Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
<<Форма с консультацией>>
<<Форма бесплатного курса>>
Родить ребенка с конкретной целью
Печальна и трудна жизнь детей, которым нашли «работу» еще до рождения, не важно, какая миссия им назначена: скрепить семью, воплотить в жизнь несбывшиеся мечты родителей, подавать стаканы с водой в старости. Даже если дети будут стараться, им никогда не оправдать все ожидания папы или мамы («Защитил кандидатскую, а когда докторская?», «Победишь на российских конкурсах, а когда поедешь на международные?»)
Но и родители будут разочарованы. По каким-то необъяснимым причинам, ребенку сложнее всего исполнять именно то, для чего его родили. Тот, кто появился на свет ради дружбы с братиком, чаще всего с этим братиком дерется. А дети, рожденные как «сувенир на память» от любимого, но недоступного мужчины, крайне редко на него походят, либо походят, но именно этим потом всю жизнь и раздражают.
Пакт о плохом воспитании
Неправильное воспитание имеет серьезные негативные последствия для жизни как в детстве, так и во взрослом возрасте. Вот несколько эффектов.
Антисоциальное поведение
Когда ребенок не думает, как его действия влияют на других, он может совершать мелкие правонарушения, прослыть невоспитанным человеком. У половины детей с антиобщественным поведением во взрослом возрасте формируется полный симптомокомплекс антисоциальных расстройств личности. Такие лица составляют основной контингент в числе наркозависимых и особ, отбывающих наказание за тяжкие преступления.
Плохая устойчивость к стрессам
Дети учатся справляться с эмоциональными, умственными и физическими травмами, видя, как родители преодолевают подобные трудности. Неверное поведение взрослых делает малышей беззащитными перед стрессами
Они чрезмерно реагируют на изменения окружающей среды, зацикливают внимание на неприятностях. Низкая устойчивость к стрессам, отсутствие достаточных ресурсов психики, чтобы противостоять воздействию внешних факторов, перерастает в психосоматические заболевания
Депрессия и мания
Родители с нефункциональным подходом к воспитанию растят будущих пациентов с депрессивным статусом. Уже в подростковом возрасте у детей, к которым наставники относились невнимательно, пренебрежительно, фиксируется дистимия – легкая форма депрессивного расстройства. Если в семье нет единых требований к малышу, ребенок воспитывается с помощью «кнута и пряника», он рискует стать жертвой циклотимии – перепадов настроения с высоким шансом перехода заболевания в биполярное расстройство.
Тревожные и фобические расстройства
Неверное реагирование на случившееся со стороны взрослых, упреки и физические наказания формируют у ребенка стойкую беспредметную тревогу с высокой вероятностью развития генерализованного тревожного расстройства. Негативный эффект имеет чрезмерная предупредительность родителей, ограничение малыша от «опасных» ситуаций. Это приводит к развитию беспричинного навязчивого страха – фобии.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Если родители не уделяют должного внимания жизни отпрыска, тот замыкается в себе. Малыш сильно страдает, когда взрослые проводят сравнения не в его пользу. Ребенок начинает сам искать объяснения случившемуся. Часто из-за дефицита жизненного опыта он делает ошибочные выводы, устанавливает нелепые связи. У него возникает навязчивая идея, например, «чтобы меня любили, мои волосы должны быть идеально расчесанными, как у Пети». Возникают компульсии – ритуальные действия, направленные на уменьшения беспокойства.
Пожалуй, это самые типичные ошибки родителей в воспитании детей. И один из самых важных шагов, который каждый родитель может сделать – это признать, что у него есть несколько плохих приемов воспитания. Всегда можно узнать способы устранения недостатков. Однако помимо знаний, требуется их воплощение на практике.
Почему ребенок дерется? Разберемся в причинах
Одна из причин — возрастные особенности ребенка. Как уже было сказано ранее, ребенок дерется в 1 год, проявляя таким образом свой протест на большое количество запретов, единовременно появившихся в его жизни.
В 2−3 года ребенок учится проявлять свои чувства и может попробовать замахнуться и ударить, проявить физическую агрессию. Он изучает нормы и правила семьи и общества, смотрит, что можно, а что нельзя, изучает границы. Пока еще не в состоянии совладать со своими эмоциями.
В 4−6 лет ребенок все чаще для разрешения спорных ситуаций использует речь. Но все же и в этом возрасте префронтальная кора головного мозга, отвечающая за произвольность, все еще созревает, и малыш не всегда может сдержать свой накал страстей внутри себя. Чаще всего драки в этом возрасте носят разовый и ситуативный характер.
После 7 лет дети уже могут при желании контролировать свои эмоции. И обычно уже знакомы с нормами в обществе.
Какие еще могут быть причины?
Получает внимание
Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Мало кто может похвастаться, что остается спокоен, когда ребенок дерется. Если он недополучает вашего внимания, или вы с ним обычно очень сдержаны и спокойны, то на этом фоне ваша бурная эмоциональная реакция на драку сильно выделяется.
Задумайтесь и постарайтесь честно ответить: в каком процентном соотношении вы проявляете похвалу и ругань к своему ребенку?
Зачастую мы забываем хвалить и поощрять ребенка, когда он самостоятельно играет или затевает совместную игру с братом. Часто мы это воспринимаем как само собой разумеющееся и никак не реагируем на это.
А вот если наш малыш отобрал игрушку у товарища или толкнул кого-то, то вот здесь мы точно не промолчим!
Вывод: старайтесь спокойно, но в то же время неоспоримо объяснять недопустимость физической агрессии и одновременно с этим более эмоционально поощрять хорошее поведение вашего ребенка.
Семейный шаблон поведения
Одна из причин драчливости — не знание других способов реагирования. Если в семье все конфликтные ситуации разрешаются руганью, если в семье используется физическое наказание, то ребенок принимает это поведение как адекватное и единственно верное.
Как вы разрешаете конфликтные ситуации в семье? Что видит ваш ребенок? То он и перенимает.
Отсутствие границ
Я уже сказала, что одной из причин является слишком большое количество запретов в жизни малыша. В то же время, отсутствие запретов и границ также является одной из причин агрессивного поведения ребенка.
Сейчас очень модно стало растить ребенка в «демократической обстановке». Причем каждый родитель трактует это по-своему. И многие под этим подразумевают, что ребенок самостоятелен практически с рождения и может сам делать, что хочет, а отсутствие границ и жестких рамок поможет ему вырасти «свободной личностью».
Поверьте, это жуткая ошибка. Ребенок не может самостоятельно решать, что такое хорошо, а что такое плохо. Для этого у него есть родители. А наша с вами задача — обеспечить безопасность нашего ребенка.
Об этом хорошо рассуждает и доктор Комаровский. Вы можете посмотреть его мнение по этому вопросу в следующем видео:
Если малыш не чувствует, что вы его защищаете, ставя границы (играть, бросаясь мягкими кубиками можно, а играть так же, бросаясь камнями, нельзя, это опасно!). Тогда ребенок начинает эти границы активно искать.
Заступится ли мой родитель, когда я буду драться? Или он опять скажет: «Пусть учится сам разбираться». Если ребенок это услышит, то тогда его поведение будет еще больше граничить с различными правонарушениями. Малыш ждет — ну когда же родители скажут ему: «Стоп! Мы за тебя отвечаем. И мы ставим границы. Создавая тем самым поле деятельности, в котором ты можешь чувствовать себя спокойно и безопасно».
Миф о «настоящем мужчине»
Вы слышали на площадке или среди других родителей, как они с гордостью говорят. «Мой сын — настоящий мужчина! Может постоять за себя»? К сожалению, такие фразы чаще говорят, когда ребенок защищает свои вещи и свои интересы с помощью силы. Именно это считается «мужественностью». Это грустно.
Ведь настоящий мужчина должен уметь разрешать конфликтные ситуации словами и поступками, а не применением физической силы.
Чрезмерно опекать
Некоторым кажется, что опека — признак любви и заботы. Но чаще всего за опекой стоит желание контролировать, то есть утверждать свою родительскую власть. Если ребенка постоянно опекают, ему начинает казаться, что он и впрямь не способен самостоятельно справляться с простыми вещами, перестает верить в свои силы, чувствовать свои желания. Именно так возникают анекдотические, но грустные сцены: «- Мама, я замерз? — Нет, ты проголодался!»
Гиперопека — не просто верный способ воспитать неудачника. Иногда дети буквально задыхаются от родительской «заботы», ведь у них нет ни капли свободы, ни единого шанса встретиться с реальным миром, который вообще-то таит не только опасности, но и массу прекрасных вещей
Поэтому родителям так важно научиться доверять ребенку и своевременно передавать ему ответственность за все новые и новые сферы жизни — от выбора футболки в детский сад до выбора профессии и спутника жизни
Сон в транспорте
Во время поездки дети довольно быстро засыпают. Поэтому родители стараются, чтобы их ребенок отдохнул, пока его везут куда-нибудь на машине или в автобусе. Им кажется, что это для крохи гораздо полезнее, чем скучать и смотреть в окно. Но педиатры рекомендуют в дороге не позволять малышу сразу засыпать. Его нужно чем-нибудь отвлечь: рассказывать сказки, стишки, задавать шуточные вопросы. Можно играть в пальчиковые игры или объяснять, какие предметы находятся рядом, а какие за окном.
Если ребенок каждый раз начинает спать в автокресле или на руках во время поездки, то у него может выработаться вредная привычка. Чтобы отдохнуть, ему нужно будет чувствовать равномерные покачивания, к которым он привык в транспорте. А в обычной жизни невозможно обеспечить такие условия. И это негативно скажется на его самочувствии и вызовет затруднения в организации нормального режима дня. Поэтому когда предстоит продолжительное путешествие, то нужно постараться, чтобы большую его часть малыш бодрствовал.
Если довольно часто приходится ездить с крохой в машине, то нужно, чтобы не весь период сна он провел в машине. Вернувшись домой, его нужно обязательно переложить в кроватку. Там ему будет намного комфортнее расслабиться и полностью восстановить свои силы.
Как проявляется детская ревность
Детская ревность может проявляться очень разнообразно, в зависимости от возраста ребенка. Если разница в возрасте небольшая, старшему бывает сложно сформулировать и выразить словами свои чувства, поэтому начинает меняться поведение.
Ребенок может стать более капризным и плаксивым. Устраивать истерики, стать нетерпеливее, сильнее реагировать при отказах, быть более агрессивным. Появление нового члена семьи для него стресс и ребенок справляется с ним как умеет. Нередки просьбы вернуть новорожденного обратно, туда, откуда взяли. Бывают и попытки обидеть младенца – ударить, ущипнуть, поэтому нужно следить за настроением старшего, не оставлять их надолго одних.
Иногда, видя как мама заботиться о беспомощном малыше, ребенок тоже требует покормить его с ложки или дать грудь, начинает вести себя как более младший по возрасту (не хочет самостоятельно одеваться, ходить на горшок и т.п.). Могут появиться страхи, особенно темноты, отказ засыпать в одиночестве, хотя раньше не было с этим проблем, беспокойный сон или отказ от ранее любимых занятий.
У детей трех лет и старше сильное чувство собственности, поэтому они не желают, чтобы пользовались их игрушками, использовали их кровать или какие-то другие вещи. Они зорко следят, чтобы младшему не досталось больше сладостей или каких-то еще удовольствий.
Старшие детки пытаются отвоевать внимание родителей, поэтому идут на «крайние меры», перестают слушаться, демонстративно плохо себя ведут, перечат и выдают фразы в духе «вот вы его любите – его и воспитывайте, а от меня отстаньте». Детская ревность в более старшем возрасте проявляется как драки, пакости друг другу, могут портить вещи другого, жаловаться на второго родителям и пытаться доказать что они лучше брата/сестры
Детская ревность в более старшем возрасте проявляется как драки, пакости друг другу, могут портить вещи другого, жаловаться на второго родителям и пытаться доказать что они лучше брата/сестры.
Как уложить ребенка спать без слез. Пять шагов
Шаг 1. Вычисляем правильное время для дневного отдыха. Самое оптимальное укладывать малыша во время окна в сон. В этом промежутке ребенок уже устал и максимально готов ко сну, но еще не переутомился. Тогда засыпание пройдет легко за 10-15 минут.
Считается, что окно в сон можно определить по первым признакам усталости: зевание, потирание глазок, похныкивание. Сложность в том, что не все дети дают понять что они устали, продолжая бегать и играть как обычно. Однако, если их уложить в правильное время, то малыш скорее всего уснет. Поэтому при определении правильного времени укладывания на дневной сон, изначально лучше ориентироваться на расчет времени бодрствования.
- Новорожденные 40-60 минут;
- 6-8 месяцев 1,5-2 часа;
- 12 месяцев двух дневных снах это 2-3 часа;
- С 18 месяцев 4-5 часов;
Для быстрого засыпания первая половина времени бодрствования должна быть активной: играем, хохочем, занимаемся. Ближе ко сну лучше заниматься спокойными играми или чтением. Это поможет ребенку
По окончании времени бодрствования следует уложить кроху. Если сон не идет-попробовать сделать это на 15- 30 минут позже. А на следующий день чуть раньше. Так за 3-4 дня вы подберете индивидуальное время для дневного сна своего малыша.
Оптимальное время для начала дневного сна
находится в промежутке с 11.00 до 13.30
Шаг 2. Создайте сонные условия: проветрите комнату, сделайте влажность воздуха 50%-70% с помощью увлажнителя или мокрой пеленки. Подберите ровный и удобный матрас. Окна закройте плотными шторами. А вот светильники и ночники лучше убрать – они мешают выработке мелатонина, гормона сна.
Шаг 3. Покормите малыша. Дети, в отличие от взрослых, лучше засыпают сытыми.
Шаг 4
Обратите внимание на одежду и аксессуары для сна. До 6 месяцев хорошо помогают легкое пеленание и коконы
Это имитирует уютное пространство маминого животика. После полугода самый комфортный вариант одежды для сна это пижамка. Колготки, тугие резинки, плотные швы на одежде лучше исключить – это вызывает дискомфорт, когда тело пытается расслабиться.
Шаг 5. Для комфортного перехода ко сну без слез, проведите ритуал перед сном. Это поможет малышу расслабиться, успокоиться и войти в сонное состояние.
Для того чтобы сонный ритуал работал, необходимо повторять одни и те же действия, не меняя последовательности каждый день. Мозг ребенка будет знать, что произойдет дальше и, шаг за шагом, настраиваться на сон как финальное действие.
Во время ритуала необходимо чтобы мама была максимально погружена в ребенка и давала ему тактильный контакт: прикосновения, поцелуи, объятия, легкий массаж. Так малыш сможет расслабиться и спокойно уснуть.
Примеры ритуалов:
- Вместе приглушаем свет, укладываем игрушки, мама поет колыбельную;
- Пьем “сонную” (на самом деле обычную) водичку, массаж спинки, читаем сказку;
- Укладываем ручки-ножки, слушаем мамины рассказы, включаем сонную музыку (например, колыбельные Моцарта)
Из личного опыта
Моей дочке сейчас 1 год и 5 месяцев. Наш ритуал на дневной сон такой: вместе включаем музыкальный мобиль, где играет песенка с колокольчиками. Затем задвигаем шторы и одеваем пижамку. Все это время я приговариваю ребенку: «сейчас мы будем спать, пойдем поспим, сейчас Дашенька заснет и пр.» Затем кладу дочку в кроватку, поглаживаю и сижу рядом, пока моя малышка не уснет. Когда Дарья вертится и сопротивляется – сажусь на кровать, беру на ручки, прижимаю к себе и пару минут глажу по спинке. Как только успокаивается – кладу в кроватку и снова глажу. Засыпаем в среднем за 10 минут.»
Шаг 6 Создайте ребенку сигнал для отхода ко сну. Большинство деток до года расслабляет белый шум. После года малыши хорошо засыпают под приятную мелодию.
А еще попробуйте дать крохе футболку с маминым запахом — это дает чувство защищенности и помогает легче уснуть.
Не учитывать возрастные особенности ребенка
В каждом возрасте у ребенка свои потребности и возможности. Типичная ошибка родителей считать, что если приучить грудничка к рукам, он потом с них не слезет
Не стоит ругать дошкольника за то, что он не может подолгу удерживать внимание на одном занятии. А также сокрушаться, что подросток с бушующими гормонами, навсегда останется рассеянным и не очень вменяемым человеком
Мудрые родители понимают, что всему свое время. Возрастные кризисы минуют, а психические функции постепенно созреют.
В то же время нельзя забывать и о том, что ребенок растет, а значит, ему можно поручать все более сложные и ответственные задания. При этом вместе с новыми обязанностями, у него должны появляться и новые права.
Неадекватно выражать свои эмоции
Все мы не раз видели эту картину: усталая мама, которая тащит за руку плачущего малыша и сердито кричит на него. В этой паре не знаешь, кому больше сочувствовать — от хорошей жизни мамы на детей не срываются. Но все-таки именно на взрослом человеке лежит ответственность за ситуацию. В его силах научиться контролировать свой гнев и выдерживать детские истерики. Родителю доступно с десяток способов справиться со стрессом, а у ребенка есть только кричащая мама, которая грозит отдать «непослушного мальчика чужому дяде». Кроха пока даже не способен ответить на грубость или невыдержанность взрослого. Все, что он может — это испугаться и расплакаться еще сильнее. Увы, многие родители пользуются своей безнаказанностью, резкий тон в общении с ребенком становится для них нормой. Самому маленькому и слабому приходится отдуваться за хамство других взрослых, которым родитель по разным причинам боится возразить. Грустная история…
Но, значит ли, что выдержанные родители не должны говорить ребенку о своих чувствах? Конечно, нет! Мама может описать свое состояние словами: «Я устала, замерзла, у меня тяжелые сумки. Я знаю, что ты хочешь еще погулять, но нам придется идти домой прямо сейчас. Помоги мне, пожалуйста!», тогда, может, и детская истерика будет не такой сильной.
Если взрослый способен управлять своими эмоциями и умеет выпускать пар, никому не навредив, он одним своим примером передает ребенку бесценный навык.
Давайте попробуем разобраться в том, что же все-таки содержится в грудном молоке и как меняется его состав по мере роста ребенка. |
9. Постоянно сравнивать
Типичная ошибка родителей — ждать, что ребенок будет похож на своих старших братьев и сестер или на сверстников. Но каждый человек уникален. Один в годик неплохо говорит, другой молчит, зато уверенно ходит. Одному легко дается физика, а другому — рисование. Дети не могут соответствовать идеальному шаблону. И все, что мы можем, это научиться принимать их такими, какие они есть — с острыми углами их характера, шустрыми или медлительными, общительными или погруженными в себя, в чем-то способными, а в чем-то не очень, иногда болеющими и капризничающими, но все такими же дорогими и любимыми. Они не лучше и не хуже детей коллеги, они не лучше и не хуже нас в их возрасте — они просто другие.
И мы, родители, тоже имеем право, чтобы нас ни с кем не сравнивали. Может быть, мы не печем таких прекрасных пирогов, какие нам пекла в детстве наша мама, зато любим играть с ребенком в подвижные игры. Может быть, у нас нет времени водить чадо на три секции, как у соседки, зато малыш видит, что у него успешная, увлеченная работой мама
Или, наоборот, не важно. В любом случае, ребенок любит свою маму и знает, что именно она для него самая лучшая
10. Превращать ребенка в главный проект своей жизни
Есть родители, которые полностью отдают себя своему чаду, зачастую, единственному. Чаще всего это женщины, решившие посвятить себя исключительно материнству. Они стараются все делать правильно, любить, заботиться, прислушиваться, давать самое лучшее… При этом они выбиваются из сил и зарабатывают невроз, потому что панически бояться ошибиться, причинить боль, нанести травму. А еще они совершенно не готовы отпускать взрослеющего ребенка в большой мир, ведь если он станет самостоятельным, в жизни матери останется звенящая пустота.
Куда лучше для всех, когда у родителей есть свои, не связанные с детьми, цели и интересы. Ведь тогда ребенок может прожить свою жизнь самостоятельно, а не возвращать ее родителям, как некогда навязанный без его согласия заем.
Причины детской агрессии
В младшем возрасте причиной детской агрессии чаще всего становится желание ребенка познать мир и выяснить реакцию окружающих на свое поведение. Поэтому, если он видит со стороны родителей и свидетелей драки осуждающую реакцию, то быстро понимает, что он ведет себя неправильно. А вот неоднозначная реакция (например, родители – умиляются, родственники обиженного ребенка – негодуют, а противник – дает сдачи) заставляет малыша почувствовать себя растерянным и проводить свой эксперимент снова и снова.
Однако, если любознательность ребенка можно отнести к здоровой агрессии, которая легко поддается коррекции, то неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье может стать причиной настоящей агрессивности, являющейся по своей сути психологическим заболеванием. Причиной такой агрессии может стать чрезмерная опека, невнимательность или безразличие со стороны родителей, которые являются следствием:
- “нежеланности” ребенка – дети очень тонко чувствуют отношение родителей к себе, и даже самый незаметный жест или интонация, свидетельствующая о том, что ребенок появился на свет случайно, заставляет малыша любым способом (в том числе, и агрессивным поведением) доказывать, что он имеет право на существование.
- враждебности – достаточно часто родители “перекладывают” на ребенка вину за собственные неудачи в жизни (например, если из-за ребенка приходится уйти с любимой работы или из семьи уходит один из супругов), в результате чего ребенок приходит к мысли, что мир вокруг него агрессивен и враждебен, а значит, нужно защищаться.
- отсутствии эмоциональной связи в семье – когда родители часто ссорятся между собой на глазах у ребенка, его жизнь напоминает существование на дремлющем вулкане, который может начать извержение буквально в любую минуту, и это “включает” в малыше защитный механизм, проявляющийся в агрессии.
- чрезмерного контроля – безмерная опека и желание во всем руководить жизнью ребенка приводит к тому, что малышу приходится постоянно подавлять в себе гнев и раздражение, которые накапливаются и в какой-то момент выплескиваются в неконтролируемом приступе агрессии.
Кроме того, специалисты отмечают целый ряд “личных” причин для проявления агрессии ребенка, которые возникают в результате:
- подсознательных переживаний – как правило, передаются ребенку от беременной матери, которая чрезмерно беспокоилась о безопасности малыша, еще в период внутреутробного развития (другими словами, ребенок появляется на свет без уверенности в собственной безопасности).
- личного опыта – характерно для неблагополучных семей, где на глазах у ребенка один из родителей ведет себя очень агрессивно как по отношению к самому ребенку, так и по отношению к окружающим.
- заниженной самооценки – ребенок недоволен собой (как правило, в результате отсутствия любви, внимания и поощрений со стороны родителей), и пытается “возвысить” себя в своих глазах путем агрессивного отношения ко всему миру.
Для сохранения нервной системы мамы и малыша придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. Вне тихого часа занимайте малыша не только игрушками, но и занятиями по возрасту: например кубиками и конструктором, рамками-вкладышами и пазлами, лепкой и рисованием. Устраивайте активные игры, физические занятия, ходите гулять. Детям иногда не хватает активности чтобы устать и уснуть.
2. Во время предполагаемого отдыха соблюдайте привычные малышу правила укладывания: снижение активности, кормление, ритуал.
3. Не ругайтесь и не кричите на ребенка. Он делает это не специально.
4. Поддерживайте режим «тихого часа»: если малыш не хочет спать, полежите вместе – это тоже вариант отдыха. Подойдут также чтение, тихие игры, аудиосказки
Важно хотя бы на время замедлите активность в течение дня.
Пример из жизни
Наш малыш стал периодически отказываться от дневного сна два месяца назад. Сначала я нервничала и пыталась уложить его всеми способами: пела колыбельную за колыбельной, гладила по часу, даже пыталась качать. Все было бесполезно – сын вроде и хотел спать, но не засыпал. Зато ближе к вечеру мог уснуть, сидя где угодно. Тогда я стала делать так: мы обедали, делали ритуал, задвигали шторы, а дальше просто лежали вместе и отдыхали. Затем могли почитать, иногда сын все-таки засыпал, а иногда нет.
Следующим этапом я стала приучать Мирона к тому, чтобы во время сончаса он лежал в кроватке сам, выходить не разрешаю. Когда лежать совсем не хотел- включала аудиосказки на минимальную громкость, а сама прикрывала дверь и выходила из комнаты. Иногда Мирон стал засыпать слушая сказки или просто лежать, отдыхая.
Теперь сын спит днем 2-3 раза в неделю, в остальные дни укладываю пораньше. Наш педиатр объяснила мне, что если ночью ребенок спит хорошо, а вечером ложиться рано без слез, то отсутствие дневного сна это проблема. В итоге сын стал отдыхать днем таким образом, а я перестала нервничать по этому поводу“.
Мария Ермакова, 32 года. Сын Мирон 2 года 6 месяцев.
5. Полезно менять обстановку гулять и ходить в гости. Сидение в четырех стенах утомляет не только маму, но и малыша: ребенок скучает, не получает впечатлений и не устает.
6. Во время бодрствования малыша делайте все домашние дела вместе: готовьте, стирайте, убирайтесь. Пусть кроха возится рядом с тряпочкой, кухонными ложками, пылесосом. Лет до 7 им это нравится – пользуйтесь этим и прививайте навыки ведения домашнего хозяйства, в подростковом возрасте будет проще.
7. Если Вам необходимо несколько часов в день для работы или личных дел– договоритесь с близкими чтобы они забирали малыша на это время. Если такой возможности нет, пригласите няню поиграть и занять малыша на 2-3 часа.
А еще можно несколько раз в неделю отводить ребенка в группу неполного дня в детском саду: там детей не кормят и не укладывают спать, а просто играют и занимаются несколько часов. Туда берут деток от 1,5 до 3х лет. Малыш будет общаться и развиваться, а Вы спокойно сделаете свои дела.
8. Если ребенок не поспал днем, уложите его вечером спать пораньше. Не бойтесь сделать это в семь вечера или раньше, если это потребуется ребенку.
Раннее укладывание поможет малышу доспать свою норму и не накопить вредный для здоровья недосып. Так ребенок и мама будут оставаться в хорошем расположении духа весь день. То есть даже если малыш не поспит днем – это не станет для него стрессом, а для мамы трагедией.
Выводы:
- Дети отказываются от дневного сна около трех лет. Если малышу около трех лет, он хорошо себя чувствует без дневного отдыха, а вечером спокойно засыпает, возможно спать днем ему уже не нужно.
- Для того чтобы уложить ребенка на дневной сон без слез, вычислите правильное время для отдыха и создайте условия: проветрите комнату, подготовьте удобную одежду. Обязательно покормите малыша и сделайте ритуал перед сном. Это создаст крохе «сонные условия»
- Поддерживайте режим «тихого часа»: даже если малыш не уснул в предполагаемое время, замедлите активность на этот период: полежите вместе, почитайте или поиграйте в тихие игры, включите аудиосказки. Это тоже вариант отдыха.
- Ребенок спит не когда требуется маме, а когда он устал. Ежедневно предлагайте малышу игры по возрасту, физическую активность и прогулки. Иногда ходите в гости и меняйте обстановку. Так вы дадите возможность выхода детской энергии.
- Если Вам необходим дневной сон ребенка как возможность поработать или заняться своими делами, договоритесь о сидении с малышом на несколько часов в день с близкими или пригласите няню. Есть также вариант посещать группу неполного дня в детском саду. Два-три часа ребенок будет занят играми и занятиями, а Вы спокойно сделаете свои дела.
- Если малыш не поспал днем, уложите его пораньше – так он доспит свою норму и будет пребывать в хорошем расположении духа.
(
оценок; рейтинг статьи )
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Причины родительского негатива
Усталость.
Самая распространенная причина раздражения. Желание соответствовать инстаграмному образу «лучшей мамы», которая успевает делать карьеру, воспитывать детей, хорошо выглядит и всегда улыбается, приводит к нервному истощению. Срабатывает обратный механизм: чем больше стараешься, тем меньше получается. Усталость накапливается — ребенок становится в тягость.
Фразы:
- «Да сколько можно орать!»
- «Как же ты мне надоел!»
- «Глаза б мои тебя не видели».
Беспомощность.
Родители не знают, как реагировать на поведение малыша и как вести себя так, чтобы он начал слушаться. Они не стремятся разобраться в детской психологии и возрастных кризисах, а испытывают разочарование в ребенке, который доставляет столько проблем, несмотря на вложенные усилия.
Фразы:
- «От тебя одни неприятности».
- «Почему другие дети нормальные?»
- «Мне не нужен такой плохой мальчик».
Необходимость идти на «жертвы».
С рождением ребенка меняется привычный образ жизни. Не все родители к этому готовы. Особенно если появление малыша сопровождается негативными сценариями: уход партнера, потеря работы, невозможность окончить институт. Чувства, которые вызывают эти побочные ситуации, рикошетом перенаправляются на ребенка.
Фразы:
- «Из-за тебя я не сделала карьеру, хотя могла».
- «Твой отец меня бросил, когда ты родился».
- «Все деньги уходят на твои игрушки».
Кормление перед сном
Во время вечернего кормления грудью или смесью из бутылочки детки обычно легко засыпают. Родителям не приходится тратить свое время на укладывание. Но использовать такой прием каждый раз нежелательно, потому что тогда вырабатывается устойчивая привычка засыпать только во время еды. Во-первых, ребенок не успевает насытиться, а через короткий промежуток времени начинает плакать, потому что снова голодным. Во-вторых, его трудно будет приучить засыпать без молока. Это принесет дополнительные хлопоты и переживания родителям. Отучать от вредной привычки сложнее, чем не допустить ее появления.
Это не значит, что кроху придется укладывать на голодный желудок. Нужно чтобы он не ассоциировал сон только с питанием. Для этого кормление рекомендуется организовывать примерно за полчаса до отхода ко сну и подальше от его спального места. Сытого малыша, который еще бодрствует, нужно положить в колыбель, сесть рядом и некоторое время провести с ним, разговаривая тихим голосом или напевая спокойные песни. Присутствие взрослого и эмоциональное взаимодействие дадут малышу уверенность, что его любят и о нем заботятся. Это поможет ему самостоятельно заснуть.