Пальчиковая гимнастика в детском саду

Основные принципы проведения пальчиковых игр

Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.

Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.

Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.

У жирафов

Хлопают по всему телу ладонями.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде. (2 раза)
Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.
Щипают себя, как бы собирая складки.
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Проводят ребрами ладони по телу.
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.

Анализ физкультурного занятия в старшей группе

Анализ физкультурного занятия встаршей группе

1.Структура занятия соблюдена. Вводной части присутствуют строевые упражнения ( построения в шеренгу, перестроение в колону по три),повороты, различные виды ходьбы( на носках, на пятках ,широким шагом, змейкой), бег (с высоким подниманием колен, обычный бег).Обеспечивалась общая и специальная подготовка организма.

В основной части проведён комплекс с косичками. С целью снятия физической нагрузки использовались различные исходные положения

( основная стойка, ноги врозь, стойка в упоре на коленях, сидя на полу, лёжа на полу).Основные виды движений выполнялись с делением на 2 колоны .Правая шеренга закрепляла навык в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.

Левая разучивала упражнение на координацию движения. В конце основной части проводилась подвижная игра «Ловишки» с ленточками.

В заключительной части инструктор снижала физическую нагрузку у детей игрой малой подвижности «Затейники».

2. Спортивный инвентарь инструктор подготовила заранее (косички, мячи, кубы, ленточки), провела сквозное проветривания физкультурного зала.

3. На занятие присутствовало 19 детей старшей группы. Внешний вид инструктора соответствовал физкультурному занятию, но не на всех детях была одета физкультурная форма- белый верх, чёрный низ, на ногах чешки. Василина Д., Юля М., Лера В.. Влад Б. присутствовали на занятие в обычной одежде.

4.Дети после принятия и. п. под счёт, правильно выполняют упражнения, у них сформирован навык выполнения основных движений .Строевые упражнения , такие как перестроение в колоны по три и два выполняются неумело, многие дети теряются куда идти.

На учебно- тренирующем занятии использовался фронтальный, групповой способ организации детей, что в свою очередь эффективно сказывается на моторной плотности занятия. В водной части использовалась общая подготовка организма (ходьба, бег) и специальная мышц плечевого пояса и рук.

Учитывая содержания упражнений , возрастные возможности детей 5-6 лет и индивидуальные особенности детей на занятие применялись наглядные и словесные методы. При обучение детей сохранять равновесие на гимнастической скамейке инструктор использовала наглядные приёмы такие (показ образца), словесные приёмы заключались в кратком объяснение.

Многократное повторение, различные исходные положения равномерное распределение физической нагрузки на организм детей. Физическая нагрузка регулировалась в соответствие ср структурой физкультурного занятия. Пик на грузки в основной части нарастал при проведение подвижной игры «Ловишки» и снижался в заключительной части.

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников

Разминка

Ты, утенок, не пищи!    Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Лучше маму поищи.   Можно использовать резиновые игрушки.

Погладим котенка

«Киса, кисочка, кисуля! —     Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Позвала котенка Юля. —

Не спеши домой, постой!» —

И погладила рукой.

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)

Веер

Солнце светит очень ярко,      Соединить прямые пальцы рук.

И ребятам стало жарко.      Расслабить руки от локтя,

Достаем красивый веер —       превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Пусть прохладою повеет.

Детки

Раз, два, три, четыре, пять!     Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,     Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Все такие нужные…

Тише, тише, не шумите,    Раскачивать кулачок вниз-вверх по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.

Наших деток не будите!     Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем — другой, а в заключение — двумя.

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

На работу

Большой палец встал один.     Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»    Широко расставить пальцы в стороны.

На работу им пора.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять —

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

Мы считаем

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке — опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой), начиная с большого.)

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец!

Как живешь?»

(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)

Жук

Я веселый

Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу…

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».)

Оса

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки.)

Большой братец

Покажи уменье другу,

Покрутись-ка ты по кругу!

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

Человечек

«Топ-топ-топ!» —  топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)

Очки

— Что стряслось

у тети Вали?

— У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали —

Очевидно, их украли!

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их.)

Солнце

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)

Деревья

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.)

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легкими, но резкими движениями в запястье имитировать полет бабочки.)

Птички

Птички прилетали,      Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

Качаем лодочку

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

(Ладонь руки поднять вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно 

двигать кисть руки влево-вправо.)

Крючочки

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)

Способы проведения пальчиковых игр

Здесь не существует правил – они рождаются стихийно и подходят детям разного возраста. Это веселое времяпровождение позволяет еще, и развить речь ребенка, его мелкую моторику. Гармоничное и всестороннее развитие личности нуждается в чередовании таких движений, как расслабление и растяжение, сжатие. Сначала дети учатся складывать различные фигуры при помощи правой руки, а позже — левой. Лишь закрепив полученные навыки, переходят к следующему шагу — использование обеих рук.

Малыш еще не может проговаривать считалочку (стишок). Главное, чтобы он сумел повторить движения, показанные взрослым. Подобные игры учат ребенка справляться со своими пальцами, быстро менять их положение. Результат зависит исключительно от частоты занятий. Чем они чаще, тем виднее окажется полученный результат.

Важно и тесное (теплое) общение с родными людьми. Ведь мама берет кроху на ручки и сажает к себе на колени. Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает

Положительные эмоции обеспечены

Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает. Положительные эмоции обеспечены.

Придумайте что-то яркое и необычное – разукрасьте пальцы или наденьте цветные колпаки. Так, стимулируются творческие способности. Малыш придумал новое движение, подходящее к тексту? Его необходимо похвалить за находчивость.

Привлечь внимание ребенка можно веселой детской музыкой. Песенки не только вызовут у него интерес, но и позволят более эффективно провести игровое время, используя новые упражнения. Стоит предложить годовалому крохе:

Стоит предложить годовалому крохе:

  • поиграть маленькими металлическими шариками, перекатывая их между пальчиками;
  • собрать предметы в тарелочку;
  • сложить пирамидку или рамку-вкладыш.

Такие игры способствуют развитию силы и ловкости.

Ребенок способен произносить уже несколько фраз или слов? Пора вводить игры, увеличивающие его словарный запас и способные улучшить память, развить внимательность.

Более подробно о методах и особенностях развития памяти у малышей, можно узнать здесь: Как развивать память у ребенка в 5 лет: методы и особенности  

После полутора лет можно дать малышу фломастеры, мел или карандаши. Пора знакомиться с усложненными заданиями, цель которых – развить тонкие движения детских пальчиков:

  • разложить предметы по размеру или форме, цвету;
  • перебрать фасоль или крупы;
  • поиграть с водой или песком;
  • снимать или надевать рукавички;
  • нанизать на проволоку макароны-бусины;
  • завязать или развязать шнурок, пояс;
  • застегнуть пуговицы.

Отличительна черта пальчиковых игр – сопровождение всех действий стихами, которые завораживают малыша и легки для запоминания. Ритмичность и постоянный порядок слов – вот что очаровывает его.

Пальчиковый массаж

Заниматься развитием ручек младенца можно начинать с рождения. Малыш сам начнёт показывать свою готовность заниматься, сжимая ваш палец или пытаясь взять погремушку. А видели, как детки хватают себя за ножки и притягивают их к себе? Именно в этот момент можно начинать малышу развивать ручки. Поможет в этом специальный массаж — пальчиковый.

С чего начать? Ласково загибайте пальчики крохе, сопровождая движения потешками или забавными стишками. Чтобы массаж был эффективнее, не просто загибайте пальчики, а легонько их массировать — с мизинчика до большого пальца. Рассказывая про то, как «сорока кашу варила», «варите» на детской ладошке, делая круговые движения, со средней интенсивностью. Рифмовки при этом повторяйте ритмично, эмоционально, выразительно, чётко проговаривая: малыш должен понимать, о чём речь. Следите за своим тембром и интонациями

Уделяйте внимание обеим ладошкам. Для звукового сопровождения такого массажа отлично подходят народные игры, в которые играют целые поколения мам с детками: «Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока» прочие. В принципе, любое стихотворение, потешка или песенка могут стать основой для пальчикового массажа

Таким образом, вы не только сможете начать развивать ладошки малыша, но и весело проведёте время

В принципе, любое стихотворение, потешка или песенка могут стать основой для пальчикового массажа. Таким образом, вы не только сможете начать развивать ладошки малыша, но и весело проведёте время.

Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?

Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.

Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики

Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)

До 1 года: «вкладыши», «крышечки»

Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.

Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.

В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.

От 1 года: природные материалы

Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.

Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.

Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.

Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.

От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа

Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений. Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь

Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.

Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.

От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества

Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.

Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.

Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.

Развитие мелкой моторики в 5 лет

В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

Пальчиковые игры

Занятия в детском саду проходят в игровой форме. Малыши выполняют вслед за педагогом движения, которые постепенно будут усложняться. Одновременно можно читать короткие стихотворения, представляя, что пальчики – это его персонажи. Также можно рассказывать тематические сказки, иллюстрируя пальцами все происходящие события. Подобные игры бывают трех видов: разработка кистей рук, статические и динамические упражнения для пальчиков. Рассмотрим наиболее популярные варианты:

“Ладушки”. С детьми до года играть нужно пассивно, взяв детские ручки в свои, выполняя все необходимые движения, сопровождающиеся присказкой. После года малыш уже способен самостоятельно подражать знакомым движениям.
“Крышечки”. Обычно детям после года нравится открывать и закрывать банки, бутылочки, контейнеры. Поощряйте это детское увлечение. Постепенно малыш научится не только открывать и закрывать простые крышки, но также закручивать и раскручивать бутылки. Только не давайте ему без присмотра играть со стеклянными емкостями, которые могут разбиться.
«Бусины». Разрешайте малышу перебирать свои бусы, браслеты с мелкими или более крупными бусинами. Если украшения цветные – это еще лучше, так будет вырабатываться правильное цветовосприятие.
«Бумага». Играть с бумагой детям интересно уже после достижения ими 6-месячного возраста. Бумажки можно мять, рвать, скатывать в шарики.
«Крупа». Высыпьте в миску любую крупу и покажите ребенку. Он может окунать в нее ручки, щупать, пересыпать из одной ладошки в другую

Внимание! Обязательно находитесь рядом во время подобных занятий. Следите, чтобы малыш не тащил крупу в рот

Мелкие частицы могут попасть в дыхательные пути.
«Песочек». Насыпьте песок на поднос и продемонстрируйте ребенку, как на нем можно рисовать линии, точки, сеточки, простые картинки. Сначала возьмите его пальчик в свои руки и перемещайте его по песку. Со временем малыш научится действовать самостоятельно.
«Читаем книжку». Даже если сын или дочка еще не знают ни одной буквы, все равно перелистывание страниц красочной книжки с картинками пойдет им только на пользу. Тактильный контакт с бумагой, рассматривание цветных изображений стимулируют работу головного мозга.
«Все сам». Детей с 3 лет нужно приучать одеваться и обуваться самостоятельно. Они постепенно должны обучиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, справляться с крючками, завязками, застежкой-молнией. Это не только научит их самостоятельности, но также разовьет мелкую моторику.

Влияние на развитие речи

Ученые давно доказали, что простые игровые технологии помогают детям быстрее научиться говорить и писать. Речевые и моторные центры, отвечающие за работу кисти, расположены в коре больших полушарий «по соседству». Поэтому раздражение одного ее участка стимулирует другой, помогая ребенку лучше понимать и воспроизводить звуки, слова, фразы.

Кроме того, повторение стереотипных фраз, потешек, стишков во время пальчиковой игры способствует их запоминанию. Малыш с течением времени начинает повторять за взрослыми знакомый текст.

Если ребенок занимается в детском саду, где дошколята активно взаимодействуют друг с другом, это также является дополнительным стимулом развития речи, чтобы продуктивно контактировать со сверстниками.

Универсальные упражнения

Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.

Общеразвивающие упражнения могут быть без предметов или с предметами, то есть с атрибутами

Таблица: примеры общеразвивающих упражнений

УпражнениеСутьПример (группа)
С флажкамиДети учатся координировать движения с манипуляциями предметом (флажком).Подъём рук с флажками

  1. И. п.— о. с., руки с флажками внизу.
  2. 1—2—3 руки в стороны, вверх, вперёд.
  3. 4 — и. п.
  4. Повтор: 4 раза.

Наклоны

  1. И. п.— ноги врозь, руки с флажками вверх.
  2. 1 — наклон вперёд, руки с флажками вниз, выдох.
  3. 2 — и. п., вдох.
  4. Повтор: 6 раз.

Повороты

  1. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперёд.
  2. 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок.
  3. 2 —и. п. — то же в другую сторону.
  4. Повтор: 6 раз.

Выпады

  1. И. п.— о. с., руки с флажками в стороны.
  2. 1 — выпад правой вперёд, поставить флажки на колено.
  3. 2 — и. п.
  4. 3—4 то же другой ногой.
  5. Повтор: 6 раз.

(Фрагмент комплекса для старшей группы)

С мячамиУпражнения подготавливают к более сложным движениям, а также способствуют развитию такого физического качества, как быстрота.Упражнение №1И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз, мяч в руках.

  1. 1 — поднять руки до уровня груди.
  2. 2 — поднять руки вверх.
  3. 3 — опустить руки до уровня груди.
  4. 4 — и. п.

Упражнение №2

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  2. 1,2 — наклон туловища вправо (влево)
  3. 3, 4 — и. п.
  4. Упражнение №3
  5. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  6. Круговые вращения туловищем в разные стороны.

Упражнение №4

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
  2. 1 — наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола.
  3. 2 — коснуться мячом пола за спиной.
  4. 3 — коснуться мячом пола перед собой.
  5. 4 — и. п.

(фрагмент комплекса для средней группы)

На фитболахРазвитие координации, а также формирование осанки и укрепление мышц ног.Бабочка

(вторая младшая группа)

На степахСовершенствование двигательных умений и отличная тренировка равновесия.Упражнение №1

  1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
  2. 1,2 — встать на степ.
  3. 3 — хлопок над головой.
  4. 4,5 — и. п.

Упражнение №2

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаке.
  2. 1 — правая нога на степ.
  3. 2 — потянуться вперёд, руки вытянуть, пальцы разжать. Левая нога на полу.
  4. 3 — руки к плечам.
  5. 4 — и. п. то же с левой ноги.

Упражнение №3

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
  2. 1 — правая нога на степ.
  3. 2 — левое согнутое колено вперёд, коснуться локтем правой руки.
  4. 3 — левая нога на пол.
  5. 4 — и. п. то же с левой ноги.

(фрагмент комплекса для подготовительной группы)

ФизкультминуткиЭти комплексы упражнений, выполняемые под рифмовку, для активизации организма являются обязательным (!) элементом занятий.Познакомиться с примерами физкультминуток для разного возраста можно здесь.

Элементы физического воспитания включаются в любой вид деятельности в ДОУ, например, в виде физкультпаузы на занятиях

Пальчиковая гимнастика для детей 5–6 лет

Тематические игры с сюжетами

В рамках выполнения пальчиковой гимнастики можно использовать следующие движения:

  • волны – шевеление сразу всех пальцев без напряжения;
  • коготки – напряженное сгибание верхних фаланг при растопыренных пальцах;
  • замок – сцепление обоих рук в импровизированный замок;
  • клювики – большой и указательный пальцы ритмично соединяются друг с другом, остальные пальцы при этом должны быть выпрямлены и прижаты друг к другу;
  • лучики – разжимание кулачков с одновременным напряжением и вытягиванием пальцев.

Сказки

К наиболее подходящим для пальчиковых игр сказкам можно отнести:

  • «Репку»;
  • «Курочку Рябу»;
  • «Красную Шапочку»;
  • «Жар-птицу»;
  • «Колобка».

Упражнения на примере сказки «Репка»:

  1. Посадил дед с бабой репку (на одной ладошке пальцами другой руки как будто выкапывают ямку).
  2. Репку поливали (имитация полива пальцами).
  3. Выросла репка хороша и крепка (все пальцы нужно выпрямить и раздвинуть в стороны).
  4. Тянули баб с дедкой репку, а вытянуть не могут (нужно сцепить руку ребенка своей рукой, потягивая ее на себя).
  5. Тянем-потянем, вытянули репку (руки нужно расцепить и потрясти кистями).

Коррекционный комплекс для детей 1,5 – 3 года

  • Ладошки лежат на столе. На счет «раз» — пальчики врозь, «два» — пальчики вместе.
  • Под счет чередуем положения рук: кулак – ребро – ладонь.
  • «Человечек бегает по столу» , сначала левая рука, потом правая, потом обе руки вместе.
  • «Дети бегут наперегонки», выполняется аналогично предыдущему упражнению.
  • «Деревья» — подняли руки вверх, расставили пальцы в стороны.
  • «Пальчик – мальчик» . Загибают пальчики малыша под потешку:

— Мальчик-пальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем песни пел,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел.

Большой пальчик прикасается по очереди к подушечкам всех пальцев по очереди, от указательного пальца до мизинчика.

Примеры пальчиковых игр для грудничков до года

Все движения во время занятий с малышами до 12 месяцев выполняют взрослые, ребенок принимает лишь пассивное участие. Его нужно посадить на колени, прижав спинку к животу родителя. В такой позе малышу удобнее наблюдать за пальчиковой игрой. Перед занятиями нужно растереть ручки грудничка.

Гости

Мама пальчиками малыша идет по столу, что обозначает, что у Кати собираются дети. Соединяя большой палец по очереди с другими, малышка здоровается:

с Сережей;Жанной;Машей;

Складывая вместе ладошки, Катя спрашивает, кто хочет пирожок, а если рожок — ставит один кулачок на другой. После угощения гости хлопают в ладошки.

Дятел

В этой игре мамина левая рука изображает дерево, а правая — птицу с большим клювом, которым долбит по стволу растения — тук-тук.

Затем нужно поменять руки, чтобы в лесу весь день раздавался звук стук-стук-стук.

Засыпалочка

Мама кладет головку малыша на подушку и повторяет словами каждое выполняемое движение. Берет ручку ребенка и гладит им лобик. Закрывает глазки миниатюрными пальчиками, сложенные ладошки помещает под щечки и проговаривает: «Быстро засыпаю».

Клубочки

Взрослый складывает ладошки вместе, выпрямляет пальцы, показывает малышу и говорит, что это ежик. Спрашивает, хочет ли он сам сделать такого зверька. Прижимая пальцы, изображает колючки. Затем объясняет крохе, как ежику холодно, и он спрятал иголки, свернулся в клубок.

Солнышко пригрело, стало тепло, зверек выставляет колючки, и пальцы выпрямляются.

Комар

Мама водит пальчиками малыша вокруг уха и носа и рассказывает ребенку стишок про то, как летают мухи и осы, и на лоб садится комар. Хлопает ладошкой и прогоняет его.

Котенок

Взрослый тремя пальцами изображает мышат, которые идут по дорожке и, увидев 4 лапки котенка, испугавшись острых когтей страшного зверя, хлопают себя ладошкам. Мышата решают, что надо спасаться, и указательный и средний пальчик убегают по поверхности.

Ладушки

Эта игра приводит в восторг грудничка возрастом от 4 месяцев. Положив малыша на кровать, мама берет его ручки и хлопает в такт стишку. Кроха стучит кулачками, а в ладушки сама начинает играть после полугода. И тогда взрослому нужно просто повторять слова песенки, а малыш буде хлопать и заливаться смехом.

Муха

Мама машет пальцами правой рукой и показывает ребенку, что летит муха. «Села на варенье» — правая ладошка накрывает левую. «Испачкала брюшко» — ладошки соединяются. «Улетает» — правую руку забирает, а левую оставляет на месте.

Подушечки

Мама дотрагивается большим и указательным пальцами до кончиков пальчиков ребенка, слегка нажимая на них, ласково говорит, что у крохи есть мягкие подушечки для бабушки, для дедушки, для папы и самые маленькие — для ребеночка.

 Указочка

Мама касается пальчиков губ крохи и рассказывает, что ротик умеет кушать, показывает на нос и говорит, что он дышит, на уши — слушают. Чтобы изобразить глаза — моргает.

Улитка

Правую руку нужно сложить «в козу», а указательный палец и мизинец вытянуть. С помощью такой комбинации изображают улитку, которая, уткнувшись в ладонь, просит, чтобы впустили в калитку. Левую руку надо повернуть, чтобы она смогла пройти домой. Правая ладошка показывает, как улитка идет в открытую калитку.

Что значит развивать мелкую моторику?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения

Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий

Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом

При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.    

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий