Оптимизация процесса обучения

Выполняйте задания сразу, не откладывая их на потом

Учитесь активно и избегайте такой заразной студенческой болезни, как прокрастинация. 

Прокрастинация — это откладывание на более поздний срок дел, задач, проблем и т.д.

К концу семестра у студентов, как правило, возникает то, что они называют метким словом «завал». «Завал» — очень плохая ситуация по многим причинам. И главная из них — чисто психологическая. 

Дело в том, что человек может спокойно преодолевать только такие трудности, которые кажутся ему посильными. Если задача изначально выглядит неразрешимой, а именно так чаще всего выглядит тот самый «завал», вероятность успешного разрешения уменьшается обратно пропорционально росту этого «завала». 

Чтобы не допускать этой ситуации, беритесь за выполнение заданий сразу после их получения. С ними будет гораздо легче справиться еще и по той причине, что знания, необходимые для выполнения задачи, еще не ушли из памяти слишком далеко. И времени на решение уйдет гораздо меньше, ведь не придется шерстить конспект в поисках нужной информации. 

Грамотно организованный процесс обучения — это гарантия сохранности вашего здоровья и наличия свободного времени для хобби, общения с друзьями и личной жизни. Ведь эти составляющие не менее важны, чем знания и будущая профессия. 

Устанавливайте хорошие отношения со всеми преподавателями

Этот навык очень поможет в дальнейшем. Люди с развитыми коммуникативными способностями, неконфликтные, умеющие вести диалог и мирно отстаивать свои интересы — настоящее сокровище для любой компании. 

Случается, что студенты настолько ненавидят какую-либо дисциплину, что начинают активно экстраполировать свое отношение на педагога. В ход идут фразы вроде «мне ваш предмет до лампочки», и это самый лучший способ нажить себе проблем.  

Преподаватель не виноват в отсутствии у вас интереса к дисциплине, а открытая неприязнь может его сильно задеть. Не забывайте, работа — это очень даже личное. Поэтому относитесь с уважением ко всем, кто пытается вас чему-то научить и не допускайте бурного выражения недовольства.

Посещайте лекции, активно участвуйте в семинарах — некоторые преподаватели за отсутствие пропусков могут освободить от зачета, и вы получите заветную мечту всех студентов — «автомат».

Учитесь в согласии со своими биоритмами

Конечно, с расписанием в учебных заведениях договориться вы не сумеете. Тут ничего не поделаешь, придется приводить себя в рабочее состояние и слушать лекции в то время, когда они назначены.

Но вы вполне способны выбрать часы для выполнения домашних заданий и написания учебных работ. Это должно быть максимально комфортное для вас время, в противном случае львиная доля усилий уйдет не на процесс изучения материала, а на то, чтобы заставить себя заниматься. 

Если в 5 утра вы чувствуете себя, как заряженная батарейка, стоит использовать это время с толком. Но если даже 9:00 для вас несусветная рань и первые часы учебы проходят мимо вашего сознания, то какой смысл требовать от своего организма еще более ранних подъемов? Лучше проведите за учебниками вечер, проку от этого будет гораздо больше. 

Найдено научных статей по теме — 15

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ

Оказова Зарина Петровна

Эффективность и качество работы школы оцениваются комплексно и целостно, по многим параметрам: по уровню сформированности у учащихся основных черт личности, нравственной убежденности, по уровню трудовой и физической подготовленнос

Об оптимизации иноязычного профильного обучения

Кравчук Л.С.

В статье идет речь о путях оптимизации и инструментах качественной реорганизации иноязычного образования на ступени профильного обучения для обеспечения формирования вторичной коммуникативной профессиональной личности.

К проблеме оптимизации процесса обучения рисунку

Каретникова А.П.

В работе показано, что в целях повышения эффективности преподавания рисунка на художественно-графических фа-культетах целесообразно уделять больше времени рисованию по памяти, по представлению и по воображению.

Оптимизация перехода к системе дистанционного обучения

Несвит Виталий Дмитриевич, Кириченко Владимир Егорович, Фесенко Андрей Викторович, Бондарец Олег Анатольевич, Старощук Татьяна Александровна, Пузина Валентина Михайловна

В статье исследуется вопрос интенсификации перехода от традиционного обучения к системе дистанционного обучения (СДО) и адаптации студентов к методике этой системы.

Оптимизация процессов обучения с помощью модели Adstock

Сумин Виктор Иванович, Чумакова Вероника Владимировна

Актуальность и цели. В настоящее время основным направлением в области совершенствования образовательных технологий является оптимизация процессов обучения, направленная на улучшение качества восприятия учебного материала.

Средства оптимизации обучения русскому языку как неродному

Сташ Светлана Мухарбиевна

В статье речь идет о средствах оптимизации обучения русскому языку как неродному. Отражаются особенности преподавания русского языка и культуры речи для нефилологических специальностей на примере регионального технического вуза.

Формы методической работы и их роль в оптимизации обучения

Лукашик Н. К.

Приведен перечень основных видов организационно-методической ра­боты кафедры и факультета, кратко обсуждены приемы её реализации. Перечислены основные виды и направления учебно-методической работы.

К вопросу оптимизации внедрения дистанционного обучения (СДО)

Несвит Виталий Дмитриевич, Евсюков Виктор Алексеевич, Скотаренко Виктор Васильевич, Фесенко Андрей Викторович, Бондарец Олег Анатольевич

Согласно приказу №11-ФЗ от 28.02.12 «О внесении изменений в закон РФ об образовании» все вузы, имеющие аккредитацию, обязаны ввести СДО.

Оптимизации учебного процесса в системе заочного обучения в вузе

Белобородова Светлана Вячеславовна

в статье обоснована необходимость разработки технологии самостоятельной учебной работы студентов заочной формы обучения, обеспечивающей достаточное качество обучения как с субъективной точки зрения студента, так и с точки зрения о

К формулировке оптимизационных задач в области стратегии обучения

Елисеев Борис Петрович

Рассматривается стратегия государства в области образования и формулируются оптимизационные задачи для реализации этой стратегии

Основные направления оптимизации процесса обучения в высшей школе

Латышев Олег Михайлович, Троянов Олег Михайлович, Рева Юрий Викторович

Рассмотрена методика и основные направления оптимизации процесса обучения. Показан процесс обучения как диалектическое единство деятельности педагогов и обучающихся.

Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских

Отабаев Искандар Абдуганиевич

В данной статье рассматривается одна из важнейших педагогических проблем оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских.

Оптимизация последипломного обучения анестезиологов-реаниматологов

Грицан Алексей Иванович, Грицан Галина Викторовна, Сивков Евгений Николаевич, Газенкампф Андрей Александрович, Голубев Андрей Владимирович

Цель исследования. Представить технологии организации и внедрение симуляционных технологий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ИПО в СИМЦентре КрасГМУ. Материалы и методы. Процесс обучения на кафедре проходит в два этапа.

Формы и методики оптимизации процесса обучения

В процессе оптимизации обучения немаловажную роль играют формы и методы обучения. На сегодняшний день не существует форм и методов, которые удовлетворяли бы полностью критериям оптимизации: некоторые методы и формы эффективны в одних видах деятельности другие в других.

Ю.К. Бабанский считал, что словесные методы обучения в большей степени разрешают задачи по усвоению теоретический и фактических знаний, но эти методы не решают практических задач, не формируют навыки и умения в должной степен, но плюсом является быстрый темп обучения при использовании этих методик и форм.

Дискуссии способны формировать набор теоретических знаний, логическое мышление, речь, побуждают интерес, развивают волю, но их темп не удовлетворяет временных требований оптимизации.

Поэтому, когда преподаватель готорится к своему урок,у он должен выбрать методику, которая будет соответствовать критериям оптимизации исходя из целей и задач конкретного этого урока.

В течение семестра перечитывайте конспекты

Это значительно облегчит подготовку к экзамену. Информация, к которой мы возвращаемся вновь и вновь, надолго закрепляется в памяти.

К тому же такой подход к обучению послужит хорошему пониманию того, что вы изучаете. Любимый многими студентами прием зазубривания материала за неделю до экзамена дает слабый эффект. Информация, полученная таким образом, через некоторое время выветрится из головы, и вы не сможете как следует ею воспользоваться в своей профессиональной деятельности.

О том, как способствовать лучшему запоминанию, читайте в нашей статье «7 техник, которые прокачают вашу память».

Критерии оптимизации процесса обучения

Для того что бы определить является ли методика процесса обучения оптимальной необходимо выявить у нее четыре основных критерия оптимальности. Эти четыре критерии были разработаны такими известными педагогами как Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник. К этим критериям относятся следующие:

  • максимальные результаты в освоении знаний, умений и навыков
  • минимальная трата времени учеников и педагогов на достижение оптимальной цели обучения
  • минимальное использование усилий для достижения поставленных результатов за определенный временной промежуток
  • минимальная трата средств на достижение поставленных результатов за определенный временной промежуток

Суммируя все вышенаписанное, можно сделать вывод, что оптимальной методика преподавания считается в том случае если, она позволяет достигнуть высоких результатов, используя минимальное количество усилий педагога и ученика за определенный промежуток времени.

Опыт оптимизации процесса обучения в малочисленной сельской школе

В данном параграфе представлен опыт оптимизации процесса обучения в малочисленной сельской школе. Определены цели и задачи экспериментальной работы на всех её этапах. Подобраны объективные измерители определения уровня специализации учителя и уровня сформированности знаний учащихся по учебным предметам на этапах констатирующего и формирующего эксперимента.

Теоретические положения исследования проверялись нами в ходе экспериментальной работы, которая осуществлялась в естественных условиях процесса обучения в малочисленной сельской Архангельской школе.

В соответствии с целью оптимизации процесс обучения в малочисленной сельской школе должен отвечать одновременно следующим критериям: а) содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития сельских школьников в соответствии с требованиями государственных стандартов общего образования, государственных учебных программ на уровне максимальных учебных возможностей каждого ученика школы; б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведённых действующим учебным планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей, что одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся; в) необходима оптимизация процесса обучения, позволяющая решать проблемы оптимизации труда сельского учителя, от которого во многом зависело качество преподавания, а значит и качество обученности ученика малочисленной сельской школы.

Оптимизацию процесса обучения проводили комплексно на нескольких уровнях: а) с целью повышения эффективности и качества преподавания сельского учителя в условиях малочисленной сельской школы; б) с целью предупреждения неуспеваемости сельских школьников и с целью усиления развивающего влияния обучения и повышения эффективности, интенсивности учения наиболее способных учащихся.

Стратегия оптимизации строилась таким образом, чтобы она могла постепенно обеспечить более высокие уровни решения этой задачи одновременно в содержательно-целевом, критериальном и организационном планах, то есть способствовать всестороннему повышению эффективности, интенсивности и качеству процесса обучения при минимально необходимых затратах времени, средств и усилий участников процесса.

В соответствии с целями и задачами диссертационного исследования нам необходимо было изучить деятельность учителей в условиях малочисленной школы и преподающих одновременно несколько учебных предметов. Для выявления условий, от которых в первую очередь зависит качество преподавания сельского учителя по оптимизации процесса обучения, мы поставили перед собой задачу изучить условия их деятельности и типичные недостатки и затруднения в их работе по обучению школьников в малочисленном классе.

В качестве факторов, влияющих на результаты обучения были выделены следующие уровни:

Для обоснованной оценки влияния исследуемого фактора на эффективность работы образовательного учреждения необходимо было учесть влияние сопутствующих факторов.

В качестве характеристик образовательной системы, отражающих влияние на нее проверяемых организационных изменений, использовались результаты обучения и квалификация преподавателей.

При этом мы разработали программу изучения деятельности учителей, ориентированную на целостный охват всех основных звеньев процесса обучения, на рассмотрение в единстве учебно-воспитательной и общественной деятельности сельского учителя, её классных, внеклассных, групповых и индивидуальных форм. В то же время мы учитывали наиболее важные личностные качества учителя, которые существенно влияли на характер его педагогической деятельности. В результате программа изучения деятельности учителя включала в себя следующие элементы: 1) общие сведения об учителе: возраст, педагогический стаж, в том числе и в условиях малочисленной сельской школы, классы, в которых работает, предметы, которые преподаёт, в том числе и не по специальности, бытовые условия, общее состояние здоровья; В школе работало 10 учителей. С высшим образованием – 6 человек, со средним специальным – 4 (рис. 8):

Большой сдвиг от статического к динамическому

Методика, которую в свое время предложил Бабанский, оптимизация процесса обучения приносит живость и обмен в реальном времени в полную игру. Как результат, это имеет большое значение и ценность для применения и оптимизирует возможность внедрения современных образовательных технологий в условиях мультимедийной сети в преподавании.

Современное образование, основанное на новейших технологиях, развивается из отсталой методики на более успешное самостоятельное и групповые занятия студентов. Традиционное образование следует парадигме, в которой учащиеся читают отрывок из учебника, смотрят презентации и слушают скучные лекции преподавателей, читают снова и снова, делают заметки, а затем завершают процесс тестом. Такая модель обучения менее эффективна, дорогостоящая и не интегрирует потенциал, который современные образовательные технологии, основанные на сетевых технологиях, могут предложить.

Автор Бабанский проанализировал текущую ситуацию с использованием индивидуализированных образовательных технологий в первую очередь, при условии, что теоретические основы для применения будут оставлены, а во-вторых, будут доработаны с учетом практики преподавания.

Налегайте на те предметы, которые действительно нравятся

Наша система образования устроена таким образом, что даже в высших учебных заведениях приходится изучать ряд предметов, не имеющих никакого отношения к будущей специальности. Это не так уж плохо, ведь такой подход дает возможность открыть в себе интерес, о котором вы даже не догадывались, и, возможно, поменять специальность. Но чаще предметы «для общего развития» скорее раздражают, особенно если преподаватели излишне требовательны. 

С системой образования вы, будучи студентом, не поспорите. Прикоснуться к таинствам философии придется каждому инженеру. Однако можно установить собственные правила, касательно отношения к предметам, которые вам не интересны.  

Будьте уверены, цвет вашего диплома едва ли интересует будущего работодателя. Единственная причина, по которой студенты стремятся зубрить все предметы на наивысший балл, — перфекционизм. Это качество зачастую играет злую шутку с теми, кто его в себе культивирует. Поэтому если у вас нет цели повторить славу Вассермана, перестаньте мучить себя тем, в чем вы не видите для себя пользы. Лучше потратьте время, чтобы углубиться в изучение предметов, которые вызывают наибольший интерес и поддерживают ваши профессиональные стремления.

Критерии оптимальности методики учебного процесса

Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия. 1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков. 2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов. 3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время. 4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время. Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.

Учитесь учиться

Да, именно так. К сожалению, в школе нас учат многому, но только не этому. Постигать знание — это тоже навык. 11 лет вас заставляли читать учебники, составленные согласно утвержденной программе. Вы послушно следовали плану и едва ли имели возможность отойти от него хоть на шаг. Такой подход, возможно, и позволяет вырабатывать послушание и усердие, но нисколько не способствует развитию любознательности. А ведь именно это качество, далеко не всем присущее от рождения, сулит успех в учебе. 

Что делать? Искренне и от души интересуйтесь тем, что изучаете. Самостоятельно находите литературу, запишитесь в библиотеку, покупайте книги, посещайте интересные мероприятия, а также старайтесь общаться с единомышленниками. Такое тематическое общение очень способствует углублению знаний и вызывает еще большую заинтересованность в предмете. 

Профилактика мозга или как учиться быстрее всегда

Мозг представляет собой сложный механизм. Нередко его даже сравнивают с очень мощным компьютером. И если провести аналогию, легко понять, что, как и любой механизм или компьютер, он требует систематического технического обслуживания. В противном случае справляться с задачами ему будет сложно. Вот ряд привычек, которыми можно овладеть, чтобы обучаться было легче и быстрее:

Занятия спортом. Как показали неоднократные научные исследования, физические нагрузки помогают не только укрепить здоровье и натренировать тело, но и улучшить работоспособность мозга. Когда чувствуете, что мозг переутомлен, сделайте передышку и сходите на пробежку, выполните простую зарядку или поплавайте в бассейне. Уже через 15 минут вы заметите, что стали лучше концентрироваться, а мышление приобрело ясность.

Медитация. Эта практика известна с очень древних времен, причем люди использовали ее как для релаксации, снятия стресса и успокоения мыслей, так и для улучшения памяти, концентрации и других способностей, очень важных в жизни вообще и в обучении в частности.

Питье воды. О том, почему нужно пить воду, вы, наверное, и сами прекрасно знаете (если нет, почитайте нашу статью «10 причин пить воду каждый день»). Здесь же мы только скажем, что ученые из университета Восточного Лондона обнаружили, что обычная питьевая вода способствует лучшей концентрации и решению сложных задач. В издании Daily Mail были опубликованы результаты исследований, согласно которым, люди, которые испытывают жажду, думают на 14% медленнее тех, кто регулярно пьет воду.

Употребление Омега-3. Эти кислоты просто незаменимы, т.к. нормализуют нервные процессы и восстанавливают их, если они были нарушены

К ним относятся память, скорость мышления и внимание. Так что если хотите, чтобы мозг работал лучше, кушайте грецкие орехи, тыквенные семечки, палтус, сардину, скумбрию и лосось

А если любите салаты, добавляйте в них льняное масло – это вкусно и полезно.

Здоровый сон. И в очередной раз мы говорим о сне. Высыпаться нужно просто обязательно, чтобы мозг функционировал стабильно и эффективно. Благодаря сну повышается скорость восприятия, улучшается способность принимать решения и делать правильные умозаключения, обеспечивается высокий уровень интеллекта. Кстати, если перед сном еще раз перечитать лекцию или стихотворение или повторить важный материал, за ночь информация лучше закрепится в памяти.

Хобби и увлечения. Как уже ни раз было сказано, постоянно заниматься какой-то одной деятельностью совсем не полезно и даже вредно. Вы должны отвлекаться, чтобы обеспечить мозгу полноценный отдых. А переключаться специалисты рекомендуют на какие-то интересные занятия. Попробуйте найти для себя такое увлечение или хобби, которое будет связано с концентрацией внимания и координацией. Примером может послужить жонглирование. Было даже исследование, показавшее, что регулярное жонглирование положительно действует на работу мозга. А вообще можно заниматься и каким-то интересным интеллектуальным трудом, к примеру, разгадыванием шарад, загадок, головоломок, отгадыванием кроссвордов и сканвордов, играми на развитие мышления и т.д.

Веселье и развлечения. Уже не одну сотню лет известно, что смех не просто улучшает настроение и поднимает жизненный тонус, а способствует развитию креативности, нейтрализует негативные эмоции, помогает находить решения множества проблем и даже быстрее достигать целей.

Такая вот несложная профилактика мозга поможет вам всегда быть на позитиве и успешнее справляться с разными задачами, в том числе и с учебными. Однако процесс обучения можно многократно улучшить и другими способами. Давай посмотрим, что еще мы можем сделать, чтобы учиться быстрее.

Начинайте практиковать

Изучать теорию — довольно скучный процесс для многих студентов. Практика, предполагающая ваше активное вмешательство, гораздо более веселое занятие. К тому же весьма полезное и даже порой прибыльное.

Как можно действовать? С младших курсов активно участвуйте в мероприятиях, связанных с вашей специальностью. Речь идет не только о тех, которые затевает учебное заведение. Участие в конкурсах, викторинах, конференциях, выставках — отличный способ начать применять имеющиеся знания на практике. Такая активная позиция позволит вам набрать популярность и зарекомендовать себя уже в процессе обучения. А это очень поможет в дальнейшем при устройстве на работу. 

Еще один вариант — поискать подработку в качестве стажера, а может быть (особенно на старших курсах) и полноценного сотрудника. Это не только поспособствует получению профессионального опыта, но и благотворно скажется на ваших материальных возможностях. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий