Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики
Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.
Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр
Тип | Варианты материалов | Примеры использования |
Дидактический материал |
| При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила. |
Иллюстративный материал |
| Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть. |
Материалы ИКТ |
| Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов. |
Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.
Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».
Пальчиковые игры: для чего нужны
Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.
Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.
Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.
Пальчиковые игры для детей 1-3 года
Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.
Зайка
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)
Ворона
У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )
Машинка
Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
Кораблик
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)
Самолеты
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)
Кошки-мышки
Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Паровоз
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..
Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста
Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.
Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».
Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.
Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».
Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.
Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей
Картотека пальчиковых игр в 1 младшей группе
Основной задачей Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является охрана и одинаковое укрепление физического и психического здоровья детей.
«Шажки» пальцами
ФГОС в ДОУ нацелена на следующее:
- Обеспечение равных условий становления личности для каждого ребенка.
- Создание благоприятных условий всестороннего развития.
- Формирование и укрепление в ребенке таких качеств, как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.
- Формирование высоких социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
В новой системе ФГОС есть много разнообразных упражнений. Например, в упражнении «Здравствуйте, пальчики» нужно делать неторопливый массаж пальчиков ребенку, а затем их ритмично сгибать и разгибать. В упражнении «Коза рогатая» есть такие действия, как сгибание-разгибание пальчиков, «шажочки» по столу, «рогатка» из пальчиков.
Обратите внимание! Есть совсем простое упражнение «Грабли», где нужно лишь согнуть пальцы и «грести» ими по воздуху
Советы родителям
Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:
Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени
Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.
Пальчиковая гимнастика и её значение
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи учащихся. Мануальные действия (то есть действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование (в лобной доле — зона Брока) и понимание (в теменной — зона Вернике) речи.
Речевые центры головного мозга
Многочисленные исследования в области нейролингвистики и нейрофизиологии говорят о непосредственной зависимости уровня развития речи от того, насколько задействованы в учебно-воспитательном процессе движения пальцев рук и мелкая моторика. Логопеды применяют упражнения пальчиковой гимнастики для коррекции детской речи. Восточные медики утверждают, что через воздействие на определённые участки кистей рук можно влиять на работу внутренних органов человека, связанных с ними. Например, массаж большого пальца стимулирует работу головного мозга, а безымянного — работу печени и почек.
Цели и задачи пальчиковой гимнастики
Итак, пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память. Цели занятий пальчиковой гимнастикой в детском саду таковы:
- развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
- улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
- развитие высших психологических функций:
- мышления;
- речи;
- восприятия;
- памяти;
- воображения;
- формирование усидчивости, внимательности обучающихся.
Во время проведения занятий по пальчиковой гимнастике с детьми в возрасте трёх-четырёх лет педагогу необходимо решать следующие задачи:
- развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
- сочетать мануальные и речевые действия;
- развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
- формировать интерес детей к играм такого рода;
- применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.
Цели и задачи упражнений пальчиковой гимнастики могут корректироваться в зависимости от физического и психического развития детей.
Примеры пальчиковой гимнастики для детей 2-3 лет
Как понятно из названия, при пальчиковой гимнастике задействованы ладошки и пальчики ребенка. Детям 2-3 лет полезно давать на запоминание простую комбинацию действий, чтобы при этом было весело и интересно. Игры будут усложняться по мере взросления ребенка, опытным путем.
Так что же представляет собой пальчиковая игра?
Многим с детства знакома игра – «сорока-воровка», которая «кашу варила». В сети можно найти различные вариации на тему этой игры. Основное остается неизменным – пальчиковые движения. Можно заучить и другие интересные сказки или прибаутки. Например, это может быть пальчиковая гимнастика для детей 3 лет.
Пальчики-братики
Загнуть по очереди пальчики, начиная с мизинца (но очередность можно менять, смотря что нравится малышу). При этом выполняется легкий массаж пальчиков.
- этот пальчик хотел спать,
- этот пальчик – шмыг в кровать;
- этот пальчик лишь вздремнул,
- этот пальчик враз уснул;
- этот пальчик крепко спит;
- Никто больше не шумит!
Клён
- ветер тихо клен качает (растопыриваем пальчики),
- вправо, влево наклоняет (ладошки вправо-влево);
- раз – наклон и два – наклон (ладошкам в нужную сторону),
- зашумел листвою клён (пошевелить пальчиками).
Паучок
(скрещиваем руки на груди, а пальчиками «пробегаем» по предплечьям)
- паучок ходил по ветке,
- а за ним ходили детки;
- дождик с неба вдруг полил (кисти опускаем, «стряхиваем» дождик),
- паучков на землю смыл;
- солнце стало пригревать (поднимаем ладошки вверх),
- паучок ползет опять (делаем, как вначале);
- а за ним ползут все детки,
- чтобы погулять на ветке («бегут» по плечам на голову).
Еще несколько наглядных примеров с пальчиковыми играми можно увидеть в видео ниже:
https://youtube.com/watch?v=mhkC4I94Ek8
С давних времен педагогов интересовал процесс развития малышей посредством игр и тактильного восприятия. Различные пальчиковые движения, их разминание и поглаживание помогали ребенку расслабиться. В то же время, малыш мог почувствовать, что он не один, всегда рядом мама, которая научит, направит, поможет. Пальчиковая гимнастика для детей или просто игры наподобие «Ладушек», «Сороки-белобоки» гармонично вписываются в повседневную жизнь малыша.
Яркие и запоминающиеся инсценировки стихов развивают память и речь, развивают фантазию, помогают развивать мышление. Любой двигательный тренинг с позитивным эмоциональным фоном повышает работоспособность коры головного мозга. Мелкая моторика постепенно подталкивает к восприятию более ответственных действий. Эмоциональная атмосфера при этом тоже очень важна. Мама и малыш могут проводить за игрой много времени, обмениваясь улыбками, тактильными знаками.
Что представляет собой пальчиковая гимнастика?
Очень полезно проводить пальчиковую гимнастику в раннем возрасте для развития речи. Здесь существует взаимосвязь. Для двух и трехлетних малышей полезно периодически проводить пальчиковую гимнастику, состоящую из разных игр. Дети в этом возрасте начинают проявлять больше активности. По сути, пальчиковая гимнастика – это набор специальных простых упражнений, которые можно выполнять в любое время. Что дает такая гимнастика? Понятно, что частые упражнения делают пальчики более гибкими и чувствительными. Малыш учится справляться с простыми задачами – взять игрушку, переместить мелкий предмет. Дети с развитой мелкой моторикой быстрее овладевают необходимыми навыками самообслуживания – взять ложку, поднять вещь, застегнуть пуговицу, завязать шнурок, посчитать предметы. У детей с развитыми навыками самообслуживания в дальнейшем будет меньше проблем в обучении, так как в процессе занятий пальчиковой гимнастикой начинается активно развиваться речь и тренируется память.
Особенности
Поскольку игра для ребенка имеет первостепенное значение в процессе познания мира, родителям следует больше внимания уделять особенностям пальчиковой гимнастики.
Что она дает?
Помогает речевой активности.
Учит концентрировать и распределять внимание.
С помощью пальчиковой гимнастики малыш подражает взрослым.
Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму.
Малыши учатся контролировать себя.
В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений.
С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки.
В целом, гимнастика пальцами рук в скором времени пригодится для обучения навыкам письма. Дети очень быстро усваивают движения пальчиками, улавливая любые изменения в процессе игры, которую, например, можно сопровождать музыкой. Родителям также будет интересно узнать, насколько разнообразной бывает пальчиковая гимнастика.
Что можно использовать в образовательных целях?
При выполнении движений, в пальчиковой гимнастики для детей, можно использовать дополнительные предметы: любимые игрушки, счетные палочки, кубики, карандаши и т.д. Песенки и прибаутки прекрасно ложатся на слух. Детям проще воспринимать приятные интонации и какие-то действия одновременно. Здесь можно проявлять фантазию – дополнять или менять строчки местами, выделять нужные места интонацией, усиливать эффект действиями пальчиков.
Советы
Приступая к веселым занятиям, следует убедиться в том, что у ребенка позитивный настрой, у него ничего не болит, он охотно тянет к вам ручку. Но это еще не все.
Важно «разогреться» перед игрой – похлопать в ладоши, слегка потереть пальчики, убедиться, что ладошки теплые.
При первой игре стишок нужно проговаривать медленно, с паузами, с постепенным ускорением темпа, с напеванием каких-то слов.
Нужно следить за тем, чтобы малыш успевал показывать движения.
Не стоит «перегружать» репертуар новыми композициями – пальчиковая гимнастика для детей 2 лет может состоять из 2-3 упражнений, этого на первое время будет достаточно.
Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе
Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.
Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов окружающего мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.
Познание окружающего мира детьми до трёх лет происходит с непременным участием рук как универсального и совершенного исследовательского инструмента
Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни
Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.
Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:
- Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
- Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
- Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
- Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
- Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
- Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
- Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
- Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.
Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.
Пальчиковые игры должны приносить ребёнку радость — только в этом случае они будут по-настоящему полезны ему
Что это такое
Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.
Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.
Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка
Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики
При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание. При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии
Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.
Пальчиковая гимнастика
Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду
В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:
- Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
- Активизация речевых центров.
- Создание позитивного настроя в группе.
Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка. Например:
Например:
- Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
- За функционирование желудка отвечает указательный;
- Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
- Печень связывается с безымянным пальцем;
- Сердце — с мизинцем.
Дополнительное привлечение внимания ребенка
Пальчиковые игры для детей 3-4 лет: примеры таблиц
«Хлеб» Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальчики), А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками, «лепят»): Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи — Всё мы испечем в печи (поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца, потом обе ладошки разворачивают вверх), Очень вкусно! | «Перелетные птицы» Тили-тели, тили-тели — С юга птицы прилетели (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)! Прилетел к нам скворушка — Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж (поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки). Все вернулись, прилетели (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками). Песни звонкие запели (указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы поют»)! |
«Профессия» Много есть профессий знатных (соединять пальцы правой руки с большим): И полезных, и приятных (соединять пальцы левой руки с большим). Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель (последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)… Сразу всех не называю (сжимать и разжимать кулачки), Вам продолжить предлагаю (вытянуть руки вперёд ладонями вверх). | «Посуда» Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга. Раз, два, три, четыре (одна ладонь скользит по другой по кругу), Мы посуду перемыли (загибать пальчики по одному, начиная с большого): Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку (одна ладонь скользит по другой). Мы посуду перемыли (разгибать пальчики по одному, начиная с большого), Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши), Так мы маме помогали. |
«Пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
«Солнышко встало»
Утром солнышко встаёт выше, выше (руки высоко вверх),
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся (сделать ручками фонарики),
И нам вместе с солнышком весело живётся (похлопать в ладоши).
«Ветер»
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
«Игрушки»
Я с игрушками играю (руки перед собой, сжимать-разжимать пальцы обеих рук):
Мячик я тебе бросаю (протянуть руки вперёд — «бросить мяч»),
Пирамидку собираю (прямые кисти ладонями вниз поочерёдно класть друг на друга),
Грузовик везде катаю (подвигать перед собой слегка раскрытой кистью правой руки, «катая машинку»).
«Снежок»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара, сделав тучу).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны, поворачивать кисти, медленно опуская руки, изображая как летят снежинки).
Ветер дунул, загудел (подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть вперёд) —
Рой снежинок вверх взлетел (встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится (вращать кистями, попеременно скрещивая руки).
«У оленя»
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит!
Тук, тук. Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц забегай.
Лапу мне давай.
Быстро дверь олень открыл,
Зайца в дом к себе впустил.
Заяц, заяц весь дрожит,
Еле-еле говорит.
Ой, ой, страшно мне,
Что-то мне не по себе.
Сердце в пятки все ушло,
И не отошло.
Не дрожи, зайчишка мой,
Я глядел в свое окошко.
Убежал охотник злой,
Посиди со мной.
Да, да посижу,
Я теперь уже не дрожу,
У меня прошел испуг,
Ты хороший друг!
Обратите внимание! Посещая детский садик, ребенок должен усвоить весь материал
Поэтому очень важно правильно подбирать игры, которые помогут достигнуть положительного результата
В процессе занятий обязательно должны быть предусмотрены игры для кистей и пальцев. Это поспособствует общему развитию детей и расширению словарного запаса.
Пальчиковые игры для детей старше 3 лет
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Что же такое пальчиковая гимнастика и как она влияет на развитие ребенка
Пальчиковая гимнастика — вид игр, заключающийся в инсценировке каких-либо сказок и стишков с помощью пальчиков. Также это является массажем и зарядкой для рук, а иногда и для ног.
Упражнение написания
Такая физкультминутка имеет огромное значение именно среди группы детей 2-3 лет, потому что в это время малыши заняты предметной деятельностью, у них формируется наглядно-предметное мышление.
Следовательно, пальчиковая гимнастика нацелена на следующее:
- формирование наглядно-предметного мышления;
- нормальную скоординированность обеих рук;
- умение согласовывать движения и речь (зачастую игры-сказки или рифмованные стишки сопровождаются аудио аккомпанементом);
- развитие нормальной речи;
- формирование у малыша таких качеств, как мышление, воображение, любознательность;
- помощь дружить, устанавливать контакт между ребенком и взрослым;
- обогащение словарного запаса и правильное произношении слов;
- подготовку пальчиков к письму;
- повышение навыка мелкой моторики.
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.