Как пальчиковые игры способствуют развитию малышей до года?

Влияние пальчиковых игр на развитие детей

Игры, в которых руки выступают главными инструментами и персонажами, постепенно превращают пальчики из неуклюжих в послушные. Благодаря чему движения мелкой моторики становятся все более умелыми.

Пальчиковые игры оказывают непосредственное влияние на развитие кистей, и также опосредованно активизируют у детей работу головного мозга, воздействуют на формирование речевых функций.

Основные цели пальчиковых игр для дошкольников:

  • Подготовить руку к письму
  • Предотвратить возможное проявление писчего спазма при усиленной письменной нагрузке при поступлении в школу
  • Стимулировать развитие речи
  • Развивать произвольность движений

Не стоит снисходительно относиться к пальчиковым играм, считая их слишком простыми, чтобы оказывать существенное влияние на развитие ребенка. Это, действительно несложные, но эффективные упражнения. Особенно, если в игре задействуются все пальцы, а движения выполняются энергично.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Ученые-физиологи уже давно доказали влияние моторики руки на развитие речи. Сначала развиваются движения пальчиков ребенка, а вслед за этим появляется артикуляция слогов. В психологической литературе приводят таблицы соответствия уровня тонких движений детских пальчиков и степени развития речи.

Следовательно, развитию детских пальчиков нужно уделять внимание уже с первого года жизни. Не зря наши мудрые предки придумывали потешки и задействовали детские ручки в таких простеньких играх как «Сорока-ворона». Активная тренировка пальчиков никогда не бывает преждевременной

Активная тренировка пальчиков никогда не бывает преждевременной

Чем раньше начать уделять внимание разработке руки, тем больше пользы принесут такие занятия малышу. Приемы могут быть различными, главное, чтобы в действия вовлекались все пальчики. Большую подборку пальчиковых игр и упражнений составила психофизиолог Рузина М.С

Практикум этого автора содержит игры, применимы на всех этапах дошкольного возраста. Некоторые упражнения приведем в данной статье

Большую подборку пальчиковых игр и упражнений составила психофизиолог Рузина М.С. Практикум этого автора содержит игры, применимы на всех этапах дошкольного возраста. Некоторые упражнения приведем в данной статье.

Основные принципы проведения пальчиковых игр

Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.

Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.

Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику?

В первую очередь маме нужно понять, что даже младенец понимает настроение самого близкого человека. Во всех источниках говорится, что занятия должны нравиться ребенку, доставлять ему радость. Но не всегда уточняется, что интерес должен быть обоюдным. Если женщина механически проговаривает потешки, а мысли ее заняты составлением отчета для начальника или меню на сегодняшний обед, ничего хорошего не получится. На несколько минут отключитесь от всех проблем, играйте увлеченно и весело.

К игре нужно хорошо подготовиться. Если мама, читая стишки для пальчиковых игр, после первой строчки начнет искать листок с текстом или побежит доставать из ящика необходимую для сюжета игрушку, занятие пройдет зря. Выключите телевизор, поставьте телефон на беззвучный режим, чтобы ничто не могло вас отвлечь. Не забывайте хвалить ребенка, когда он хорошо выполнил задание. Даже если занятие прошло неудачно, найдите повод поощрить малыша. Делать замечания не нужно – если хотите указать на ошибку, превратите ее в шутку, чтобы и вам, и грудничку стало весело.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы пальчиковая гимнастика надоела малышу. Сосредоточиться на каком-то деле он может не больше 5 минут. Начните с этого промежутка, через месяц можете увеличить время до 10 минут. Если заметили, что грудничок зевает, смотрит по сторонам, прекратите занятие. Назойливость может вызвать такое отвращение к пальчиковым играм, что малыш начнет прятать от вас ручки. Есть и другая причина, по которой нельзя слишком затягивать занятия. Это вам гимнастика для рук кажется легкой забавой, а ребенку она дает огромную нагрузку на мозг

Нервное перенапряжение очень опасно для младенца – переключите его внимание на другую деятельность, чтобы в голове все систематизировалось, разложилось по нужным участкам. Ранний возраст – лучшее время для усвоения информации, но поступать она должна небольшими порциями

Возрастные особенности пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика имеет свои уникальные особенности в зависимости от возраста малышей. Для малышей до года основной упор делается на простые упражнения, направленные на развитие моторики и тактильных навыков. Массаж и легкое поглаживание пальчиков способствуют улучшению чувствительности и развитию моторики у самых маленьких детей.​

Возраст от 6 месяцев до года также является ключевым периодом для проведения пальчиковой гимнастики.​ На этом этапе малыши начинают активнее взаимодействовать с предметами и игрушками, поэтому использование разнообразных предметов с различными текстурами становится важным элементом развития тактильных навыков.

Для малышей от года до трех лет пальчиковая гимнастика включает более сложные упражнения, такие как игры с конструкторами, лепка из пластилина, а также сортировка и сборка предметов.​ На этом этапе важно развивать ловкость и координацию движений у детей, поэтому пальчиковые игры должны быть направлены на эти цели.​

Таким образом, возрастные особенности пальчиковой гимнастики имеют свои уникальные особенности, которые соответствуют возрастным потребностям и развитию малышей. Правильно подобранные упражнения и игры способствуют развитию моторики, координации движений и тактильных навыков у детей разного возраста, создавая прочную основу для их физического и психического развития.​

Правила, которые необходимо соблюдать родителям

Прежде чем начинать занятия, надо учесть некоторые советы.

Родители должны следовать следующим правилам для успешных занятий:

Ребёнка ни в коем случае нельзя заставлять. Он должен сам захотеть играть. Для этого используется поощрение. Надо заинтересовать его, а потом начинать игру. Без желания лучше не начинать занятия, так как пользы от них не будет. Зато, если малыш играет с желанием, то польза от занятий будет огромна.
Перед началом игры надо познакомить с правилами, объяснить, что необходимо делать. В противном случае ребёнок не поймёт, что от него требуют.
Не стоит перегружать кроху пальчиковыми играми. Большое их количество вредно не меньше, чем нехватка. Вполне достаточно играть с ребёнком 1 или 2 раза в день. Так он быстрее усвоит правила игры. Постепенно можно вводить новые игры с новыми правилами.
5-7 минут достаточно для того, чтобы провести игру. Больше малыш просто не выдержит. Он или начнёт отвлекаться, или вообще не захочет больше заниматься.
Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Опережать развитие не стоит, лучше идти по нарастающей, постепенно усложняя занятия.
Нельзя ругать за неудачи. Лучше отмечать успехи и подбадривать, говорить, что всё обязательно получится.
Надо сделать занятия интересными, а это значит, что они должны быть разнообразными

Для этого стоит включить фантазию и придумывать интересные занятия для своего малыша.
Важно, чтобы при выполнении заданий был задействован каждый пальчик.
Во время игры нельзя отвлекаться на посторонние разговоры. Для ребёнка очень важно осознавать, что мама и папа заняты хотя бы некоторое время исключительно им одним.

Конечно, стоит запастись терпением, особенно это касается детей-непосед, которые быстро устают и отвлекаются.

Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – комплексное заболевание нервной системы, которое развивается у детей с рождения или в первые несколько месяцев жизни. Ведущими нарушениями при такой патологии являются двигательные и сенсорные расстройства. При этом часто наблюдаются:

  • нарушение моторных навыков пальцев рук;
  • повышение или ослабление мышечного тонуса;
  • неловкость движений;
  • насильственные неприродные движения.

Такие нарушения провоцируют проблемы с приобретением необходимых навыков для самообслуживания, негативно влияют на речевую активность даже у психически здоровых детей с ДЦП. Поэтому главная задача врачей и родителей – развивать мелкую моторику, как одну из сторон двигательной сферы. При этом очень помогают пальчиковые упражнения. Чтобы они принесли малышу, больному ДЦП, пользу, нужно придерживаться таких правил:

  1. Выполнять гимнастические упражнения каждый день. При этом в день можно проводить 2-3 занятия.
  2. Следить за состоянием ребенка во время упражнений – сменой его позы, мышечным расслаблением, самочувствием. Совет!Движения через силу лучше не выполнять слишком часто, лучше поддерживать комфортный темп упражнений.
  3. Гимнастику следует постоянно дополнять новыми более сложными упражнениями.
  4. Сопровождать свои действия стишками, скороговорками и ласковыми словами.
  5. Иметь позитивный благожелательный настрой, улыбаться.
  6. Хвалить и поощрять малыша за любое достижение.

Виды игр

Чтобы дети развивали моторику и речь, могли концентрировать внимание, их обучают с помощью пальчиков изображать потешки, передавать истории, инсценировать сказки. Играя с малышом, нужно придерживаться определенного порядка:

Играя с малышом, нужно придерживаться определенного порядка:

  1. Сначала взрослый говорит стишок.
  2. Показывает движения, затем помогает их делать крохе.
  3. Грудничок сам работает ручками, а родитель повторяет слова.
  4. Ребенок произносит звуки и выполняет выученные движения.

Для обучения подбирают до 3 упражнений, главное, чтобы они нравились крохе. Игры делятся на виды и отличаются в зависимости от возраста малыша:

  1. С 2 до 6 месяцев — движения для развития реакции. Они включают похлопывание, повторение за мамой движений.
  2. С 7 до 12 — массаж и гимнастика для укрепления пальцев и кистей.
  3. Сказки — изображение персонажей рукой.

Что представляют собой пальчиковые игры?

Хотя сенсационный вывод насчет безусловной пользы мелкой моторики сделали современные ученые, на самом деле, практика пальчиковых игр уже давно существует в нашей культуре: всем известные «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» – это, собственно, и есть те самые пальчиковые игры. Так что вы их хорошо знаете и, скорее всего, уже играли так со своим малышом.

Пальчиковая игра – это одновременное произнесение народных потешек, частушек или других детских стишков и «манипуляции» с ручками ребенка:

У кошки – котенок (по очереди загибаем ребенку пальчики на ручке), У утки – утенок, У коровки – теленок, У собачки – щенок, А у мамочки – сынок! (или – а у мамочки есть дочка! – показываем на малыша)

Пальчиковые игры для детей от 4–5 месяцев

Включение пальчиковых игр в занятия с малышом, конечно же, напрямую связано с его возрастом. До четырех–пяти месяцев пальчиковых игры – это, по сути, простой массаж пальчиков, поглаживание, распрямление пальчиков.

Пальчиковые игры для детей от 6 месяцев

Начиная с полугода уже можно включать в свой арсенал более сложные игры. Например, проведите пальцем по ладошке ребенка, загибая его пальчики.

Одновременно можно приговаривать вот такой стишок:

Мальчик-пальчик, Где ты был? – С этим братцем В лес ходил, С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел, С этим братцем Песни пел, Песни пел да плясал, Родных братьев потешал.

Пальчиковые игры для детей от 9 месяцев

Чем старше становится малыш, тем больше становится диапазон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр. А, проще говоря, читая ребенку различные стишки и одновременно с этим делая простые движения ручками.

В период от полугода до года путем пальчиковых игр знакомим ребенка с разными жизненными явлениями, к примеру, с названиями животных или с названиями частей тела:

Туки-туки-туки-туки, Застучали молотки (малыш бьет ручками по столу), Застучали молотки, Заиграли локотки (показывает локотки): Тук-ток, тук-ток, Скоро Ванечке годок (произносим имя ребенка).

В ходе занятий пальчиковыми играми ребенок будет все больше и больше совершенствовать свои навыки: к примеру, вначале ему будет сложно делать движения пальчиками отдельно – показать два или три пальчика, а затем рука станет гибче, менее напряженной.

Некоторым родителям хочется, чтобы их дитя сразу достигало больших успехов. Пальчиковые игры – потому и игры, что хорошо, когда и родитель относится к ним, как к игре. Тогда и обучение проходит ненавязчиво, проще, и, в конечном счете, эффективнее.

Пальчиковые игры для детей от 1 года

Если вначале мы вместе с крохой просто загибаем и разгибаем пальчики, хлопаем в ладоши, стучим по столу, то подрастающему малышу можно предлагать игры посложнее, скорее, напоминающие начало танца, где надо изображать более сложные движения:

Тоню тяну (ребенок тянет), Рыбу ловлю. В кошель кладу (показывает, как кладет), Домой несу: Щурки и кучки, Плотички и полички (загибаем пальчики). Один ершок – Да и тот в горшок (загибаем большой палец). Щей наварю (показать, как варит), Николая накормлю (подставляем имя ребенка).

Возрастные рамки

Начинать игру можно с маленькими детьми, которым исполнилось 6 месяцев. Однако некоторые психологи уверяют: начинать надо гораздо раньше. Как только кроха перестала сжимать кулачки (это 2 или 3 месяца), можно начинать игры.

Конечно, такие крохи не смогут выполнить то, о чём их просят. Здесь сама мама говорит и выполняет движения, а малыш выступает в роли наблюдателя. Уже в возрасте года он способен выполнять движения вместе с мамой. Затем игры усложняются. 

Не стоит думать, что после 3 лет, когда ребёнок научился произносить предложения, такие игры не принесут пользы. Наоборот, они активизируют мозговую деятельность и развивают фантазию. 

При проведении пальчиковых игр можно выделить несколько возрастных этапов:

  1. 2-6 месяцев – это тот период, когда мама начинает поглаживать ручки малыша, массируя каждый пальчик. Тактильные ощущения очень важны при общении мамы и ребёнка. Поэтому можно каждое утро начинать с таких поглаживаний. Это своеобразное общение, без которого невозможно нормальное развитие ребёнка.
  2. 7-9 месяцев – это продолжение массажа и начало простых игр, таких, как «Сорока-ворона» и «Ладушки».
  3. 9-12 месяцев – это игры, где можно использовать пирамидки, шарики и другие предметы. Но делать это можно лишь при одном условии: предметы не смогут принести вред здоровью малыша, они безопасны. Кроме того, такие игры должны проходить только совместно с мамой.
  4. От 1 года до 1,5 лет – добавляются пластилин и тесто, бусины, пальчиковые игрушки, можно включить в этот список и пальчиковый театр.
  5. От 1,5 до 3 лет – необходимо включить в список развивающие игры и пособия. Например, шнуровки, счёты, замки и молнии, бизиборды, конструкторы с крупными деталями. Также подойдут шишки, жёлуди, каштаны и другой природный материал.
  6. 3-6 лет – это тот возраст, когда пальчиковые игры надо усложнять, но по-прежнему проводить. Необходимо завязывать узелки, раскрашивать рисунки без выхода за обозначенный контур и многое другое.
  7. 6-8 лет – это то время, когда пальчиковые игры лучше совмещать с другими занятиями, чтобы происходило всестороннее развитие.

Мелкая моторика в 4-4,5 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 3

Малыш рукой захватывает круглые и квадратные предметы.

Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Игрушки: кубики с гранью 4 см и шарики ( по три штуки ).

Условия: малыш лежит на животе ( под грудью у него валик ).

Занятие 1: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

  • Колобок, колобок,
  • Отчего ты одинок?
  • Тесто бабушка месила,
  • На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

  • Нет, хватило теста ей!
  • Вот второй!
  • Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

  • Вот и третий колобок!
  • До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

Занятие 2: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

  • Колобочки-колобки,
  • Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

Занятие 3: вновь положите три шара и кубик ( с края ). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

  • Вот веселый колобок!
  • Вот стоит в лесу пенек!
  • А теперь еще пенек!
  • А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками ( кисти раскрыты ), захватывает его пальцами, поворачивает.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 4

Малыш хватает прямоугольные и треугольные фигуры.

Пальчиковые игры «Домики для гномиков»


Задача:
вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.

Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.

Условия: малыш лежит на животе ( под грудь можно подложить валик ).

Занятие 1: положите перед малышом брусочек и скажите:

  • Будем-будем строить дом,
  • Чтоб просторно было в нем!
  • Нам бруски с тобой нужны,
  • Вот такие, погляди!

Он взял фигурку? Положите еще один брусочек и продолжите потешку:

  • Раз брусок, да два брусок,
  • Дом не низок, не высок!

Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго. Теперь положите третий брусок и закончите игру:

  • Ну а если третий взять,
  • Крепче станет он стоять!

Важно, чтобы малыш, захватывая брусок, распределял пальцы по углам. Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»:

Занятие 2: положите перед ребенком три бруска и один конус ( он в центре ) и вновь «стройте дом»:

  • Три брусочка у нас были,
  • Ну и крышу не забыли!

Малыш потянется к «крыше». Помогите ему равномерно распределить пальцы по поверхности конуса. Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус ( он с края ). Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно. Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.

Занятие 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как малыш берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:

  • Вот бруски для домиков,
  • Домиков для гномиков.
  • Крыши есть для домиков,
  • Чтобы жили гномики!

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.

Результат: малыш тянется к увиденному предмету ( кисти рук раскрыты ), заранее готовит руку, чтобы удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.

Мелкая моторика в 3-4 месяца

Упражнение на развитие мелкой моторики: 1

Малыш сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.

Пальчиковые игры «Веселые ручки»

Задача: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Занятие 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.

Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

Посидели дома?

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

Занятие 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.

Упражнение на развитие мелкой моторики: 2

Малыш захватывает рукой свою ножку.

Пальчиковые игры «Ручки и ножки»


Задача:
стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Игрушки: яркий носочек с бубенчиком.

Условия: малыш лежит на спинке.

Занятие: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

Ручки-ножки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.

Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

Использование дополнительных материалов

Пальчиковые игры представляют собой только часть занятий по развитию мелкой моторики. Поэтому в более широком смысле специалисты считают пальчиковыми играми не только игры с участием движений рук, но и игры, где есть дополнительные материалы, развивающие точечный захват.

В полгода можно предлагать малышу собирать хлебные крошки, играть на ударных музыкальных инструментах (например, на ксилофоне), складывать кубики и шарики в пустую емкость. Примеры подобных игр мы приводим в нашей рубрике «Развивающие игры с детьми» для малышей разного возраста.

В ходе пальчиковой игры ребенок одновременно запоминает стихотворение, привыкает к ритму и совершает действия руками. Если вы будете уделять этому занятию достаточно времени, то через некоторый период кроха сможет вместе с вами произносить отдельные слова и фразы из стихотворения.

Наталья Нарышкина

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест

Пальчиковые игры для малышей до года:

Пальчиковые игры являются отличным способом развития мелкой моторики у малышей до года

Развитие моторики рук и пальцев важно для дальнейшего освоения навыков чтения, письма и других манипуляций. Кроме того, игры с использованием пальцев и рук способствуют развитию координации и восприятия пространства

Вот несколько примеров пальчиковых игр, которые можно проводить с малышами до года:

  1. Пальчиковая гимнастика. Приготовьте маленькие игрушки или предметы разных форм и цветов. Предложите малышу использовать пальцы для поднятия и перемещения предметов. Это упражнение поможет развить силу и ловкость пальцев.

  2. Массаж пальцев. Нежно массируйте кончики пальцев малыша. Это помогает стимулировать нервные окончания и укрепить связи между мозгом и пальцами.

  3. Пальчиковые песни и стишки. Покажите малышу, как двигать пальцами вместе с песенкой или стишком. Например, можно играть в «Колобок», двигая пальцами как колобка, или в «Пятипалый кот», считая пальцы на руке.

  4. Рисование пальцами. Налейте краску на плоскую поверхность и предложите малышу пальцами делать отпечатки на бумаге. Это упражнение помогает развить тактильное восприятие и координацию движений.

  5. Кукольный спектакль с пальчиками. Используйте шерстяные носочки или специальные пальчиковые куклы, чтобы провести малый спектакль. Поиграйте с малышом, двигая пальцами и придумывая истории.

Не забывайте, что игры с пальцами должны быть безопасными и сделаны из мягких материалов. Также регулярно мойте руки малыша и следите за его комфортом во время игры.

Пальчиковые игры для малышей до года — это замечательный способ развивать моторику и укреплять связи в мозге, используя простые и доступные средства.

Польза пальчиковых игр

Для начала – о самом главном. Появляясь на этот свет, малыш начинает интенсивно изучать мир. Пусть большую часть времени он спит, мозг его работает, впитывая в себя много новой информации. Кожа для малыша – это весь мир. Именно ею и с помощью своих ручек он осваивается и знакомится с окружающей средой. Дотронувшись во сне до своей пижамки или памперса, он запоминает эту вещь именно по тому, какая она на ощупь

И даже становясь старше, ему не менее важно познавать мир тактильно, знакомиться с окружающими его людьми, становиться ближе к маме и папе. Пальчиковые игры помогут родителям стать лучшими друзьями для своего чада

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.

***

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!

***

Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!

***

Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше

Искренне ваша, Яна Разначенко.

Все-таки с чего начать?

Если в вашем распоряжении только книжка с описанием игр, вам обязательно надо посмотреть хотя бы на одну маму или бабушку, которая знает хотя бы одну игру, но «исполняет» ее так, что детям нравится. Имеет значение многое, в книжках иногда даже не описываемое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев… Если нет даже такой возможности, остается экспериментировать. Используйте все-таки наиболее подробные описания – например, в книгах Джеки Силберг или Марты и Уильяма Сёрз очень хорошо описаны именно эти сопутствующие моменты (хотя тексты лучше брать отечественные).

Если вы можете ходить в развивающую группу, вам повезло, особенно если повезло с преподавателем. В любом случае «изустная» передача методик эффективнее книжной, если вы еще не специалист. Если нравится вам, но не нравится ребенку – учитывайте наш опыт. Кстати, наши занятия были основаны на методике Екатерины Бурмистровой, по которой занимаются многие группы в Москве. В идеале вначале дети пролезают по «полосе препятствий», а потом уже рассаживаются с мамами в кругу на ковре и играют с пальчиками. «Полоса препятствий» помогает переключиться, сконцентрироваться, перестать бояться.

Катина ученица Лада, попав в наш клуб, где полосы препятствий в заводе не было, быстро справилась и с тем, что дети привыкли к другому преподавателю, и с тем, что многие малыши поначалу боятся брать за руку чужую тётю или незнакомого мальчика и вставать в хоровод: перед пальчиковыми играми она передавала по кругу колокольчик, в который каждый мог позвенеть, а в хоровод уводила «паровозиком» (дети и взрослые берутся за разноцветные кусочки лент, последовательно связанных концами) или «солнышком» (все берутся не за руки, а за цветные ленты, привязанные к обручу). С похожими на игрушки предметы детям поначалу общаться комфортнее, чем с незнакомыми людьми, а когда группа занимается уже пару месяцев, некоторые из «ритуальных предметов» уже достаются только на праздники (непременные персонажи – только колокольчик для переключения и свечка для сказки).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий