Опыт мамы: как мы справились с кризисом сна за неделю

Про жизнь сейчас и планы на будущее

Состояние стабилизировалось. Я не помню, на каком конкретно моменте я почувствовала, что стало лучше. Постепенно, шаг за шагом все ушло, все негативное. Стало спокойно. Я смогла избавиться от депрессии. Я радуюсь жизни. Много эмоций.

Не одна я радуюсь жизни. То, что происходит вокруг, тоже заряжается тем, что идет изнутри. Я заметила, что люди меняются, мои отношения с окружающими, и все удается.

Сейчас мне тоже приходится принимать антидепрессанты — поддерживающая дозировка. Ашмейба Нино Анатольевна объяснила, что их нужно принимать более длительное время, возможно и всю жизнь. Никто этого не может сказать.

Я могу сказать, что психотерапия при депрессии и лечение не решает всех проблем, но помогает открыть глаза и дает направление, куда идти дальше. Мое состояние было похоже на замкнутый круг, когда ты не видишь выхода. А здесь тебе показывают — вот, пожалуйста, дверь открыта, тебе надо идти туда. Но как ты пройдешь — это уже будет зависеть от тебя. Тебе помогают идти. Основная работа — это работа с собой.

С декабря 2018 я перебралась жить в Италию. 25 февраля у меня будет свадебная церемония. Свадьбы большой не будет, все будет достаточно скромно. Но я выхожу замуж. Я живу в пригороде провинции Турина. Не в квартире, мой жених купил дом с садом. Общение с природой, свежий воздух и, наверное, все то, о чем мечтают многие люди.

Когда меня в подростковом возрасте спрашивали: «А когда ты выйдешь замуж?», я говорила: «Никогда! Ни-ког-да!» Отношения с молодыми людьми и затем с мужчинами у меня не складывались. Чаще всего я боялась и бежала от отношений. За 37 лет жизни у меня никогда не было длительных отношений. И вот сейчас случились первые глубокие и обдуманные, серьезные отношения. Это ново, это необычно, и мне это нравится.

Не навредите

Если вы относите себя к тревожным, мнительным мамочкам, то будьте осторожны.

Важно! В период кризиса сепарации вы рискуете навредить своей дочке или сыночку — либо еще больше укрепить этот страх, либо пойти на поводу у ребенка, тогда все закончится появлением у него вредных привычек. Чего же НЕ надо делать:. Чего же НЕ надо делать:

Чего же НЕ надо делать:

  1. Игнорировать испуганный плач.

Если мама не поможет, когда это очень нужно, значит, она не любит, значит, может бросить. Читайте интересную статью Как реагировать на детские слезы>>>

  1. Бросать малыша с другими людьми, не попрощавшись.

Если вы ускользаете, пока он чем-то отвлечен (чтобы избежать слез), обнаружив пропажу, малыш решит, что мама просто исчезла, растворилась. То есть, страхи подтверждаются: мама может пропасть!

  1. Уходя, не показывайте своей тревоги, расстройства.

Они обязательно передадутся ребенку. Не возвращайтесь по 10 раз, чтобы снова и снова успокоить плачущего малыша.

Кстати. Второй этап кризиса сепарации приходится на время с 1 года до 2 лет. Ребенок уже в состоянии понимать обращенные к нему фразы.

Поэтому уходя, всегда объясняйте в доступной ему категории, когда вернетесь обратно (например, когда ты поспишь и покушаешь супчика).

И еще. Кризис — не время для новшеств. Группы раннего развития, плавание, новая няня — эти перемены лучше сдвинуть на попозже, иначе стресс от них наложится на кризисный этап.

Задача мамы в период сепарационного кризиса — максимально смягчить страхи, но не занянчивать ребенка, давая повод для манипуляций. Золотая середина — всему голова!

Ну а если не справляетесь, возникают неразрешимые вопросы — пишите, найдем решение вместе!

  • Нормы сна детей до года
  • Как отучить ребенка от рук?
  • Когда ребенок начинает ползать?

Про депрессию и попытки суицида

В период депрессии нет сил даже почистить зубы или сходить в туалет. Не то, что нет стимула — нет сил. То есть, ты не только эмоционально истощен, ты еще физически истощен. Я не знаю, как это все происходит, но просто как будто все соки высосаны. Это была тяжелая депрессия. Максимум, что можно делать — это лежать целыми днями, бесконечно можно лежать. Просто, реально, лежать и тыкаться в телефон, бессмысленно копаться в интернете. Читать можно тоже, кстати. Но, соответственно, вся литература, вся музыка, все то, что вокруг, все это такое депрессивное и унылое, потому что радоваться не хочется совсем.

У меня было две попытки суицида. Первый печальный опыт случился в подростковом периоде, когда начались изменения. Вторая попытка случилась, когда я стала жить самостоятельно. Это было не так давно, может быть лет семь назад.

Я это ощущение называю «погружение». Как будто ты уходишь глубоко-глубоко на дно. Ты видишь все, что происходит, но ты не можешь взаимодействовать, контактировать, пережить депрессию и подняться самому очень-очень трудно.

Причины детского кризиса 3 лет

Согласно теории Л.С. Выготского, взросление ребенка представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития психики. В стабильных периодах ребенок развивается медленно и линейно, в период кризиса – бурно и скачкообразно. Одной из главных причин кризиса является конфликт ребенка с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но в этом ему мешают обстоятельства, на которые он не может повлиять, например, запреты взрослых и недостаточный уровень знаний и умений.

Факторы, влияющие на интенсивность кризисных проявлений:

Тип нервной деятельности. Дети со слабым или неустойчивым типом – меланхолики и холерики чаще других закатывают истерики, капризничают и протестуют против правил в кризисном периоде. Флегматики и сангвиники проще относятся к препятствиям в их жизни и обычно ведут себя чуть более спокойно.
Авторитарный стиль воспитания в семье. Если родители постоянно подавляют порывы ребенка к самостоятельности, то он противится этому сильнее, чем в том случае, если этого не происходит.
Тревожный тип родительского воспитания и гиперопека. В такой семье самостоятельность малыша также подавляется, только из других побуждений: родители считают его совсем маленьким ребенком, который ничего не может сделать сам. Протесты и истерики в этом случае неизбежны.
Напряженные отношения в семье

Если между родителями нередко случаются конфликты, то ребенок бессознательно пытается обратить на себя внимание. Ему это практически не удается, поэтому кризис трех лет проявляется более интенсивно.
Состояние здоровья

Дети с психическими и неврологическими особенностями развития переживают возрастной кризис намного более остро, чем их здоровые сверстники.

Нарушения сна: диссомнии, пресомнические нарушения, интрасомнии, постсомнические нарушения, парасомнии, паталогические парасомнии, гиперсомнии

Нарушения сна можно разделить на:

Парасомнии –

двигательные и психические феномены, которые сопровождают сон. Это вздрагивания, перемена положения тела, которые являются физиологичными. И патологические парасомнии – избыточные, беспокойные движения во время сна, сноговорения, снохождение. Могут быть также устрашающие сновидения, ночные кошмары, нарушения ритма и глубины дыхания, ночной храп, апноэ (длительная пауза в цикле дыхания).

Гиперсомниии –

патологическая дневная сонливость. Чаще всего дневную сонливость и неподходящее засыпание днем вызывает обструктивное апноэ. То есть во время сна происходит перекрытие дыхательных путей и больной просыпается от нехватки воздуха. Особенно часто это происходит у тучных людей, с большим животом, спящих на спине, когда легкие подпираются органами находящимися ниже диафрагмы. В этой ситуации желательно снижать вес, спать на боку, на более высокой подушке. Дневные засыпания крайне опасны для людей занимающихся вождением и другими опасными видами деятельности.

– Как оценить качество сна?

– Врач изучающий сон – сомнолог, анализирует сон с помощью полисомнографии. Это метод диагностики включающий одновременную регистрацию электроэнцефалографии, ЭКГ, электромиографии, аудиомониторинг храпа, анализ движения тела, ног, дыхательные движения, температура тела, АД, пульса и др. Данные полисомнографии позволяют оценить продолжительность сна, количество пробуждений, распределение стадий сна, нарушения дыхания и сердечного ритма, аномальные движения и установить характер парасомний. Однако не каждому пациенту с бессонницей удается так внимательно изучить свой сон. Поэтому разобраться в этом часто помогает врач терапевт или невролог, или психиатр.

– Анна Алексеевна, расскажите о причинах нарушения сна?

Комфортные условия

Когда хочется быстрее уснуть, необходимо создать следующие условия.

Температура. Она должна быть не ниже 13 и не выше 18 градусов. Если трудно уснуть, так как немного прохладно, возьмите еще одно теплое одеяло. Когда тело согреется, его надо убрать. Холод сокращает быструю фазу. Поэтому люди, которые заснули, в сугробах замерзают, так и не проснувшись.
Влажность. Для комфортного самочувствия и здорового отдыха в спальных комнатах оптимальная степень влажности должна находиться в пределах 40-55%. Максимально старайтесь избавиться от лишней техники и как можно чаще проветривать. Для укрепления иммунитета врачи советуют спать с приоткрытой форточкой, даже в межсезонье или зимой.
Свет. Гормоны, отвечающие за быстрое засыпание, вырабатываются в полной темноте. Окна зашторить, и проследить, чтобы в комнате отсутствовали иные источники света. Если добиться этого крайне затруднительно, тогда наденьте на глаза специальную маску.
Звуки. Под раздражающий шум заснуть трудно, по возможности, эту проблему нужно решить. В противном случае, обзавестись берушами. Кстати, можно попробовать включить звуки природы, морского прибоя, пение птиц. Это расслабит и поможет настроиться на глубокий сон, тогда вопрос, как очень быстро заснуть, будет незамедлительно решен.
Поза. Универсальное положение для сна — «поза эмбриона» на правом боку

При этом важно соблюдать временной режим. Нельзя спать на животе беременным и послеоперационного периода

При храпе или склонности к носовым течениям — не рекомендуется лежать на спине.

Чистое постельное белье, теплое одеяло и просторная пижама — важны для ночного комфорта.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.

Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.

Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.

Предоставлять свободу

Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Что делать родителю

Точно не стоит подавлять бунт агрессией. В лучшем случае это приведет к неврозу, а в худшем — к замалчиванию кризиса, который, как ни крути, прожить все-таки надо. Еще одна провальная тактика — не замечать нового поведения ребенка и никак на него не реагировать.

Родителям стоит держать в голове, что сын или дочь теперь чувствуют себя очень взрослыми, так что претендуют на совершенно новый статус в семье и на новые бытовые задачи. Они хотят сами решать, во сколько ложиться спать и что нужно делать в первую, а что во вторую очередь.

Поэтому с малышом нужно общаться как с чуть более взрослым человеком. Попробуйте дать ему больше самостоятельности и новых, взрослых поручений. Попросите ребенка полить цветы, помочь вам нести домой пакеты из магазина, накрыть на стол или размешать крем для торта. Поручите ему самостоятельно завязать шнурки перед прогулкой или насыпать корма кошке. Позвольте ребенку выбрать, что сегодня надеть, и не спорьте, даже если дочка решила, что балетная пачка в сочетании с короной принцессы и рейтузами — то, что надо. В конце концов, это не открытие Парижской недели моды.

Попробуйте поиграть в школу — в отличие от машинок и кукольных чаепитий, эта игра кажется 6-7 летним малышам достаточно взрослой и серьезной. И неустанно подчеркивайте, какой у вас самостоятельный ребенок вырос, как он вам помогает и как вы на него рассчитываете.

Сергей Громов, Детский психолог, консультант, тренер, эксперт портала «Я — родитель»

Как и любой кризис, кризис 6–7 лет у вашего ребенка — это возможность перемен и роста. Кроме того, это ваш шанс поддержать его в непростой период и наладить с ним новые отношения — партнерские, а не созависимые, как раньше.

Поддерживайте ребенка, когда он демонстрирует вам свою взрослость. Особенно там, где у него что-то не получается, — так вы выходите на новый уровень совместной деятельности и сотрудничества.

На самом деле помочь должна и школа — и она, как правило, помогает. Когда ребенок фактически и юридически приобретает статус ученика — то есть получает подтверждение своей взрослости и нового положения в семье и в социуме — кризис прекращается. Поэтому не пренебрегайте подготовкой к школе: все эти ручки, портфели, форма значат для ребёнка больше, чем нам может показаться.

Еще один способ помочь ребенку показать миру свою взрослость и подготовить его к началу учебы — записать его на дошкольную программу в летнюю школу Skysmart. Этот интенсивный, но увлекательный онлайн-курс идеально подойдет будущим первоклашкам

Мы играючи подготовим малыша к серьезным занятиям, научим его запоминать новое, концентрировать внимание, повторим буквы и цифры

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Кризис новорожденности

Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Про недовольство своей внешностью, диеты и срывы

В подростковый период любой подросток, мальчик или девочка, начинает меняться, и его начинает что-то раздражать. Это случилось и со мной. Меня перестала устраивать моя внешность.

У меня не складывались отношения с молодыми людьми, а мне очень хотелось общаться и нравиться всем. Реклама по телевизору показывала девушек с прекрасными фигурами, идеальными лицами и зубами. Я думала, что нужно изменить внешность — тогда я стану популярной и привлекательной, и со мной захотят общаться.

Я ничего лучше не придумала, как начать худеть. Я вообще не была толстой, скорее субтильной и даже с недобором веса. 55 кг для моего роста — это адекватный вес, но я все равно боялась. Страх «быть жирной» остается со мной до сих пор.

Начала худеть с одного яблока в день. Потом отказалась от пищи. Сил не было. Похудения происходили в течение долгого времени и сменялись приступами булимии. То есть сначала ты ничего не ешь, а потом «нажираешься» как хрюшка. Пище уже некуда деваться, она уже не помещается, но ты ешь. Мозгом понимаешь, что надо остановиться, но насыщение не наступает. Ешь все без разбора, пока не лопнешь.

К приступам примешивалось чувство вины. Нелюбовь к себе обернулась ненавистью и самоуничтожением. Я хотела одного — похудеть, а получила обратный эффект.

Признаки

Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

  • лёгкое хныканье;
  • сопение, пыхтение, ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
  • нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
  • глаза, полные слёз;
  • закрытая поза (руки в замке перед собой);
  • методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  • нервные, резкие движения;
  • красное лицо.

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

  • плачет;
  • громко кричит до хрипоты;
  • размахивает ногами и руками;
  • топает, прыгает;
  • разбрасывает предметы;
  • тяжело, прерывисто дышит;
  • натужно и долго кашляет;
  • царапает, кусает самого себя и окружающих;
  • бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
  • бьётся головой об стену;
  • не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
  • катается по полу;
  • лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.

При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».

В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:

  • гнев, ярость, злость, негодование;
  • раздражение, недовольство;
  • агрессию;
  • отчаяние, горькое разочарование;
  • обиду.

Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Кризис 1 года

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы

Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо

Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Что за кризис и почему происходит

Кризис первоклашки — это период, когда у ребенка формируется социальное «Я». Он начинает задумываться о том, какой он, осознавать свои эмоции и управлять ими. Ребенок впервые начинает думать «Я умный», «Я старше Васи», «Мне грустно», «Я обиделся» — и озвучивать это. Примерно с 6 лет малыш с каждым днем от мамы и папы, он начинает заводить собственные связи:сам знакомится с другими детьми на детской площадке, сам придумывает игры с ними, учится сотрудничать и делиться без подсказки взрослых.

Многие связывают этот кризис с походом в школу, однако это не совсем так. Некоторые дети могут столкнуться с первыми его проявлениями и в 5 лет, а кто-то «дозревает» только к 8.

Дело в том, что к этому возрасту меняется физиология ребенка: созревают лобные доли мозга и участки, отвечающие за самоконтроль, человек взрослеет и пересматривает свой взгляд на мир. И именно в этом кроется основная причина кризиса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий