Основы психологии и педагогики. Мышление и речь

Мышление как процесс решения задач

Понятие “задача” впервые появилось в Вюрцбургской школе мышления.

Любая задача имеет объективную и субъективную (психологическую) сторону.

Объективно задача включает в себя:

1) набор определенных условий;

2) требование, которое нужно достичь, соблюдая их.

В психологической структуре задачи требованиям соответствует субъективно поставленная цель, а условиям — средства ее достижения.

В психологической теории деятельности задача так и определяется: цель, данная в определенных условиях.

Но мы говорили, что мышление начинается с проблемной ситуации, когда у человека возникает потребность что-то понять. Так что первично — проблемная ситуация или задача? Проблемная ситуация сама-то возникает в процессе решения задачи и порождает новую задачу. То, что в первой задаче было способом, во второй становится целью. Человек ищет новые способы достижения старой цели.

Проблемная ситуация — еще не ясное и малоосознанное впечатление “что-то не так”. В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача, требующая ответа на определенный вопрос (“Хорошо поставленный вопрос — половина ответа”),

Может быть, что задача с самого начала окажется проблемной, т.е. с самого начала будут неизвестны способы достижения цели.

Можно ли представить мышление вне процесса решения задач? Нет. Процесс мышления — это всегда процесс решения задачи, так как это действие, направленное на достижение какой-то цели. В ситуации каких задач возникает процесс мышления? Задачи, в которых есть элемент чего-то неизвестного.

Процесс решения задачи есть процесс достижения уже поставленной субъектом, психологически опредеелнной цели, процесс поиска необходимых для этого средств в объективно данных условиях.

Полное определение мышления в узком смысле (как процесса решения задачи) требует ряда уточнений и различений:

5 стр., 2253 слов

Влияние мотивации на процесс принятия решений руководителям

… говорить о специфике влияния мотивации на процесс принятия решений руководителем. Целью работы является – изучение влияния мотивации на процесс принятия решений руководителем. Объект исследования – мотивация … выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Руководитель — наемный работник, утвержденный в постоянной должности и наделенный …

1. Различение решения задачи как продукта и как процесса (решания), мышление — процесс решания задачи.

2. Наличие или отсутствие в прошлом опыте субъекта готовых средств решения. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение сведется к использованию сформированного умственного навыка, к репродукции наличных знаний и умений — это репродуктивное мышление, которое не считается мышлением в собственном смысле.

При отсутствии готовых средств возникает необходимость их поиска, создания — продуктивное, творческое мышление. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой, а мышление следует определить теперь как процесс решания творческих задач.

3. Уточнение к понятию цели. Цель может быть точно определена, когда принятие поставленного требования не предполагает у субъекта дополнительных усилий. Однако в других случаях само преобразование объективного требования в субъективную цель становится для субъекта самостоятельной проблемой. Мышление выступает не только как процесс решения, но и как процесс постановки задач.

Итак, психология рассматривает мышление как процесс решания творческих задач, процесс постановки задач конкретным индивидом, субъектом.

Выдержка из текста

психология (Мышление и речь)

Это его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания масс.Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Выжлецов, описывая онтологический, гносеологический и собственно аксиологический этапы развития философии, выделяет для каждого из них основные анализируемые ценности и идеалы – благо, счастье и духовную свободу .

Ответ на вопрос как же язык влияет на мышление и наоборот, как они связаны и как взаимодействуют важен не только для психолингвистики, но и для целого спектра дисциплин — нейрофизиологии, психологии, педагогики и др. Раскрытие закономерностей и механизмов взаимовлияния мышления и речи открывает новые возможности не только в обучении, но и в коррекции различных заболеваний, даже тех, которые вызваны физическими повреждениями мозговых структур

В ходе творческого мышления развернутый правильный путь к открытию часто отыскивается уже после того, как совершилось само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград. Поначалу свободное сознание должно охватить все, что возможно, без какой-нибудь необходимости классифицировать и объяснять. Принципиально новое явление не может быть понято лишь с помощью известных субъекту законов и обобщений. При том появляется иллюзия противоречия здравому смыслу, который сформирован прошлым опытом. Все переломные этапы познания неминуемо связываются с «шоком новизны».

Лурия, «всем хорошим в развитии русской психологии мы обязаны Выготскому».В течение всего исторического процесса психологических изысканий в сфере мышления и речи вопрос их взаимосвязи привлекал к себе повышенное внимание. Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой относительно независимые реальности

Главный вопрос, который сейчас обсуждается в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития

Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждается в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что исследование речи и мышления в дошкольном детстве, определение характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления — один из важнейших объектов исследования в детской психологии, задачей которой является разработка содержания и методов развития речи и мышления детей

Тема «Мышление и речь» занимает значимое место в психологической науке. Актуальность темы определяется тем, что знание механизмов мышления и общей структуры интеллекта позволит студенту целенаправленно и сознательно повышать свои способности к творческому мышлению, рефлексивно управлять процессами умозаключений, видеть изменения в состоянии умственной сферы у пациентов и адекватно реагировать на них. Речь имеет особое значение в профессиональной врачебной деятельности, и знание психологии речи является важным условием грамотного общения.

основной путь формирования чувства собственного достоинства у дошкольника является организация разносторонней, нравственно полноценной деятельности, в которой происходит самоосознание, самооценка и самоутверждение его личности.

Основная роль в процессе мышления отводится аналитико-синтетической деятельности, которая представляет диалектическое единство двух мыслительных действий: мысленного разделения целого на части (анализ) и соединения их в новые соединения (синтез).

Нарушения

Речевые нарушения называются афазией. Выделяется 7 видов заболевания:

  1. Эфферентная моторная. Пациент утрачивает возможность объединить звуки между собой, из-за чего продолжает произносить отдельные простые слога.
  2. Оптико-монистическая. Люди, страдающие от этой формы заболевания не могут описывать действия, изображения, предметы.
  3. Семантическая. Пациент не может выстраивать логические связи между отдельными словами в предложениях.
  4. Динамическая. Люди с таким заболеванием перестают говорить фразы, заменяют их простыми фразами.
  5. Сенсорная. Пациент слышит других людей, но не понимает, о чем они говорят.
  6. Афферентная моторная. Индивид путает отдельные звуки в процессе высказывания.
  7. Акустико-монистическая. Происходят затруднения написания слов, предложений под диктовку.

Нарушения мыслительных процессов:

  • разорванность, бессвязность;
  • замедленное или ускоренное формирование мыслей;
  • появление навязчивых мыслей;
  • бредовое состояние;
  • переоценка реальных фактов;
  • бесплодные мысли, рассуждения.

Нарушение мышления вызывают соматические и психологические заболевания.

Исследование речи и мышления

В речи человек формулирует мысль, но, формулируя ее, он сплошь и рядом ее формирует. Речь здесь представляет собой нечто большее, чем внешний инструмент мысли. При создании речевой формы, происходит самостоятельное формирование мышления.

Рубинштейн подвел следующие итоги в этом отношении:

  • Речь и мышление — это не тождество и не разрыв понятий, а их диалектическое единство, которое включает различия, заостряющиеся в противоположностях;
  • В единстве мышления и речи в качестве ведущей структуры выступает мышление, а не речь (формалистические и идеалистические теории превращали, тем не менее, слово в «производящую причину» мышления);
  • Возникновение речи и мышления в единстве на базе общественной и трудовой практики.

В 1963 году была предложена стохастическая модель Дж. Миллера и Н. Хомского. Они основывались на том, что язык можно описать в качестве конечного числа состояний. Они полагали, что речь описывается как определенная последовательность элементов, в которой появление каждого нового элемента речевой цепи будет напрямую зависеть от наличия (вероятности) появления предыдущих структур.

Исследование речи и мышления происходило также с помощью такого направления, как трансформационно-генеративная грамматика. Н. Хомский продолжил развитие идеи З. Харриса. Он предлагает концепцию, названную трансформационной (трансформационно-генеративной) грамматикой. Эта теория претендовала в сове время на целостную модель описания языка, которая порождала грамматику языка.

В соответствии с данной теорией язык является не набором единиц языка, включая их классы, а механизмом, который создает правильные фразы. Синтаксис Хомским определялся в качестве учения, касающегося принципов и способов построения предложений.

Грамматика языка, по мнению ученого, заключается в особом механизме, который порождает совокупность грамматически правильных последовательностей и не порождает ни одной грамматически неправильной последовательности. Например, запомнить бессвязный набор слов (9 или 10) сложнее, чем осмысленную фразу, построенную грамматически правильно.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Сущность и особенности мышления

Мышление помогает человеку в решении различного рода задачи, которые могут быть теоретическими и практическими. В соответствии с этим выделяется теоретическое и практическое мышление. Первое из них концентрируется на познании законов объективной реальности. Решение задач теоретического характера не предполагает быструю реализацию результатов в практической жизни.

Практическое мышление решает задачи, которые непосредственно вплетены в практическую деятельность. У человека чаще всего не хватает времени на размышления в сложных ситуациях, поэтому ему необходимо умение быстро находить верное решение и претворять его в реальную жизнь. Быстрый переход от решения к действию возможен при сильной воле и высокой стрессоустойчивости индивида.

В зависимости от степени развернутости и осознанности процесса решения задач принято рассматривать рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление. Рациональное мышление разворачивается во времени и обладает четко выраженными этапами. Оно в значительной степени представлено в рамках сознания. Интуитивное мышление имеет в основе принятие решения без логического анализа ситуации. Здесь нет осознания путей определения решения.

В процесс мышления в любом случае включаются эмоции. Они способны выполнять в мышлении разные функции. По данному критерию в психологии рассматривается реалистическое и аутистическое мышление. Целью первого из них является формирование точного и правильного отражения окружающего мира и определение истины.

При использовании аутистического мышления ход и содержание мысли начинают подчиняться желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием этого считается отсутствие чувствительности к противоречиям и ошибкам, нарушенный процесс обобщения. Аутистическое мышление характерно для детей, а у взрослого человека оно начинает проявляться при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

В мышлении отдельного индивида преобладает определённый вид мышления, чем можно определить его индивидуальный стиль. Он представляет собой систему способов решения задач в типичных условиях, характерную для конкретной личности. Человек стихийно или сознательно начинает выбирать виды деятельности, где он с помощью собственного мышления получает возможность достичь более высокого результата.

Мышление и речь

Человеческое мышление тесно связано с речью.

И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь

~ это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло­весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).

Виды речи:

• Внутренняя речь — это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.

• Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства речи:

• Содержательность речи – зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.

• Понятность речи — зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня разви­тия слушателей.

• Выразительность речи — определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз.

Основные этапы развития психики

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.
Психика возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к ак …

Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников в
процессе изучения языковой теории. Диагностика уровня
развития памяти младших школьников

Для развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории на базе МОУ Синицинская СОШ был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 10 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий этап – …

Психофизиологические особенности младшего школьника

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная систе …

литература по психологии

1.Введение в психологию под ред. А.В. Петровского, М., 1996.

2.Выготский Л.С Мышление и речь. М., 1988.

3.Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. .

4.Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.

5.Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высшая. пед. М.: Просвещение, 1995.

литература по педагогики

1.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии, Учеб. пособие для студ., 4-е изд., под ред. С.А.Смирнов, Е.Н. Котова и др., М., 2000г.

2.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию 1995г.

3.Лихачев Б.Т. Педагогика, Учеб. пособие, М., 1992г.

4.Подласый И.П. Педагогика, М., 1996.

5.Харламов И.Ф. Педагогика, Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. институтов, 2-е изд., М., 1990г.

список литературы

Функции и свойства

Современные психологи выделяют две функции речи:

  • как один из инструментов мышления;
  • как средство общения.

Первая функция делится на две подгруппы:

  • обобщение — отдельные слова связаны между собой по смыслу;
  • сигнализация — словами индивид обозначает какое-либо событие или явление.

Вторая функция делится на 7 подгрупп:

  1. Экспрессивная речь. С ее помощью человек передает эмоции относительно слов другого человека, собственных убеждений.
  2. Коммуникативная — с ее помощью люди обмениваются информацией.
  3. Познавательная — она связана с изучением предметов.
  4. Выразительная — выражение лица, мимика.
  5. Первичные функции воздействия.
  6. Сигнификативная — индивид рассматривает объект и обозначает его свойства словами.
  7. Сигнальная — специальная функция для понимания.

Исторический очерк

Исследователи, занимающиеся изучением, развитием психологической науки, не отрицают прямых связей между речью, мышлением, но их мнение по поводу их генетического происхождения различаются.

Первым ученым, который внес большой вклад в изучение взаимосвязи между этими двумя понятиями, был Л.С Выготский. Он доказал, что речь, мышление должны изучаться с позиции разных корней.

Одновременно с этим ему противоречили лингвисты. Они утверждали, что нельзя связывать человеческое поведение с его речью.

Другая теория, доказывающая взаимосвязь между мышлением, речью — учение Сепира-Уорфа. С помощью этой концепции исследователи доказали, что благодаря структуре языка формируется мышление, различные способы познания реальности.

Методы развития

Мышление и речевые навыки можно развивать в любом возрасте.

Для этого психологи создают новые методики, упражнения, многие из которых являются эффективными как для взрослых, так и для детей.

Методы развития речевых навыков:

  1. Наглядные — позволяют создать богатую теоретическую базу для дальнейшего развития речи. Для этого индивид должен путешествовать, посещать выставки, музеи, театры.
  2. Словесные — чтение произведений, заучивание отрывков текстов наизусть, обобщающие беседы, пересказы.
  3. Практические — дидактические упражнения, хороводные игры, пластические этюды.

Люди, у которых плохо развито мышление, не могут активно развиваться в творческом плане, с трудом описывают предметы, явления, выстраивают между ними логические связи.

Группы упражнений для развития мышления:

  1. Сравнительные методики. Их цель заключается в том, чтобы человек назвал как можно больше различий между двумя или более предметами.
  2. Воссоздание уже имеющихся или фантастических образов. С помощью этой методики можно развить фантазию, научиться описывать объекты, явления, их изменения под воздействием внешних факторов.

Чтобы развивать мышление, речь у детей, нужно переделать практики в увлекательные игры.

Они помогут не уставать ребенку в процессе обучения, с упоением поглощать новую информацию, развивать навыки.

Мышление и речь являются неразрывными. Только с помощью речевых навыков индивид может определять отдельные свойства предметов, для их дальнейшего углубленного изучения. Нарушения мыслительных процессов отразятся на человеческой речи и наоборот. Для развития мышления, речевых навыков применяются упражнения.

Классификация

Виды речи:

  1. Монологическая, диалогическая. Монологическая считается более сложной, поскольку человек что-то рассказывает другим, при этом ему никто не помогает, не подсказывает. Диалогическая — общение между разными людьми. Считается более простой.
  2. Описательная — самый сложный вид речи, который связан с представлением, описанием.
  3. Внутренняя, внешняя. Внутренняя речь не может существовать без внешней. Ее главные функции — регулирование, планирование. Внешняя — устная, громкая.
  4. Письменная, устная. Письменная считается более поздней, сложной. Ей можно научиться только у других людей. Устная — более простая. Ей люди обучаются самостоятельно.

Виды мышления:

  1. Наглядно-образное. Применяются для решения умственных задач с помощью наглядных образов, ситуаций из личного опыта.
  2. Наглядно-действенное. С его помощью индивид решает умственные задачи, взаимодействуя с конкретным предметом.
  3. Словесно-логические. Умственные задачи решаются с использованием суждений, понятий, умозаключений.

По характеру решаемых задач, мышление делится на две группы:

  1. Практическое — с его помощью человек намечает цель, составляет план, который предназначен для решения практической задачи.
  2. Теоретическое — с его помощью люди решают познавательные задачи.

Взаимосвязь понятий

Психология мышления и речи рассматривает эти понятия в комплексе. Именно благодаря им человек отличается от животных. Животные мыслят просто, элементарно. Они не отвлекаются от процесса размышления опосредованным сознанием

Из-за этого они обращают внимание только на видимые объекты

Человек с помощью речи называет предмет специальным словом. Словесная оболочка позволяет сделать мысль материальной, чтобы продолжить ее изучение без видимых объектов.

Мышление без знания речи невозможно. При этом чем глубже продумывать мысль, тем больше слов понадобится для ее устного или письменного описания.

Характеристики

Мыслительные процессы:

  • протекают основываясь на уже имеющейся базе знаний;
  • связаны с деятельностью индивида;
  • отражают взаимосвязь в словесной форме;
  • исходят из живого созерцания.

Характеристики мышления:

  • продуктивность;
  • скорость, темп;
  • целенаправленность;
  • стройность, которая может быть логической, грамматической.

Характеристики речи:

Голос — это практическое средство донесения формирующихся мыслей до других людей. Если применять голосовые навыки правильно, ими можно пользоваться как мощным инструментом для оказания воздействия на окружающих.
Темп. Этим понятием описывают речевую скорость, произношение отдельных слов с определенными задержками. Если индивид профессионально владеет речевыми навыками, он без труда сможет корректировать темп, зависимо от того, какую информацию он излагает.
Громкость. Зависимо от обстоятельств, индивид изменяет громкость голоса

Некоторые слова нужно выделить громкостью, чтобы акцентировать на них внимание окружающих.
Высота голоса. С ее помощью можно передавать свое психологическое состояние окружающим

Например, если человек использует низкий голос, он кажется гораздо увереннее.
Интонация. С ее помощью можно по-разному трактовать одни и те же слова. Только с помощью интонации можно сделать вопросительное или восклицательное предложение если идет устное описание.

Чтобы строить конструктивный диалог с окружающими, нужно уметь влиять на других людей.

Понятие и сущность речи в психологии

Важнейшее достижение эволюции человека, которое позволяет ему использовать прошлый и будущий общечеловеческий опыт, представляет собой речевое общение. Его развитие происходило на основании трудовой деятельности.

Речь является деятельностью общения, включая выражение, воздействие, сообщение. Она осуществляется с помощью языка, поскольку речь представляет собой язык в действии. Речь представляет собой форму существования сознания (мысли, чувства, переживания) для другого человека. Она служит средством общения с ним и является формой обобщенного отражения действительности или формой существования мышления.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Речь обладает тремя функциями:

  • Обозначение,
  • Обобщение,
  • Коммуникация (передача знаний, отношений, чувств).

Функция обозначения отличает человеческую речь от коммуникаций животных. У людей со словами связано представление о предметах или явлениях. Взаимопонимание в ходе коммуникации основано на едином обозначении предметов и явлений, которые воспринимает говорящий человек.

Функцию обобщения подразумевает, что речь человека может обозначать не только отдельный предмет, но и целую группу одинаковых предметов. Она всегда представляет собой носителя их существенных признаков.

Третья функция речи состоит в коммуникации или передаче информации. В данной функции речи необходимо выделить три стороны: информационная, выразительная и волеизъявительная.

Информационная сторона может проявляться через передачу знаний. Она прямым образом связана с функцией обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи способствует передаче чувств и отношений говорящего лица к предмету сообщения. Волеизъявительная сторона концентрируется на подчинении слушателя замыслу говорящего индивида.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий