Конспект НОД «В гости к буквам» (подготовительная группа)
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сейчас занятие по обучению грамоте. Познакомимся с новым звуком и буквой. В гости пришел Малыш Гео.
Вводная часть
Малыш Гео очень хочет в школу. Мама ему сказала, что для этого нужно знать буквы. А мудрый Ворон Метр посоветовал Малышу отправиться в сказочную страну букв. Там все дети и звери знакомятся с буквами: запоминают их название, написание и учатся читать. Малыш Гео был смелым, отважным и очень любознательным и поэтому решил отправиться в сказочную страну. А находится она в Фиолетовом лесу. Мы вместе с Малышом отправляемся знакомиться с буквами и узнавать много интересного. Нам необходимо сделать гимнастику.
Четко звук произносить. Громко, внятно говорить. Нам поможет, наверняка, Гимнастика для язычка.
(Артикуляционная гимнастика на выбор воспитателя).
Основная часть
Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране букв. Посмотрите, на пути встретились два домика. В них живут буквы. Ворон Метр приготовил для вас загадки про буквы. Слушайте внимательно.
— Эта буква колесо
И похожа на … (О).
— Всем известна эта буква,
Буква славная,
В алфавите главная. (А)
— Ты иголочку возьми,
И дорожки проложи:
Слева – раз, справа – два,
Наискосок будет –три.
Что за буква? Посмотри. (И)
— У этой буквы есть нога,
И очень острые рога. (У)
— Был он круглый колобок,
Но прогрызла мышка бок,
Оставила дорожку,
И совсем немножко. (Э)
— У этой буквы есть нога,
И всего одна клюка. (Ы)
— Эту букву в спортзале,
Перекладиной назвали. (П)
— Наша Настя – неваляшка,
Накланяется вперед,
И никак не упадет.
Влево, вправо и назад,
Так ребята говорят.
И известно всем:
Любит Настя букву… (Н)
— Медвежонок мед нашел,
Радостно домой пошел.
«Вот медок я быстро съем,
«И запомню букву»…(М)
(Один домик сделан с помощью красной ленты на липучках (для гласных букв), другой с помощью зеленой и синей (для согласных букв)). Дети отгадывают загадки про буквы , и объясняют, в какой домик их поселят.)
Физкультминутка
В гости к буквам мы пришли,
(Ходьба по кругу)
Сказочные домики нашли,
(Останавливаются, поднимают руки вверх,
Изображая крышу дома)
Поселились буквы в них,
(Присели)
Вот окошечко для «О»,
(Изображают пальцами букву о)
Очень круглое оно.
В гости к ней издалека,
Прилетела буква А.
(Встают, машут руками)
Буквы весело живут:
Пляшут, хлопают, поют.
(Прыгают, хлопают в ладоши)
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки про буквы вы отгадали. Ворон Метр доволен, что вы узнали буквы. Малыш Гео был внимательным и быстро запомнил эти буквы. Буквы никогда не ссорятся. Посмотрите, как они умеют дружить.
(Воспитатель составляет слоги, дети читают.)
Воспитатель: Ребята, научите Малыша Гео читать слоги.
(Дети по очереди выходят и составляют слоги. Далее дополняют слоги до целого слова.)
В домике поселилась еще одна буква.
Воспитатель: Какой звук вы слышите чаще всего? (Звук ).
— Какой это звук? (согласный, твердый, глухой).
—Придумаем слова, начинающиеся на этот звук.
(Дети придумывают слова и с помощью воспитателя определяют звук т твердый или мягкий.)
Воспитатель: Звук т бывает твердым и мягким и обозначается буквой «Т». (Показывает букву Т).
В какой домик эта буква поселится, и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: На что похожа буква Т? (Ответы детей).
( Воспитатель заранее готовит картинки, на что похожа буква «Т»).
Упражнения на запоминание образа буквы «Т»
- Дети пишут печатную букву в тетради «Лабиринт согласных букв»
- Изображают букву на игровом пособии «Шнур-малыш».
Изображают букву с помощью игрового пособия «Конструктор букв».
Воспитатель: Малыш Гео слушал все внимательно и запомнил букву т. Но вдруг подул сильный ветер, и буквы рассыпались. Ребята, вам нужно составить слоги с буквой «Т». (Дети составляют слоги с буквой «Т». Дополняют их до целого слова.)
Заключительная часть
Воспитатель: Малыш в стране букв узнал много интересного. Научился составлять слоги и слова. А вы? (Ответы детей).
До свидания, сказочная страна букв!
Чтобы грамотными быть,Буквы надо изучить.
Психологическая сущность чтения и письма
Не менее важно для воспитателя глубоко осознавать психологическую сущность механизмов чтения и письма, которые рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. Известно, что вся информация, которой пользуются люди в своей деятельности, закодирована
В устной речи таким кодом являются звуки или звуковые комплексы, которые в нашем сознании связываются с определенными значениями
Известно, что вся информация, которой пользуются люди в своей деятельности, закодирована. В устной речи таким кодом являются звуки или звуковые комплексы, которые в нашем сознании связываются с определенными значениями.
Стоит в любом слове заменить хотя бы один звук другим, как смысл его теряется или изменяется. На письме используется буквенный код, в котором буквы, буквенные комплексы в определенной степени соотносятся со звуковым составом сказанного слова.
Говорящий постоянно осуществляет переход с одного кода на другой, то есть перекодирует звуковые комплексы буквы (во время письма) или же буквенные комплексы в звуковые (при чтении).
Итак, механизм чтения состоит в перекодировании печатных или письменных знаков в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).
Открытые занятия по обучению грамоте
Такой вид работы призван продемонстрировать учебные достижения детей за определённый период обучения и методические успехи педагога, работающего с группой. Для более полной оценки этих показателей открытые занятия проводятся дважды в год и соответствуют следующим требованиям:
- выстраиваются по определённому сюжету (например, Незнайка потерял буквы или Дюймовочка никак не может объяснить Буратино, что такое слог),
- показательный урок не является первым в теме, так как в работе с новым материалом малышам будет трудно в полной мере показать свои знания, умения и навыки,
- в структуру занятия не включаются незнакомые детям виды работы,
- ход занятия 1–2 раза прогоняется с детьми в общих чертах заранее (без выполнения заданий, только общая канва).
Что касается структуры показательного урока, то она ничем не отличается от методики проведения обычного занятия.
Развитие фонематического слуха
Результаты специальных исследований детской речи (В. Гвоздев, Н. Швачкин, Г. Лямина, Д. Эльконин и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано.
Уже в 2 года дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Такой уровень фонематического слуха является достаточным для полноценного общения, но является недостаточным для овладения навыками чтения и письма.
Фонематический слух должен быть таким, чтобы ребенок мог расчленить поток речи на предложения, предложения на слова, слова на звуки, определять порядок звуков в слове, давать элементарную характеристику каждого звука, строить звуковые и слоговые модели слов, подбирать слова в соответствии с предложенными моделями.
Д. Эльконин назвал эти специальные действия, связанные с анализом звуковой стороны слова, фонематическим восприятием.
Действия звукового анализа не усваиваются детьми спонтанно сами по себе, потому что такой задачи в их практике речевого общения никогда не возникало.
Задание овладеть такими действиями ставит взрослый, а сами действия формируются в процессе специально организованного обучения, во время которого дети усваивают алгоритм звукового анализа. А первичный фонематический слух является предпосылкой более сложных его форм.
Поэтому одной из главных задач в обучении дошкольников грамоте является развитие у них фонематического слуха, и на его основе — фонематического восприятия, что включает формирование широкой ориентации детей в языковой деятельности, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи.
Подчеркнем, что ориентировки детей в звуковой форме слова является более значимым, чем просто подготовка к усвоению основ грамоты. Стоит прислушаться к мнению Д. Эльконина о роли раскрытия перед ребенком звуковой действительности языка, звуковой формы слова, поскольку от этого зависит все дальнейшее изучение родного языка — грамматики и связанной с ней орфографии.
Игры
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собири слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Читаем слоги
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.
В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась
Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас
Несколько фактов из истории вопроса
Обучение чтению и письму не проводилось в дошкольных учреждениях вплоть до 1962 года. Затем в программу был включён раздел «Обучение грамоте», предполагавший формирование навыков чтения и печатного письма на части алфавита. Правда, к 70-м несовершенства методики оказались столь очевидны, что постепенно письмо, а затем и чтение из программы были исключены. Но подготовительная работа перед обучением грамоте осталась. С течением времени её основные положения начали разрабатываться уже с детьми 3–4 лет, то есть снова пришли к необходимости постижения азов чтения и письма в старшем дошкольном возрасте.
В современной системе дошкольного образования обучение грамоте включено в программу
Анализ занятия по обучению грамоте
Чтобы составить полное впечатление о достижении целей, задач на занятиях любой образовательной направленности, а также для оценки целесообразности использования методических приёмов, самим педагогом или коллегами проводится анализ урока.
Анализ занятия показывает не только образовательный прогресс детей, но и педагогическое мастерство воспитателя
Алгоритм проведения мониторинга
Для полного анализа следует придерживаться следующего плана:
- Указание количества присутствующих детей, темы, даты.
- Оценка готовности к занятию (подготовлены ли атрибуты, принадлежности и т. д.), а также уместность использования мотивационных приёмов.
- Определение соответствия целей и задач занятия приёмам и видам деятельности, использованным на нём (особый акцент на речевые приёмы).
- Оценка методической оправданности структуры занятия (сюда относится уместность сюжета занятия, выбранного героя).
- Оценка успешности работы выбранных приёмов взаимодействия с детьми (например, при помощи игры ребёнок, у которого не получался звуковой анализ слова, справился с заданием), а также отведённого на них времени.
- Анализ речи педагога: темпа, громкости и выразительности. Эти показатели очень важны для обучения интонационному выделению ударения в словах.
- Определение эмоциональной атмосферы на уроке, в том числе и создание ситуации успеха для малышей, то есть осуществление индивидуального подхода.
- Перечисление недостатков и путей их устранения. Вторая часть этого пункта является ключевой для самоанализа.
- Общий итог анализа.
Что необходимо ребенку перед школой?
Отметим, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и обучение детей чтению и письму является главной задачей начальной школы. Вместе с тем, школа заинтересована в том, чтобы ребенок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к обучению грамоте, а именно:
- имел бы хорошую устную речь;
- развитый фонематический слух;
- сформированные элементарные представления об основных языковых единицах, а также начальные навыки аналитико-синтетического характера в работе с предложениями, словами и звуками;
- был подготовлен к овладению графикой письма.
Поэтому вполне логичным является выделение в Базовом компоненте дошкольного образования, практически во всех действующих программах, по которым работают дошкольные учебные заведения («Я в Мире», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Уверенный старт», «Ребенок в дошкольные годы» и др), такой задачи, как подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Суть занятий по обучению основам грамоты
Обучение грамоте — это начальный уровень образовательного процесса по освоению навыков чтения и письма, который в детском саду интегрирует несколько образовательных областей:
- познание,
- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие,
- художественно-эстетическое развитие.
Если подготовка к постижению основ грамоты начинается в 3–4 года, то само обучение включается в рабочую программу со старшей группы, то есть с 5–6 лет.
Занятия по обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности проводит воспитатель
Миссия занятий
Содержание работы по обучению грамоте в детском саду раскрывается целями, которые это направление учебно-воспитательного процесса преследует:
- стимуляция умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, делать выводы (за счёт активизации процессов мышления),
- пополнение словарного багажа,
- развитие речи (точное употребление языковых средств для внятного и выразительного изложения мыслей),
- воспитание умения следовать правилам, нужным для учебной деятельности (с опорой на личную мотивацию),
- обучение ребят чтению по слогам и письму.
Психологи убеждены, что до 5 лет дети наиболее восприимчивы к изучению языков, то есть очень важно формировать у малышей этого возраста языковую интуицию в отношении грамотных синтаксических конструкций, вырабатывать верное произношение и пополнять активный и пассивный словарь. Осуществить миссию обучения азам чтения и письма в старшей группе можно систематическим решением таких образовательных задач:
Осуществить миссию обучения азам чтения и письма в старшей группе можно систематическим решением таких образовательных задач:
- познакомить малышей с сутью и принципиальными различиями понятий «буква», «звук» (буква — это «рубашка» для звука),
- формировать фонематический слух (то есть навык выделять, различать и воспроизводить звуки речи),
- тренировать детей в делении слов на слоги, а также объединении букв в слова,
- учить голосом показывать ударный слог, протягивая звучание гласного,
- обучать выполнять анализ звуков в слове (сначала на трёхбуквенных словах — дом, мак, кит, лес и др.),
- развивать умение распределять согласные в две категории по твёрдости и мягкости,
- познакомить малышей с содержанием понятия «предложение»,
- воспитывать уважение к языку.
Анализ занятия по обучению грамоте
Чтобы составить полное впечатление о достижении целей, задач на занятиях любой образовательной направленности, а также для оценки целесообразности использования методических приёмов, самим педагогом или коллегами проводится анализ урока.
Анализ занятия показывает не только образовательный прогресс детей, но и педагогическое мастерство воспитателя
Алгоритм проведения мониторинга
Для полного анализа следует придерживаться следующего плана:
- Указание количества присутствующих детей, темы, даты.
- Оценка готовности к занятию (подготовлены ли атрибуты, принадлежности и т. д.), а также уместность использования мотивационных приёмов.
- Определение соответствия целей и задач занятия приёмам и видам деятельности, использованным на нём (особый акцент на речевые приёмы).
- Оценка методической оправданности структуры занятия (сюда относится уместность сюжета занятия, выбранного героя).
- Оценка успешности работы выбранных приёмов взаимодействия с детьми (например, при помощи игры ребёнок, у которого не получался звуковой анализ слова, справился с заданием), а также отведённого на них времени.
- Анализ речи педагога: темпа, громкости и выразительности. Эти показатели очень важны для обучения интонационному выделению ударения в словах.
- Определение эмоциональной атмосферы на уроке, в том числе и создание ситуации успеха для малышей, то есть осуществление индивидуального подхода.
- Перечисление недостатков и путей их устранения. Вторая часть этого пункта является ключевой для самоанализа.
- Общий итог анализа.
Взгляды педагогов на проблему обучения дошкольников грамоте
Нередко взгляды педагогов относительно этих вопросов являются диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Подогревают эту дискуссию еще и родители, которые нередко требуют от воспитателей научить их ребенка читать.
Это связано с тем, что для многих родителей, нередко и учителей начальных классов, умение читать до школы является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению.
Вызывает недоумение и попытка, как ученых, так и практиков дошкольного звена образования, механически перенести содержание работы по обучению грамоте, который определяется действующими программами для детей подготовительной к школе группы на детей старшей группы.
В литературе (А. Богуш, Н. Вашуленко,. Горецкий, Д. Эльконин, Л. Журова, Н. Скрипченко и др.) подготовка старших дошкольников к обучению грамоте определяется как процесс формирования у детей начальных элементарных умений читать и писать.
Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности.
Ученые признают чрезвычайную сложность процесса усвоения грамоты, наличие в нем нескольких взаимосвязанных этапов, большинство из которых приходится на начальную школу.
Однако следует заметить, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте необходима, а большая часть умений, традиционно относимых к обучению грамоте, необходимо начинать формировать у детей еще на этапе дошкольного возраста.
С чего начинается подготовка старших дошкольников к обучению грамоте?
Осветим ряд наиболее важных для практической деятельности воспитателя вопросов, связанных с обучением детей грамоте.
Прежде всего следует понимать психологическую сущность процессов чтения и письма, механизмы этих видов речевой деятельности человека.
Чтение и письмо — это новые ассоциации, которые базируются на уже сложившейся у ребенка второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.
Итак, основой для них служит устная речь, а для обучения грамоте важен весь процесс речевого развития детей: овладение связной речью, словарем, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя.
Особое значение приобретает обучение детей осознавать чужое и собственное высказывание, вычленять в нем отдельные элементы. Речь идет об устной речи, которым дошкольники полностью овладевают.
Но известно, что до 3,5 лет ребенок еще не замечает речи как самостоятельного явления и тем более не осознает ее. Пользуясь речью, ребенок осознает только ее смысловую сторону, которая оформлена с помощью языковых единиц. Именно они становятся предметом целенаправленного анализа во время обучения ребенка грамоте.
По мнению ученых (Л. Журова, Д. Эльконин, Ф. Сохин и др.), необходимо добиться «разведение» звуковой и смысловой стороны слова, без чего невозможно овладеть чтением и письмом.
Фонетические представления
Начальные фонетические представления формируются у старших дошкольников на практической основе, путем организации наблюдений за языковыми явлениями. Так, дошкольники распознают гласные и согласные звуки по следующим признакам;
- способ произношения (наличие или отсутствие препятствий в ротовой полости);
- способность образовывать состав.
Одновременно дети изучают твердый и мягкий согласные звуки. При этом применяются такие приемы, как восприятие звуков в словах и отдельно на слух (сын — синь), выделение звуков в словах, сопоставление твердого и мягкого звуков, наблюдение за артикуляцией, самостоятельный подбор слов с твердым и мягким согласными звуками.
Поскольку в языке звуковое содержание буквы проявляется лишь в сочетании с другими буквами, то побуквенное чтение постоянно приводило бы к ошибкам в чтении.
Обучение грамоте как вопрос самообразования педагога
Обучение грамоте, кроме темы для самообразования «Обучение грамоте в ДОУ», частично входит сразу в несколько блоков рекомендованных ФГОС тематик:
- подготовка к школе («Методы и средства увеличения количества разрабатываемых навыков дошкольника», «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»),
- развитие речи («Развитие связной речи детей дошкольного возраста в общении, игре»),
- знакомство с литературой («Обучение детей 5–6 лет элементарному анализу литературного произведения», «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений», «Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений»),
- общее развитие («Компьютерные технологии в дошкольном образовании» в аспекте выполнения упражнений по обучению грамоте, в том числе и на постановку пропущенных букв в словах).
Разработка темы самообразования по обучению грамоте позволяет находить и осваивать современные приёмы в работе
Обучение грамоте в дошкольном учреждении занимает важное место в осуществлении комплексной подготовки к школьному образовательному этапу. При этом программа работы по учебно-воспитательному курсу определяется его методикой, а также образовательной стратегией конкретного ДОУ
Дети не только усваивают начальные навыки чтения и письма, но и учатся произвольно управлять своей деятельностью, опираясь на собственную мотивацию, что является важным этапом воспитания умения следовать правилам, установленным школьной образовательной системой.
Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Организация: МК ДОУ детский сад № 485
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Цель:
- Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слова, соотносить слова и схемы. Совершенствовать умение детей определять количество слов в предложении, навык чтения.
- Воспитывать стремление помогать друг другу, умение работать в коллективе.
- Развивать мышление и речь.
Материал к занятию:
– «Цветик – Семицветик»;
– сигнальные карточки;
– карточки со схемами предложений и слов;
– мяч;
– ребусы;
– загадки;
– «Домик с окошками»;
– «Озеро с рыбками»;
– сюрпризы для детей;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня провести занятие нам поможет волшебный Цветик-семицветик. Только на этот раз не он будет выполнять наши желания, а мы его. Мы будем срывать его лепестки и выполнять задания, которые на них написаны.
Скажу вам по секрету, в конце занятия этот цветок преподнесёт нам сюрприз.
А сейчас мы срываем первый лепесток и читаем задание.
Выходит ребенок срывает лепесток и читает задание «Слова и схемы». Это значит, что нужно соотнести слова и схемы. На доске 3 слова и 3 схемы. Нужно подобрать к каждому слову свою схему.
ВЕСНА
ЗИМА
КОТ
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь мы сорвем второй лепесток.
Выходит ребенок, срывает лепесток, читает задание «Загадки». Это значит, что нужно отгадать загадки, послушать с какого звука начинается отгадка и поднять нужную сигнальную карточку:
мягкий согласный звук – зеленая
твердый согласный звук – синяя
гласный звук – красная
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Срываем третий лепесток.
Ребенок читает задание «Рыбки».
Воспитатель: Сейчас мы будем ловить рыбу в этом озере. Рыбка считается пойманной, если вы прочитали слово, которое написано на обратной стороне.
Дети по очереди выполняют задание.
Воспитатель: Читаем задание на четвертом лепестке «Предложение».
На карточках написаны предложения:
«Идет снег».
«У Лены санки».
На трех других карточка начерчены схемы предложений. Нужно соотнести предложения и схемы.
Задание выполняют три ребенка.
Воспитатель: На очереди пятый лепесток.
Ребенок читает: «Игра».
Проводится игра-физкультминутка с мячом «Наоборот».
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово. (Холодный, острый, узкий и т.д.) Ребенок бросает мяч воспитателю и называет слово противоположное по значению.
Воспитатель: Срываем шестой лепесток. («Ребусы») Вы помните, что ребусы это такие загадки с буквами, цифрами и картинками.
Каждый ребенок разгадывает один ребус.
Воспитатель: Срываем седьмой лепесток.
Ребенок читает: «Домик»
Воспитатель: В этом домике живут только те слова, которые состоят из двух слогов. Мы будем смотреть на картинку в окошечке и если в слове два слога, то окошечко мы оставим открытым. Если не два слога – окошечко закрываем.
Дети по очереди открывают окошечки.
Воспитатель: Теперь мы видим, что от цветка осталась серединка, сорвем ее и прочитаем: «Сюрприз».
Проводится анализ занятия и дети получают поощрительные призы