Обучение вокальному искусству

Условия поступления

В настоящее время исполнение песен является неотъемлемой частью как элитарной, так и массовой культуры, а профессия концертно-камерного певца или артиста является желанной и популярной. Многих манит интересная жизнь, высокие гонорары и известность. Между тем мало кто задумывается, насколько тернист путь к славе. Но если же вы твердо решили встать на путь этой творческой профессии, тогда необходимо закончить курс обучения в вузе, причем требования к абитуриентам будут достаточно высоки. В качестве вступительных экзаменов необходимо сдать следующие дисциплины:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история или обществознание (на выбор вуза);
  • иностранный язык (по требования вуза).

В зависимости от требований конкретного учебного заведения вам предложат либо пройти собеседование, либо сдать творческий экзамен. Именно он покажет наличие или отсутствие творческих способностей и таланта. Именно от этого испытания будет зависеть зачисление на обучение.

Резонаторы

 Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата.  Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы  и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

 Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать  попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке.  Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала  верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно,  хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и  всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста

Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох  или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях,  после которого «садился» голос

Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы  при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным,  более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный

Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как  тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её  граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Дыхательные упражнения

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу.  Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать  уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Будущая профессия

Музыкальное искусство не стоит на месте – оно постоянно трансформируется и эволюционирует. Шаблонность исполнительской манеры осталась в прошлом. На сегодняшней сцене аудитория хочет видеть, слышать и чувствовать разные характеры и образы, испытывать подлинные переживания и эмоции.

Современный артист должен поистине стать виртуозом перевоплощения манеры исполнения в зависимости от содержания музыкального произведения. Музыканту требуется максимально полно прочувствовать и передать слушателю характер, мысли и эмоции персонажа музыкального дискурса, воздействовать на слушателя, вызывая в нем ответную реакцию.

Перспективы трудоустройства по профессии

Как уже отмечалось, лишь небольшой процент выпускников музыкальных вузов добиваются признания публики. Но это не значит, что выпускники направления не смогут найти достойную работу. Обычно начинающие музыканты развивают свою карьеру с участия в постановках музыкальных театров. Заработная плата в этом случае невелика, расценки зависят от престижности самого театра и количества постановок, в которых задействован артист.

В зависимости от платежеспособности учреждения оплата труда может составлять от 500 до 5000 руб. в день.

Кроме того, выпускники вуза могут успешно занимать должности:

  • арт-менеджера,
  • артиста хора и ансамбля,
  • артиста музыкального театра,
  • артиста театра оперетты,
  • музыкального журналиста,
  • музыкального редактора,
  • музыкального критика,
  • концертно-камерного певца,
  • педагога вокала,
  • организатора массовых мероприятий.

Степень: Концертно-камерный певец. Преподаватель (Академическое пение) Артист музыкального театра. Преподаватель (Театр оперетты)

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература – профильный предмет, по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Иностранный язык – по выбору вуза
  • Творческий экзамен – по выбору вуза

Первым музыкальным инструментом в истории человечества стал его голос: люди научились петь и слагать тексты песен задолго до появления инструментов. Творчество певца – одно из древнейших видов искусства. Песни превращались в инструмент выражения боли и радости, горя и счастья, ожидания и тоски, вызывая у слушателей аналогичные чувства. Постепенно искусство пения трансформировалось в отдельную сферу культуры, имеющую этнические особенности. Отечественная вокальная школа занимает важнейшее место в истории развития мирового музыкального искусства и продолжает повышать культурный уровень регионов и стран.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом

Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное

Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства  занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта».  При этом всём любая песня – это последовательность  интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму   по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент  — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

К чему приводит неверный алгоритм обучения вокалу

Зачастую неверный алгоритм обучения вокалу не приводит ни к чему, либо к разочарованию, пустой трате сил, денег и времени. Сейчас, как известно, имеется огромное количество различных преподавателей и репетиторов по вокалу. В целом каждый из них неплохо поет и обучает правильным фундаментальным вещам: дыхание, резонаторы, мелизмы. Но зачастую процесс обучения не имеет правильно выстроенных этапов. Уже на первых уроках вы начинаете петь, дышать, распеваться, работать над артикуляцией и т.д. Каша! Не правда ли? Ведь петь – это последний этап всего процесса.

Еще вариант неверного алгоритма – это когда вы начинаете занятия по авторским видеоурокам. Я вообще скептически отношусь к авторским программам  и видеоурокам, ведь все давно уже придумано и проверено годами. Вот представьте себе: вы решили заняться вокалом и натыкаетесь на такой видеоурок: «Учимся мелизмам» или «Пение в головном регистре». И снова получается каша. Вы перепрыгнули через несколько этапов и перешли к мелизмам и головному звучанию, не имея понятия о миксте, правильном положении гортани во время пения, смыкании связок и т.д.

Приобретаемые навыки

Данное направление обучения требует не только знаний специальных дисциплин, но и ряда личных качеств:

  • отсутствие боязни публики и камер,
  • литературные способности,
  • безупречную артикуляцию,
  • музыкально-хореографических навыков.

Выпускники направления «Вокальное искусство» могут следующее:

  1. Исполнять сольные концертные программы, включающие музыкальные произведения различных стилей, жанров, эпох.
  2. Выступать в качестве артиста оркестра и ансамбля, исполнять камерные вокальные произведения.
  3. Петь и читать с листа вокальные партии.
  4. Сочинять фрагменты и пьесы на разнообразные музыкальные темы.
  5. Создавать индивидуальные художественные интерпретации музыкальных произведений.
  6. Использовать фортепиано и другие музыкальные инструменты в процессе работы над вокальным репертуаром.

Основные этапы на пути к вокальному успеху

Существует замечательная западная методика, проверенная годами и большинством голливудских звезд. “Speech level singing” – это методика имеющая свой алгоритм, логику и невероятную результативность. Итак, разберем на какие же этапы, следует разделить весь процесс обучения, на пути к становлению профессиональным вокалистом:

Учимся смыкать связки. На этом этапе мы начинаем чувствовать свои связки, разогревать и готовить их к работе. Именно на сомкнутых связках в дальнейшем мы начнем делать упражнения, которые откроют наш микст и далее головной голос. Работая над микстом и головным голосом на сомкнутых связках (еще сомкнутое положение связок называют “штробас”) мы не провалимся на фальцет, а наоборот будем сохранять тонкое, острое и связанное звучание на всех участках диапазона.

Находим свой микст и головной голос. Этап, на котором будет выполняться комплекс упражнений на сомкнутых связках с нейтральным положением гортани, которых будет направлен на нахождение вашего микста и головного голоса.

Прорабатываем свой микст и головной голос до самых высоких нот на сомкнутых связках

После того как вы найдете микст и зазвучит ваш головной голос, очень важно укрепить подобное связанное звучание на всех участках диапазона на остром, сомкнутом звуке. Очень важно чтобы при этом сохранялась легкость извлечения звука как внизу, так и вверху, без дополнительного выдавливания звука, напряжения и без потери сомкнутости связок.

Наращиваем мощность своего полного голоса, опираясь на острый звук

Когда мы проработали весь диапазон от самого низа до самого верха на сомкнутых связках, мы приступаем к наращиванию мощности голоса, добавляя давление воздуха и немного размыкая связки. Это довольно простой шаг. Тут нет ничего сложного, если вы успешно преодолели первые три этапа.

На место вокализов и распевок на высоких участках диапазона ставим текст. Иногда пропевать фразы в мискте и головном регистре может показаться сложным, даже когда распевки неплохо звучат на всех участках диапазона. Тут не нужно пугаться. На этом этапе нам следует всего лишь грамотно поставить текст на свое место сначала на сомкнутых связках, затем освобождая полный голос. Но это не всегда нужно иногда достаточно первых четыре пункта для того чтобы прекрасно петь на всех участках диапазона, но как показывает практика бывают и исключения.

Работаем над мелизмами и рифами. Это самый приятный этап, когда ваш уже настроенный, поставленный голос начинает набирать окрас и колорит в виде пробежек, мелизмов, что придаст ему еще более профессиональное и отточенное звучание.

В школе “Singing lessons” в Москве работают замечательные педагоги, собравшие лучшие наработки западной вокальной школы. Строгий алгоритм процесса постановки голоса, проверенные всемирно признанные техники обучения вокалу – это то, что выделяет нас и гарантирует вам вокальный успех!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий