Пальчиковые игры для детей 1-2 лет: рекомендации к проведению игр

Значение пальчиковых игр для детей

Пальчиковые игры для детей в возрасте 1-2 лет имеют огромное значение для их развития. Они помогают развить мелкую моторику ручки и различные навыки ребенка.

Проведение пальчиковых игр с ребенком в этом возрасте особенно важно, так как именно в младенчестве формируются основные навыки и движения. Подвижные игры с пальчиками не только развлекают малыша, но и улучшают его координацию движений, укрепляют мышцы ручки и тренируют мозг на различение форм и текстур

При помощи таких игр родители могут помочь своему крохе в развитии, улучшении моторики и развитии речи. Все игры с пальчиками можно выполнять различными способами: двигать пальчиками по руке, показывать формы, движения и звуки, проводить массажные движения и многое другое.

Игры с пальчиками не только развивают движения, но и воспитывают эмоции. Ребенок начинает понимать свою руку, воспринимать свои пальцы и кисть, а также понимать, что он может управлять ими. Он учится выполнять простые действия, такие как показывание пальчиком на что-то или прятать его.

Проведение пальчиковых игр включает в себя множество упражнений и игр, в которых ребенок будет получать новые знания и навыки. Это может быть показывание пальчиком различных предметов и животных, различение цветов и форм, а также проведение массажных движений по ручке.

Важно отметить, что успех в развитии малыша зависит от правой руки мамы, ее силы и умения проводить эти игры. Необходимо проявлять терпение, понимание и заботу, чтобы помочь ребенку в его развитии через пальчиковые игры

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)

Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета,  шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.

Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.

Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.

Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.

Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик

Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке

Разные игрушки

Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.

Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.

Погремушки (колокольчики)

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над  грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:

Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)

Сделайте гирлянду из шариков и кубиков.  В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы.  Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.

Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.

Дальше помогите ребенку повернуться со спины на живот и снова покажите игрушку в течение 2-3 минут.

Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.

Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)

Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори

Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).

Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др. , — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

Возрастные рамки

Начинать игру можно с маленькими детьми, которым исполнилось 6 месяцев. Однако некоторые психологи уверяют: начинать надо гораздо раньше. Как только кроха перестала сжимать кулачки (это 2 или 3 месяца), можно начинать игры.

Конечно, такие крохи не смогут выполнить то, о чём их просят. Здесь сама мама говорит и выполняет движения, а малыш выступает в роли наблюдателя. Уже в возрасте года он способен выполнять движения вместе с мамой. Затем игры усложняются. 

Не стоит думать, что после 3 лет, когда ребёнок научился произносить предложения, такие игры не принесут пользы. Наоборот, они активизируют мозговую деятельность и развивают фантазию. 

При проведении пальчиковых игр можно выделить несколько возрастных этапов:

  1. 2-6 месяцев – это тот период, когда мама начинает поглаживать ручки малыша, массируя каждый пальчик. Тактильные ощущения очень важны при общении мамы и ребёнка. Поэтому можно каждое утро начинать с таких поглаживаний. Это своеобразное общение, без которого невозможно нормальное развитие ребёнка.
  2. 7-9 месяцев – это продолжение массажа и начало простых игр, таких, как «Сорока-ворона» и «Ладушки».
  3. 9-12 месяцев – это игры, где можно использовать пирамидки, шарики и другие предметы. Но делать это можно лишь при одном условии: предметы не смогут принести вред здоровью малыша, они безопасны. Кроме того, такие игры должны проходить только совместно с мамой.
  4. От 1 года до 1,5 лет – добавляются пластилин и тесто, бусины, пальчиковые игрушки, можно включить в этот список и пальчиковый театр.
  5. От 1,5 до 3 лет – необходимо включить в список развивающие игры и пособия. Например, шнуровки, счёты, замки и молнии, бизиборды, конструкторы с крупными деталями. Также подойдут шишки, жёлуди, каштаны и другой природный материал.
  6. 3-6 лет – это тот возраст, когда пальчиковые игры надо усложнять, но по-прежнему проводить. Необходимо завязывать узелки, раскрашивать рисунки без выхода за обозначенный контур и многое другое.
  7. 6-8 лет – это то время, когда пальчиковые игры лучше совмещать с другими занятиями, чтобы происходило всестороннее развитие.

Цель пальчиковых игр

В XX веке известные советские психологи, педагоги, врачи, среди которых были А.Р. Лурия, Л.С. Выготский (их принято считать «отцами» нейропсихологии во всем мире) и другие, активно занимались исследованием высших психических функций. Ими было установлено, что уровень сенсомоторного развития напрямую влияет на умственное развитие ребенка. Основываясь на этих выводах, учеными стала продвигаться концепция о необходимости развивать мелкую моторику с раннего возраста. Поэтому любая деятельность, цель которой — выполнение точных мелких движений кистью руки, на благо ребенку.

Пользы от пальчиковых игр больше, чем может показаться на первый взгляд.

Развитие мелкой моторики и координации. С виду — простая игра, где малыш весело повторяет движения за взрослым пальчиками. А на самом деле при выполнении несложных движений в головном мозге одномоментно задействуются множество центров

В последние годы многие ученые, педагоги, нейропсихологи все чаще говорят о важности мелкой моторики ребенка и ее связи с когнитивным уровнем развития.

Развитие мышления и логики. Повторение последовательности движений за взрослым требует сосредоточенности и концентрации внимания, а также способности логически рассуждать

В игровой форме при помощи пальчиковых игр можно легко тренировать эти процессы.

Развитие навыка коммуникации. Во время игры ребенку приходится взаимодействовать с другим человеком, учиться ждать и выполнять движения вместе.

Способ увлечь ребенка без гаджетов в любом месте. Где бы вы ни находились с ребенком, пальчиковые игры могут занять ребенка на довольно продолжительное время (длительность заинтересованности малыша будет напрямую зависеть от того, сколько игр знает взрослый). Никаких затрат, никаких лишних атрибутов, только вовлеченность мамы и малыша в это занятие. В зависимости от возраста можно подбирать те игры или варианты гимнастик, которые будут актуальны для вашего ребенка.

Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики

Мелкая моторика — это способность контролировать движения пальцев и ручки. От развития этой моторики зависит множество навыков, которые ребенок будет приобретать в своей детской жизни

Особенно важно развить моторику в раннем возрасте, так как именно в этот период мозг находится в фазе активного развития

Родители играют важную роль в развитии моторики у своего малыша. Пальчиковые игры — это прекрасное развлечение, которое позволяет развить мелкую моторику, силу руки и подготовить пальчики к дальнейшему развитию навыков письма и речи.

Известная детскому речи пальчиковая игра «Пять пальчиков» позволяет младенчестве выполнять движения пальчиками рукой и таким образом улучшает координацию и развитие мелкой моторики. Деток можно попросить повторять движения вместе с ними,что поможет улучшить их моторику.

Кроме «Пяти пальчиков» существует множество других пальчиковых игр, которые помогут развить мелкую моторику у малышей. Например, игра «Пальчиковые зверушки» позволяет выполнять разные движения пальчиками, имитируя животных. Такие игры развивают не только моторику, но и когнитивные навыки, включая память и воображение.

Пальчиковые игры также помогают развитию эмоциональной сферы ребенка. Они позволяют выразить различные эмоции через движения пальчиками, а также учат ребенка осознавать и понимать эмоции других людей.

Итак, проведение пальчиковых игр рекомендуется для развития мелкой моторики, силы и гибкости рук, улучшения координации движений и глубинного развития мозга. Они не только увлекательны для малышей, но и весьма полезны для их развития в раннем возрасте. Поэтому, родители, не забывайте проводить время вместе со своими детьми, играя в пальчиковые игры!

Пластилин, пастель, фломастер

Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» — настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно! Возьмите трехгранные карандаши, восковые мелки или художественную пастель: чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разного рода усилия. Пусть у ребенка будет выбор! А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий, ведь фломастеры легко оставляют след на бумаге.

Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.

Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и обрывная аппликация — дети в возрасте 10–11 месяцев уже вполне могут справиться с задачей самостоятельно нарвать на клочки салфетки или даже вату (но только под присмотром мамы и при ее непосредственном участии), а потом с помощью мамы прижать их к заранее заготовленному рисунку (овечка, сугроб, снеговик, заяц). Задача мамы заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями ручки нужно совершить.

Лепка из соленого теста — это занятие еще называют «мукосолькой» —и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития пальчиков.

У соленого теста есть неоспоримый плюс: малыш не станет его есть, даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не оставлять. Мама может сделать тесто более рыхлым или плотным — и в зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или меньше усилий при лепке из него. Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на руке ребенка и показывает правильное движение), делать лепешку, раскатывать колбаски, а затем все снова превращать в бесформенный комок.

С глиной игры еще интереснее. Из глины можно лепить камешки и прятать под ними сокровища, а после находить их. На глине можно рисовать палочкой и оставлять отпечатки с помощью пуговиц и штампов. Единственный минус: даже дети, которые любят плескаться в лужах, не всегда готовы погрузить руки в глину — мешает чувство брезгливости. Не заставляйте малыша заниматься с этим материалом, если он не получает удовольствия — лучше предложите ему пластилин.

Важно

Все игры, указанные в материале, используются в методике Марии Монтессори и рассчитаны на детей начиная с 6–8 месяцев под присмотром мамы. Тексты для игр могут меняться, как и пальчиковая гимнастика, — в силах мамы сделать их разнообразнее и интереснее, ориентируясь на интересы своего малыша. Сочиняйте, творите и развивайтесь!

Пальчиковые игры для малышей. Несколько рекомендаций по проведению.

Польза пальчиковых игр для малышей

Пользу пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Они прекрасно помогают родителям решать проблему задержки развития речи своих детей. Малышам, речь которых развивается в соответствии с возрастом также полезны занятия пальчиковыми играми. Выполнение их способствует развитию памяти, внимания. Они положительно влияют на психическую деятельность. Развивается детская фантазия и творческие способности. Также с их помощью развивается мелкая моторика и гибкость кистей рук малышей, что облегчает в дальнейшем подготовку руки к письму

Важно учитывать, что все положительные свойства игр проявляются при регулярном их выполнении

Рекомендации по проведению пальчиковых игр для малышей

Перед тем, как приступить к проведению пальчиковых игр, необходимо учитывать существующие рекомендаци, чтобы занятия были эффективными и полезными. Перед проведением игры необходимо показать крохе свою увлеченность, создать положительный эмоциональный настрой

При выборе пальчиковой игры важно учитывать возраст малыша. Начинать выполнение пальчиковых игр можно с возраста 6 месяцев

Сначала надо использовать простые игры. Затем переходить к более сложным. Перед проведением занятия ручки малыша необходимо разогреть легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. В противном случае ребенку будет дискомфортно играть. Чтобы не отпугнуть кроху и заинтересовать пальчиковой игрой, начинать ее проводить надо аккуратно и бережно, в медленном темпе.  До 1,5 лет ребенок пассивно участвует в игре. С его ручками работает взрослый. Проговаривая стишок, мама или папа выполняет движения на одной ручке малыша, затем на другой. После этого можно провести игру с двумя ручками одновременно. Проговаривать стишок надо с выражением: говорить громче, тише, быстрее, медленнее, делать паузы в речи, использовать мимику. Тогда ребенок будет играть с удовольствием. Дети старше 1,5 лет активно участвуют в игре. Они выполняют упражнения самостоятельно во время прочтения текста взрослым. После того, как ребенок выполнит игру несколько раз, он запомнит стишок и сам сможет его проговаривать. Необходимо следить за тем, чтобы кисти во время упражнений были расслаблены. Иначе появятся мышечные зажимы. Обнаружив, что малыш устал от пальчиковых игр, переключите его на другой вид деятельности.

Упражнения для развития мелкой моторики

Начиная с возраста 10 месяцев рекомендуется помимо пальчиковых игр проводить следующие упражнения для развития мелкой моторики:

Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера Рвать бумагу, салфетки Разминать в ладошках глину, пластилин, тесто, отщипывать кусочки Перекладывать из одной емкости в другую мелкие предметы, например, бусинки, пуговицы, горох, фасоль. Сначала задействовать одну руку, потом можно двумя руками

ВАЖНО следить за малышом, чтобы он не положил какой-либо предмет в рот

Пальчиковые игры для малышей не только полезны, но и удобны. Они не требуют специальной подготовки и могут проводиться помимо домашней обстановки, еще и на даче, в поездке, в очереди. Используйте их где-угодно, развивайте вашего малыша и получайте удовольствие от совместного общения.

А на этой странице Вы можете найти примеры пальчиковых игр для малышей до года.

Пальчиковые игры, как способ развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику помогут такие занятия, в которых участвуют все пальчики, в том числе мизинчик и безымянный, которые редко используются в обычной жизни.
Мелкая моторика тесно связана с речевым участком мозга. Пальчиковые игры:

стимулируют пространственное мышление и речь, воображение и внимание;
позволяют развить эмоциональность и быструю реакцию;
делают детскую речь гораздо выразительнее.

Чтобы пальчиковая гимнастика приносила пользу, родители должны научить малыша расслаблять ладошку, сжимать, работать пальчиками. Сначала ребенок осваивает работу одной рукой, а затем и двумя. При регулярных занятиях ребенок скорее сможет изменять положение рук, научиться быстро реагировать на различные действия.

Помимо развития моторики, пальчиковые игры сближают кроху и родителей. Малыш чувствует тепло, заботу, любовь мамы, папы и прочих членов семьи, что способствует и его духовному, эмоциональному развитию. Плюс ко всему, заданный стишком ритм, развивает в нем соответствующие чувства, ребенок начинает понимать и чувствовать ритм, такт.

На руках находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за важнейшие функции человеческого мозга. Массаж ладошки и пальчиков малыша стимулирует мозговую активность, благотворно влияет на его умственное развитие. Доказано положительное влияние мелкой моторики на развитие внимания и речи, мышления. Кроме того, наблюдается установление более теплых отношений с родителями.

Пальчиковые игры: суть и предназначение

Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление

Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).

В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.

Самая распространённая пальчиковая игра – «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?

Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.

Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.

Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая – за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.

Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.

Простые упражнения

Прежде чем приступать к имитации потешек, следует провести подготовку – родители могут воспользоваться поглаживанием, легким массажем, сгибанием и разгибанием пальчиков и кистей рук. Далее следует приступать к имитации форм предметов и животных.

Здесь можно прибегнуть к простым приемам:

  • елка – ладошки друг к другу, затем основания кистей раздвинуть в стороны, оставляя совмещенными на верхушке пальчики, локти при этом висят в воздухе, максимально отодвинувшись от тела;
  • корзинка – ладошки смотрят на малыша, затем они соединяются и прогибаются, отправляя пальчики вверх (необходимо создать форму чашечки), локти также держатся на весу;
  • колокольчик – руки располагаем ладонями вниз, пальчики сцепливаются между собой, затем средний опускается вниз для вращательных движений (через некоторое время пальчики меняются);
  • домик – ладони друг к другу, расставить основание кистей, соединив большие пальцы (это домик с крышей), затем правый средний пальчик поднять вверх (это труба), а мизинцы сложить вместе (они должны образовать ровную линию для имитации балкона);
  • птичка – перекрестить на основании кистей руки тыльными сторонами, поднимаясь вверх, сгибать пальцы, создавая видимость летящей птицы.

Пальчиковые игры как общая разминка

Если бы я привела в этой статье тексты и описания известных игр полностью, это было бы некорректно по отношению к их авторам, которых я не знаю. Но игры, придуманные мной (и одобренные Катей Бурмистровой!) я имею право включать куда угодно. Поразмыслив, я решила, что известные игры, несколько модифицированные мной, тоже можно публиковать.

Мои модификации, как правило, привносят в пальчиковые игры элементы разминочной гимнастики для всего тела. Маленькие дети, которым пока трудно сохранять устойчивость при изменении положения тела, этих элементов просто не замечают, дети побольше начинают выполнять.

Сделано это было с эгоистической целью. Дело в том, что в 11 утра, когда обычно начинаются занятия в группах, у меня бывает спад утренней активности. Чтобы его преодолеть, я и придумала такую хитрость: вроде занимаешься пальчиковыми играми, а сама полностью разминаешься. Главное – не халтурить и тянуться от души. Можно повторить некоторые игры дважды – сначала сидя, а потом в хороводе, то есть стоя.

У такого нововведения обнаружилось еще достоинство: раньше я вообще не могла заниматься зарядкой для себя при детях – они непременно подключались, и процесс прекращался. К примеру, я делаю наклоны – они катают машинки через образующуюся арку, я встаю в «Березку» или в «мостик» – они непременно хотят забраться по мне наверх… тоже, конечно, хорошая игра, но незапланированная. А зарядка-игра со словами вызывает у них одно желание: сделать точно так же. К тому же пользу утренней гимнастики для детей, кажется, никто еще не отменял!

Кстати, любая игра, в которой руки должны куда-то тянуться, в стороны, вверх («Доброе утро, ручки», «Летели две птички») может служить хорошей разминкой, если делать эти простые движения осознанно, по-балетному, ощущая позвоночник. Разминкой для ног могут служить некоторые хороводные игры.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.

Пальчиковые игры для малышей

КОЗОЧКА

Шёл старик дорогою.

Нашёл козу безрогую.

Давай, коза, попрыгаем.

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиком.

ДОЖДИК

Дождик, дождик, поливай.

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

БЕЛОЧКА

Белочка па ёлочке скачет вверх и вниз.

Белочка, за ёлочку лапками держись,

Прыг-скок па сучок, лапками держись!

Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить, резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова резко сжать кулачки.

ЖУК

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке;

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперёд.

НОЖКИ

Нарядили ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо но дорожке.

Вы шагайте-топайте,

По лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.Поочерёдно поглаживать одной рукой другую, шагать пальчиками по столу, постукивать пальчиками, погрозить пальчиком.

ЛУЖОК

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок!Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. На последние строчки помахать ладонями.

ХОЗЯЙКА

Кукле кашу я сварю:

В миску молока налью.

Положу туда крупу

И поставлю на плиту.

Будет каша хороша!

Кушай, кукла, не спеша.Имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать крупу, ставить на плиту. На последние строчки — хлопать ладонями, погрозить указательным пальцем.

ЛЯГУШКА

Лягушка-попрыгушка

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!Постукивать пальчиками о стол, поднять и показывать две ладошки, сжать пальцы в кулачки.

ЛОШАДКА

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня!Выполнять хватательные движения поочерёдно левой и правой руками, затем вытянуть руки вперед и повернуть ладонями вверх.

ДВА КОТЁНКА

Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»

Два щенка: «Ав-ав!»

Два жеребёнка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у-у!» Смотри, какие рога!На каждую строчку соединить поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца, затем показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Вместо заключения

Пальчиковые игры – это прекрасный способ развлечь малыша и помочь в его развитии. Игры с использованием пальчиков развивают мелкую моторику, усиливают координацию движений, способствуют развитию речи и познавательных способностей.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и то, что подходит одному ребенку, может не подойти другому. Поэтому очень важно наблюдать за реакцией ребенка во время игры и адаптировать игру под его потребности и интересы

Регулярное проведение пальчиковых игр способствует развитию креативности, фантазии и воображения. Они помогают укрепить связь между ребенком и родителями, создавая теплую и доверительную атмосферу.

Не забывайте, что основная цель пальчиковых игр – это создание положительных эмоций и веселого настроения для ребенка. Поэтому не пренебрегайте использованием песен, стишков и забавных движений во время игрового процесса.

Закончив игру, не забудьте поделиться своими впечатлениями и радостью с ребенком. Поощряйте его, говорите, что он справился отлично, и что вы гордитесь им. С таким подходом ваш ребенок будет получать не только удовольствие, но и мотивацию для дальнейшего развития.

Сделайте игры с пальчиками частью ежедневной рутины и наслаждайтесь своим временем с малышом. Это замечательный способ провести с ним время и создать драгоценные воспоминания на всю жизнь.

Пальчиковые игры для детей 1–2 лет

Раз, два три четыре пять!

Раз, два три четыре пять!Будем пальчики считать —Крепкие, дружные,Все такие нужные.На другой руке пять:Раз, два, три, четыре пять!Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!Много пальчикам хлопот:То играют в ладушки,То зачем-то лезут в рот,Книжки рвут у бабушки…Переделав все дела,Тянут скатерть со стола.Лезут в соль и в компот,А потом наоборот.Пальчики дружные, все такие нужные!

Ладошки

Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак),А вот ладошка (открываем).На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).Прыг под мышку (засовываем руку под мышку),Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий