Зубная паста для слона
Химия и экзотермический процесс.
Если вы когда-нибудь задумывались, почему у слонов чистые бивни, у нас есть ответ. Они используют слоновую зубную пасту!
Для того чтобы сделать вашу собственную зубную пасту для слона, вам понадобятся:
- защитные очки (желательно)
- сухие активные дрожжи
- тёплая вода
- перекись водорода 6% (продаётся в салонах красоты), реакция будет работать и с 3% перекисью водорода (можно купить в аптеке или продуктовом), но выглядеть она будет гораздо менее драматично
- жидкое мыло (не используйте антибактериальные версии мыла, в них добавляется триклозан, а его в этой реакции быть не должно)
- пластиковая бутылка с узким горлышком
- краситель или жидкая акварель
- блеск (по желанию), но только пластиковый, а не металлический
- воронка
1 чайную ложку дрожжей залить 2 столовыми ложками очень тёплой воды. Хорошо перемешать.
В бутылку добавить 1/2 стакана 6% перекиси водорода (лучше пусть это делает взрослый), жидкую акварель или пищевой краситель, блеск (если хотите), и немного мыла. Закрутите и тщательно перемешайте.
Поместите бутылку в контейнер, тазик, потому что пены будет очень много. Затем добавьте дрожжевую смесь через воронку. Быстро снимите воронку и наслаждайтесь шоу!
Как только вы добавляете дрожжи, начинается реакция! Дрожжи действуют как катализатор и ускоряют выпуск перекиси водорода: когда этот газ попадает в мыло, он делает сумасшедшее количество пушистой пены! Немедленно удалите воронку и следите за сумасшедшим извержением гигантской пены из бутылки! Пена абсолютно безопасна на ощупь (мягкая и пухлая!). Испарения и пена безопасны.
Всё это происходит быстро, совершенно невероятное зрелище! Реакция экзотермична, что означает, что она выделяет тепло. Вы можете дать ребенку прикоснуться к бутылке после реакции, и они почувствуют тепло.
После того, как пена перестанет выходить, вы можете играть в этой пене с игрушками!
Какие опыты можно делать с детьми 5-6 лет в детском саду
В детском саду проведение опытов является интересным и полезным занятием для детей 5-6 лет. Это помогает развивать их познавательные способности, обогащать опыт и расширять кругозор. Опыты, которые можно проводить, должны быть безопасными и понятными для детей.
Одним из простых и интересных опытов для детей 5-6 лет является эксперимент с водой. Для этого достаточно взять несколько банок с водой разной температуры – горячей, теплой и холодной. После этого ребенок может самостоятельно определить, в какой банке содержится вода разной температуры. Такой опыт помогает понять, как жидкости могут быть разного состояния в зависимости от температуры.
Другим интересным опытом для детей 5-6 лет может стать эксперимент с яйцом и водой. Дети могут поставить яйцо в стакан с водой и увидеть, что оно плавает. После этого можно добавить соль в воду и увидеть, как яйцо начинает тонуть. Такой опыт помогает объяснить принцип работы плавания и тонения при изменении плотности вещества.
Еще одним интересным опытом для детей 5-6 лет может стать эксперимент с песком и водой. Для этого в большую емкость с песком детям нужно добавить воду и хорошо перемешать. В результате получится густая масса, напоминающая грязь. Такой опыт позволяет детям увидеть, как могут изменяться свойства материала при добавлении жидкости.
Важно отметить, что при проведении опытов с детьми 5-6 лет необходимо обустроить специальное место – лабораторию с необходимыми инструментами и принадлежностями. Также важно организовывать эксперименты с учетом безопасности детей
Например, для безопасного использования ребенком инструментов можно использовать деревянные палочки или пипетки под сопровождением взрослого.
Экспериментирование в ДОУ по ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.
- Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
- В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
- Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
- Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
- В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Экспериментирование в организованной деятельности
В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».
В ней запланировано изучение с помощью опытов:
- свойств песка, глины и камня;
- свойств воды в ее различных состояниях;
- температуры.
В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание. Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:
- взвешивание тяжелых и легких материалов;
- измерение длины с помощью мерок;
- наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
- изучение смешивания цветов.
Структура игры-эксперимента в организованной деятельности
В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:
- постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
- выдвижение детьми предположений;
- проверка гипотез;
- фиксация результатов и подведение итогов;
- обсуждение работы.
Экспериментирование в свободной деятельности
Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются:
- наборы для опытов с инструкциями-картинками;
- игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
- писчие принадлежности для фиксации результатов.
Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке
Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь.
Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.
Вам понадобится:
Пена для бритья
Пищевой краситель.
1.
Наполните банку водой.
2.
Сверху нанесите пену для бритья – это будет облако.
3.
Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на “облако”, пока не начнется “дождь” – капли красителя начнут падать на дно банки.
Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.
Вам понадобится:
Теплая вода
Подсолнечное масло
4 пищевых красителя
1.
Наполните банку на 3/4 теплой водой.
2.
Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей – красный, желтый, синий и зеленый.
3.
Вилкой размешайте красители и масло.
4.
Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.
5.
Посмотрите, что произойдет – пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.
* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и “плавает” на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.
Опыт с испарением воды
После того, как ребенок убедится, что нагретая вода может превращаться в пар, самое время провести долгосрочный опыт с испарением воды. Ну не то, что бы он очень долгий, но несколько дней понадобится Должно быть, вы и сами делали такой опыт в детстве.
Итак, ребенок наливает в прозрачный стакан воды и отмечает на стакане маркером уровень, до которого наполнен стакан. По прошествии 3-4 дней будет хорошо видно, что воды в стакане заметно поубавилось.
Вывод. Вода непрерывно испаряется со своей поверхности при положительной температуре воздуха (ребенку помладше можно сказать, что вода испаряется в тепле)
Детям постарше можно приготовить не один, а два стакана с одинаковым количеством воды. Один из них разместить на солнечном окошке, а другой – в теньке. Таким образом, вы наглядно сможете показать ребенку, что при более высокой температуре вода испаряется быстрее.
Либо можно налить одинаковое количество воды в две разных емкости – в стакан и блюдце. И тем самым убедиться, что испарение будет быстрее проходить там, где у воды больше площадь поверхности.
Как сделать вулкан своими руками
В данной статье вы познакомитесь с созданием моделей из различных материалов, таких как пластилин, бумага, монтажная пена, гипс. Так же вы узнаете как превратить ваш самодельный вулкан в действующий и сможете продемонстрировать это явление детям и друзьям.
Макет из пластилина
Для создания вулкана вам потребуется:
- пластилин различных цветов: коричневый для горы, зелёный для травы и красный, чтобы изобразить лав;
- картон (будет подставкой);
- основа под вулкан, ей может быть бутылка или конус из бумаги.
Приступаем к работе:
Создание модели из пластилина – один из самых лёгких способов. С таким заданием справятся даже дошкольники.
Макет из бумаги
Делаем модель вулкана из бумаги. Можно пустить в ход газеты, старые листовки и т. д.
Для макета из бумаги нам потребуются:
Приступаем к работе:
- Обрезаем у бутылки горлышко, прикрепляем её с помощью скотча к основанию (картонке).
- Делаем каркас. Одной стороной полоски картона крепите к верхнему краю бутылки, второй – к основанию будущего вулкана.
- После того как каркас будет готов, начинайте формировать гору. Мните бумагу комками и распределяйте её внутри каркаса.
- Когда набивки будет достаточно и конструкция станет плотной, придайте ей форму, обернув чистыми листами бумаги.
- Ваша работа почти закончена! Осталось только взять краски и красиво оформить получившуюся модель.
Аналогичным способом можно будет сделать макет горы из бумаги. Только нужно будет добавить конусообразную вершину, ведь у гор жерла не бывает.
Накопилось много ненужной макулатуры?
Для изготовления вулкана из папье-маше вам потребуются:
Приступаем к работе:
- У бутылки срежьте горлышко, ватман нарежьте на одинаковые длинные полосы.
- Бутылку приклейте к картону. Можно использовать клей или двухсторонний скотч.
- Сделайте каркас с помощью полосок ватмана.
- Затем приклейте такие же полоски горизонтально, чтобы каркас стал более плотным.
- Газеты и бумагу нарвите на кусочки и вымочите в воде или клейстере. Облепите мокрой бумагой каркас, обмажьте клеем, лепите следующий слой. Для крепости лучше сделать 5 слоёв и больше. Последний слой делайте из кусочков белой бумаги.
- Дайте своему макету высохнуть. Сохнуть такая конструкция будет примерно сутки.
- После того как модель обсохнет, её можно будет оформить с помощью красок.
Вулкан в разрезе из монтажной пены и пенопласта
Макет в разрезе послужит хорошим учебным пособием по географии. А создание такой модели самостоятельно — увлекательный процесс.
Чтобы сделать вулкан в разрезе нам потребуются:
Из пенопласта формируем основу и сам конус вулкана. Наклеиваем на основу куски пенопласта слоями. Каждый слой должен быть уже предыдущего.
Когда основа под вулкан будет готова, монтажной пеной изобразите вытекающую лаву
, дайте ей застыть.
После застывания пены вам останется только разукрасить макет и покрыть его слоем лака.
Макет из гипса
Модель вулкана можно сделать из гипса
. Для этого вам потребуется:
- гипс;
- вода;
- краски.
Приступаем к работе:
- Гипс разведите в воде, согласно инструкции.
- Из получившейся массы сформируйте тело вулкана, оставьте поделку для высыхания.
- После того как гипсовое тело высохнет – раскрасьте его красками.
Лава из средства для мытья посуды и гуаши
Приступаем к самому интересному в создании моделей вулканов. Извержения!
Предлагаем вам несколько вариантов изготовления лавы.
Вам потребуются:
- сода;
- средство для мытья посуды;
- уксус;
- красный краситель или краска.
Положите в жерло ложку пищевой соды, добавьте красный краситель или краску, а также пару капель средства для мытья посуды.
Теперь, для того чтобы устроить извержение, достаточно будет влить в жерло столовый уксус.
Пенный вулкан из марганцовки
Вам потребуются:
- марганцовка;
- перекись водорода;
- жидкое мыло.
Налейте в жерло жидкое мыло, добавьте в него марганцовку. Для извержения влейте в получившуюся смесь перекись водорода.
Создание макетов увлекательное занятие
. Вы ознакомились с основными способами создания моделей в домашних условиях. Необязательно останавливаться на вулканах, можно начать делать макеты достопримечательностей и архитектурных памятников, таких как Кремль или Байтерек.
Гипс, бумага и папье-маше – универсальные материалы, которые помогут создавать интересные и красивые подделки.
Перед нами новый наборчик для любителей химических опытов
из серии «Суперпрофессор». В этот раз нам предстоит наблюдать за извержением вулкана и за фараоновыми змеями.
В этот раз мы решили начать свои химические опыты с оживления фараоновых змей.
Игры-эксперименты
Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.
Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения. Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать. Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.
Чем полезны опыты для детей дошкольного возраста?
Опыты – это не только увлекательное занятие, но и мощный инструмент развития у детей дошкольного возраста. Они дают возможность ребенку узнавать окружающий мир, экспериментировать и познавать новые явления и законы природы. Дети, занимающиеся опытами, развивают свое любопытство, наблюдательность, мышление, творческий подход и умение работать в команде.
Вот несколько преимуществ опытов для детей дошкольного возраста:
- Стимулирование познавательной активности: опыты в детском саду помогают развивать интерес к науке и окружающему миру. Дети задают вопросы, делают предположения и ищут ответы. Это учебный процесс, в процессе которого они знакомятся с новыми понятиями и законами, а также учатся анализировать полученные результаты.
- Развитие наблюдательности и внимания: при проведении опытов дети активно наблюдают и анализируют объекты, явления и процессы. Они обучаются замечать мелкие детали, искать связи между явлениями и предсказывать результаты.
- Творческий подход: проведение опытов требует от детей творческого мышления и воображения. Они могут предлагать свои гипотезы, экспериментировать и искать нестандартные решения задач.
- Развитие ключевых навыков: опыты способствуют развитию таких ключевых навыков, как умение работать с инструментами, наблюдать и анализировать, формулировать свои мысли и вести диалог с другими детьми и взрослыми.
- Социализация: проведение опытов в детском саду подразумевает совместную работу детей в группе. Ребята учатся слушать друг друга, сотрудничать, делиться и взаимодействовать в рамках общей задачи.
Опыты для детей дошкольного возраста – это не только интересное и полезное занятие, но и возможность весело провести время, узнавая что-то новое и удивительное.
Чем полезны опыты для детей дошкольного возраста
Опыты являются отличным способом обучения и развития для детей дошкольного возраста. Они помогают детям лучше понимать окружающий мир, развивают их наблюдательность и логическое мышление.
Проводя опыты, педагоги могут объяснить детям сложные концепции и явления, которые могут скоро стать предметом их вопросов. Дети любознательны по своей природе, и проведение опытов помогает им удовлетворить свою стремление к знаниям.
Особенно полезно проводить опыты, связанные с водой. В детском саду можно обустроить небольшую лабораторию, где дети будут под надзором проводить различные опыты с водой. Например, можно показать ребятам, как вода разлагает соль или сахар, или как можно с помощью воды определить, будет ли яйцо плавать или нет.
Кроме воды, существует множество других опытов, которые можно проводить с детьми. Например, можно организовать опыт с песком и магнитом, чтобы показать детям, как магнит притягивает определенные предметы, а отталкивает другие.
Объясняя детям, какой результат должен быть при определенных действиях, педагоги также могут преподнести информацию в интересной и запоминающейся форме. Например, можно объяснить, что если в сосуд с водой добавить лепестки цветов, вода станет той или иной окраски.
Опыты помогают развивать у детей навыки наблюдения, анализа и решения проблем, а также учат детей работать в группе и сотрудничать друг с другом. Сопровождение взрослого также способствует безопасности проведения эксперимента.
Опыты для детей дошкольного возраста полезны для развития различных навыков и понимания физических явлений. Они помогают ребенку увидеть и понять, как различные материалы и жидкости взаимодействуют друг с другом.
Поэтому, проводить опыты с детьми в детском саду очень важно, ведь они помогут детям получить наглядное представление о множестве интересных явлений и понять, что наука может быть веселой и увлекательной!
Правила безопасности при проведении опытов в детском саду
При проведении опытов с детьми в детском саду очень важно соблюдать правила безопасности. Ребенку нужно объяснить, какие действия допустимы, а какие — запрещены
Во-первых, необходимо помнить, что большинство опытов проводятся с использованием воды. Все эксперименты, связанные с водой, следует проводить под присмотром взрослого. Детям нельзя играть с водой без надзора и разрешения воспитателя.
Во-вторых, нужно быть осторожными при использовании огня и различных химических веществ. Такие опыты следует проводить только в специально оборудованных детских лабораториях и под руководством опытного педагога.
В третьих, ребенок должен быть внимателен и следить за своими движениями. Нельзя резко двигаться, швырять предметы, лезть на стулья или столы
Все действия должны выполняться аккуратно и осторожно
Еще одним важным правилом безопасности является соблюдение гигиенических требований. Перед проведением эксперимента руки ребенка должны быть чистыми. Также необходимо обеспечить чистоту рабочего места и следить за порядком вокруг себя.
Если возникают вопросы по поводу безопасности или каких-либо действий во время опыта, ребенок должен обращаться к взрослому для получения помощи и объяснений. Ни в коем случае нельзя игнорировать собственные сомнения или бояться задавать вопросы.
14. Опыт с окрашиванием пекинской капусты
Ну и в заключение еще один эффектный эксперимент. Сделать его можно как с листами пекинской капусты, так и с белыми цветами, например, с тюльпанами или розами.
Все просто. Если цветы или капусту поставить в крашеную воду, то очень скоро они окрасятся в тот же самый цвет, который был использован нами для окрашивания воды. Уже через час будут видны первые результаты. А через два – цвет станет еще более насыщенным.
Очень важное замечание! Капуста не будет окрашиваться, если для цвета добавить в стакан гуашь, акварель и даже тот сухой краситель в таблетках, который используется для окрашивания яиц на Пасху! Подойдут только кондитерские пищевые красители, лучше всего жидкие. Мы все это перепробовали, и эксперимент получился у нас только с натуральными жидкими красителями, вроде вот таких
Очень интересные результаты можно получить, если разрезать основание листа капусты на две части и погрузить в воду разных цветов. Тогда вы увидите, как красители будут «бороться» за свою территорию на листе
Вывод эксперимента. Вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения и передавая ему все качества жидкости.
На этом все, спасибо за внимание! Еще больше интересных игр для дошкольников можно найти здесь. Чтобы не пропустить наши новые статьи, присоединяйтесь к нам в Инстаграм, , !. Вам также будет интересно:
Вам также будет интересно:
Искренне ваша, Яна Разначенко
Правила безопасности при проведении опытов в детском саду
Опыты в детском саду могут быть не только увлекательными и интересными, но и полезными для развития ребенка
Однако важно помнить о безопасности при проведении таких занятий. Вот несколько правил, которые следует соблюдать при проведении опытов в детском саду:
Всегда проводите опыты под присмотром взрослого. Даже если опыт кажется безопасным, всегда должен быть взрослый, который сможет наблюдать за детьми и помочь в случае необходимости.
Ознакомьтесь с инструкцией и материалами опыта заранее. Поставьте все необходимые материалы на доступном для детей расстоянии. Убедитесь, что вы знакомы с последовательностью выполнения опыта.
Проверьте, что все используемые материалы и оборудование безопасны и подходят для детей
Избегайте использования материалов с острыми краями, ядовитых веществ или других опасных для детей элементов.
Проанализируйте потенциальные опасности и предусмотрите меры предосторожности. Предупредите детей о возможных опасностях и объясните им, как правильно и безопасно выполнять опыты.
Всегда носите средства индивидуальной защиты, если они необходимы
Например, наденьте перчатки или защитные очки, если опыт предполагает работу с химическими веществами или огнем.
Не разрешайте детям есть или пить во время проведения опытов. Объясните им, что опыты — это серьезное занятие, требующее полной концентрации и внимания.
Постоянно наблюдайте за детьми и контролируйте проведение опытов. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, немедленно прекратите опыт и оказывайте необходимую помощь.
Помните, что безопасность детей всегда должна быть на первом месте. Следуя этим простым правилам, вы сделаете проведение опытов в детском саду безопасным и интересным для всех участников.
Как обустроить лабораторию для детей в детском саду
Обустроить лабораторию для детей в детском саду – задача важная и ответственная. В этом помещении дети смогут проводить различные интересные и познавательные опыты. Главное – гарантировать безопасность малышей. Для этого все столы и стулья должны быть подходящими для детского возраста, доступными и устойчивыми.
В лаборатории должно быть достаточно различных материалов и пособий для проведения экспериментов. Например, для привлечения внимания ребят можно использовать разноцветные магниты или лепестки цветов
Важно, чтобы в лаборатории было все необходимое для проведения опытов: стаканы, банка с песком, держатель для яиц и другие инструменты
Для безопасности всех детей сотрудники детского сада должны всегда находиться в помещении лаборатории, чтобы они могли оказать сопровождение и объяснить ребятам, чего они могут и не могут делать. Нельзя оставлять детей без надзора при проведении опытов, чтобы избежать возможных травм или непредвиденных ситуаций.
Кроме того, для обустройства лаборатории можно использовать углубление в столе, где можно хранить различные опыты или жидкости. Также можно поставить таблицу с описанием экспериментов, чтобы дети могли выбирать, какой опыт они хотят провести.
Поставьте большую прозрачную емкость с водой, чтобы дети могли увидеть, что могут наблюдать внутри нее. В этом случае они могут задавать много интересных вопросов, вызванных своими наблюдениями.
Также, чтобы обустроить лабораторию для детей, можно использовать стол с разделителями, где дети могут хранить свои эксперименты и все необходимые инструменты
Важно создать уютную и интеллектуально стимулирующую атмосферу, где дети смогут развиваться и учиться вместе
Экспериментирование в старшей группе
Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.
Полезно наблюдение за животными
К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.
Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- умения сотрудничать со сверстниками;
- анализировать полученные результаты.
Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.
Эксперименты в ДОУ развивают
Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.
К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.
Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.
Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.
Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.
Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:
- Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
- Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
- Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.
Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат
Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.
В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.
Исследуем различные состояния воды. Газообразное состояние
Конечно, ребенок уже много раз видел пар и знает, что это такое. Но попробуйте спросить его, из чего пар состоит и, вполне возможно, что он так сходу вам и не ответит. Поэтому цель этого эксперимента – как раз убедиться в том, что пар состоит из воды. Ну и познакомиться с третьим состоянием воды – газообразным.
Подготовьте небольшое карманное зеркало. Налейте в кружку кипяток. Рассмотрите пар, исходящий от воды, объясните, откуда он появился. Затем подержите зеркало над кружкой. Лучше, если это будет делать взрослый, так как ребенку, скорее всего, будет горячо.
Буквально через несколько секунд можно будет увидеть, что на зеркале появились капельки воды. Пускай ребенок потрогает зеркало и убедится, что оно мокрое. Произошло это от охлаждения пара. Вывод опыта очевиден: пар – это тоже вода, только в виде газа. Ну или, если говорить простыми словами, пар состоит из воды.