Переводим наши пальчики в старшую и подготовительную группу…
5-7 лет – время активной подготовки к письму, развитию связной речи, коммуникативных навыков для будущего школьника. Это ответственный период для родителей, которые хотят, чтобы их чадо не получило стрессовый удар в школе, будучи плохо подготовленным. Даже если вы не занимались специально развитием моторики, сейчас еще не поздно!
У меня запланирована консультация для родителей на эту тему, я покажу наглядно, какие игры и упражнения помогут укрепить руки и пальчики. Стоит сказать, что для старших ребят увеличивается время гимнастики пальчиковой – не менее 10 минут
Упражнения и забавки выбираем такие, чтобы тренировать координацию, ловкость и внимание. Учимся точности движений, различаем силу нажатий пальцами и ладонями – слабее, сильнее
Перед тем, как приступить к упражнениям, следует немного размяться, например, «сварить компот», попутно повторив, какие нужны фрукты для напитка:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много –
Вот, (ладошку делаем ковшиком, пальцами второй руки накладываем кусочки фруктов в «ковшик»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, слив положим и песок (сахар). (При этом делаем разные движения: рубим ребром ладони по столу воображаемые фрукты, выдавливаем сок лимона и т.п.)
Варим, варим мы компот, угостим честной народ.
В качестве разминки можно выполнить упражнение «Делим апельсин»:
Мы делили апельсин! (ручки в кулачки)Много нас, (разжимаем кулачки, растопыривая пальцы)А он один. (показываем один пальчик)Эта долька для ежа, (снова кулачки и по одному пальчику отгибаем)Эта долька для стрижа,Это долька для утят,Это долька для котят,Эта долька для бобра,А для волка кожура! (растопыренный пальцы)Он сердит на нас, беда! (грозим пальчиком)Разбегайтесь, кто, куда! («бегаем» пальчиками по столу)
Кстати, стоит прочесть:
- «Пальчиковые игры 5-6 лет. Забавные стихи с картинками и показом движений» – в комплекте 25 карт с рисунками движений и стихами – готовая картотека с картинками;
- Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр» – здесь есть материал по блокам в виде программы для установки через Интернет: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д. Либо аналогичное бумажное пособие.
Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?
После 4 лет большинство детей уже разговаривают, они развиты физически, имеют достаточно устойчивую психику. Казалось бы – зачем им гимнастика для пальчиков? Большинство ученых, изучающих деятельность мозга ребенка, отмечают тесную связь между двигательной активностью и речью. Поэтому для правильной работы речевых органов, что способствуют хорошему произношению, требуется постоянное развитие и усовершенствование мелкой моторики и двигательной функции.
Преимущества проведения упражнений для пальчиков для малышей 4-5 лет:
улучшение памяти;
развитие и тренировка способности концентрировать и удерживать внимание;
стимуляция воображения и творческого мышления;
эмоциональная наполненность речи;
освобождение от монотонности речи;
воспитание быстроты реакции;
развитие артикуляции;
разнообразие досуга;
сближение ребенка с родителями.
Кроме того, проведение пальчиковых игр между занятиями по математике или изучению букв помогает снизить умственную и психическую нагрузку, отвлечь и развеселить маленького ученика.
Мастер-класс для воспитателей по проведению пальчиковых игр Е. Железновой
Тамендарова Йолдыз
Мастер – класс на тему: «Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста.
Цель мастер – класса: повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
• Познакомить участников мастер — класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики.
• Ознакомить участников мастер – класса с этапами разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
• Закрепить умения участников мастер – класса применять полученные знания на практике.
Оборудование: Магнитофон, аудиокассета с пальчиковыми играми Е. Железновой.
Пальчиковые игры для детей
Простые пальчиковые игры для детей 2-3 лет (первая младшая группа) различаются по сложности.
Например, два самых простых названия — «Кулачок» и «Клен». В первом пальчики по очереди сгибаются, образуя кулачок, а затем нужно просто сжимать-разжимать его. Во втором упражнении пальчиками нужно двигать, растопыривать их, качать ладошкой.
Встряхивание руками
Пальчиковые игры Елены Железновой
Гимнастика Железновой провела презентацию одного из самых популярных комплексов детской пальчиковой гимнастики. Такие игры идеально подойдут для детей 2-5 лет. Играя в комплекс Екатерины Железновой, дети получают навык сосредоточивания, тренируют внимательность и усидчивость. Ниже представлены несколько упражнений из комплекса Екатерины.
- «Паучок». Здесь выполняются такие движения, как хлопки руками, «шажочки» пальцами, стряхивающие движения руками и покачивания ими.
- «Пчелки». Здесь ребенок учится растопыривать пальцы и шевелить ими, делать ими колечко, сжимать пальчики в кулачок и стучать ими по столу, целить друг в друга.
- «Червячки». Кроме стандартных «шажочков» пальчиками и их сгибание-разгибание, данное упражнение включает в себя фигурку «щепотка», плавные покачивания кистью вверх-вниз, прижатие кулачков к груди.
- Еще одно упражнение Екатерины Железновой называется «Ветер». Соединенные вместе ручки с растопыренными пальчиками, прижатые локтями к плоскости, сначала плавно раскачиваются из стороны в сторону, затем останавливаются. Дальнейшие действия совершаются лишь пальчиками обеих рук. Сначала ребенок шевелит пальцами, затем складывает их в «крылья» и как бы машет ими. После этого выполняются волнообразные движения.
- Самое последнее упражнение — «пасть крокодила»: руки все также прижаты друг к другу, а согнутые пальчики рук «открываются» и «закрываются».
Комплекс Елены Куликовой
Обратите внимание! Комплекс Елены Куликовой состоит из разных по сложности упражнений и построен по принципу «от простого к сложному». В этот набор входят такие упражнения:
В этот набор входят такие упражнения:
- «Прятки»;
- «Домик»;
- «Человечек»;
- «Месим тесто»;
- «Зайчик»;
- «Лодочка»;
- «Черепашка»;
- «Замок».
Здесь выполняется много разных развивающих мелкую моторику действий.
Среди них есть махи ладошками, сгибание-разгибание пальчиков, «шажочки» пальцами, собирание пальчиков в кулачок, хлопки и покачивания ладонями, стуканье кулачков друг о дружку, «крыша» из рук, поднятие рук над головой, встряхивания ручками, «галочка» из указательного и большого пальчиков, «замочек» из пальчиков.
Хлопки руками
Дополнительная информация! Такие комплексы можно использовать и воспитателям в садике, и молодым родителям как домашний комплекс для успешного воспитания. Конечно, вовсе не обязательно запоминать все упражнения, достаточно выучить лишь некоторые. Но если утром нет времени на занятия с ребенком, можно включить видео такой гимнастики.
Таким образом, пальчиковая гимнастика является не только игрой для ребенка, но еще и важным составляющим его развития и знакомства с окружающим миром.
Что такое логоритмика
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет – это целый комплекс терапевтических упражнений с добавлением нейрогимнастики. Во время занятия логоритмикой дети выполняют определенные речевые задачи с применением специальных движений, слов и музыки.
Логоритмика Железновой для детей 2-3 лет – это активно применяемый российскими специалистами метод корректировки, во время которого активно используются различные виды игр и тренировок.
В том числе таких, как:
- ходьба со сменой направления;
- задачи по развитию дыхания;
- упражнения для улучшения мышечного тонуса;
- артикуляция стихов;
- пение.
Что это такое?
Появилась методика в 90-е годы, когда отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна использовали ее для раннего выявления и развития музыкальных способностей у детей 3-5 лет. Занятия музыке проходили в игровой форме, и было замечено, что обучение не только способствуют музыкальному развитию, но и способствует активному развитию речи и многих других способностей малышей.
Методику Железновых можно применять как для индивидуальных занятий, так и групповых.
Развивающие занятия в «Детском Клубе Тетушки Совы» превращают уроки музыки в весёлую обучающую игру.
Использование методики в школе выходного дня способствует:
Развитию:
- Музыкального, фонематического слуха, ритма.
- Памяти, внимания, концентрации, способности к восприятию информации.
- Активной речи.
- Мелкой и крупной моторики.
- Творчества, эмоциональности, воображения.
Улучшению:
общего физического развития, укреплению мышечного корсета, формированию осанки.
Укреплению:
нервной системы, является профилактикой детских нервозов.
Воспитанию:
умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
Развивающие занятия в детском клубе учитывают основные принципы методологического подхода:
- Участие родителей на занятиях
- Обучение в движении
- Музыкальная деятельность сочетается с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе развивающих занятий.
- Музыка должна была всегда сочетаться с движением, например в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских шумовых инструментах.
- Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и проигрывание самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для детей раннего возраста.
- Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на разнообразных детских музыкальных инструментах, гимнастика под музыку и пение – педагоги детского клуба используют, как необходимый вид деятельности для малышей.
Что это
Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.
По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов
Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития
Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.
Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.
Советы родителям
Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:
Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени
Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.
Принципы методики Железновых
Принцип первый – обучение детей должно проходить в игровой форме. Этот принцип соответствует нормам возрастного развития детей, поскольку ведущей формой деятельности в младшем возрасте является игра. Именно через игру ребенок познает структуру отношений между людьми и их связь с объектами внешнего мира. В возрасте от 3 до 7 лет игра как способ познания и развития является наиболее эффективной. У детей от 1 года до 3 лет ведущая деятельность – манипуляционная, в возрасте до 1 года – взаимодействие со взрослым. Методика Железновых предоставляет возможности для развития в каждом возрастном периоде. Комплекс методик включает в себя манипуляционные задания (например, пальчиковые игры) и упражнения, которые выполняет только взрослый (например, некоторые песенки и потешки).
Принцип второй – обучение детей через двигательную активность: в движении усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушарий при мозговой активности и, следовательно, более быстрой передаче нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность.
Другие принципы методики – важность родительского участия и положительный настрой ребенка на обучение – являются общими для всех методик раннего развития
Значение методики Железновых для развития детей
Особенностями данного метода для развития деток является подача обучающего материала в игровой форме, комплексность занятий, доступность даже для самой маленькой возрастной категории. Обучение проходит в виде веселой игры мамы с малышом.
«Музыка с мамой» приносит неоцененную пользу в воспитании детей и способствует таким функциям:
- выработке ритмичности и музыкальных способностей;
- развитию мелкой моторики;
- формированию навыков правильной речи;
- оздоровлению общего состояния малыша;
- укреплению мышц спинного отдела, формированию правильной осанки;
- привитию навыков слушать и выполнять указания родителей и воспитателей;
- налаживанию контактов со взрослыми и одногодками;
- сближению ребенка с родителями, ведь занятия происходят по принципу «мама и ребенок».
Что такое пальчиковые игры и чем они полезны
Двигательная система человека находится в тесной взаимосвязи с речевой. Точнее, центры, отвечающие за движение, особенно — движение пальцев и кистей рук, находятся в головном мозге рядом с центрами, отвечающими за речь. Поэтому чем активнее дошкольник движется, тем лучше он говорит.
Кроме речи, пальчиковые игры развивают и другие способности ребенка:
Учат концентрировать внимание и правильно его распределять. От подобного навыка во многом зависят школьные успехи
Способность произвольно управлять собственным вниманием детки осваивают только к шести-семи годам. Тренируют и развивают память. Пальчиковая гимнастика требует запоминать положения пальцев, последовательность движений и стишков, которыми сопровождаются упражнения. Учат малышей вслушиваться в речь взрослых и понимать ее, способствуют повышению речевой активности и созданию положительной эмоциональной атмосферы. Развивают воображение и фантазию. При помощи рук можно поведать настоящую историю. После того как родители покажут малышу, как это делается, он сам сочиняет «пальчиковые сказки». Помогают усилить способность крохи контролировать собственные движения. Обеспечивают тренировку пальцев и кистей, в результате они становятся подвижными, сильными и гибкими, что благотворно сказывается на освоении письма в будущем.
Железновы Екатерина Сергеевна и Сергей Станиславович, дочь и отец, вместе создали специальную методику для раннего музыкального развития под названием «Музыка с мамой».
При использовании игр Железновых малыш не только развивается, между ним и родителями формируются доверительные взаимоотношения, тесная эмоциональная связь. Подобные занятия доставляют массу удовольствия и улучшают настроение.
Пальчиковые игры для детей 1-3 года
Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.
Зайка
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)
Ворона
У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )
Машинка
Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
Кораблик
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)
Самолеты
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)
Кошки-мышки
Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Паровоз
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие в первой младшей группе по методике Е.Железновой
Цель: Закрепить знания о животных.
Способствовать развитию памяти, внимания, любознательности.
Вызвать желание слушать и отгадывать загадки о животных.
Убедить детей в том, что о животных нужно заботиться, нельзя их обижать.
Помочь получить детям положительные эмоции во время игры.
Развивать музыкальный слух.
Формировать навыки вербального и невербального общения.
Развивать навыки крупной и мелкой моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Место проведения : спортивный зал.
Оборудование: Домик, дерево, иллюстрация с изображением домашних животных, животные-игрушки, животные-куклы би-ба-бо.
Воспитатель: Наступила весна, солнышко светит приветливо и ласково, зовет всех на природу, в лес. Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в очень увлекательное путешествие – в деревню, а для этого мы с вами должны быть сильными, ловкими и смелыми. Дружно все в кружок вставайте и разминку начинайте.
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим
(поставив пальцы на плечи, вращаем плечами)
И про ручки не забудем,
И немножко отдохнём.
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
(прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши)
И с начала всё начнём.
Воспитатель: Вот мы и готовы. А поедем мы с вами на автобусе. Садитесь поудобнее. Поехали.
(выполняем движения по тексту)
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим,
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везёт,
Вот так вот, вот так вот,
Вперёд мы покатились
А щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят,
И мы не просто так сидим
Мы громко-громко все гудим
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот!
Мы едем-едем всё вперёд
Воспитатель: Вот мы и приехали с вами в деревню. Посмотрите, как здесь интересно, совсем не так как в городе. Ни машин, ни трамваев, ни троллейбусов нет. Посмотрите, какой в деревне домик. Маленький, низкий, деревянный. А в городе дома – большие, высокие, кирпичные. А вот и огромный цветущий луг, давайте посмотрим, кто пасется на лугу? (показываю иллюстрацию с изображением домашних животных)
Дети отвечают, называя разных животных: корова, коза, овца, лошадь.
Воспитатель: Правильно. Хотите поиграть с лошадкой?
Воспитатель: На лошадке верхом прокатились. А вы знаете, как лошадка говорит?
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку. Отгадайте, кто это:
Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Воспитатель: А вы знаете, что любят гуси? Что они едят?
Дети: Зерно, траву.
Воспитатель: Давайте спросим у этого гуся, что он любит кушать.
Воспитатель: Какие необычные гуси – конфеты любят!
Воспитатель: Да! Посмотрите, вот она лягушка. Зовет нас поиграть с ней!
Воспитатель: Кто-то там за домиком еще прячется? Ребята, отгадайте загадку:
Воспитатель: Правильно, мышка. Ребята, мне мышка по секрету сказала, что у нее нет домика. Давайте ей построим домик. И позовем наших мамочек на помощь! Чтобы вместе построить большой, красивый дом для мышки!
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял,
Чтоб на травке жил жучек,
Бегал быстрый паучок.
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла.
Солнце было, дождик шел,
Чтоб тюльпан в саду расцвел,
Чтоб флажок на доме был,
А за домом ёжик жил.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали и всех животных узнали. Помогли мышке, мышка очень рада. Спасибо мамам за помощь!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу! Я предлагаю вам поехать на паровозе. Становитесь в паровозик! (Дети под музыку вместе с воспитателем уходят в группу)
Структура группового занятия по методике Железновых
Занятия, которые предлагает методика Железновых, включают в себя коротенькие песни- инсценировки, под которые нужно или подпевать простые припевы, или использовать пальчиковые игры, или играть на простейших музыкальных инструментах (колокольчики, бубенчики, погремушки, маракасы, клавесы, бубны, ложки, барабаны, тарелочки, треугольники, шейкеры).
Все песенки для детей очень короткие, веселые и простые для понимания даже для самых маленьких. Играя под эти песни, малыш не только будет развивать мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение, память и др.
Классический урок по методике Железновых:
- Приветствие.
- Разминка..
- Жестовые и пальчиковые игры
- Игровой массаж.
- Музыкально-ритмические движения или гимнастика.
- Логоритмика.
- Распевание, пение.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Сказка (с 1,8 года).
- Прощание.
Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимает 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.
Каждое занятие начинается с приветственных песенок, которые не меняются на протяжении всего учебного года. Эти игры помогают ребенку войти в коллектив, создают положительный эмоциональный фон.
После приветственных песенок проводятся игры-разминки. Они способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения. Дети встают в круг, руки держат на талии и повторяют действия, сказанные словами.
Основные упражнения начинаются с пальчиковых игр, главными героями которых становятся детские пальчики, которые изображают бабочек, гусениц, солнышко, поросят и др. Давно доказано, что речь напрямую зависит от развития мелкой моторики, а этому способствуют так называемые пальчиковые игры.
Музыкально-ритмические движения направлены на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений. Взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет за ним.
Логоритмика представляет собой короткие песенки и инсценировки, которые необходимо петь по слогам, что позволят развивать четкость произнесения звуков, улучшит артикуляцию малыша. В целом это прекрасные занятия под музыку без логопеда.
Распевание, пение начинается с дыхательных упражнений. Распевание организует и дисциплинирует детей, способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
Сказки под музыку развивают воображение, фантазию. Все эти сказки взяты из фольклора и хорошо знакомы ребятам, но дополнены новыми деталями и музыкальным сопровождением.
Завершается занятие прощальной песенкой.