Общее понятие о педагогической технологии. История возникновения. Методологические основы

Какие признаки отличают педагогическую технологию

Чтобы отделять педагогические технологии от смежных понятий (методик, школ, концепций и так далее), учёные предлагают использовать список критериев. Если некая педагогическая модель им соответствует, это означает, что её справедливо назвать именно технологией.

Герман Селевко в пособии «Современные образовательные технологии» составил такой перечень критериев технологичности:

Выходит, что одним из главных признаков педагогической технологии становится гарантируемый результат. Технология исключает условия вроде «Если педагог талантливый…», «Если ученики способные…». По словам Германа Селевко, результаты могут различаться в зависимости от мастерства педагога и способностей учащихся, но они всегда приближаются к среднему значению и определяются самой технологией.

Какие существуют педагогические технологии

Составить единый перечень педагогических технологий пока просто невозможно. Их очень много, и способы классификации зависят от того, какой критерий принимается за основу.

Один из распространённых подходов — классификация по уровню применения. Разные теоретики и практики предлагают свои варианты, во многом схожие, но различающиеся в нюансах. Вот пара примеров.

Герман Селевко рассматривает педагогические технологии на трёх уровнях:

  • Общепедагогический (или общедидактический) уровень. Технология характеризует образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении или на определённой ступени образования. Здесь педагогическая технология становится синонимом педагогической системы. Примеры: системно-деятельностный подход, который лежит в основе современных школьных ФГОС, вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори.
  • Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология выступает как частная методика, то есть совокупность методов и средств обучения в рамках конкретной дисциплины или для определённых категорий учащихся (например, людей с нарушениями слуха).
  • Локальный (модульный) уровень. На этом уровне технология решает конкретные образовательные задачи — повторение и закрепление материала, проведение самостоятельных работ, развитие отдельных навыков и так далее. И здесь технологии, по сути, приближаются к формам и методам обучения.


Фото: MT-R / Shutterstock

Похожую систему приводит Наталья Борисова в учебно-методическом комплексе «Образовательные технологии как объект педагогического выбора в условиях реализации компетентностного подхода». Кстати, её же при проектировании учебных курсов предлагают использовать методисты Skillbox. Здесь тоже выделяют три уровня:

  • Методологический — педагогическая теория, концепция или система, которая определяет сущность образовательного процесса и предлагает выстраивать его определённым образом. На этом уровне педагогическими технологиями можно назвать, например, проблемно-ориентированное обучение, обучение от результата, через феномены или через опыт.
  • Стратегический — здесь, по словам Борисовой, технология обучения воздействует на конкретные параметры внутри образовательного процесса. Стратегическими технологиями она называет, например, лекционные, дискуссионные и исследовательские процедуры, самообучение и практику. А в проектировании онлайн-курсов стратегическая технология определяет, каким способом достигаются образовательные цели в конкретной программе. Например, технология модульного обучения подразумевает, что учебный материал разбивается на относительно самостоятельные блоки — модули, для каждого из которых определены свои результаты, методы, средства обучения.
  • Тактический — конкретный тип образовательной деятельности. Как и в классификации Селевко, технологии на тактическом уровне — это формы и методы обучения. В качестве примеров можно назвать лекции, тренинги, анализ кейса, дискуссии — в общем, любую спроектированную активность, благодаря которой достигается образовательная цель.

Допустим, перед методистом онлайн-школы стоит задача спроектировать курс по финансовой грамотности. В этой школе принято разрабатывать курсы от результата — значит, именно эта технология станет методологической основой для новой программы. Затем методист определяет технологии обучения на стратегическом уровне — это будет модульное обучение в дистанционном формате. И наконец, уже на тактическом уровне, он выбирает формы и методы обучения для каждого модуля и отдельного занятия. И включает в свой курс, скажем, видеолекции и вебинары экспертов, промежуточные тесты и итоговую самостоятельную работу.

Роль педагогических технологий в образовательном процессе

Определение 1

Педагогические технологии – это совокупность форм, методов, приемов и средств педагогической деятельности, объединенных в единую систему посредством применения технологического инструментария, оборудования, позволяющего сделать использование данных форм и методов целеориентированным и продуктивным.

Применение педагогических технологий позволяет достичь целей и задач образования более быстрыми темпами с применением меньших материальных и технических затрат.

Педагогические технологии начали активно распространяться и внедряться в образовательный процесс во второй половине XX столетия. Технические средства начинают активно применяться в сфере образовательной деятельности, стимулируя повышение качества оказания образовательных услуг.

Педагогические технологии, применяемы в современном образовательном процессе, способствуют:

  • Повышению производительности труда педагога.
  • Реализации индивидуального подхода в обучении.
  • Реализации контроля продуктивности образовательной деятельности на разных этапах и уровнях образования.
  • Минимизации временных затрат на организацию и реализацию учебно-воспитательной деятельности.
  • Повышению роли субъективных факторов оценки образовательной деятельности.
  • Повышению качества образовательной деятельности.
  • Снижению зависимости итогов реализации обучения и воспитания от квалификации и мастерства педагога.
  • Реализации принципа преемственности в обучении.

Педагогические технологии находят активное практическое применение в образовательном процессе. Их внедрение требует от педагога развитой информационной культуры и ориентации на научно-исследовательскую педагогическую деятельность.

Этапы исторического развития педагогических технологий

Появление педагогических технологий и их применение в качестве основы реализации образовательной деятельности, наблюдается в середине XX столетия. Можно выделить следующие этапы становления педагогических технологий:

  1. Двадцатые годы XX столетия. В этот период в отечественной педагогике появляется термин «педагогическая техника», отражающий совокупность средств и способов организации учебных занятий.
  2. Сороковые – шестидесятые года XX столетия. Происходит активное использование технической продукции в образовательном процессе. Различные технические средства используются для решения ряда образовательных задач. Постепенно вырабатывается технический подход к организации образовательной деятельности. так, появляются первые педагогические технологии, которые признаются в качестве средств технизации образовательной деятельности. В этот период происходит развитие компьютерной техники, и первыми педагогическими технологиями становятся программные продукты. Процессы обучения подвергаются программированию в Америке и Европейских странах.

    Рисунок 1. История становления понятия “педагогическая технология”. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  3. Семидесятые – девяностые годы XX столетия. В этот период информационное развитие переходит на новый уровень. компьютеризация охватывает, практически все сферы жизни общества. В этот период, педагогические технологии начинают рассматриваться в качестве системного продукта, включающего методы, формы и средства организации образовательной деятельности. При этом, технология предполагает использование в образовательной деятельности технических продуктов, устройств, оборудования и системные знаний деятельности в решении образовательных задач. Педагогическим технологиям даются новые пути развития и новые возможности оказания влияния на образовательную деятельность и ее продуктивность.

  4. Девяностые -двухтысячные годы XX столетия. Понятию педагогическая технология дается новый смысл. Он связан с технологизацией образовательной деятельности т.е. проникновением новых технологий, научно-технических средств в образовательный процесс. Педагогические технологии расширяют свое влияние. Они обладают новыми возможностями, принципами деятельности, позволяющими повысить качество и эффективность образования, упростить работу педагогов и деятельность учащихся. В этот период, в отечественной педагогики начинает активно развиваться технология воспитания, основанная на идеях педагогической деятельности XX столетия и их сочетании с идеями свободного воспитания.
  5. Современный этап социального развития. Они ориентированы, прежде всего, на максимальное использование личностного потенциала учащихся, опору на деятельностный подход в обучении и проектирование учебно-воспитательной деятельности. С современным педагогическим технологиям относится развивающее обучение, технологии проблемного и проектного обучения, ТРИЗ – технологии развития изобретательских задач, здоровьесберегающие технологии, технологии сотрудничества, ИКТ технологии.

Рисунок 2. Тенденции развития педагогических технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как происходит технологизация процесса

1. Весь процесс от начала (постановки цели) до конца (получения результата) делится на отдельные действия, которые необходимы для результата, соответствующего поставленной цели.

2. Определяются основные этапы, шаги на пути к результату. Для этого все выделенные действия выстраиваются в последовательности, которая позволяет наиболее эффективно добиваться результата. Иначе говоря, каждое действие соотносится с этапом на пути к результату (действие и входящие в него операции – это содержание этапа).

3. Для каждого этапа определяются наиболее эффективные средства и способы деятельности, а также условия, которые необходимо выполнить на том или ином этапе (например: необходимый уровень квалификации работника, качество исходного материала, временны́е рамки данного действия).

4. Проектируются промежуточные результаты, достижение которых свидетельствует о реализации одного этапа, о возможности и необходимости перехода к следующему этапу.

5. Формируется система контроля результатов – как конечного, так и промежуточных (контроль промежуточных результатов необходим для перехода от одного этапа к другому). Для контроля также подбираются наиболее эффективные средства и методы, диагностические методики.

6. Все элементы собираются в единое целое, и созданная технология внедряется в практику. Практика может выявить недочёты, нереализованные возможности; это потребует корректировки технологии для её дальнейшего совершенствования.

Внедрённая технология увеличивает эффективность процесса: обеспечивает количественный рост результата, повышение его качества, снижение его себестоимости. Об эффективности может свидетельствовать как всё перечисленное, так и что-то одно. Например, количественный рост результата при сохранении качества и себестоимости на прежнем уровне позволит удовлетворить растущий спрос на товар или услугу, а снижение себестоимости – снизить цену на производимый продукт, что при сохранении хорошего качества сделает его более привлекательным для потребителя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий