Виды ЗПР
Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:
- Конституциональная. Определяется наследственностью.
- Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на
мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая
астения и др. - Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в
неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской
любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость. - Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в
развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,
вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые
травмы и пр.).
Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и
симптоматикой и курсом лечения.
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако
затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают
полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего
мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала
детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые
посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание
Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях
переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и
дефицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,
слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной
активностью при воспроизведении информации.
Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается
образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое
мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,
сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать
выводы.
Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих
звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью
произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного
высказывания, речевой инактивностью.
Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой
настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут
отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.
Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся
контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто
— гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений
возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно
Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года
Задержка развития речи у детей
Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:
- патологию развития во внутриутробном периоде;
- травмы головы в раннем возрасте;
- травмы психологического характера;
- задержку нервно-психического развития;
- проблемы со слухом;
- недостаток общения со взрослыми.
Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:
- в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
- в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
- в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
- в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
- к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
- в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
- в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
- в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
- в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие:
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Причины задержки психического речевого развития ребенка
Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:
- Внутриутробное развитие. Гипоксия, инфекции плода. Влияют на его развитие после рождения и болезни, травмы, которые перенесла мама во время беременности.
- Осложненные роды. Травматичные, преждевременные или быстрые роды, обвитие.
- Заболевания в первый год жизни. Нейроинфекции, травмы головного мозга.
- Генетические факторы. Хромосомные аномалии и наследственность — болезнь имеет свойство усугубляться у последующего поколения.
Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.
Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.
Но есть ситуации, когда ребенок рождается здоровым физически и психически, растет и развивается в соответствии с возрастной нормой. А потом вдруг ему ставят диагноз ЗПРР. Способствовать этому могут социальные факторы: гиперопека или, наоборот, жестокость, насилие или безразличие по отношению к чаду, тяжелая психологическая травма, неблагоприятный психологический климат в семье.
Причины развития патологии
Различают два типа патологии. К первому относится темповая задержка моторного развития, не связанная с повреждением органов и систем. Причинами могут быть:
ограничение жизнедеятельности;
отсутствие занятий с малышом;
нарушение питания, режима сна;
патология ЖКТ;
незрелость ребенка – недоношенность, многоплодие, операции, инфекции, травмы в новорожденном периоде, малый вес.
Второй тип связан с органическими поражениями ЦНС врожденного или приобретенного характера. К возможным причинам относятся:
генетические аномалии;
инфекции у матери (например, краснуха, грипп);
аутоиммунные, кардиоваскулярные, эндокринные болезни, стресс у матери;
гестозы на поздних сроках;
резус-конфликт;
злоупотребление психактивными веществами, алкоголем, лекарственными препаратами, особенно в 1 триместре гестации;
родовые травмы;
профессиональная вредность, экологическое неблагополучие;
острые воспалительные заболевания, анемии, травмы у ребенка в раннем периоде.
Обычно в роддоме проводится диагностика состояния новорожденного с помощью инструментальных, лабораторных методов, определяется группа риска по возможным нарушениям.
Причины аутизма у детей
Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность.
Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными.
Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут — природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными⁴.
Причины аутизма
«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:
- нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен развиваться человеческий организм;
- результаты взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок;
- экология;
- нарушение внутриутробного развития плода, гипоксия плода в период беременности и в процессе родов, инфекционные заболевания в ходе течения беременности (к примеру, краснуха, цитомегаловирус), токсическое воздействие на плод (к примеру, лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности)».
Бугайский Станислав Евгеньевич
эксперт
Клиника «Будь здоров»
Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:
- низкую потребность в контакте с другими людьми;
- расстройства речи;
- навязчивое поведение;
- умственную отсталость;
- эпилепсию.
Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни.
Ученым даже удалось выявить, какие генетические мутации вызывают предрасположенность к аутизму. Но не стоит переживать заранее: наличие «поломок» в генетическом коде не означает, что у ребенка обязательно будет РАС, а только увеличивает риск развития заболевания.
Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.
Факторы риска
Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:
- рождение ребенка от поздней беременности;
- нарушения внутриутробного развития;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- радиационное воздействие;
- «сбои» в обмене веществ;
- нарушения выработки гормонов щитовидной железы;
- патологии мозга — энцефалиты, черепно-мозговые травмы (рис.1).
Прививки и аутизм: есть ли связь?
В 1998 году в журнале «The Lancet» была опубликована статья врача Эндрю Вэйкфилда. В ней автор описал несколько случаев, когда у детей возникали поражения кишечника и проявлялись симптомы аутизма после прививки вакциной против краснухи, кори и паротита (вакцина КПК). Автор высказал предположение, что именно вакцинация стала «триггером» развития РАС. Однако дальнейшие исследования не выявили взаимосвязи между расстройствами аутистического спектра и вакциной КПК. Зато было установлено, что доктор Вэйкфилд получил большую денежную сумму от адвокатов своих пациентов, а также подал заявку на получение патента на собственную вакцину. В результате «The Lancet» принял решение об отзыве публикации, а доктора Вэйкфилда лишили медицинской лицензии.⁵
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Классификация
Заболевания с признаками, похожими на аутизм, принято объединять под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Симптомы болезней, которые входят в РАС, отличаются по интенсивности и в разной степени влияют на жизнь пациентов (табл. 1).
Заболевание | Характеристика |
Синдром Аспергера | Люди с этим заболеванием лучше приспосабливаются к функционированию в обществе, чем при аутизме. У них менее выражены нарушения речи. Пациенты с синдромом Аспергера нередко воспринимаются окружающими как бесчувственные, но на самом деле это не так. Они во многих случаях понимают эмоции окружающих, способны к сопереживанию, но реализовать свои чувства на практике не могу |
Классический аутизм (синдром Каннера) | Характеризуется нарушениями социального развития ребенка, при этом его физическое развитие остается нормальным. Первые признаки становятся заметны уже в грудном возрасте. У малыша при контакте с матерью не возникает комплекс «оживления». Становясь старше, ребенок предпочитает находиться в одиночестве. Его игры стереотипны, например, он раскладывает кубики в одну линию или часами монотонно крутит колесико машинки |
Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм) | Характерные признаки патологии:
|
Синдром Ретта | Наследственное заболевание, которое наблюдается у девочек и приводит к развитию тяжелой умственной недостаточности. Психомоторное развитие малышки до 6–18 месяцев соответствует возрасту. Затем приобретенные социальные, двигательные и речевые навыки начинают пропадать. Лицо приобретает «неживое» выражение, возможны судорожные припадки |
Детское дезинтегративное расстройство (синдром Хеллера) | До двухлетнего возраста ребенок развивается нормально. В дальнейшем он утрачивает ранее приобретенные навыки, у него формируется необратимая и тяжелая умственная недостаточность |
Высокофункциональный аутизм | Эта форма заболевания отличается уровнем IQ более 70, поэтому когнитивные способности таких детей оценивают как «высокофункциональные». Многие авторы не выделяют этот вид РАС как отдельную патологию, а считают его одним из вариантов синдрома Аспергера |
Все РАС разделяют по тяжести — для этого оценивают степень нарушений коммуникации, поведения и социального взаимодействия.
К легким формам аутистических расстройств относят:
- высокофункциональный аутизм;
- синдром Аспергера;
- атипичный аутизм без умственной отсталости.
Эти формы патологии поддаются коррекции — при правильно подобранной терапии дети спокойно могут учиться в обычных школах и вузах, освоить любые профессии и самореализоваться в жизни.
К тяжелым РАС относят:
- синдром Каннера («классический» аутизм);
- синдром Ретта;
- синдром Хеллера;
- атипичный аутизм с умственной отсталостью.
Тяжелые» формы аутизма сильнее влияют на жизнь пациентов. Людей с такими вариантами патологии редко принимают в социуме, поэтому они нуждаются в специальных программах реабилитации и постоянной коррекции поведения.
Профилактика аутизма во время беременности
«Можно снизить риск рождения ребенка с аутизмом в тех семьях, где уже есть такой ребенок. На сегодняшний день из предлагаемых мер легко внедряемой и массовой может быть сопровождение беременности медицинским психологом — в семьях с риском рождения ребенка с аутизмом. В его силах помочь создать вокруг беременной оптимизирующую атмосферу и защиту от возможных проявлений наследственного задатка. Но не стоит забывать, что предлагаемые меры не способны предотвратить рождение ребенка с аутизмом на 100%».
Бугайский Станислав Евгеньевич
эксперт
Клиника «Будь здоров»
Свойства внимания
Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.
Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.
Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.
С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.
Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения
Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания
Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста
Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.
Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового
И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание
Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом
Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства
характеристики
ЗПР
УО
Характер
Обратимый
Необратимый
Вид нарушения
Замедление темпа психического развития
Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций
Масштабность
Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже
Тотальность – страдают практически все функции
Первичный дефект
Частичное повреждение базальных структур
Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности
Как развивается
Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.
Сверху – вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции
Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.
Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Физическое развитие:
- Движения рук и ног хаотичные;
- Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
- Приподнимает головку, лежа на животе;
- Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).
Психоэмоциональное развитие:
- Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
- Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
- Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
- Прекращает плакать, когда его берут на руки;
- Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).