Отличия преподавания от воспитательной работы

Основы учебно-воспитательной работы

Учебно-воспитательная работа — это весь комплекс учебных и воспитательных мероприятий, который проводится в учреждении образования через совместную деятельность педагогов и учащихся.

Его сущность состоит в создании интегрированного образовательного пространства, способствующего реализации поставленных педагогических целей и задач.

Каждое учреждение образование реализует 3 основные группы задач:

  1. Обучающие — способствуют раскрытию интеллектуального потенциала учащихся. Состоят в передаче системы научных знаний, необходимых для успешной самореализации и адаптации во взрослой жизни.
  2. Развивающие — направлены на развитие способностей, умений, навыков учащихся, в том числе интеллектуальных, физических, творческих и других.
  3. Воспитательные — нацелены на формирование социально-значимых психологических качеств личности.

Виды педагогической деятельности

По традиции основными видами педагогической деятельности, реализуемой в рамках целостного педагогического процесса, являются воспитание и обучение.

16 стр., 7544 слов

Педагогическая деятельность – “Педагогическая деятельность” | …

… свою работу, жизнь своих воспитанников

Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю игровым технологиям. Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее ..

познавательные, самоотверженное отношение к избранной профессии Качества педагога: Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, …

Под воспитанием понимают целенаправленную воспитательную работы, под обучением подразумевают организованное преподавание.

Ряд авторов, считают, что воспитательная и педагогическая деятельность являются тождественными понятиями. Это связано с тем, что данное соотношение преподавания и воспитательной работы раскрывать смысл утверждения о единстве воспитания и обучения.

Преподавание, которое осуществляется в рамках любой из организационных форм, не только на учебном занятии, чаще всего имеет строго очерченные временные рамки, четкую цель, способы, методы, средства и приёмы её достижения. Одним из важнейших критериев эффективности реализованного преподавания является результативность по достижению поставленной учебной цели.

В отличие от преподавания, воспитательная работа, которая также реализуется в рамках любой их организационных форм, не преследует прямого достижения конкретно поставленной цели. Это связано с тем, что невозможно точно прогнозировать, сколько времени затратит педагог на прямое достижение воспитательной цели. Зачастую лишь у небольшого количества учеников воспитательная цель достигается непосредственно в процессе обучения в образовательном учреждении. В остальных же случаях результат воспитательной работы педагога может быть заметен в дальнейшей жизни учащихся, по окончанию образовательного учреждения. Это обусловлено тем, что не всегда до ребенка или подростка «доходит» значимость того, что говорит и «дает» детям педагога и только «выйдя» в самостоятельную взрослую жизнь они понимают ценность того, что «вкладывал» в них педагог. То есть, цель воспитательной работы может быть достигнута непосредственно во время ее реализации, либо же достижение может быть отсроченным.

В воспитательной работе возможно только лишь предусмотреть и проследить за последовательным решением конкретных воспитательных задач, каждая из которых ориентирована на достижение воспитательной цели. Одним из важнейших критериев эффективности решения воспитательных задач являются положительные изменения в сознании воспитанников, которые проявляются во внешних эмоциональных реакциях, деятельности и поведении.

Основными видами профессиональной педагогической деятельности учителя являются:

  1. Преподавательская деятельность – представлена организацией обучающего процесса и управлением познавательной деятельностью учащихся.
  2. Воспитательная деятельность – направлена на организацию эффективной воспитательной среды и управление всеми видами внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
  3. Социально-педагогическая деятельность – направлена на организацию успешной социализации ребенка в современном мире и осуществление его социальной защиты в рамках собственных полномочий.
  4. Культурно-просветительская деятельность – предполагает приобщение учащихся к общечеловеческой и мировой культуре.
  5. Научно-методическая деятельность – направлена на своевременное освоение педагогом инновационных технологий, современных научных и просветительских теорий в области обучения и воспитания, осуществление на их основе разработки собственных авторских подходов и способов организации воспитательно-образовательного процесса, написание научно-методических работ.
  6. Управленческая деятельность – представляет собой организацию разнообразных видов деятельности учащихся.
  7. Коррекционно-развивающая деятельность – направлена на выявление и своевременное устранение недостатков в личностном развитии учащихся.

Сущность педагогической деятельности

Педагогическая деятельность является профессиональной активностью педагога, в рамках которой с помощью разнообразных средств педагогического воздействия на учащихся, реализуются ведущие задачи воспитания и обучения.

Сущность педагогической деятельность заключается в том, что она представляет собой особый, многоплановый и многогранный вид деятельности, находящийся в тесной взаимосвязи с воспитанием и обучением.

Структура педагогической деятельности (автор Н.В. Кузьмина) включает в себя ряд функциональных компонентов, таких как:

  • проектировочный;
  • гностический;
  • коммуникативный;
  • организаторский;
  • конструктивный.

Представленная структура педагогической деятельности имеет ряд уточнений, которые способствуют выделению относительно самостоятельных и функциональных видов деятельности:

  1. Познавательная деятельность – представляет собой общую эрудированность, разнообразные предметные, психологические и методические знания.
  2. Проектировочная деятельность – характеризуется выстраиванием перспектив воспитания и обучения на отдаленное и ближайшее будущее. Данные перспективы представлены в виде конкретных проектов, например: поурочное планирование, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование и т.д.
  3. Организационная деятельность – представляет собой вовлечение педагогом коллектива учащихся в познавательную и иные виды деятельности, которые организуются в соответствие с поставленными воспитательными и образовательными целями.
  4. Коммуникативная деятельность – подразумевает создание и постоянное поддержание атмосферы позитивного и психологического комфортного климата, способствующего плодотворному и эффективному общению, взаимоотношению, взаимопониманию и информативному взаимообмену между педагогом и учащимися, а также между самим учениками.
  5. Исследовательская деятельность – предполагает планомерное и целенаправленное изучение и последующее совершенствование педагогического процесса, с целью повышения его результативности.

Виды педагогической деятельности

По традиции основными видами педагогической деятельности, реализуемой в рамках целостного педагогического процесса, являются воспитание и обучение.

Под воспитанием понимают целенаправленную воспитательную работы, под обучением подразумевают организованное преподавание.

Определение 2

Воспитательная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, подразумевающая организацию воспитания и управление различными видами деятельности детей (учащихся, воспитанников), направленных на решение задач по своевременному и гармоничному развитию личности.

Определение 3

Преподавание – это один из видов педагогической деятельности, направленный на организацию качественного управления познавательной деятельности детей.

Ряд авторов, считают, что воспитательная и педагогическая деятельность являются тождественными понятиями. Это связано с тем, что данное соотношение преподавания и воспитательной работы раскрывать смысл утверждения о единстве воспитания и обучения.

Преподавание, которое осуществляется в рамках любой из организационных форм, не только на учебном занятии, чаще всего имеет строго очерченные временные рамки, четкую цель, способы, методы, средства и приёмы её достижения. Одним из важнейших критериев эффективности реализованного преподавания является результативность по достижению поставленной учебной цели.

В отличие от преподавания, воспитательная работа, которая также реализуется в рамках любой их организационных форм, не преследует прямого достижения конкретно поставленной цели. Это связано с тем, что невозможно точно прогнозировать, сколько времени затратит педагог на прямое достижение воспитательной цели. Зачастую лишь у небольшого количества учеников воспитательная цель достигается непосредственно в процессе обучения в образовательном учреждении. В остальных же случаях результат воспитательной работы педагога может быть заметен в дальнейшей жизни учащихся, по окончанию образовательного учреждения. Это обусловлено тем, что не всегда до ребенка или подростка «доходит» значимость того, что говорит и «дает» детям педагога и только «выйдя» в самостоятельную взрослую жизнь они понимают ценность того, что «вкладывал» в них педагог. То есть, цель воспитательной работы может быть достигнута непосредственно во время ее реализации, либо же достижение может быть отсроченным.

В воспитательной работе возможно только лишь предусмотреть и проследить за последовательным решением конкретных воспитательных задач, каждая из которых ориентирована на достижение воспитательной цели. Одним из важнейших критериев эффективности решения воспитательных задач являются положительные изменения в сознании воспитанников, которые проявляются во внешних эмоциональных реакциях, деятельности и поведении.

Основными видами профессиональной педагогической деятельности учителя являются:

  1. Преподавательская деятельность – представлена организацией обучающего процесса и управлением познавательной деятельностью учащихся.
  2. Воспитательная деятельность – направлена на организацию эффективной воспитательной среды и управление всеми видами внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
  3. Социально-педагогическая деятельность – направлена на организацию успешной социализации ребенка в современном мире и осуществление его социальной защиты в рамках собственных полномочий.
  4. Культурно-просветительская деятельность – предполагает приобщение учащихся к общечеловеческой и мировой культуре.
  5. Научно-методическая деятельность – направлена на своевременное освоение педагогом инновационных технологий, современных научных и просветительских теорий в области обучения и воспитания, осуществление на их основе разработки собственных авторских подходов и способов организации воспитательно-образовательного процесса, написание научно-методических работ.
  6. Управленческая деятельность – представляет собой организацию разнообразных видов деятельности учащихся.
  7. Коррекционно-развивающая деятельность – направлена на выявление и своевременное устранение недостатков в личностном развитии учащихся.

Признаки профессиональной педагогической деятельности

1)Носит преднамеренный характер,

2)  Ей занимается специально подготовленный человек,

3)  Для ее реализации существуют определенные методы, средства формы работы,

4)  Имеет определенную цель,

5) Ребенок включается в определенные отношения с педагогом,

6) Результаты профессиональной педагогической деятельности могут быть проверены.

Педагогическая деятельность относится к классу преобразующих и управляющих профессий. По своей природу она носит гуманистический характер; коллективный характер; творческий характер (педагогической творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах).

Строение педагогической деятельности можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций) и результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (по А.Н. Леонтьеву).

Цель педагогической деятельности достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Другой характер педагогической деятельности стихийный, обусловленный тем, что человек подвергается влиянию различных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на его развитие.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии – воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Все свойства педагогической деятельности проявляются через педагогическое действие, являющееся совокупным единством целей и содержания. Первичная задача, в которой проявляется педагогическое действие – познавательная, которая по окончании переходит в задачу проектирования и преобразования. Весь процесс педагогической деятельности сводится к решению множества задач разных уровней сложности, классов и видов. Причем, педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритмизации и зачастую требуют нестандартного эвристического решения, возникающего в процессе напряженной работы, включающий исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новой информации, преобразующийся в накопленный опыт.

Основными видами педагогической деятельности традиционно являются воспитание и преподавание.

Понятие работы, как части воспитательного процесса

Понятия «воспитание» и «воспитательная работа» близки, но не тождественны. Более широкое значение имеет термин «воспитание». Его используют для обозначения совокупности всех воздействий на ребенка, которые оказывают влияние на развитие его личности. Это воздействия со стороны всего социума, в том числе педагогов, семьи, близкого и дальнего окружения

Кроме того, важной его частью является самовоспитание, то есть внутренние изменения, обусловленные саморазвитием

Воспитательная работа является частью учебно-воспитательного процесса, который реализуется в школе или другом образовательном учреждении путем воздействия на ребенка со стороны профессионально подготовленных специалистов — работников педагогического труда.

Примечание 1

Одно из главных отличий состоит в том, что воспитание может быть стихийным, а воспитательная работа — это всегда целенаправленная деятельность.

Основные характеристики воспитательной работы:

  • наличие четких целей и задач;
  • планомерность;
  • системность;
  • регулярность;
  • последовательность;
  • содержательность проведения;
  • научная обоснованность;
  • управляемость.

Любые виды организованной воспитательной деятельности предполагают достижение конкретных результатов. Не всегда можно предугадать эффект воспитательного воздействия, но существуют определенные научно обоснованные закономерности, на которые опираются в своей работе учителя и воспитатели.

Пример 2

Например, для неуверенных в себе учеников полезно создавать «ситуации успеха». Это продуманная деятельность педагога по созданию условий, обеспечивающих успешное осуществление деятельности кем-либо из учащихся.

Важную роль в реализации воспитательной работы играет классный руководитель.

Классный руководитель — это педагог, в задачи которого входит организация воспитательной работы в конкретном классе. Часто эту должность совмещает один из учителей-предметников.

Воспитательный процесс состоит из четырех главных компонентов:

  1. Целеполагание — постановка целей и задач в соответствии с выбранной стратегией и предполагаемыми конечными результатами.
  2. Содержательный компонент — соответствие содержания процесса воспитания поставленным целям, стандартам образования и индивидуальным особенностям воспитанников.
  3. Операционно-деятельностный компонент — организация воспитательной деятельности учащихся во время учебы и во внеурочное время.
  4. Рефлексия — осмысление и анализ результатов педагогической деятельности.

Примечание 2

Воспитательная работа — это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса учреждений образования.

Реализуется в двух основных формах:

  1. В процессе учебных занятий.
  2. Во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность — форма организации учащихся в свободное время, осуществляемая в соответствии с образовательной программой и направленная на социализацию детей, их воспитание и развитие.

Пример 3

Примеры внеурочной деятельности: секции, кружки, творческие студии.

Похожие термины:

  • управление уч.-познават. деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направ

  • упорядоченная деятельность педагога по реализации цели художественного обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения художеств

  • дидактический принцип организации обучения, провозглашающий неразрывность и взаимозависимость характера и качества преподавания учителя и учения учащегося. Принцип исходит из понимания обучен

  • индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания. Вследствие разделения труда, одни преподаватели могут осуществлять функцию отбора информации для усвое

  • один из приемов познания, мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков изучаемых явлений процесса преподавания изобразительного искусства, выделение общих и существенных. Т

  • (от лат. abstractio – отвлечение) – одна из сторон познания, заключающаяся в мыслительном выделении и самостоятельном рассмотрении тех или иных свойств явлений процесса преподавания изобразительного

  • определяются требованиями реформы школьного (и иных уровней) образования в РБ, логикой развития методики как науки, а также практическими потребностями, накопленными современной школой: дидактич

  • отрасль педагогической библиографии, описания книг. Задачи Б.: изучение, аннотирование, классификация издаваемых книг и статей, составление тематических списков литературы, указаний к поиску лит

  • исследовательский центр РАО, в задачи которого входит комплексное педагогическое обеспечение функционирования русского языка как государственного языка России, сохранения и укрепления его поз

  • один из важнейших методов исследования, представляющий собой активную исследовательско-практическую деятельность экспериментатора по изучению причинно-следственных связей в педагогических яв

  • методический (педагогический) эксперимент и методы наблюдений, изучения и обобщения передового опыта учителей и коллективов, метод бесед с учащимися, учителями, родителями, метод анкетирования и

  • важнейший вид эксперимента (в отличие от поискового, ориентирующего, контрольного и др.), в процессе которого проверяются новая методика, новые приемы, новые пособия и пр. Цель этого вида экспериме

  • 1) определенная организация активности познающего (исследователя), в результате которой формируется познавательный смысл двигательного действия. Функциональная система двигательного действия и

  • тип пособий для учителей, студентов, методистов, аспирантов по истории, теории и практике методики. Содержит небольшие статьи, посвященные авторам-методистам, их портреты и отрывки из трудов. Стат

  • Группа современных методов, базирующихся на интеракционизме – одной из популярных в современной социальной психологии концепции. В рамках этой концепции предлагается понимание социального вза

  • Методика представляет собой отрасль педагогической науки – дидактики и базируется на данных таких наук, как педагогика, психология и искусствознание. Психология дает познание путей, закономерно

  • Один из методов исследования, широко используемый в преподавании иностранных языков. История методики знает немало примеров, когда в результате научного обобщения опыта преподавания были выделе

  • оборудуется в институтах повышений квалификации (усовершенствования) учителей (педагогических кадров), в педагогических институтах и университетах, колледжах, педагогических училищах, а также в

  • наиболее общие, основополагающие (базисные) понятия, составляющие ее теоретический фундамент. В качестве К. в методике используют: 1) базисные понятия педагогики (воспитание, обучение, преподавани

  • (лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся) – один из приемов познания, включение изучаемого явления процесса преподавания изобразительного искусства через абстрактное понятие в многообр

Функции педагогической деятельности

Реализация педагогической деятельности осуществляется посредством организованной системы действий, которые подчинены конкретным целям и задачами, поставленным педагогом перед началом деятельности. В зависимости от поставленных целей воспитательно-образовательной работы выделяют следующие функции педагогической деятельности:

24 стр., 11653 слов

«Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной …

… ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Цели и содержание внеклассной работы Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, …

  1. Диагностическая функция – направлена на всестороннее исследование каждого ученика, определение уровня его психического развития, а также исследование всего ученического коллектива (коллективы класса, параллели, школы).

  2. Ориентационно-прогностическая функция – характеризуется умением определять правильность поставленных целей и задач воспитательно-образовательной деятельности, осуществлять предварительное прогнозирование результатов ее реализации.
  3. Конструктивно-проектировочная деятельность – предусматривает организацию адекватного конструирования и проектирования содержания воспитательно-образовательной деятельности на основании осуществленного предварительно прогноза.
  4. Организаторская функция – предполагает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, посредством организации эмоционально-нравственного стимулирования.
  5. Информационно-объяснительная функция – предусматривает осуществление своевременного информирования учащихся в разных научных областях знаний, с учетом последних открытий и достижений науки и техники.
  6. Коммуникативно-стимулирующая функция – основана на создании эффективной атмосферы учебного взаимодействия и сотрудничества, гуманных отношений между учащимися и педагогом.
  7. Аналитико-оценочная функция – состоит в осуществлении качественного и полного анализа воспитательно-образовательного процесса, умении выявлять недостатки и своевременно вносить необходимые коррективы.
  8. Исследовательско-творческая функция – направлена на осмысление и творческое развитие теоретических положений педагогической деятельности, использование полученных результатов собственных исследований и исследований коллег в практической работе.

Воспитательная работа — что это за термин в педагогике

Воспитание является одной из важнейших функций любого общества. В широком смысле под ним понимается передача опыта от одного поколения к другому.

Разные авторы предлагают свои определения понятия «воспитание».

Пример 1

Сторонники гуманистической педагогики видят главной целью воспитания развитие в человеке гуманного начала.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Наиболее часто в отечественной педагогике используется следующее определение.

Воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию всесторонне развитой личности, готовой к активной жизни в обществе в соответствии с его нравственными и социокультурными установками.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что в процессе развития личности важно формировать такие качества, как:

  • взаимное уважение;
  • гражданственность;
  • чувство патриотизма;
  • бережное отношение к культурному наследию;
  • уважение к старшему поколению;
  • заботливое отношение к природе и окружающей среде.

Процесс воспитания осуществляется главным образом в семье и в образовательных учреждениях.

Воспитательная работа — это профессиональная педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды в образовательном учреждении и управление процессом воспитания.

Большое значение в организации эффективной воспитательной работы играют факторы:

  • четкое целеполагание;
  • благоприятный психологический климат в педагогическом и ученическом коллективе;
  • тесное взаимодействие с родителями воспитанников;
  • наличие материально-технической базы;
  • кадровое обеспечение.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий