Почему нельзя заставлять ребенка есть через силу

???? Что делать, если ребёнок отказывается от еды

Как только вы поняли причину недоедания у своего ребёнка — время действовать: выстраивать новые пищевые привычки и отлаживать пищевое поведение, расписание завтрака, обеда, ужина и перекусов. Вот конкретные решения на каждую из причин недоедания.

Если кусочничает

Все возможные перекусы убираются. Тарелка с фруктами перекочёвывает в шкаф или на верхнюю полку холодильника, сырок выдаётся строго после обеда, йогурт идёт на завтрак в комплекте с мюслями. Идеально, если вы можете закрыть кухню от детей между приёмами пищи и не позволять утаскивать печеньки, груши и шоколадки в комнату. Радикальным решением может быть отсутствие любых снеков и йогуртов дома на тот период, что объявлена борьба с кусочничанием. Если в желудок ребёнка не попадает никакая еда с 8 до 13 часов, обедать он станет с большим энтузиазмом, да и голод начнёт чувствовать к приёму пищи, — вспомните, как хочется есть перед обедом в детском лагере, где вся еда по часам.

Если еда вызывает дискомфорт

Ребёнку физически сложно употреблять пищу, или он имеет проблемы с дикцией, невнятно говорит, предпочитает мычать и отмалчиваться, еле открывает рот — явные поводы не затягивать визит к детскому ортодонту. Проблемы, которые достаточно легко корректируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, уже у подростка потребуют гораздо более длительного и затратного лечения, не говоря уже о том, что патологии прикуса могут повлиять не только на работу ЖКТ, но и на позвоночник.

Если есть зависимость от сахара

Решение со сладкоежками тоже радикально: сахар следует ограничить без жалости, иначе впереди могут замаячить не только испорченный вкус и гипогликемия с сопутствующими перепадами настроения, но и более серьёзные болезни вроде диабета. Нет нужды изгонять все сахаросодержащие продукты из дома или запугивать детей пожизненной инвалидностью. Гораздо эффективнее устроить совместный семейный просмотр документального фильма «Сахар» (2014, Дэймон Гамо), где интересно и наглядно разбираются все последствия ежедневного потребления сладкого.

Я в своей семье выделяю один день сладкого (и это не воскресенье, а вторник, чтобы посреди недели у нас был праздник). В этот день ребёнок может выбрать любое пирожное или шоколадку и съесть, ни с кем не делясь. Секрет в том, что в остальные дни дома сладостей нет, и когда в день сладкого надо специально идти в магазин или кафе, чтобы выбрать вкусняшку, то ребёнок относительно легко привыкает, что эта еда — нечто исключительное, что мы не едим в остальные дни. Важный нюанс: родителям тоже придётся если не ограничить сладкое в еде, то по крайней мере скрывать от детей масштабы его потребления.

Если есть проблемы с ЖКТ

Не ждать, пока само пройдёт, а сделать чек-ап по общему состоянию ребёнка и обратиться за консультацией к гастроэнтерологу.

Что съесть?

Полина Дворецкая советует перед тем, как отдать ребенка в детский сад, ввести в домашнее меню несколько основных блюд, которые готовят в саду, чтобы ребенок понемногу привыкал к рациону вне дома. Ведь если он раньше никогда не ел тушеную свеклу и манную кашу, то и потом не будет. Есть и другие нюансы, которые специалист по питанию советует обсудить с воспитателями.

– В нашей семье не едят такие большие порции, которые я увидела в детском саду, куда ходит мой ребенок. Что я сделала: поговорила с воспитателем и попросила давать моей дочке либо первое, либо второе, чтобы она съедала что-то одно.

Иногда родители паникуют, что ребенок совсем не ест. В таком случае стоит понаблюдать, какими «крохами» в течение дня малыш питается. В итоге может получиться, что в достаточном для себя объеме и при разнообразии продуктов ребенок получает все необходимое.

Сладкое детство. Почему дети так обожают конфеты и как с этим бороться
Подробнее

Причины, почему ребенок не ест, или ест одно и то же

Дети имеют полное право любить одни текстуры и ненавидеть другие

И если ребенок с удовольствием грызет сырую морковку, но не ест ее в супе, — это нормально, не надо его заставлять.
Ребенок ищет стабильности, вы же помните про важность ритуалов и режима в жизни маленького человечка.
Если ему этой стабильности не хватает, он добирает ее простым способом — просит на завтрак, обед и ужин одно и то же. Да, это не очень хорошо с точки зрения полноценного и разнообразного питания

Вместо того чтобы заставлять ребенка есть, присмотритесь, что происходит в его жизни и семье в целом. Возможно, если что-то изменить, тогда и рацион придется в норму.
Пробовать новое и неизведанное можно только в случае, когда ощущаешь себя в полной безопасности, безгранично доверяешь миру вокруг и значимым взрослым, то есть у тебя сформирован базисный уровень доверия.

Макароны, хлеб, сладкое дети любят по одной простой причине, сугубо эволюционной: природой заложена привязанность к сладкому, потому что большая часть вкусовых сосочков на языке отвечает именно за этот вкус, грудное молоко тоже очень сладкое, и жирному, как к источнику жизни и энергии. Взрослые, кстати, тоже налегают на сладкое в периоды стресса именно по этой причине.

А вот что делать со всеми остальными пунктами?

Не ест мясо

Мясо — источник белка. И видов мяса великое множество. Возможно, ребенок, который наотрез отказывается есть свинину и говядину, полюбит индейку или кролика. А остальное можно вводить в рацион в виде фарша.
Заставлять ребенка есть мясо бессмысленно. Вы сформируете у него негативное отношение не только к этому продукту, но и к пище как таковой.

Не ест рыбу

Плохо, конечно, но не критично. Вкус развивается постепенно. И, возможно, после 10-15 попыток нехочуха все-таки оценит дорадо в фольге или сибас под белым соусом.

Не ест овощи

А он все пробовал? Во всех видах? То, что ребенок не ест помидоры или огурцы, не значит, что он не ест овощи. Он может обожать капусту, шпинат и свеклу в борще. А это тоже овощи.
Поэкспериментируйте со способами их приготовления и подачей к столу. Овощи можно замаскировать, добавив в котлеты, лазанью или приготовив овощной соус для любимых макарон. Так что надо не заставлять, а развивать вкус.

Не ест фрукты

Сладкие фрукты рано или поздно приходят в жизнь ребенка. Достаточно почаще оставлять на столе яблоки, бананы, мандарины, груши, виноград. И убирать подальше хлеб, сушки, пряники.

3 причины, по которым ребенок может не хотеть есть, все они уважительные:

Он плохо себя чувствует. Вы же во время болезни тоже не горите желанием поглощать картошку с котлетами, а предпочитаете чай и что-нибудь легкое. Аппетит во время болезни снижается, это защитный механизм. Организму нужны силы на борьбу с болезнью, тратить их на переваривание пищи сейчас ни к чему.
Ребенок не голоден. То, что вы уже проголодались, не значит, что он тоже. У каждого свой метаболизм: один голоден спустя полчаса, а другой и через 6 часов не хочет есть. Аппетит — вещь тонкая. Сейчас он есть, а наругали — тут же пропал.
Ребенку не нравится блюдо или продукт

Неважно, чем именно: внешним видом, запахом, вкусом, текстурой. Вспомните, у вас тоже есть такой черный список

Кто-то не может есть язык, кто-то не пьет молоко. И это нормально.

Переживать, что ребенок мало ест, стоит в том случае, когда его рост и вес значительно ниже возрастной нормы.
Принуждение, уговоры, шантаж, обещание конфеты после супа, мультики, чтобы еда залетала в рот как самолет, — все это медвежья услуга будущему взрослому.
Ребенок четко знает, что и когда он хочет, задача родителей — внимательнее слушать и отвечать на его потребности. И да, первый шаг к разнообразному и здоровому питанию — это разнообразное питание в семье. Так что отложите пакет чипсов и похрустите салатом. Не хотите? Вот и ребенка не заставляйте.

Как повысить аппетит у ребенка

Заболеваний, из-за которых малыш плохо ест, немало. Это и банальные ОРЗ и ОРВИ, и глистные инвазии, вызывающие интоксикацию организма, и расстройство микрофлоры кишечника, и ряд других проблем внутренних органов – печени, желудка. Поэтому в первую очередь о плохом аппетите ребенка надо сообщить педиатру, который проведет обследования, выявит причину отказа от еды и назначит лечение, по окончании которого аппетит должен вернуться.

Если мама «малоежки» проконсультировалась с доктором, а последний исключил возможность заболеваний, которые могли бы быть названы в качестве причины плохого аппетита ребенка, то налаживать питание придется родителям.

В первую очередь начать с соблюдения режима приема пищи. Его нарушения – самая частая причина плохого аппетита. Нельзя пропускать завтрак, нагружать желудочно-кишечный тракт на ночь и «кусочничать» – то есть перехватывать печеньки, другие сладости между завтраком и обедом, полдником и ужином. Такие вольности пищеварительная система ребенка не прощает, вполне возможно заработать серьезное заболевание.

Когда малыш питается строго по часам, организм привыкает ко времени еды вырабатывать пищеварительные соки, которые сами по себе «подстегивают» желание поесть.

В детском саду ребенок питается по четкому графику, и педиатры не рекомендуют нарушать его в выходные, когда все дети дома. Завтракать положено в 9 часов, обедать – в 13.00, полдничать – в 16.00, а ужинать – 18.30. Засиживаться за столом не нужно, сопровождать трапезу просмотром мультфильмов – тоже.

Если время приема пищи ребенком соблюдается, за столом он не отвлекается, хорошо пережевывает съеденное, гуляет на свежем воздухе – проблем с аппетитом практически не бывает.

Кроме того, педиатры очень советуют ограничить потребление детьми сладостей, даже если они этого требуют. Продукты, в которых содержится сахар, подавляют голод и уменьшают деятельность слюнных желез. Сладкое допустимо только на десерт и только в небольшом количестве.

Родители должны следить за образом жизни ребенка. Пассивный, засиживающийся перед экраном телевизора или ноутбука малыш не нуждается в большом количестве еды, поскольку практически не тратит энергии, отчего он вял и за обеденным столом.

Детям показаны прогулки на свежем воздухе, бег, катание на велосипеде, подвижные игры, тогда организм тратит много энергии, соответственно, ребенок начинает хотеть есть. Достаточно, чтобы он ежедневно гулял полтора-два часа, чтобы тема плохого аппетита была закрыта раз и навсегда.

Можно «подстегнуть» аппетит народными средствами. Так, еще прабабушки знали, что полстакана яблочного сока, выпитые за четверть часа до обеда, пробудят чувство голода. Для оживления аппетита можно дать ребенку пожевать пару ягод черноплодки или облепихи, а также напоить его половиной стакана настоя малины (малину заливают кипятком).

Детские психологи рекомендуют садиться за стол всей семьей и сделать из банального приема пищи настоящий красивый ритуал – с яркой скатертью, нарядной посудой, салфетками и столовыми приборами. За столом не надо смотреть телевизор, лучше беседовать: пусть каждый член семьи расскажет о том, что у него произошло сегодня, поделится планами на завтрашний день. Приветствуются добрые подшучивания друг над другом. Во время такого общения малыш понимает, что еда – это приятное и интересное времяпрепровождение, ему спокойно и уютно в такой обстановке и, естественно, он будет с удовольствием садиться каждый день за стол и есть вместе со всей семьей.

Для родителей главное – не терять терпение. Обычно примерно в 10–12 лет все школьники едят хорошо, «малоежек» среди них нет. А пока ребенок не достиг такого возраста, нужно постараться привить ему навыки правильного пищевого поведения, чтобы не пострадало его здоровье.

Опасность принуждения детей к еде насильно — последствия гораздо серьезнее, чем вы думаете

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рожден для того, чтобы получать удовольствие. А прием пищи – это один из каналов его получения.

Представьте, что вместо того, чтобы с удовольствием насладиться тарелочкой вкусной еды, ребенок будет слышать упреки или уговоры съесть все до последней крошки. В дальнейшем все, что должно, по идее, вызывать положительные эмоции, у такого ребенка, будет вызывать страх, сомнение или даже отвращение.

Кормить ребенка насильно нельзя еще и потому, что у него сначала не сформируются личные вкусовые предпочтения, а в дальнейшем будет трудно отстаивать свое мнение в кругу сверстников.
Кроме того, есть опасность развить у него диссоциативное поведение – то есть, он становится нечувствительным к насилию и отстраняется от реальности: «Это не я, это происходит не со мной» и т.д.
От рождения и до шести лет ребенок чувствует свою зависимость от мамы сильнее всего, а также уверенность в том, что он защищен и в безопасности

Поэтому очень важно в этот период жизни быть как можно мягче в общении с ребенком и грамотно подходить к приему еды.  Ругань, ссоры и склоки, которые развиваются вокруг темы питания могут вызвать у ребенка невроз.
Детки, которым насильно предлагали съесть то или иное блюдо, чаще других подвержены таким пищевым расстройствам, как анорексия и булимия. Ведь в детстве у них не было возможности высказать свою точку зрения по поводу приема пищи, рассказать о своих пищевых пристрастиях. Даже не испытывая чувства голода, он кушал, потому что так говорили взрослые

Желудок растягивался, и во взрослом возрасте контролировать прием пищи становится сложнее.
Будучи взрослым ребенок, которому постоянно говорили, что и когда есть, не сможет быть успешным и самостоятельным. Он будет ведомым — и ждать, что скажут и как поступят другие, более уверенные в себе личности.

Даже не испытывая чувства голода, он кушал, потому что так говорили взрослые. Желудок растягивался, и во взрослом возрасте контролировать прием пищи становится сложнее.
Будучи взрослым ребенок, которому постоянно говорили, что и когда есть, не сможет быть успешным и самостоятельным. Он будет ведомым — и ждать, что скажут и как поступят другие, более уверенные в себе личности.

Из упитанного в худенького

Гиперопека как выбранный стиль воспитания ребенка способна обернуться не только проблемами с лишним весом. Нередко пациентами психологов и диетологов становятся люди, страдающие анорексией, а также нарушениями пищевого поведения. С чем это может быть связано?

Ребенок, которого старательно закармливают родители, вскоре вырастает, начинает посещать школу. Вряд ли сверстники и остальные дети начнут умиляться его лишнему весу. Ученик будет подвергаться насмешкам и издевательствам, ему будет тяжело выполнять задания на уроках физкультуры. Он начнет считать, что еда – это прежде всего проблемы с весом, из-за которых у него не получается выстроить гармоничные отношения с окружающими, есть нарушения в области здоровья.

До тех пор, пока человек пребывает в семейном кругу, ему будет сложно изменить свои пищевые привычки. Как только он закончит школу, повзрослеет, сможет вырваться из под излишней опеки родителей, у него может получится изменить культуру потребления пищи. Нередко человек радикально преображает, едва сбрасывает вес, что позволяет наслаждаться комплиментами, положительными отзывами от знакомых и друзей. Негативный опыт, который был получен им в детстве, способен мотивировать его на похудение.

Можно понять, что в данной ситуации вина лежит на плечах родителей. В этом случае – мать и бабушка. Работа специалиста должна производиться со всеми членами семьи. Во избежание повторения ситуации, необходимо высказать женщинам мысль, что проблемы у любимого ребенка возникли из-за необходимости доедать все, что было положено на тарелку.

«Как можно не заставлять его кушать? Он самостоятельно не будет ничего есть!» — могут высказать подобное мнение близкие люди, которые выказывают искреннее переживание относительно судьбы ребенка. Даже если малыш первое время станет отказываться от еды, спустя какое-то время он все же попросит покушать или сам возьмет пищу. Самое главное, чтобы не было соблазна питаться одними сладостями, а, следовательно – необходимо убрать их из свободного доступа.

Есть опасения, что ребенок совсем не будет ничего кушать? Не стоит переживать. Организм малыша подскажет, когда стоит принимать пищу. Он обязательно поест, как только ощутит голод.

Как составить режим дня для ребенка

После того как вы установили время подъема, определите, в какое время ребенок всегда будет принимать пищу. Питание помогает корректировать биологические часы. Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, назначьте прием пищи дома на то же время, что и там, дабы обеспечить стабильный режим питания.

Диетологи рекомендуют для детей шесть небольших приемов пищи в течение дня, каждый из которых включает немного белков, углеводов, жиров, а также фрукты и овощи. Эти приемы пищи должны быть распределены с интервалом два с половиной  три часа. Поэтому если ребенок завтракает в 7:00, второй завтрак должен приходиться на 9:30, а обед — на полдень.

Включите в режим дня время для физической активности. Лучше всего, если после пробуждения мальчик или девочка может выйти на улицу и побегать под лучами утреннего солнца. Также необходимо выделить время для активных игр во второй половине дня, ближе к вечеру. Не следует активно двигаться вечером в темноте, особенно при искусственном освещении, которое мешает производству мелатонина — гормона сна, говорящего организму, что пора спать.

Если вашему ребенку еще нет и пяти, установите время для дневного сна. Младенцы могут быть готовы к первому дневному сну уже через 45 минут после пробуждения. Малыши в возрасте до полутора лет часто нуждаются в двухразовом дневном сне. Первый сон должен начинаться через 2,53 часа после пробуждения или через четыре часа, если малыш спит один раз в день.

У дошкольников дневной сон обычно должен начинаться примерно через пять часов после подъема. После обеда происходит естественный спад энергии, поэтому в это время хорошо вздремнуть всем, даже вам. Оптимально, если дневной сон заканчивается не позже трех-четырех часов дня (за исключением младенцев, которым нужен короткий 30-минутный отдых около 17:00).

Планируя дневной сон для ребенка, не забудьте про себя. Установлено, что короткий, максимум 20—30-минутный сон не только улучшает концентрацию внимания на оставшуюся часть дня, но и защищает от болезней сердца.

Теперь установите время отхода ко сну. Например, если ваш дошкольник просыпается в 7:00 и полтора часа спит днем, он должен ложиться спать около 20:30, чтобы в совокупности получить необходимые ему 12 часов сна. Если ребенок школьного возраста встает в семь утра, он должен ложиться спать между восемью и девятью часами вечера. Учтите, что это время засыпания, а не начала подготовки ко сну — то есть в восемь-девять часов вечера ребенок уже должен находиться в кровати и спать.

Наконец, определите время начала подготовки ко сну. На все вечерние процедуры и процесс засыпания обычно уходит от 30 до 45 минут.

Ниже даны примеры режимов дня для детей разных возрастов и взрослых с учетом разного времени пробуждения.

Примеры режимов дня для детей

ВозрастМалы-ши от года до полу-тора летМалы-ши от полу-тора до трех летДошколь-ники (3–5 лет)Школь-ники (6–12 лет)Под-ростки (13–19 лет)Взрослые
Средне-суточная потреб-ность во сне, час.14–1513–1411–1210–119.258.25
Подъем6:306:306:306:306:30***6:00
Завтрак7:007:007:007:007:007:00
Занятия7:30–9:007:30–10:307:30–11:307:30–12:007:30–12:007:30–12:00
Второй завтрак9:009:009:009:009:009:00
Дневной сон9:30–11:00
Обед11:3011:0012:0012:0012:0012:00
Дневной сон14:00–15:30*11:30—14:3012:30—14:00Восста-нови-тельный сон*Восста-нови-тельный сон*Восста-нови-тельный сон*
Полдник15:3015:3015:3015:3015:3015:30
Различные занятия15:30—17:0014:30—17:0014:00—17:0012:30—17:0012:30—17:0012:30–17:00
Ужин17:3017:3017:3017:3018:0018:00
Различные занятия18:00—19:1518:00—19:1518:00—19:4518:00—20:0018:30—20:3018:30–21:00
Начало отхода ко сну (с легким перекусом)19:0019:1518:00 без дневного сна; 19:15–19:30 с дневным сном20:0020:4521:15
Засыпание19:3020:0019:30 без дневного сна; 20:00 с дневным сном20:3021:1521:45
Общее количество сна, час.1413,51210**9,258,25

* Длительность восстановительного сна составляет 20–30 минут.

** Дети младшего школьного возраста нуждаются примерно в 11 часах сна, поэтому установите для них время отхода ко сну на 20:00.

*** Начало полового созревания смещает цикл выработки мелатонина на более позднее время. Если это возможно, выберите школу с началом занятий в 8:30 или позже, чтобы подросток не был вынужден ложиться спать рано, когда его тело и мозг физиологически не готовы ко сну. Перед сном выключайте все электронные устройства и ночники, которые могут тормозить выработку мелатонина.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий