Пальчиковые игры для самых маленьких дошкольников

Пальчиковая гимнастика как тема для самообразования педагога

Углублённое изучение пальчиковой гимнастики и её влияния на развитие малышей раннего возраста может стать интересной и разносторонней темой для самообразования педагога этой возрастной группы.

В рамках самообразования воспитатель может изучить такие вопросы:

  • Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и интеллекта у детей раннего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие мелкой моторики.
  • Организация развивающей предметной среды для формирования интереса детей к пальчиковым играм.Пальчиковый театр для самых маленьких: как оборудовать, чему обучать детей.
  • Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в развитии детей посредством пальчиковых игр.

В план самообразования педагог вносит все формы работы по выбранному направлению, список консультаций и других видов взаимодействия с родителями, дидактических игр и пособий, изготовленных в рамках работы над темой. Как приложение к плану могут идти сборник потешек и загадок, подборка иллюстративного материала, фото или перечень используемых игрушек, пальчикового театра, атрибутов.

Как начинающим, так и опытным педагогам, работающим с дошкольниками раннего возраста, необходимо уделять большое внимание проведению пальчиковых игр с воспитанниками. Правильно организованная, эмоционально и динамично проведённая игра произведёт не только развивающий эффект, но и поможет малышам быстрее адаптироваться к дошкольному учреждению, установить контакт с воспитателями и одногруппниками

Виды игр

Чтобы дети развивали моторику и речь, могли концентрировать внимание, их обучают с помощью пальчиков изображать потешки, передавать истории, инсценировать сказки. Играя с малышом, нужно придерживаться определенного порядка:. Играя с малышом, нужно придерживаться определенного порядка:

Играя с малышом, нужно придерживаться определенного порядка:

  1. Сначала взрослый говорит стишок.
  2. Показывает движения, затем помогает их делать крохе.
  3. Грудничок сам работает ручками, а родитель повторяет слова.
  4. Ребенок произносит звуки и выполняет выученные движения.

Для обучения подбирают до 3 упражнений, главное, чтобы они нравились крохе. Игры делятся на виды и отличаются в зависимости от возраста малыша:

  1. С 2 до 6 месяцев — движения для развития реакции. Они включают похлопывание, повторение за мамой движений.
  2. С 7 до 12 — массаж и гимнастика для укрепления пальцев и кистей.
  3. Сказки — изображение персонажей рукой.

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Пальчиковые игры для детей

Простые пальчиковые игры для детей 2-3 лет (первая младшая группа) различаются по сложности.

Например, два самых простых названия — «Кулачок» и «Клен». В первом пальчики по очереди сгибаются, образуя кулачок, а затем нужно просто сжимать-разжимать его. Во втором упражнении пальчиками нужно двигать, растопыривать их, качать ладошкой.

Встряхивание руками

Пальчиковые игры Елены Железновой

Гимнастика Железновой провела презентацию одного из самых популярных комплексов детской пальчиковой гимнастики. Такие игры идеально подойдут для детей 2-5 лет. Играя в комплекс Екатерины Железновой, дети получают навык сосредоточивания, тренируют внимательность и усидчивость. Ниже представлены несколько упражнений из комплекса Екатерины.

  • «Паучок». Здесь выполняются такие движения, как хлопки руками, «шажочки» пальцами, стряхивающие движения руками и покачивания ими.
  • «Пчелки». Здесь ребенок учится растопыривать пальцы и шевелить ими, делать ими колечко, сжимать пальчики в кулачок и стучать ими по столу, целить друг в друга.
  • «Червячки». Кроме стандартных «шажочков» пальчиками и их сгибание-разгибание, данное упражнение включает в себя фигурку «щепотка», плавные покачивания кистью вверх-вниз, прижатие кулачков к груди.
  • Еще одно упражнение Екатерины Железновой называется «Ветер». Соединенные вместе ручки с растопыренными пальчиками, прижатые локтями к плоскости, сначала плавно раскачиваются из стороны в сторону, затем останавливаются. Дальнейшие действия совершаются лишь пальчиками обеих рук. Сначала ребенок шевелит пальцами, затем складывает их в «крылья» и как бы машет ими. После этого выполняются волнообразные движения.
  • Самое последнее упражнение — «пасть крокодила»: руки все также прижаты друг к другу, а согнутые пальчики рук «открываются» и «закрываются».

Комплекс Елены Куликовой

Обратите внимание! Комплекс Елены Куликовой состоит из разных по сложности упражнений и построен по принципу «от простого к сложному». В этот набор входят такие упражнения:

В этот набор входят такие упражнения:

  • «Прятки»;
  • «Домик»;
  • «Человечек»;
  • «Месим тесто»;
  • «Зайчик»;
  • «Лодочка»;
  • «Черепашка»;
  • «Замок».

Здесь выполняется много разных развивающих мелкую моторику действий.

Среди них есть махи ладошками, сгибание-разгибание пальчиков, «шажочки» пальцами, собирание пальчиков в кулачок, хлопки и покачивания ладонями, стуканье кулачков друг о дружку, «крыша» из рук, поднятие рук над головой, встряхивания ручками, «галочка» из указательного и большого пальчиков, «замочек» из пальчиков.

Хлопки руками

Дополнительная информация! Такие комплексы можно использовать и воспитателям в садике, и молодым родителям как домашний комплекс для успешного воспитания. Конечно, вовсе не обязательно запоминать все упражнения, достаточно выучить лишь некоторые. Но если утром нет времени на занятия с ребенком, можно включить видео такой гимнастики.

Таким образом, пальчиковая гимнастика является не только игрой для ребенка, но еще и важным составляющим его развития и знакомства с окружающим миром.

Что это такое

Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.

Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику?

В первую очередь маме нужно понять, что даже младенец понимает настроение самого близкого человека. Во всех источниках говорится, что занятия должны нравиться ребенку, доставлять ему радость. Но не всегда уточняется, что интерес должен быть обоюдным. Если женщина механически проговаривает потешки, а мысли ее заняты составлением отчета для начальника или меню на сегодняшний обед, ничего хорошего не получится. На несколько минут отключитесь от всех проблем, играйте увлеченно и весело.

К игре нужно хорошо подготовиться. Если мама, читая стишки для пальчиковых игр, после первой строчки начнет искать листок с текстом или побежит доставать из ящика необходимую для сюжета игрушку, занятие пройдет зря. Выключите телевизор, поставьте телефон на беззвучный режим, чтобы ничто не могло вас отвлечь. Не забывайте хвалить ребенка, когда он хорошо выполнил задание. Даже если занятие прошло неудачно, найдите повод поощрить малыша. Делать замечания не нужно – если хотите указать на ошибку, превратите ее в шутку, чтобы и вам, и грудничку стало весело.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы пальчиковая гимнастика надоела малышу. Сосредоточиться на каком-то деле он может не больше 5 минут. Начните с этого промежутка, через месяц можете увеличить время до 10 минут. Если заметили, что грудничок зевает, смотрит по сторонам, прекратите занятие. Назойливость может вызвать такое отвращение к пальчиковым играм, что малыш начнет прятать от вас ручки. Есть и другая причина, по которой нельзя слишком затягивать занятия. Это вам гимнастика для рук кажется легкой забавой, а ребенку она дает огромную нагрузку на мозг

Нервное перенапряжение очень опасно для младенца – переключите его внимание на другую деятельность, чтобы в голове все систематизировалось, разложилось по нужным участкам. Ранний возраст – лучшее время для усвоения информации, но поступать она должна небольшими порциями

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков —  фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка  металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до  блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1)   Рамки с застежками.  Делается деревянная рама, которая обтянута тканью  из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и  застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a)   большие пуговицы, b)   маленькие пуговки, c)   кнопки, d)   банты, e)   шнурок, который вдевается в дырочки, f)    шнурок, который наматывается на крючок, g)   крючки и петли, h)   застежки из ремешков, i)   застежки – липучки.

2)   Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3)  Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4)   Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5)   Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6)   Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе

Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.

Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов окружающего мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.

Познание окружающего мира детьми до трёх лет происходит с непременным участием рук как универсального и совершенного исследовательского инструмента

Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни

Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное

То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте

Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.

Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
  • Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
  • Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
  • Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
  • Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
  • Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
  • Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.

Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.

Пальчиковые игры должны приносить ребёнку радость — только в этом случае они будут по-настоящему полезны ему

Пальчиковые игры

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.

Счет

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Один, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Капустка

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Жук

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.

Котик

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

На мельнице

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Гармошка

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)

Очки

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Лыжи

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!

Игры в стихах для малышей

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет лучше сопровождать веселыми рифмованными текстами. Короткие стихи легко запомнить и малыши с удовольствием повторяют их несколько раз, делая упражнения снова и снова. Вот примеры таких игр:

Прогулка

1,2,3,4,5 — вышли пальчики гулять.
Первый — гриб большой нашел,
Указательный — сорвал,
Средний сразу чистить стал,
Безымянный стол накрыл
А мизинчик всех кормил!

Пальчики-братишки

Большой Ванюша — воду носит
Указательный Петруша — дрова возит,
Средний Сенечка — вяжет венечки,
Безымянный Гришка — шьет себе штанишки,
А меньшой, Сережка, играет на гармошке.

Колыбельная

Первый пальчик зевнул,
Второй — прикорнул
Третий — сладко-сладко спит,
А четвертый уж сопит.
Лишь мизинчик-крохотулька
Сказку просит, капризулька!

По порядку

1,2,3,4,5 — будем пальцы называть
И грибочки собирать.
Вот большой — боровичок,
Указательный — сморчок.
Средний пальчик — он масленок,
А четвертый — пусть опенок.
А мизинчик наш — волнушка,
Вот и кончилась опушка.

Грибники

Первый пальчик в лес пошел,
Второй гриб большой нашел.
Третий жарить его стал
А четвертый лук достал.
Пятый пробовать пришел,
только ложки не нашел.

Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,
Со вторым пирог месил,
С третьим по двору скакал,
А с четвертым в мяч играл.
С пятым только повстречался и
Скорее спать помчался.

Моя семья

На ладошке у меня
Помещается семья:
Пальчик — дедушка,
Пальчик — бабушка,
Пальчик — папочка,
Пальчик — мамочка.
Ну а самый крайний — я,
Это вся моя семья!

Цель пальчиковых игр

В XX веке известные советские психологи, педагоги, врачи, среди которых были А.Р. Лурия, Л.С. Выготский (их принято считать «отцами» нейропсихологии во всем мире) и другие, активно занимались исследованием высших психических функций. Ими было установлено, что уровень сенсомоторного развития напрямую влияет на умственное развитие ребенка. Основываясь на этих выводах, учеными стала продвигаться концепция о необходимости развивать мелкую моторику с раннего возраста. Поэтому любая деятельность, цель которой — выполнение точных мелких движений кистью руки, на благо ребенку.

Пользы от пальчиковых игр больше, чем может показаться на первый взгляд.

Развитие мелкой моторики и координации. С виду — простая игра, где малыш весело повторяет движения за взрослым пальчиками. А на самом деле при выполнении несложных движений в головном мозге одномоментно задействуются множество центров

В последние годы многие ученые, педагоги, нейропсихологи все чаще говорят о важности мелкой моторики ребенка и ее связи с когнитивным уровнем развития.

Развитие мышления и логики. Повторение последовательности движений за взрослым требует сосредоточенности и концентрации внимания, а также способности логически рассуждать

В игровой форме при помощи пальчиковых игр можно легко тренировать эти процессы.

Развитие навыка коммуникации. Во время игры ребенку приходится взаимодействовать с другим человеком, учиться ждать и выполнять движения вместе.

Способ увлечь ребенка без гаджетов в любом месте. Где бы вы ни находились с ребенком, пальчиковые игры могут занять ребенка на довольно продолжительное время (длительность заинтересованности малыша будет напрямую зависеть от того, сколько игр знает взрослый). Никаких затрат, никаких лишних атрибутов, только вовлеченность мамы и малыша в это занятие. В зависимости от возраста можно подбирать те игры или варианты гимнастик, которые будут актуальны для вашего ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий