Формирование собственного Я
Полноценное человеческое Я часто рождается в муках. Все начинается с подыскивания ролевых моделей. Подросток подобное делает постоянно, сравнивая собственное Я с родителями, сверстниками, учителями, кумирами.
Вскоре тинейджер понимает: от взрослых он отличается мало, хотя вынужден старшим почти безропотно подчиняться. Отсюда рождается конфликт, желание освободиться из-под непонятной опеки «таких же, как сам». Ребенок начинает копировать взрослых — поступает, одевается похожим образом, употребляет спиртное, пытается разговаривать на равных, спорит.
Однако психология подростка еще четко не отделяет собственную личность от других, слабо понимает, где проходят границы между персоналистической идентичностью и внешним миром. Именно поэтому тинейджер поступает неуважительно по отношению к окружающим, нарушает правила мира взрослых.
Противоречивость 12–14-летнего возраста также в том, что для юнца важно мнение взрослых, против которых он бунтует. Более того, родители по-прежнему остаются для чада главными ролевыми моделями. Поэтому важно, чтобы старшие показывали хороший пример
Если родители — нетерпеливые, любят скандалить, осуждать, жаловаться, нечего удивляться, что точно так же начнет поступать ребенок-подросток
Поэтому важно, чтобы старшие показывали хороший пример. Если родители — нетерпеливые, любят скандалить, осуждать, жаловаться, нечего удивляться, что точно так же начнет поступать ребенок-подросток
Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции
Случайные наказания — плохой стимулятор. Кричать — непродуктивно. Физическое наказание воспринимается как насилие, игнорирование разрушает эмоциональный контакт, а крик запускает защитные механизмы и отключает сознание. Говорить жёсткую, неприятную информацию мягким тоном тоже нелогично — подросток запутается в сигналах.
Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.
Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.
Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.
Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.
Видео: Советы психолога по поводу кризисов разного возраста у детей – Доктор Комаровский
Переходный возраст у девочек нередко провоцирует грубость. Не стоит раздражаться по каждому поводу, это в любом случае окажется только нервотрепкой для вас и не возымеет никакого действия на чадо. Можно просто отгородиться от неприятных эмоций зрительно построенной стеной, а на откровенное хамство просто замолчать и не открывать рта до тех пор, пока дочь полностью не раскается. Покажите ей, что вы тоже человек и тоже хотите красиво одеваться, встречаться с друзьями и весело проводить время, но у всех есть свои обязанности и соблюдать их придется в любом случае. Хорошие поступки и дела поощряйте, за плохие – наказывайте, но не ремнем, а лишением удовольствий, например, игры в компьютерные игры.
Но как бы не складывались ваши отношения с дочерью, главное – руководствоваться любовью к ней. Ребенок должен чувствовать, что ни смотря ни на что вы его любите и принимаете таким, какой он есть. При поддержке самых родных и близких людей взрослеть куда проще, а значит вы преодолеете этот этап вместе без особых потерь. Удачи!
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
<<Форма демодоступа>>
Особенности психологии переходного возраста
По мере взросления человека, у него начинает повышаться
степень осознанного отношения к миру вокруг. Подросток становится значительно
более склонным к рефлексии, что неизменно ведет к переменам в психике.
Для переходного возраста большую значимость имеет стремление
как-то выделиться из толпы, самоопределиться, привязать себя к определенной
возрастной группе. Потому подростки часто становятся частью какой-либо
субкультуры или выбирают себе кумира, ролевую модель, на которую стремятся быть
похожими.
Желание поменять не только себя, но и мир вокруг также приводит к формированию политических взглядов. Это тоже может иметь определенные риски для ребенка.
Современный подросток
Он видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.
На основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность.
Признаки переходного возраста
Переходный возраст у девочки сопряжен с перестройкой всего организма, вызванной усиленной работой щитовидной железы и гипофиза. Девочка растет, а ее тело меняет свои очертания: бедра становятся более округлыми за счет активного продуцирования жировой ткани. Вырисовывается грудь, появляются волоски в подмышечных впадинах и в районе гениталий. Из-за интенсивной работы потовых желез кожа на лице и реже на теле покрывается прыщами, волосы становятся более жирными. С приходом первой менструации девочка начинает ощущать себя девушкой.
Можно сказать, что психологические симптомы переходного возраста преобладают над физиологическими изменениями. Подросток сам не понимает, что с ним происходит и почему радостное настроение так быстро чередуется депрессивным, и наоборот. Меняется отношение к себе, окружающим и просто взгляды на жизнь. Нередко еще совсем недавно прелестную малышку посещают мысли о самоубийстве, спровоцированные несоответствие современным идеалам красоты. Будущие женщины в этом возрасте или хотят быть как все или пытаются как-то выделиться из толпы. Отсюда вытекает желание примкнуть к какой-либо субкультуре.
Про переходный возраст следует сказать, что дети в этот непростой период сталкиваются с совершенно другими проблемами, но спросить совета у взрослых им мешает чувство собственного достоинства, ведь они наивно полагают, что знают больше чем мама и папа
Любое неосторожно сказанное слово может причинить боль и вызвать бурную, не совсем адекватную реакцию. На лицо максимализм, упрямство, грубость, граничащая с хамством, агрессивность и отдаление от взрослых
Что делать родителям и как правильно себя вести с повзрослевшей принцессой?
Какие методы работаю эффективно
Универсальные советы родителям, которые помогут пережить время переходного возраста:
Психологи советуют не пренебрегать наказаниями за серьезные
проступки. Но прежде чем их реализовать, нужно согласовать с ребенком, что за
определенные действия будут такие запреты (четко аргументировать почему) и
получить его согласие на них. Самыми эффективными санкциями для подростка являются
– отсутствие интернета, карманных денег или свободного времени. От физического
и психологического насилия следует отказаться.
Любите своих детей — пусть немного ершистых и чересчур упрямых, застенчивых и дерзких, но в душе ранимых. Помогите им пережить переходный возраст своей мудростью и безграничной любовью.
В период переходного возраста родителям стоит со всей серьезностью подойти к воспитанию и преодолению этого непростого периода, чтобы опрометчивые действия и необдуманные слова не испортили взаимоотношения с ребенком, а в дальнейшем и всю жизнь сына или дочери.
Частые вопросы
На какие проблемы у подростков чаще всего жалуются родители?
+
Современные дети ничего не хотят, именно на это чаще всего и сетуют родители. Им кажется, что ребенок ничем не интересуется. Чаще всего то, что нравится отпрыску не вписывается в систему ценностей родителей.
Может ли быть замкнутость ребенка связана с одиночеством, которое он испытывает в семье?
+
В подростковом возрасте ребенок становится порой невыносимы. Родители стараются дистанцироваться, сократить общение. Понять можно и ту и другую стороны. Кроме того, бунтарю может быть интереснее общаться со сверстниками нежели с родителями.
Что такое стигматизация?
+
Иными словами – навешивание ярлыков. При чем ребенок со временем может и сам поверить в свою ничтожность. Этому способствуют особенности психики подростков, стремящихся получить признание в обществе сверстников.
Когда родители ведут подростков к психотерапевтам?
+
В том случае, когда они чувствуют свое бессилие, усталость. У них появляется желание как можно быстрее пройти этот кризисный период с наименьшими потерями. Вместо того, чтобы выходить на диалог, родители стараются решать проблему иначе – кадетские корпуса, психологи, психотерапевты.
Как наладить отношения с дочерью- подростком 14 лет. Хамит, грубит, непослушная! Подскажите
Почему дочь хамит, какие предпосылки у нее для этого. Как на это реагируют родители и прочее.
Не иронизируйте над чисто женской тягой к зеркалу- пусть изучает себя, пусть привыкает себя любить! Не останавливайте первых опытов с косметикой- пусть попробует и помаду, и тени, и тушь. Поощряйте работать над своей внешностью. Уход за волосами, чистка кожи, маски- чем раньше выработаете навык разумного внимания к внешности, тем лучше. Спортивные секции, шейпинг, аэробика- пусть ваша дочь знает: красота требует жертв. И эти жертвы- оправданны!
Воспитание в строгости имеет свои издержки. В частности, поколение женщин, взращенное супертребовательными родителями, не может избавиться от представления, что любовь нужно заслужить. Отсюда чрезмерная старательность, комплекс жертвы и неумение просто осознавать себя любимой.
Лишенная в детстве явных проявлений родительской ласки, девушка, как бабочка, полетит на первый огонек того света, который покажется ей любовью. Следовательно, она может стать добычей любого проходимца, который не поленится погладить ее по голове и сказать пару нежных слов.
Девочка нуждается в том, чтобы ее баловали- меру каждый родитель определяет сам. Девочка должна осознавать, что ее любят.
Внушите вашей дочке правила безопасности. Научите ее разбираться в людях и ситуациях. Не запугивайте, но предостерегайте от излишней доверчивости. Мудрые учатся на чужих ошибках. Беседуйте с дочерью об опасных случаях из жизни ваших знакомых, о том, что вам известно из прессы. Пусть она научится избегать всего того, что угрожает жизни, здоровью, репутации.
ЕЕ НАДО УВАЖАТЬ!
ну суть — что вы не против ей помочь жить по другому, не как вы
но за эту помощь есть некая плата
не хочет — пусть учится через синяки и шишки
моей 12,5 и все те же симптомы. запасаюсь терпением, стараюсь побольше разговаривать с ней на интересующие ее темы (мальчики, косметика, дружба и т. д.) . кстати, такие вот разговоры — это то чего мне сильно не хватало в ее возрасте. как хотелось поговорить по душам с мамой, но она не очень приветствовала задушевные разговоры с ребенком еще ничего не понимающем в этой жизни.. . а, по-моему, такие разговоры сближают, позволяют лучше понять друг друга.
Второй путь — кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения. Это своего рода возврат назад, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
Первый и второй варианты — это способы самоопределения. Но в первом случае он выражается позицией «Я уже не ребенок», а во втором — «Я ребенок и хочу оставаться им».
Третий — мирное сотрудничество, когда взрослый сам приглашает ребенка во взрослую жизнь: уважает его желание быть взрослым, считается с его мнением, свои отказы подростку в чем-то обосновывает, свои требования подкрепляет собственным примером, помогает научиться отвечать за свои поступки, объясняет необходимость этой ответственности.
Для развития наиболее благоприятным оказывается третий вариант, наименее — второй.
Как помочь ребенку взрослеть (Ю. Б. Гиппенрейтер)
Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься! «
Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия) . Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Переходной возраст в 13-14 лет
Основная особенность данного периода – начало менструации. Как правило, она начинается на два года позже появления волос в подмышечных впадинах и на внешних половых органах. Некоторые девочки эмоционально переживают этот этап в жизни
Важно поговорить о месячных заранее, чтобы их появление, а потом период нормализации не были сюрпризом. Поговорите с дочерью о физиологии этого процесса и об особенностях личной гигиены, которые с ним связаны
Если месячные не начались в этот период или они вызывают сильный дискомфорт, боль в нижней части живота или другие отклонения, то лучше обратиться к врачу, он поможет преодолеть эти трудности.
Подростковые страхи
Специфические страхи – это тоже возрастные особенности. В старшем подростковом возрасте дети, как правило, боятся следующего:
- не быть собой;
- неудач, провалов, казусов;
- наказаний и осуждения со стороны сверстников;
- физического несовершенства или же уродства;
- одиночества;
- отсутствия перспектив и возможностей для самореализации.
Каждый из этих страхов в той или иной степени присущ всем тинейджерам
Задача родителей заключается не в том, чтобы разубедить подростка, а в том, чтобы не зафиксировать его внимание на конкретном переживании, не превратить юношеский страх в фобию
Достаточно парадоксально то, что на этапе младшего подросткового периода, тинейджеры почти не испытывают страха перед самостоятельной жизнью, а, наоборот, всячески стремятся к ней. Однако как только тенденция к взрослости меняется на ее чувство, этот страх тут же возникает.
Тинейджеры – это уже не дети, но и взрослыми их считать тоже нельзя. Это утверждение справедливо как в отношении психики, так и в вопросах физиологии и социальных навыков.
Как мыслят девочки и мальчики подростки?
Прежде чем выработать стратегию поведения, родителям важно понять несколько моментов, которые иллюстрируют смену мышления мальчиков и девочек-подростков:
Восхищение и идеализация родителей сменяется разочарованием: мальчик и девочка-подросток видит, что и взрослые могут быть неправы и совершать ошибки, и может даже стыдится своих ближайших родственников.
Взгляды и мнения родителей касательно разных ситуаций кажутся подросткам 12-15 лет устаревшими и скучными. Это связано с особенностями возрастной психологии, когда подростки стремятся к авантюризму, риску, ищут во всем новизны и отрицают общепринятые правила. Личные взгляды кажутся единственно верными, их критика вызывает недовольство. Яркими примерами этого конфликта является расхождение музыкальных вкусов или стиля одежды.
Подросток чувствует себя одиноким. Девочка или мальчик-подросток жаждет любви и понимания. Вместо этого большинство родителей, столкнувшись с первыми причудами и капризами, начинают ругаться или «воспитывать» и устанавливать свои правила. Это еще больше порождает возникновение конфликтных ситуаций и отдаляет друг от друга самых близких людей
После ссор и раздоров окончательно портится мнение подростка о взрослых, с которыми «бесполезно говорить, все равно ничего не понимают».
Родителям важно знать о смене мышления ребенка и не перекладывать свои проблемы на него. Важно уметь объяснять конфликтные ситуации особенностями периода, а не принимать все слова подростка на свой счет — он по-прежнему ребенок и расценивать необдуманные высказывания как оскорбления глупо.
Признаки переходного возраста:
Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.
Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.
У мальчиков:
Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?
- Мускулатура начинает резко развиваться.
- Расширяются плечи.
- В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
- Ломается голос.
- На спине и лице появляется угревая сыпь.
- Запах пота становится более резким.
- Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
- Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
- Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.
У девочек:
У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:
- Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
- К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
- К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
- В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.
Что происходит с настроением
Все вышеперечисленные факторы приводят к тому, что ребенок большую часть времени находится в стрессе. Женский организм — это очень чувствительное создание. Также необходимо брать на заметку, что из-за активации работы надпочечников жизнь воспитанника сопровождает круглосуточная депрессия.
В 11
Именно в этот год начинается половое созревание, а одновременно с ним начинается подростковый возраст. В 11 девочка, у которой только наступает главный рубеж развития, внезапно обретает чувство собственной уникальности. Она считает, что единственная в своем роде и заслуживает достойного места в обществе. Естественно, что первые привычки и замашки она копирует у других. Если говорить начистоту, то в 11 – самый тяжелый и ответственный отрезок жизни в плане становления личности.
Старайтесь прислушиваться к рассказам своих детей, когда речь заходит о друзьях.
Желательно иметь максимально точное представление об внешнем окружении, но не делать этого насильно.
В 12
В 12 молодые особы начинают непроизвольно подражать взрослым людям в их окружении. Старайтесь быть хорошим примером, для того, чтобы воспитанник брал от вас только лучшие черты. Опять-таки, на этом шаге необходимо проявлять себя матерям.
Умение вкусно готовить, убираться по дому, шить, вязать пойдут только на пользу но и повысят самооценку.
Первые отношения с противоположенным полом
В 12 лет девочки склонны искать для себя пару среди представителей противоположенного пола.
Это необходимо потому, что необходимо вести диалог в сугубо интимных вопросах.
Чем могут обернуться ранние половые контакты, о том какие существуют методы контрацепции.
Если вам тяжело найти правильные слова, то попробуйте прочитать несколько обучающих книг о воспитании детей. Однако если вы ни в коем случае не готовы вести диалоги подобного рода, то лучше поручить это кому-то другому.
Обычно такой разговор можно поручить сестре, учителю или психологу.
Уход за собой начинает выходить на первый план
Подростку приходиться сталкиваться с неблагоприятными последствиями бушующей в его организме гормональной бури. Угри, сальные волосы, жирная кожа и запах пота – все это происходят с ней впервые. Это становится причиной усиленного ухода за собой.
Рассказать про особенности организма и о том, что беречь здоровье. Необходимо прививать правила гигиены:
- Всегда касаться лица только чистыми руками.
- Необходимость смывать всю косметику перед сном.
- Пользоваться специальными косметическими средствами, которые предназначены для детей.
Деликатность в вопросах интимной гигиены
Очередная ступень, которая подтверждает половое становление в 13 лет, считается первая перенесенная менструация. К ее появлению нужно готовиться заранее. Объяснять, почему она проявляется, как соблюдать гигиену. Это у молодых леди происходит в разное время.
Часто девочки пугаются крови, путают месячные с опасными болезнями. Поэтому учите её чаще подмывать внешние половые органы в «эти дни». Ведь от этого зависит её женское здоровье.