Основы психологии и педагогики. Психические состояния

Введение

Понятие «состояние» в 
настоящее время является общеметодологической
категорией. Изучение состояний стимулируется 
потребностями практики в области 
спорта, космонавтики, психогигиены, учебной 
и трудовой деятельности. В самом 
общем плане «состояние» обозначает
характеристику существования объектов
и явлений, реализации бытия в 
данный и все последующие моменты 
времени.

Понятие «психологическое состояние»
как специфическая психологическая 
категория введено Н.Д. Левитовым.
Он писал: «Психологическое состояние 
— целостная характеристика психической 
деятельности за определенный период
времени, показывающая своеобразие 
психических процессов в зависимости 
от отражаемых предметов и явлений 
действительности, предшествующего 
состояния и психических свойств 
личности».

Психологические состояния 
— важнейший компонент психики 
человека. Относительно простые психологические 
состояния лежат в основе всего 
многообразия психических как в 
норме, так и в патологии. Именно
они — простые психологические 
и сложные психические состояния 
— являются предметом непосредственного 
исследования в психологии и объектом
педагогических, медицинских и иных
управляющих воздействий.

Внимание

Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту

За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.

Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.

Функции внимания:

Обнаружение
Избирательное внимание
Распределённое внимание

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно разделяется на:

  • Внешнее – направлено на окружающий мир;
  • Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
  • Моторное

Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.

Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.

Подробнее о внимании читайте в нашем уроке «Внимание и память» из курса по развитию памяти

Игры и головоломки для развития образного мышления

Одной из самых популярных игр для развития образного мышления является «Шарады». В этой игре игроки должны объяснить слово или фразу без использования слов или жестов, лишь с помощью жестов и мимики. Эта игра требует от игроков быстрого и креативного мышления, а также способности создавать образы в голове и передавать их другим.

Еще одним интересным способом развития образного мышления являются головоломки. Например, игра «Загадки» требует от игроков логического мышления и способности представлять необычные образы. Игрокам задаются загадки, на которые они должны найти ответ, используя только свою интуицию и воображение.

Также, к играм и головоломкам можно отнести различные конструкторы, где игрокам предоставляется возможность строить разнообразные образы и модели. Это развивает пространственное восприятие и способность представлять себе объемные объекты.

Не менее полезными являются различные графические задания, в которых игрокам предлагается нарисовать определенный предмет или образ без применения слов. Такие задания тренируют способность создавать образы и передавать их через изображения.

Итак, игры и головоломки являются отличным инструментом для развития образного мышления. Они требуют от игроков креативности, воображения, логического мышления и способности представлять и передавать различные образы. Регулярное участие в таких играх поможет развить образное мышление и стать более творческим и интеллектуально развитым человеком.

Рекомендуемая литература

Для того чтобы погрузиться в изучение общей психологии более глубоко, нужно вооружиться наиболее популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже – коротко о некоторых из них.

Маклаков А. Г. Общая психология. При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.

Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий (“Возрастная и педагогическая психология”, “Практические занятия по психологии”, “Сборник задач по общей психологии”). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.

Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к

очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться

Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.

Психические свойства: темперамент

Определение 1

Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических характеристик индивида, которые определяют его психическую деятельность и поведение.

Темперамент может проявляться в общей активности, в моторной сфере, в эмоциональной сфере.

От типа темперамента зависит скорость действия психических процессов индивида, а также скорость условных рефлексов.

Личности по типу темперамента бывают следующие:

  • холерик (быстрый, неуравновешенный, эмоциональный, быстро истощается)
  • флегматик (медлительный, невозмутимый, устойчивое настроение, не эмоционален)
  • сангвиник (живой, подвижный, быстро реагирует на происходящие события)
  • меланхолик (пережив тельный, имеют острую болезненную реакцию на происходящее, впечатлителен, раним)

Психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность

Психические процессы относятся к группе явлений сознательной активности и отличаются кратковременностью. Описание механизма процессов заключается в условном разделении психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир и формировать свое поведение.

Явление процессов ментальной активности представляют собой динамическое отражение действительности и разделяются на:

  • эмоциональные;
  • познавательные;
  • волевые.

Эмоциональные явления психики

Определение

Эмоции — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Они регулируют психическую активность через соответствующие душевные состояния. Эмоции порождают переживания:

  • радости;
  • разочарования;
  • неудовлетворенности;
  • удовлетворения;
  • грусти;
  • страха;
  • другие эмоции.

Переживания выполняют важную роль в формировании субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и других реакциях, которые являются врожденными. В результате развития эмоциональная сфера стала менее инстинктивной и приобрела сложно-обусловленный характер, что привело к образованию многообразных видов эмоциональных высших процессов.

Чувства в социальной, интеллектуальной и эстетической сфере составляют главное содержание эмоциональной жизни человека.

Классификация эмоциональных процессов включает в себя:

  1. Аффекты — яркие кратковременные переживания.
  2. Эмоции.
  3. Чувства — вид эмоций, который характеризуется представлением или идеей о некотором объекте.

Познавательные явления психики

К ним относятся:

  1. Ощущения — процессы отражения свойств объективной действительности.
  2. Восприятие — избирательное отражение явлений внешнего мира при их контакте непосредственно с органами чувств человека.
  3. Представление — отражение объектов окружающей действительности, которое воссоздается на основе прежнего опыта.

Также к познавательным особенностям сознательной активности относятся:

  1. Речь — форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
  2. Мышление — процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий.
  3. Память — способность человека сохранять свой прошлый опыт и повторно применять его в своей жизни и деятельности.
  4. Воображение — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов.

Понятие волевых процессов психики раскрывается с помощью действия воли, умения ставить цели и принимать решения. Человек способен применять свои способности для достижения цели, в чем ему помогают волевые усилия и возможность направлять свою активность в определенное русло.

Виды психических состояний

Критерии категоризации состояния психики классифицируются на несколько групп.

  1. По источнику формирования можно выделить состояния, связанные с определенной ситуацией (сильный стресс, последствия наказания) и обусловленные особенностями личности (склонность к резким перепадам настроения, повышенная возбудимость).
  2. По степени выраженности, проявляющейся во внешних условиях, ментальные состояния могут быть слабо ощутимыми (например, легкая грусть от приятных воспоминаний о прошлом) или ярко воспринимаемыми (ощущение влюбленности и страсти в начале отношений).
  3. По эмоциональной окраске сознательное состояние может быть отрицательным (грусть, апатия), нейтральным (безразличие) и положительными (радость, энергичность, вдохновение).
  4. Длительность ментального состояния может быть средней (например, страх и паника), кратковременной (вспышка гнева, прилив радости) и продолжительной (депрессивные состояния, психические расстройства).

Примечание

Психические состояния могут проявляться на уровне общественной структуры; так они преобразовываются в «массовидные состояния» — сознательные положения, свойственные для большинства участников социума. Примером данного явления могут быть настроения общественности, народное мнение.

Что такое психическое состояние человека

Определение

Психическое состояние — это целостная характеристика сознательной деятельности за определенный период времени, которая показывает специфику процессов психики, зависящей от явлений окружающей среды, а также индивидуальных свойств личности человека.

Особенностью состояния психики является включенность субъекта в общественную активность, что предполагает взаимодействие с социумом. Данная характеристика постоянно меняется и сопровождает человека на протяжении разных видов деятельности.

Определение психического состояния позволяет выделить его свойства:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Изменчивость (человек постоянно находится в динамичном развитии, что влияет на изменение сознания).
  2. Целостность (специфика психической активности состоит из взаимосвязанных компонентов, отражающих сознательную деятельность на протяжении определенного периода времени).
  3. Полярность (поведение личности может выражаться в 2 противоположных явлениях. Например, бодрость противопоставляется вялости, интерес — безразличию).

Для психических состояний характерны следующие функции:

  1. Регулятивная — заключается в интеграции психических процессов в единую систему психического устройства человека. 
  2. Адаптивная — обеспечивает связь между существующими потребностями и желаниями личности и внешними условиями, которые могут быть как благоприятными, так и препятствующими для их реализации. Данная связь способна оценить собственные ресурсы и возможности для реализации целей.

Проявление психического состояния происходит с помощью сочетания следующих элементов:

  • степень восприимчивости к сигналам извне;
  • сознательные процессы личности;
  • степень возбудимости;
  • работоспособность;
  • уровень психической организации;
  • периодичность однообразия психического состояния;
  • превалирующие индивидуальные черты личности.

Примечание

В отличие от процесса сознательной активности, состояние психики характеризуется повышенной устойчивостью и целостностью. При этом психические процессы могут преобразоваться в более стабильные состояния благодаря индивидуальным свойствам личности.

Например, человек читает художественное произведение (процесс восприятия), но яркое впечатление от усвоенной информации способствует превращению процесса в усточивое и продолжительное состояние психики (осмысление новой информации, изменение привычных установок и взгляда на мир).

Темперамент и характер

Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
  • Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
  • Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
  • Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:

Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
Устойчивость и пластичность психических явлений;
Темп и ритм действий;
Эмоции, воля и другие психические свойства;
Направленность психической деятельности.

Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:

  • Отношение к людям – уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
  • Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
  • Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
  • Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.

Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».

Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.

2.1 Структура состояний

Так как психические состояния 
являются системными явлениями, то прежде,
чем их классифицировать, необходимо
выделить основные компоненты данной
системы.

Системообразующим фактором
для состояний можно считать 
актуальную потребность, которая инициирует
то или иное психологическое состояние.
Если условия внешней среды способствуют
быстрому и лёгкому удовлетворению
потребности, то это способствует возникновению 
позитивного состояния: радости, воодушевления,
восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения
низка или вообще отсутствует, то состояние
будет негативным по эмоциональному знаку.
А.О. Прохоров считает, что вначале многие
психологические состояния являются неравновесными,
и лишь после получения недостающей информации
или получения необходимых ресурсов, они
приобретают статический характер. Именно
в начальный период формирования состояния
возникают наиболее сильные эмоции как
субъективные реакции человека, выражающего
своё отношение к процессу реализации
актуальной потребности. Важную роль в
характере нового установившегося состояния
играет «блок целеполагания», который
определяет как вероятность удовлетворения
потребности, так и характер будущих действий.
В зависимости от информации, хранящейся
в памяти, формируется психологический
компонент состояния, включающий в себя,
эмоции, ожидания, установки, чувства и
«фильтры восприятия». Последний компонент
очень важен для понимания характера состояния,
так как именно через него человек воспринимает
мир и оценивает его. После установки соответствующих
«фильтров», объективные характеристики
внешнего мира уже гораздо слабей могут
воздействовать на сознание, а главную
роль играют установки, убеждения и представления.
Например, в состоянии любви объект привязанности
кажется идеальным и лишённым недостатков,
а в состоянии гнева другой человек воспринимается
в исключительно чёрном цвете, и логические
доводы очень мало влияют на эти состояния.
Если в реализации потребности участвует
социальный объект, то эмоции принято
называть чувствами. Если в эмоциях главную
роль играет субъект восприятия, то в чувстве
тесно сплетены и субъект и объект, причём
при сильных чувствах второй человек может
занимать в сознании даже большее место,
чем сам индивид (чувство ревности, мести,
любви). После выполнения тех или иных
действий с внешними предметами или социальными
объектами человек приходит к какому-то
результату. Этот результат или позволяет
реализовать потребность, вызвавшую данное
состояние (и тогда оно сходит на нет),
либо результат оказывается отрицательным.
В этом случае возникает новое состояние
– фрустрации, агрессии, раздражения и
т.д., в котором человек получает новые
ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность
удовлетворить. Если же и дальше результат
остаётся негативным, то включаются механизмы
психологической защиты, снижающие напряжённость
психических состояний, и уменьшающие
вероятность возникновения хронического
стресса.

Психические состояния

Определение 3

Психическое состояние — это определенный режим человеческой деятельности, он имеет определенные энергетические особенности и систему психологических фильтров, которая помогает воспринимать окружающую действительность. Психические состояния являются одними из основных показателей психики человека.

Психические состояния имеют отличия от психических процессов и психических свойств, психические состояния управляют ими. В течении жизни человек в разные моменты жизни находится в разных психических состояниях.

Психические состояния могут быть эмоциональными, волевыми. Еще выделяется такое психическое состояние как состояние сознания.

На психическое состояние человека оказывают большое влияние внешние и внутренние сигналы.

Структура психического состояния является сложной и динамичной, в этой системе любой элемент психики может занять доминирующую позицию, бывают ситуации, когда несколько компонентов играют доминирующую роль.

Существует несколько видов классификаций психических состояний, одна из самых популярных это классификация Н. Д. Левитова, он выделял:

  • личностные и ситуативные состояния
  • осознанные и неосознанные состояния
  • поверхностные и глубокие состояния
  • короткие и долговременные состояния
  • состояния положительного и отрицательного действия

Психические свойства: характер

Определение 2

Под характером понимают группу основных личностных особенностей, эти особенности управляют поведением человека. Характер человека проявляется в отношении к себе, к другим людям, к труду, к вещам, характер так же отображает качества воли человека.

Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер подразделял характер личности на два вида:

  • циклотимический
  • шизотемичекий

Эти два вида характера имеют схожесть с характерами психически больных людей, но являются нормой.

Циклотимический характер схож с характером больных с аффективными расстройствами, шизотемический характер схож с характером больных шизофренией.

В психологии выделяют такое свойство характера как акцентуация, под этим определением понимают крайнюю степень нормы, усиление отдельных черт, может привести к расстройству личности.

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта – в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».

Мотивация

Мотивация – это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.

Различают несколько видов мотивации:

  • Внешняя – обусловлена внешними условиями;
  • Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
  • Положительная – основана на положительных стимулах;
  • Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
  • Устойчивая – определяется нуждами человека;
  • Неустойчивая – требует дополнительного стимула.

Мотивация бывает следующих типов:

  • От чего-либо (основной тип);
  • К чему-либо (основной тип);
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Познавательная.

Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:

  • Самоутверждение;
  • Идентификация с другими людьми;
  • Власть;
  • Саморазвитие;
  • Достижение чего-либо;
  • Общественная значимость;
  • Стремление быть в обществе определённых людей;
  • Негативные факторы.

Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».

2.2. Классификация состояний

Трудность классификация 
психических состояний состоит 
в том, что часто они пересекаются
или даже совпадают друг с другом
настолько тесно, что их достаточно
сложно «развести» – например, состояние 
некоторой напряженности часто 
появляется на фоне состояний утомления,
монотонии, агрессии и ряда других состояний.
Тем не менее, существует много вариантов 
их классификаций. Чаще всего их делят 
на эмоциональные, познавательные, мотивационные 
и волевые.

Описаны и продолжают изучаться 
и другие классы состояний: функциональные,
психофизиологические, астенические,
пограничные, кризисные, гипнотические 
и другие состояния. Например, Ю.В. Щербатых
предлагает свою классификацию психических 
состояний, состоящую из семи постоянных
и одного ситуативного компонентов.

С точки зрения временной 
организации можно выделить мимолетные,
длительные и хронические состояния.
К числу последних можно отнести,
например, состояние хронического утомления,
хронического стресса, который чаще
всего связан с влиянием повседневных
стрессов.

Тонус является важнейшей 
структурной характеристикой состояния,
многие авторы считают даже, что 
различия между психическими состояниями 
обусловлены именно различиями тонической
составляющей. Тонус определяется уровнем 
функционирования нервной системы,
в первую очередь, ретикулярной формации,
а также активностью гормональных
систем. В зависимости от этого 
выстраивается определенный континуум 
психических состояний: коматозное
состояние -> наркоз -> гипноз -> быстрый 
сон -> медленный сон -> пассивное 
бодрствование -> активное бодрствование
-> психоэмоциональное напряжение ->
психоэмоциональная напряженность ->
психоэмоциональный стресс -> фрустрация
-> аффект.

Кратко охарактеризуем некоторые 
из этих состояний. Состояние активного 
бодрствования (I степень нервно-психического
напряжения по Немчину) характеризуется 
выполнением произвольных действий,
не имеющих эмоционального значения,
на фоне низкого уровня мотивации. По
сути дела это – состояние покоя, невключенности
в сложную деятельность для достижения
цели.

Психоэмоциональное напряжение
(II степень нервно-психического напряжения)
появляется тогда, когда повышается
уровень мотивации, появляется значимая
цель и существенная информация; повышается
сложность и эффективность деятельности,
но человек справляется с поставленной
задачей. Примером может быть выполнение
повседневной профессиональной работы
в обычных условиях. Это состояние 
в ряде классификаций называется
“операциональным напряжением”
(по Наенко). При этом состоянии повышается
уровень активированности нервной 
системы, что сопровождается интенсификацией 
деятельности гормональной системы, повышением
уровня деятельности внутренних органов 
и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной 
и др.). Наблюдаются существенные
позитивные сдвиги в психической 
деятельности: увеличивается объем 
и устойчивость внимания, усиливается 
способность к концентрации на выполняемом 
задании, снижается отвлекаемость 
внимания и повышается переключаемость 
внимания, увеличивается продуктивность
логического мышления. В психомоторной
сфере наблюдается увеличение точности
и скорости движений. Таким образом, состояние
нервно-психического напряжения II степени
(психоэмоционального напряжения) характеризуется
повышением качества и эффективности
деятельности.

Состояние психоэмоциональной
напряженности (или состояние нервно-психического
напряжения III степени) появляется, когда 
ситуация становится личностно значимой,
при резком увеличении мотивации, повышении 
степени ответственности (например,
ситуация экзамена, публичного выступления,
сложной хирургической операции).
При этом состоянии происходит резкое
усиление деятельности гормональных систем,
особенно надпочечников, что сопровождается
существенными сдвигами в деятельности
внутренних органов и систем. В 
психической сфере наблюдается 
отвлекаемость внимания, затруднения 
в извлечении информации из памяти,
снижается скорость и точность реагирования,
уменьшается эффективность деятельности.
Появляются различные формы отрицательного
эмоционального реагирования: волнение,
тревога, ожидание неудачи, провала. Это 
состояние не случайно называется также 
состоянием эмоционального напряжения
в противовес описанному выше состоянию 
операционального напряжения.

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение.
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
  • По виду образов – абстрактное и конкретное.
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • типизация;
  • акцентирование;
  • схематизация;
  • агглютинация;
  • гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий