Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников

Роль игры в развитии ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Анастасия Рыкачева Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка . Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и др.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка , развития его «самости» . Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции , когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы» . Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив .

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития .

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические и дидактические игры ) . Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.) . В образовательной деятельности применяются различные игровыеприемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли

Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества

Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельностидетей:

*умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие ;

*обогащать впечатления детей с целью развития их игр ;

*обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры ;

*уметь организовывать начало игры ;

*широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка , его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д. р. ;

*создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

*уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

*уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

*регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры , давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

*предлагать с целью развития игры новые роли , игровые ситуации, игровые действия;

*учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры . Если в это время ребенок наигрался от души , то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика .

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения . Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник . Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004.

Зарубежный опыт

В таких странах как США, Великобритания и Франция накоплен богатый опыт использования компьютера в качестве средства обучения. К примеру, в США есть несколько моделей обучения детей в школе и дома при помощи компьютера. Американская программа под названием «Дети и массовая культура» позволила сделать вывод о том, что определяющее значение в получении знаний имеют игры, среди которых и компьютерные. Авторы программы считают необходимым внедрить компьютер в практику детских садов, поскольку исследования демонстрируют достижение больших успехов теми детьми, которые обучаются в компьютерных группах, если сравнивать с детьми, не использующими компьютер. В Великобритании проведенные исследования показали расширение сфер применения компьютера в воспитании и образовании детей, большой популярности компьютерных игр. В проведенном опросе более 80% респондентов заявили, что современные дети именно благодаря возможностям, которые для них открывает компьютер в образовании, имеют более обширный багаж знаний, нежели предыдущие поколения. Они характеризуют компьютерные игры как новаторские и увлекательные. 34% респондентов ответили, что компьютер является помощником в воспитании и образовании детей. Французские специалисты считают, что при помощи компьютерных игр ребенок может научиться мыслить логически, развить словарный запас, расширить кругозор. Авторы французских компьютерных обучающих программ руководствуются принципом «обучения развлечением», в созданных ими играх, которые используются в дошкольных учреждениях, есть помогающие дошкольникам освоить буквы, найти их в словах. Ученые утверждают, что когда дети добиваются лучших результатов в игровой компьютерной деятельности – они проявляют наибольший интерес. Старшие дошкольники проявляют терпение и настойчивость, которые часто в таком возрасте детям не свойственны. При деятельности за компьютером французские исследователи выделили несколько типов мотивации детей:

  1.  интерес к новому предмету – компьютеру;
  2.  желание найти ответы на вопросы (исследовательский интерес);
  3.  желание успешно решить познавательные задачи.

Значение компьютерных игр для развития дошкольников

Определение 1

Компьютерная игра – это разновидность компьютерной программы, основное предназначение которой состоит в развлечении пользователя ПК.

Возможности применения этих игр для развития дошкольников достаточно велики. Если подобрать оптимальную игру, которая отвечает возрастным особенностям развития ребенка, его интересам, имеет учебную направленность, то применение такой игры в творческом, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии дошкольника принесет должный воспитательный эффект.

Важным условием использования компьютерных игр в дошкольном возрасте является осмысленное участие ребенка в них. Только в этом случае, игра будет оказывать положительный воспитательный и развивающий эффект. Простое щелканье кнопками, когда игра лишена всякого обучающего компонента приводит к искаженному восприятию ребенком окружающей действительности, замещает его жизненные эмоции и привлекает, только, бестолковостью действий –«жму, что хочу и как хочу».

Еще одним условием применения компьютерных игр является сформированность эмоциональной сферы ребенка и его волевых чувств. Игры на ПК не должны стать основным направлением деятельности ребенка. Они должны быть оптимально включены в режим дня ребенка: занимать непродолжительный период, использоваться в определенное время, отвечающее максимизации включения в работу интеллектуальных процессов. Ребенок должен обладать силой воли, чтобы уметь выйти из игры и заняться иными делами, которые, также, входят в его режим дня.

При соблюдении данных условий применения ПК игр в образовательном процессе дошкольника, они имеют важное воспитательное и развивающее значение, которое можно отобразить следующими положениями:

  1. Расширение знаний об окружающем мире.
  2. Расширение активной лексики ребенка.
  3. Развитие памяти.
  4. Развитие внимания.
  5. Ознакомление с буквами и числами.
  6. Формирование навыков исследовательской деятельности. ПК игры строятся по принципу совершения исследовательской работы: ребенок занимается поиском и обработкой информации, ищет пути достижения цели игры.
  7. Развитие быстроты действий.
  8. Развитие навыков концентрации внимания.
  9. Подготовка к существованию и деятельности в информационном обществе.
  10. Развитие творческого потенциала ребенка, посредством активизации фантазии и воображения.
  11. Развитие мотивации к познанию. Компьютерная игра вызывает интерес у ребенка. Погружаясь в увлекательное пространство игры, он стремится к продолжению игрового действия. Следовательно, если наполнить игру учебным материалом, то познавательная заинтересованность ребенка будет день ото дня расти.
  12. Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.
  13. Формирование адекватной самооценки. Это обеспечивается за счет реального видения продуктов своей деятельности, итогов совершения каких-то операций, выполнения задач.

Компьютерные игры для детей 10-12 лет. О категории

Для детей 9-11 лет очень важно создать соответствующие условия, которые будут способствовать их интеллектуальному росту и развитию базовых навыков: смекалки, логического мышления, концентрации внимания и т.д. В таком возрасте, юные исследователи вовсю проявляют богатую фантазию, способны детально анализировать трудные ситуации, тщательно составляют план действий для преодоления сложнейших испытаний

Атмосферные, эффектные познавательные онлайн квесты на внимательность станут полезным дополнением к комплексному обучению ребенка школьным дисциплинам.

Детские обучающие игры от Quicksave – это трамплин в светлое будущее

Многие 10-летние сорванцы уже достаточно взрослые, осознанные люди, которые постигают мир со скоростью звука. Глубокое знакомство с современными реалиями посредством виртуальных развивающих развлечений – это грамотное решение. Визуально полученную информацию в спокойной, домашней обстановке, сидя у монитора, гораздо легче и приятнее усваивать. Но чтобы прогресс не останавливался, целесообразно регулярно уделять игровым тренировкам чуточку внимания.

На нашем портале можно бесплатно окунуться в вымышленную вселенную рисованных персонажей, ребусов и настольных мини-приложений:

  • Решать забавные задачки и развязывать логические головоломки;
  • Сразиться с другом в шахматы, поучаствовать в словесном спринте или собрать сборник пазлов;
  • Обучиться азам математического анализа, взяться за строительство замков, возглавить поисковую операцию сокровищ и еще много захватывающих приключений.

Детский портал Quicksave – подборка лучших обучалок без регистрации

Играть в клевую, красочную, оригинальную игрушку – это весело и прикольно. Не упустите уникальный шанс отлично провести свободное время и пообщаться с любимыми волшебными героями из игровых категорий: Игры на развитие внимания , игры найди отличия , развивающие игры .

В какие компьютерные игры нельзя играть детям. 5 компьютерных игр, в которые нельзя играть детям!

При поиске игры для вашего ребенка важно помнить, что детская психика не сформирована. Ребенок воспринимает информацию гораздо труднее, чем подросток или взрослый

Итак начнем…

1. Wii Sports Club

Как и во всех физических нагрузках, с маленькими детьми всегда приходит возможность того, что ваше чадо может причинить вред себе или другим, им просто не хватает координации. Безусловно, спорт это хорошо, но для детей – это опасно. Их тело еще не сформировалось и не может контролировать движения. Дети могут покалечить себя и других.

2. Rainbow Six Siege

Rainbow Six Siege является одним из самых динамичных и сложных шутеров. Основную суть играют камеры наблюдения и проникновения пули через несколько стен и поверхностей. Эта игра может привести к тому, что ваши дети будут чрезвычайно агрессивны.

3. Серия игр Slender

Игры на основе фильмов ужасов – самые популярные, в них присутствует больше всего спецэффектов. Дети воспринимают героев игр как сверхъестественных существ, которые предпочитают преследовать и похищать детей. Все эти игры-ужасы разрушают и без того не сформировавшуюся психику ребенка.

4. Серия игр Assassin’s Creed

С точки зрения содержания этой игры, она является не самой графически неуместной по сравнению с ее современниками. Игра создана на основе исторических событий, но в ней так же присутствуют мотивы убийств и агрессии. Если ребенок будет играть под присмотром взрослого, то она возможно не навредит психологическому здоровью вашего чада.

5. Серия игр Hitman

Игра серии тренажеров убийства. Пожалуй, эта игра самая опасная для вашего ребенка – основная задача бить или убивать людей. Вы можете создавать сами образ вашего персонажа вплоть до аксессуаров.

Узнавай о появлении новых материалов первым!

Компьютерные игры для дошкольников. Картотека компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Бецких Картотека компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста

Существуют разные компьютерные программы , в которых перед ребенком ставятся те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к задачам открытого типа (имеют несколько вариантов решений, другие — закрытого имеют только одно решение). Игры могут быть режиссерскими, позволяющие сочинять и рисовать на экране игровые «мультики» ; дидактическими, обучающими конструированию, основанному на формировании динамических пространственных представлений, активизирующими сознательное применение элементарных математических представлений.

В работе с дошкольниками я рекомендую использоваться только развивающие и специальные обучающие программы. К числу таких игр относится ряд продуктов Ассоциации « Компьютер и Детство » , компаний «Новый Диск» , «Никита» , «Просвещение Медиа» и др. К таким играм относятся,например:

«Красная Шапочка. Математика для дошкольников » .

Серия игр «Веселые уроки. Математика» .

«Три поросёнка против волка (арифметика) ».

«Три поросёнка против волка (учим цифры) ».

«9. Считаем и играем» .

«Баба-Яга учится считать» .

«Маша и Медведь. Подготовка к школе» .

«Скоро в школу. Веселая математика» .

Все приведённые выше игры хорошо использовать при обучении дошкольников счёту .

КАРТОТЕКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР по обучению старших дошкольников счёту .

Данная картотека подобрана согласно возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста , ФГОС ДО. Игры можно скачать совершенно бесплатно в сети Интернет или проводить онлайн – занятия.

Разновидности компьютерных игр, применяемых в целях воспитания и развития дошкольников

Ученые, педагоги и психологи, активно занимаются исследованием многообразия компьютерных игр и актуальностью их использования в дошкольном возрасте.

Игра, разработанная на компьютере в виде увлекательной программы, представляет собой размышления ребенка об окружающем мире. В ходе игрового действия, происходит оперирование знаниями и опытом ребенка. За счет чего осуществляется формирование его представлений об устройстве мира и законах его функционирования. Чтобы эти представления были адекватными, а развитие ребенка целенаправленным и продуктивным, необходимо выбирать оптимальные ПК игры, отвечающие возрастным особенностям и возможностям дошкольников, а также имели образовательную направленность.

Выделяют несколько групп компьютерных игр, оптимальных для использования в дошкольном возрасте. К ним относятся:

Стратегические игры. Они основаны на развитие у участников игры навыков управления. Каждый игрок разрабатывает свою стратегию достижения положительных результатов игрового действия. В дошкольном возрасте применяются не полноценные стратегии, а игры с частичными элементами стратегии. Дошкольники не способны участвовать в полноценной стратегии – это сложно для их интеллектуального уровня развития. Помимо того, такие игры не вызывают у них особого интереса. Дошкольникам интересно наличие сюжета в игре и реализация каких-то реальных отношений. Поэтому, в сюжетные игры включается компонент стратегии, чтобы активизировать управленческие навыки детей, развить их инициативность.
Головоломки. Такие игры представляют собой классические головоломки, перенесенные на монитор ПК. Головоломки могут носить статический и динамический характер. Статические – это классические головоломки, перенесенные в воображаемое пространство. Динамические игры делают акцент на развитие логики дошкольника и формирование у него навыков сообразительности. Кроме того, динамика игрового сюжета позволяет развить координацию движений, концентрацию внимания, навыки быстрого реагирования.
Аркады. Такие игры основаны на совершение игровых действий с героем игры, который проходит разнообразные испытания, выполняет задания для достижения поставленной цели. Такие игры не требуют распределения ролей, поскольку в играх отсутствует конкретный замысел.
Стимуляторы. Такие игры погружают участников игры в игровую ситуацию, требующую применения памяти и навыков пространственной ориентации. Стимуляторы активизируют работу реактивных функций организма, включают в работу сенсомоторику и способствуют развитию многих психических свойств, отвечающих за реакции и пространственную ориентацию.
Сюжетные игры. Сюжетные игры в дошкольном возрасте основываются на использовании сюжета из сказок и детских рассказов. В сюжетной линии включена игровая ситуация, требующая вмешательства ребенка т.е. совершения им определенных действий, приводящих к выполнению героем сюжетной линии каких-либо действий.
Развивающие игры. Такие игры включают в свой состав обучающий компонент, ориентированный на развитие определенных навыков дошкольника, усвоение какой-то информации, развитие разнообразных направлений деятельности

использование игр данной категории активизирует произвольное запоминание, включает в работу внимание и моторные функции, а также развивает навыки концентрации внимания и способствует развитию мыслительных процессов.

Как влияют компьютерные игры на детей. Ребенок сидит за компьютером: компьютерная зависимость у детей. Компьютерные игры и их влияние на ребенка.

Любимые игрушки современных детей давно уже ушли от лошадок и пупсиков , даже куклы Барби и роботы-трансформеры потеряли свою былую привлекательность. Сегодня самой желанной игрой стали компьютеры. Ведь с их помощью открывается целый мир – увлекательные путешествия, “стрелялки”,  приключенческие “бродилки”,  головоломки. И не видно конца и края  компьютерным играм, способным заменить всех оловянных солдатиков, кукол и плюшевых зверюшек вместе взятых.

Почему дети так любят игры на компьютере? Компьютерные игры позволяют ребенку испытать весь спектр эмоций: от восторга, счастья и радости до раздражения, страха, агрессии. 

Но чрезмерное увлечение компьютерными играми может перерасти в серьезную зависимость. Виртуальный мир может с легкостью заменить реальность, в которой есть школа, уроки, суп с вареным луком и еще множество скучных и нелюбимых ребенком вещей.

Многие считают, что неконтролируемое увлечение виртуальными играми вызвано скорее ленью и тягой к развлечениям, чем серьезными психологическими проблемами. Но это не совсем верно!

Какого же влияние компьютерных игр на ребенка?

Компьютерная зависимость – вещь серьезная, она ведет к нарушениям психики и здоровья ребенка.

Компьютернаяпо праву сравнивается с наркотической, поскольку признаки и действие их во многом схожи. В обоих случаях – это попытка “выключиться” из реальности и искусственным образом получить эмоциональную “дозу”.

При компьютерной зависимости в первую очередь страдает детская психика. Ребенок отучается самостоятельно развлекаться и уже не мыслит жизни без “железа”, все его действия направлены на усовершенствование компьютера, поиск новых игр, достижение лучших результатов в компьютерной реальности. Он забрасывает друзей, учебу, прежние увлечения и становится добровольным заложником виртуального мира.

Зачастую родители, пытаясь отучить свое чадо от долгого сидения перед монитором, запрещают ребенку играть в компьютер, прячут клавиатуру и отбирают диски с играми. При таком раскладе ребенок идет в компьютерный клуб, где он с лихвой получает желаемое, но уже за деньги. Поскольку очередная “доза” игр стоит немалых средств, то, потратив карманные деньги, полученные от родителей, дети могут решиться на кражу или вымогательство.

Ко всему прочему, большинство компьютерных игр построено на агрессии, насилии и убийствах, что деструктивно влияет на детскую психику.

От длительного пребывания перед компьютером портятся зрение и осанка. Если ребенок много сидит за компьютером, то из-за малоподвижного образа жизни возникают вегетативные нарушения, сколиоз, мышечная слабость и т.д.

Признаки компьютерной зависимости:

– Ваш ребенок, играя в компьютер, испытывает радость, эйфорию, но когда он вынужден заняться другими делами, выказывает неудовольствие, раздражение и даже.

– Не может остановиться, находясь в игре, и стремится продолжать ее как можно дольше.

– Частично или полностью теряет интерес к другим занятиям (играм со сверстниками, учебе, домашним делам, прогулкам и т.д.).

– Увеличивает число времени, проводимого за компьютером.

– Угрожает, шантажирует родителей в ответ на запрет сидеть за компьютером.

– Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости?

– Как можно раньше привейте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.

– Не стоит совсем запрещать играть в компьютерные игры – подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.

– Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участие в детском представлении, многочисленные кружки, походы в театры, музеи).

– Ребенок должен иметь возможность самовыражаться, сообщать о своих эмоциях без угрозы быть наказанным или получить неодобрительную оценку и у него должна быть возможность удовлетворять потребность в.

– Желательно предоставить ребенку возможность адекватного выплеска негативных эмоций, агрессии (спорт, состязательные игры, борьба). Если вы обнаружили, что ваш ребенок страдает компьютерной зависимостью, не надо его ругать -это не даст нужных результатов. Лучше помогите ему – поговорите, выслушайте, окажите поддержку, побудьте рядом и если ничего не помогает, обратитесь за помощью к специалистам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий