Почему дети нас не слышат и не хотят слышать

Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?

Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными

Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания

В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.

В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.

Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.

Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.

Когда нарушен не слух, а смыслоразличение

– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?

Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.

Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).

Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку «шипящий-свистящий» и дифференциации сонорных (, , ).

Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.

– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?

– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.

– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.

– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.

В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.

Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.

Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.

Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.

Фото: uholor.ru

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).

Конец 3-го месяца

Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.

Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:

  • У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Советы Ольги Азовой – как помочь ребенку с нарушением обработки слуховой информации

1. Мероприятия, касающиеся непосредственно слуховых нарушений:

— Сократите количество источников, которые одновременно звучат.

— Давайте четкие и короткие инструкции.

— Смотрите в глаза ребенка и вставайте так, чтобы ребенок видел ваше лицо, рот.

— Учите слушать звуки разной частоты.

— Слушайте терапевтичную музыку. Общепринято, что это музыка Моцарта, Штрауса, григорианские и православные песнопения.

— Проходите слуховые терапии в проверенных местах, при наличии сертификатов на аппаратуру, метод Томатиса должен проводиться на аппаратуре с аналоговым звуком.

2. Мероприятия по организации жизненного пространства:

— Давайте подкрепления – зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях), повторяйте инструкцию сами и просите повторить ребенка, говорите медленно и четко.

— Продумайте, где организовать рабочий уголок дома. Это должно быть максимально тихое место, с отсутствием предметов, которые издают те или иные звуки, даже если они нам кажутся незначительными. В школе ребенок должен уметь уединяться. Если возможно в учебном заведении организовать комнату релакса, то научите ребенка посещать ее.

— У ребенка должны быть как время для отдыха, так и поручения, обязанности.

— Организация режима. Придерживайтесь четкого расписания, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы ребенок научился чередовать интервалы отдыха и занятий. Следите за тем, чтобы ребенок в одно и то же время ложился спать и высыпался.

— Следите за питанием (детский стол). Возможно, нужно будет сдать анализы на непереносимость продуктов, следите за регулярностью стула.

— Если ребенок не занимается спортом, то должны быть организованы физические нагрузки.

— Стресс – всегда дополнительная усугубляющая проблема. Следите, чтобы ребенок не попал в такие ситуации, где ему самому не справиться, будьте на стороне ребенка, поддерживайте его.

3. Помогите ребенку, организовав коррекционные мероприятия:

— слуховые терапии;

— занятия по сенсорной интеграции;

— музыкальные занятия;

— развитие темпа и ритма;

— развитие слухового восприятия;

— выполняйте другие рекомендации специалистов.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
  • среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
  • высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Основные причины непослушания детей

Дети могут перестать слушаться родителей, если:

при разговоре взрослые не смотрят в глаза – дети не могут концентрироваться одновременно на нескольких задачах. К примеру, если ребенок играет, а мы в это время ему что-то говорим, наши слова могут остаться не услышанными

Поэтому прежде чем начать разговор, нужно переключить внимание ребенка на себя и смотреть ему прямо в глаза;

взрослые дают сложные указания – если мы просим ребенка снять ботинки, вымыть руки и сесть за стол, нам кажется это вполне логичным, но для малыша такой алгоритм сложен, часто он не может запомнить последовательность действий и упускает определенные моменты. Просьба должна быть короткой и включать одно действие;

  • родители не говорят что-то прямо, а только намекают – дети воспринимают все буквально, нельзя их спрашивать о том, нравится ли им ходить в грязной одежде, они не догадаются, к чему вы клоните. Сформулируйте свои просьбы однозначно;
  • взрослые много говорят – при разговоре с ребенком избегайте длинных предложений, он не уловит их суть, поэтому не будет выполнять ваши просьбы;

родители часто повышают голос – повышенные интонации вызывают у детей чувство тревоги и страха, поэтому просьбы в таком ключе будут игнорироваться детьми;
родители ждут молниеносной реакции – услышанное дети воспринимают с небольшой задержкой, поэтому им необходимо время все обдумать. Если ребенок играет на детской площадке, и пришло время идти домой, скажите ему об этом заранее – «Через 10 минут мы будем собираться домой, у тебя есть возможность еще несколько раз спуститься с горки»;
в просьбах взрослые используют частицу «не» – любых отрицаний стоит избегать, придумайте альтернативные варианты;
взрослые делают много замечаний

Если мама будет всегда твердить ребенку «Осторожно!», «Отойди!», «Не лезь!», то ее слова будут восприниматься малышом как фон;
родители часто сами не слышит своих детей, а дети копируют поведение взрослых. Если вы не слушаете рассказы своего ребенка, то не ждите, что он будет слушаться вас.

На заметку родителям: как правильно разговаривать с детьми

Чтобы дети слушались, родителям стоит применять при разговоре так называемые «я-высказывания». Это позволит избежать конфликтов и не оттолкнуть от себя ребенка. Избегайте любых фраз, которые начинаются на «ты» – «Ты меня слушаешь или нет?», «Ты мне уже надоел», «Ты начнешь делать уроки?». Выражайте собственные чувства, следите за своим эмоциональным состоянием, будьте с ребенком на равных, а не выше его.
«Ты-высказывания» часто становятся причиной конфликтов, их использование говорит о том, что взрослые пытаются переложить ответственность за собственные эмоции на детей. А «я-высказывания» демонстрируют личное отношение взрослых к ситуации, без оценки поведения детей.

Подписывайтесь на Эконет в 

Что дает использование «я-высказываний»?

1. Точное описание эмоций родителей в отношении поведения ребенка («Я не люблю, когда так поступают», «Я расстроен», «Мне не нравится это»).

2. Полную характеристику поведения ребенка в глазах родителей (говорить о поведении малыша лучше в безличной форме, без применения местоимения «ты»).

3. Понимание ребенком причин возникновения у родителей отрицательный реакции (при разговоре взрослые должны объяснить, что их огорчает, например: «Мне это не нравится, потому что…»).

4. Понимание ребенком последствий своего поведения, если он будет продолжать в том же духе (взрослым нужно избегать прямых угроз).

Чтобы научиться использовать «я-высказывания», можете отследить, какие чувства вы испытываете при ссоре с ребенком, записать формулировки и поговорить с малышом уже в другом ключе. Также полезно составить список правил поведения, самим придерживаться этого списка и следить за поведением ребенка. «Я-высказывания» помогают наладить отношения с детьми, попробуйте воспользоваться этой техникой.опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

https://youtube.com/watch?v=rkDs8Tt6j_Q

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet

Правило 4. Называйте ребенка по имени

Вы помните, как долго и тщательно выбирали имя ребенку? Имя – самая приятна мелодия для любого человека, как справедливо сказала Карнеги.

Однако современные родители часто заменяют имя безобидными прозвищами: зайка, лапушка, принцесска и др. Безусловно, они имеют право «жить» в бытовом общении как игровой момент, но не несут никакой личностной нагрузки.

Имя – это личность человека, пусть пока еще и очень маленького. Свое имя человек слышит с рождения. Близкие люди называют имя малыша нежно, ласково, с любовью. Малыш, не понимая слов, в звуке имени улавливает любовь. Принятие любви вместе с именем остается с человеком навсегда!

Называя ребенка по имени, мы подчеркиваем, что нас интересует он и его мнение, а не что-то обезличенное. Играя с вариантами имени, мы можем успокоить малыша, настроить на серьезный лад, подчеркнуть его значимость.

– Машенька, ты обиделась?

– Маша, ты собралась в детский сад?

– Как объявят на празднике твое выступление? «Выступает – Иванова Мария».

 – А что по этому вопросу думает Мария Алексеевна?

Каждое обращение имеет свою эмоциональную окраску, которую ребенок безошибочно улавливает.

7 фраз, которые помогут ребёнку вас услышать

Правило 5. Я+ТЫ

Чтобы обращения к детям были эффективными, нужно строить их по формуле «Я+ТЫ».  Я – это эмоции и чувства взрослых. Ты – действия и поступки ребенка.

– Мне было приятно, что ты хорошо вел себя в гостях.

– Мне было стыдно за тебя, когда ты грубо разговаривал с бабушкой.

Мы снова вернулись к равновесию: балансу взрослого и ребенка.

Вы уже обратили внимание, что в формуле «Я+ТЫ» чего-то не хватает? Не хватает знака равенства. Чему равно «Я+Ты»? Конечно, «МЫ»

В нашем высказывании появляется третья часть, объединяющая взрослого и ребенка.

– Я была рада увидеть, как ты замечательно выступил на празднике, давай всегда будем тщательно готовиться ко всем мероприятиям.

– Я очень переживала, когда ты без спроса ушел с детской площадки, давай договоримся, что ты будешь всегда сообщать мне, если хочешь куда-то отойти.

МЫ – складывается из наших общих чувств и эмоций, запретов и разрешений и установленных правил, требований и любви к ребенку.

Мы – основа равновесия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий