Подготовка школьников к общению

Что же вы можете сделать как родитель для развития навыка общения у своего ребенка?

Совет 1 – При общении с ребенком важно понимать, что Вы – пример. Ребенок подражает вашему стилю общения

Поэтому начните с себя! Постарайтесь замечать за собой, что вы вежливо общаетесь с окружающими: здоровайтесь, благодарите, вежливо выражаете просьбу. Научите вашего ребенка поздравлять близких родственников и друзей с праздниками. Выбирая способ поздравления, сделайте выбор в пользу звонка или голосового сообщения (не картинку!). Вложите в свое поздравление все теплые и добрые эмоции, вы можете попросить ребенка добавить свои поздравления.

Совет 2  – Во время общения с ребенком смотрите ему в глаза, слушайте его внимательно, не перебивайте. Если ребенок сидит, сядьте на его уровень. Это поможет убрать все неловкости в вашем общении. 

Совет 3 – Используйте невербальное общение. Держите за руку, обнимите своего ребенка

Невербальное общение очень важно в построение доверительных отношений

Совет 4 – Задавайте вопросы. Используйте метод активного слушания, уточняйте детали, задавайте наводящие вопросы. Пусть ребенок также задает вопросы вам.

Совет 5 – Разговаривайте с ребенком на любые темы. Советуем завести традицию вечером перед сном – обсуждать один важный вопрос. Это поможет ребенку рассмотреть тот или иной вопрос под разным углом, помогайте выстраивать мысли. Вы можете скачать вопросы для обсуждения здесь и определить уровень коммуникативных навыков.

Совет 6  – Старайтесь давать вашему ребенку проявлять коммуникативные навыки в общественных местах. Дайте возможность ребенку сделать заказ в ресторане, оплатить проезд в транспорте, поговорить на кассе с продавцом и т.д.

Совет 7 – При обнаружении конфликтов в школе, выслушайте ребенка до последнего слова. Не давайте советов, дайте возможность ребенку выговориться, высказать свою точку зрения. Если он не прав в этой ситуации, постарайтесь смоделировать ситуацию, чтобы ребенок сам понял свою вину и предложил варианты решения проблемы. Вместо “Будь умнее – просто помолчи!” предложите ребенку такие вопросы “Как думаешь, почему Петя так сказал тебе?” “Что бы ты хотел сказать Пете, но не сказал?” “Что надо сделать, чтобы решить эту проблему?” и прочее. Учите ребенка решать конфликты с помощью общения. 

Безусловно развитие коммуникативных навыков ложится не только на плечи родителей, но и на учителей и, в целом. школьное образование. ФГОС предусматривает освоение коммуникативных навыков учеников.  Для формирования умений общаться учитель использует групповую форму работы, где ученики могут поделиться своими знаниями друг с другом, разделить мнения, проверить друг друга и прочее. 

Важное преимущество групповой работы в том, что ученик высказывает свое мнение, отстаивает свою точку зрения, прислушивается к мнению своих товарищей, сопоставляет свое мнение и мнение других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. . При групповой форме работы между учениками и учителем возникают деловые отношения

Учитель принимает участие в работе групп только тогда, когда возникают проблемы, в другое время выступает наблюдателем. 

При групповой форме работы между учениками и учителем возникают деловые отношения. Учитель принимает участие в работе групп только тогда, когда возникают проблемы, в другое время выступает наблюдателем. 

Обмен мнениями и мыслями между учащимися учебной группы активизирует деятельность каждого, даёт стимул для развития мышления, Это способствует развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний и накоплению индивидуального опыта.

Коммуникативные навыки – не врожденные, именно поэтому нужно приложить усилие, чтобы научиться общению. Общение – залог развития личности. Читайте книги, поощряйте детей в чтении, ходите в гости, гуляйте, общайтесь, и все будет хорошо!

Первый и второй класс (6-8 лет)

Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем

Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе

Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.

Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:

  • принадлежат к активу класса;
  • хорошо учатся;
  • имеют опрятную внешность;
  • с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.
  • неопрятны;
  • капризны;
  • замкнутые и молчаливые;
  • неохотно делятся;
  • отстают в учебе.

Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем

Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.

Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:

  • читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
  • учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
  • кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
  • приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
  • не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов

Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

1

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

2

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

3

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

4

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

5

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

6

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Гуру смол-тока

Чтобы потренироваться завязывать знакомства, начни с малого. Буквально с малого — со смол-тока (от англ. small talk), что дословно переводится с английского как «маленький разговор». Смол-токи с незнакомцами могут стать отличным тренажером.

Итак, челлендж. В течение семи дней заводи смол-токи на разные темы с незнакомыми людьми. 7 дней, 7 новых людей, 7 тем для разговоров. Если хочешь усложнить себе задание, попробуй превратить нового собеседника в нового друга.

И, как всегда, не забывай о безопасности. Не стоит подходить к подозрительной личности в темном переулке в надежде завести смолток. А вот начать разговор с кем-то из параллельного класса в очереди в столовую — неплохая идея.

Если с кем-то из собеседников вы стали действительно интересны друг другу и у вас есть время продолжать разговор, то смол-ток может перетечь в более содержательное общение.

Методы развития коммуникативных навыков

Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра. 

Прежде чем подобрать занятия для своего ребенка, полезно взять на заметку несколько рекомендаций:

  • Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, особенно с дошкольниками. Их работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
  • Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
  • Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.

Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно

Игры на развитие коммуникативных навыков

Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.

Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.

  1. Игра «Хор животных». Для игры выбирается любая популярная детская песенка. Но исполнять ее нужно не словами, а пытаясь сымитировать голос разных животных: «кря-кря», «мяу-мяу», «ква-ква-ква». Каждый игрок изображает конкретное животное и исполняет свою часть песенки. Заканчивают пение все дети.
  2. Игра «Комплименты». Цель игры — развитие взаимовежливости и эмоциональных контактов. Участники должны говорить друг другу приятные, красивые слова, стараясь не повторяться. Во время произнесения комплиментов нужно смотреть собеседнику в глаза. Тот, кто получает комплимент, в ответ обязательно благодарит говорящего.
  3. Игра «Мышеловка». Эта игра научит находить выход из затруднительных положений. Все участники образуют тесный круг, в середине которого прячется «мышка». Она должна найти выход из круга или уговорить одного из участников пропустить её. Если игра происходит в близкой компании, к примеру, при участии родителей, маленького игрока можно крепко обнять и предложить освободиться путем уговоров.

Упражнения, развивающие коммуникативность

Их лучше проводить с опорой на наглядность. То есть, для работы потребуются доска и картинки. Если в упражнении участвуют несколько детей, они выполняют их по очереди. Остальные участники наблюдают, и если выполняющий позволит, могут давать советы.

Для развития коммуникативных навыков можно воспользоваться такими упражнениями:

Разместить на доске карточки с изображениями людей, на лицах которых можно отследить определённые эмоции. Далее нужно рассказать небольшую историю о конкретном человеке. К примеру: «Это — Вася, он грустит, потому что сломалась его любимая игрушка». Ведущий спрашивает у детей, как можно помочь Васе, игроки по очереди предлагают свои варианты.
Доску разделить на две половины, одну пометить знаком «+», другую — «-». Далее дети по очереди выходят к доске, им предлагается несколько картинок. Каждый участник выбирает «плохой» и «хороший» вариант

Важно, чтобы направление картинок было одинаковым, к примеру, целая и разбитая чашка, улыбающийся и плачущий мальчик. Игрокам надо составить по картинкам небольшой рассказ.
Коллективное слушание художественного произведения

Лучше начинать с небольших сказок. Взрослый читает её детям, а затем все коллективно обсуждают сюжет
Особое внимание нужно уделять действиям персонажей, выделять хорошие поступки. Негативные моменты также нужно отмечать, вместе с детьми выясняя, почему так делать нельзя.

Совет! Если маленький участник затрудняется выполнить какое-либо упражнение, можно помочь ему. Но выполнять задания за детей не нужно. Можно задавать наводящие вопросы или озвучивать слова-подсказки. Лучше начинать упражнение с самых простых элементов, постепенно усложняя задачу.

Говорение и слушание

Для успешной коммуникации нужны два навыка — говорение и слушание. Необходимо найти баланс между ними. Человек в среднем произносит 125–190 слов в минуту и воспринимает без значительных потерь понимания до 300.

Наш темп речи оказывает значительное влияние на то, будет ли наш собеседник внимательно нас слушать. Вспомни те случаи, когда собеседник тебя не слушал. Запиши, по каким признакам ты это понял(а) и что ты чувствовал(а) во время такого разговора.

Чтобы добиться расположения собеседника в разговоре, попробуй применить приемы активного слушания. Это термин из психологии, он означает, что человек выражает свой интерес к словам собеседника. Людям приятно, когда ими интересуются. И обидно, когда их игнорируют.

Средняя и старшая школа

У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового

Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей

Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками, которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.

Страхи при общении

Представь: ты начинаешь разговор с совершенно незнакомым человеком. Тебя охватывает волнение, и в какой-то момент ты думаешь: «Это провал, не стоило и начинать». Часто мы избегаем общения, потому что боимся выглядеть нелепо в глазах других людей. Из-за этого мы упускаем сотни и тысячи возможностей узнать что-то новое или просто приятно провести время.

Как ты думаешь, что такого ужасного могут подумать о тебе другие люди? Запиши свои страхи. Эти страхи мешают начать общение. Попробуем справиться с ними.

Теперь зачеркни свои примеры и напиши близкие по значению слова, но с положительной оценкой.

Пример. Назойливый — очень внимательный, интересующийся. Этот прием называется рефреймингом — с его помощью мы меняем свое восприятие оценки или события.

Приемы активного слушания

1. Зрительный контакт

Это простое и в то же время очень важное правило: когда ты не смотришь на человека во время разговора, он чувствует, что его слова тебе не очень-то интересны. Это его бессознательная реакция

2. Уточнение

Попроси пояснить что-то. Обычно мелкие недосказанности люди додумывают друг за друга

Твоя просьба не только продемонстрирует внимание к разговору, но и повысит уровень взаимопонимания

3. Отзеркаливание

Часто мы интерпретируем то, что говорит собеседник, не совсем так, как он бы этого хотел. Дослушав собеседника, скажи: «Правильно ли я понимаю, что…» — и далее кратко перескажи то, что услышал(а). Дай ему возможность подкорректировать твой пересказ. Этот прием даст собеседнику понять, как его слова звучат со стороны, и повлиять на это впечатление, если он в чем-то был понят неверно.

4. Реакция

Если человек говорит о важной для него теме, ему будет ценна эмоциональная реакция (то есть эмпатия). Сказав «мне больно это слышать» или «здорово, что у тебя получилось!», ты покажешь, что разделяешь чувства собеседника

Не нужно врать, если ты ничего особенного не чувствуешь, это может прозвучать неискренне и отпугнет.

5. Пауза

Когда человек рассказывает тебе что-то, позволь ему делать паузы, не спеши заполнить их собой. Если разговор трудный, он оценит твою поддержку.

По материалам книги «Есть контакт!».

Обложка статьи: unsplash.com

Безопасное знакомство

Этот чек-лист поможет подготовиться к знакомству с новой компанией. Здесь важна максимальная осведомленность. Получить удовольствие от процесса общения будет легче, если ты знаешь, что тебе предстоит, и чувствуешь себя в безопасности. Если какие-то пункты остались неотмеченными, подумай, стоит ли знакомство такого риска? Если тебе необходимо еще что-то, чтобы чувствовать себя в безопасности, добавь это в чек-лист.

  • Я в знакомом месте.
  • Я знаю минимум одного человека из компании.
  • Я знаю, где поблизости пункт полиции или люди, к которым можно обратиться.
  • Я могу прекратить общение, когда мне захочется.
  • Я не замечаю ничего подозрительного в этих людях.
  • Никто из компании не проявляет слишком сильную заинтересованность в общении со мной.
  • Мне не предлагают делать что-то незаконное.

Приемы работы по формированию навыков общения во внеурочной деятельности

Навыки общения учащихся начальной школы активно развиваются во внеурочной деятельности

Она позволяет уделить этому вопросу внимание и распределить временные ресурсы для реализации обучения общению и коммуникативному взаимодействию

К основным приемам работы по развитию навыков общения относятся следующие:

  1. Классные часы по вопросам коммуникации и ее нравственным составляющим. Проводятся уроки доброты, справедливости, милосердия и т.д. Темы освещаются в виде лекций, дискуссий, просмотра сказок и обсуждения поведения героев, их поступков, а также организации ролевых игр.
  2. Упражнения по формированию навыков составления оценочных высказываний. Учащиеся учатся выражать свои эмоции, оценивать поступки, состояния, называть признаки предметов. Например, «Это так красиво!», «Какая прелесть!», «Как здорово тут оказаться!», «Сколько удивительного вокруг» и др.
  3. Проведение языковых игр. Они ориентированы на развитие навыков общения, активизацию речи учащихся. Дается слово, с которым составляются предложения. Они могут касаться какой-то темы, затрагивать область человеческих отношений, а также иные темы. Их актуальность заключается в развитии активного словаря учащегося и устранение стеснения, замкнутости в общении.
  4. Проведение ролевых игр. Между учащимися распределяются роли и происходит общение согласно ролям. Каждый учащийся может побыть президентом, журналистом, спортсменом, врачом, учителем и т.д. Ролевые игры основываются на включение в них встреч, знакомств с новыми людьми, оказания помощи, обращение с просьбой и т.д. Игры отражают труд людей, героизм, патриотизм, затрагивают темы творчества, сюжеты литературных произведений, а также бытовой жизнедеятельности учащихся.
  5. Организация дидактических игр. Они ориентированы на развитие речевых навыков учащихся. Происходит расширение активной лексики, освоение выразительных языковых средств, формируются навыки построения связных высказываний, объяснений и рассуждений.
  6. Проведение коммуникативных тренингов. Они включают в себя упражнения, ориентированные на развитие основ общения учащихся, формирование навыков взаимопонимания, уверенности в себе и способности к принятию решений.

Также, вопросы общения и социального взаимодействия обсуждаются с родителями учащихся. Проводится диагностика уровня развития общения среди учащихся и их родителей, организуются встречи по повышению родительской компетентности в сфере общения детей конкретной возрастной группы, устраиваются совместные мероприятия с приглашением родителей и обсуждения проблемных моментов в коммуникации детей, их коллективных взаимоотношениях.

Кроме того, одной из форм работы по развитию навыков общения является организация полезного досуга. Такая деятельность связана с проведением экскурсий, организацией прогулок, походов в учреждения культуры, постановкой спектаклей, участием в социальных акциях, организацией летних лагерей.

Также, в современных школах организуются кружки разной направленности. Они не только развивают творческую сторону личности, способствуют полезному проведению досуга, но и расширяют сферу коммуникативного взаимодействия учащихся, учат общению в разных ситуациях и направлениях деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий