Плюсы и минусы профессии учителя

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

  1. Допрофессиональный: этот период относится к началу развития человечества. Детей обучали земледелию, ремеслам, а также пользоваться лунным календарем.
  2. Условно-профессиональный: эпоха развития письменности и совершенствования методов изложения информации. Стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты.
  3. Профессиональный: стремительное развитие общества помогло выделить многие науки в отдельные дисциплины. Эта пора получила название «Эпоха Просвещения» – обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
  4. Современный: на данный момент учителя осуществляют свою деятельность в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях и при этом сами постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

Где учат на учителя

Согласно выдаче онлайн ресурсов Яндекса и Гугла, мы рассмотрим ТОП 5 самых рейтинговых вузов России.

  1. Московский педагогический государственный университет (МПГУ). Это один из крупнейших вузов, был основан в 1872 году и является одним из старейших учебных заведений России. Предлагает широкий выбор специальностей в области педагогики и психологии, включая “начальное образование”, “английский и итальянский язык”, “эстрадно-джазовое искусство” и многие другие. Срок обучения от 4 до 5 лет, по окончании выпускники получают квалификацию бакалавра.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Находится в рейтинге самых старейших и наиболее престижных ВУЗов России, был основан в 1724 году. Он предлагает широкий выбор специальностей, включая “востоковедение и африканистика”, “политология”, “философия” и множество других. Учеба длится 5 лет.
  3. Казанский федеральный университет (КФУ). Также, является одним из самых старых и почетных вузов России. Здесь можно получить специальность в различных областях педагогики, например, “дошкольное и начальное образование”, “химия”, “биология” и др. Обучение длится 5 лет после 11 класса.
  4. Уральский федеральный университет (УрФУ), основан в 1920 году в городе Екатеринбург, крупнейшее учебное учреждение России. Предлагает огромный выбор специальностей, таких как, “астрономия”, “информатика”, “культурология” и др. Учеба проходит на протяжении 5 лет, по окончании выдается диплом о высшем образовании с квалификацией бакалавриата.
  5. Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), основанный в 1935 году и числится как крупнейший ВУЗ России. Располагает широким выбором специальностей, включая “право”, “хореография”, “технология” и др. Срок обучения длится 5 лет на базе 11 классов.

Выбор вуза зависит от многих факторов, включая личные предпочтения, местоположение и доступность, а также качество обучения, предоставляемого университетом. ТОП 5 вузов, представленных в данном разделе, являются наиболее рейтинговыми и качественными учебными заведениями России, где можно получить образование учителя высокого уровня.

Исторический экскурс

История такой профессии как учитель берет начало в глубокой древности. Любые приобретенные навыки нуждались в людях, которые бы хранили и передавали их новым поколениям. Благодаря наставникам, сохранялись старые знания и приобретались новые. Эта деятельность становилась все более необходимой по мере развития человечества и появления множества узкоспециализированных направлений труда.

Обучение и воспитание объединились в важную самостоятельную профессиональную ветвь. Упоминания о носителях знаний появились задолго до нашей эры в странах древнего Востока. Как правило, ими являлась привилегированная каста жрецов.

Дальнейшее развитие культуры, письменности, наук объясняет возникновение и становление педагогической профессии. В Древней Греции возникло само определение деятельности: слово «педагогика» в буквальном переводе — «детоводство». Именно там, а затем в Римской Республике процветали все формы просвещения, образовывались первые учебные заведения и социальные институты, получившие широкую известность.

Позже появляются небезызвестные общественные школы, в которых стали обучаться и простые люди. Человечество вышло на новый виток своего развития. А в советское время образовательная система охватила все население. Именно тогда профессия учителя получила свою высокую востребованность, которая неизменна до сих пор.

Обучение на разных уровнях обучения

Учителя начальных классов и детских садов обычно преподают более общие предметные материалы по широкому кругу тем. Например, как учитель третьего класса вы отвечаете за планирование уроков по чтению, математике, естествознанию и обществоведению. Учащиеся моложе, поэтому выставлять оценки будет проще и отнимет меньше времени, чем на более высоких уровнях обучения.

Учителя младших и старших классов преподают более специализированные предметы. Ожидается, что у вас будет больше знаний по выбранному вами предмету (например, по истории или биологии США), а задания по планированию и оценке будут более сложными и трудоемкими. Учителя младших и старших классов также обычно учат гораздо больше учеников в день, поскольку они преподают несколько часов в день, в отличие от одного класса из 20-30 человек в год.

Студенты также будут разными и будут заниматься поведенческими проблемами. Дети начальной школы могут быть более склонны к истерикам, в то время как ученики младших и старших классов чаще сталкиваются с драматическими проблемами и издевательствами, связанными с половым созреванием.

Работа учителем – невероятно полезный опыт. Преподавание за границей и альтернативное обучение – это всего лишь несколько способов, с помощью которых вы можете понять, подходит ли вам преподавательская деятельность.

rawpixel

О профессии учителя

Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. О значении профессии учителя Википедия даже предоставила информацию.

Данные о ней можно найти и с помощью любого поисковика в интернете. Стоит только ввести запрос и вам будет выдана исчерпывающая информация, а также по профессии учитель картинки с наглядным изображением учителей. Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам. Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными.

Особенности профессии учителя

Каким должен быть учитель будущего? Какие навыки нужно развивать уже сегодня, чтобы потом на рынке труда было проще получить заветное место в учебном заведении. Необходимо знать, как протекает рабочий день педагога в современной школе.

Чем занимаются преподаватели

Круг обязанностей у учителя предметника и классного руководителя с обычной нагрузкой будет различаться.

Обязанности без классного руководства:

  • Подготовка поурочного и тематического планирования.
  • Проведение уроков.
  • Проверка тетрадей.
  • Подготовка отчетов.

Профессия учителя одна из самых древних профессий на Земле

Что делает классный руководитель

  • Организуетработу с родителями.
  • Проводитклассные часы, мероприятия на каникулах.
  • Делает отчеты завучу по воспитательной работе.
  • Исследование условия, в которых находится ребенок дома.
  • Собираетплату за питание, если в школе нет карт.
  • Решает спорные вопросы класса.

Если учителю доверили классный коллектив, то обязанности по ведению уроков по предмету остаются за ним.

Учитель обязан взаимодействовать

  • С социальными службами: получать проездные, информацию по льготному питанию.
  • С правоохранительными органами.
  • С администрацией города, села.

Учитель – это представитель системы российского образования. Рабочий день специалиста зависит от личной нагрузки.

Суть профессии учитель

Основная роль учителя заключается в передаче знаний и обучении навыкам. Учитель разрабатывает учебные программы, проводит уроки, организует дискуссии и практические занятия для того, чтобы стимулировать учеников к развитию. Вот ещё некоторые аспекты работы учителя:

Воспитание и развитие: учитель помогает детям развиваться интеллектуально, эмоционально, социально и физически.

Создание атмосферы в классе: учитель устанавливает такие взаимоотношения в классе, что ученики могут комфортно обсуждать успехи и проблемы, задавать вопросы и делиться идеями. Учитель способствует созданию комфортных взаимоотношений и помогает ученикам развивать навыки общения и учёбы в коллективе.

Профессиональное развитие: учитель постоянно совершенствует свои знания и навыки, следит за новыми методиками и педагогическими подходами. 

Минусы:

1. Высокая степень ответственности

Преподаватель должен быть ответственным за своих студентов. Он должен быть готов кратко, понятно и правильно объяснять материал. Он должен быть знаком с различными методами преподавания и должен быть готов к непредвиденным ситуациям. Это очень ответственная работа, и требуется много усилий.

2. Ограниченная свобода выбора преподавателя

Преподаватель должен следовать программе, поэтому он должен следовать определенному расписанию и методологии, которую не всегда может выбирать сам. Кроме того, у него может не быть возможности выбрать свой поздравления и контроль методов.

3. Низкая заработная плата

Несмотря на значимую роль, которую играют преподаватели в обществе, их заработная плата относительно низка. Кроме того, в некоторых штатах не предусмотрены никакие льготы или государственная поддержка.

Требования к преподавателю

Деятельность учителя удивительно многообразна. Требования к человеку, решившему посвятить жизнь этому занятию, очень высоки. Для того чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо иметь множество качеств. Так, в характеристику педагога должны входить:​

  • любовь к детям, доброта;
  • безусловная грамотность;
  • эрудированность, высокий интеллект;
  • справедливость, беспристрастность;
  • ответственность и авторитетность;
  • стрессоустойчивость и самообладание;
  • внимательность и отличная память;
  • доброжелательность, такт, чуткость;
  • усидчивость, терпеливость и выдержка;
  • отличное владение своим предметом;
  • энергичность и высокая работоспособность;
  • умение заинтересовать своим предметом;
  • обладание навыками общения с детьми разных возрастных групп;
  • умение индивидуально подходить к каждому ученику при подаче учебного материала;
  • хорошая дикция и использование ораторского искусства;
  • владение психологическими приемами;
  • умение концентрироваться;
  • коммуникативные и организационные способности;
  • гибкость при общении с детьми и родителями;
  • умение ориентироваться в ситуациях и принимать решения;
  • творческий подход к преподавательской деятельности;
  • умение подстраиваться под учебный процесс, корректировать планы;

Условий много, но если есть изначальная предрасположенность к работе с детьми, они не покажутся столь многочисленными и трудновыполнимыми. К тому же положительных сторон в работе педагога немало. Плюсы: общение с молодежью, умственная нагрузка, статусность, признание общественностью, стабильность, наличие длительного отпуска. Минусы тоже есть, конечно: постоянные психологические нагрузки, ответственность, относительно невысокая зарплата.

На что нужно обратить внимание при выборе профессии

С профилем лучше определиться задолго до поступления

  • Гуманитарии должны углубляться в историю и литературу, подтягивать грамотность.
  • Специалисты в естественных науках могут штудировать учебники по биологии, изучать географические журналы.
  • Любителям точных наук следует лучше подойти к изучению высшей математики, пройти курсы по компьютерной подготовке и интернет-грамотности.

Нужны знания по профильному предмету. В современном мире школа – это социальный лифт, прыжок в будущее, а подготовка к госэкзаменам на первом месте

Для будущих учителей важно читать много дополнительной литературы

Следует учиться быть ответственным лидером, контролировать много процессов одновременно. Для этого подходят компьютерные игры стратегии или фермы.

Осознание себя, как человека, от которого зависит чья-то судьба – является главной трудностью в профессии учитель

Но те, кто выбрал этот путь, могут рассчитывать на обратную связь от учеников и их родителей, уважение в обществе. Говорят, что учителем быть не престижно, но на деле педагогов не уважают только непосредственные начальники, и то не все.

Суть работы учителя — ежедневная рутина

Работа учителя

Насчет самой работы могу сказать, что бумажной волокиты гораздо больше, чем работы. Где-то это оправдано, где-то  — нет. Конечно, начнем с того, что нужно писать план к каждому уроку — это примерно 1-2 листа текста. Заполнять ежедневно журнал, проверять тетради не реже 1 раза в неделю, плюс контрольные, изучение методической литературы, писем и документов из отдела образования и приказов администрации.

В принципе, если вы не классный руководитель, то работать еще терпимо. Но если вам “повезло” стать классным руководителем, то на вас взваливается еще груз проблем: проверка дневников, сбор денег за питание ежедневно и оплата за питание, звонки родителям, если ребенок не явился в школу, проверка присутствия учеников 2 раза в день (ведь некоторые могут убежать с уроков), организация классных часов и родительских собраний, планирование Какая зарплата у воспитателя дошкольных учрежденийвоспитательной работы с детьми на полгода вперед, посещение с детьми различных мероприятий, выставок, кинотеатров, и, конечно же, рабочая суббота! Даже если у вас третий урок по счету, вы все равно обязаны приехать к первому, дабы осуществить все перечисленные процедуры.

Вроде все неплохо, но давайте более подробно разберем одно из мероприятий, например, поход в кино. Нужно накануне провести инструктаж с детьми о правилах поведения, подписать инструктаж в приемной у директора, один вложить в папку классного руководителя для проверки, найти желающих (представьте, перед вами поставили план — 15 чел., а хотят пойти 5, ведь все мероприятия в субботу, а в субботу дети ездят к бабушкам, проводят время с родителями, идут в гости и т.д.). Конечно, вы не имеете права заставить ребенка отказаться от поездки за город с родителями, но план тоже надо выполнять!

Ты всегда за все в ответе: на перемене – дежурства (тут бы передохнуть, ан нет), после уроков – совещания, вечером – собрание. Бывало, выйдешь на работу в 7.00 и приходишь домой в 21.00, а еще планы писать и спать ложишься этак к часу ночи, а утром на работу. Вначале всегда тяжело, не знаешь за что взяться, что сделать. Потом привыкаешь, используешь уже готовые материалы. Это все приходит с опытом.

Как преподавать эффективно

Учебная доска

С детьми работать интересно, преподавать интересно, а все остальное — волокита и излишнее напряжение! Говорят, что учителя медленнее стареют, я в это верю, на это просто нет времени. Хотелось бы получать от работы удовольствие, но это редкость, по крайней мере, у меня.

У учителя должно быть много фантазии, ведь материал не просто преподнести, нужно сделать это так, чтоб ребенок понял, а главное — запомнил. Ну что интересного в синусах и косинусах? Сказку не расскажешь, вроде дети уже в 10 классе. Вот и вспоминаешь, что кардиограмма — это та же синусоида, считаешь, рисуешь, сравниваешь. Учитель должен быть всесторонне развитым, ведь одна наука сама по себе не может существовать, они все связаны.

Советы начинающему учителю

  • Изучайте разные методики преподавания. Разнообразие методик и форматов обучения помогут ученикам лучше усваивать материал и развивать различные навыки.
  • Планируйте уроки заранее. Качественная подготовка к урокам является ключевым моментом для успешного преподавания. 
  • Учитывайте индивидуальные потребности учеников. Каждый ребёнок уникален, поэтому старайтесь адаптировать свой подход.
  • Установите чёткие и понятные правила поведения в классе. Будьте последовательны в их применении, но также учитывайте контекст и будьте готовы быть гибкими.
  • Сотрудничайте с коллегами. Не бойтесь обращаться к своим коллегам: обмен идеями и опытом поможет вам вырасти в профессии.
  • Развивайтесь. Продолжайте учиться и развиваться как педагог. Присоединяйтесь к профессиональным сообществам, посещайте семинары и конференции, читайте специализированную литературу. Будьте открытыми к новым идеям и подходам, и постоянно совершенствуйте свои навыки преподавания.
  • Создайте положительную атмосферу в классе. Знайте имена учеников, интересуйтесь их жизнью, относитесь с уважением к каждому ребёнку. Позитивная атмосфера помогает ученикам чувствовать себя комфортно и вдохновляет их учиться.

???? Карьера преподавателя

У людей этой профессии не так уж много возможностей для карьерного роста. Вы можете дорасти до заведующего учебной частью или завуча. В перспективе можно стать директором школы.

Для сотрудников университета все происходит по той же схеме. При хороших тенденциях, Вам предложат место декана, после чего появится вероятность занять пост ректора.

Должность педагога может способствовать открытию частного бизнеса или курсов по изучению в России китайского языка, итальянского языка, французского языка, а так же занятиям репетиторством.

Преподаватель иностранного языка имеет реальную возможность работать переводчиком после окончания специализированных курсов, либо на фрилансе

Педагоги могут работать:

  • в образовательных организациях, таких как детские сады, школы, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения;
  • в социальных учреждениях, например приюты, детские дома, интернаты, детско-юношеские спортивные школы и прочее;
  • в органах правопорядка (детских приемниках-распределителях, колониях);
  • в городских и муниципальных учебно-методических центрах.

Заработная плата складывается из:

  • ставки;
  • надбавок;
  • премий за добросовестный труд.

Учителя без опыта работы получают примерно 161 доллар, а специалисты высшей категории зарабатывают до 278 долларов. Работа в частных школах предполагает совершенно новый уровень оплаты, однако на карьерный рост в таких учреждениях вряд ли стоит возлагать надежды.

Условия поступления

Чтобы работать в школе, нужно иметь педобразование.

В колледже

Поступление после 9 или 11 класса. Обычно отбор проводят по среднему баллу свидетельства об основном образовании или аттестата, но могут устанавливать дополнительные испытания.

Таблица 1. Срок обучения в педколледже, лет

ФормаПосле 9 кл.11 кл.
Очная43
Очно-заочная3
Заочная3,1–3,5

С дипломом колледжа можно работать в начальных классах. Некоторые учебные заведения готовят преподавателей музыки, физкультуры.

В вузе

Поступление после 11 класса или колледжа, училища, техникума. Отбор по результатам ЕГЭ. Обязательно – русский язык и 2 дополнительных, в зависимости от выбранного направления. Чаще всего это математика или обществознание, а также профильный предмет. Например, для получения биологического образования нужно сдавать:

  • русский;
  • биологию;
  • обществознание.

Чтобы выучиться на преподавателя информатики, нужно ЕГЭ по:

  • математике;
  • русскому;
  • обществознанию.

Дополнительные экзамены, творческие испытания, собеседования назначают по усмотрению вуза, чаще на курсы физкультуры, музыки, ИЗО, психологии.

Вне конкурса могут зачислять:

  • победителей и призеров Олимпиад всероссийского и международного уровней;
  • чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • чемпионов мира, Европы.

За индивидуальные достижения (аттестат, диплом с отличием, значок ГТО, участие в олимпиадах, творческих конкурсах) дополнительно начисляют баллы.

Срок обучения на очном:

  • по одной специальности – 4 года;
  • по двум – 5 лет.

Заочники получают образование на 1–1,5 года дольше.

С дипломом бакалавра, специалиста можно работать в школе или продолжить обучение в магистратуре – еще 1,5-2 года.

Справка! Некоторые вузы разрабатывают отдельные программы полностью дистанционного обучения. На каких условиях они будут работать в 2021/2022 гг., станет известно позже.

На курсах

Имея высшее, но не педагогическое образование, можно пройти курсы переподготовки, чтобы работать учителем-предметником по профилю своего диплома. Например, переводчик или лингвист может преподавать иностранные языки, биолог-генетик – биологию или химию, юрист – право.

Обычно на такие курсы набирают студентов педвузы на платной основе. Срок обучения зависит от направления и составляет от 3-6 месяцев до 3 лет.

Замещающее обучение

Замещающее обучение – отличный способ получить некоторый опыт и проверить воду, если вы не уверены, что станете учителем. Вы можете преподавать по широкому кругу предметов, и требования для того, чтобы стать замещающим учителем, гораздо менее строгие, чем требования для штатного учителя.

Хотя заработная плата не идеальна с точки зрения долгосрочной карьеры, альтернативное преподавание – это один из способов, которым многие преподаватели принимают участие в преподавании, и возможность «попробовать, прежде чем покупать» с преподаванием, безусловно, является ключевым преимуществом профессии.

Суть профессии

Хороший учитель – это человек, не просто досконально знающий свой предмет и умеющий его преподавать, но и отчасти психолог, методист, наставник и воспитатель. Профессия подразумевает проведение уроков и передачу знаний, проверку домашних заданий и ведение журнала успеваемости учеников, управление дисциплиной и порядком в классе. Кроме этого, современный педагог нагружен и бумажной работой. Руководство школ требует с учителей написание методических планов и отчетов об учебной деятельности.

Отдельно имеет смысл подчеркнуть воспитательную деятельность учителей. Так, для учеников младших классов, педагог становится по сути еще одним значимым взрослым, похожим на родителей. Поэтому он должен внимательно относится к эмоциям учеников, уметь завоевывать их доверие, создавать у них позитивную мотивацию к усвоению знаний.

Устройство на работу и карьера

Учителя начальных классов работают в школах. Выпускники вузов могут выбирать между частными учебными заведениями и государственными. В частных заработная плата будет выше, но их в стране значительно меньше, чем государственных. Да и есть они не в каждом городе.

Также на доход учителя младших школьников влияет дополнительная нагрузка: классное руководство, административная работа, внеклассные мероприятия. И конечно, частная практика: учитель может давать уроки вне школы. Особенно это актуально для тех, у кого есть второй, более узкий профиль, например музыка или иностранные языки.

Человечество копило и передавало знания и технологии тысячелетиями. Чем сложнее и многогранней они были, тем точнее и предметнее становилось обучение. Сегодня педагог — не только призвание: профессия учитель включает целый набор особых междисциплинарных навыков

Минусы

Несмотря на вышеперечисленные достоинства работы учителем начальных классов, есть и много недостатков этой профессии.

  1. Отпуск только летом не позволяет поехать на горнолыжный курорт или провести новогодние праздники далеко за границей, ведь даже летние каникулы, как правило, расписаны на всевозможные поездки и походы классом.
  2. Порча нервов, наверное, самый сложный момент ежедневной работы с детьми. На эту должность подходят лишь избранные, ведь дети чувствуют слабость и пользуются ею. Если учитель не сможет проявить твердость характера, ему сядут на шею. Поэтому нервы у этого человека должны быть железными.
  3. Большое психологическое давление со стороны родителей и начальства могут сильно подпортить общую атмосферу работы и настроение. Нужно уметь работать под пристальным взглядом недоверчивых мам и пап, а также требовательных завуча и директора.
  4. Большая ответственность за детей – это всегда сложно. Если что-нибудь происходит с ребенком в пределах школы, за это полностью несет ответственность учитель, а не родители. Тут не помешает шестое чувство.
  5. Низкая зарплата – ахиллесова пята учителей младших классов. Учитывая вредность работы, оплата должна быть куда выше, но тут уж ничего не поделаешь и это нужно учитывать при выборе будущей профессии.
  6. Работа во внерабочее время весьма неприятный факт. Речь идет о продленках и праздниках. Не всегда получается провести выходные с собственными детьми в погоне за воспитание будущего поколения.
  7. Ну и наконец, стоит помнить, что попадаются сложные ученики и их родители. И если детей можно попытаться воспитать, то оборудованные законом родители редко прислушиваются и входят в чужое положение. Нужно быть готовым принять на себя удар даже если ни в чем не виновен.

Перспективы этой профессии

Несмотря на то, что данная профессия является одной из самых низкооплачиваемых в России, она имеет множество перспектив и возможностей для карьерного роста.

Преподаватели начальной и средней школы имеют возможность совершенствоваться в определенных предметных областях и становиться экспертами в своей области. Существует ряд программ повышения квалификации, которые помогают им улучшать свои профессиональные навыки и методики обучения. Могут преподавать в университетах и частных лицеях.

Педагогам высшего учебного заведения можно получить дополнительное образование по программе магистратуры для повышения квалификации. Оно поможет им совершенствовать свои профессиональные навыки в научных исследованиях и различных проектах.

Также, они могут заниматься частными услугами, что является одним из наиболее доходных направлений в этой профессии. Репетиторы могут работать со студентами разного возраста и уровня подготовки, помогая им улучшить свои знания и навыки в определенной предметной области.

Учителю по русскому языку и литературе можно заняться деятельностью online и попробовать себя в качестве копирайтера. В интернете, на платформах yandex и google существует множество различных бирж и площадок с соискателями, которым нужны грамотные и уникальные тексты. Это является неплохим заработком для профессионального автора.

Плюсы и минусы

Эта профессия будет востребована всегда и везде. Однако она считается довольно сложной и подойдёт далеко не каждому. Часто можно услышать мнение, что это скорее призвание. Иногда трудно понять, будешь ли ты хорошим учителем, пока не попробуешь себя в этом деле. Как и любой другой специалист, педагог сталкивается с негативом: документационной рутиной, нерадивыми учениками, невысокой зарплатой. Но в учительских буднях есть место светлым и вдохновляющим моментам, которые компенсируют неприятности. Общение с разными людьми, возможность делиться знаниями и опытом, простор для творчества и развития способностей — всё это позволяет учителю наслаждаться работой.

Где учиться

Флагманский педагогический вуз — БГПУ имени Максима Танка. Также во многих белорусских университетах есть подходящие специальности: БГУ, МГЛУ, БрГУ имени А. С. Пушкина, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, МГПУ имени И. П. Шамякина. Весь перечень смотри в каталоге вузов Адукара. Некоторые колледжи готовят учителей физкультуры, начальных классов, рисования и музыки.

Кстати, обладатели золотых и серебряных медалей за среднюю школу и дипломов о среднем специальном образовании с отличием могут поступить на педагогические специальности без экзаменов. Их перечень Министерство образования обновляет каждый год.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой

Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий