Нужно ли развивать коммуникабельность у детей?

Коммуникативные способности младшего школьника

Для ребенка младшего школьного возраста характерны важные изменения, происходящие с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением. Речевое развитие предопределяет потребность в коммуникации

На момент поступления в школу словарный запас дошкольника составляет 3000-7000 слов. Он включает существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные союзы.

Дети способны свободно объясняться с другими, общаться на любые темы, которые касаются обыденной жизни и входят в сферу их интересов. Они прислушиваются к звучанию слов и дают им оценку. В этот период ими уже достаточно хорошо освоена культура речи.

У учащегося, посещающего дошкольное общеобразовательное учреждение, сформирован навык осознанного анализа речи. Он осуществляет фонетический анализ слов, расчленяет слова на составляющие звуки, устанавливает порядок звуков в слове. Это умение влияет на успешное овладение чтением и письмом.

Школьнику необходимо перейти от «собственной программы» обучения речи к программам, которые предлагает школа. Он способен коммуницировать на уровне контекстной речи, осуществляя пересказ услышанной истории или собственный рассказ.

Что такое коммуникативные навыки?

В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».

Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:

  1. навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
  2. навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).

Начало формирования коммуникативных способностей у детей

Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит в ответ на мамины слова.

Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя:

  • умение с пониманием относиться к окружающим;
  • способность встать на место другого человека;
  • негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника;
  • желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

Риск развития психических расстройств у некоммуникабельных детей

Отсутствие коммуникабельности может быть связано с рядом психических расстройств. Некоммуникабельные дети могут испытывать большой стресс в социальных ситуациях, что может привести к тревожности и депрессии.

Также, дети с социальными проблемами могут ощущать отчуждение от сверстников и общества в целом. Это может привести к развитию неприятных переживаний и привычек, таких как изоляция и агрессия, которые могут существенно осложнить их жизни в будущем.

Некоммуникабельные дети могут также подвергаться риску нарушений в личной жизни и браке. Они могут испытывать трудности в установлении и поддержании здоровых отношений с людьми, что в свою очередь может привести к разрыву отношений и преждевременному окончанию брака в будущем.

Поэтому родители, педагоги и другие взрослые люди, работающие с детьми, должны быть внимательны к социальным проблемам, которые могут возникнуть у некоммуникабельных детей. Они должны помочь им развивать социальные навыки и коммуникабельность с детства, для того чтобы обеспечить им более здоровое будущее.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов

Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Способность к общению с другими детьми

Важным показателем коммуникабельности ребенка является его способность общаться с другими детьми. Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то это свидетельствует о его высокой коммуникабельности. Он быстро находит общие интересы и может рассказывать другим детям о своих увлечениях.

Одним из признаков хорошей коммуникабельности является способность ребенка слушать других. Если он умеет внимательно слушать и интересоваться тем, что говорят другие дети, то такой ребенок будет легко находить друзей и общаться с ними

Не менее важно, чтобы ребенок умел выражать свои мысли и чувства, делиться игрушками и помогать другим детям

Кроме того, коммуникабельность ребенка напрямую зависит от его уверенности в себе. Если ребенок не стесняется выражать свои мысли и чувства, он будет легко общаться с другими детьми и строить отношения

Важно помнить, что развитие коммуникабельности является процессом, который можно улучшать с помощью различных игр и упражнений

Совет родителям: обращайте внимание на коммуникабельность ребенка, помогайте ему находить подход к другим детям и развивайте его навыки общения.

Совет ребенку: будь открытым и доброжелательным, не стесняйся выражать свои мысли и чувства.

Желание общаться с родителями и близкими

Желание общаться с родителями и близкими – это один из важнейших признаков коммуникабельности у ребенка. Если ваш малыш с удовольствием проводит время с вами, рассказывает о своих делах, интересуется вашими, задает вопросы, то это уже хороший признак. Постарайтесь поддержать диалог и уделите детям достаточно внимания.

Что можно делать:

Что лучше не делать:

  • Выслушивайте ребенка и не прерывайте его;
  • Задавайте вопросы и интересуйтесь ответами;
  • Рассказывайте о себе, своих интересах и жизни, чтобы ребенок понимал взаимность;
  • Проявляйте интерес к тому, что ребенок рассказывает и поощряйте его инициативу;
  • Общайтесь с ребенком на его уровне: играйте вместе, рисуйте, смотрите мультики.
  • Не будьте грубыми и не кричите, даже если неправильно понимаете;
  • Не игнорируйте ребенка и не прерывайте свои дела, когда он пытается заговорить с вами;
  • Не давайте навязчивых советов и не пытайтесь навязать свое мнение;
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не перекидывайте концы на него;
  • Не используйте негативные слова и сравнения, такие как «Почему ты не такой, как твой брат?», «Ты всегда такой медлительный».

Помните, что коммуникабельность – это навык, который нужно развивать, говорить общаться и открыто выражать свое мнение. Учитесь слушать ребенка и старайтесь понимать его точку зрения. Иногда просто выслушивание и поддержка даже без советов могут сыграть большую роль в развитии коммуникабельности у вашего ребенка.

Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте

В дошкольном возрасте, который завершается к семи годам, происходит морфологическое созревание лобного отдела головного мозга, который отвечает за произвольность поведения. На этой стадии подвижность нервных процессов возбуждения предопределяет непоседливость и повышенную эмоциональную возбудимость младших школьников.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Для младших школьников характерно расширение спектра чувствительности органов чувств, ощущения становятся более глубокими и точными. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету у младшего школьника увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения становятся лучше на 50 %, а зрительные — на 80 %.

В целом у детей с 7 – 10 лет базовые свойства нервных процессов по своим характеристикам начинают приближаться к свойствам нервных процессов взрослого человека. Тем не менее, данные свойства у некоторых детей, как и раньше, отличаются нестабильностью. По этой причине многие физиологи полагают, что рассматривать тип нервной системы у младших школьников можно лишь условно.

Несмотря на рост выносливости и работоспособности младшие школьники быстро утомляются. Фаза активной деятельности и внимания у них составляет 25-30 минут. На появление утомления оказывают влияние несколько факторов (например, посещение группы продлённого дня, повышенная эмоциональная насыщенность и др.).

Особенности развития младшего школьника предопределяют основу для развития психических процессов, которые требуются для учебной деятельности. В этот период закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (например, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Их необходимость в большей степени связана с поступлением в образовательное учреждение.

В завершении младшего школьного возраста происходит преобразование этих процессов в высшие психические функции. На это влияют следующие виды деятельности:

  • Учение,
  • Общение,
  • Игра,
  • Труд.

Советы родителям по развитию коммуникабельности ребенка

1. Общайтесь с ребенком на разные темы

Чтобы ребенок учился коммуникативным навыкам, ему нужно много общаться с другими людьми. Постарайтесь общаться с ребенком на разные темы и задавать ему вопросы. Это поможет ему развить логическое мышление и научиться начинать и поддерживать разговоры.

2. Организуйте игровые ситуации

Игры – еще один отличный способ развития коммуникабельности ребенка. Постарайтесь организовать игровые ситуации, где ребенок будет вынужден общаться с другими людьми. Это может быть как домашнее мероприятие, так и спортивная игра, к примеру, футбол, где ребенок научится работать в команде и общаться со своими товарищами.

3. Научите ребенка слушать и выражать свои мысли

Важно научить ребенка не только говорить, но и слушать других людей. Постарайтесь научить его слушать и выражать свои мысли, задавая ему вопросы на разные темы и выслушивая его ответы

Это поможет ему научиться понимать других людей и учиться выражать свои мысли в более понятной форме.

4. Поощряйте и поддерживайте ребенка

Важно поощрять и поддерживать ребенка за его успехи в коммуникативных навыках. Постарайтесь похвалить его за маленькие шаги, которые он делает в сторону развития коммуникабельности

Это поможет ему чувствовать себя увереннее и продолжать работать над своими навыками.

  • Желательно проводить время вместе с детьми более часто.
  • Когда вы показываете понимание и любовь к ребенку, он начинает чувствовать себя более комфортно и спокойно.

Важно давать ребенку почаще проявлять свои коммуникативные навыки в обществе друзей или семьи.
Вы должны создать условия, которые помогут ребенку стать более уверенным и раскрыть свой потенциал.

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
  2. Содержание сообщения.
  3. Способ передачи информации (как она осуществляется).
  4. Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
  5. Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Сложности с чрезмерно общительными детьми

Если в семье растет слишком активный ребенок и к тому же чрезмерно общительный, то родителям надо быть очень внимательными с ним. С такими детьми трудно, особенно интровертам. Детям экстравертам нужно общество для полноценного общения и аудитория, для того чтобы их могли выслушать и оценить. Положительная оценка для таких детей является большим стимулом для учебы и для выполнения сложных заданий.

Чрезмерно общительные дети легко адаптируются в детском коллективе. В школе у них будет много друзей. Проблем с учителем не будет, если преподаватель отличается такой же активностью и пониманием. Общительные дети очень любознательны, постоянно задают вопросы, готовы долго слушать ответ. Но если ребенок увидит, что он не интересен, что взрослый отвечает кратко и хочет «отмахнуться» от него, ребенок может отвернуться от такого взрослого, будь-то учитель или родитель.

Общительные дети черпают информацию из книг, телепередач, компьютера. Они всегда хотят показать, что много знают. На уроке они могут прервать не только одноклассника, отвечающего у доски, но и учителя. Экстраверты хотят показать свои знания, не замечая никого вокруг себя.

Слишком активные дети берутся за много дел одновременно, потому что им все интересно. Недостаток заключается в том, что они не доводят свои дела до конца. Негативная оценка, которую они получают, не выполнив задание, может привести к эмоциональному взрыву. Экстраверты чаще всего имеют завышенную самооценку.

Общительным детям всегда нужна компания. Если они будут не поняты среди положительных детей, то они найдут общение в обществе с нелестными характеристиками. Родители и педагоги не должны игнорировать активных детей, вести себя с ними тактично и всегда показывать, что они рады с ними поговорить.

Большая активность может мешать ребенку, сосредоточиться на каком-то одном задании. Он не внимательно читает задачу, неправильно ее решает. Для него главное скорость. Ругать таких детей не надо. Им необходимо время, чтобы сосредоточиться.

Как помочь ребенку в обучении?

Чтобы не было проблем в школе, активных детей необходимо подготовить к учебному процессу, а именно отработать некоторые навыки.

  • Ребенку надо объяснить, что в школе есть правила, которые необходимо выполнять, например, на уроках нельзя говорить без разрешения. Можно поиграть с ним в школу, только не один раз, а сделать из этого систему. Пусть это будет один из режимных моментов.
  • Перед тем как садиться за уроки, активному ребенку надо выплеснуть энергию: погулять с ним, провести активно время. Хорошо, если он будет посещать спортивную секцию.
  • Обязательно надо выслушать ребенка. Пусть он расскажет о школе, учениках, оценках, о чем-то интересном, что он увидел по дороге в школу. Он может говорить долго и родителям придется слушать. Недосказанность не даст ученику начать выполнять домашнее задание.
  • Прежде чем выполнять задания, ребенок должен на него настроиться. Родители могут придумать ритуал: разложить учебники и тетради на столе, закрыть глаза, сделать дыхательную гимнастику, посчитать до 10.
  • Любое задание должно быть тщательно отработано, и только затем написано в тетради. Если в чистовике он сделает ошибку из-за своей невнимательности, то ругать ребенка не надо. Скажите ему, что он молодец, но было бы лучше, если бы работа была выполнена без помарок. Отрицательная резкая оценка может вызвать у ребенка бунт и отказ от выполнения задания. Цель родителей – сформировать адекватную самооценку у ребенка.

Это интересно

Очень важно, чтобы экстраверт доводил все дела до конца. Это поможет ему не только хорошо учиться, но и сделать неплохую карьеру во взрослой жизни.

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими

Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки

Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
Поощряйте общение ребенка со сверстниками

Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.


Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Как развить умение договариваться

Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

Основные направления работы

Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.

Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • драматизацию;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.

Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

Что такое коммуникабельность

Коммуникабельность — это способность человека успешно общаться с другими, вербально и невербально, выслушивать и понимать собеседника, уважительно и эффективно передавать свои мысли и идеи.

Дети с развитой коммуникабельностью проявляют активную социальную жизнь, легко находят общий язык с окружающими, устанавливают дружеские отношения с товарищами, умеют решить конфликты и стремятся к коллективным действиям.

Важно отметить, что коммуникабельность — это не angeborene Gabe, способность к общению может быть развита у каждого ребенка в процессе обучения и общения. Недостаточно развитая коммуникабельность у ребенка может повлечь за собой многие проблемы в будущем, включая проблемы в социальной адаптации, учебе и карьере

Поэтому важно помочь детям освоить основные навыки коммуникации уже с раннего возраста

Недостаточно развитая коммуникабельность у ребенка может повлечь за собой многие проблемы в будущем, включая проблемы в социальной адаптации, учебе и карьере

Поэтому важно помочь детям освоить основные навыки коммуникации уже с раннего возраста

О коммуникации

Что подразумевает это понятие? Само слово «коммуникация» пришло к нам из латинского языка. В нем communicatio означает «передача, сообщение», а communicare — «передавать, сообщать, беседовать, делать общим».

Исходя из научной точки зрения термин «коммуникация» можно разъяснить, давая ему различные определения. Так, в философии под коммуникацией понимают общение. То есть информационный обмен, осуществляемый между живыми организмами. Данный процесс отличается многоплановостью и сложностью, подразумевая установление контактов между различными людьми, а также их развитие. Подобный тип общения называют еще и межгрупповым или межличностным. Конкретное его наименование будет зависеть от числа участников. Коммуникативные навыки людей позволяют им выражать свои чувства, мнение, идеи. Они также необходимы человеку для понимания значения того, что было сделано для него или сказано ему.

Согласно суждениям специалистов в области психологии, коммуникация является способностью общения индивида с окружающими вне зависимости от их возраста, культурного и социального образования, развития и уровня жизненного опыта.

Помимо этого такие навыки относят еще и к навыкам эффективного общения. Подобные умения выражают степень легкости установления контактов между отдельными людьми или же целыми их группами. Коммуникативные навыки также иллюстрируют способность человека поддержать разговор, отстоять свои законные права и договориться о чем-либо. Относят к таким умениям и синтонное общение (неконфликтное, доброжелательное и нейтральное).

Готовность к установлению новых контактов

Коммуникабельность ребенка проявляется в его способности устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Важную роль при этом играет готовность к установлению новых контактов.

Определить, готов ли ребенок к общению с новыми людьми, можно по следующим признакам:

  • Проявление интереса к другим людям. Если ребенок смотрит на незнакомцев с любопытством, задает им вопросы, то это говорит о его готовности к новым контактам.
  • Уверенность в себе. Ребенок, который чувствует себя уверенно в общении с другими людьми, скорее всего, будет готов к установлению новых контактов.
  • Открытость. Если ребенок открыт для новых знакомств и готов ставить новые знакомства на первое место, то это свидетельствует о его коммуникабельности и готовности к установлению новых контактов.

Чтобы помочь ребенку стать более коммуникабельным и уверенным в себе, родители могут использовать различные методы, например, практиковать социальные навыки с ребенком на примере игр, общаться с незнакомыми людьми вместе с ним, научить ребенка здорово общаться с другими людьми.

Важно помнить, что готовность ребенка к установлению новых контактов может меняться в зависимости от возраста, опыта и личностных особенностей. Поэтому родители должны учитывать эти факторы и поддерживать ребенка в процессе развития его коммуникативных навыков

Коммуникабельность у детей

Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.

Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:

Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
Спокойно реагировать на конфликты;
Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.. Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры

Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее

Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.

Иногда дети, которые не имеют достаточных коммуникативных навыков, оказываются отсталыми или страдают от некоторых болезней.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий