Бить или не бить ребенка: последствия физического наказания детей

В мире

США в меньшинстве.

В 145 странах(60.3% мирового населения) существуют некоторые запреты на физические наказания:

В 42 странах (10% мирового населения) запрещается бить детей дома, в школе и в местах тюремного заключения:Албания – Аргентина – Австрия – Боливия – Бразилия – Болгария – Капе Верде – Республика Конго – Коста-Рика – Хорватия – Кюрасао – Кипр – Дания – Финляндия – Германия – Греция – Гондурас – Венгрия – Исландия – Израиль – Кения – Латвия – Лихтенштейн – Люксембург – Македония – Мальта – Молдова – Нидерланды – Новая Зеландия – Норвегия – Польша – Португалия – Румыния – Южный Судан – Испания – Швеция – Того – Тунис – Туркменистан – Украина – Уругвай – Венесуэла

  • В 52 странах (34% мирового населения) запрещается бить детей только в школах и в местах тюремного заключения: Андорра – Армения – Азербайджан – Беларусь – Бельгия – Босния и Герцеговина – Камбоджа – Камерун – Канада – Китай – Куба – Чешская Республика – Доминиканская Республика – Эль Сальвадор – Эстония – Эфиопия – Фиджи – Габон – Грузия – Гвинея-Биссау – Гаити – Гонконг – Ирландия – Италия – Иордания – Кувейт – Кыргызстан – Лаос – Литва – Макао – Малави – Мали – Маршалловы Острова – Монако – Черногория – Намибия – Никарагуа – Филиппины – Россия – Сан-Марино – Сербия – Словакия – Словения – Южная Африка – Швейцария – Тайвань – Таиланд – Турция – Великобритания – Узбекистан – Вьетнам – Замбия
  • В 27странах (10% миррового населения) запрещается бить детей только в школах: Афганистан – Алжир – Бахрейн – Бангладеш – Белиз – Бурунди – Чад – Колумбия – Демократическая Республика Конго – Джибути – Эквадор – Гвинея – Иран – Япония – Кирибати – Ливия – Мавританские острова – Микронезия – Монголия – Оман – Перу – Самоа – Сан-Томе и Принсипи– Тонга – Объединенные Арабские Эмираты – Вануату – Йемен
  • В 24 странах (6% мирового населения) запрещается бить детей только в местах заключения: Бутан – Буркина Фасо – Чили – Кот Д’Ивуар – Египет – Франция – Ямайка – Казахстан – Северная Корея – Южная Корея – Ливан – Либерия – Марокко – Мозамбик – Панама – Парагвай – Сенегал – Сейшелы – Синт-Мартен – Соломоновы Острова – Суринам – Свазиленд – Восточный Тимор – Уганда
  • В 53 странах (39.6% мирового населения) не запрещается бить детей законодательно:Ангола – Антигуа и Барбуда – Аруба – Австралия – Багамы – Барбадос – Бенин – Ботсвана – Бруней – Коморские острова – Доминика – Эритрея – Гамбия – Гана – Гренада – Гватемала – Гайана – Индия – Индонезия – Ирак – Лесото – Мадагаскар – Малайзия – Мальдивы – Мавритания – Мексика – Мьянма – Науру – Непал – Нигер – Нигерия – Пакистан – Палау – Палестинские территории – Папуа Новая Гвинея – Катар – Руанда – Сент-Китс и Невис – Сент-Люсия – Сент-Винсент и Гренадины – Саудовская Аравия – Сьерра Леоне – Сингапур – Сомали – Шри Ланка – Судан – Сирия – Таджикистан – Танзания – Тринидад и Тобаго – Тувалу – США – Зимбабве
  • В 2 странах (2% мирового населения) неизвестно, какие существуют законы о телесных наказаниях: Центральная Африканская Республика – Экваториальная Гвинея

Школа

Применение телесных наказаний в школе разрешено законодательно в 19 штатах США: Алабама – Аризона – Арканзас – Колорадо – Флорида – Джорджия – Айдахо – Индиана – Канзас – Кентукки – Луизиана – Миссисипи – Миссури – Северная Каролина – Оклахома – Южная Каролина – Теннесси – Техас – Вайоминг.

В 2009-10 учебном году в 11.6% бесплатных средних школ разрешалось шлепать детей в качестве меры дисциплинарного воздействия, и в 8.1% школ подобное воздействие, действительно, применялось. По грубому подсчету в 8,000 школ по всей стране трепка использовалась как дисциплинарная мера .

По подсчетам предполагается, что в 2009-2010 в школах шлепали детей:

  • С инвалидностью
    • Мальчиков: 28,655
    • Девочек: 5,283
  • Без инвалидности
    • Мальчиков: 140,775
    • Девочек: 43,753
  • Всего мальчиков: 169,430
  • Всего девочек: 49,036
  • Всего: 218,466

Мнение специалистов

Комиссия ООН по правам детей считает, что физическое наказание, причиняющее боль в любой степени и неудобство (даже легкое), — это превышение полномочий в отношении детей. Комиссия утверждает, что устранение физического наказания детей – это «ключевая стратегия, ведущая к уменьшению и предотвращению любой формы насилия в обществе».

Американская педиатрическая академия рекомендует не применять физические наказания, поскольку потенциальный риск перевешивает потенциальные преимущества.

Мета-анализ 88 научных исследований, которые проводились в течение 62 лет, показал, что 94% исследователей уверены: телесные наказания приводят к нежелательным последствиям, таким как:

  • увеличение детской агрессии
  • увеличение антисоциального и преступного поведения детей
  • ухудшение качества отношений между детьми и родителями
  • ухудшение психического состояния у детей
  • увеличение риска стать жертвой физического насилия
  • увеличение агрессивности взрослых
  • увеличение антисоциального и преступного поведения взрослых
  • ухудшение психического состояния у взрослых
  • увеличение риска обидеть собственного ребенка или супруга

Телесные наказания связывают лишь с одним благожелательным моментом в поведении:

увеличением примеров незамедлительного послушания

Взрослые, которых били, чаще практикуют бытовое насилие и имеют различные нарушения

Если телесные наказания не срабатывают, родители, которые на них полагались, обычно усиливают подобные наказания, а не пересматривают стратегию.

В Канаде 75% физического насилия, которое испытывают дети, связано с телесными наказаниями.

В США дети, которые подверглись физическому насилию, признают, что 66% этого насилия началось, когда они испытывали на себе телесные наказания.

В сравнение с детьми, которых не били, дети, которых били:

  • В 7 раз чаще могут подвергнуться жестокому насилию (ударам кулаков, пинкам или ударам с помощью какого-либо предмета)
  • В 2.3 раза чаще нуждаются в медицинском обслуживании из-за повреждений, возникающих в результате физического насилия

Исследования показывают, что «трепка» дает детям понять, что «агрессия нормальна, допустима и эффективна», что приводит к тому, что насилие между людьми становится приемлемым на более широком уровне.

Люди, которых наказывали с применением физической силы в детстве,

  • чаще бывают вовлечены в ситуации с применением физической или вербальной агрессии в отношении с супругами: 6% приписывается телесным наказаниям в детстве
  • больше контролируют своих супругов:6% приписывается телесным наказаниям в детстве
  • менее способны понять взгляды своих супругов: 10% приписывается телесным наказаниям в детстве

Изучение личных отношений между студентами в 33 университетах 17 стран показывает связь в.44 балла между тем, что человека били в детстве, и что он обижает своего друга/подругу в университете:

  • В условиях, где 10% студентов били, 21% студентов бьет своих партнеров
  • В условиях, где 80% студентов били, 34% студентов бьет своих партнеров

Возможные последствия

Можно ребенка бить ремнем или нет? Если данный вопрос возникает в ваших головах, то самое время узнать, почему такие действия недопустимы и противоправны.

  1. Если наказывать малыша физически, то с него вырастет безынициативный и покорный человек. Такие детки значительно чаще поддаются влиянию плохих ребят, начинают принимать наркотики, вступают в бандитские группировки.
  2. Если ваш ребенок обладает сильным темпераментом, по своей натуре он холерик, то подобное наказание от рук родителей будет трансформироваться в негатив, который перенаправится на других детей, особенно тех, кто меньше и слабее, также на собственных папу с мамой.
  3. Зачастую физическое наказание приводит к мысли, что «я провинился», но при этом малыш совершенно не понимает, что поступил неправильно. Порождается мнение, что нужно быть осторожнее, чтоб никто ничего не узнал.
  4. Подобный способ воспитания влияет на отсутствие «собственного я». Ребенок не будет задумываться над тем, что необходимо лично ему, а будет прислушиваться к мнению других людей.
  5. Родители должны понимать, что первые наказания ремнем будут восприниматься очень болезненно, в дальнейшем малыш сможет адаптироваться к этим ощущениям, но психологическая травма останется на всю жизнь.
  6. Ребенок может прийти к мнению, что все в этой жизни нужно получать с помощью силы.
  7. Когда родители решают, что можно бить детей по попе, они даже не понимают, какое оскорбление и унижение наносят своему малышу такими действиями, как это сказывается на его психическом здоровье.
  8. Малыш, которого в детстве наказывали физически, вырастет с пониманием того, что существуют агрессоры и жертвы. В будущем он будет строить свою семью, основываясь на таких положениях. Если этот человек вырастет, ассоциируя себя с ролью жертвы, так чаще происходит у девочек, то будет искать себе мужчину, властного и любящего применить силу. А мальчики — холерики, вырастая, применяют физическое насилие по отношению к своей жене и детям.
  9. Не стоит бить ребенка по губам за плохие слова. На фоне физических наказаний малыш может получить серьезный невроз, будет испытывать большие трудности в общении с другими детьми.
  10. Понимание того, что ты можешь быть наказан ремнем, заставляет находиться в страхе. А это вызывает постоянный стресс, который наносит вред не только психическому состоянию карапуза, но и работоспособности всех внутренних органов.
  11. Если сила применяется к ребенку в год, ты такой малыш будет расти, испытывая страх перед всеми, кто выше, крупнее и старше его. Карапуз будет расти замкнутым, застенчивым и неуверенным в себе.
  12. Не исключено, что малыш, которого часто воспитывали ремнем, станет применять силу против пожилых родителей, отплачивая им той же монетой.
  13. Карапуз будет расти с заниженной самооценкой, что вызовет серьезные проблемы при создании семьи и карьерном росте.
  14. Можно ли бить ребенка по рукам, наказывая его за нежелание делать уроки, плохой почерк или за то, что он пытается схватить горячий пирожок? Конечно, нет. Даже такое, на первый взгляд несильное нанесение побоев, может привести к тому, что малыш сильно отдалиться от своих родителей, будет скрывать все внутренние переживания, никогда не поделиться своими проблемами.
  15. Нельзя не сказать о самом страшном последствии, это о том, что почти 90% убийц в детстве получали наказание с применением силы, а некоторые из них, вырастая, убивали своих родителей.

Как видите, применение физических наказаний приводит к большим проблемам подрастающего поколения, серьезно травмирует психику детей. Они вырастают либо угнетенными, либо психически неуравновешенными, либо тиранами и деспотами.

Почему родители бьют детей – психологические причины

Многие родители бьют своих детей, даже не задумываясь — плохо ли это, и какие могут быть последствия. Они привычно выполняют свой «родительский долг», отвешивая детям подзатыльники налево и направо, и для устрашения вешая ремень на гвоздик.

Откуда берется в папах и мамах эта средневековая жестокость?

  • Наследственность. Самый распространенный вариант вымещения детских обид на своих уже детях. Такие родители просто не понимают, что бывает и по-другому, без насилия. Они твердо уверены, что хороший тумак закрепляет воспитательный материал в голове ребенка.
  • Отсутствие времени и желания воспитывать ребенка, объяснять, проводить длительные беседы. Гораздо проще дать затрещину, чем сесть рядом с малышом, рассказать о различиях в «хорошо/плохо», помочь ребенку осознать и перерасти свои шалости.
  • Отсутствие элементарных знаний о воспитании детей. Замученный капризами малыша родитель берет в руки ремень от безысходности. Просто потому что не знает, «как бороться с этим мелким паразитом».
  • Вымещение злости за свои неудачи, проблемы и пр. Эти «милые люди» лупят детей, потому что больше сорваться не на ком. Начальник — гад, зарплата минимальная, жена непослушная, а тут еще ты, вредный спиногрыз, под ногами вертишься. На тебе за это по попе. Чем сильнее страх ребенка, чем громче его рев, тем с большим наслаждением папочка отрывается на нем за все свои неудачи, чтобы хоть где-то ощутить власть и «могущество». Самое страшное в этой ситуации, когда за малыша некому заступиться.
  • Проблемы с психикой. Есть и такие мамы-папы, которых хлебом не корми — дай отлупить ребенка, наорать, устроить разбор полетов прямо с раннего утра. Чтобы потом, достигнув нужной «кондиции», прижать к себе измученное дитя и поплакать вместе с ним. Таким родителям, несомненно, нужна помощь специалиста.

Последствия физических наказаний у разных малышей

Совокупные последствия зависят от полного врожденного набора векторов. Например:

Обладатели зрительного вектора имеют огромный эмоциональный диапазон. У них переменчивое настроение, близко стоят слезы. Если физически наказывать таких ребят — они страдают страхами и фобиями, становятся истеричными и тревожными.

Обладатели звукового вектора погружены в себя, это природные интроверты. Взрослые могут срываться, когда такие малыши попросту их не слышат, приходится многократно все повторять. Когда звуковик утрачивает чувство защищенности и безопасности — он уходит в себя еще глубже. Вплоть до потери контакта с внешним миром и психических заболеваний (шизофрения, аутизм). Особенно сильно на него влияет крик, которым частенько сопровождаются наказания. Он наносит непоправимый ущерб психике из-за особой чувствительности ушек маленького звуковика.

Неторопливые, обстоятельные носители анального вектора от природы самые послушные и лояльные дочки и сыновья. Но когда они растут в некомфортном для себя ритме (их торопят, обрывают, подгоняют), то они бывают упрямыми, обидчивыми, спорщиками. И по этой причине попадают под горячую руку взрослых. При физических наказаниях у них формируется очень тяжелый жизненный сценарий: обида на мать. И уже взрослый человек видит весь мир в черном цвете: обижен на всех, думает, что ему везде недодали, не уважают, не ценят.

Любой малыш получает психологические травмы от битья. У современных ребят объем психики намного больше, чем у предыдущего поколения. И восприимчивость к любому воздействию намного тоньше. Так можно ли родителям бить своих детей? Просто знайте, что сегодня битые дети — это убитое будущее.

Психология шлепка

Слово «дисциплина» происходит от однокоренного слова disciplinare, означающего учить, преподавать. Тем не менее, большинство американских родителей считают, что это понятие также предполагает применение телесных наказаний или трепку:

“Трепка огорчает меня больше, чем тебя”

Телесное наказание определяется как «применение физической силы с целью преподать ребенку опыт боли, но не телесных повреждений, с целью исправить или взять под контроль поведение ребенка».

Некоторые родители предпочитают использовать физические наказания в качестве дисциплинарного взыскания по следующим соображениям:

  • “Когда я был ребенком, меня били, и я вырос нормальным!”
  • “Лучше я их отшлепаю, чем потом их изобьет полиция!”

Но так ли это? Каковы последствия телесных наказаний на ребенка? Мы провели исследование, чтобы выяснить, действительно ли трепка больше ранит вас, чем их.

Как влияют телесные наказания, полученные в детском возрасте, когда дети вырастают

У взрослых, которых в детстве били, чаще возникают психологические расстройства и зависимость от алкоголя или наркотиков.

Когда мы говорим о тех, кого били, имеется в виду: толкали, хватали, пихали, шлепали или слегка ударяли, но речь не идет о серьезном физическом насилии (бить так, чтобы оставались следы, синяки или телесные повреждения), оскорбляли сексуально, эмоционально, пренебрегали физически или эмоционально, либо допускали насилие со стороны партнера.

Процент психиатрических расстройств, связанных с битьем:

  • Злоупотребление алкоголем или алкогольная зависимость: 3.4%
  • Злоупотребление наркотиками или наркотическая зависимость: 3.0%
  • Расстройства настроения: 2.8%
    • Глубокая депрессия: 2.4%
    • Дистимия:
    • Мания: 5.2%
    • Гипомания:
  • Тревожные расстройства: 2.1%
    • Паника:
    • Социофобия:
    • Специфическая фобия:
    • Общая тревожность:
    • ПТСР:
  • Изменения личности, группа А: 4.2%
    • Параноидальные:
    • Шизоидные:
    • Шизотипичные: 7.2%
  • Изменения личности, группа B: 4.8%
    • Антисоциальные: 5.5%
    • Пограничные состояния: 4.6%
    • Хистрионные:
    • Нарциссические: 4.7%
  • Изменения личности, группа С:
    • Избегание:
    • Навязчивые состояния:

Эта статистика может показаться небольшой, но если учесть, что 46% американцев страдают различными формами психиатрических расстройств в течение жизни, отсутствие физических наказаний может предотвратить страдания у значительной части населения. Если серьезных физических наказаний в детстве нет, то преобладание психиатрических расстройств может быть уменьшено в диапазоне от 2% до 7%.

При населении США в 316.1 миллионов человек, 145,360,000 американцев страдает от психиатрических расстройств. В любом случае от 2,907,200 до 10,175,200 человек можно спасти, если их не бить.

Взрослые, которых били в детстве, имеют больше проблем со здоровьем

Если ребенка били, больше вероятности, что у взрослого человека разовьется следующая проблема с физическим здоровьем:

  • Любое состояние физического нездоровья: 30%
    • Повышенное давление
    • Гепатит
    • Диабет
    • Сердечнососудистые заболевания: 28%
    • Гастрит
    • Артрит: 25%
    • Ожирение: 20%

Это происходит в результате:

  • Демографии в семье
  • У родителей (одного или двух) были проблемы с приемом алкоголя или наркотиков
  • Родители (один или двое) были в тюрьме
  • Родители (один или двое) лечились от психиатрического заболевания
  • Родители (один или двое) совершали попытку самоубийства
  • Родители (один или двое) совершили самоубийство

Можно ли бить ребенка по губам

Причины, по которым малыш «получает по губам», разные:

Иногда взрослые так пресекают его попытки все попробовать на вкус. Беспокоятся, чтобы чадо не получило отравление или инфекцию.

Оральную стадию развития проходят абсолютно все малыши: в этот период они все тащат в рот. Нет смысла бить по губам — достаточно просто не позволять брать опасные предметы. Оральная стадия проходит быстро, и малыш научится познавать мир другим способом.

Но есть ребята, у которых рот имеет особую чувствительность. Это обладатели орального вектора. Они дольше других могут тянуть все в рот, играть со слюной, пускать изо рта пузыри

Здесь важно знать, как правильно их развивать и воспитывать: удары по самой чувствительной зоне нанесут серьезный ущерб.

Есть малыши, которые употребляют «туалетную лексику». Это повод не для наказания, а для серьезного анализа причин: такое состояние говорит о проблемах в развитии

Особенную тревогу и смятение у взрослых вызывают матерные слова в детской речи. Так и тянется рука дать по губам, чтобы сходу и навсегда пресечь эту гадость!
Впервые слышит мат еще дошкольник, он приносит его в семью из садика.
Мат — всегда о сексуальном. Но малыш еще не понимает смысла этих необычных слов. В смятении и возбуждении он бежит к родителям. Самая правильная реакция мамы — спокойно сказать, что это «взрослые» слова и он не должен ими пользоваться
И переключить внимание на что-то другое. Если бить по губам и стыдить, во взрослом возрасте секс и парные отношения скрыто будут восприниматься человеком как что-то грязное, порицаемое, недостойное
Подробно об этом в статье Ребенок и матерное слово. Как реагировать родителям?

Дети, которых бьют, приобретают больше преступных наклонностей

Преступное поведение предполагает агрессию и нарушение правил. На него влияет:

  • Демография в семье
  • Преступные склонности и речевые способности в возрасте 3 лет
  • Темперамент в возрасте 1 года
  • Когнитивная стимуляция в возрасте 1 года
  • Маленький вес при рождении
  • Способ рождения
  • Употребление наркотиков родителями
  • Родительская забота
  • Насилие в семье
  • Поддержка отца
  • Стресс матери/депрессия/импульсивность/умственные способности

Соотношение преступных наклонностей в поведении ребенка в возрасте 9 лет; те, кого били, и те, кого не били:

  • Бьет мать
    • В возрасте 3 лет
      • Меньше 2-х раз в неделю: -0.04
      • Больше 2-х раз в неделю: 0.21
    • В возрасте 5 лет
      • Меньше 2-х раз в неделю: 65
      • Больше 2-х раз в неделю: 83
    • Бьет отец
      • В возрасте 3 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: −0.19
        • Больше 2 раз в неделю: −0.24
      • В возрасте 5 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: 0.25
        • Больше 2 раз в неделю: 0.18

Что относится к физическому наказанию детей?

Фото @tanja.tank

Физическим наказанием принято считать не только прямое применение грубой силы с целью «воздействия» на ребенка. Помимо ремня, мамы и папы применяют тапки и полотенца, раздают подзатыльники, шлепают по попе «на автомате» и по привычке, ставят в угол, толкают и трясут детей, хватают за рукава, дергают за волосы, насильно кормят (или же наоборот — не кормят), длительно и жестко игнорируют (семейный бойкот) и пр.

Список наказаний может быть бесконечным. А цель всегда одна — сделать больно, «показать место», продемонстрировать власть.

Чаще всего, по статистике, наказаниям подвергаются малыши до 4-х лет, еще не способные защититься, спрятаться, возмутиться справедливым «за что?».

На физическое воздействие дети отвечают еще более плохим поведением, что провоцирует мам и пап на новый всплеск наказаний. Так возникает «круговорот насилия» в семье, где двое взрослых людей не способны даже задуматься о последствиях.

У детей, которых бьют, хуже развивается речь

Речевые способности ребенка в возрасте 9 лет, которого били и которого не били:

  • Бьет мать
    • В возрасте 3 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.30
      • Больше 2 раз в неделю: −0.37
    • В возрасте 5 лет
      • Меньше 2 раз в неделю: 0.22
      • Больше 2 раз в неделю: −0.92
    • Отец бьет
      • В возрасте 3
        • Меньше 2 раз в неделю: 26
        • Больше 2 раз в неделю: −0.56
      • В возрасте 5 лет
        • Меньше 2 раз в неделю: −0.79
        • Больше 2 раз в неделю: −4.21

Для сравнения: матери, которые бросили среднюю школу, имеют процентное соотношение -2.6, в сравнение с теми матерями, которые окончили университет — 0.

Мозг детей, которых бьют, вырабатывает меньше серого вещества.

Дети, которых били, как минимум, 12 раз в год в течение трех лет, во взрослом возрасте имеют меньше серого вещества, чем дети, которых били минимально или не били вообще.

Под словом «бить» подразумевается бить каким-то предметом, по случаю, в дисциплинарных целях, и с учетом, что это не выходило за рамки, не привело к телесным повреждениям, не было сделано со злостью.

Сокращение серого вещества у взрослых молодых людей, которых били в детстве:

  • Правая медиальная лобная извилина: 19.1%
    • Способность отличать себя от других объектов.
    • Способность распознавать собственные качества и предпочтения.
    • Способность понимать точку зрения другого человека (и основная способность решать конфликты)
    • Способность оценивать и предсказывать поведение других.
  • Левая медиальная лобная извилина: 14.5%
  • Правая фронтальная часть поясной извилины: 16.9%

Эти участки связаны с:

  • зависимостями
  • суицидальным поведением
  • депрессией
  • ПТСР
  • Диссоциативными расстройствами

Эти участки являются частью срединной ростральной префронтальной карты, играющей ключевую роль в социальном познании, а также же в функциональной структуре.

Даже в уровне образования дети, которых били, показали на 10 пунктов меньше в тестах IQ. На 75% это объясняется тем, что их били. Иными словами, перестаньте бить детей, и они получат на 7.5 баллов выше в тестах IQ.

Применение телесных наказаний влияет на задержки в развитии или задержки в развитии (и, следовательно, плохое поведение) вызывает телесные наказания? Лиц, которых опрашивали в рамках этого исследований, били в возрасте до 4 лет – пока эти области головного мозга еще формируются.

Почему серое вещество важно? Серое вещество способствует обработке информации. Особенно в этих областях оно помогает принимать решения и размышлять

Чем больше серого вещества есть в этих участках мозга, тем лучше человек может оценивать последствия и преимущества.

Что влияет:

  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • ушиб головы
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности
  • опыт физического, сексуального или эмоционального насилия
  • перинатальные или неонатальные осложнения
  • неврологические расстройства
  • условия развития и роста

Комментарии экспертов

Алика Савко, психолог, психотерапевт

Физическое наказание ребёнка — это проявление слабости родителя.

Допустимо ли, что родитель может ощущать себя беспомощным — конечно, допустимо ли при этом физическое наказание — категорически нет. Любое «наказание» имеет контекст насилия. Моральное или же физическое.

Если воспитание ребёнка перерастает в постоянную череду провинностей и наказания, стоит обратиться за психологической помощью, так как такие отношения в семье перестают быть продуктивными для формирования детской психики.

В первую очередь, разбирать ситуацию нужно начать с родителя, как с человека, который может отследить свое желания физической расправы над ребенком. Ведь если использовать привычную формулировку «физическое наказание», то звучит вполне себе обычно, даже можно сказать привычно для большого количества семей. И в союзе родитель — ребенок в такой формулировке родитель становится на сторону «правосудия», он как бы прав, он наказывает, а ребенок при этом «заслуживает» это наказание за свою провинность.Но когда мы называем вещи своими именами, то физическое насилие — звучит намного правдоподобнее и роли уже меняются. И родитель в этой формулировке становится на роль человека, который причиняет физические страдания ребенку.

В России нет официальной статистики по количеству детей, которые подвергаются дома физическому наказанию, но по своей практике могу предположить, что это вполне внушительное число, так как взрослея, люди, которые обращаются за психологической помощью в 90% случаев подвергались эмоциональному или физическому насилию дома. Поэтому, если вы понимаете, что у вас есть желание физического наказания ребенка, обратитесь за психологической помощью в первую очередь для себя, а потом и для своего ребенка.

Ольга Кожелупенко, психолог

Можно ли бить детей?

О допустимости физического наказания давно ведутся жаркие споры. Так ли страшен подзатыльник или шлепок по попе для ребенка?

Важно понимать что в разные периоды жизни у ребенка формируются новые навыки и чувства. И наказание от родителей, особенно за малейшие проступки, приведет к постоянному ощущению вины и стыда

Ребенок вырастет безынициативным и пассивным. Также важно понимать, что физическое наказание может привести к травме ребенка.

Травмы, с которыми справится ребенку гораздо сложнее, потому что были нанесены самыми близкими людьми. При таком воспитании ребенок вынужден отказаться от себя и своей идентичности и стать удобным для родителя

Для родителей важно понимать что ребенок это отдельная личность со своими потребностями и желаниями и нельзя на него смотреть как на средство удовлетворения своих собственных потребностей и желаний

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий