Литература для самообразования по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС
- Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 2.
- Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. — № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
- Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
- Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребёнок в детском саду. – 2010. – № 4.
- Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. — № 3. – С. 66–68.
- Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 3.
- Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребёнок в детском саду. – 2006. — № 2.
- Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
- Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребёнок в детском саду. – 2001. — № 4. – (проект).
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6.
В современном мире высоких скоростей и новейших технологий у родителей, к сожалению, не всегда достаточно свободного времени и желания воспитывать у своего ребёнка чувство любви к родному краю. В этих условиях задачей педагогов становится формирование у детей полноценного, эмоционально яркого образа Отечества
Важно, чтобы дети научились быть благодарными, были внимательными и заботливыми, преодолевали эгоизм и учились бескорыстному поведению, т. е
могли не только брать, но и отдавать. Ведь настоящая любовь всегда проявляется в действии, а не в громких лозунгах.
Проекты по патриотическому воспитанию
«Под счастливою звездою мы живём в краю родном!»
Проект разработан для воспитанников младшей и средней группе.
Цель:
- пробудить тёплые чувства к своим родным и дому;
- создание эмоциональной атмосферы солидарности, взаимопомощи и понимания между детьми и взрослыми, способствовать появлению осознания значимости каждого члена семьи и проявлению уважительного отношения друг к другу;
- прививать искреннее желание принимать участие в жизни семьи, группы детского сада, помогать взрослым, с энтузиазмом работать по благоустройству территории двора или детского сада.
Формы:
- экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
- ролевые, народные, театрализованные игры, праздники с участием родителей;
- образовательная деятельность на занятиях, беседы, встречи с интересными людьми;
- создание художественных образов родной природы на уроках лепки, рисование, декоративно-прикладного искусства.
Воспитание патриотических чувств — длительный процесс, который имеет в своей основе язык, песни, музыку русского народа
В дошкольном возрасте очень важно насытить душу ребенка понятием чести, человеческих ценностей. План мероприятий:
План мероприятий:
1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю) «Моя семья»:
- Рассказы детей на тему «Профессии моих родителей».
- Дидактическая игра «Как тебя зовут, что в имени твоём?».
- Рисуем свою семью.
2 блок «Мой любимый детский сад»:
- Беседа с детьми на тему «А ты любишь ходить в детский сад?».
- Создание фотоальбома «Моя жизнь в детском саду».
- Субботник по благоустройству территории детского сада.
3 блок «Город, в котором я живу»:
- Изучаем открытки с изображением города «Мой город сто лет назад».
- Заполняем альбом профессий, дети рассказывают о местах работы своих родителей.
- Организуем выставку поделок и рисунков ко дню освобождения родного города.
4 блок «Мир природы родного края»:
- Праздник «Осенние дары матушки природы».
- Образовательная беседа «Как помочь птицам зимой?».
- Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?».
5 блок «Как прекрасен этот мир!».
- Интерактивное занятие «Декоративно-прикладное искусство России».
- Лепка народной игрушки с ипользованием пластилина.
- Театрализованное представление «В гостях у Снегурочки».
Краткосрочный проект (1- 12 мая) для старшей группы «День победы»
Цели:
- развитие чувства гордости за своих предков и благодарности за их самопожертвование;
- способствовать формированию у детей чувства отваги и смелости, стремления защищать своё Отечество;
- знакомство с традицией празднования «Дня победы», историческими событиями времён Великой Отечественной войны;
- воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим пожилым людям.
Начало мая — время торжественное и праздничное. Педагоги провели в средней группе праздник, посвящённый Дню победы
План мероприятий:
- Занятие с использованием техники оригами «Летят журавли».
- Ролевая игра «Аты-баты, шли солдаты».
- Изготовление аппликации «Самолёт в небе».
- Экскурсия в музей Военной славы.
- Создание стенда «Мы помним».
- Итоговый праздник с участием родителей в честь Дня победы.
Краткосрочный проект для подготовительной группы «Быть гражданином родной страны»
Цели:
- сформировать начальное представление о демократической модели политического жизнеустройства страны, познакомить с процедурой выборов;
- воспитывать чувство гражданской солидарности, активности и ответственности;
- дать знания о государственном флаге, его истории и значении цветов, о гербе, гимне;
- пополнять лексический словарь детей новыми словами и терминами;
- совершенствовать навыки рассуждения, устного рассказа, ведения спора, развивать умение делать самостоятельные выводы, отстаивать свою точку зрения;
- расширить представления об устройстве социальной жизни окружающего мира.
План мероприятий:
- изучение прав ребёнка (Международная конвенция прав ребёнка);
- просветительское занятие по изучению основ конституции как главного правового документа;
- ролевая игра «Кто будет президентом»;
- оформление альбома с детскими рисунками на тему «Я живу в России»;
- разучивание стихов и песен, проведение концерта «Широка страна моя родная!».
Правильно оформленная наглядность о родной природе позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей
Документальная база нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма нацелено на формирование преданности интересам Родины, готовности их защищать, выполнять долг перед своими близкими, родным городом или посёлком, становление чувства ответственности за судьбу своей страны.
Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12
2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью всей глобальной образовательной архитектуры, поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике
Востребованность комплексной и всесторонней работы по патриотическому воспитанию дошкольников получила юридическое оформление в ряде правовых документов.
Стратегическая общегосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493
Госпрограмма включает пять тематических блоков и ориентирована на граждан России всех возрастных и социальных категорий, при этом отмечается необходимость сохранения приоритетного внимания к воспитанию детей и молодёжи. Основной целью формирования патриотизма является духовное пробуждение народа и становление единого гражданского общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155
Кроме того, ряд указов Президента России:
Указ Президента России от 5.08.2000 № 1441 «О Российском организационном комитете «Победа» (в редакции Указа от 12.01.2010), Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2006 № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Указ Президента России от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента России от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», Указ Президента России от 07.05.2012 № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
Музыкально — спортивное развлечение «Мы гордимся нашей армией родной» для детей младшего дошкольного возраста