Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Тема:
«Общее понятие о дидактике»
Слайд 4Ян Амос Коменский (1592—1670)
(чешский педагог )Назвал дидактику «всеобщим искусством
всех учить всему»(«Великая дидактика» )
Слайд 5Иоганн Фридрих Гербарт
(1776—1841)
(Немецкий педагог и философ)
Разработал теоретические основы
дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения.
Слайд 6Константин Дмитриевич Ушинский
(1824—1870)
(выдающийся русский педагог)Внес значительный вклад в
решение важнейших проблем научной дидактики
содержания, методов и организационных форм. (П.И. Пидкасистый)
содержании, методах, средствах и организационных формах. (Подласый И.П.)
его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
познавательных навыков и научных знаний.Обучение – целенаправленный процесс познания окружающего
мира в результате взаимодействия детей и педагога при достижении определенных целей образования. Преподавание -процесс деятельности педагога в рамках обучения. Учение -познавательная деятельность ребёнка в период обучения.
Основные понятия дидактики
Слайд 13Дидактические концепции:
1) традиционная (Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);
2) педоцентрическая (Д. Дьюи,
Г. Кершенштейн, В. Лай);
3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков,
В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).
Слайд 14Метод обучения – это совместная упорядоченная деятельность педагога и ребёнка,
направленная на достижение заданной цели обучения.
Прием – элемент метода,
разовое действие в реализации метода .
Методы обучения по источнику передачи и получения знаний (авторы Перовский, Голант)
Слайд 15Словесные методы :
Рассказ взрослого и рассказ ребенка – это монологическое,
последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.
Чтение художественных
произведений детям расширяет и обогащает знания детей об окружающем, формирует их способности к восприятию и пониманию художественной литературы.
Объяснение – это истолкование определённых понятий и явлений.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит детей к пониманию нового материала или проверяет уже усвоенный.
Слайд 16Наглядные методы:
Наблюдение — основной метод в обучении дошкольников.
Виды
наблюдений:
*распознающего характера (например, форма, цвет, величина)
*за изменениями и преобразованиями объектов
(например, рост и развитие растений, животных)
*репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта (например, по цвету ягоды определяется ее спелость)
Рассматривание картин в целом и детально
Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов.
Этапы демонстрации:
предварительная беседа о том явлении, о котором будет фильм
после просмотра фильма — обмен впечатлениями
через несколько дней — повторный показ
беседа после повторного просмотра
Слайд 17Практические методы:
Упражнения — многократный повтор ребенком умственных и практических
действий.
Элементарный опыт — преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых
свойств объекта.
Моделирование — процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре объектов (виды моделей: предметные, графические, предметно-схематические).
История становления дидактики
Впервые мысли о необходимости организации целенаправленного процесса обучения высказывались такими философами и учеными как Сократ, Демокрит, Аристотель и Платон. В своих трудах, они рассматривали процесс обучения подрастающего поколения, не как стихийное и случайное мероприятие, а как целенаправленный, систематически проводимый и управляемый педагогом процесс. С течением времени процесс обучения приобрел именно такие черты, были поставлены четкие рамки и требования к его организации и реализации. Однако, несмотря на это, процесс обучения до сих пор является предметом исследования среди ученых-педагогов. Выявляются проблемы, которые необходимо решать и предотвращать. В этой связи возникает такая отрасль педагогики как дидактика.
Впервые термин «дидактика» был введен в оборот немецким педагогом В. Ратке в курсе лекций. Позднее вопросами дидактики занимался Я.А. Коменский, написавший свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором впервые была разработана и описана теория обучения, как система научных знаний.
Дальнейший вклад в развитии дидактики осуществлен посредством психологических и педагогических исследовательских работ таких ученых как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, П.Я. Гальперин.
На сегодняшний день выделяют следующие этапы становления и развития дидактики:
- I этап – традиционная дидактика (XVII – XIX века). Основной упор ставится на преподавание, как основной источник передачи знаний подрастающему поколению.
- II этап – современная дидактика (конец XIX – первая половина XX веков). На данном этапе акцент смещается на такой вид деятельности как «преподавание-учение», элементами которого являются личностный подход, учение – основной источник знаний, психология управления.
- III этап – постсовременный (вторая половина XX века). Акцент сохраняется по-прежнему на деятельности «преподавание-учение», но происходит изменение его содержания. Основными элементами выступают: оценка знаний учащихся и оценка основного источника знаний. Основой данного этапа является педагогика сотрудничества, ориентированная на требования общества к личностному развитию человека.
В настоящее время современная дидактика охватывает всю систему обучения, по всем направлениям (предметам) и по всем видам учебной деятельности.
На современном этапе своего существования и развития, современная дидактическая система ориентирована на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и образования.
Замечание 1
Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.
Разновидности: частная и общая
Теми же вопросами, что и дидактика занимаются методики преподавания частных учебных дисциплин, но в пределах одного конкретного учебного предмета (математики, истории, биологии и т.д.). Их потому и называют частной дидактикой.
Общая дидактика решает следующие задачи. 1. Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидактика решает и другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает одним из средств воспитания и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учеб-ном процессе и через обучение.
2. Из цели вытекает и содержание образования и обучения. То есть дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить?
3. Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит, что дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организации учебной работы.
4. В процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и учебные пособия, наглядно-изобразительные, звуковые, различные технические средства, радио- и электронная техника, учебное оборудование. Все они играют существенную роль во взаимосвязи преподавания — учения. Одна из задач дидактики — разработка общих принципов создания и использования этих средств в учебных целях.
5. Дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе, как уже было сказано, формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся, индивидуальных особенностей ученика, особенностей содержания учебного материала, межпредметных связей, форм, методов и приемов учебной работы.
6. В дидактике также разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации образования. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик, вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.
Разработка системы дидактических принципов
Термин «дидактика» в собственном смысле слова,
по-видимому, впервые был введен в начале 17 века немецким педагогом Вольфгангом
Ратке, который называл свои лекции «искусством преподавания».
Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и
«искусство», введенное В. Ратке, было удивительно точным и глубоким.
Современник Ратке, Янус Коменский, в своем труде «Великая дидактика»
впервые изложил стройную систему дидактических принципов, которые легли в
основу научной педагогики. В «Великой дидактике» его теория обучения
касалась проблем содержания образования, организации учебного процесса и
методов преподавания. Особое значение этого труда заключалось в том, что
изложенные в нем положения гуманистической педагогики противостояли
распространенным в то время и общепринятым догмам средневековой схоластической
системы образования с ее палочной дисциплиной и авторитарным стилем
преподавания.
Новый и сильный импульс для развития теории обучения связан
с именем швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. В начале 19 века он основал
то, что на самом деле следует назвать методом начального образования. Суть
предложенной им идеологии заключалась в утверждении возможности построения
образования как четкого, разделенного на простейшие элементы и формализованного
на всех этапах индуктивного процесса. Песталоцци считал, что в любой системе
знаний можно определить простейшие элементы, которые являются основой обучения.
Он рассматривал дальнейшее обучение как все более сложный процесс увеличения
знаний, который ведет человека к познанию мира.
С сегодняшней точки зрения метод можно интерпретировать
таким образом, что И. Г. Песталоцци действительно предложил алгоритмизацию
процесса обучения. Идея алгоритмизации как наиболее четкого, подробного и
последовательного представления учебного материала, конечно же, является
основной идеей современного процесса обучения
В начале ХХ века в результате работ таких педагогов, как И.
Ф. Гербарт, Ф. Дистервег и других, система дидактических принципов была
дополнена положениями, прямо указывающими на необходимость постоянного развития
разноуровневого интереса учащихся не только к знаниям, но и к самому процессу
приобретения знаний
Систематическое формулирование этих положений в сочетании
с указанием на особую важность развития умственных способностей и внимания
учеников лежало в основе педагогической практики Гербарта. Действительно, уже в
эпоху Возрождения некоторые из лучших педагогов-гуманистов утверждали, что
учеников должны привлекать плоды обучения, что обучение должно быть основано на
сенсорном восприятии, и что обучение должно быть привлекательным и приятным.
Однако применение этих принципов на практике в повседневном преподавании и
сегодня является сложной задачей, отчасти из-за сложности предмета, отчасти
из-за ограниченности методов преподавания, и не в последнюю очередь из-за
сложности искусства преподавания
Считается, что основы современной теории общего образования
были сформированы в начале 20 века и, в частности, в работах российского
педагога П. Ф. Каптерева. Его «Дидактические очерки» обобщили
теоретический и практический опыт развития школьного образования в России и
Западной Европе
Особенно в эти годы Каптерев уделил внимание главной проблеме
современной дидактики — проблеме отбора содержания образования. В этом
контексте он поднял вопрос о факультативном образовании для 11-14-летних
школьников, то есть о множественности вариантов образования в старшей школе