Как выглядели первоклашки в царской России и в СССР

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. 

<<Форма демодоступа>>

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: 

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил

Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования. 

Система классов была иной, чем сейчас

Поскольку программы в школах разного типа различались, сроки обучения в них тоже разнились. Например, в разных типах начальных школ обучение могло длиться от двух до пяти лет. Срок обучения в школах гимназического типа составлял 7–8 лет — и это уже после «началки» (неудивительно, что некоторые молодые люди выпускались из гимназий в 20–21 год). А в школах попроще обучение длилось меньше: 7–8 лет оно составляло вместе с начальными классами.

В документах той эпохи можно встретить упоминание одноклассных и двухклассных училищ, но эти названия означают количество не лет, а групп учащихся. В одноклассном училище работал всего один учитель на всех учеников и по всем предметам, кроме Закона Божьего, а в двухклассном учителей было два. То есть дети разных лет обучения располагались в одном помещении. Это были самые распространённые типы начальной школы.


Учителя и ученики двухклассного Ломоносовского училища у нового здания училища на берегу реки Курополки. 1911 годФото: ИИМК РАН / История России в фотографиях

В последние годы империи росла доля училищ, где в одном классе работали уже два учителя, а в двух — четыре. То есть каждую группу детей делили на двоих: один занимался с первоклассниками-второклассниками, другой — с детьми более старших лет обучения.

В больших городах встречались «многоклассные училищные дома», где помещений было уже больше двух.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Кто такие тимуровцы

В школах времён наших бабушек и дедушек все ребята были Тимуровцами. Тимуровец – это пионер, который помогает людям. Он может помочь бабушке перейти дорогу, донести до дома тяжёлую сумку, помогает одиноким по хозяйству дома, тем, кто плохо ходит, сбегать в магазин за продуктами

Или одиноким старикам уделить внимание – просто прийти и поговорить. Ребята искали в городе пожилых и одиноких людей, которые становились тимуровскими объектами

На дверях домов, где жили люди, нуждавшиеся в помощи, прикреплялась красная звезда. Это обозначало, что за хозяином этого дома ухаживают тимуровцы. Люди, которым помогали Тимуровцы, были очень благодарны за помощь и часто в школу приходили письма, в которых бабушки или дедушки просили вручить Тимуровцам на общешкольной линейке почетную грамоту. 

Советское время

В 1918 году после революции школьная форма была отменена и названа «пережитком прошлого». Однако для этого были и другие причины:

  • у государства не было денег, чтобы шить всем детям одинаковую одежду;
  • форма ассоциировалась с высшими сословиями;
  • она ограничивала свободу учащихся.

Этап «бесформенности» продолжался до 1949 года.

Для мальчиков

После Второй Мировой войны школьная форма вводится как обязательная одежда для учащихся. Во времена И. Сталина форма для мальчиков была очень похожа на одежду гимназистов: гимнастерка и шерстяные брюки, как показано на фото.

В 1962 году произошла реформа в одежде для мальчиков. Теперь она представляла собой серый костюм из шерсти, однако военный стиль еще долго оставался в моде. В дополнении к серому костюму юноши одевали фуражки с кокардами и ремень с бляхой (см. фото).

В 1973 году происходит еще одна реформа одежды для мальчиков. Изменился цвет: теперь костюмы были темно-синие. Это хорошо видно на фото. К ним добавились железные нашивки и пуговицы, манжеты. Два нагрудных кармана остались от формы прежних времен.

В 1980 году ранее существовавшие брюки и курточка были заменены на шерстяные костюмы. Цвет остался прежним. Добавляется пионерская атрибутика красные галстуки, как на фото.

Школьная форма была полностью отменена в 1992 году, однако сегодня эту традицию возобновили, и каждая школа имеет возможность самостоятельно выбирать цвет и стиль одежды для учеников.

Для девочек

Школьная форма СССР для девочек практически не изменялась и многим напоминала одежду учениц Смольного института. На фото хорошо видны длинные платья и аккуратные фартуки с оборками, которые почти закрывали юбку платья.

Во времена И. Сталина форма для девочек представляла собой коричневые платья с юбкой ниже колен и фартук. Впоследствии появились синие платья. Повседневный фартук был черного цвета, а парадный – белого (см. фото).

Чтобы наряд ученицы не казался мрачным, на рукава и воротник пришивались белые манжеты. Когда они разгрязнялись, то пришивались новые. Прическа представляла собой косы, в которые могли заплетаться банты.

В разных республиках могли существовать отличия в цвете платьев. Например, в Узбекской ССР девочки носили голубые платья и фартуки. Однако в остальном эксперименты в стиле и фасоне школьной формы могли строго наказываться.

Коричневое платье, белый бант и ранец

«Ты погладила форму? Нет?! Бери утюг и марлю!». Каждый вечер советские школьницы проводили за утюгом. Предварительно коричневое шерстяное платье надо было отпарить. А манжеты и воротничок! Конечно, первоклашкам их отпарывали, стирали и подшивали мамы. Но уже лет с 10  положено было делать это самостоятельно. Впрочем, как и разглаживать пионерский галстук.    

Современным школьникам предлагают форму с синими платьями. В СССР носили только коричневые. Фото: АиФ/ Юлия Байджанова

Кстати! Формы должно было хватить на год. Стоило такое платье в 70–80-х годах прошлого века около  10 рублей. А с двумя фартучками и набором воротничков – уже 17, 5 рублей.  Столько же стоил синий школьный костюм для мальчишек с металлическими пуговицами. Плюс пионерский галстук – 70 копеек.  Это я к чему? Одеть ребёнка к 1 сентября  всегда было накладно. Ведь ещё нужна спортивная форма, кеды и сменка. В общем, как ни крути, а на всё это уходила пятая часть месячной зарплаты рядового инженера или учителя. А ведь дети быстро росли. Караул. Многие мамы покупали форму навырост и ушивали, чтобы потом «отпустить подол». 

К 10-му классу передовые советские школьницы уже ненавидели эти  платья

Кто-то их укорачивал (важно не перегнуть палку, а то родителей в школу вызовут и заставят новое покупать, в мини в школу не пустят), кто-то шил фартучки из чёрного гипюра. С бантами прощались после начальной школы

Мальчишки после 8-го класса начинали носить «взрослые» костюмы. 

Кстати, именно из-за одежды и причесок выпускники тех лет на фото выглядят гораздо старше сегодняшних.  А вы переоденьте  нынешних девушек в школьные платья (кстати, сейчас это модно), юношей –  в двубортные костюмы прямого кроя. Плюс прически по тогдашней моде, а вместо линз близоруким надеть очки.  И вуаля. Не отличишь.   

 А школьный портфель? Помните, кто из тех лет?! Кожаный, почти как у начальника. Но с горки на нём катались отлично. А ещё удачно использовали для рукопашной и прицельного метания в обидчиков.  Мелкота, конечно, ходила с ранцами. А класса с шестого у продвинутых начинали появляться «дипломаты». Современные школяры и не поймут, о чем речь. Узкий твёрдый чемодан из искусственной кожи, поясняю. У меня такой был. Сказать, что носить его было удобно – ну нет. Однако, мода. Те же, у кого заветного чемодана не было, использовали спортивную сумку – тоже в тренде. 

Учитель в кино. Кинообразы педагогов, которые стали символом эпохи
Подробнее

 

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года появился 11 класс, но распространенной практикой было пропускать один год, так что многие всё равно учились 10 лет.
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Качай мышцы, тащи металлолом

«Сегодня ты начинаешь свой путь в замечательную страну — страну знаний! Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин». Это строчки из школьного букваря.  

Современный самопальный пиар кондовый. Ну что такое надписи на футболках? Ерунда. Вот в  советские годы работали мастера жанра. Дедушка Ленин (относиться можно по-разному) входил в нашу жизнь 1 сентября в первом классе. И навсегда. Я закончила школу в конце 80-х и была членом всех школьных организаций по очереди. Сначала нас принимали в октябрята (внучата Ильича) и организовывали в отряд. Потом шли пионеры – с горном,  речёвкой, песнями и массой добрых дел. Мы были тимуровцами и брали шефство над одинокими старушками – мыли полы, делали уборку. На дверях у этих бабушек была красная звезда – кто-то из родных не вернулся с войны. Мы таскали макулатуру наперегонки с параллельным классом , чтобы спасти деревья, и металлолом – это на тракторы. 

А макулатуру собирают и сегодня, хотя и не так массово. Фото: АиФ/ Сергей Зоничев

А дежурства по классу? По очереди, со шваброй (полы тоже надо мыть после занятий, и вообще – трудотерапия). Ещё надо цветы полить, например.  А когда классом дежуришь –  парами по коридорам ходить на переменах и следить за порядком, чтобы другие не бегали и не дрались.  Следить, конечно, больше всего нравилось хулиганам и девочкам-отличницам. И вовсе это не парадокс – одни «прокачивали» силу, другие – власть. Идеология? Честно говоря, её было как-то немного, несмотря на то что биографию вождя и его родных каждый мог рассказать, даже если разбудить среди ночи. 

Зато так формировался кадровый резерв. Настоящий. Потому что было ясно, кто есть кто и кем станет. Когда к 14 годам наступал черед комсомола, вопросов не оставалось. Сдавая Ленинский зачёт, мы знали: комсорг метит в начальники, идеолог – циник, староста – карьерист, ребята  из стенгазеты – будущие учителя. А взрослые понимали это ещё лучше, и вслед за нами шла характеристика.   Теперь эту систему восстанавливают.     

Символы эпохи. Авоська. «Авось-ка я в ней что-нибудь принесу».
Подробнее

Продолжительность учебного года была разной

В гимназиях, прогимназиях и уездных училищах учебный год длился дольше, чем у современных школьников. Начинался он 1 августа, а заканчивался 1 июля. Кроме месячных летних каникул, были ещё двухнедельные рождественские.

А вот в начальных сельских школах учебный год был, наоборот, чрезвычайно коротким и длился 140–150 дней (около пяти месяцев) — с сентября-декабря по март-май соответственно. Да и то дети посещали занятия нерегулярно.

Причина проста: ребёнок в крестьянской семье — рабочие руки. Родители отпускали детей учиться только тогда, когда не было активных сельскохозяйственных работ. Ещё на длительность учебного года влияли местные праздники, распутица и разливы рек, периоды промыслов.

Главный по школьной теме

«Первоклассница» — это не только первый фильм в различных списках картин на школьную тему. С него обычно начинают «школьную» фильмографию Ильи Фрэза, одного из главных разработчиков этой темы в советском кино. Ведь он также снял «Я вас любил», «Чудак из пятого «Б», «Вам и не снилось» и другие прекрасные фильмы.

Хотя путь Фрэза в кино был не самым коротким и не самым быстрым. Он родился в 1909 г. в Рославле. Его отец был лесничим, а вот в детях сильна была жажда творчества. Брат Фрэза занимался в театральной студии, сестра танцевала в труппе Айседоры Дункан. В 1926 г. Илья, потерявший к тому времени мать и брата, уехал из Рославля в Москву, чтобы поступить в кинематографический техникум, но неудачно. Вместо этого пошёл работать на завод, а студентом Ленинградского техникума сценических искусств стал только через два года.

Его мастером был Григорий Козинцев, который пригласил Фрэза поработать помощником режиссёра на фильме «Одна», который рассказывал о школе. Вернее, о героической учительнице, которой на Алтае пришлось не только работать, но и бороться против местных кулаков.

В этом можно увидеть своеобразный знак — так или иначе Фрэз будет возвращаться к школьной теме всю жизнь. Первый его самостоятельный фильм «Слон и верёвочка» 1945 г. подарил ему сотрудничество с совсем юной Наташей Защипиной. И хотя снимать лёгкое кино для детей оказалось гораздо сложнее, чем казалось, Фрэз нашёл свою тему. Через три года, в 1948-м, он решил снять Наташу в роли самой главной советской первоклассницы.

Система отметок была одновременно похожа и не похожа на современную

Систему отметок для гимназий Министерство народного просвещения ввело в 1837 году, и она просуществовала вплоть до революции. Та система, как и современная, была пятибалльной (точнее, из пяти степеней), но если сейчас у нас кол и двойка фактически не различаются по значению, тогда они были действительно разными оценками.

Вот как они определялись в документе министерства «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках»:

«1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему‑либо иному.

2-я степень (успехи посредственные). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил одной памятью. Он не проник в ея основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности, влекут за собою то же последствие».

Соответственно, третья степень (то есть тройка) считалась удовлетворительной отметкой. Она предназначалась ученику, который знает науку «в том виде, как она ему преподана», но ограничивается книгой или словами учителя, и ответить на вопросы, сопоставляющие разные элементы изученного для него затруднительно. Проще говоря, это была оценка для зубрилок: «На сей-то степени останавливаются одарённые гораздо более памятью, нежели самомышлением», пояснял документ.

А что же предполагала пятёрка? Она предназначалась лишь для учеников с необыкновенным умом, хорошей памятью, пламенной любовью к наукам и неутомимым прилежанием:

«5-я степень (успехи отличные). Ученик владеет наукою: весьма ясно и определённо отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдалённые точки учения, с проницательностью, довольно изощрённою упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно выразить против теории. Всё сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знаний».

Так что пятёрка была скорее исключением для избранных, а получение двоек считалось вполне обычным делом и даже не лишало ученика возможности получить аттестат. В основном достаточно было набрать средний балл не ниже трёх. Это превращало систему, по сути, в двухбалльную: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Форма советских школьниц

Пока происходила значительная трансформация мальчишечьего школьного костюма, девичья форма осталась прежней: коричневое платье до колен с белым съемным воротничком, белый праздничный и черный повседневный фартуки сохранились вплоть до начала 70-х. Единственное небольшое изменение коснулось длины школьных платьев: они стали короче.

Авторское отступление

По правилам форменное платье было чуть выше колен. Но кто из девчонок соблюдал эти правила? На моей памяти – никто, в том числе и я. Причем одно время у меня с мамой шел молчаливый поединок: она разгибала подол школьного платья, а я упорно подгибала снова. Затем мама, ни слова не говоря, улучив момент, пока я не вижу, снова проделывала ту же процедуру: разгибала подол и тщательно отпаривала его утюгом через влажную марлю. Так продолжалось некоторое время, пока мне не надоел этот молчаливый спор – и тогда я приняла кардинальные меры: попросту отрезала ненавистный кусок ткани. Маме пришлось смириться. И стало вот так, как на фото.

Последнее изменение девичья школьная форма времен СССР претерпела в 1984 году, когда для старшеклассниц вместо традиционных коричневых платьев был введен синий костюм-тройка: юбка в складку, жилетка и пиджак с накладными карманами. Отдельные элементы костюма допускалось варьировать: юбку носили либо с жилетом, либо с пиджаком, а в некоторых районах Сибири, Крайнего Севера и Ленинградской области юбку зимой разрешалось заменять брюками.

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

От начала 90-х и до наших дней

В 1992-м школьная форма вновь была отменена. Ученики стали ходить в школу кто в чем. В итоге школьники стали настолько эпатировать преподавателей, что администрация многих учебных заведений стала вводить школьные формы конкретно для своих учащихся. Так многие ученики вынуждены были вновь надеть синие брюки и пиджаки.

В 2013 году вышел указ, который обязал все учебные заведения придумать тот дизайн школьной формы, который им приходился больше по душе. На радостях педагоги стали вводить новые строгие правила. Во многих заведениях стали строго следить за соблюдением дресс-кода.

По сей день вопрос со школьной формой является довольно спорным. Некоторые родители жалуются, что приодеть ребенка к школе – это затратно и непросто. Было бы лучше, если бы детям позволяли носить то, что они сами хотят. Другие же мамы и папы хорошо относятся к школьной форме, считая, что она дисциплинирует ребенка.

Как отмечали новый год

Все ребята ждали Новогодний утренник в школе. Родители готовили новогодние костюмы: кто-то был белочкой, кто-то зайчиком, кто-то солдатом. В конце декабря в школьном спортзале возле красивейшей новогодней елки собирались ребятишки в маскарадных костюмах и ждали появления Деда Мороза со Снегурочкой. Это был настоящий праздник, кто танцевал, кто рассказывал стихи, кто пел песенку перед Дедом Морозом и обязательно получали от него подарок. Подарки получали все дети без исключения. Они были упакованы в синюю цветную бумагу, украшенную рисунками с изображением героев мультфильмов, сказок. Конфеты всякие разные: батончики, ириски, «Мишка на Севере», «Курортные», «Ананас», шоколадки… И, конечно же, мандаринка. Наши бабушки и дедушки до сих пор помнят запах этого подарка. Если сейчас бабушка берёт в руки мандаринку, она сразу же думает о Новом годе. Вот спросите у неё.

Как отдыхали в пионерском лагере

Закончился учебный год, в табелях выставлены оценки – наступило лето. Все дети разъезжаются по пионерским лагерям. Пионерский лагерь – это было настоящее счастье. Некоторые ребята так любили пионерский лагерь, что ездили туда на всё лето. Рисовали стенгазеты, устраивали праздник Нептуна и дни именинника, проводили соревнования, устраивали спектакли. Всё, чему ребята научились в школе, в спортивных секциях и кружках, они могли применить в лагере в различных конкурсах художественной самодеятельности и соревнованиях.

По лагерю передвигались в составе пионерского отряда и обязательно под какую-нибудь речёвку. Когда, например, шли в поход, то все вместе хором распевали:

Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд!
Сильные, смелые.
Ловкие, умелые.
Ты шагай – не отставай,
Громко песню запевай.

Когда шли в столовую:

Раз, два, – мы не ели!
Три, четыре, – есть хотим!
Открывайте шире двери,
А то повара съедим!

В лагере часто проводились пионерские костры, возле которых ребята пели песни, рассказывали интересные случаи из своей жизни

Интересно было послушать разговор «Расскажи мне обо мне», когда все ребята начинали по очереди рассказывать одному из своих товарищей о его положительных качествах и на что в характере следует обратить внимание, какие его действия могут обидеть людей, а какими можно наоборот гордиться. Это помогало ребятам узнать о самих себе правду и в будущем задумываться о своих поступках

За три недели проведённые в лагере, ребята успевали так подружиться, что расставаясь плакали. И обещали через год снова встретиться в этом же лагере. На прощание друг другу писали пожелания на пионерских галстуках.

Вот, примерно так жили наши бабушки и дедушки, когда им было по 7–12 лет. Может я, что-то упустил?

Из истории школьной формы

Обязательная форменная одежда для учащихся гимназий была утверждена еще в 1834 году и внесена в общую систему гражданских мундиров Российской империи. Двумя годами позднее было разработано и утверждено Положение о гимназической форме для девочек.

Гимнастерка, подпоясанная широким кожаным ремнем, фуражка, блестящие металлические пуговицы, эмблемы и канты – по фасону и цвету форма гимназистов царской России напоминала военный мундир. Сходства с ним добавляла и обязательная верхняя форменная одежда – шинель. Форма гимназисток мало чем отличалась от нарядов воспитанниц пансионов благородных девиц, одновременно напоминая рабочую одежду горничных. В таком виде школьная форма для мальчиков и девочек просуществовала в России до революции 1917 года и сохранилась в первый год советской власти. Единственное изменение коснулось верхней одежды: форменная шинель для мальчиков стала необязательной.

Пятидесятые годы: имидж школьников

В пятидесятые годы появились стандарты уже не относительно формы, а относительно причесок школьников. Так, в младших классах мальчиков стригли наголо. С пятого класса разрешалась только челка, а уже в старших классах можно было обзавестись «взрослой» стрижкой.

Что касается девочек, то их обязали сплетать волосы в две косички. В крайнем случае допускалась одна. Распускать локоны было строго запрещено. Зато появилась мода на ленточки для косичек. По будням они были черные, а по праздникам – белые. Также девочки носили хлопковые чулки в резинку.

Несмотря на строгие правила, модницы все же находили возможность как-то выделиться. Например, с помощью белых кружевных воротников, платья с плиссированной юбкой.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

Школьная форма девочек

Практически до конца девятнадцатого века девочки не имели право посещать гимназии: они находились на домашнем обучении. Исключение составляло только одно учреждение: Институт благородных девиц. Форма институток состояла из платья, цвет которого менялся по мере приближения к выпуску. Например, если в начальных классах девочки носили коричневые наряды, то уже в старших – белоснежные.

С появлением других женских гимназий в 1896 году были утверждены стандарты школьной формы для учениц. Это коричневое платье с фартуком. Только если в Институте благородных девиц оно было сделано из шелка, то здесь – из шерсти. Такой стандарт девчачьей формы просуществовал практически до восьмидесятых годов прошлого века.

Какой была старая школьная форма в СССР и раньше

Школьная форма постоянно менялась. В основном, изменения были небольшими, но были периоды, когда одежда школьников менялась до неузнаваемости.

Школьная форма до революции

Считается, что одна из первых школьных форм появилась в дореволюционное время и была введена императором Николаем I. Девочки носили строгие платья с фартуками, а мальчики в темно-зеленые мундиры и фуражки.

Дореволюционная школьная форма

Школьная форма после революции

После этого школьная форма несколько раз менялась, но только в деталях — кардинальных изменений не было. После революции 1917 года форму отменили, и дети ходили учиться в своей обычной одежде. На фотографии ниже видно, как все они отличаются.

Школьники 1917 года

Послевоенная школьная форма

Ситуация изменилась в 1949 году, после Великой Отечественной войны. Школьная форма вернулась в таком виде, в каком была отменена. Мальчики снова начали носить мундиры и фуражки, а девочки облачились в коричневые платья с фартуком. В обычные дни фартук был черным, а в праздничные — белым.

Послевоенная школьная форма

Школьная форма 60-х

Следующие перемены произошли в 1960-е годы. У девочек появились гольфы и колготки, а также с них сняли строгие требования к прическе. Мальчики перестали быть похожими на военных и начали одеваться в белые рубашки, пиджачки и брюки. Результат вы можете увидеть на фотографии ниже.

Школьная форма 1960-х годов

Школьная форма 70-х

В 1970-е годы мальчики стали еще более стильными. Школьная форма приобрела синий цвет, а пиджаки стали приталенными. Благодаря этому, учащиеся стали выглядеть по-взрослому.

Школьная форма 1970-х годов

Ближе к концу 1970-х годов синяя форма дошла и девочек. Примечательно, что с производством пиджаков для девочек возникли большие проблемы, потому что раньше шить костюмы для девочек, как оказалось, мало кто умел.

Школьная форма для девочек в 1977 году

Современная школьная форма

После этого эпоха школьных форм СССР прошла. В 1990-е годы некоторые школы отменили форму, а потом она стала такой, как сегодня. В зависимости от школы, вид школьной формы разнится, но основа зачастую одна: белый верх и черный низ.

Одежда современных школьников

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий