Как евреи воспитывают своих детей: еврейский метод воспитания детей в семьях

Никакого насилия и рукоприкладства.

Фото взято из открытых источников

Если в наших семьях рукоприкладство, как элемент воспитания, часто присутствует и даже не порицается, то в еврейских это не допустимо. Если ребенок виноват в чем-то, его не наказывают физически, а в спокойной форме доносят до него, в чем он не прав. Это касается, в том числе, успеваемости и обучения. На территории постсоветского пространства рукоприкладством в отношении детей никого не удивишь. Родители не стесняются шлепнуть ребенка на улице, накричать на него. При этом они считают, что такие методы воспитания действенные и оправданные, хотя психологи утверждают обратное. А вот еврейская мать, которая кричит на своего ребенка или бьет его – это нонсенс.

Детей приучают быть самостоятельными с самого детства.

Даже маленьким еврейским детям родители прививают самостоятельность. С малого детства им разъясняют, как и что нужно делать, демонстрируют, после чего ребенок делает это сам. У них не принято делать медвежью услугу и не встретишь ситуацию, когда ребенок уже в школу ходит, но мама завязывает ему шнурки. То же самое касается и учебы. У евреев не принято делать уроки за ребенка и с ребенком.

Но это не значит, что ребенка оставляют один на один с его проблемами. Если у него что-то не получается, его за это не накажут. Ребенок учится и наказывать его за то, что у него с первого раза не выходит, это в первую очередь – унижение. Но главное – такое наказание отобьет тягу к знаниям и желание учиться.

Фото взято из открытых источников

Самый ценный пример — родители

В еврейских семьях родители показывают свою любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так дети чувствуют себя защищенными в безопасности. Когда они вырастут — будут проецировать отношения родителей в свою новую семью.

В семье главная роль отводится отношениям между мужем и женой. Любовь и уважение отца и матери друг к другу формирует будущие модели поведения у детей. С раннего детства воспитание девочек нацелено не на желании жить только для себя. Девочка создана для дома и семьи, все домашние заботы и хлопоты приносят ей только удовольствие. Мальчики с самого рождения впитывают мысль о большой и дружной семье. В будущем они, как и их отцы будут играть и уделять много свободного времени своим детям.

Широко в обществе распространена мысль, что даже самое незначительное слово или мелкий проступок, может сильно повлиять на ребенка и его будущее. Потому, общаясь с детьми, израильтяне постоянно контролируют свои слова и действия. Они ведут себя с детьми максимальной корректностью и не разрешают себе разные глупости и вольности.

Все начала трудны

Стандартная ситуация – если у маленького ребенка, не получается то, что он делает впервые, родители тут же несутся на помощь. Малыш не может сам одеть штаны, заботливая мамочка обязательно поможет. «Ты еще маленький, потом обязательно получится», такой подход популярен в большинстве обычных семей.

Но понятие «потом» очень растяжимо, ребенок с легкостью может привыкнуть к такой заботе и просто-напросто облениться. Ведь есть кому сделать за него, зачем учиться.

Родители всегда поддержат ребенка, вселят в него уверенность в собственные силы. Вот оно самое настоящее еврейское воспитание детей.

Интересно: Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине

Как относятся в Японии к здоровью детей?

Отношение страны долгожителей к детскому здоровью кажется неприемлемым человеку, воспитанному в традициях западной культуры. Носки здесь одевают в крайнем случае. Принято бегать и ходить босиком по полу в школе, дома, детском саду даже в зимнее время. По улицам часто дети ходят в обуви на босу ногу, несмотря на то что столбик термометра не поднимается выше 5 градусов тепла.

Грудничков мамы не кутают. Для выхода на улицу на них надевают однослойную одежду, а кашель и чихание часто игнорируются родителями. В Японии считается, что ребенок переохладился или простудился только тогда, когда у него холодный живот. Его берегут, утепляют под поясом и одеялом (в ночное время).

Температура (даже жар) не считается признаком болезни. Доктора обычно ставят диагноз «простуда», даже не утруждая направить на анализы. Лечат преимущественно антибиотиками, что приводит во взрослом возрасте к аллергиям, атопическому дерматиту. Прививки родители делают без разговоров, даже такие, которые сомнительны для здоровья.

Кариес зубов – проблема современных японских малышей. Дело заключается в недостаточной гигиене ротовой полости и низком содержанием фтора в воде. Перекусы, во время которых детям предлагают сладости, здесь норма. Почистить зубы возможно не всегда, отсюда ранний кариес и сопутствующие заболевания ротовой полости.

Проблемы семьи и воспитания

Профессор Иегуда Элицур в своем докладе «Положение и роль женщины» на конференции по еврейской философии еще в конце XX века наметил основные проблемы современной ячейки общества.

Корень зла, по его мнению, исходит от современной тенденции равенства полов. Объясняется конфликт с использованием забавных метафор: муж раньше был «министром иностранных дел», а жена – «министром внутренних», и их обязанности были четко разграничены. Сегодня супруга получает равноценное со своим спутником образование и зарабатывает порой больше него. Отсюда вытекает появляющееся в отношениях напряжение, что пагубно влияет на дитя, ведь малыш учится вести себя и проявлять эмоции, наблюдая за старшими

Кроме этого, матери все меньше уделяют внимание своим чадам в силу постоянной увлеченности рабочим процессом, их сегодняшний образ жизни далек от того, который был описан в священных книгах и популярных среди израильтян трактатов.

Также автор доклада выделяет проблему популяризации сексуального наслаждения, что в корне меняет значение слова «любовь». Подражание «звездам», которые постоянно меняют партнеров, приводит к изменам и краху собственного брака

Такое положение дел также влияет на сознание маленького гражданина – он часто не знает о том, что такое полноценная семья, и не умеет правильно распределять роли между родителями (Согласно статистике, число разводов по отношению к количеству браков сегодня в Израиле равно 40%).

По словам создателей блога «Ваше всё», основная сложность в воспитании израильских детей – во вседозволенности, из-за всеобщего поощрения они часто становятся неуправляемыми и начинают «вить веревки» из старших, при этом запросы каждый год все растут. Избалованность – это во многом диагноз, так как будущие члены общества при таком отношении оказываются совершенно неподготовленными для жизни.

Молодые педагоги больше не хотят идти в школу – это объясняется поведением подопечных, которым позволено разговаривать на уроке и неуважительно обращаться к преподавателям.

Средние века

Идеалы воспитания, сформировавшиеся в талмудический период, продолжали служить основой воспитания детей в средние века, хотя изменившиеся условия жизни и нееврейское окружение оказывали заметное воздействие на процесс воспитания. Поэтому наряду с тенденциями, общими для всего еврейского мира, в воспитании обнаруживаются определенные различия между общинами. В странах ислама в высших слоях еврейского общества детям давали наряду с религиозным также и светское воспитание, как это было принято у мусульман. Оно включало не только изучение светских наук, но и привитие хороших манер, выработку красивого почерка, умение сочинять стихи. Шмуэль ха-Нагид сложил несколько стихотворений, темой которых было воспитание его сына Иосефа. В моральном воспитании большую роль играли этические идеалы. В низших слоях общества воспитание сохраняло более традиционный характер.

С началом упадка исламской цивилизации в 13 в. евреи начали возвращаться к традиционному еврейскому воспитанию. Аналогичный процесс произошел также среди евреев, изгнанных из Испании (см. также Изгнания) и расселившихся в пределах Османской империи. В общинах изгнанников детям стремились привить не только общееврейские традиции, но и сохранить специфические традиции евреев страны исхода. Воспитание в этот период характеризуется распространением каббалистических мистических верований (см. Каббала). С упадком Османской империи (начиная с конца 16 в.) и ухудшением условий жизни ее еврейского населения усилилась роль семейной солидарности и, как результат, возросло влияние патриархальной семьи на воспитание детей.

У ашкеназов средневековой Европы еврейскому воспитанию и образованию детей придавалось огромное значение, в то время как светское воспитание и изучение светских наук не получило распространения. Хотя законоучители считали, что к изучению Талмуда мальчики должны приступать в возрасте 15 лет, в европейских общинах детей, как правило, отдавали изучать Талмуд в возрасте 10 и даже 8 лет. Эта практика объясняется тем, что большинство детей прекращали учебу в 13 лет, и родители стремились успеть дать им по меньшей мере первичные религиозные знания. Поскольку среди евреев Северной Франции и Германии было распространено занятие международной торговлей, и глава семьи надолго отлучался из дома, роль матери в воспитании детей была особенно велика. Жестокие преследования евреев Западной Европы в 11–14 вв. (см. Крестовые походы), а позднее — погромы Б. Хмельницкого на Украине (1648–49), неоднократно ставившие евреев перед выбором между насильственным крещением и смертью, оказали влияние на воспитание, в котором все больше подчеркивался идеал готовности умереть за веру (см. Киддуш ха-Шем).

С изобретением книгопечатания получило широкое распространение чтение нравственной и дидактической литературы, что было тесно связано с воспитанием детей. Особенно значительным было влияние литературы на идиш на воспитание девушек, так как они обычно не знали иврита. Немалую воспитательную роль играли еврейские ремесленные цехи, члены которых рассматривали себя как одну семью, имели, как правило, свою синагогу, организовывали совместные празднества и заботились о воспитании осиротевших детей своих членов.

Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет — ты плохой, она скажет — как мог такой хороший мальчик, как ты, сделать такую глупость?

Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Психологи могут говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, однако, определенно, еврейские дети недостатка в любви и внимании не испытывают.

«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.

Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать

Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания

Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.

Забота о семье

Семья — это главное в жизни, и с этим сложно не согласиться. Еврейские семьи особенно сильны. Среди них очень низкий процент разводов. Мужья приносят деньги в дом, жены ревностно заняты воспитанием детей. И даже на фоне внешних неблагоприятных условий еврейские семьи остаются островками стабильности, любви и умиротворения.

Без крепкой семьи дети вырастают потерянными, у них нет примеров того, как правильно жить и как правильно заводить свои семьи. Без взаимопонимания между родными сложно добиться уважения и послушания. Без любви и ласки ребенок получает комплексы, с которыми ему придется идти по жизни. Ведь правильно говорят, что нет плохих детей — есть дети, которым плохо.

Еврейское воспитание и похвала

В еврейском воспитании похвала — это одна из ключевых особенностей общения с детьми. Их надо хвалить по любому, пусть даже мизерному поводу. Таким образом, малыш хочет пробовать что-нибудь новое и при этом не боится совершить ошибку. Ведь, каким бы ни был результат, родители его похвалят как минимум за совершенный труд.

Такое отношение также воспитывает личность, сделает ребенка счастливым. Конечно, при этом не надо доходить до исступления и биться в приступах экстаза, если ребенок нарисовал первого поросенка, который больше походит на енота. Но похвала должна быть, особенно в присутствии других людей.

Похвала — самое сильное средство в воспитании. Каждая мать хвалит свою кровиночку. Она восторгается первыми шагами и словами, рисунками, поделками и вокальными данными своей крохи. Всевозможные словесные похвалы дополняются поцелуями и даже аплодисментами. При этом, про достижения ребенка мать рассказывает всем родственникам и знакомым.

Но дети не всегда ведут себя замечательно. Порой они могут наделать серьезные пакости: подраться, разбить стекло в соседском окне, поломать мамины тени. Даже в таких ситуациях никогда израильская мать не скажет: «Ах , ты, дурёха, что ты натворила…». Она может сделать выговор в таком стиле: «Как могла такая умная девочка, как ты, сделать такую пакость…».

Даже в школах, если поведение ученика начало портится, или успеваемость стала понижаться, его не отчитывают перед всем классом и не отправляют к директору. Такие действия объясняются переутомлением. Единственный способ уменьшить нагрузку на школьника — сократить или отменить домашнее задание (все зависит от степени непослушания). Для учеников младшей школы сделаны специальные уголки с игрушками. Если ученик не слушается или просто не хочет заниматься на уроке, то учитель отправляет его в такой уголок. Там, в одиночестве, среди игрушек, ребёнок и осознает свою ошибку.

Самый большой проект — семья

С точки зрения иудаизма, который пропитывает жизнь как ортодоксальных, так и светских, евреев, дети — главный божественный умысел, ради которого все на свете и существует. А растить детей следует в семье, где царит мир и гармония, которая может передать ценности и знания потомкам. Не даром молодоженам во время хупы (свадебной церемонии) желают, чтобы их брак был вечным зданием.

В Торе (священной книге) сказано о том, что только дети поручатся за своих родителей перед Всевышним. Но в душе каждого ребенка есть злое и доброе начало, и от родителей зависит, какие качества будут преобладать и взращиваться в молодой душе.

Россия и СНГ

Решающую роль не только в образовании, но и в воспитании детей играют еврейские школы. Первоначально возникли воскресные школы, зимние и летние лагеря для еврейских школьников, затем — дневные еврейские школы. Первая такая школа была открыта в 1989 г. в Риге. По данным Института проблем еврейского образования в Петербурге и Джойнта, к январю 1995 г. на территории бывшего СССР число дневных еврейских школ достигло 41, из них 17 в России (12 в Москве и Петербурге) и 13 на Украине. В тот же период действовало 190 воскресных и вечерне-воскресных школ. В системе еврейского образования обучались более семнадцати тысяч детей. Еврейские школы ставят своей целью привить детям чувство причастности к еврейскому народу, к его культуре, религии и традициям. Это находит отражение в учебных программах. Предметы еврейского цикла обычно включают еврейский язык (иврит, идиш), историю еврейского народа, Танах (в ряде школ углубленно изучают Талмуд), а также традиционную и современную еврейскую литературу, еврейское искусство, музыку, обычаи.

После 1991 г., с образованием СНГ, в системе еврейского образования существуют три направления. Религиозное воспитание и образование развивается благодаря деятельности различных религиозных организаций и движений (консервативного иудаизма, реформизма, хасидизма и др.). Школы этого направления стремятся приобщить учеников к традиционному образу жизни, приучить к соблюдению заповедей. Светское воспитание и образование, в основном ориентирующее учеников на алию, направлено на облегчение интеграции подростков в израильском обществе. Разработан ряд специальных программ по обучению и репатриации молодежи, которые финансируются главным образом Еврейским агентством.

Еврейское воспитание и образование, развивающееся благодаря усилиям местных еврейских общин, стремится сформировать у детей еврейское самосознание. Учащихся воспитывают в духе традиционных еврейских ценностей, однако без выраженной религиозной окраски, хотя в 1990-е гг. значение синагоги в воспитании детей несколько возросло сравнительно сравнительно с предшествующим периодом.

В реальных условиях развивающегося еврейского образования в СНГ все три направления могут быть представлены в одном учебном заведении.

Еврейскому воспитанию детей в странах СНГ способствует появившаяся там еврейская детская литература на русском языке. Вопросам еврейского воспитания и образования посвящен ежеквартальный журнал «Еврейская школа», который издается Институтом проблем еврейского образования (ИПЕО) в Петербурге.

Библейский период

В основу еврейского воспитания было положено привитие социальных, трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая и племенная солидарность и патриархальная организация семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца (Исх. 20:12; Втор. 5:16; см. Родители и дети). Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать (ср. Пр. 18); когда сыновья подрастали, их дальнейшее воспитание переходило в ведение отца, в то время как воспитание дочерей вплоть до замужества оставалось в руках матери, которая также обучала их домашним работам и женским ремеслам (Быт. 18:19; Исх. 12:26–27; 13:8, 14–15; Втор. 6:7; Миха 7:6); однако ответственность за распутное поведение дочерей возлагалась на отца (Лев. 19:29)

Главное внимание уделялось воспитанию мальчиков, которые были продолжателями рода и хранителями семейного имени и имущества (Чис. 27:4,. Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям (Втор

6:7, 11–19)

Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям (Втор. 6:7, 11–19).

По-видимому, уже в эпоху Первого храма началось формирование жанра литературы мудрости, в которой проблемы и идеалы воспитания занимали значительное место. Библейское предписание «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:6–9; 11:18–20) означает требование обучать детей — по крайней мере сыновей — чтению. По мнению ряда исследователей, Гезерский календарь (см. Гезер) был упражнением в письме. Детей, которые должны были стать священнослужителями, готовили к этому с раннего возраста (I Сам. 211–3:21).

Пленение вавилонское привело к усилению еврейского религиозно-национального сознания и возникновению нового религиозного института — синагоги, посещение которой детьми постепенно стало частью их религиозного воспитания. Введенное Эзрой регулярное публичное чтение Торы превратилось в мощный образовательно-воспитательный фактор. Родительские наставления более не могли удовлетворять возросших требований общества к воспитанию детей, и потому в этот период сложилась концепция общественного воспитания, согласно которой до 13 лет мальчики должны получать образование у профессиональных учителей, как правило, интерпретаторов Торы — софрим (предшественники фарисеев). Такое воспитание получило распространение преимущественно в городах, в то время как в сельских поселениях дети воспитывались в семейном кругу, хотя и там большое значение имела синагогальная проповедь. Впрочем, и в городах социальные и религиозно-политические различия обусловливали разный подход к воспитанию. Так, саддукеи (жреческая аристократия), наряду с религиозным обучением Письменному Закону, заботились об обучении детей — особенно девушек — греческому языку и элементам греческой культуры. Однако большинство городского населения находилось под влиянием фарисеев, обучавших детей не только законам Торы, но и основам Устного Закона; у детей воспитывали глубокое уважение к законоучителям. В этих кругах изучение Торы постепенно стало рассматриваться не только как средство соблюдения религиозного Закона, но и как самоцель; обучение Торе и Устному Закону стало основным средством воспитания и формирования личности.

В дидактических произведениях эпохи Второго храма уделяется много внимания проблемам воспитания. В Притчей Соломоновых книге и Бен-Сиры Премудрости от родителей требуется воспитывать детей в духе добродетели и формировать у них навыки, необходимые для жизненного преуспеяния. Среди качеств, которые следует прививать юноше, — трудолюбие, воздержание от излишеств, верность в дружбе, послушание старшим, в первую очередь — уважение и повиновение родителям, милосердие к бедняку, честность в делах; однако решающее значение придается мудрости. В воспитании девушки идеалом служит э́шет ха́ил — добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий