Определяем уровень развития логического мышления школьников с помощью методики «Сложные аналогии»

Проведение теста «Простые аналогии» среди младших школьников

Учитель должен убедиться, все ли школьники поняли задание правильно

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Детей следует рассадить по одному, чтобы не возникало повода «заглянуть к соседу». Выполнение задания может быть либо ограничено по времени (2–3 минуты на вопрос), либо нет. Временные рамки устанавливаются, как правило, с учётом развития психических и физиологических особенностей детей.

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор теста раздаёт бланки ребятам. На доске должны быть заготовлены два сигнальных образца с подобными, но не аналогичными заданиями.
  2. Учитель даёт такой комментарий: «Перед вами лежит бланк с вопросами. Начнём мы с того, что подпишем его (слева или справа – значения не имеет). Теперь посмотрите на доску. Здесь даны два задания, похожие на те, что у вас в бланках. Давайте вместе рассмотрим возможные варианты ответа».
  3. Далее взрослый объясняет: «Вы должны внимательно прочитать образец, выяснить, чем слова похожи, и на основе этого сходства найти нужное слово-ассоциацию. В образце у нас дана аналогия «свинья – поросёнок». Значит, речь идёт о животных и их детёнышах, поэтому для слова «лошадь» ассоциация будет «жеребёнок»».
  4. Затем педагогу нужно оговорить правила оформления теста. Например, напротив правильного, с точки зрения ребёнка, ответа школьнику нужно будет поставить галочку. Лишние значки или рисунки не допускаются.
  5. После этого нужно сказать пару слов о времени, которое выделяется для прохождения теста, и ответить на возможные вопросы малышей.
  6. Если в группе есть медлительный ребёнок, то имеет смысл чаще подходить к нему, чтобы приободрить (но ни в коем случае не помогать и не делать работу за него) или разъяснить тот или иной вопрос.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию – 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца – стадо;
  • Б. Малина – ягода;
  • В. Море – океан;
  • Г. Свет – темнота;
  • Д. Отравление – смерть;
  • Е. Враг – неприятель.
1.Испуг – бегствоАБВГДЕ
2.Физика – наукаАБВГДЕ
3.Правильно – верноАБВГДЕ
4.Грядка – огородАБВГДЕ
5.Пара- дваАБВГДЕ
6.Слово – фразаАБВГДЕ
7.Бодрый – вялыйАБВГДЕ
8.Свобода – воляАБВГДЕ
9.Страна – городАБВГДЕ
10.Похвала – браньАБВГДЕ
11.Месть – поджогАБВГДЕ
12.Десять – числоАБВГДЕ
13.Плакать – реветьАБВГДЕ
14.Глава-романАБВГДЕ
15.Покой – движениеАБВГДЕ
16.Смелость – геройствоАБВГДЕ
17.Прохлада – морозАБВГДЕ
18.Обман – недовериеАБВГДЕ
19.Пение – искусствоАБВГДЕ
20.Тумбочка – шкафАБВГДЕ

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий
Ответ испытуемого
Комментарий
Испуг – бегство
Физика – наука
Правильно – верно
Грядка – огород
Пара- два
Слово – фраза
Бодрый – вялый
Свобода – воля
Страна – город
Похвала – брань
Месть – поджог
Десять – число
Плакать – реветь
Глава-роман
Покой – движение
Смелость – геройство
Прохлада – мороз
Обман – недоверие
Пение – искусство
Тумбочка – шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Об авторе

В середине прошлого столетия американский психолог Уильям Гордон предложил создание аналогий в качестве способа развития Тест был разработан для взрослых людей. Однако его диагностическая точность настолько понравилась педагогам и психологам, что они решили адаптировать методику для детей. Совместные усилия специалистов нескольких стран значительно упростили тест, внеся в него существенные качественные изменения.

В настоящее время в российских школах активно применяется методика «Простые аналогии». Автор ее однозначно не назван. Однако отечественные педагоги следуют технике выполнения теста, подробно описанной в учебнике по возрастной психологии для вузов И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Суть методики

  1. Испуг — бегство;
  2. Физика — наука;
  3. Правильно — верно;
  4. Грядка — огород;
  5. Пара — два;
  6. Слово — фраза;
  7. Бодрый — вялый;
  8. Свобода — воля;
  9. Страна — город;
  10. Похвала — брань;
  11. Месть — поджог;
  12. Десять — число;
  13. Плакать — реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой — движение;
  16. Смелость — геройство;
  17. Прохлада — мороз;
  18. Обман — недоверие;
  19. Пение — искусство;
  20. Тумбочка — шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

  1. Овца — стадо (часть — целое);
  2. Малина — ягода (род — вид);
  3. Море — океан (маленькое — большое);
  4. Свет — темнота (антонимы);
  5. Отравление — смерть (причина — следствие);
  6. Враг — неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Обработка и интерпретация результатов

Игра в шахматы поможет школьнику развить логику

Результаты подсчитываются простым сложением правильных ответов, за каждый из которых школьник получает 1 балл. Расшифровка получившихся данных выглядит так:

31–32 балла – логическое мышление ребёнка на высоком уровне;
25–30 баллов – качество развито хорошо, но над внимательностью следует поработать;
15–24 балла – логика и внимание требуют регулярных тренировок;
5–14 баллов – занятия по развитию навыков должны быть ежедневными.

Для тренировки внимания обычно используются таблицы Шульте, подробнее о которых можно узнать из статьи « », а также тест Бурдона, его проведение рассматривается в материале «Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников »).

С целью развития логического мышления необходимо:

  • привлекать ребёнка к интеллектуальным играм (шахматам, компьютерным стратегиям);
  • приобщать малыша к чтению книг (особенно тех, которые после повествования содержат задания на проверку прочитанного);
  • стимулировать к выполнению математических действий на том уровне, на котором школьник это может делать.

По результатам тестирования «Простые аналогии» учитель и родители (совместно с психологом) смогут разработать эффективную программу коррекции логики и внимательности школьника. В дальнейшем это предотвратит возможное отставание в учёбе и исключит искажение линии личностного развития, связанное с заниженной самооценкой и отсутствием чёткого целеполагания.

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

Определение особенностей протекания мыслительных процессов.

Цель: определить скорость протекания мыслительных процессов (быстроту ума).

Анализ и обработка данных:

1) Хороший результат по первому столбцу – 10-15 сек. За каждый неверный ответ добавляется по 5 секунд штрафа.

2) Хороший результат по второму столбцу – 1-1,5 мин. За каждый неверный результат – штраф 30 сек.

3) Хороший результат по третьему столбцу – 1-1,5 мин. За каждый неверный результат – штраф 30 сек.

4) Хороший результат по четвертому столбцу – 6-7 мин. За каждый неверный результат – штраф 1 мин.

Фиксируется общее время и число верно заполненных слов.

Сводная таблица результатов.

Интерпретация

Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии». Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:

при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко;
при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков.

При низких показателях коррекция внимания и логического мышления обязательна. Такие занятия помогут ребенку в дальнейшем обучении, значительно повысив уровень его развития.

Процедура проведения диагностики среди школьников

Если тест «Сложные аналогии» планируется организоваться в групповой форме, важно напомнить детям, что вся работа должна выполняться самостоятельно

Исследование рекомендуется проводить в индивидуальной форме, но допускается и групповой вариант тестирования. В обоих случаях диагностика подразумевает письменную форму ответов. На работу с бланком теста выделяется 4–5 минут.

Алгоритм проведения исследования:

  1. Работа начинается с разбора 6 пар шифра. Вместе со взрослым ребёнок определяет тип связи между словами, предложенными в качестве образца для сравнения. Например, «море» и «океан» имеют количественное отличие: что-то меньше, что-то больше; «отравление» и «смерть» соответствуют причинно-следственному виду: проглотив что-то опасное, можно умереть.
  2. Затем экспериментатор объясняет ребёнку, что 20 пар слов на листе также объединены подобными отношениями. Подросток должен эти отношения для себя определить и обвести подходящий ответ, соответствующий аналогичной паре из образца, напротив номера двойки слов.
  3. Ребёнок приступает к работе, а взрослый засекает время. Для удобства расшифровки испытуемому можно записывать не номера пар из шифра, а двойки слов целиком.
  4. Если школьник теряется и не может выделить сходные принципы, то организатор помогает ему, задаёт наводящие вопросы. Например, экспериментатор спрашивает: «Что такое физика?» («Это наука»). Затем даёт наводку: «А есть ещё науки?» («Да»), «Что такое малина?» («Это ягода»), «А какие ягоды ещё тебе известны?». Таким образом, ребёнок приходит к выводу, что физика — это одна из наук, а малина — одна из ягод. Соответствие определено.

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой – психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг – бегство;
  2. Физика – наука;
  3. Правильно – верно;
  4. Грядка – огород;
  5. Пара – два;
  6. Слово – фраза;
  7. Бодрый – вялый;
  8. Свобода – воля;
  9. Страна – город;
  10. Похвала – брань;
  11. Месть – поджог;
  12. Десять – число;
  13. Плакать – реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой – движение;
  16. Смелость – геройство;
  17. Прохлада – мороз;
  18. Обман – недоверие;
  19. Пение – искусство;
  20. Тумбочка – шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца – стадо (часть – целое);
  2. Малина – ягода (род – вид);
  3. Море – океан (маленькое – большое);
  4. Свет – темнота (антонимы);
  5. Отравление – смерть (причина – следствие);
  6. Враг – неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию — 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Низкие результаты по тесту «Сложные аналогии» может свидетельствовать о сниженной мотивации подростка и нежелании проходить тестирование

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца — стадо;
  • Б. Малина — ягода;
  • В. Море — океан;
  • Г. Свет — темнота;
  • Д. Отравление — смерть;
  • Е. Враг — неприятель.
1.Испуг — бегствоАБВГДЕ
2.Физика — наукаАБВГДЕ
3.Правильно — верноАБВГДЕ
4.Грядка — огородАБВГДЕ
5.Пара- дваАБВГДЕ
6.Слово — фразаАБВГДЕ
7.Бодрый — вялыйАБВГДЕ
8.Свобода — воляАБВГДЕ
9.Страна — городАБВГДЕ
10.Похвала — браньАБВГДЕ
11.Месть — поджогАБВГДЕ
12.Десять — числоАБВГДЕ
13.Плакать — реветьАБВГДЕ
14.Глава-романАБВГДЕ
15.Покой — движениеАБВГДЕ
16.Смелость — геройствоАБВГДЕ
17.Прохлада — морозАБВГДЕ
18.Обман — недовериеАБВГДЕ
19.Пение — искусствоАБВГДЕ
20.Тумбочка — шкафАБВГДЕ

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятийОтвет испытуемогоКомментарий
Испуг — бегство
Физика — наука
Правильно — верно
Грядка — огород
Пара- два
Слово — фраза
Бодрый — вялый
Свобода — воля
Страна — город
Похвала — брань
Месть — поджог
Десять — число
Плакать — реветь
Глава-роман
Покой — движение
Смелость — геройство
Прохлада — мороз
Обман — недоверие
Пение — искусство
Тумбочка — шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Предназначается для оценки логического мыш ления. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло гические посылки, в которых буквы находятся в ка ких то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся меж ду собой буквы, стоящие под чертой. Время реше ния 5 минут.

Инструкция:
вам предложены 18 логических за дач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время ре шения задач – 5 минут.

Стимульный материал

Таблица 49

Продолжение таблицы 49

2. А меньше Б в 10 раз

6. А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 12 раз

Б больше В в 6 раз

7. А больше Б в 6 раз

Б больше В в 7 раз

3. А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 6 раз

8. А меньше Б в 3 раза

4. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 5 раз

Б меньше В в 3 раза

9. А меньше Б в 10 раз

14. А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 3 раза

Б больше В в 2 раза

10. А меньше Б в 2 раза

15. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 8 раз

Б меньше В в 3 раза

11. А меньше Б в 3 раза

16. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 4 раза

Б больше В в 3 раза

12. А больше Б в 2 раза

17. А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 5 раз

Б меньше В в 7 раз

13. А меньше Б в 5 раз

18. А больше Б в 3 раза

Б больше В в 6 раз

Б меньше В в 5 раз

Оценка производится по количеству правильных ответов. Норма взрослого человека – 10 и более.

Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление

Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях

Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное. К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения

К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.

Игры на ассоциации

Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.

  • хвост и ушки
  • ручка
  • колючки
  • лист
  • крышка

3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.

Упражнения на логические рассуждения

1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.

Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.

2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.

Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.

3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».

Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.

Игры на развитие понятийного аппарата

1.Выручи инопланетянина. Дети очень любят эту игру, в которой предполагается, что они встретили жителя другой планеты, ничего не знающего о нашем мире. Как правило, один ребенок исполняет роль инопланетянина и задает вопросы:

  • Что это?
  • Для чего этот предмет?
  • Как им пользоваться?

Один или два дошкольника отвечают на вопросы любознательного гостя. Игра хорошо развивает словесно логическое мышление, а также связную речь.

2.Так бывает или нет? Инструкция: «Составь правдивое и ложное суждение, используя заданные слова». Для игры подготовить несколько пар слов.

Например, дерево – корни. Истинное суждение: «Каждое дерево имеет корни». Ложное: «на корнях дерева растут листочки».

3.Потому что… Инструкция: «Придумай не менее трех объяснений одному и тому же событию (явлению, факту)». Пример: Цветы расцвели, потому что…

  • …наступила весна
  • …их вовремя поливали
  • …даже цветы захотели порадовать Машу

Подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Ключ к тесту

1234567891011121314151617181920
ДБЕАЕАГЕВГДБЕАГЕВДБВ

Результаты ответов суммируются и стандартизируются в соотвествии с десятибальной шкалой:

Оценка10987654321
Правильные ответы2019181715–1612–1410–118–976

Полученные по десятибальной шкале результаты интерпретируются следующим образом:

  • 10 баллов — ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов — ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов — есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов — наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов — испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода — малина»);
  • 4 балла — нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла — школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг — неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны — ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл — испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.

Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна — даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.

Результаты теста

  • 10 баллов – полное понимание логических и абстрактных связей любой сложности
  • 9 баллов – испытуемый вполне понимает эти связи, но, возможно, не сумел полностью сконцентрироваться на задании.
  • 8 баллов – не совсем понимает логические связи между понятиями и явлениями. Возможно, не совсем понял задание.
  • 7 баллов – наличие проблем с построением несложных логических связей
  • 6-5 баллов – трудности в нахождении связей в более сложных логических цепочках (ягода-малина)
  • 4 балла – логическое мышление нарушено, невозможность сосредоточиться на определении соответствий
  • 3-2 балла – задание понял, но есть трудности в поисках сравнений. Логическое мышление слабое, связь найдена ошибочно, ввиду рассеянности внимания и трудностей построения умозаключений.
  • 1 балл – наличие растекаемости мышления. Отсутствие логичности, построение ложных аналогий, невозможность строить логические цепочки.

Руководителю эксперимента необходимо учитывать устные высказывания испытуемого для наиболее точной диагностики нарушений умственной и мыслительной деятельности. Поэтому экспериментатор должен быть специалистом по возрастной психологии.

Определив при помощи теста интеллектуальный уровень и соответствие уровня психического развития возрасту испытуемого, психолог разрабатывает индивидуальную программу работы с ним, а при необходимости проводится коррекционная работа.

Определение особенностей протекания мыслительных процессов.

Цель: определить скорость протекания мыслительных процессов (быстроту ума).

Анализ и обработка данных:

1) Хороший результат по первому столбцу – 10-15 сек. За каждый неверный ответ добавляется по 5 секунд штрафа.

2) Хороший результат по второму столбцу – 1-1,5 мин. За каждый неверный результат – штраф 30 сек.

3) Хороший результат по третьему столбцу – 1-1,5 мин. За каждый неверный результат – штраф 30 сек.

4) Хороший результат по четвертому столбцу – 6-7 мин. За каждый неверный результат – штраф 1 мин.

Фиксируется общее время и число верно заполненных слов.

Сводная таблица результатов.

МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Предназначается для оценки логического мыш ления. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло гические посылки, в которых буквы находятся в ка ких то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся меж ду собой буквы, стоящие под чертой. Время реше ния 5 минут.

Инструкция:
вам предложены 18 логических за дач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время ре шения задач – 5 минут.

Стимульный материал

Таблица 49

Продолжение таблицы 49

2. А меньше Б в 10 раз

6. А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 12 раз

Б больше В в 6 раз

7. А больше Б в 6 раз

Б больше В в 7 раз

3. А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 6 раз

8. А меньше Б в 3 раза

4. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 5 раз

Б меньше В в 3 раза

9. А меньше Б в 10 раз

14. А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 3 раза

Б больше В в 2 раза

10. А меньше Б в 2 раза

15. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 8 раз

Б меньше В в 3 раза

11. А меньше Б в 3 раза

16. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 4 раза

Б больше В в 3 раза

12. А больше Б в 2 раза

17. А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 5 раз

Б меньше В в 7 раз

13. А меньше Б в 5 раз

18. А больше Б в 3 раза

Б больше В в 6 раз

Б меньше В в 5 раз

Оценка производится по количеству правильных ответов. Норма взрослого человека – 10 и более.

Как проводить тест?

Вот так выглядит обычный бланк тестового задания:

Образец:

  • А. Отравление – смерть
  • Б.Овца – стадо
  • В. Свет – темнота
  • Г. Море – океан
  • Д. Враг – неприятель
  • Е. Малина – ягода

Тест:

  1. Плакать – реветь
  2. Пара – два
  3. Свобода – воля
  4. Глава – роман
  5. Страна – город
  6. Покой – движение
  7. Похвала – брань
  8. Тумбочка – шкаф
  9. Химия – наука
  10. Грядка – огород
  11. Буква – слово
  12. Пение – искусство
  13. Месть – поджог
  14. Девять – число
  15. Правильно – верно
  16. Обман – недоверие
  17. Смелость – геройство
  18. Прохлада – мороз
  19. Испуг – бегство
  20. Бодрый – вялый

К каждой паре слов нужно подобрать аналогию из предложенного списка логических связей: А, Б, В, Г, В, Е

Ключи

1234567891011121314151617181920
ДДДБГВВГЕББЕАЕДАДГАВ

Вначале экспериментатор производит подготовительную работу с тестируемым по образцу (первым 6 парам слов). Выясняются виды и типы связей и отношений между словами в парах. Испытуемому дается понять, что данные в тесте 20 пар слов имеют такие связи. Он должен эти связи найти и обвести нужный ответ.

Испытуемый начинает тест, а экспериментатор отмечает время начала теста. Можно записать ответы в виде цифр или целых пар слов. При возникновении затруднений, организатор теста может помочь тестируемому. Это должны быть вопросы, наталкивающие его на правильное направление поиска и приводящие к правильному выводу. Результаты теста определяются путем подсчета баллов. Выставляется оценка (максимальное количество баллов-10, минимальное -1):

оценкабаллы
16
27
38-9
410-11
512-14
615-16
717
818
919
1020
          

МЕТОДИКА «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о после довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются специальным бланком либо экспериментатор предъявляет ис пытуемому задачи. Предварительно дается инст рукция.

Растения, земля

Диаметр, круглость

Берег, вода

Глаза, печать

Здание, улица

Бумага, редактор

Крыша, стены

Игроки, правила

Углы, сторона

Сражения, солдаты

Делимое, делитель

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяс нить, упорствует ли испытуемый в своих непра вильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов — 32.

Таблица: коридоры итоговых баллов

Количество баллов
Интерпретация результатов, рекомендации
5–14
рекомендованы ежедневные занятия по развитию навыков мышления
15–24
средний уровень развития, логика и внимание требуют тренировок
25–30
достаточный уровень развития, нужно поработать над внимательностью ученика
31–32
высокий уровень развития логического мышления

После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию. «Простые аналогии» — один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого

Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого

«Простые аналогии» — один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.

МЕТОДИКА «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о после довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются специальным бланком либо экспериментатор предъявляет ис пытуемому задачи. Предварительно дается инст рукция.

Растения, земля

Диаметр, круглость

Берег, вода

Глаза, печать

Здание, улица

Бумага, редактор

Крыша, стены

Игроки, правила

Углы, сторона

Сражения, солдаты

Делимое, делитель

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяс нить, упорствует ли испытуемый в своих непра вильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий