хочет. При этом необходимо выяснить причину отказа (возможно, малыш стесняется ошибиться или боится упасть, ушибиться, в этом случае помогут терапевтические сказки по теме, подходящие по проблеме мультфильмы).
Если в первой половине дня есть занятия физкультурой (хореографией, музыкой), то на улице проводится более спокойная игра, а после сна организуются забавы разной подвижности.
В процессе игры педагог оказывает помощь каждому малышу (помогает ловить мяч, крутить обруч). При этом сам остаётся на позиции руководителя, направляющего и показывающего малышам, как нужно играть.
Для сюжета забавы подбираются хорошо знакомые детям персонажи: зайчики, коты, птички
Важно, чтобы персонаж был представлен наглядно: картинкой, игрушкой.
В играх применяются только простые задания: позвонить в колокольчик, догнать мячик, принести кегли и пр.
В сюжет забав включаются не только новые, но и хорошо отработанные упражнения. Например, осваивая движение паровозиком в игре «Поезд», малыши выходят из «вагончиков» и гуляют по «полянке», а затем переходят через «мостик», то есть выполняют хорошо знакомое движение на равновесие.
Перед проведением игры малышей нужно познакомить с правилами, выделяя те сигналы, по которым детям придётся менять характер движения (например, услышав звон колокольчика, присесть, или на хлопок в ладоши ведущего остановиться)
А также продемонстрировать атрибуты, которые потребуются для игры (мяч, игрушка, хула-хуп).
После того, как педагог представил малышам атрибуты игры, нужно дать детям несколько секунд попробовать это оснащение в деле
Помогать ребятам в процессе игры (подсказывать движения, показывать их исходные места и пр.), используя мимику, жесты и разные интонации в голосе.
При организации игры педагогу необходимо тщательно продумать все необходимые материалы, наметить места под «домики», «гнёздышки» и пр.
Одна и та же игра повторяется 2–3 дня подряд, затем разучивается новая, после чего нужно снова вернуться к предыдущим. При этом необходимо учитывать подвижность каждого ребёнка, то есть вовремя остановить одного или поменять роль другому.
Важно только не идти вразрез с особенностями темперамента. Например, меланхолика не стоит заставлять бегать, даже если он ещё не выполнял эту роль, а вот холерику быстро наскучит только ловить мяч – такому непоседе нужно и побегать.
Важно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись
Так, бледность, красные лица, чрезмерная потливость, рассеянное внимание – признаки того, что игру нужно прекратить.
Педагог должен следить за тем, чтобы дети не переутомлялись в процессе игры
Педагог должен быть в меру эмоционален, весел, активен и доброжелателен – эти проявления привлекают ребят в игру.