Открытое занятие для аттестации педагога ДОУ

Как избежать ошибок при проведении открытого занятия

11 августа, 2018 admin

За свою профессиональную деятельность я просмотрела сотни открытых занятий. Как Вы знаете, со стороны всегда лучше видны ошибки. Вот некоторые ошибки, которых Вы можете избежать:

1. Прежде, чем проводить открытое занятие, детально «прокрутите» его в голове

Особенно обратите внимание на связки между заданиями (что я скажу о следующем задании, где будут стоять дети, куда убрать тот или иной атрибут и т.д.)

2. Продумайте все вопросы. Не задавайте вопросов типа: «Что вы думаете об этой картине?» (это пример из жизни, так спросила одна воспитатель в самом начале занятия, при ознакомлении детей с картиной). Все ответы детей принимаются! Нельзя говорить: «Вася, ты сказал неправильно». Нужно спросить у других детей: «А кто думает иначе?».

3. Несмотря на то, что сейчас все занятия проходят более демократично (не обязательно сидеть за столами, поднимать руку при ответе и др.), держите всю ситуацию под контролем, особенно дисциплину! Я была свидетелем такой ситуации, когда дети в творческом порыве стали перекрикивать друг друга, вскакивали с мест, чтобы ответить на вопрос воспитателя. Ситуация стала неуправляемой! Педагогу пришлось замолчать, подождать, когда они успокоятся, и потом уже продолжить занятие. Сделать замечание детям на открытом занятии она не осмелилась. В итоге – темпоритм занятия был полностью сбит и общее впечатление от вроде бы хорошего творческого занятия оказалось не очень позитивным. Это не значит, что надо было сделать замечание. Это значит, что надо предугадывать все непредвиденные и проблемные моменты, и исправлять ситуацию «на ходу». Это «высший пилотаж» в профессиональной деятельности.

4. Насчет темпоритма. Это важная составляющая открытого занятия. Его нужно проводить в одном темпе, не затягивая время. Замедляет темп занятия излишняя вербализация (перегруженность словесным материалом), а иногда и самостоятельная продуктивная деятельность детей в практической части занятия (долгое рисование, лепка, конструирование, выполнение какого-то задания). Также сложно «держать» темпоритм на занятиях по развитию речи (это касается обучения пересказу, анализу слов, обучению грамоте и др.). Поэтому подумайте, стоит ли брать тот или иной методический прием именно на открытое занятие.

Например, при проведении игры в лото «Цвет» (правила такие: воспитатель показывает свою карточку, а дети находят у себя такую же) педагог может первый раз спросить о том, что изображено на карточке, какого цвета, у кого эта карточка. Но потом, чтобы не затягивать занятие, можно просто спрашивать: «У кого такая карточка?».

5. Сохраняйте сюжетную линию до конца занятия. Если Вы в начале занятия «отправились с детьми в лес», то не забудьте в конце занятия «выйти из леса».

6. Вы имеете право изменить занятие, подкорректировать его «на ходу», т.е. в процессе проведения (например, не проводить какое-то задание, а провести игру; убрать какую-то часть занятия из-за нехватки времени и пр.). Но закончить занятие надо обязательно рефлексивной частью.

Если Вам сделают замечание при анализе занятия (проверяющие или коллеги, например,  скажут, что не все задачи решены), то вы должны назвать причину такой корректировки и сказать, что это была педагогически оправданная ситуация и Вы обязательно реализуете эту задачу в другие режимные моменты или на следующем занятии.  Повторяю, Вы имеете право на любую внезапную корректировку НОД! Только надо уметь объяснить свои действия.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук.

Опубликовано в рубрике Методические подсказки

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его — чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня требованиям квалификационных категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае — в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит «проходить» все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение — после 20 лет педагогического стажа вторая категория остается навсегда — теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Открытое занятие на аттестацию воспитателя в средней группе детского сада

Дети среднего дошкольного возраста отличаются от малышей более высокой мысленной активностью, степенью восприятия информации. У них увеличивается устойчивость внимания, начинает формироваться образное мышление. Ребята 4–5 лет способны воспринимать больший объём информации. Продолжительность занятий увеличивается до 20 минут. В зависимости от вида деятельности могут проводиться как групповые, так и фронтальные занятия. Занятия направлены на получение или закрепление новых знаний, улучшение навыков, воспитание личности.

В средней группе время проведения открытого занятия увеличивается до 20 минут, а темп деятельности ускоряется

Таблица: пример конспекта открытого занятия в средней группе (фрагмент)

АвторПреловская Е., воспитатель Д/с «Земляничка», с. Обуховка, Белгородская область.
Название«Путешествие на машине»
Программные задачи
  • Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений.
  • Закрепить использование усвоенных понятий: «дикие — домашние животные», «домашние животные — домашняя птица».
  • Закрепить названия видов транспорта.
  • Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.
  • Совершенствовать счётные навыки в пределах 4.
  • Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.
  • Активизировать использование предлогов для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.
  • Совершенствовать навыки рисования красками.
Материалы и оборудование
  • Конверт с письмом, карта, карточки разного цвета с нумерацией от 1 до 5,
  • машина (на стулья надет чехол в виде машины),
  • игрушки — животные,
  • книга,
  • цифры от 1 до 5,
  • карточки с изображением геометрических фигур,
  • предметные карточки,
  • магнитная доска,
  • картина «Сказочного дворика»,
  • карточки с изображением животных на магнитах,
  • ящики с игрушками,
  • листы бумаги с нарисованными свечой геометрическими фигурами,
  • краски,
  • кисти.
Вводная частьВ.: Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Дети здороваются с присутствующими).Посмотрите, что случилось с нашей группой? Исчезли любимые игрушки. Вы их не убрали, и Баба-яга их украла, будем их вызволять. (Открывают конверт, находят в нём задания от Бабы-яги на карточках, рассматривают). Посмотрите, здесь ещё что-то есть. (Достаёт из конверта письмо).Садимся в «машину», едем в лес. (Звучит музыка).Дети с помощью карточек вспоминают и закрепляют названия видов транспорта (наземный, воздушный водный).
Основная частьОбращаются к карточкам.В.: Ну что, поехали? Тогда в путь. (Звучит музыка).

  • Игра «Кто лишний и почему?» (Находят лишнее животное). &lt,…&gt,
  • Остров «Геометрических фигур».На столе лежит книга «Геометрических фигур», на каждой её странице отображена геометрическая фигура. Здесь же разбросаны картинки с изображениями предметов, похожих на геометрические фигуры.Задание: разложить картинки по своим страницам.Педагогом даются задания найти фигуры по описанию.
  • Физминутка. &lt,…&gt,
  • Игра «Не ошибись!» (разместить животных по описанию воспитателя). &lt,…&gt,
  • Детей встречает Баба Яга, проверяет задания и даёт ещё одно, последнее. «Волшебное рисование».Нужно закрасить красками листы бумаги, на которых высвечиваются геометрические фигуры. Дети их называют.
Заключительная частьБаба-яга хвалит детей и возвращает игрушки.В.: Молодцы! Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами, надеюсь, теперь вы всегда будете убирать игрушки на место.

Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ: пример по лепке

План заполнения:

  • Тема и тип занятия.
  • Цель (сформировать условия для закрепления умения лепить).
  • Задачи (обучающая — отточить навыки раскатки, прищипывания, соединения, сглаживания, например, ушек лесного животного, развивающая — развитие мелкой моторики и сообразительности, воспитывающая — учить аккуратности, бережному отношению, внимательности).
  • Характеристика места занятия и группы.
  • Структурированность занятия (вводная, основная и заключительная части).
  • Характеристика методов и приемов (словесных — беседы, вопросы, повторение, наглядных — демонстрация, игровых, практических, контроля).
  • Этапы занятия (вводная, непосредственно лепка/аппликация, подведение итогов).
  • Что получилось.
  • Что не получилось.

Анализ занятия в ДОУ по ФГОС (образец, пример всегда можно найти в сети), это чрезвычайно важный элемент. Фактически, это оценка занятий, как со стороны педагога, так и со стороны внешних наблюдателей. Стандарт предполагает, что анализируются все занятия, которые осуществляет образовательное учреждение, начиная с таких, как физкультура и рисование, заканчивая открытыми уроками по таким предметам, как математика и чтение. В любом случае, именно анализ проводимых занятий позволяет определить степень эффективности таковых, выделить направления развития, а также получить советы более старших коллег и услышать мнение со стороны.

Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ

Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.

Критерии и оценки занятий по логопедии

Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:

  • Какова мотивация отбора материала для конкретного занятия
  • Дать характеристику группы в целом
  • Совпадают ли цели занятия с намеченным планом
  • Какова психологическая оценка заданий, которые дети выполняли на занятии
  • Какова педагогическая выполненных упражнений
  • Охарактеризовать свою общую удовлетворенность занятием
  • Оценить результаты и наметить меры по устранению недоработок

Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия

Самоанализ логопедического занятия в детском саду образец

Как измерить результативность занятия по логопедии

Результативность занятий с логопедом можно оценить с трех позиций:

С позиции обучения.

Анализируется полнота и качество усвоенного материала, умение применить знания на практике. Рассматривается насколько осознанно ребенок усвоил материал. Важным аспектом является дисциплина.

С позиции воспитания и развития.

Проводится оценка личного развития обучающегося, умения оценивать свои и чужие поступки, оценка самостоятельности. Анализируется помощь педагога в развитии творческих способностей ребенка, социальной адаптации, нравственных устоев.

С позиции психологической защищенности в течении занятия.

Оценивается активность ребенка на занятиях, отсутствие негативных эмоций, чувства того, что он тут не по своей воле, отсутствие нервно-эмоциональной напряженности на уроке.

Развитие детской речи — одна из главных целей обучения детей дошкольного возраста. Самые быстрые и хорошие результаты можно получить благодаря совместной работе логопеда, воспитателя и родителей. Занятия в логопедических группах, проработка домашнего задания дома, дополнительные онлайн уроки могут существенно ускорить исправление дефектов речи. Четкая речь — залог хороших отношений со сверстниками.

Что такое открытые занятия в детском саду?

Жизнь детей в детском саду — это, конечно, не только праздники, но и будни. Каждый день ребенка мы стараемся сделать ярким, запоминающимся. В рамках реализации годового плана педагоги МБДОУ «Детского сада «Подснежник» с 24 по 27 января провели открытые занятия образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

  1. Открытое занятие – это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
  2. На открытом занятии педагог показывает коллегам свой позитивный или инновационный опыт, по реализации методической идеи, применения конкретного методического приема или метода обучения.

Открытые занятия образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт. Воспитатель высшей квалификационной категории Негина Ирина Семеновна провела занятие по развитию речи в старшей группе — «Путешествие в Зималандию».

  • Дети в игровой форме спасали девочку Снежку от колдовства «Снежной королевы»: учились отвечать на вопросы, подбирали родственные (однокоренные) слова, тренировались в согласовании существительного с глаголом и с прилагательным, учились составлять простое распространенное предложение.
  • Участвовали в словесно – речевых играх, учились работать в команде, развивали умение поддерживать беседу.

Обобщали и систематизировали знания о зиме, зимних явлениях, об изменениях в животном мире. Образовательную деятельность по теме «Обитатели леса» во второй младшей группе, провела воспитатель первой квалификационной категории Сергеева Светлана Николаевна.

Что такое открытое занятие?

Как провести открытое занятие в детском саду Открытое занятие — одна из самых эффективных форм организации учебного процесса в дошкольных учреждениях. На таком занятии педагог может поделиться с коллегами, родителями и другими присутствующими самостоятельно разработанными способами преподавания и взаимодействия с детьми.

В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим. Определение цели открытого занятия Точная формулировка цели — то, с чего нужно начать подготовку открытого урока.

Цель открытого занятия — ожидаемый результат, который заранее определяется воспитателем.
При постановке задач используется принцип «здесь и теперь».
Он обозначает, что все участники концентрируют внимание на процессах, которые происходят с ними в конкретном месте и в конкретное время, для достижения наилучшего результата.

Первый шаг — формулировка методической цели. Она способна отразить основную методику проведения открытого занятия. Этот шаг позволит:

  • объективно проанализировать занятие;
  • прорефлексировать, подвести итоги работы воспитателя;
  • оценить правильность использования тех или иных методов и приёмов организации занятия и т.д.

Примеры методических целей:

  • Методика использования ИКТ в решении практических задач.
  • Методика организации самостоятельной работы воспитанников.
  • Активизация познавательной деятельности на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом и т.д.

В зависимости от методической цели воспитатель подбирает необходимый учебный материал, который поможет в её достижении. Второй шаг — определение триединой цели урока. Её компоненты:

  • обучение;
  • развитие;
  • воспитание.

Триединая цель направлена на формирование у детей знаний и практического опыта. Воспитатель должен конкретизировать её под тему и предметную направленность урока. Формулирование целей и задач на трёх уровнях Первый уровень формулирования целей и задач — общий. Примерно он выглядит следующим образом:

  • Дать представление о X.
  • Познакомить с Y и т.д.

Второй уровень — непосредственно теоретический. Возможные формулировки для него:

  • Изучить Z.
  • Повторить X.
  • Обобщить знания о Y и т.д.

Наконец, третий уровень — практический. Он основан на формировании фундаментальных навыков. Пример:

Открытое занятие на аттестацию воспитателя в старшей группе детского сада

В старшей группе длительность занятия НОД увеличивается до 25 минут, при этом возрастает объём получаемой информации и темп деятельности. Занятие начинается с повторения материала, которое обычно проводится в игровой форме. Игровые упражнения включаются и в основную часть занятия. Такие упражнения не только увеличивают знания детей по теме, но и стимулируют мышление, улучшают концентрацию внимания, создают хорошее настроение. Для этой возрастной группы можно использовать комбинированные задания, направленные на выполнение нескольких задач одновременно, используя материал разных разделов образовательной программы.

Открытое занятие может быть приурочено к праздничной дате

При организации занятия учитывается, что 5–6-летние дети не могут в течение продолжительного времени выполнять повторяющиеся действия и сохранять одну и ту же позу. Смена заданий должна содержать изменение вида деятельности и по возможности изменение положения тела. При ответах на вопросы ребёнок может не только вставать, но и подходить к воспитательскому столу или другому оборудованию, показывать правильное решение на плакате, магнитной доске. Всё это даёт возможность дошкольникам получить некоторую двигательную разрядку. В середине основной части обязательно проводится физкультминутка. Желательно, чтобы её содержание соответствовало основной теме занятия.

В качестве примера предлагается конспект открытого занятия по ФМП «Пять ключей» в старшей группе (автор — Ольга Григорьева). Образовательные задачи этого занятия:

  • формировать знания цифр от 1 до 5, основных геометрических фигур;
  • развитие навыков конструирования и пространственного мышления;
  • развитие навыков общения и взаимодействия с окружающими.

Это важно знать

Ожидается, что уже в 2022 году педагоги, учителя и воспитатели будут проходить аттестационный процесс несколько иначе, будут введены новые правила и положения. И не факт, что они будут проще или легче имеющегося варианта. Поэтому, если у вас есть возможность и желание, не затягивайте с аттестацией. Даже если у вас есть первая категория, и уже прошло 2 года с момента ее получения, вполне можно пробовать себя на высшую, а не ждать еще 3 года.

В 2022 году обязательная аттестация ждет всех, кто проходил ее 5 лет назад, а также тех, кто преждевременно изволит желание ее повысить. Работодатель не имеет права привлекать к переаттестации следующих работников (только по их желанию):

  • беременных женщин;
  • педагогов, имеющих квалификационную категорию менее 5 лет;
  • работники, которые трудятся с области образования не более 2 лет;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • не работающих более 4 месяцев в связи с болезнью.

Открытое занятие на аттестацию воспитателя во второй младшей группе детского сада

Занятия во второй младшей группе являются организованной формой обучения, в процессе которой у детей складываются навыки слушать указания и объяснения педагога, работать над заданиями, не мешая соседям, быть активными и показывать интерес к изучаемому предмету. В этом возрасте деятельность ребёнка приобретает целенаправленность. Дети уже начинают управлять своими желаниями и действиями. Воспитатель направляет их стремление к самостоятельности и активности в организованное русло. Это позволяет постепенно перейти к обучению, использующему самостоятельную работу дошкольников, направленную на решение конкретных задач.

С воспитанниками второй младшей группы педагог должен проговаривать все действия и показывать их на своём примере

Объяснение материала, использование приёмов наглядности должно помогать ребёнку в выполнении заданий и приобретении новых умений. Дошкольники этого возраста относятся к словам взрослого как адресованным им лично, поэтому давая указания, воспитатель называет детей поимённо. Указания и объяснения всегда должны быть чёткими, точными, короткими, понятными и интересными для воспитанников. В случае постановки сложной задачи она разбивается на несколько этапов, выполнение каждого из которых контролируется воспитателем.

В качестве примера предлагается конспект открытого занятия во второй младшей группе по формированию у детей умения слушать художественное произведение и запоминать его сюжет «Путешествие в страну сказок» (автор — Ирина Ющенко). Подобное занятие можно провести для аттестации на первую квалификационную категорию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий