Памятка для родителей будущих первоклассников

Интеллектуальное развитие

Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.

Общее развитие

уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)

находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)

добавлять в группу недостающие предметы

говорить, чем похожи или отличаются предметы

группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)

восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам

находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)

точно копировать простой узор

описывать картинку по памяти

запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его

писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)

рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)

пересказать сказку, услышанный короткий рассказ

уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации, здесь очень помогут пособия Kumon

Счёт

уметь считать от 1 до 10 и обратно

восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)

считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два

понимать понятия “больше, меньше, поровну”

знать простые геометрические фигуры

уметь составлять аппликации из геометрических фигур

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте

решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)

уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)

Чтение

отличать буквы от звуков

отличать гласные от согласных

знать, сколько букв в алфавите

находить нужную букву в начале, середине и конце слова

подбирать слова на заданную букву

делить слово на слоги, проговаривая вслух

читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное

Письмо

правильно держать ручку и карандаш

проводить прямые, волнистые, ломаные линии

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги

уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам

уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка

рисовать геометрические фигуры

штриховать рисунок

аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

Как оценивают готовность к школе?

С одной стороны, официальных требований и перечня вопросов для поступления в школу нет. Согласно закону, государственным учебным заведениям запрещено принимать ребят на конкурсной основе. Зачислить должны всех подавших документы.

Но с другой — готовность детей всё-таки проверяют на собеседовании в выпускной группе детского сада или непосредственно при поступлении в школу. Результаты такого негласного тестирования важны, если вы собираетесь отдать ребёнка в гимназию/лицей или в любое учебное заведение не по месту жительства, особенно если места в нём ограниченны.

Собеседование влияет и на то, в какой класс ребёнок попадёт. Обычно их разделяют в соответствии с уровнем развития детей на сильные и слабые. В первых выше требования, но и дети более мотивированные

От этого зависят успехи в учёбе, да и многим родителям важно, чтобы ребёнок попал в сильную среду. Частным школам и вовсе закон не писан: у них могут быть свои, довольно высокие требования к навыкам поступающих детей

Если хотите отдавать ребёнка в «продвинутое» учебное заведение, тем более готовиться надо очень серьёзно.

Анна Давидович
Специалист в области детской нейропсихологии и эксперт развивающей платформы LoенgicLike
Начните с того, что снизьте ценность всех вступительных мероприятий для себя, взрослого. Ребёнок «считывает» все наши сигналы, в том числе, и язык нашего тела, он чувствует наше напряжение и тревогу. Если вы упрощаете ценность происходящего для себя, то и для ребёнка это будет не так тревожно

Ни в коем случае не стоит говорить: «Это очень важно, чтобы ты хорошо отвечал», «Если не ответишь, тебя не возьмут в школу», «Всё теперь зависит от тебя» и т.д. Такого рода формулировки могут вызвать сильную тревогу, вплоть до паники, когда ребёнок вообще ничего из себя не сможет «выдавить»

Вот ещё несколько рекомендаций:

  • Обязательно «проиграйте» с ребёнком ситуацию собеседования, в легкой, расслабленной, шуточной форме.
  • Пусть и ребёнок обязательно побудет тем, кто собеседует. Дайте понять, что ошибиться не страшно.
  • Также сами ошибайтесь во время разыгрывания сценок, демонстрируйте позитивную стратегию поведения, когда ребёнок укажет вам на ошибку: «Спасибо, теперь я точно это запомню».
  • Пробегитесь с ребёнком по предполагаемым вопросам во время прогулки или совместной игры, между делом.
  • Не заучивайте ответы, просто периодически возвращайтесь к тем вопросам, которые вызывают трудности.
  • Эти простые советы помогут ребёнку лучше запомнить информацию и воспроизвести ее, когда будет необходимо.

Вне зависимости от результата собеседования похвалите ребенка, поощрите его игрой, походом в парк, совместной прогулкой. Посыл такой: «Ты такой молодец, что сходил туда! Супер! Давай теперь повеселимся вместе как следует».

Памятка родителям первоклассников по адаптации

Если вы хотите сформировать у ребенка положительное отношение к школе и учебному процессу, учитывайте определенные советы родителям первоклассников в период адаптации. Они помогут пройти непростой жизненный период наиболее безболезненно.

  • Будите малыша спокойно и ласково, пусть его день начинается с вашей улыбки.
  • Не торопитесь, помните, что правильно рассчитать время — это ваша обязанность, не нужно подгонять ребенка.
  • Обязательно дайте позавтракать первокласснику, даже если в школе предусмотрено питание.
  • Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения. Не нужно говорить: «Смотри, чтоб без двоек» или: «Не балуйся» и т.д. Лучше пожелайте ему удачного дня и не поскупитесь на несколько ласковых слов.
  • Не встречайте ребенка вопросом, что он сегодня получил. Дайте ему время немного расслабиться и отдохнуть.
  • Будьте внимательны к малышу, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться — выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день — не заставляйте.
  • Не садитесь за уроки сразу после учебного дня. Дайте ребенку время на восстановление сил.
  • Во время выполнения упражнений делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог немного отдохнуть.
  • Решайте возникающие педагогические проблемы без него, при необходимости советуйтесь с учителем или психологом.
  • Заканчивайте день позитивно. Не нужно выяснять отношения или напоминать о завтрашнем тестировании, контрольной или других возможных трудностях.

Как подтянуть знания ребёнка перед школой?

У большинства родителей не хватает времени и возможностей заниматься с дочкой или сыном лично. Или дети не воспринимают маму/папу в качестве педагога, дурачатся, не слушают. Самый распространённый выход в этом случае — дополнительные занятия по подготовке к школе. Как правило, курсы платные, они длятся до полугода и включают разные дисциплины. Это удобно, если позволяет бюджет и ребёнку требуется комплексное развитие

Если же хотите, чтобы всё внимание педагога уделялось только вашему малышу, выбирайте индивидуальные занятия с педагогом, правда, это удовольствие будет подороже коллективного обучения

Ещё один вариант — занятия онлайн с помощью образовательных сервисов. Например, есть программы, с которыми ребёнок научится решать нестандартные логические задачи, тренировать память и смекалку. Даже если родителям придётся самим сидеть рядом со своим чадом, процесс обучения пройдёт гораздо веселее и проще. И уж точно без раздражения и слёз. Можно начать такую подготовку заранее или быстро подтянуть знания перед первым сентября.

Материал по теме

Вспомните ли вы школьный сленг: ностальгический квиз

Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе

Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.

Анкета

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?
  • неохотно (ДА);
  • без особой охоты (ВДА);
  • охотно, с радостью (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
  • пока нет (ДА);
  • не совсем (ВДА);
  • основном, да (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
  • скорее нет, чем да (ДА);
  • не вполне (ВДА);
  • в основном да (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
  • иногда (ВДА);
  • довольно часто (А);
  • pатрудняюсь ответить.
  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
  • в основном отрицательные впечатления (ДА);
  • положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА);
  • в основном положительные впечатления (А).
  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).
  2. Нуждается ли ваш ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
  • довольно часто (ДА);
  • иногда (ВДА);
  • не нуждается в помощи (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
  • перед трудностями сразу пасует (ДА);
  • обращается за помощью (ВДА);
  • старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
  • настойчив в преодолении трудностей (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
  • сам этого сделать не может (ДА);
  • иногда может (ВДА);
  • может, если его побудить к этому (А);
  • как правило, может (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1.  Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
  • довольно часто (ДА);
  • бывает, но редко (ВДА);
  • такого практически не бывает (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1.  Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
  • нет (ДА);
  • скорее нет, чем да (ВДА);
  • скорее да, чем нет (А);
  • затрудняюсь ответить.

Подсчитайте количество выбранных вариантов в скобках. Наибольшая цифра характеризует уровень адаптации: 

  • А  — адаптация;
  • ВДА —  возможна дезадаптация;
  • ДА — дезадаптация.

Отношение ребенка к себе. Самооценка

Самооценка является важной составляющей личности, формирующимся непосредственно в дошкольном возрасте. Она состоит из следующих компонентов:

  • интеллектуальный;
  • эмоциональный.

У старшего дошкольника преобладает эмоциональная составляющая. Иначе говоря, самооценка формируется под воздействием отношения взрослых к ребенку и его положения в группе сверстников.

Любые продукты деятельности малыша неразрывно связаны с его личностью. Если взрослый негативно отзывается о рисунке, то ребенок переносит отрицательную оценку на себя.

В случаях, когда родители или другие члены постоянно критикуют дошкольника и его работы (пусть даже и обоснованно), большой риск формирования заниженной самооценки. В результате у ребенка появляются такие черты характера как неуверенность, замкнутость.

Избежать проблем с самооценкой поможет выполнение следующих рекомендаций:

  1. Взрослые являются непререкаемым авторитетом для ребенка. Любые оценочные высказывания перечеркивают умозаключения самого малыша. Авторитарные заявления родителей не только снижают самооценку, но и приводят к отсутствию собственного мнения уже во взрослом возрасте.

    Взрослым рекомендуется воздерживаться от категоричных заявлений («Мама лучше знает», «Папа не ошибается» и др.). Гораздо эффективнее в таких случаях является метод убеждения с аргументацией высказывания.

  2. Взрослым необходимо грамотно оценивать деятельность ребенка. Любая критика должна подаваться в мягкой форме и быть нацелена непосредственно на работу малыша, не касаясь его личности. При этом следует подбодрить дошкольника, сказав, что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
  3. Если у ребенка что-то не получается, то нужно помочь ему, и ни в коем случае не упрекать.
  4. Взрослые должны избегать сравнения ребенка со сверстниками, особенно в пользу других.

Заниженная самооценка часто приводит к проблемам адаптации первоклассника в новом коллективе. Такие дети могут получить социальный статус «отвергаемого» или «изолированного». В дошкольном возрасте родители еще могут корректировать самооценку. При обнаружении проблемы в первом классе желательно обратиться к школьному психологу, который поможет исправить ситуацию.

Правильная мотивация — залог успешной учебы

Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.

Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы.

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам

Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы

Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации

Буклет: «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

■ Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или дразнят

Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы, то есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания

■ Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников

Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка

Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

■ Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого.

■ Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми

Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка

■ С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно, держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее и т. д.

■ Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, поменьше сидел за компьютером, ТВ. Не забудьте установить контентную фильтрацию на компьютере

! Следите, чтобы ребенок достаточно времени проводил на свежем воздухе, его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

Уважаемые родители!

При подготовке к школе необходимо обратить внимание на следующие моменты

-важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми;

-важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми;

-давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов (это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине).

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» –

Венгер Л.А.

■ Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).

■ Оптимизируйте свои родительско-детские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

Буклеты рекомендации для родителей, что содержится в буклетах

Буклет — это бумага, которая сгибается в несколько полос. Каждая полоса — это определенный информационный блок. Для воспитателей и классных руководителей, которые впервые хотят попробовать такой вид коммуникации с родителями, объясняем, что и в каком порядке в буклете должно быть размещено:

Для начала определитесь, в каком формате будет ваш буклет представлен. Это могут быть такие варианты:

  • На лицевой части должна быть размещена тема буклета, кто ее автор, целевая аудитория. Возможно, что на этой же стороне можно указать контактную информацию педагога, чтобы она всегда была у родителей.
  • Тему нужно разделить на несколько подпунктов, и каждый подпункт отдельно в сжатой форме, но подробно, расписать на отведенной для этого полосе.

Далее мы подробно рассмотрим варианты тем, которые могут быть описаны в буклетах-рекомендациях для родителей.

Физическая готовность ребенка

Физиологическая готовность к школе является важным компонентом общего развития ребенка. Этот параметр оценивается педиатрами, которые смотрят на несколько критериев:

Биологический возраст

Специалисты обращают внимание на пропорции тела, которые должны соответствовать возрастным нормам, количество появившихся коренных зубов и пр.

Физическое развитие. Учитываются масса тела, рост, окружность грудной клетки.

Общее состояние здоровья

Педиатры условно делят детей на пять групп. Это необходимо для соответствующих рекомендаций по дальнейшему обучению, ведь встречаются дети, которые могут испытывать трудности при обучении в массовой школе из-за проблем со здоровьем.

Будущего первоклассника ожидает смена режима дня, значительное возрастание умственных нагрузок, установление новых связей с учителями и сверстниками. Все это приводит к напряжению функциональных систем организма ребенка, следовательно, отражается на его здоровье.

Для успешной адаптации, занятия по физической подготовке рекомендуется начинать не менее чем за год до поступления в школу. Особенно это касается детей, не посещающих дошкольные учебные учреждения.

Аспекты развития ребёнка: на что обратить внимание

Педагоги IQши выделяют четыре основные стороны развития будущего первоклассника:

  • физическое развитие (включая речевую готовность);

  • бытовую готовность;

  • психологическую готовность;

  • интеллектуальное развитие. 

Физическое развитие

Перед поступлением в школу ребёнку нужно пройти медицинскую комиссию. По её результатам станет ясно, к какой группе здоровья отнести будущего первоклашку, и готов ли его организм к продолжительным урокам. Медицинская комиссия включает в себя осмотры профильных специалистов и анализы. Все обследования проводятся в ближайшей детской поликлинике.

Медицинское заключение – это обязательный документ для поступления в начальную школу. Без него ребёнка не смогут зачислить в первый класс. 

Отдельно стоит упомянуть речевую готовность ребёнка. Что она в себя включает?

  • Будущий первоклашка должен уметь чётко произносить звуки, иначе говоря, его речь должна быть понятной.

  • Он должен не только произносить, но и сам верно различать речь других людей.

  • Ребёнок должен уметь говорить целыми предложениями.

Если вы заметили проблемы с речью, рекомендуем сразу обратиться к логопеду. Вместе с занятиями у специалиста вы также можете развивать речь и самостоятельно: учите ребёнка рассказывать истории, сочинять сказки, говорить подробно о своих эмоциях и чувствах. Чаще просто беседуйте с детьми: о том, как прошёл день, что нового было в детском саду и т.д.

Психологическая готовность 

Она включает в себя:

  • интерес к учёбе и получению новых знаний,

  • способность будущего первоклассника себя организовать и выполнять требования учителя,

  • желание и умение общаться с незнакомыми людьми,

  • способность справляться с эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Подробнее о психологической готовности ребёнка к школе вы можете познакомиться в нашей статье “Психологическая готовность к школе” 

Бытовая готовность

Это способности ребёнка к самообслуживанию и набор знаний, которыми он пользуется в повседневной жизни.

Как зовут родителей и братьев-сестёр, где проживает ребенок, что нужно делать утром или перед сном, что можно есть, а что нельзя, как перейти дорогу и прочее. Дети по своей природе любознательны,  будьте терпеливыми и отвечайте на бесконечные “почему”, тогда проблемы с бытовой готовностью  обойдут вас стороной.

Интеллектуальная готовность

Это сторона развития беспокоит родителей больше остальных, хотя именно она чаще бывает условной и неоднозначной, потому что будущий первоклассник может волноваться перед незнакомыми людьми и дать неверные ответы.

Интеллектуальная готовность – это сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления. Тесты на интеллектуальные способности определяют развитие логики будущего первоклашки, способности выражать свои мысли, быть внимательным, легко запоминать факты и события. 

Педагог наблюдает, умеет ли ребёнок выделять главное и второстепенное, может ли решить простую задачку, знает ли буквы, умеет ли читать. Напомним, результаты тестов на интеллектуальные способности не являются приоритетными, мнение о готовности будущего первоклассника к школе принимается на основании всесторонних тестов развития ребёнка. 

Готовность самих родителей

Психологи говорят, что на успешность адаптации первоклассника и его последующего обучения в школе во многом влияет готовность родителей и их психологический настрой.

Отрицательный результат влечет за собой как чрезмерная тревожность взрослых, так и их безразличное отношение к новому этапу жизни ребенка.

Конечно же, важным является, организационный момент. Приобретение школьных принадлежностей, учебников, формы, ранца – не только хлопотно, но и приятно. Если ребенок будет принимать в этом непосредственное участие, то положительный настрой к школе обеспечен. Ведь известно, что у многих дошкольников в качестве мотивации выступает внешняя сторона школьного обучения.

Так же, не менее важным моментом является здоровье и безопасность будущего первоклассника. Для этого следует позаботиться о следующем:

  • Режим дня. После начала школьного обучения он станет отличным от того, к которому ребенок привык в дошкольном учреждении. Обязательно необходимо включать в него прогулки на свежем воздухе. Домашние задания следует выполнять во второй половине дня, но не вечером (желательно в 15-16 часов). Тогда ребенок успеет отдохнуть от школы, однако, не наступит вечерняя усталость.
  • Безопасность первоклассника. Первые месяцы обучения ребенка необходимо будет приводить и забирать из школы. Поэтому многие родители заранее начинают перестраивать свой рабочий график, чтобы могли это делать. Не следует забывать и о беседах по безопасности поведения на улице, правилах дорожного движения, которые постоянно нужно напоминать малышу, даже если он находится вместе со взрослым.
  • Приучение к самостоятельности. Одна из основных ошибок многих родителей – выполнение домашних заданий за ребенка. Большинство мам и пап желают, чтобы их малыш учился лучше всех. Поэтому они стараются ему помочь сделать задания идеально, а в итоге просто выполняют его сами. Результатом становится совершенно противоположный эффект – ребенок не может выполнять работу в классе, соответственно, приносит совсем не те оценки, что ожидают взрослые. Психологи и педагоги рекомендуют взрослым только контролировать выполнение заданий, давая подсказки лишь в крайних случаях (если ученик по какой-либо причине не усвоил тему на уроке).

Подводим итоги

Не следует возлагать на ребенка слишком большой груз обещаний «ты обязательно должен быть отличником», «учись только на 5» и пр. Если первоклассник не сможет отвечать этим требованиям родителей, то он становится тревожным, замкнутым, болезненным. Взрослые должны понять сами и объяснить ребенку, что отметка – это не всегда совершенная система оценивания. И даже если он получил не то, что ожидал, то в следующий раз у него обязательно получится сделать лучше.

Многие родители сильно тревожатся, когда их ребенок собирается в первый класс. В таких случаях необходимо помнить, что дети «считывают» состояние взрослых.

Чрезмерная тревога может передаться малышу, в результате чего и так непростой период адаптации будет осложнен дополнительными проблемами. Поэтому родителям необходимо глубоко выдохнуть и спокойно наблюдать за тем, как их малыш делает свой первый шаг во взрослую жизнь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий