Подвижные игры для подготовительных групп детского сада

Игры высокой подвижности

К играм высокой подвижности относятся те, в ходе которых участвует большая группа детей. Они построены на таких движениях, как бег и прыжки.

Морозко

Цель: учить бегать уворачиваясь, сохранять неподвижность, выручать товарищей; развивать ловкость, скоростные характеристики; воспитывать чувство взаимопомощи.

Среди детей выбирается водящий. Его задание поймать как можно большее количество участников игры и «заморозить». После того, как водящий догонит игрока и прикоснется к нему, тот должен остановиться и замереть на месте. При этом нужно раскинуть руки в стороны, давая понять, что ему нужна помощь.

Остальные игроки пытаются, минуя водящего, подбежать к «замороженным» товарищам и освободить их своим прикосновением. Тогда они снова возвращаются в игру.

Цель игры — «заморозить» всех участников игры. Тем ни менее, если этого не происходит в течение 5-7 минут, то нужно поменять водящего и продолжить игру. Воспитатель должен следить, чтобы каждый из «замороженных» детей включался в игру только после помощи своих товарищей.

Совушка

Цель: учить детей быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать скорость, ловкость, сообразительность; расширить знания детей о сове, ее образе жизни; воспитывать внимательность, дух соперничества.

Среди детей выбирается один ребенок на роль совушки

Воспитатель рассказывает детям о совах и обращает их внимание на то, что эти птицы днем малоподвижны, а на охоту вылетают в ночное время

Остальные участники будут мышками. Для них перед началом игры делают норки. В качестве норок можно использовать обручи, разложив их по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Совушка располагается в центре этого круга.

Воспитатель дает команду «День!». При этом совушка приседает (засыпает), а мышки без опаски играют и бегают вокруг нее. После того, как прозвучит команда «Ночь!», сова просыпается и пытается догнать кого-то из мышек. Мышки должны успеть разбежаться по норкам, чтобы спрятаться там от совы. Пойманные игроки выходят из круга и временно не участвуют в дальнейшей игре.

Игра продолжается до тех пор, пока сова не переловит всех мышек. После этого выбирается новая совушка и игра начинается заново.

Часики

Цель: расширять знания детей о предназначении и устройстве часов; учить подпрыгивать, перепрыгивать через препятствие; развивать ловкость, внимательность; формировать навыки координации своих движений.

Сначала воспитатель показывает детям макет часов, обсуждают их форму, расположение цифр, движение стрелок. После им предлагается стать по кругу, как и цифры на часах. Воспитатель становится в центр и держит в руках скакалку, которая будет выполнять роль стрелок.

В ходе игры воспитатель раскручивает скакалку, а дети должны перепрыгнуть через нее. Тот, у кого не получится перепрыгнуть, выходит из круга и игра продолжается.

Воспитатель попутно разучивает с детьми такие понятия: меняя длину скакалки, показывает часовую или минутную стрелку; раскручивает по часовой стрелке и против ее движения.

На охоте

Цель: расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.

Два участника будут охотниками. Они становятся по краю игровой площадки. Один получает мячик.

Остальные игроки исполняют роль уток, на которых будет вестись «охота». Они располагаются в центре.

Ход игры заключается в том, что охотники перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им по участникам — уткам. Дети пытаются уворачиваться от мячика, перебегая от одной стороны площадки к другой.

Если мяч коснется кого-то из игроков, то он отходит в сторону. Игра заканчивается, когда все «утки» будут выбиты. После этого среди детей перераспределяются роли, и игра начинается заново.

Анализ проведения подвижной игры в подготовительной группе

Организация подвижных игр с детьми — важная составляющая воспитательного процесса. Умение проанализировать игровую ситуацию поможет воспитателю скорректировать свою работу в данном направлении. При проведении анализа рассматриваются следующие аспекты организации игры:

  • Время начала игры.
  • Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей.
  • Количество участников.
  • Кто является инициатором игры.
  • Мотивация детей к игре.
  • Объяснение новой игры воспитателем (повторение правил знакомой игры).
  • Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил.
  • Распределение ролей в игре.
  • Уровень выполнения детьми движений в игре.
  • Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость).
  • Выполнение этических норм поведения во время игры.
  • Присутствие отрицательных качеств.
  • Роль воспитателя.
  • Окончание игры, подведение итогов.
  • Количество повторений, длительность игры.

Педагог оценивает уровень выполнения дошкольниками движений в процессе игры

Педагог формулирует выводы, при необходимости обращается за рекомендациями. С целью повышения эффективности образовательного процесса по организации и проведению подвижных игр в ДОУ проводятся контрольные проверки, по результатам которых заполняются специальные карты оценки.

Таблица: карта оценки организации и проведения подвижных игр

ПараметрАспект оценкиБаллы
Подготовка к игреСанитарно-гигиеническое состояние места занятия, спортивного оборудова­ния, необходимого для проведения занятия
Подготовка педагога к игре
Содержание игрыПланирование задач, их соответствие возрастным требованиям
Структура игры (вводная, основная и заключительная части)
Наличие предварительного договора, игровых приёмов, обеспечивающих высокий интерес и быстрый сбор детей на игру
Использование считалок при распределении ролей
Воспитание физических и морально-волевых качеств дошкольного возраста в подвижной и спортивной игре, наличие индивидуальной работы с детьми в этом плане
Обеспечение возрастания и снижения нагрузок на организм ребёнка в подвижной игре
Деятельность детейОтношение детей к выполнению заданий педагога: активность, самостоятельность, интерес
Реагирова­ние на результаты своей деятельности
Деятельность педагогаПравильность терминологии, культуры речи, объяснения способа действий
Предупреждение травматизма
Подведение итогов
  • 3 балла — без замечаний;
  • 2 балла — небольшие замечания;
  • 1 балл — работа не ведётся на должном уровне.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/07/15/karta-otsenki-organizatsii-podvizhnyh-i-sportivnyh-igr-v-rezhime

Всем известна одна из проблем современного общества — излишнее увлечение молодёжи компьютерными играми. Нарицательным стал образ геймера — бледного молодого человека с плохой фигурой или страдающего ожирением. Просиживание свободного времени за экраном компьютера не только наносит вред здоровью, но и не даёт молодым людям научиться личностному общению, что, в свою очередь, ведёт к развитию синдрома одиночества, психологическим проблемам. Наиболее приемлемый выход — прививать подрастающему поколению желание вести здоровый образ жизни, заботиться о физическом здоровье. И начинается эта работа в самом раннем детстве. Я живу в деревне и мне уже за пятьдесят. Имея достаточно большой жизненный стаж, невольно отмечаешь разницу в поведении поколений. Если в своём детстве мы уходили с улицы только для того, чтобы поесть, и тут же бежали обратно для продолжения игр со своими друзьями, то сейчас даже в каникулярное время на улице довольно редко встретишь играющих детей. И я была очень тронута, когда этим летом услышала под окном игру «Штандер-стоп», забытую, но опять возродившуюся в детских развлечениях. Хочется сказать: «Мы научим детей жить по-новому, быть здоровыми и счастливыми. Нужно только над этим работать».

Научить ребёнка вести здоровый образ жизни, следить за физической формой, получать удовольствие от умения хорошо двигаться — одна из задач системы образования. Самые первые навыки закладываются в детском саду, поэтому большинство ребят подготовительной группы уже могут точно и правильно выполнять физические упражнения. Воспитатель должен помочь каждому ребёнку приобрести уверенность в своих силах, сформировать потребность в подвижных упражнениях, привить любовь к спортивным играм.

Требования к организации подвижных игр

Подвижные игры должны соответствовать требованиям, разработанным Министерством Здравоохранения и входить в образовательный стандарт. Они составлены с учётом возраста, физических возможностей и места проведения.

Проведение упражнений в соответствии с разработанными нормами

Нормы проведения включают в себя следующие предписания:

  • количество отведенных часов на физическую активность в неделю не должно превышать более 8;
  • должны проводиться ежедневно. Утром длиться не более 15-30 мин, а вечером — 15-20 минут;
  • занятия с активной физической нагрузкой не должны продолжаться более получаса;
  • в зависимости от погодных условий и времени года нужно выделять как минимум один день в неделю для забав на свежем воздухе;
  • все обязательно должны иметь спортивную одежду во время занятий.

Обратите внимание. Время, отведённое для занятий, должно состоять из активных упражнений

Они занимают по времени от общей продолжительности занятия: до 80% на свежем воздухе и до 70% внутри помещения.

Педагог, прежде чем подобрать и организовать игру, должен учитывать следующие моменты:

Содержание игры:

  • Чтобы она была увлекательной и принесла пользу, стоит ориентироваться на физические возможности. До её окончания малыш не должен устать и потерять интерес. Все движения должны легко запоминаться и без труда повторяться.
  • Если в ней используется сказочный персонаж, то он должен быть знаком. При ознакомлении с новым героем, предварительно стоит рассказать о нём.
  • Постепенно стоит усложнять: вводить более сложные правила, движения делать более активными и направленными на координацию.

Педагогический результат:

Педагог должен чётко знать, какой навык во время игры должен быть развит. Это может быть: умение играть на большой площади, развития равновесия и координации движения, навык сотрудничества в паре и другое.

Командный результат зависит от слаженных действий

Количество участников и время проведения:

  • Игра должна быть подобрана так, чтобы в ней участвовали все. Никто не должен оставаться в стороне.
  • Если ранее была спокойная деятельность, то скопившуюся энергию нужно выплеснуть через активные движения. И, наоборот, незадолго до сна или перед занятиями, требующей концентрации, забавы стоит подбирать спокойные, без соревновательного характера.

Обратите внимание. Также все игры стоит подбирать в зависимости от наличия спортивного инвентаря

Виды подвижных игр старших дошкольников

Существуют разные способы классификации подвижных игр:

  • По возрасту детей.
  • По степени подвижности ребёнка в игре: игры малой подвижности;

    Игра малой подвижности «Запрещённое движение» развивает у детей моторную память и внимательность

  • средней подвижности;
  • большой подвижности.

По видам движений:

  • игры с прыжками;

игры с бегом;
игры на равновесие;
игры с мячом;
игры с лазаньем;
игры с метанием. Примеры такого вида забав для подготовительной группы можно найти в «Картотеке подвижных игр» Т. Закировой.
По содержанию:

  • подвижные игры с правилами (сюжетные, бессюжетные, условные игры и игровые упражнения);

спортивные игры;
народные игры.

Какой бы ни была подвижная игра, она должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Таблица: классификация игр по степени подвижности

Виды игрОсобенности проведения и организацииПримеры игр
Игры малой подвижностиПроводятся для снятия усталости от нахождения в одной позе, для борьбы со стрессом, чувством тревоги и напряжённости. Включают в себя спокойные движения с небольшой амплитудой, незначительные перемещения, наклоны, повороты туловища в невысоком темпе.К малоподвижным играм относятся:

  • «Совушка, сова». Дошкольники становятся маленькими совятами, один из ребят — сова. Водящий говорит: «Утро, день, вечер, ночь!». Совята машут крылышками, едят крошки, ухают и т. д. Когда прозвучало слово «ночь», все застывают, появляется сова, которая днём дремала в своём домике. Того, кто подвигался или запищал, сова забирает к себе в дупло.
  • «Фигуры». По знаку водящего ребята идут по кругу. По следующему знаку останавливаются, принимая позу, которая была заранее оговорена. Двигаться не разрешается. Водящий проходит между фигурами, указывает на одну и меняется с ней ролями. Нужно обязательно угадать, кто был изображён игроком.
  • «Море волнуется». Игра похожа на предыдущую. Водящий проговаривает считалку и сразу называет какую фигуру нужно изображать: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура… на месте замри». А затем выбирает любого участника и меняется с ним ролью. Эта игра имеет другой вариант. Дети садятся на ковёр. По команде: «Море спокойно» — все сидят неподвижно.
  • «Море волнуется» — поднимают руки и делают волнообразные движения.
  • «На море шторм» — разбегаются в разные стороны.
  • «На море штиль» — возвращаются на своё место.
Игры средней подвижностиВключают в себя движения с небольшой физической нагрузкой: ходьба(в том числе на месте), приседания, наклоны, небольшие прыжки, выполнение действий со спортивным инвентарём, общеразвивающие упражнения. Часто целью таких игр является развитие ловкости, глазомера, умения точно определить необходимую силу для броска или удара.
  • «Попади в шар». Дошкольники по очереди бросают биток так, чтобы вышибить шар из начального положения на игровом поле. (Играющих должно быть более двух). Усложнение: шар выбивается в определённую часть поля (можно использовать начисление очков).
  • «Очки». Шары маленького размера укладываются в пирамиду. Одним ударом биты необходимо разбросать по полю как можно больше шаров. За каждый выбитый шар засчитывается 1 очко. Победителем становится набравший наибольшее количество очков.
Игры большой подвижностиМогут содержать интенсивную ходьбу, бег в спокойном темпе, приседания, прыжки, выполнение действий со спортивным инвентарём, общеразвивающие упражнения. Характеризуются быстрой сменой разного вида движений.
  • «У медведя во бору». Один из ребят становится «медведем», который сидит в стороне. Остальные играющие собирают лесные дары: ягоды, грибы и кладут их в корзинку. Затем подходят к «медведю», приговаривая: У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь сидит, на нас глядит. (Варианты: «Медведь не спит и на нас рычит!» или «Медведь простыл, на печи застыл!»). Лукошко опрокинулось, (Играющие жестами показывают, как оно упало) Медведь за нами кинулся!». Дети убегают, «медведь» старается их поймать. Первый изловленный превращается в «медведя».
  • «В кладовой завелись мыши». Играющие становятся мышами. Мышки сидят на стульчиках с одной стороны спортплощадки (каждой мышке по норке). На противоположной стороне прикреплена верёвка на высоте в полметра. Это лаз в кладовку. Воспитатель — это кошка. Кошка спит, мыши бегут в кладовку, наклоняются и пролезают в лаз. В кладовой они садятся на корточки и едят сухарики. Кошка просыпается и мчится прогонять мышат. Мышки бегут и спасаются в своих норках. Кошка, прогнав всех мышат, опять дремлет на солнышке. Игра продолжается.

Организация подвижных игр в подготовительной группе

В подготовительную группу ходят дети 6-7 лет. В этом возрасте они выбирают занятия в соответствии со своими интересами. Воспитатель должен предложить забаву, которая увлечёт, погрузит в процесс и принесёт пользу.

Подвижная деятельность в детском саду

Подвижные занятия являются обязательным ежедневным досугом. Правильно подобранная и организованная деятельность способствует гармоничному развитию.

Игровая деятельность оказывает следующее влияние:

  • Укрепляет здоровье. Во время забавы дети активно дышат. В организм попадает больше кислорода и ускоряются обменные процессы. Это способствует: повышению аппетита, укреплению иммунитета, полноценному развитию дыхательной системы и мышечной массы.
  • Улучшает навык обучения. Каждая игра строится на правилах. Двигательная моторика способствует повышению интеллектуальных способностей.
  • Развивает эмоциональную сферу. Весёлая и интересная деятельность повышает настроение и укрепляет дружеские взаимоотношения в коллективе.
  • Стимулирует развитие личных качеств. Деятельность, построенная на соревновательном характере, помогает формированию лидерских качеств и стимулирует стремление к победе. Групповые упражнения развивают чувство поддержки и побуждают оказать помощь партнёру по игре, чтобы совместными усилиями привести команду к победе.

Занятия с подвижными действиями формируют в детях дисциплинированность и терпение, вырабатывают чувство ответственности.

Обратите внимание. В процессе выплёскиваются эмоции и растрачивается избыточная энергия

Нервная система укрепляется, а проявление эмоций в виде истерик и повышенной агрессии в течение дня значительно снижается.

Ход игры. У стены на корточках сидит «зайка».

«Охотники» (10—12 человек) расположились группой у противоположной стены.Участвующие в игре дети говорят:Сидит, сидит зайка, («Зайка» поворачивает голову из стороны в сторону и замирает, прислушиваясь.)

Сидит зайка серый Под кустом, под кустом. Охотнички едут, («Охотнички» скачут галопом по кругу и задерживаются на том месте, где их застанет речь «зайки».)Едут, скачут в поле Во пустом, во пустом. «Бы, охотнички, скачите, (Говорит один «зайка», стоя во весь рост и слегка сгибая ноги в коленях.)На мой хвостик поглядите: (Делает прыжок, еще прыжок и еще прыжок, поворачиваясь спиной к охотникам.)

Я не ваш,Я ушел!»«Зайка»убегает: «Охотники» ловят его, держась за руки и стараясь окружить его. Выбегать из-под рук «охотников» «зайка» не имеет права, если круг замкнулся— он пойман. На роль зайца назначают другого ребенка, и игра повторяется

Где постучали?

Материал. Небольшая палочка, косынка (белый бумажный колпак).

Ход игры. Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу. Выбирается водящий. Он выходит на середину круга, и ему завязывают глаза. Остальные дети должны сидеть очень тихо. Воспитатель бесшумно проходит позади детей, останавливается возле кого-либо из сидящих и стучит палочкой о спинку стула, а затем прячет палочку за его спиной, чтобы ее не было видно.Потом она тихо отходит в сторону и говорит: «Пора!»Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав правильно, водящий садится на место того ребенка, у которого была палочка, а тот становится водящим. Если же водящий ошибся, то игра повторяется с ним же. Надо попросить детей сидеть еще тише, чтобы не мешать ему слушать. Если он не отгадает и во второй раз, выбирается другой водящий и игра продолжается.

Указание к игре. Под косынку, которой завязывают глаза детям, надо каждый раз подкладывать кусочек белой бумаги или вместо повязки надевать водящему бумажный колпак.

Лучинки

Материал. Набор из 30-40 лучинок длиной 10-15 см, окрашенных в 3—4 цвета. При усложнении игры добавить лучинки разного размера — от 5 до 15 см, по нескольку штук каждого размера.

Ход игры. Группе детей (3—4 человека, сидящих за столом, воспитатель показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу. Затем воспитатель предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок; напоминает, лучинки какого цвета лучше

Методы анализа проведения подвижных игры

Чтобы всесторонне развить ребёнка и скорректировать его поведение, нужно проводить ежедневный анализ по нескольким характеристикам и заносить в специальные карточки.

Педагогу стоит обращать внимание на следующее:

Игра должна соответствовать времени её проведения.
В процессе стоит выявлять лидеров и стеснительных детей. Предлагать им другие роли для полноценного развития личности и воспитания волевых качеств.
Следить за поведением детей во время игры

Воспитывать в них уважительное отношение к членам коллектива.
Обращать внимание на физическое состояние ребёнка и подбирать некоторым детям особые игры для развития навыков, которые недостаточно у них развиты.
Мотивировать детей на повторение некоторых действий для развития дисциплины и силы воли.

Обратите внимание. Своевременное внесение корректировок в план будущих игр позволяет вовлечь всех детей в игру и сделать её не только полезной, но и весёлой

При правильном подборе и организации подвижных игр происходит всестороннее развитие детей. Пробуждается интерес к новому и стремление к победе. Нервная система не перенапрягается и в большинстве случаев снимается избыточное напряжение. Дети всесторонне развиваются и учатся взаимодействовать с коллективом.

Виды подвижных игр для подготовительных групп

Все подвижные игры можно разделить на несколько категорий. К ним относятся:

Включающие правила:

  • Сюжетные. Здесь используются образы сказочных героев. Малыши вживаются в роль и пробуют повторить повадки и движения персонажей.
  • Бессюжетные. Смысл заключается в воплощении замысла — построить фигуру с помощью товарищей по игре. Для этого детям нужно уметь объединять усилия для достижения результата.
  • Спортивные. Педагог учит ребят основам взрослых занятий, таких как футбол, баскетбол, теннис и другие. При данной деятельности используется инвентарь.
  • Народные. Они просты и основной задачей является сплочение детского коллектива. Элементами игры служат хороводы, ручеек и гуси-лебеди.

Требующие разной физической активности:

В разное временя суток и места проведения, малышей нагружают физической упражнениями разной интенсивности: от лёгкой до средней или активной.

Различающиеся по целенаправленности дви­жений:

В зависимости от занятий и физических возможностей ребят, забавы подбираются для оттачивания определённого навыка. К ним относятся: метание мяча, бег и прыжки через препятствия, лазанье по канату и другие.

Классификация игр по степени подвижности

Цель подвижной игры для детей подготовительной группы — создать условия для развития силы, скорости, умения выдерживать нагрузки, ловкости, пластичности, координации движений и способности ориентироваться в пространстве.

Игровая деятельность по степени интенсивности физической нагрузки делится на три группы:

С небольшой динамикой. Движения плавные, не интенсивные и не резкие, с небольшими наклонами и поворотами. Такие игры предназначены для снятия напряжения после продолжительного сидения в одной позе, а также помогают расслабиться.

Обратите внимание. Подходят для проведения зимой

Подходящие забавы:

  • Создание фигур. Ведущий озвучивает нужный образ, а участники пробуют его изобразить.
  • Замри-отомри. Дети свободно ходят и по команде ведущего замирают.

Со средней динамичностью. Ребята совершают во время игры активные движения. Они ходят бодрым шагом, приседают, прыгают и делают упражнения с инвентарём. Игры помогают укрепить физическую форму и развить координацию движений.

Забавы со средней динамикой

Подходящие забавы:

  • С мячом. Задача попасть в цель. Это может быть кегля или другой ориентир.
  • Передача предметов. Участники преодолевают несложное препятствие в виде узкой полосы или обогнуть столб, чтобы передать предмет следующему члену команды.

С повышенной динамичностью. Занятия состоят из упражнений, которые быстро сменяют друг друга. Ребёнок бегает, активно прыгает и приседает. Часто используется инвентарь.

Подходящие забавы:

  • С мячом. Дети перекидывают мяч друг другу или участвуют в другие спортивные игры.
  • С воспитателем. Педагог предстаёт в образе персонажа, который ловит детей.
  • Соревнование. Делятся на команды и выполняют ряд действий, направленных на общекомандный результат в виде победы.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий