Развиваем ребёнка с помощью пальчиковой гимнастики

С какого возраста можно приступать к пальчиковой гимнастике

Пальчиковую гимнастику с ребёнком можно проводить уже с рождения. Сначала начинайте с простых поглаживаний пальчиков. Не забывайте ласково разговаривать в это время с крохой: они очень чувствительны к интонации.

С 6-7 месяцев можно делать лёгкий и деликатный массаж кистей рук и фаланг каждого пальчика в течение 2-3 минут.

С 10 месяцев с малышами можно проводить уже ощутимую пальчиковую гимнастику, разрабатывая пальчики с большей амплитудой движения, чем раньше, вовлекая уже все пальчики.

Для ребёнка двухлетнего возраста и старше используйте разнообразные движения для гимнастики пальчиков и сопровождайте их забавными стишками, которые малыш заучит наизусть и будет повторять вместе с вами. А теперь, усвоив «теорию», самое время перейти к практике. Рассмотрим упражнения, которые включают пальчиковую гимнастику, в зависимости от возраста малыша.   

Что представляет собой пальчиковая гимнастика?

Очень полезно проводить пальчиковую гимнастику в раннем возрасте для развития речи. Здесь существует взаимосвязь. Для двух и трехлетних малышей полезно периодически проводить пальчиковую гимнастику, состоящую из разных игр. Дети в этом возрасте начинают проявлять больше активности. По сути, пальчиковая гимнастика – это набор специальных простых упражнений, которые можно выполнять в любое время. Что дает такая гимнастика? Понятно, что частые упражнения делают пальчики более гибкими и чувствительными. Малыш учится справляться с простыми задачами – взять игрушку, переместить мелкий предмет. Дети с развитой мелкой моторикой быстрее овладевают необходимыми навыками самообслуживания – взять ложку, поднять вещь, застегнуть пуговицу, завязать шнурок, посчитать предметы. У детей с развитыми навыками самообслуживания в дальнейшем будет меньше проблем в обучении, так как в процессе занятий пальчиковой гимнастикой начинается активно развиваться речь и тренируется память.

Особенности

Поскольку игра для ребенка имеет первостепенное значение в процессе познания мира, родителям следует больше внимания уделять особенностям пальчиковой гимнастики.

Что она дает?

Помогает речевой активности

Учит концентрировать и распределять внимание. С помощью пальчиковой гимнастики малыш подражает взрослым. Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму

Малыши учатся контролировать себя. В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений. С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки

Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму. Малыши учатся контролировать себя. В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений. С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки.

В целом, гимнастика пальцами рук в скором времени пригодится для обучения навыкам письма. Дети очень быстро усваивают движения пальчиками, улавливая любые изменения в процессе игры, которую, например, можно сопровождать музыкой. Родителям также будет интересно узнать, насколько разнообразной бывает пальчиковая гимнастика.

Что можно использовать в образовательных целях?

При выполнении движений, в пальчиковой гимнастики для детей, можно использовать дополнительные предметы: любимые игрушки, счетные палочки, кубики, карандаши и т.д. Песенки и прибаутки прекрасно ложатся на слух. Детям проще воспринимать приятные интонации и какие-то действия одновременно. Здесь можно проявлять фантазию – дополнять или менять строчки местами, выделять нужные места интонацией, усиливать эффект действиями пальчиков.

Советы

Приступая к веселым занятиям, следует убедиться в том, что у ребенка позитивный настрой, у него ничего не болит, он охотно тянет к вам ручку. Но это еще не все.

Важно «разогреться» перед игрой – похлопать в ладоши, слегка потереть пальчики, убедиться, что ладошки теплые. При первой игре стишок нужно проговаривать медленно, с паузами, с постепенным ускорением темпа, с напеванием каких-то слов. Нужно следить за тем, чтобы малыш успевал показывать движения

Не стоит «перегружать» репертуар новыми композициями – пальчиковая гимнастика для детей 2 лет может состоять из 2-3 упражнений, этого на первое время будет достаточно

Нужно следить за тем, чтобы малыш успевал показывать движения. Не стоит «перегружать» репертуар новыми композициями – пальчиковая гимнастика для детей 2 лет может состоять из 2-3 упражнений, этого на первое время будет достаточно.

Правила проведения

В первую очередь пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил для их проведения.

Обоюдная заинтересованность – обязательное условие для начала игры.
Самое благоприятное игровое время – 5-10 минут. Дольше нет смысла продолжать занятие. В лучшем случае малышу надоест такое времяпровождение. В худшем — он больше не захочет возвращаться к игре, ни под каким предлогом.
Для проведения пальчиковых игр мама должна быть готовой: хорошо знать детские стишки, иметь игровой реквизит.
Не стоит отвлекаться

Всё внимание сосредоточьте на ребёнке.
Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша. Нет никакого смысла спешить и опережать.
Цель занятий – развитие мелкой моторики. Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
Разнообразие – ваш главный козырь

Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы. Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.

Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
Разнообразие – ваш главный козырь. Надевайте на пальчики ребёнка колпачки и рисуйте на них смешные смайлики. Используйте все подручные материалы

Ваша задача – завоевать и удержать внимание малыша. И здесь любой креатив не будет лишним.

Пальчиковые игрушки можно купить в магазине, а можно смастерить из подручных средств своими руками

Цель пальчиковой гимнастики

К сожалению, технический прогресс, результатом которого стало обилие всевозможных игрушек, бытовой и компьютерной техники, не особо способствует тому, чтобы пальчики детей получали нужное развитие. Здесь на помощь придёт пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения, входящие в её состав, направлены на развитие ловкости, подвижности, творческих способностей, внимания и скорости реакции ребёнка, а забавные стихи помогут расслабиться и достичь спокойного умиротворённого состояния.

Ребятишки, с которыми постоянно занимаются пальчиковой гимнастикой, начинают раньше говорить и делают это лучше сверстников, быстрее осваивают навыки письма, хорошо запоминают, меньше нервничают.

Пальчиковая гимнастика — отличное занятие с ребёнком на каждый день. Учителя и логопеды используют такую гимнастику как средство обучения, небольшой перерыв среди занятия и отдых для ребёнка. Пальчиковые игры станут чудесным моментом содержания детских праздников.

Итак, пальчиковая гимнастика:

  • развивает мелкую моторику детских рук и пальцев
  • способствует развитию мозга и речи ребёнка
  • развивает творческое начало
  • улучшает память
  • готовит руку к письму
  • поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка
  • обеспечивает хороший досуг
  • закрепляет позитивный настрой на занятия.

Способы проведения пальчиковых игр

Здесь не существует правил – они рождаются стихийно и подходят детям разного возраста. Это веселое времяпровождение позволяет еще, и развить речь ребенка, его мелкую моторику. Гармоничное и всестороннее развитие личности нуждается в чередовании таких движений, как расслабление и растяжение, сжатие. Сначала дети учатся складывать различные фигуры при помощи правой руки, а позже — левой. Лишь закрепив полученные навыки, переходят к следующему шагу — использование обеих рук.

Малыш еще не может проговаривать считалочку (стишок). Главное, чтобы он сумел повторить движения, показанные взрослым. Подобные игры учат ребенка справляться со своими пальцами, быстро менять их положение. Результат зависит исключительно от частоты занятий. Чем они чаще, тем виднее окажется полученный результат.

Важно и тесное (теплое) общение с родными людьми. Ведь мама берет кроху на ручки и сажает к себе на колени. Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает

Положительные эмоции обеспечены

Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает. Положительные эмоции обеспечены.

Придумайте что-то яркое и необычное – разукрасьте пальцы или наденьте цветные колпаки. Так, стимулируются творческие способности. Малыш придумал новое движение, подходящее к тексту? Его необходимо похвалить за находчивость.

Привлечь внимание ребенка можно веселой детской музыкой. Песенки не только вызовут у него интерес, но и позволят более эффективно провести игровое время, используя новые упражнения. Стоит предложить годовалому крохе:

Стоит предложить годовалому крохе:

  • поиграть маленькими металлическими шариками, перекатывая их между пальчиками;
  • собрать предметы в тарелочку;
  • сложить пирамидку или рамку-вкладыш.

Такие игры способствуют развитию силы и ловкости.

Ребенок способен произносить уже несколько фраз или слов? Пора вводить игры, увеличивающие его словарный запас и способные улучшить память, развить внимательность.

Более подробно о методах и особенностях развития памяти у малышей, можно узнать здесь: Как развивать память у ребенка в 5 лет: методы и особенности  

После полутора лет можно дать малышу фломастеры, мел или карандаши. Пора знакомиться с усложненными заданиями, цель которых – развить тонкие движения детских пальчиков:

  • разложить предметы по размеру или форме, цвету;
  • перебрать фасоль или крупы;
  • поиграть с водой или песком;
  • снимать или надевать рукавички;
  • нанизать на проволоку макароны-бусины;
  • завязать или развязать шнурок, пояс;
  • застегнуть пуговицы.

Отличительна черта пальчиковых игр – сопровождение всех действий стихами, которые завораживают малыша и легки для запоминания. Ритмичность и постоянный порядок слов – вот что очаровывает его.

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Коррекционный комплекс для детей 1,5 – 3 года

  • Ладошки лежат на столе. На счет «раз» — пальчики врозь, «два» — пальчики вместе.
  • Под счет чередуем положения рук: кулак – ребро – ладонь.
  • «Человечек бегает по столу» , сначала левая рука, потом правая, потом обе руки вместе.
  • «Дети бегут наперегонки», выполняется аналогично предыдущему упражнению.
  • «Деревья» — подняли руки вверх, расставили пальцы в стороны.
  • «Пальчик – мальчик» . Загибают пальчики малыша под потешку:

— Мальчик-пальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем песни пел,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел.

Большой пальчик прикасается по очереди к подушечкам всех пальцев по очереди, от указательного пальца до мизинчика.

Картотека пальчиковых игр «Мы рисуем»

Организация: МБДОУ «Сказка»

Населенный пункт: р.п. Кольцово

Пальчиковые игры для малышей

Перед рисованием мы с детьми делаем пальчиковую гимнастику, она укрепляет мышцы рук, помогает детям настроиться на рисование, получить положительный заряд эмоции. После такой гимнастики дети с лёгкостью и без напряжения приступают к рисованию. Благодаря играм, направленным на развитие мелкой моторики, кисти рук становятся хорошо подвижными, гибкими, исчезает скованность движений.

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,

Пять держальцев, пять хватальцев

Чтобы клеить рисовать

Радость людям создавать.

«Пальчики»

Раз-два-три-четыре-пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять-

Начинаем рисовать.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца)

«Мы считаем»

Можно пальчики считать:

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке – опять:

Раз-два-три-четыре-пять.

Начинаем рисовать.

Поочередно разгибать пальцы правой реки (затем левой) руки, начиная с большого.

«Ладошка»

Мы ладошку потрясем,

Каждый пальчик разомнем

Раз-два-три-четыре-пять.

Начинаем рисовать.

Чтоб красиво рисовали

И нисколько не устали.

«Черепаха»

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь-кусь-кусь!

Кусь-кусь-кусь!

Ничего я не боюсь.

(Складываем ладошки вместе, вращаем в запястьях. Хлопаем в ладошки. Делаем хватательные движения. Перед собой двигаем ладошки вправо влево)

«Дождь»

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!

Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.

Выходите! Выходите! Чудо пальчики творите.

(Сжимаем и разжимаем пальчики, делая «брызги». Стучим одним кулачком другой. Шевелим быстро пальчиками. Делаем вращательные движения в запястьях. )

«Вышли пальчики играть»

Раз-два-три-четыре-пять

Вышли пальчики играть

Раз в ладошки хлопнем

Два закроемся в замок

Три сыграем в барабан

А четыре как в баян

Ну, а пять — мы начнем рисовать.

«Зарядка»

Раз,два, три,четыре, пять.

Пальчики пора вставать!

Будем делать мы зарядку.

Будем мы скакать в присядку.

Будем прыгать и плясать.

Радость людям создавать.

(Сгибаем пальчики сначала на одной руке под счет, а затем на другой под ритм стишка. Хлопаем в ладошки. Делаем движения пальчиками, как будто брызгаем водичкой. Делаем вращательные движения руками в запястьях. Сгибаем пальчики одновременно на двух руках).

Приложения:

  1. file0.docx.. 18,3 КБ

Опубликовано: 10.10.2020

Двое толстых поросят

Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.
Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда — сюда:
«Где же вкусная еда?»
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!»

Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.

Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр

ТипВарианты материаловПримеры использования
Дидактический материал
  • Карточки;
  • таблицы — схематические изображения этапов игры/упражнения.
При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила.
Иллюстративный материал
  • Картинки, фотографии;
  • иллюстрированные книги;
  • тематические плакаты.
Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть.
Материалы ИКТ
  • Презентации — слайды с описанием правил игры и изображением действий;
  • мультипликационные сказки с музыкальным/песенным сопровождением по содержанию пальчиковой игры.
Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов.

Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.

Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».

Как научить ребенка пальчиковым играм?

Безусловно, стоит понимать, что, если с ребенком никогда раньше не играли в пальчиковые игры, маловероятно, что в момент, когда его нужно отвлечь, он сразу же начнет играть с взрослым. К такому времяпрепровождению тоже нужно приучать постепенно.

Для начала просто показывайте игру малышу, возможно и без его непосредственного участия. Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за вами движения. Он может просто наблюдать со стороны. Этого достаточно, чтобы ребенок привык к нововведениям дома, и в скором времени он вовлечется в игру.

Привносить пальчиковые игры и гимнастику в рутину ребенка можно по-разному: просто поглаживайте его ладошки, рассматривайте его пальчики и читайте любые детские стишки, сжимайте и разжимайте кулачки, параллельно что-то приговаривая.

Вводите по 1–2 стишка. Скорость освоения новых игр не должна быть целью: слишком большой объем будет труден для запоминания и усвоения ребенку.

Выбирайте игры по возрасту ребенка: для малышей до года и немного старше подходят те, где все действия за него выполняет взрослый человек. Детки повзрослее могут уже самостоятельно повторять многие движения.

Сначала придерживайтесь невысокого темпа, чтобы ребенок понимал движения, которые вы выполняете, а также пробовал разобрать слова, произносимые во время игры. Постепенно увеличивайте скорость до той, которую сможет воспринять малыш.

Для некоторых детей интереснее играть с помощью пальчиковых игрушек, надевающихся на пальцы. Сегодня на рынке их огромное множество самых разных форм и материалов, и среди них есть те, которые непременно понравятся вашему малышу.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.

Что это такое

Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.

Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.

Упражнения

Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:

Одна из самых простых — это пальчиковая гимнастика про цветы:

Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).

Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)

Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:

Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)

Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:

Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).

Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.

Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.

Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:

Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)

Упражнение Ежик подойдет для тех ребят, кто уже хорошо освоил более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет, более старшего возраста.

Ходит ежик по полянке (пальчики одной руки «ходят» по ладошке другой)
Собирает не поганки, (качаем указательным пальцем перед собой)
А хорошие грибочки (делаем ножку и шляпку из кулачка и ладошки)
Все для сына и для дочки. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)

Считалки для детей 1–2 лет

С годовалого возраста малышей постепенно нужно знакомить со счётом, начиная с 3–4 цифр, постепенно доведя до 10. Также 1–2 года — период, когда ребёнок начинает повторять считалки вслед за взрослыми: сначала окончания фраз, а затем и полностью стишки

Считалочки для детей этого возраста рекомендуется брать не слишком длинные, особенно важно во время чтения делать паузы перед последним словом в каждой строке. Так в игровой форме ребёнок будет постепенно запоминать текст

Годовалые малыши с помощью считалок осваивают свои первые цифры

Примеры считалок с использованием счёта:

  • Чтоб лететь нам на планету,Смастерили мы ракету.Раз, два, три —Полетишь сегодня ты!
  • Раз! — Мышонок на дорожке!Два! — К нему крадётся кошка!Три! — Мышонок в норку шмыг!И смеётся, озорник!
  • Бежит заяц через мост,Длинны уши, куцый хвост.
  • Ты далёко не беги,Посчитать нам помоги.Раз, два, три —Выйди ты!
  • Раз, два, три, четыре, пять,Мы собрались поиграть.К нам сорока прилетелаИ тебе водить велела.
  • Вышла мышка как-то разПосмотреть, который час.Раз, два, три, четыре,Мышка дёрнула за гири.Вдруг раздался сильный звон.Выходи из круга вон.

  • Раз, два, три, четыре, пять,Научились мы считать.Ну а дальше мы не знаем,Может, вместе посчитаем?Шесть — конфеты любим есть,Семь — мы помогаем всем,Восемь — мы друзейВ беде не бросим.Девять — учимся на пять,Десять — кончили считать.
  • Мы сегодня посчитаемТех зверей, которых знаем!Мишка — раз, слонёнок — два:Уши, хобот, голова!Зебра — три, жираф — четыре,Не поместится в квартире!Пять — тигрёнок, шесть — удав,У него ужасный нрав!Семь — зелёный крокодил,Посчитался — выходи!
  • Петушочек-петушокЕл с изюмом пирожок!По крошечке клевал,По изюминке считал:Раз, два, три,Вы-хо-ди!

Особую категорию составляют пальчиковые считалки. Такие тексты произносятся с участием пальчиков малыша: их можно загибать и разгибать, легонько трясти или целовать:

  • Раз, два, три, четыре, пять.Вышли пальчики гулять.Этот пальчик гриб нашёл,Этот пальчик — чистый стол.Этот резал, этот ел,Ну а этот лишь глядел.
  • Этот пальчик хочет спать.Этот пальчик лёг в кровать.Этот пальчик чуть вздремнул.Этот пальчик уж уснул.Этот крепко-крепко спит.Тише, тише, не шумите…Солнце красное взойдёт,Утро ясное придёт,Будут птицы щебетать,Будут пальчики вставать!

  • Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,А вот этот пальчик — я,Вот и вся моя семья!

Считалки помогают детям приобретать знания об окружающем мире. Ребёнок легко воспримет рассказ о животных, если он будет оформлен в «считалковую» рифму:

  • Пой-ка, подпевай-ка,Десять птичек — стайка:Эта птичка — соловей,Эта птичка — воробей,Эта птичка — совушка,Сонная головушка.Эта птичка — свиристель,Эта птичка — коростель,Эта птичка — скворушка,Серенькое пёрышко.Это — зяблик,Это — стриж,Это — развесёлый чиж…Ну, а это — злой орлан.Птички, птички, по домам!

  • Счёты-счёты-счёты,Пчёлки лепят соты!Соты мёдом заливаютИ по клеточкам считают:Раз, два, три, четыре, пять,Выходи, тебе искать!
  • — Аист-аист, аист, птица,Что тебе ночами снится?— Мне болотные опушки.— А ещё? — Ещё лягушки.Их ловить, не изловить.Вот и всё, тебе водить!

Растительный мир также «поддаётся» изучению через считалки:

  • Возле школьного крыльцаПосадили деревца:Вера — вербу,Вася — ясень,Слава — сливу,Клава — клён…Ты старался — оставайся!Ты ленился — ВЫЙДИ ВОН!

  • Кто съел алычу?Я не ел — и молчу.Ты не ел алычи.И ты молчи.Алыча неспелая…И никто не ел её.А кто съел её,Кислую, неспелую,Косточку проглотил,Тот Давно не водил.
  • Шла ворона через поле,Шесть грибов несла в подоле:Сыроежку, боровик,Под-оси-но-вик,Груздь, опёнок, шампиньон,Кто не видел — выйди вон!

Не только объекты природы можно изучать с помощью считалочек, они прекрасно подойдут для запоминания цветов:

  • Заяц, белый,Куда бегал?— В лес зелёный.— Что там делал?— Лыки драл.— Куда клал?— Под колоду.— Кто украл?— Родион.— Выйди вон!
  • Мать-гусыня посидела,Трёх гусяток высидела.Этот — жёлтый, весь пушистый.Этот — жёлтый, золотистый,Этот — жёлтый, сероватый.Что вы смотрите, ребята?Пошли вон! (С. Маршак).
  • Дядя Ваня, посмотри,Мы пускаем пузыри.Синий, красный, голубой —Выбирай себе любой!

  • Ехал Туз на бочке,Продавал цветочки,Синий, красный, голубой —Выбирай себе любой!

Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 3-4 лет

Пальчиковая гимнастика для детей в 3-4 года уже может включить в себя занятия с конструкторами и мозаиками, состоящими из более мелких деталей. Кроме того, уроки рисования могут ставить более сложные задачи — соединение трех и более точек в ломаную линию, создание окружностей, машинок, домиков, а также их раскраска.

Пальчиковая гимнастика и ее особенности

Важно! Обычно ребенок в четыре года, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет проводится в детском саду для развития пальцев, а также мелкой моторики. Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его

Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость

Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет проводится в детском саду для развития пальцев, а также мелкой моторики. Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость.

Пальчиковая игра является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Подобные игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы

В ходе таких малыш, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук

Они отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких малыш, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук.

Обратите внимание! При выполнении занятий вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Цели и задачи пальчиковой гимнастики

Прежде чем приступить к выполнению определенных действий, нужно определить цели и задачи данной техники:

  • Развитие речи. Регулярные тренировки и ритмичные движения пальцами либо кистью способствуют активизации речи, а также улучшению мозговой деятельности.
  • Развитие навыка подражать взрослому человеку. Правильное занятие учит понимать речь, писать буквы. После нескольких упражнений значительно повышается речевая активность.
  • Обучение концентрации внимания и его распределения правильным способом.

Важно! Произвольно управлять своим вниманием малыш сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. За годик младший ребенок может не усвоить весь материал

Упражнения для рук

Цель пальчиковых игр – развитие речи и лексикона, музыкального слуха, способности к творческой деятельности.

Упражнения могут быть как с речевым сопровождением (рифмованные сказки, потешки, истории), так и без него (массаж).

Сложность движений пальчиковой гимнастики варьируется в зависимости от возраста ребенка и уровня развития мелкой моторики руки. В возрасте 0-1,5 года малыш только наблюдает за действиями взрослого, а затем начинает принимать все более активное участие, с 3-х лет проговаривая простенькие истории уже полностью самостоятельно.

Правила проведения игр

Чтобы пальчиковая гимнастика для детей достигла своей цели, необходимо выполнять основные правила ее проведения:

  1. руки ребенка сначала надо подготовить, поглаживая их;
  2. темп упражнений – медленный, ритмичный, с повторениями до 5 раз;
  3. требуемые действия выполняют сначала одной рукой, затем другой и завершают обеими вместе;
  4. надо контролировать постановку кисти и четкость выполнения движений малышом, разговаривая с ним максимально доброжелательно и спокойно;
  5. пальцы обеих рук при пальчиковых гимнастиках должны нагружаться одинаково;
  6. выполнив упражнение, следует расслабить кисти, к примеру, встряхнув ими;
  7. упражнения периодически надо менять, оставляя для повторения любимые игры ребенка;
  8. всячески нужно поощрять попытки карапуза повторять за взрослыми слова, самостоятельно выполнять движения.

Пальчиковая гимнастика для малышей оказывает комплексное воздействие, поэтому с этой целью используется воспитателями в детском саду на каждом занятии. Она включает в себя упражнения для пальцев и для всей кисти руки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий