Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Для детей важно много двигаться

Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу мышц, просто получает эмоциональное удовольствие, которое формирует его нервную систему и психику. Особенно актуальна двигательная активность в период до семи лет – в это время малыши получают ключевые навыки, которые затем усложняются в течение многих лет.

Исследование – главное занятие малыша, для него жизненно необходимо всё прочувствовать лично. К сожалению, даже в детском саду дети гуляют лишь дважды в день, не говоря о школе. Даже у учеников младших классов почти никогда не хватает времени на длительные прогулки и игры

Что же, перед родителями стоит серьёзная задача, как научить малыша именно проживать своё детство, а не стоять где-то в стороне. Постараемся помочь им в этом. Для этого у нас есть подборка игр, которые подойдут для девочек и мальчиков, младших дошколят и школяров.

Бой петухов

“Бой петухов” – игра, развивающая ловкость и прыжковую выносливость.

Место проведения. Открытая площадка (спортивный зал, коридор, игровая комната).

Подготовка. В игре участвуют две команды, которые выстраиваются лицом друг к другу в две шеренги.

Описание игры. По команде тренера игроки начинают прыгать на одной ноге, заложив руки за спину. Задача игры – толкая плечом игрока противоположной команды вывести его из равновесия и заставить коснуться пола второй ногой. Кто коснулся пола – из игры выбывает. Проигрывает та команда, в которой не останется ни одного игрока. В следующем поединке участники передвигаются на другой ноге.

Правило. Во время боя запрещается менять толчковую ногу и убирать руки из-за спины.

Вариант игры. В эту игру можно играть и “один на один”. В этом случае игра идет, как говорят, «на победителя». То есть, проигравший выбывает, а следующий игрок встречается с победителем предыдущего боя. И так – до выявления окончательного победителя. С целью сокращения времени поединка, этот вариант игры целесообразно проводить в круге, диаметром 4-5 метров. В этом случае проигрывает игрок, который коснулся пола второй ногой, или вышел за границу круга.

Методическое указание. Надо сказать, что вариант игры “один на один” имеет очень низкую моторную плотность. Поэтому, рекомендуется проводить его в заключительной части занятия, когда вариант игры «команда на команду» был уже проведен несколько раз.

Примеры бессюжетных игр

«Солнце-дождик» (Для дошкольников)

Для этой игры необходимо определить, что будет являться «домиком». Им могут стать стулья, обручи на земле и другие предметы, расположенные на площадке. Ведущий произносит фразу:

«Солнышко, пора гулять». После этого дети свободно бегают по территории, пока ведущий не скажет: «Дождик, пора домой».

По этой команде ребята бегут в «домики». Можно с каждым ходом уменьшать количество «домиков», чтобы ввести в игру соревновательный элемент.

Тогда победителем станет тот, кто дойдёт до самого конца.

«Чай, чай – выручай!» (для дошкольников – детей среднего возраста)

Игра проводится на ограниченной территории. Выбирается один или несколько водящих. По команде дети разбегаются. Задача водящих – осалить убегающих. Осаленные должны стоять на месте и кричать:

  • Чай, чай – выручай!

Водящие могут охранять осаленного игрока, но не должны стоять прямо рядом с ним или держать за руку. Для спасения участника подойдут простые задания: пролезть между ног (если игра проходит в помещении) или просто задеть рукой.

«Выручить» осаленного может любой свободный игрок. Задача ведущих – осалить всех игроков, остальных – оставаться непойманными как можно дольше.

«Кольцебросы» (для дошкольников старших групп – детей среднего возраста)

Несколько колышков (3–7) расставляют на расстоянии от детей (в зависимости от возраста можно выбрать расстояние 1–2,5 м).

Участники по очереди кидают кольца, количество которых может на 1–2 превышать количество колышков.

Количество попаданий каждого ребёнка подсчитывается, и победителем называют самого меткого игрока.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

«Море волнуется»

Помните эту веселую игру из нашего детства, которая не только включает в работу все мышцы тела, но тренирует воображение.

Суть: Играть можно дома, на улице в детском саду. Дети становятся в круг, и с помощью считалочки выбирается тот, кто водит. Он закрывает глаза и говорит:

Игроки придумывают свою фигуру, которая относится к морской тематике, и «замирают» в ней. Ведущий подходит к любой фигуре и «оживляет» ее. Задача участников изобразить морскую фигуру так, чтобы было понятно, кто или что это. Проигрывает тот, чья фигура менее похожа.

«Ловец ленточек»

Эта игра поможет ребенку хорошенько набегаться и от души повеселиться. Вместе с этим здесь развивается сноровка и увертливость.

Суть: Для игры нужно, чтобы у каждого ребенка было по ленточке, которую надо прикрепить так, чтобы она не падала при движении, но легко доставалась, например, из-за пояса. Ребята убегают, уворачиваются, а ловец догоняет и срывает ленточки. Лишаешься ленточки – выбываешь из игры.

«Овцы и волки»

Этой игрой можно занять маленьких гостей на детском празднике. Дети делятся на «овец», которых больше, и «волков», которых меньше. Например, на 9 «овец» приходится 3 «волка».

На площадке нужно нарисовать круг, по контуру которого, взявшись за руки, становятся ребята, образующие ограду. «Овцы» находятся внутри круга. Ведущий разбрасывает листки бумаги за пределами круга. Это «трава», которую должны собрать «овцы». «Овцы» должны успеть принести траву в круг и при этом не попасться «волкам».  Та «овца», которую поймал «волк», выбывает. Игра заканчивается тогда, когда будет собрана вся «трава» или пойманы все «овцы».

Подвижные игры для детей 3 – 4 лет

Сначала несколько слов о том, почему же подвижные игры для детей так полезны. В процессе у детей:

  • укрепляется иммунитет;
  • улучшается психоэмоциональное состояние;
  • развивается физическая выносливость;
  • формируется ответственность за результат;
  • происходит всестороннее развитие личности.

«Цепочка»

Веселая и очень энергозатратная игра, после которой ваш активный малыш точно будет крепко спать.

Суть: Лучше всего играть на улице или в помещении, где много места. Взрослые могут играть вместе с детьми. Сначала нужно определить границы территории, за которую нельзя выбегать. На старте игры выбирается один человек, который будет догонять разбегающихся игроков. Затем он кого-нибудь догоняет, берет за руку и вместе с ним гоняется за остальными. Когда цепочка соберет всех участников, игра начинается заново.

«Кот и птички»

Эта игра поможет научить ребенка мягким и безопасным прыжкам, а также внимательности и ловкости.

Суть: Для игры понадобится площадка, где можно нарисовать круги. Это можно сделать палкой на земле или мелком на асфальте. Рисуем несколько кругов, столько, сколько участников в игре. Это будут гнезда для наших «птичек». Затем проводим черту, за которой расположится «кот». Пока «кот» спит «птички» гуляют и клюют зерна, затем «кот» просыпается и начинает ловить «птичек». Задача «птичек» успеть спрятаться от «кота» в своих гнездах. Как только «кот» поймает всех «птиц», игра начинается заново.

«Перейди ручеек»

Игра на улучшение координации движения, удерживание равновесия и отработку техники прыжка.

Суть: На игровой площадке на расстоянии 1,5 метра нужно нарисовать две параллельные линии.  А внутри этого пространства – круги. Это будут «камешки», по которым детям нужно будет перейти ручеек, не упав и не намочив ног. Тот, кто прыгает и отступается, временно выбывает и сушит ноги на солнышке. А как высушит, снова участвует в игре.

Игра «Охотники и утки»

“Охотники и утки” (“Выбивало”) – игра на развитие быстроты реакции и ловкости.

Место и инвентарь. Открытая площадка (спортивный зал, игровая комната), волейбольный мяч.

Подготовка. Чертится большой круг на полу. Если игра проводится в относительно узком зале, то можно вместо круга посередине зала, поперек, на расстоянии 8-12 метров друг от друга, нарисовать две линии. Получается прямоугольник, две стороны которого – начерченные линии и две – стены зала. Играющие разбиваются на две (желательно равные) команды – “уток” и “охотников”. “Охотники”, разделившись пополам, располагаются снаружи нарисованного круга (или перед начерченными линиями, с двух сторон). В середину прямоугольника (или в середину круга) становятся “утки”, размещаясь произвольно. Один из «охотников» держит в руках мяч.

Описание игры. По команде преподавателя “охотники”, не входя в круг (не заступая за линии), начинают перебрасывать между собой мяч в разных направлениях, стараясь попасть им в «уток» (осалить). Та «утка», в которую попали мячом (осалили) выходит из игры. Преподаватель засекает, за какое время будут подстрелены все «утки». «Охотники» и «утки» меняются ролями и продолжают игру. Выигрывает команда, которая «подстрелит» всех «уток» быстрее.

Правила.

  1. При бросках мяча в “уток” “охотникам” запрещается заступать за линию круга (поперечную черту); попадание в “уток” игроками, заступившими за линию, не считается.
  2. «Утка» считается осаленной, если, уварачиваясь от мяча, заступила за круг (поперечную линию).
  3. «Утки», которых осалили, в игре не участвуют, пока не произойдет смена команд.

При правильной организации игра “Охотники и утки” создает положительный эмоциональный фон занятия и будет интересна не только детям, но и взрослым.

Подвижные игры в группе

Подвижные игры для детей  в группе, проводят   в основном двумя способами. Это

Фронтальный.

Применение этого метода предполагает, что все участники игры выполняют одинаковые задания.

Групповой.

Здесь, общий коллектив разделяется на две или более групп. Группы получают разные индивидуальные задания. Этот способ требует  осознанной организованности каждой отдельной группы. Такой метод  не используют для младшего возраста. Рекомендации педагогов начинать его применять со старшего дошкольного возраста.

Индивидуальный.

В тех случаях, когда один из детей не в состоянии выполнить упражнение вместе с группой, воспитатель помогает ему в этом. Во время постановки спектакля выступления, для лучшего разучивания номера и упражнения используют этот метод.

Подвижная игра для детей «Вороны и воробьи»

Игра рекомендуется детям младшего школьного и дошкольного возраста и способствует развитию быстроты и внимания.

Место проведения. Спортивный зал или открытая площадка с разметкой для спортивных игр (волейбола, баскетбола и др.).

Подготовка. Все дети разбиваются на две равные команды: “Воробьи” и “Вороны”. Команды выстраиваются двумя шеренгами на расстоянии 1-2 м от средней линии волейбольной площадки (посередине зала) боком друг к другу, или спиной. Таким образом, расстояние между шеренгами получается 2-4 м, в зависимости от возраста игроков и их подготовленности. Окончательно, оптимальное расстояние для конкретных участников игры преподаватель определяет опытным путем.

Описание игры. Преподаватель, стоя у средней линии, произносит по слогам “Вороны”, или “Воробьи”, задерживаясь на последнем слоге. Команда, которую он назвал, должна догонять другую команду. Преследовать противника можно до лицевой линии волейбольной площадки (начало площадки, откуда выполняют подачу). Игроки, которых “осалили” (коснулись рукой) переходят в другую команду. Игра заканчивается тогда, когда в какой-либо команде не остается ни одного игрока.  Кроме исходного положения «стоя» можно использовать и другие исходные положения (например, сидя, лежа и т.д).

В лесу

Цель: совершенствовать навыки ходьбы и бега; развивать внимание и ловкость. Ход игры: дети сидят на стульчиках (скамье), поставленных с одной стороны площадки (спортивного зала)

Ход игры: дети сидят на стульчиках (скамье), поставленных с одной стороны площадки (спортивного зала).

Воспитатель:
Мы сегодня в лес пойдем,
Там грибочков наберем,
В корзину их сложим,
Домой принесем!

Дети расходятся по площадке (спортивном зале) и делают соответствующие имитируемые движения.

На слова воспитателя:
Быстро корзинки берите ,
На свои места бегите!
Дети бегут к своим стульям (лавкам) и садятся.

Рекомендации по проведению игры: воспитателю следует отметить детей, которые ни разу не ошиблись и быстро нашли свои места. В зависимости от времени года, можно давать разные задания: «Цветочки мы соберем» или «Ягод там мы наберем» и тому подобное.

Игра «Салки»


Иллюстрация к детской игре на улице «Салки»

Тоже хорошо известная всем игра для улицы. Чем больше детей в нее играет, тем веселее и интереснее.

Правила игры «Салки»

  1. Выбирается ведущий (по жребию или считалке)
  2. Определяется зона действия игры.
  3. Ведущий бегает за игроками и старается их поймать.
  4. Если он дотрагивается до кого-то, этот ребенок считается «засаленым». Он встает, широко расставив руки и кричит «Чай-чай, выручай!»
  5. Остальные игроки стараются дотронуться до него и «рассалить», а также не попасться в руки ведущему
  6. Ведущий не отходит далеко от «засаленого» и старается поймать как можно больше игроков.

Подвижные игры для школьников

Подвижные игры для школьников помогают ребятам стать более ловкими, проявить находчивость, умение взаимодействовать в команде

В современном мире с культом гаджетов важно, чтобы дети много двигались, у них был развит интерес к народным забавам, укреплялись взаимоотношения между ребятами. Всему этому способствуют развлечения, о которых речь пойдёт ниже

На улице

«Ловля оленей»

Выбирают 2 пастухов, остальные участники игры будут оленями, находясь внутри круга. Пастух за чертой. По сигналу 2 пастуха поочередно бросают мячом по оленям, а те уклоняются от бросков. Олень, в которого попали мячом, — пойман и выходит из игры.

«Удочка»

Игроки становятся в круг. В центре водящий держит скакалку или верёвку, на её конце мешочек, в который насыпан песок. Необходимо вращать веревку над землёй, а детям подпрыгивать, чтоб верёвка их не задела за ноги. Те, кого она задела, выходят из круга.

«3-й лишний»

Игроки ходят, взявшись за руки парами по кругу, между ними двухметровое расстояние. Выбирают 2 водящих: один догоняет, второй убегает и может встать впереди любой из пар. Когда это произошло, игрок пары, перед которой встал, становится тем, которого догоняют. Если игрока догнали и осалили, водящие меняют свои роли.

В помещении

«Крокодил»

Игроки разделяются на 2 команды. В одной задумывают слово («Крокодил») и выбирают игрока из другой команды, которому называют его. Затем он объясняет слово своей команде, не называя, а демонстрируя мимикой, жестикулируя, принимая разные замысловатые позы,  танцуя. Слово можно показывать по частям и полностью, жестами «говорить»: «да», «не знаю», «нет».

Многие школьники назвали «Крокодил» в числе самых популярных и любимых игр, которые проводили на Новый год, день рожденья и в другие праздники.

«Займи стул»

Для организации необходимо расставить стулья по кругу спинками вовнутрь (на один меньше количества участников), игроки должны встать вокруг стульев. Водящий включает музыку или играет на каком-либо инструменте, лучше, чтобы он не видел происходящее при этом.

Участники бегают по кругу возле стульев. Когда музыка перестаёт играть, участник должен быстро занять стул. Если ему не досталось стула, он выходит из круга. 1 стул убирают, игра продолжается, пока не останется 1 участник, он и является победителем.

Игра «Кто дальше»

“Кто дальше” – игра на развитие прыгучести.

Место проведения и инвентарь. Зал (площадка), мел.

Описание игры. Играют две равные команды. На площадке рисуется линия. Игрок первой команды прыгает в длину от линии. На месте приземления (по пяткам) проводят черту. Другой игрок этой же команды становится у вновь отмеченной черты и также прыгает с места вперед. Его приземление отмечается по пяткам, чертой. Так прыгают все игроки команды. Затем игру начинает другая команда, начиная прыжки от той же линии старта, но немного в стороне, чтобы не запутаться. Результат соревнования выясняется, когда прыгнет последний игрок второй команды. Если он продвинется дальше, чем последний игрок первой команды, то побеждает вторая команда. Иначе – вторая команда считается проигравшей.

Правила.

  1. Прыгать нужно, не заступая за линию.
  2. Если играющий после прыжка упал, чертой отмечается то место, где он прикоснулся к площадке какой-либо частью тела, ближайшей к линии старта.

Игра «Картошка»

Игра с мячом для веселого времяпрепровождения компании детей разных возрастов и взрослых на улице. Количество участников – от 6 до 12.


Иллюстрация к детской игре на улице «Картошка»

Правила игры «Картошка»

  1. Дети встают в круг и начинают в произвольном порядке перекидывать друг другу мяч «картошку». Каждый должен поймать снаряд и, не задерживая его в руках дольше одной секунды, перекинуть дальше. Игроки также могут не ловить, а отбивать мяч, чтобы усложнить правила.
  2. Участник, который не отбил или не поймал мяч, задержал его дольше одной секунды в руках, садится в центр круга. Вернуться оттуда можно, если, не вставая с места поймать мяч. В этом случае все игроки из центра возвращаются в круг.
  3. Если в кого-то из детей в центе круга, попал мяч, он может вернуться в игру. При этом все участники, которые соприкасались с ним руками в центре круга, также возобновляют игру.
  4. Побеждает тот, кто последним остался в круге.

Игра «Рыбак и рыбка»


Иллюстрация к детской игре на улице «Рыбак и рыбка»

Простая и веселая игра со скакалкой для детей, в которой могут поучаствовать и взрослые, особенно в роли ведущего. Чем больше участников – тем лучше. Главное, не меньше двух.

Правила игры со скакалкой «Рыбак и рыбка»

  1. Ведущий (рыбак) берет скакалку за один конец и начинает вращаться вокруг себя. Другой конец скакалки должен касаться земли или пола.
  2. Игроки (рыбки) выстраиваются вокруг ведущего.
  3. Они должны не попасться рыбаку. Для этого нужно подпрыгивать всякий раз, когда скакалка подлетает к ним.
  4. Если скакалка коснулась «рыбки», значит нужно выйти из круга. Тебя поймали.

Игра «Вышибалы»

Одна из самых любимых и популярных игр для детей на улице, в которую можно играть часами. Так же можно пригласить взрослых. Чем больше людей участвует, тем веселее!


Иллюстрация к детской игре на улице «Вышибалы»

Правила игры «Вышибалы»

  1. Выбираются 2 ведущих, который встают друг от друга на расстоянии 5 – 7 метров. Можно обозначить их позиции линиями.
  2. Остальные игроки встают посередине.
  3. Ведущие (вышибалы) начинают кидать мяч друг другу, стараясь попасть (вышибить) кого-нибудь из остальных игроков. При этом мяч, стукнувшийся о землю и попавший в игрока не считается результативным.
  4. Игроки могут не только уворачиваться от мяча, но и взаимодействовать с ним в зависимости от броска.
НазваниеОписание
Свечкасвечкой считается мяч, не успевший ударится о землю и пойманный игроком. Свечка — это лишняя жизнь. Ее игрок может оставить себе или подарить выбитым товарищам и вернуть их в игру. При неудавшейся попытке поймать свечку игрок выбывает.
Ручеёквышибала кричит ручеёк! и отправляет мяч катиться по земле. Все, кто в центре, должны выстроиться в шеренгу, расставив ноги «воротцами» Мяч должен прокатиться через все воротца. Тот, под кем мяч не прокатился, выбывает.
Речкакак «ручеёк», только мяч не только катится, а ещё и прыгает
Бомбавышибала кричит «Бомба!» и бросает мяч вверх. Игроки в центре должны сесть на корточки, накрыв голову руками и не двигаться с места. Тот, кого заденет мячом, выбывает.
Гранатавышибала кричит «Граната!» и бросает мяч как обычно. Игроки при этом не могут двигать ногами
Салюткак «бомба», только игроки должные не присаживаться, а поднять руки и закричать «Ура!»
Торпедакак «ручеёк», только надо встать к мячу боком, одну ногу согнуть в колене, а другую вытянуть назад. В такие воротца и надо пропустить мяч.
Каменьвышибала кладет мяч рядом с линией и кричит «Камень!». все игроки должны быстро обежать вокруг мяча. Когда последний игрок обежит мяч, вышибала хватает мяч и кидает. Обычно он попадает в спину последнему убегающему.
Куропаткапохожий на камень вариант: водящий присаживается и помещает голову между колен — чтобы никого не видеть. А игроки должны обежать его и убежать. И опять мяч достаётся последнему
Макарончикивышибала кричит «Макарончики!» и бросает мяч. Игроки, услышав эту команду встают, руки по швам и начинают раскачиваться волной. двигаться с места нельзя. Тот, в кого попал мяч, выбывает
Солдатикипри этой команде все игроки встают неподвижно как солдаты — руки-ноги вместе, мяч катится по земле, как в «картошке». Тот, кого мяч задел, выбывает

С такими бросками игра становится еще более веселой и интересной!

Игра «И убегай, и догоняй»

“И убегай, и догоняй” – подвижная игра на развитие внимания, ловкости периферического зрения и специальной быстроты.

Место занятий. Спортивный зал, площадка.

Подготовка к игре. Перед началом игры определяется игровая зона (например – половина волейбольной площадки), после чего все играющие образуют круг. Каждый игрок должен запомнить своего соседа с правой и с левой стороны. После этого все играющие разбегаются по всей площадке, ожидая сигнала для начала игры.

Описание. По сигналу тренера каждый играющий старается осалить своего правого соседа, помня, что его самого, одновременно, преследует и ловит левый сосед. Если какой-нибудь игрок пойман, то он, с поднятой вверх рукой, покидает площадку, тем самым извещая, что он выбывает из игры. Игрок, у которого правый и левый соседи выбыли из игры, уходит в сторону, как победитель.

Правила.

  1. Игрок считается пойманным, если его осалил рукой левый сосед.
  2. Игрок, вышедший за пределы площадки, считается пойманным.

Методическое указание. В зависимости от  количества занимающихся, их возраста и подготовки, игру можно проводить в различных по размеру игровых зонах.

Меры предосторожности

Взрослый, который организует игры на улице для детей, должен четко знать правила и суть, определенные движения, чтобы суметь легко объяснить их детям. Перед началом игры необходимо провести осмотр площадки, проверить специальные приспособления, инвентарь, лавочки, стойки на отсутствие повреждений и поломок. Обувь и одежда детей должна соответствовать возрасту и времени года, не стеснять движений и не болтаться.

Во время игры взрослый должен организовать детей так, чтобы они не травмировали себя и друг друга. Нужно проинструктировать ребенка о том, что при прыжках и соскоках нужно легко приземлиться на носки, чуть присев. Это позволит скомпенсировать нагрузку тела на ноги.

После окончания игр нужно проверить, как дети себя чувствуют и собрать спортивные приспособления и игрушки. Несмотря на то, что дети разогреты, нельзя давать им пить холодную воду и позволять ходить раздетыми в прохладную погоду.

Детская подвижная игра «Коршун и наседка»

Игра «Коршун и наседка» способствует развитию ловкости и прививает навыки коллективных действий. Место проведения. Открытая площадка (спортивный зал, игровая комната).

Подготовка. Выбирается водящий. Другие игроки выстраиваются в колонну по одному и кладут друг другу руки на плечи. Направляющий в колонне – «наседка», стоящие за направляющим – «цыплята», водящий – «коршун».

Описание.  По команде преподавателя начинается игра и «коршун» пытается поймать «цыпленка», стоящего в конце колонны. Направляющий колонны, «наседка», разводит руки в стороны и защищает цыпленка, мешая «коршуну» забежать в конец колонны. Остальные «цыплята» также, перемещаются в разные стороны, то влево, то вправо, помогая последнему «цыпленку» уйти от «коршуна». Если «коршун» поймал «цыпленка», то «коршун» становится «наседкой», а «цыпленок» становится «коршуном».

Правила.

  1. Опускать руки с плеч и разрывать цепь запрещается. Кто нарушит это правило становится «коршуном».
  2. Если «коршун» долго не может поймать «цыпленка» назначается другой «коршун».

Примеры сюжетных игр

«Бабочки летают» (для дошкольников)

Дети принимают на себя роль бабочек, а ведущий (воспитатель) – ловца. У ловца есть сачок. Дети бегают по указанной территории, пока ведущий говорит слова:

  • На зелёном лужку
  • Бабочки летают.
  • И с цветочка на цветок
  • Весело порхают.
  • У меня в руках сачок
  • Берегись-ка, мотылёк!

После этого дети разбегаются. Пойманные бабочки считаются выбывшими. Оставшиеся до конца игры бабочки считаются победителями.

«Пчёлы и шмели» (для дошкольников – детей младшего школьного возраста)

Дети делятся на две группы – пчёл и шмелей. Пчёлы могут свободно бегать по установленной территории. Один шмель выходит на это поле и пытается поймать одного из бегающих ребят-пчел.

Когда шмель поймал пчелу, они вместе уходят с поля и ловлю начинает следующий шмель. Игра продолжается до тех пор, пока все пчёлы не будут пойманы. Если шмель долго не может никого поймать, он возвращается в «улей», а на поле выходит следующий игрок.

«Охотники и утки» (Для детей младшего школьного возраста)

Несколько ребят становятся охотниками, остальные – утками.

Утки могут свободно передвигаться в круге определённого диаметра (15–20 м), а охотники пытаются попасть в них мячом извне этого круга.

Осаленные утки выбывают из игры. Утки, продержавшиеся дольше всех, становятся победителями.

Примеры игр-забав

«Поймай шарик» (для дошкольников – детей младшего школьного возраста)

Дети получают один или несколько воздушных шариков (в зависимости от количества участников). Задача ребят – не дать шарикам коснуться пола, постоянно заставляя их взлетать вверх.

«Тише едешь – дальше будешь» (для любого возраста)

Чертятся две линии – старт и финиш (расстояние между ними около 30 м). Ведущий становится у финишной черты, остальные – у старта. Ведущий отворачивается и произносит слова:

«Тише едешь – дальше будешь».

Пока ведущий говорит, остальные пытаются пробежать как можно дальше. Ведущий, закончив говорить, резко поворачивается.

В этот момент все должны замереть. Игрок, не успевший остановиться, отправляется обратно к старту. Задача игроков – как можно быстрее добраться до финиша.

«Прыжки в мешках» (для любого возраста)

Ребята делятся на 2 и более команд. У каждой команды есть мешок.

Дети по очереди прыгают в мешках до установленной отметки и возвращаются обратно.

Выполнить это задание должны все участники команды. Цель команды – закончить быстрее соперников.

Самая быстрая команда побеждает.

Подвижные игры являются отличным способом развития навыков у ребёнка. В то время, пока дети получают удовольствие и развлекаются, двигательная активность положительно сказывается на их здоровье, повышает выносливость и ловкость, а также учит детей работе в команде. Таким образом, ребёнок развивается, пока занимается тем, что ему интересно.

Игра «Я знаю 5 имён»


Иллюстрация к детской игре на улице «Я знаю 5 имён»

Веселая игра с мячиком, в ней может принимать любое количество детей.

Правила игры «Я знаю 5 имён»

Каждый игрок поочередно берет мяч и чеканит им об пол. В это время говорит: «Я знаю 5 имен девочек» и перечисляет эти 5 имен. Главная задача — не сбиться, не повториться, не потерять темп.

Если все получилось, то задается следующая тема, например:

  • Я знаю 5 городов
  • Я знаю 5 рек
  • Я знаю 5 названий десертов
  • Я знаю 5 имен мальчиков
  • Я знаю 5 названий машин
  • И так далее

Если игрок сбился, то мяч передается следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.

Побеждает тот, кто охватил большее количество тем.

Игровые упражнения

Игровые упражнения тоже делятся на упражнения сюжетного и несюжетного характера.
Упражнения сюжетного характера — «Мишка на свергнутому дереве» (ползание по скамейке); «Попугай на шесте» (ходьба в равновесии по гимнастической палки) и тому подобное.

Игровые упражнения несюжетного характера — это упражнения, в основу которых положены действия с предметами: «Добеги до флажка», «Пролезь в обруч».

Игровые упражнения имеют ряд преимуществ: они выполняются каждым ребенком и выполнения двигательного задания не связано с действиями других детей; воспитатель добивается усвоения того или иного движения всеми детьми; в ней более четко выступают задачи прямого обучения.

Лягушки

Цель: совершенствовать умение прыгать на обеих ногах, продвигаясь вперед; развивать ловкость.

Ход игры: из числа участников воспитатель выбирает «лягушку» и двух «лягушат». Дети становятся кружком, а «лягушка» и «лягушата» — в середину круга.

Дети идут по кругу, проговаривая вместе с воспитателем:
Скачет лягушка по дорожке,
Вытянув длинные ножки.
Увидела комара,
Проквакала…

А за лягушкой лягушки,
Стали весело прыгать,
Тоже увидели комара
Проквакали…

Ребенок, который играет роль лягушки, прыгают по кругу на обеих ногах, на слова «Увидела комара, проквакала…» останавливается и говорит: «Ква-ква-ква!»

Дети, которые играют роли лягушат, прыгают за лягушкой по кругу на обеих ногах.

На слова воспитателя «Тоже увидели комара, проквакали… » останавливаются и говорят: «Ква-ква-ква!».

Воспитатель выбирает новых «лягушку» и «лягушат», игру повторяют.

Меры предосторожности

При проведении подвижных игр стоит помнить о технике безопасности

Несоблюдение мер предосторожности может привести к травмам и другим неприятным последствиям, поэтому важно ознакомить детей с правилами игры, указать территорию, на которой она будет проводиться, рассказать, что делать при падении и т.д

Основные правила проведения подвижных игр:

  • Проводите игры на безопасной поверхности: плоской, без неожиданных ям и бугорков, желательно не слишком твёрдой. Идеальная поверхность – травянистая.
  • Не проводите игры на улице во время или сразу после дождя, так как земля становится скользкой.
  • Если игра проводится в помещении, убедитесь, что его площади будет достаточно.
  • Не проводите игры вблизи автомобильных дорог или парковок. Лучшее место – специально оборудованная закрытая площадка.
  • Если используется спортивный инвентарь (мяч, канат, скакалка), убедитесь в его исправности, расскажите детям о правилах использования. Следите, чтобы ребята придерживались их.
  • Проверьте обувь детей: она должна быть удобной, крепко держаться на ноге, не вызывать сложностей при беге. Одежда также должна быть подходящей. Не стоит пренебрегать головным убором, если игра проводится на улице в солнечный день.
  • При необходимости используйте защиту: шлем, наколенники, налокотники.
  • Можно подготовить воду, чтобы ребята могли утолить жажду после игры.

Если кто-то из детей всё-таки получил травму, окажите первую помощь и при необходимости доставьте до места, где он получит квалифицированную помощь.

Игра «Хали-Хало»


Иллюстрация к подвижной игре «Хали-Хало»

Очень интересная, подвижная и веселая игра на улице, в которой могут участвовать как дети, так и взрослые. Достаточно двух человек, но чем больше, тем веселее. Вам понадобится мяч, смекалка и хорошее настроение.

Правила игры «Хали-Хало»

Дети встают в круг и выбирают ведущего с помощью считалки.

Ведущий берет мяч в руки и сначала загадывает всем игрокам слово. Говорит его описание и первую букву. Например, «Животное, которое любит малину. Первая буква М».

Игроки предлагают свои варианты. Как только кто-то из детей отгадает правильное слово, ведущий кричит «Хали-Хало», бросает мяч как можно выше и убегает.

Ребенок, отгадавший правильный ответ бежит за мячом. Поймав его, он должен крикнуть «Стоп!». Ведущий останавливается.

Теперь игрок должен отгадать, сколько ему нужно сделать шагов до ведущего. Но шаги непростые.

Описание шагов в игре «Хали-Хало»

НазваниеОписание
ГигантскиеОчень большие шаги, на максимум ширины
НормальныеОбычный шаг
ЛилипутскиеШаги в половину нормального
ЛягушачьиКаждый шаг – это прыжок на корточках
КенгуриныеШаг в прыжок с места двумя ногами
Зонтики или карусельПоворот вокруг себя в сторону ведущего
МуравьиныеПодставляется пятка одной ноги к носку другой
ВерблюжьиШаг на расстоянии плевка

Можно называть любое количество разных видов шагов.

После того как ребенок сделает названное количество шагов, он бросает мяч в кольцо из рук, которое сделает ведущий. Если игрок попал, то он становится ведущим, если нет, ведущий остается прежним.

Хали-Хало – очень интересная и необычная игра. Уверена, что и взрослые захотят присоединиться к своим детям.

Летние игры для детей на свежем воздухе в детском саду

Будучи дошкольниками, многие ребята уже имеют возможность значительно ускорить быстроту реакции, научиться, мгновенно, переключаться с одного действия на другое, и существенно повысить выносливость тела – этому могут способствовать динамичные летние игры для детей в детском саду.

Наиболее популярные весёлые игры для детей 5-6 лет:

Щука и караси

Дети выбирают, кто будет щукой, а остальные разделяются на карасей, которые должны перемещаться внутри круга, и камешки – те, кто его образовывает. Воспитатель даёт сигнал, громко произнеся «Щука!», после чего в круг «вплывает» щука и начинает ловить мелких рыбок. Караси должны успеть спрятаться за участников, изображающих камни, а те ребята, которых поймали, выходят за пределы круга.

Проводить игру можно несколько раз, после 3-4 раз подсчитывают пойманных карасей. Затем заново выбирают ребёнка на роль хищника, а другие дети – караси и камешки, должны поменяться местами.

Рыбаки и рыбки

Воспитатель выбирает двух детей и назначает их рыбаками (это можно сделать с использованием считалки), им завязывают глаза и ставят напротив друг друга

Другие детки – рыбки, которые должны осторожно проскользнуть между рыбаками, чтобы не попасть в их сети. Те, кого удалось «выловить», в свою очередь становятся рыбаками

Хитрая лиса

Ведущий строит детей в круг на расстоянии одного шага. Ребятам предлагается закрыть глаза, а взрослый выбирает лису. После этого все открывают глаза и пытаются выяснить, кто из них хитрый рыжий хищник. После этого они должны трижды спросить: «Хитрая лиса! Где ты?». Сначала спрашивают тихо, потом всё громче. В третий раз ответом на вопрос является выход лисы, отвечающей, что она здесь. Дальше она пытается ловить детей, пойманным ребёнок считается, если она к нему прикоснулась. Рыжая плутовка может поймать 2-3 человек, и игра начинается сначала.

Кегли

Игра рассчитана на 2-3 детей. Понадобится 3-5 штук кеглей и один деревянный шар

Важно, чтобы поверхность, по которой он будет пущен, была ровной. Кегли устанавливают на расстоянии полутора метров или чуть больше

Победу одерживает ребёнок, сбивший как можно больше кеглей.

Застывшие фигуры

Прежде всего, надо выбрать водящего, который отходит в сторону и смотрит, как остальные дети бегают и прыгают посередине площадки. Чтобы остановить это движение, ведущий может протрубить в рожок или ударить в бубен. В этот момент остальные участники дружно застывают в том положении, в котором их застал звук музыкального инструмента. Теперь дело водящего ребёнка – выбрать понравившуюся фигуру. После это выбранный малыш исполняет его роль.

Пятнашки

Старая, весёлая игра, так любимая детьми. Необходимая принадлежность – цветная лента. Среднюю по величине площадку следует огородить флажками или камешками, заходить за её границы нельзя. Пятнашку назначает взрослый или один из детей, этот ребёнок и получает цветастую повязку. Его задача коснуться рукой любого из играющих. В этом случае участник должен выйти за круг. После того, как главный герой дотронется до нескольких ребятишек, можно выбрать другого водящего.

Подвижные игры для детей на улице летом, вполне могут быть перенесены в помещение, если оно, достаточно, просторное.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий