Почему ребенок бьется головой об пол и стены: причины и как реагировать

Как успокоить ребёнка при истерике

Универсального способа справиться с детской истерикой нет и не может быть. Всё зависит от ситуации, психологических особенностей ребёнка и вашего эмоционального состояния в конкретный момент. То, что помогло однажды, не будет работать всегда

Важно быть внимательным к ребёнку, проявлять чуткость и изобретательность:

Не пропустите предвестники. Проще предупредить истерику, чем остановить. Каждый родитель знает, что происходит с его ребёнком, когда он готов расплакаться. Кто-то начинает сопеть, кто-то — негромко подвывать или поджимать губы

Очень важно отреагировать именно в этот момент — дать ребёнку понять, что вы рядом, и не позволить впасть в отчаяние

Установите контакт. Подойдите к ребёнку, опуститесь на его уровень. Не смотрите сверху вниз. Помогите ему разобраться в своих чувствах, проговорив его эмоцию: «Я понимаю: тебе обидно / тебе грустно / ты испугался. Мне очень жаль». Часто этих слов, участливого взгляда и объятий бывает достаточно, чтобы предупредить истерику и выйти на конструктивный разговор.

Выясните причину. Если она неочевидна, прямо спросите ребёнка, что случилось. Если он уже начал кричать, может помочь фраза: «Когда ты плачешь и кричишь, я не могу понять, чего ты хочешь. Пожалуйста, скажи спокойно». Внимательно выслушайте ребёнка и воздержитесь от оценок: не перебивайте и не критикуйте.

Озвучьте свою позицию. Говорите спокойно и уверенно. Не бойтесь сказать «нет», но аргументируйте свой отказ понятным ребёнку языком. Например: «Я понимаю, что тебе хочется ещё поиграть здесь, но пора домой. Мы можем вернуться сюда в другой день». «Сейчас я не могу купить тебе это. Но когда ты вырастешь, сможешь покупать себе любые вещи, какие захочешь».

Попробуйте переключить внимание. Чтобы разрядить обстановку, постарайтесь отвлечь ребёнка чем-нибудь интересным: домашним животным, игрушкой, происходящим на улице, поиском сладостей на кухне

Это поможет закончить разговор на позитивной ноте.

Если предупредить всплеск эмоций не вышло, и чувства ребёнка взяли верх над разумом — придётся позволить ему это пережить. Успокаивать, призывать к порядку или ругать ребёнка во время истерики бесполезно. Демонстрируйте спокойствие, но не безразличие! Не нужно отворачиваться и тем более уходить. Просто будьте рядом, ждите, когда эмоции улягутся, и будьте готовы начать диалог, когда ребёнок окажется к нему готов. Далее пробуйте действовать, как написано выше: поговорите с ребёнком о его чувствах, постарайтесь понять причины истерики и урегулируйте конфликт.

Помните, что ребёнок устраивает истерики, только если чувствует себя в безопасности. Поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, поблагодарите ребёнка за то, что доверил вам свои чувства. Ваше безусловное принятие поможет ему проникнуться к вам ещё большим доверием, и отношения между вами станут ещё крепче.

Через некоторое время поговорите с ребёнком о случившемся. Без лишних эмоций объясните ему, что крики и слёзы не помогают, а только мешают достичь желаемого. И расскажите, как следует поступать в таких ситуациях.

Лечение с помощью психолога

Если самостоятельно с проблемой справиться не получается или малышу уже больше трёх лет, а поведение не меняется, то следует обратиться за помощью психолога. Он не только поможет найти причины, но и при необходимости назначит подходящее лечение.

Методы лечения:

  • Арт-терапия. С помощью такой терапии ребёнок учится выражать свои отрицательные эмоции, агрессию через творчество.
  • Иппотерапия. Терапия осуществляется при помощи лошади. При общении с лошадью ребёнок становится более открытым, снижается напряженность.
  • Лечение при помощи других животных. В этой терапии чаще всего используются декоративные собаки, кролики и кошки

Если ребёнок хорошо себя чувствует, развитие соответствует всем нормам, то с течением времени привычка исчезнет. Однако если после трёх лет она сохранилась, следует обратиться за консультацией к детскому неврологу.

Помните, даже если ваш малыш перерос привычку бить себя по голове, нельзя забывать о том, что она была у него. Научите его правильно вести себя в стрессовых ситуациях, преодолевать чувства вины и обиды, справляться с трудностями. Тогда ваш малыш вырастет здоровой личностью, с устойчивым характером и умением вести себя в разных жизненных ситуациях.

Причины аутоагрессии у детей

Этой историей хотелось бы объяснить, что главная причина аутоагрессии у детей — внутрисемейные отношения. Дисгармоничное воспитание все чаще выступает катализатором агрессивного поведения. Дети перенимают модель общения с окружающим миром посредством копирования поведения родителей.

Ежедневные конфликтные ситуации, напряжение и стресс в семье напрямую сказываются на незрелой нервной системе ребенка. При стрессовых или фрустрирующих событиях, когда малыш сталкивается с сильнейшей базовой эмоцией — злостью, — реакция может быть в форме «отзеркаливания» модели поведения, которую он ежедневно наблюдает в семье.

Что чувствует малыш, если мама «загорается» как спичка в ответ на его любую шалость и шлепает: «Удары, шлепки — это норма, когда я делаю что-то не то или у меня что-то не получается».

Что чувствует ребенок, если родители его ругают, стыдят и запрещают злиться: «Я плохой, со мной что-то не так. То, что я испытываю, может отвергнуть моих родителей».

Систематическое повторение подобных ситуаций заставляет ребенка убирать свое «неправильное» поведение наиболее привычным для него способом, скопированным из семьи.

Многие родители возмущаются: «Как же так?! В нашей семье нет физических наказаний в воспитании ребенка, откуда берется аутоагрессия?»

Важно понимать, что причина подобного поведения в большей степени — не жестокость наказаний, а испуг от эмоций и гримас взрослых. Дети, предчувствуя реакцию взрослого, стараются опередить ожидаемый страх и причиняют себе физическую боль

В том случае, если родители бурно реагируют, такое поведение может стать манипулятивным

Ребенок осознает, что с помощью подобных действий получает дополнительное внимание со стороны мамы, чувство жалости и желаемое

Такие манипуляции имеют свойство очень быстро фиксироваться в детско-родительских отношениях. Малыши понимают эффективность аутоагрессии в достижении целей, и поведенческая коррекция становится непростой. Отличительная особенность манипулятивной аутоагрессии — нанесение физической боли себе происходит только в присутствии близких, чтобы наблюдать за их реакцией, и только для достижения какой-либо цели.

Как обычно это происходит?

Как бы странно это ни казалось, подобное поведение среди младенцев в возрасте от 6 месяцев – обычное явление, но вам от этого явно не легче. Как любой волнительный родитель, вы склонны драматизировать ситуацию. Может ли удар головой повредить мозг? А, может, это признак серьезного заболевания? 

Подобное поведение у детей может принимать различные формы. Некоторые дети бьются головой только тогда, когда лежат лицом вниз в кровати, а затем несколько раз ударяются головой о подушку или матрас. В других случаях они ударяются о стену, перила кроватки или спинку стула, находясь в вертикальном положении. Некоторые при этом раскачиваются или издают стоноподобные звуки. 

Эти эпизоды обычно не длятся более 15 минут, однако для вас они могут показаться бесконечностью, потому что вы беспокоитесь за здоровье малыша.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.

Что такое детская истерика

Это состояние крайнего нервного возбуждения, после которого человек теряет самообладание и ведёт себя неадекватно: не принимает помощь и не идёт на контакт.

Истерики выглядят довольно пугающе, но это просто особенность взросления, которая проявляется у всех детей в возрасте от двух до пяти лет. Для психики это способ избавиться от лишнего напряжения. Кроме того, при помощи истерик ребёнок учится распознавать границы дозволенного и устанавливает отношения с родителями.

Самые яркие и частые истерики случаются у детей в трёхлетнем возрасте. В это время они переживают первый кризис — осознают несоответствие желаний и возможностей. Ребёнок ощущает себя достаточно взрослым и самостоятельным, но всюду сталкивается с ограничениями и протестует против них. Даже самые тихие и послушные до этого мальчики и девочки нередко заходятся криком, казалось бы, без видимых причин.

К 6–7 годам истерики у детей случаются всё реже. К этому возрасту ребёнок уже умеет сохранять самообладание и знает правила поведения в обществе. И даже в этом возрасте ситуативные вспышки эмоций — вполне нормальное явление. К специалистам стоит обращаться, только если истерики случаются регулярно, два раза в месяц и чаще.

Аутоагрессия у взрослых

Взрослые, которым в детстве постоянно говорили, что злиться — это плохо, что хорошие мальчики и девочки так себя не ведут, с возрастом испытывают проблемы с нарушением собственных границ, могут иметь тревожно-депрессивные расстройства, склонность к суицидальному поведению. Подавляя эмоции на уровне внутренних ощущений, человек становится беззащитным по отношению к стрессу, тем самым травмируя себя.

Максиму 27 лет, и только несколько месяцев назад по совету жены он обратился за помощью к психотерапевту. Супругу стали пугать последствия их ссор. После того как конфликт набирал обороты, Максим уходил в кладовку и со всей силы бил кулаками о стену. Объяснить поведение он не мог, да и за долгое время привык справляться со стрессом через физическую боль.

Парень не считал свое поведение необычным. Ведь еще с детства он привык так выражать отрицательные эмоции. Однажды в 16 лет после скандала с отчимом нож сам оказался в руках. Неглубокие порезы за минуту рассыпались на левой руке, словно гроздь винограда. Стало легче, но из-за угроз семьи принудительным лечением в психиатрической больнице он больше не прибегал к этому способу. Куда привычнее было сражение со стеной.

Еще в его жизни был период алкогольной зависимости, который благополучно завершился после встречи с будущей женой. Спустя два месяца плотной работы с психотерапевтом появились первые успехи. Руки Максима наконец-то зажили, а количество ссор резко снизилось.

Важна ли коррекция аутоагрессии в детстве? Несомненно. Закрывая глаза на поведение ребенка, мы сами создаем предпосылки многих проблем в будущей взрослой жизни. Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, не подвергал себя девиантному поведению, мы должны приложить максимум усилий по коррекции, а не бездействовать.

В чем разница между ложными и истинными истериками в раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет)

Истерики, когда ребенок падает на пол и бьется головой, относятся к категории ложных. Такое поведение — не патология, а проживание негативизма, упрямства, строптивости, своенравия и бунта, характерные для раннего детского возраста.

Важно! Не путайте такое поведение с аффективными (истинными) истериками. 

Истинные истерики — это аффективные состояния, когда ребенок не может себя контролировать. Причиной чаще всего является какое-то заболевание (например, сахарный диабет). Такие истерики возникают внезапно и без причины. Они могут быть в любом возрасте ребенка. В подобных случаях нужно медицинское обследование.

Почему ребенок начинает биться головой об пол в 1,5 −2 года

Причина всего — это рывок в развитии. Детская психология связывает такое поведение с кризисом 3-х лет. Периодом, когда ребенок переживет множество психологических и физиологических изменений:

  1. Меняются пропорции тела.
  2. Приходит осознание своего «Я».
  3. Попытки отстоять свои желания и границы.

Психологически ребенок уже ощущает себя наравне со взрослыми, но это не так, ведь он еще не может:

  • регулировать бушующие эмоции;
  • полноценно изъявлять желания;
  • анализировать ситуацию.

Важно! Кризис 3-х лет не обязательно наступает именно в этом возрасте. Он может настигнуть ребенка и в полтора, и в 2 года, а, может, наоборот, прийти с опозданием — в 4 года

Релаксационные игры для дошкольников

Чтобы эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста, подойдут расслабляющие игры. Их цель — снять высокое психоэмоциональное возбуждение и создать положительный эмоциональный фон.

«Муравей». Ребенок и взрослый сидят на ковре.

Взрослый: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим — вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяни носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайся, на каком пальчике сидит муравей, задержи дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.)

«Мороженое». Взрослый предлагает игру, объясняя правила: «Ты — мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Твои ручки напряжены, тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Твое тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»

«Улыбка». Взрослый показывает заранее подготовленную картинку с улыбающимся солнышком.

Взрослый: «Посмотри, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для тебя. Улыбнись солнышку в ответ. Почувствуй, как улыбка переходит в твои ручки и доходит до ладошек. Улыбнись еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Твои ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Поймай бабочку». Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать — выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем они вместе медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Холодно — жарко». Взрослый: «Представь, что играешь на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Стало холодно, и ты замерз, обхватил себя ручками, головку прижал к ручкам — греешься. Согрелся, а теперь расслабься. Но вот снова подул холодный ветер…» (Повторить действие несколько раз).

Как отличить истинную истерику?

Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.

Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.

Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.

Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?

Действия родителей для устранения проблемы

Родители могут помочь избавиться от плохой привычки бить себя по голове, для этого необходимо:

Разговаривайте негромко, спокойно, иногда даже шёпотом.
Отвлекайте малыша играми.
Никогда не ругайте его за то, что он бьёт себя, потому что агрессия и злость на самого себя может стать сильнее.
Если ребёнок ударяет себя, не подходите в этот момент с объятиями и поцелуями, так как у него может сложиться мнение, что таким образом можно получить мамино внимание и ласку
Во время подобных действий возьмите аккуратно малыша за руку и спокойным тоном расскажите, как вы его любите и переживаете за него
Старайтесь называть вслух чувства ребёнка, объяснять, почему он злится.
Если вы точно знаете, что подобное поведение происходит с целью манипулирования, то просто выйдите из комнаты, дайте ему понять, что такой приём не работает и вы не поддадитесь на его уловки

Родители должны в первую очередь научиться справляться со своими чувствами и эмоциями. Нельзя показывать своё раздражение, если, например, малыш плохо спал ночью и не дал вам выспаться. Иначе он обязательно будет чувствовать свою вину. Мама и папа должны создать атмосферу спокойствия и комфорта для малыша.

Если самостоятельно не получается справиться с проблемой, можно обратиться за помощью близких, бабушек и дедушек. Если малыш ходит в детский сад, то обсудить проблему с воспитателями. Также можно посетить детского психолога, который поможет разобраться в истинных причинах проблемы и при необходимости направит для обследования к другим специалистам.

В подобных ситуациях неврологи, как правило, назначают препараты на травяной основе, при правильной дозировке они не нанесут вред, снабдят организм витаминами и полезными веществами.

Что такое детские капризы и какова их природа?

Это вопрос, на который нет энциклопедического ответа. Все взрослые вкладывают в это слово разные смыслы. По сути, родители чаще сталкиваются с бурной эмоциональной реакцией ребёнка на какие-то нежелательные для него события, называя это нытьём, истериками, капризами, что таковым на самом деле не является. Малыш ещё не умеет другими способами выражать свои желания и ощущения. Многое зависит и от темперамента ребёнка: если он легко возбуждается, ему трудно остановиться, то кричать, драться, плакать и топать ногами он будет чаще сверстников. И это вовсе не значит, что ребёнок плохо воспитан — просто процессы саморегуляции в нём ещё не созрели. И это, конечно, требует большого терпения от родителей.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

  • Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).

  • Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и  регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра

Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела. Самое разрушительное родительское послание — «Не живи»

Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Причины ударов головой до 3 лет

Если ребенок часто бьется головой о твердые поверхности, матрас или диванную спинку – нужно проследить за его поведением на протяжении всего дня. Привычка наблюдается у детей в раннем возрасте. Иногда можно заметить, как малыш во сне начинает раскачивать головой, ударяясь о кровать. Это не связано с неврологическими или физическими нарушениями. Привычка уходит сама собой спустя несколько месяцев. Последствий для ребенка такие удары не вызывают. Они слишком легкие, чтобы малыш получил какую-либо травму.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок часто падает и ударяется головой: в чем причина?

Чаще всего наблюдается такое поведение у полугодовалых малышей, а также в возрасте от 1 года до 3 лет. Детей, которые стучатся головой, насчитывается 5-10% от их сверстников. Мальчики подвержены привычке в 3 раза чаще, чем девочки. Очень редко это носит семейный характер. Родные братья и сестры имеют эту привычку в 20%.

В возрасте до 3 лет малыши ничего не делают ради корыстной цели. Их неадекватное поведение часто выглядит беспричинным. Явление связано со становлением эмоциональной сферы. Иногда родителей это настораживает и даже пугает. Психологи еще не определили точной причины, почему ребенок регулярно бьется головой об пол.

Главное и наиболее подходящее объяснение — он, раскачиваясь, пытается стимулировать развитие вестибулярного аппарата. Это позволяет ему контролировать вес тела, соблюдать равновесие. Иногда ребенок таким образом пытается себя успокоить. Укачивание в люльке — единственный способ, который знаком маленьким детям. Приглядитесь к своему карапузу — и вы сами поймете, что ритмичные покачивания ведут к тихому и спокойному сну. К тому же, ребенку спокойнее, если он находится возле стены, угла, кровати, дивана — он чувствует, что сможет опереться на них при необходимости.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Советы родителям

Сам себе малыш навредить не способен, даже если он бьет себя кулачком. Это первое, что должны усвоить родители. Срабатывание инстинкта самосохранения не позволит ему нанести себе травму. Маленькие синячки могут остаться, однако это не страшно. Те предметы, о которые малыш ударяется чаще всего, лучше обернуть чем-нибудь мягким. Не стоит кричать и ругаться. Перед сном детям следует хорошенько порезвиться. Нужно избегать стесняющих движение одежд. Они будут мешать выполнять желаемые действия и тем самым тратить лишнюю энергию. Если установить в комнате метроном, его звуки будут эффективно успокаивать малыша.

Такие советы помогут справиться с неприятной привычкой малыша и позволят рационально подойти к формированию собственной стратегии поведения. Если малыш бьет себя — это повод присмотреться к нему. При правильном отношении к данной привычке родители будут помогать своему чаду избавляться от негативных эмоций, направлять неуемную энергию на познание окружающего мира.

При нормальном развитии детей, без каких-либо признаков физических или психологических отклонений, родителям не стоит беспокоиться о том, что чадо бьет себя. Это проходит с возрастом. Если все же при наступлении 3 лет малыш все еще бьет себя, нужно обращаться к неврологу. В некоторых случаях ребенок пытается таким образом достичь своих корыстных целей. Сначала стоит внимательно присмотреться к нему. Постарайтесь определить время начала «челобития», запомнить мимику на лице, особенности действий. В некоторых случаях манера может оказаться совершенно не такой, как в прошлые эпизоды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий