Обучение без границ: индивидуальный маршрут для каждого ребенка

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика

Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам)

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель

Это может быть кратковременная цель (например, “Ликвидация пробелов по теме “Сложение столбиком”), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  . Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать

Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: “Как я буду двигаться к выполнению цели?”.

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.)

Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать

Как ИОМ помогает сделать обучение максимально эффективным – и здоровым

Уже само название говорит о том, что в основе индивидуального маршрута – акцент на индивидуальность юного человека. ИОМы позволяют учесть и склонности, и возможности школьника. На их основе можно выстраивать и семейное обучение, и экстернат, и вполне обычную работу в школе – но делая ее персонализированной.

В широком смысле ИОМ – это построение личной образовательной стратегии.

Применяться эта технология может на всех этапах обучения – от дошкольного до предуниверситетского.

Выстраивая индивидуальный образовательный маршрут, необходимо учесть:

  • цели и задачи ученика;
  • его склонности и интересы;
  • физические и психические возможности (а также особенности, если они имеются);
  • уровень текущей подготовки;
  • внешкольную нагрузку.

Кроме того, крайне желательно учитывать скорость обработки и восприятия информации ребенком, его темперамент, предпочитаемые стили образовательной активности.

Благодаря такому подходу появляется возможность более эффективно использовать время, снизить общую утомляемость и при этом добиться более высоких образовательных результатов. В итоге ИОМ становится не только способом повысить успеваемость ребенка и помочь ему в раскрытии талантов, но выступает в качестве здоровьесберегающей технологии.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Что такое ИОМ и для чего он нужен?

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это программа образовательной деятельности обучающегося, разработанная исходя из его интересов, способностей и возможностей.
ИОМ – один из инструментов персонализации образования, который позволяет адаптировать процесс обучения под каждого конкретного ребенка.
Технология индивидуальных образовательных маршрутов построена на тезисе: «Не все дети одинаковы». Это значит, что каждый ребенок имеет свою скорость усваивания материала, свои предпочтения в методах обучения и индивидуальные интересы в определенных предметных областях.
Благодаря ИОМ каждый ребенок может обучаться в своем темпе и выбирать те предметы, которые ему интересны и наиболее полезны в его будущей жизни.
Применении технологии индивидуальных образовательных маршрутов позволяет педагогам адаптировать образовательную программу под потребности каждого обучающегося. Благодаря этому преподаватели могут более эффективно работать с различными группами детей, в том числе с группами детей с особыми потребностями.
Использование ИОМ дает возможность родителям активно участвовать в образовании ребенка не только вне учебного заведения, но и в его стенах: разработка индивидуального образовательного маршрута начинается с обработки запроса ребенка и его родителей, а готовый ИОМ включает в себя их общие пожелания.
Индивидуальный образовательный маршрут – это полноценный учебный план, с перечнем выбранных педагогов и дисциплин, с возможностью отслеживания результатов и формой обратной связи.
ИОМ активно используется в современном образовании, особенно в частных образовательных учреждениях, поскольку государственные школы имеют гораздо более строгий регламент, в котором остается мало возможностей для маневров и внедрения индивидуального подхода к ученикам.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

Сегодня мы всё чаще видим, что сценарии успеха старшего поколения больше не работают. Учеба в вузе теперь не гарант стабильной карьеры, а смена деятельности — скорее правило, чем исключение. Только за последний год около четверти россиян поменяли профессию. По прогнозам консалтинговой фирмы McKinsey, в ближайшие 10 лет число работников, которые решат перейти в другую отрасль, в мире увеличится на 12%.

Как следствие, в сфере образования появляются новые тенденции. На смену стандартным, раз и навсегда утвержденным учебным планам приходят индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Суть этой методики в том, что каждый человек строит свой личный маршрут к знаниям — а значит, может в любой момент его скорректировать, если у него изменятся цели, потребности и ценности.

Выстроить индивидуальный маршрут можно и в обычной общеобразовательной школе. Однако больше инструментов для этого, как правило, бывает у учеников, выбравших альтернативные методы обучения.

Вот один из примеров.

Проучившись в государственной школе 9 лет, Туся Ширкова перешла в «Демократическую школу 5, подъезд 7», которая смогла предложить ей более удобный и свободный формат обучения.

«У нас очная школа, но я живу в 120 км от Москвы, поэтому езжу на занятия раз в неделю, а всё остальное время учусь онлайн. Мы все приходим в школу, и проводим утром общий сбор: голосованием решаем, что сегодня делаем. Например, кто-то из учеников предлагает поиграть в футбол, кто-то — сходить в музей или заняться определенным курсом химии. Дальше мы распределяемся по интересам, и так проходит день. У нас нет классов, четких уроков и расписаний. Школа — пространство, где тебе рады и готовы поддержать любую твою инициативу. Но при этом инициатива должна исходить от тебя. Я сама договариваюсь с учителями, в какой день удобно провести занятие, и составляю свое расписание на неделю. Это очень помогает развивать коммуникативные способности и навыки тайм-менеджмента», — рассказывает Туся.

Многие ученики «Демократической школы» прикреплены к обычной общеобразовательной, и в личном кабинете на портале ЦПСО у них есть список предметов, по которым они должны сдать итоговые экзамены онлайн для аттестации в школе.

«Моей основной целью в этом году было прохождение аттестаций, — говорит Туся. — Я больше времени уделяла гуманитарным предметам, потому что они мне в радость. А еще решила подтянуть знания по физике и химии, хотя они мне и не понадобятся для поступления. Сейчас моя цель — понять, куда я хочу поступить. И в дальнейшем, в зависимости от того, какой план я выберу, буду выстраивать свой учебный год.

Когда ребята попадают из обычной государственной школы в новую, более свободную академическую среду, им требуется примерно два месяца на адаптацию. Поначалу они немного растеряны: никто не занимает их делом. Но потом привыкают и уже сами начинают генерировать идеи и предлагать разные активности.

В первый месяц мне было сложно понять, за что хвататься: нужно было пройти аттестацию по 15 предметам. Обычно в таких случаях помогают кураторы. В школе ты можешь выбрать человека и предложить ему с тобой работать. Моя кураторка помогала мне с планированием, документами, учебниками и во всём меня поддерживала.

Структура маршрута: что он в себя включает

Любой ИОМ будет включать такие компоненты:

  • Целеполагание. Формируются цели и мотивация ученика, описываются его потребности.
  • Содержательная часть. Подбираются учебные предметы, группируются и систематизируются, устанавливаются межпредметные связи.
  • Технологическая часть. Определяются необходимые педагогические технологии, методики, системы.
  • Диагностическая компонента. Описывается, как ИОМ будет диагностически сопровождаться.
  • Организационно-педагогический этап. Определяется, как будут достигаться педагогические цели.

Стандартизированного шаблона для составления индивидуального маршрута нет. Он может выглядеть по-разному, иметь различную структуру. Пример индивидуального плана деятельности в виде таблиц, а также таблицу результатов можно подсмотреть в этом исследовании. Текст сложный, рекомендую посмотреть именно таблицы и чуть ниже – примеры маршрутов.

Часто предполагается, что учащийся посещает общеобразовательные занятия, а по ИОМ работает дополнительно. Иногда проводится только дистанционное обучение по маршруту

При этом важно, чтобы соблюдались такие принципы:

  • интерактивность (постоянная доступность педагога для ученика посредством скайпа, конференций);
  • адаптивность (возможность задействовать новые технологии – интерактивные тесты, лабораторные в интернете, прочее);
  • гибкость (ученик может работать в удобное время, брать подходящий объем заданий);
  • оперативность оценивания достижений.

Чтобы использовать современные информационно-коммуникативные технологии, преподаватель должен хорошо в них разбираться. То есть уметь пользоваться средствами связи типа Skype и Zoom, давать ссылки на электронные энциклопедии, учебники, обучающие ролики и порталы. Мне кажется, дистанционное обучение, связанное с карантином весной-2020, очень разовьет эти навыки у педагогов.

Если ученик посещает дополнительные занятия для реализации ИОМ, их распивание вносится в маршрут. При проектировании индивидуального маршрута надо учитывать:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • возраст и способности ребенка, пожелания родителей;
  • возможность вносить правки, дополнения и изменения;
  • окончательный вариант надо оформить до 15 мая текущего учебного года.

Не получится дать однозначные советы, как составить индивидуальный маршрутный лист технически. Во-первых, потому, что он будет именно индивидуальным. Во-вторых, надо понять принцип, как это делается. Советую посмотреть готовые примеры в педагогической литературе и пособиях. Первый раз будет сложновато, но пугаться не нужно!

Преимущества ИОМ

Ключевое преимущество ИОМ заключается в том, что он позволяет адаптировать процесс обучения к конкретным нуждам каждого ребенка. Это может быть особенно полезно для детей с особыми образовательными потребностями или для тех, кто хочет изучать определенные предметы или развить навыки, необходимые для будущего обучения и карьеры.

ИОМ положительно влияет на мотивацию обучающихся: когда ребенок сам выбирает предметы и методы обучения, он становится более ответственным за свое образование и развивает навыки планирования, организации и самоорганизации.
Применение технологии ИОМ способствует укреплению партнерства между школой, родителями и детьми. Родители активно участвуют в разработке ИОМ: они лучше знают своего ребенка и его потребности, могут дать ценные советы и отзывы для составления эффективного индивидуального образовательного маршрута.
Эффективность применения ИОМ подтверждена рядом исследований. Например, И. А. Галацкова – педагог-психолог из МОУ СОШ №21 г. Ульяновска, поделилась результатами внедрения индивидуальных маршрутов за 2006-2009 годы. Согласно ее данным, внедрение ИОМ положительно сказывается на динамике интеллектуального и личностного развития обучающихся.
А также способствует повышению образовательной мотивации, снижению уровня тревожности и повышению чувства ответственности за образовательный результат.
В исследовании, опубликованном в 2014 году Институтом образовательного лидерства, г. Вашингтон, округ Колумбия, подтверждается положительное влияние ИОМ на развитие навыков работы в команде, повышение учебной мотивации и ответственности.
В исследовании приняли участие 14 школ: из студентов, членов их семей и преподавателей которых были сформированы 53 фокус-группы.
Также данное исследование показало, что обучающиеся стали проявлять большую активность во время занятий и более вдумчиво подходить к выбору дополнительных курсов, стараясь подбирать для себя варианты, которые благоприятно скажутся на карьере в выбранной отрасли.

Цели и принципы ИОМ

Главная цель ИОМ: создать оптимальные условия для развития каждого ребенка. Поэтому при разработке индивидуальных образовательных маршрутов педагог ставит перед собой не только задачу передачи знаний, но и задачу по формированию у обучающихся навыков, которые помогут им успешно осуществлять свою будущую образовательную и профессиональную деятельность.

Основные цели ИОМ:

  • Обеспечение индивидуального подхода к обучению;
  • Развитие способностей и возможностей каждого обучающегося;
  • Формирование у обучающихся навыков самообразования и саморазвития;
  • Подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и к будущей профессиональной деятельности.

Основные принципы ИОМ

  • Учет потребностей и способностей обучающихся: каждый ребенок имеет свои особенности, интересы, сильные и слабые стороны. При разработке ИОМ необходимо учитывать все эти факторы, чтобы создать оптимальную образовательную среду для каждого ученика.
  • Гибкость и адаптивность: образование должно быть ориентировано на индивидуальные нужды каждого ребенка в каждый конкретный момент времени. Это может означать изменение программы обучения, расширение выбора предметов или применение различных методов обучения в зависимости от потребностей ученика.
  • Участие обучающихся в образовательном процессе: ребенок выступает не только в качестве объекта обучения, но и субъекта, который самостоятельно определяет свои цели, осознает свои способности и интересы. Учитель должен стать наставником и партнером для ребенка, помогая ему развиваться и достигать поставленные цели.
  • Индивидуальная оценка успеваемости: традиционные формы оценивания могут быть недостаточно эффективными для определения индивидуального прогресса каждого ребенка. Поэтому в рамках ИОМ могут применяться альтернативные методы оценивания, такие как портфолио работ, проектные задания или метод самооценивания своих работ обучающимися.
  • Сотрудничество всех заинтересованных сторон: родители, учителя, администраторы, психологи, тьюторы и другие школьные специалисты должны вместе работать над разработкой и реализацией индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося. Благодаря этому создается единая система поддержки и помощи, которая наилучшим образом отвечает потребностям всех учеников.

Соблюдение основных принципов разработки ИОМ позволяет создать комфортные условия для эффективного развития каждого ребенка, что благоприятно сказывается на общей успеваемости и способствует достижению личных образовательных целей обучающихся.

Что такое ИОМ?

Это понятие означает персонализированную программу, которая учитывает способности ребенка, его долгосрочные цели (например, поступить в вуз по данному направлению) и текущие задачи (подтянуть успеваемость, подготовиться к олимпиаде).

Точного определения ИОМа пока нет, как и требований к нему. Маршрут составляется под руководством классного руководителя, с участием педагогов, родителей и – крайне желательно! – самого ученика.

Что учитывается при составлении индивидуального образовательного маршрута:

  • Склонности и таланты ребенка, его личные интересы.
  • Состояние здоровья и другие факторы, влияющие на скорость изучения предмета.
  • Событийные факторы, сказывающиеся на учебном процессе (они могут быть как негативными – болезнь, переезд с необходимостью адаптации в новом классе, так и позитивные для самого ученика – поездки на конкурсы, соревнования).
  • Краткосрочные задачи – например, наверстать программу или углубленно изучить какую-то тему.
  • Долгосрочные цели – скажем, подготовиться к олимпиаде или к сдаче ЕГЭ на 90–100 баллов.
  • Параллельная занятость школьника – на какие предметы ему важнее сделать акцент, а какие достаточно изучить на базовом уровне.
  • Индивидуальные особенности характера и темперамента, предпочитаемые виды образовательной активности.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет более эффективно управлять развитием и обучением ребенка, давая ему возможность максимально реализовать потенциал и достичь важных для него целей.

Программа может составляться на относительно короткий период (четверть, полугодие) или на длительный (например, старшие классы). При этом ничто не мешает ее корректировать.

Индивидуальные образовательные маршруты могут применяться как на домашнем обучении, так и в обычных школах. При этом базовая программа в любом случае должна быть освоена школьником. Но ИОМ позволяет делать точечные акценты на тех предметах, на которых по той или иной причине нужно сконцентрироваться ученику.

Заключение

Применение ИОМ позволяет каждому обучающемуся развивать свои сильные стороны и преодолевать слабости, а также создает условия для получения качественного образования. Это достигается за счет гибкости и индивидуальной ориентированности программы обучения. Каждый ребенок может выбрать предметы, которые интересуют его больше всего, а также определить темп и методы изучения.
При реализации ИОМ педагог выступает в качестве наставника и помощника: он помогает составить план обучения, следит за его выполнением, оценивает результаты и корректирует стратегию при необходимости.
Индивидуальный образовательный маршрут способствует развитию самостоятельности и ответственности обучающихся. Выполняя задания по своему выбору, дети учатся принимать решения и нести ответственность за личный образовательный результат. Это развивает у детей критическое мышление, творческие способности и самодисциплину.
Однако следует отметить, что для успешного применения технологии индивидуальных образовательных маршрутов требуются компетентные и подготовленные педагоги, которые смогут эффективно организовывать процесс обучения для каждого ребенка. Также важен доступ к информационным и образовательным ресурсам, оборудование и программное обеспечение.
ИОМ – это важная составляющая современной образовательной системы. Он позволяет создать условия для реализации индивидуальных интересов и развития способностей каждого ученика, а также формирует у детей навыки самостоятельной работы и планирования. Подготавливает обучающихся к дальнейшему получению образования в колледжах, высших учебных заведениях и к профессиональной деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий