Педагогическая техника, как основной компонент педагогического мастерства
Определение 2
Педагогическая техника – это профессиональные навыки педагога, открывающие ему возможности видения и чувствования своих учеников.
Педагогическая техника является залогом педагогического мастерства. Если, у педагога имеется хорошая, развития техника преподавания, то он может ярко себя подать, выразить свое эмоциональное отношение к профессии, раскрыть во взаимодействии с учащимися все свои профессиональные и личностные качества, способствующие мастерскому исполнению своих профессиональных функций.
Если техника педагога хороша налажена, то у него остаются временные и иные ресурсы для реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Педагогическая техника способствует развитию личностных качеств педагога.
К основным особенностям педагогической техники, определяющей ее значимость в развитии педагогического мастерства, относятся следующие:
- Педагогическая техника складывается, исходя из особенностей психического, физического, интеллектуального развития педагога, его личностных свойств;
- Индивидуальная техника преподавания каждого педагога определяется его полом, возрастом, уровнем интеллектуального развития, характером, темпераментом, состоянием здоровья, взглядами, мировоззрением;
- В ходе овладения педагогической техникой происходит раскрытие нравственных ориентиров деятельности педагога, культурных основ его деятельности, эстетических позиций. Все это отражает уровень профессионализма педагога, его профессиональную культуру и потенциал личности;
- Владение педагогической техникой связано с наличием навыков самоконтроля и саморегуляции своего поведения. педагог должен уметь управлять своей мимикой, жестами, реакциями, эмоциями, владеть техникой речи, управлять дыханием, быть внимательным и наблюдательным.
Стадии формирования педагогического мастерства
Мастерство педагога не является единожды сформированным и неизменным. Оно требует постоянного развития и саморазвития педагога.
Процесс формирования педагогического мастерства является длительным. Он сложен и подвержен воздействию большого количества факторов.
Мастерство педагога формируется в несколько стадий:
Стадия просвещения. На этой стадии происходит профессиональная ориентация учащихся старших классов, техникумов, училищ
Им рассказывается о профессии педагога, ее особенностях, ее значимости и важной функциональной роли. Целью этого этапа является выработка положительного отношения к данной профессии, развитие к ней интереса и мотивации к обучению в педагогических вузах.
Стадия профессионального отбора и профессиональной подготовки
Учащиеся проходят обучения в вузах или в средних профессиональных училищах для получения специальности педагог. Происходит формирование теоретических знаний и практических навыков педагогической деятельности.
Стадия профессиональной адаптации. В ходе обучения, студенты проходят практику в учебных заведениях разного типа и уровня, чтобы получить реальные представления и практические навыки будущей деятельности. Студенты учатся использовать свои теоретические знания в практических педагогических ситуациях, осознают реальность выбранной профессии, приспосабливаются к будущей работе и приходят к пониманию того, хотят они заниматься, выбранной деятельностью или нет.
Стадия профессионального роста. Она связана с деятельностью педагога по избранному направлению работы. Педагоги реализуют обучение и воспитание учащихся в конкретном учебном учреждении. Здесь происходит реализация своего мастерства, его развитие и совершенствование. Педагог самообучается, развивает свои навыки, углубляет познания в области педагоги, учится применять методы и средства в образовательной деятельности, совершенствует свои навыки.
Сущность и значение педагогического мастерства
Определение 1
Педагогическое мастерство – это знание педагогического процесса и умение его оптимально организовывать и эффективно реализовывать.
Педагогическое мастерство вполне доступно для овладения каждому педагогу. Однако, для этого требуется интенсивная работа над собой, поскольку, мастерство педагога является совокупностью многих компонентов, включающих и личностное развитие педагога, его профессиональные качества, а также, оно находится под воздействием иных факторов педагогического процесса.
Рисунок 1. Педагогическое мастерство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своему структурному устройству, педагогическое мастерство представляет собой совокупность следующих компонентов:
Профессионально-педагогическая ориентация личности педагога. Педагог должен обладать определенными личностными качествами, которые определяют его профессионализм и ориентацию на эффективную реализацию педагогической деятельности. педагог должен обладать нравственными свойствами и ориентирами деятельности, быть трудолюбивым, ответственным, уважать детей и их особенности, быть милосердным и сострадательным, любить детей и свою работу.
Профессионально-значимые знания. Система знаний педагога должна быть достаточной для выполнения им продуктивной педагогической работы и достаточной для выполнения своих профессиональных функций. Если педагог обучает детей конкретной дисциплине, то он должен владеть ей в совершенстве. А если педагог обучает учащихся начальной школы, то ему необходимо знать основы и программу сразу нескольких дисциплин, а также владеть методами передачи знаний и навыков.
Профессионально-значимые и нужные способности и навыки педагогической деятельности. Педагог должен обладать умением организации и ведения педагогического процесса, выполнять свою работу качестве
Чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, педагогу необходимо обладать: организаторскими способностями, коммуникативными навыками, быть наблюдательным, хорошо владеть речью и уметь ее правильно применять, уметь планировать и прогнозировать свою деятельность, определять перспективы развития учащихся, управлять их вниманием, уметь завоевать их уважение и быть для них авторитетом.
Профессиональное творчество. Чтобы быть мастером своего дела, педагогу требуется применять творческий подход к ведению процесса обучения и воспитания, использовать нестандартные варианты ведения педагогического процесса, оригинальные подходы и методы организации обучения.
Рисунок 2. Структура педагогического мастерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мастерство педагога = квалифицированность профессионала
С этой точки зрения можно выделить такие составляющие педагогического мастерства.
«Место работы»
Мастерство, естественно, зависит от сферы деятельности педагога. Именно она определяет цели работы специалиста.
Например, воспитателю важно создать такие условия, при которых его подопечные будут всесторонне и творчески развиваться. В деятельности педагога в фокус попадает не только воспитание личности, но и формирование научного мировоззрения учащихся
А для руководителя образовательной организации важным будет обеспечить педагогический и психологический комфорт коллектива и обучающихся, возможность их творческой самореализации. Поэтому будут различаться средства осуществления деятельности педагогов и её результаты.
Профессионально значимые знания и умения
Педагогический опыт позволяет спланировать процесс обучения, воспитания и развития подопечного, с максимальной эффективностью отбирать материал, методы и средства обучения в соответствии с образовательными задачами, достигать поставленных целей.
Невозможно представить педагога, не обладающего профессиональными навыками и знаниями, но при этом успешно осуществляющего деятельность в сфере образования. Информированность в образовании, педагогический опыт — обязательные условия мастерства. Соответственно, педагог-мастер совершенствует себя как профессионал, накапливает и делится с коллегами опытом, наработками.
Профессиональное творчество
Педагог ежедневно сталкивается со множеством ситуаций, в которых должен проявить свои профессиональные навыки и знания. Поиск путей обучения, воспитания и развития учащихся — всегда творческий процесс. Невозможно найти универсальное средство, чтобы убедить, передать знания, вдохновить. Поэтому только творческий подход к работе позволяет педагогу стать мастером своего дела.
Мастерство и личность педагога
Э.Ф. Зеер выделяет свойства личности, определяющие педагогические способности:
- умение делать учебный материал доступным и связывать полученные знания с жизнью;
- яркая образная речь, умение говорить содержательно и убедительно;
- творческий подход к работе;
- педагогическое влияние на учащихся, способность организовать коллектив;
- интерес и любовь к детям;
- педагогический такт и наблюдательность;
- педагогическая требовательность к учащимся и к себе.
Небольшой опрос, проведенный мной накануне среди учащихся школы, их родителей и коллег, позволил дополнить этот список качествами, с точки зрения респондентов обязательными для педагога:— умение идти на контакт и находить общий язык с представителями разных групп;— трудолюбие;— активность;— широкий кругозор;— адекватность в самооценке;— стрессоустойчивость;— целеустремленность;— ораторские способности и артистичность;— эмпатия, умение сопереживать.В совокупности эти качества позволяют педагогическому работнику раскрыться как мастеру.
Мастерство педагогического работника: 6 способов совершенствования
- Профессиональное самообразование. В идеале необходимо проанализировать свою работу, обратиться за комментариями к коллегам, выявить пробелы и найти способы их устранения.
- Послевузовская переподготовка и повышение квалификации позволяют осваивать всё новые методики обучения, чтобы применять их в дальнейшей работе.
- Передача собственного педагогического опыта, работа в методических объединениях. Можно считать это своеобразной рефлексией, систематизацией накопленных знаний и умений.
- Освоение новых педагогических технологий.
- Научно-исследовательская деятельность.
- Самомотивация к совершенствованию. Для этого необходимо регулярно проходить переаттестацию, принимать участие в конкурсах, профессиональных соревнованиях.