Предварительная подготовка к проведению консультации
Нельзя проводить родительское собрание без тщательной подготовки к мероприятию. Для составления грамотного плана беседы может потребоваться:
- изучить материал по теме, выделить наиболее важные моменты, требующие раскрытия и проработки;
- подготовить выступление штатного психолога, медицинского работника, руководителя группы;
- провести анкетирование как детей, так и родителей;
- на основе тщательного анализа полученных данных составить окончательный вариант консультации, отметить вопросы, особо остро стоящие перед данной группой;
- подготовить творческую часть.
За пару недель до предполагаемой даты консультации следует изготовить информационный стенд для родителей. На нем максимально подробно и доступно может быть изложена программа собрания, описана суть проблемы, подчеркнута необходимость ее обсуждения. Рядом с бюллетенем рекомендуется поместить ящик для записок с вопросами от родителей. Это хорошее подспорье в составление окончательного плана мероприятия.
Вопросы должны быть разделены на смысловые группы. В случае, если структура консультации не предполагает освещения каких-то отдельных тем в процессе, стоит выделить время для проработки этих аспектов.
В качестве диагностического материала можно использовать детские рисунки, небольшие сочинения в виде историй на тему личных страхов.
Каких ошибок не стоит совершать при организации и проведении консультации
Готовясь к родительскому собранию, следует учесть некоторые моменты, которые помогут сделать мероприятие максимально полезным для всех:
Не следует настаивать на обязательном посещении консультации. Это может создать изначально негативный настрой у тех, кто рассматривает подобные встречи как повинность
Организовывать его следует так, чтобы родители сами осознали важность обсуждаемого вопроса, были заинтересованы в участии и обсуждении.
Консультация обязательно должна быть максимально информативной и полезной
Структура встречи выстроена так, чтобы с первых минут завладеть вниманием собравшихся, заставить их ощутить актуальность и важность поднятой темы для каждого лично.
Раскрывая проблемы детей, педагог ни в коем случае не должен позволять себе переходить на личности, выставляя ребенка или его родителей в невыгодном свете.
Консультация должна максимально прорабатывать заявленные проблемы, обсуждение посторонних тем, никак не связанных с основной, вести не должно.
Разновидности детских страхов
В настоящее время существует четыре основных вида фобий у дошкольников, деток 6-8 лет и старше. Большинство специалистов в этой области придерживаются классификации детских страхов согласно определенным характеристикам:
- предмет боязни;
- продолжительность и интенсивность;
- особенности протекания детского страха;
- причины, спровоцировавшие появление.
Навязчивые и бредовые страхи
Навязчивые страхи напрямую связаны с обстоятельствами, которые привели к их появлению, то есть подобные детские страхи возникают в абсолютно определенных случаях. Например, акрофобия – страх высоты или клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.
Появление у малыша бредового страха бывает достаточно сложно объяснить, а тем более выяснить причину, по которой возникло подобное расстройство. Среди бредовых страхов можно встретить боязнь носить конкретную обувь, раскрывать зонтик или даже играть с определенной игрушкой. Однако родителям, чей малыш столкнулся с проблемой бредового страха, не следует сразу паниковать. Бывает, что источник детского страха находится на поверхности. Например, кроха может панически бояться надевать куртку, потому что однажды, застегивая молнию, случайно защемил себе кожу.
Сверхценные и ночные страхи у детей
Наиболее распространенные страхи у детей дошкольного возраста – это сверхценные страхи. Практически в 90% случаев из 100 именно они беспокоят малыша. Чаще всего дети дошкольного и младшего школьного возраста боятся темноты, одиночества, смерти, сказочных персонажей и животных (подробнее в статье: что делать, если ребенок боится темноты?). Малыши абсолютно уверены в оправданности своих страхов, искренне веря, что в темном месте прячется страшный монстр или что находиться одному без родителей небезопасно. Постепенно такие убеждения начинают доминировать в сознании крохи и носить статус сверхценной идеи.
Ночные страхи получили свое название в результате того, что боязненные состояния у ребенка проявляются ночью в период сна. От ночных кошмаров страдают около 2-3% детей. Подобные ночные состояния сопровождаются метаниями, криками, стонами и плачем. Иногда ребенок может говорить во сне – например, просить не трогать, отпустить его или что-нибудь убрать. Чаще кроха зовет маму к себе, но при этом ее не узнает. В течение нескольких минут карапуз успокоится и продолжит спать, а утром даже не вспомнит, о ночном происшествии. В редких случаях на фоне ночных страхов у ребенка наблюдается сомнамбулизм.
Другие причины возникновения фобий у детей
Кроме влияния родителей существуют и другие причины, приводящие к появлению детского страха:
- Конкретный инцидент, который напугал ребенка. Например, укус животного, болезненный укол в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Безусловно, стойкий страх появляется далеко не у каждого ребенка. К возникновению фобии более предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные детки.
- Детское воображение. Все маленькие фантазеры мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, приведений, призраков и других разных чудовищ. Однако одни дети через время уже и не вспомнят о страшной выдумке, а некоторые будут плакать и начнут панически бояться оставаться в одиночестве.
- Эмоционально нестабильная обстановка в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и отсутствие взаимопонимания между членами семьи, а также гиперопека или недостаток психологической поддержки негативно сказываются на состоянии малыша, вызывая в нем непроходящее чувство тревоги, в будущем способное перерасти в детский страх.
- Взаимоотношения в кругу сверстников. Если кроху часто унижают, оскорбляют и насмехаются в садике или школе, у него может развиться социальная фобия. Он станет наотрез отказываться идти на занятия или в группу.
- Неврозы. Страхи у детей, несвойственные их возрасту или переходящие в патологию, являются неврозами (рекомендуем прочитать: симптомы и лечение неврозов у детей ). Диагностировать и лечить подобные серьезные расстройства могут исключительно врачи.
Чтобы выяснить причину детского страха, нужно внимательнее посмотреть на близкое окружение ребенка, объективно оценить обстановку внутри семьи. Дети очень чувствительны и склонны к преувеличению, потому любая ссора для них может стать потрясением.
Как помочь ребенку избавиться от страха
После выявления и диагностирования детского страха наступает этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует большое разнообразие подходов и методов того, как бороться с детскими страхами. Они могут быть применены отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является согласованность с желаниями малыша. Если карапузу не нравиться рисовать, не стоит слишком настаивать и тем более заставлять.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок рисует черным цветом: советы психолога
Сказкотерапия и игротерапия
Читая со своим ребенком сказки, вы тем самым способствуете познанию им устройства мира и помогаете ему разобраться в собственных чувствах. Выбор сказочной истории непосредственно зависит от характера проблемы. Старайтесь читать и преподносить все таким образом, чтобы на протяжении всей сказки кроха чувствовал себя сильным и смелым. Для сказкотерапии прекрасно подойдут рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсона. Не исключен также вариант сочинения родителями собственной захватывающей истории.
Идеальный способ побороть фобию – обыграть ситуацию или обстоятельства, которые травмируют психику ребенка. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи не так ярко выражены и с ними легче справиться. Кроме избавления от боязни, различные инсценировки и игры-драматизации способны преодолеть замкнутость, стеснительность и неуверенность в своих силах.
Изотерапия и песочная терапия
Такой метод берет начало еще на этапе диагностики, только теперь ребенок рисует свой страх, а специалист делает его анализ. Есть два замечательных способа завершения сеанса изотерапии:
- Сделать изображенного монстра или злодея смешным. Например, дорисовать Бабе Яге нелепую шапку или кровожадному Бармалею вручить воздушные шарики.
- Сжечь рисунок, объяснив крохе, что вместе с рисунком уничтожается и страх.
Использование песка для рисования имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным рисованием:
- подходит даже для детей до 7 лет;
- в процессе песочной терапии ребенок сильнее раскрывается и более эффективно прорабатывает собственные чувства и страхи (см. также: как проводится песочная терапия для детей дошкольного возраста?);
- плюс ко всему при работе с песком у крохи улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.
Возрастные особенности фобий у ребенка
В действительности возникновение детского страха – это неотъемлемая и вполне естественная составляющая взросления. В определенном возрасте наличие конкретных фобий является нормой – таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена таблица, в которой распределены детские страхи в соответствии с возрастом малыша.
Возрастные рамки проявления детского страха:
Возраст ребенка | Что пугает детей |
0-6 месяцев | громкие звуки, например, упавший стул, резкие движения, отсутствие мамы рядом или неожиданные перемены в ее настроении |
7 месяцев – 1 год | громкие продолжительные звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, незнакомые чужие люди, нестандартные ситуации или смена привычной окружающей обстановки |
1-2 года | получение травмы, так как в этом возрасте кроха осваивает новые двигательные умения, долгое расставание с мамой или папой (поход в детский сад лучше отложить) |
2-3 года | отчуждение с близкими родственниками на эмоциональном уровне, ночные кошмары, явления природы – как гроза, гром и молния |
3-5 лет | смерть собственная или родителей, вследствие чего дети начинают бояться всего, что может к ней привести: болезней, пожаров, аварий, укусов змей |
5-7 лет | сказочные персонажи и выдуманные чудовища, что приводит к тому, что ребенок стремится не оставаться в полном одиночестве; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс |
7-8 лет | опоздание на урок, невыполнение домашнего задания, получение плохой оценки или выговора, непринятие сверстниками, темные места, подвалы и чердаки, катастрофы |
8-11 лет | неудачи в учебе и спортивных состязаниях, преступники, наркоманы, пьяные люди, физическое насилие тяжелые заболевания |
11-13 лет | возможность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах окружающих, особенно среди своих друзей и одногодок, насилие, носящее сексуальный характер |
Какие материалы раздать родителям
Перед проведением консультации стоит подготовить небольшие методички, которые родители смогут унести с собой. Брошюры должны включать в себя:
- повторение пройденного материала;
- яркие примеры из практики опытных терапевтов, иллюстрирующие типичные ситуации;
- рекомендации родителям, как вести себя для предотвращения возникновения страхов, в случаях, если они уже развились;
- перечисление основных тревожных признаков;
- выдержки из научной литературы по теме, ссылки на полезные статьи, рекомендуемые к самостоятельному прочтению.
Книги по теме
- Психология страхов дошкольников.
- Детские страхи. Секреты воспитания. Набор инструментов по преодолению страха.
- Детские страхи. Решение проблемы в условиях детского сада.
- Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов.
- Читаем мысли наших детей по рисункам, снам, страхам, играм…
- Преодолеваем детские страхи. Практическое руководство для родителей и педагогов.
Материалы по теме
- Статья “Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста”.
- “Детские страхи и их преодоление” для родителей и педагогов ДОУ.
- Подвижные игры для детей дошкольного возраста, используемые в детской психокоррекции: развитие мелкой и крупной моторики, устранение страхов.
- Памятка. Коррекция детских страхов с помощью сказок.
Почему возникает страх?
- конкретная ситуация. Если ребенка исцарапала кошка, он будет в дальнейшем бояться повторения этой ситуации. Однако такие страхи довольно легко поддаются коррекции – достаточно обратиться к квалифицированному психологу;
- механизм внушения. Нередко взрослые способствуют формированию страхов у ребенка – например, часто грозятся в случае непослушания отдать его полицейскому. В результате ребенок будет бояться людей в форме;
- фактор окружения. Если ребенок испытывает постоянный страх дома, или у него не сложились отношения в садике/школе, то впоследствии он будет расти боязливым и остро реагировать на критику;
- фантазии. Например, под влиянием собственных фантазий у многих детей формируется страх темноты, только одни дети его перерастают, а у других могут развиться нервные расстройства;
- психические расстройства. Нередко страхи могут свидетельствовать о развитии невроза, и в таком случае без специалиста не обойтись.
Детские страхи и их коррекция
- реальные страхи, которые являются естественной реакцией на внешние раздражители;
- невротические страхи, которые связаны с невротическими расстройствами. То есть страх возникает сам по себе, безосновательно;
- свободные страхи, которые выражаются в постоянном ожидании стрессовой среды.
Детские страхи и их коррекция в Израиле: какие методики применяют опытные специалисты?
- когнитивно-поведенческую терапию. В процессе беседы с ребенком детский психотерапевт посредством современных методик убеждает пациента, что его страхи не имеют реального основания. При этом ребенка обязательно обучат специальным приемам, которые позволят в дальнейшем успешно справляться с паникой: дыхательные техники, переключение внимания, релаксация и различные психологические упражнения;
- игровую терапию. Посредством применения игр специалисты формируют у ребенка другое отношение к предметам или ситуациям, вызывающим страх. Одной из главных задач игротерапии является создание позитивного настроя. В процессе игр специалисты за каждую победу хвалят ребенка, чем и мотивируют его на дальнейшие достижения, а также формируют уверенность в своих силах;
- терапию погружения. После обучения маленького пациента техникам и навыкам самоконтроля специалисты воссоздают опасную ситуацию, чтобы ребенок смог понять себя и применить новые знания на практике. Таким образом, ребенок привыкает к взаимодействию с фактором стресса, и быстро понимает, что ничего страшного в этом нет. Например, если существует проблема боязни темноты, то ребенка помещают в темное помещение, и помогают ему справляться со своим страхом.
Коррекция детских страхов
- Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
- Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
- Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.
Почему ребенок начинает испытывать страх?
В книге профессора и доктора психологических наук Захарова Александра Ивановича «Дневные и ночные страхи у детей» говорится о том, что пока ребенок еще маленький, он не способен выстраивать цепочку логических рассуждений. Как следствие, малыш верит тому, что рассказывают родители, а любую их реакцию в той или иной ситуации полностью переносит на себя.
На детских площадках можно часто услышать взволнованные крики: «Не беги так быстро – упадешь!», «Слезай оттуда – ударишься!», «Не трогай собаку – укусит!», или «Не перестанешь баловаться, отведу тебя к полицейскому!». Именно такие эмоциональные и порой слишком резкие запугивания и предупреждения о возможной опасности со стороны родственников и становятся основной причиной возникновения детских страхов. Самое интересное, что чаще всего дети пугаются не того, что случилось, а чересчур бурной реакции на происходящее у близких и родных ему людей.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать в домашних условиях, если ребенка укусила собака?
Диагностика страхов у детей
Прежде чем бороться с фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.
Заметив в поведении ребенка некую нервозность, излишнюю капризность, нарушение сна и возникновение навязчивых привычек, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Он проведет диагностику с последующей коррекцией выявленного детского страха.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: синдром навязчивых движений у детей
Когда дети еще совсем маленькие, они не способны точно описать и объяснить, что именно их тревожит. В этом и заключается главное затруднение психологической диагностики детских страхов. Для качественного диагностирования применяются привычные для малышей виды деятельности:
Рисование. Это могут быть рисунки как на заданную, так и абсолютно произвольную тему
Анализируя полученные картинки, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цветовую гамму, которую использовал малыш при рисовании. Ребенка старшего возраста уже можно попросить изобразить испытуемый страх.
Придумывание сказки
Крохе пяти лет можно предложить придумать сказку о любимом герое или собственный конец истории, которая была прервана на самом страшном месте.
Разговор по душам. Доверительная беседа актуальна для ребенка старше 4 лет. Узнайте, не боится ли ребенок каких-нибудь конкретных предметов, явлений, смерти, людей, персонажей из сказки, или ему снятся ночные кошмары. В процессе разговора не акцентируйте внимание на волнующих ребенка моментах, пусть беседа протекает в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать малыша.
В какой форме проводится консультация
Поскольку консультация, касающаяся проблемы страхов, имеет информационный характер, проводить ее следует в виде семинара, «круглого стола». Родители должны принимать активное участие в обсуждении проблемы, быть заинтересованными слушателями, иметь возможность высказать свое мнение.
Формат лекции здесь не подойдет. Полученный материал должен затронуть сознание взрослых своей актуальностью. Для этого следует максимально вовлечь и заинтересовать всех участников.
Возможно проведение родительского собрания вместе с детьми в игровой форме. Цель — научить малышей говорить о своих проблемах посредством игры, раскрыть причину появившегося страха, дать родителям наглядное представление о том, как справиться со страхом без вмешательства терапевта.
Время проведения консультации будет варьироваться от 40 минут до часа. Следует заранее разбить план мероприятия на четкие блоки, например такие:
- Вводная лекция.
- Разбор вопросов родителей.
- Демонстрация рисунков и письменных работ детей.
- Совместное обсуждение.
- Практическая, игровая часть.
- Подведение итогов (заключение, рекомендации, распространение материалов для самостоятельного изучения).
Рекомендации для родителей
В первую очередь родителям следует знать, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах:
- Наказывать кроху, если тот чего-то боится.
- Смеяться над малышом и обвинять в притворстве или глупости.
- Специально создавать условия, провоцирующие боязнь, с целью ее преодоления. Например, если ребенок боится собак, принуждать его их гладить.
- По возможности не давать постоянно смотреть одни только фильмы ужасов или читать страшные истории.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 2 года боится какать?
Что же делать родителям, чтобы избавить ребенка от детского страха? Могут пригодиться следующие советы:
- Иногда надо просто выслушать кроху и попытаться разобраться в его чувствах. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выплеснет накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем кроются причины его страха. Главное – не переусердствовать, допытываясь у малыша, чего и почему он боится – это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не захотел этого сам. Лучший вариант – занять наблюдательную позицию и задавать только наводящие вопросы.
- Обязательно говорить, что вы любите и всегда при необходимости встанете на защиту карапуза.
- Также нелишним будет найти дополнительных защитников в виде одеяла, фонарика или фигурки любимого героя.
- Попробовать доступно объяснить реальное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего страх у малыша.
- Смотреть добрые мультфильмы и читать книжки вместе. Например, замечательный мультик «Крошка Енот» покажет крохе, что многие страшные монстры в реальности оказываются фантазией.
- Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожения.
Важно помнить: для того, чтобы появился страх, порой хватит мгновения, а вот работа над его преодолением может занять годы и потребовать намного больше сил у всей семьи. Если ничто не помогает побороть боязнь у ребенка, не откладывайте консультацию с психотерапевтом
Фобии, которые продолжают преследовать ребенка после 10 лет, в итоге могут привести к развитию неврозов, наркомании и алкоголизму.
Виды детских страхов
- Страхи по ночам. Сюда относятся кошмарные сновидения. Во время сна у ребенка наблюдаются непроизвольные движения – он разговаривает, иногда кричит, комкает одеяло и простынку. Иногда может происходить непроизвольное мочеиспускание и проявления лунатизма. Когда снится кошмар, ребенок либо просыпается и бежит к родителям в кровать, либо засыпает и наутро ничего не может вспомнить.
- Необоснованные страхи. Один из самых распространенных видов детских страхов. Ребенок боится темноты, ему страшно быть наедине с собой, он пугается персонажей мультфильмов или сказок, а также додумывает того, чего нет. При этом не пытайтесь убедить кроху, что его страх не имеет оснований – он все равно будет стоять на своем.
- Навязчивые страхи. Сюда можно отнести боязнь открытых и закрытых пространств, полетов на самолете, страхи перед укачиванием в транспорте и так далее.
- Необъяснимые (бредовые) страхи. Ребенок начинает бояться того, что абсолютно никого не пугает: свою куклу, телефон, тапочки. Избавиться от детских страхов такого типа легко, если понять причину. Например, ему приснилось, что за ним гонятся его тапочки или разговаривает кукла.