Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Как наказывать ребенка правильно?

  1. Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
  2. Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
  3. Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
  4. И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.

Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.

В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.

Наказание в два годика

Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.

Тем не менее,  стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:

Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».

Несносные трехлетки и меры воздействия

В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.

К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может

И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.

Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».

Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает.  Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.

Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.

Наказание  четырехлетних детей

В 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.

Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.

Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность

Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.

Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.

Не даром даже есть термин «наказание последствиями».

Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:

Почему не рекомендуют шлепать?

Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.

Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания. Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.

Если шлепать сильно, чтобы было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.

Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.

Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.

Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.

Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание. Особенно восприимчивы к такого рода наказаниям дети в возрасте 4 лет.

Частые причины непослушания ребёнка

Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 года, 3 лет, 7 лет, 11-13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии детей происходят перемены, в результате чего поведение может меняться в худшую сторону.Чрезмерное количество запретов. При многочисленных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтобы понять, насколько много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.Непоследовательность. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок, но не понимает, почему и за что его наказывают.Несоответствие слов и действий. Иногда дети ведут себя неправильно, поскольку родители обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания матери и отца и относится к ним несерьёзно.Различные требования домочадцев. Подобная причина возможна, когда в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отец предъявляется суровые требования к подростку, мама ж, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.Неуважение родителей. Ребёнок растёт, однако родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность

Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты.Невнимание. Нередко дети ведут себя неправильно лишь для того, чтобы привлечь к себе родительское внимание

Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует.

Маленькие дети от природы любопытны, поэтому нередко стараются выяснить, что произойдёт, если нарушить то или иное правило. Это также нужно учитывать.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Психологи утверждают, что наказание ребенка в возрасте до двух с половиной лет не несет за собой никакого смысла. Ребенок не осознает, что он совершил плохой поступок, но будет думать, что родители внезапно перестали его любить, потому что запрещают играть в обычные игры, в которые он до этого играл. Да, ребенок понимает, что эта игрушка сломана или стена испачкана, но он не понимает того, что делать этого нельзя и не чувствует вину за собой, поэтому родителям рекомендуется не наказывать ребенка до этого возраста. Не нужно думать, как наказывать детей за непослушание, нужно лишь каждый раз ребенку объяснять последствия его поведения, например, что тарелка может разбиться, если выкинуть ее, игрушка может сломаться и играть с ней ребенок больше не сможет.

В этом возрасте эффективным будет собственный пример. Родители могут показать, какие поступки будут радовать близких людей, а какие огорчат их.

Только при достижении возраста 2,5-3 года ребенок потихоньку начинает самостоятельно управлять своими поступками и поведением. Но это не значит, что нужно сразу пускаться во все тяжкие и наказывать малыша. И в указанном возрасте это нужно делать правильно. В первую очередь, нужно успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать. Постарайтесь рассказывать малышу причину того, почему он не прав, строго, но спокойно. Буквально через год ребенок уже сможет самостоятельно отличать хорошие поступки от плохих. В том случае, если вы правильно его наказывали, он будет бояться вашего гнева, и сам во всем будет признаваться. Вот почему нужно знать, как наказывать детей за непослушание.

Помните также и про особенность трехлетних детей идти наперекор своим родителям не потому, что они хотят насолить вам, а потому что начинают чувствовать свою независимость и пытаются показать это.

Запрещенные приемы

В любом деле, и в педагогике в том числе, есть разрешенные и запрещенные правила

Соблюдать их важно всем – и детям, и родителям. От степени прозрачности требований, умения родителей довести до сознания ребенка их суть, разъяснить, зависит результат

Итак, то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах:

  1. Наказывать «оптом». Ребенок разбил цветочный горшок, а наказали его за это, за нечищеные зубы (что было вчера), а также наперед, на всякий случай.
  2. Поведение без правил. Для того, чтобы малыш понял, за что именно его ставят в угол, лишают телевизора и похода на день рождения, нужно огласить требования.
  3. Воздавать за содеянное вчера, неделю или месяц назад. Какой от этого эффект, если ребенок давно забыл об этом?
  4. Выходить из себя, кричать. Повышение голоса – потеря лица для взрослого.
  5. Действовать самостоятельно от супруга, бабушки/дедушки. Несогласованность ведет к возникновению противоречий, в дальнейшем ребенок научится гибко манипулировать ситуацией, извлекая из нее выгоду.
  6. Карать за то, что прощается взрослым. Это вызывает конфликт детского восприятия.

Основные виды наказаний детей взрослыми

  1. Ограничение в правах (запреты). Как правило, применяется такое наказание ребенка в семье, и его, пожалуй, можно считать самым мягким из всех. Чаще всего к нему прибегают в том случае, когда хотят добиться выполнения того или иного действия. Например, если ребенок не желает убирать игрушки, то его ограничивают, запрещая смотреть мультфильмы или идти на прогулку со сверстниками. В большинстве случаев такая методика действует. Ребенок с большим энтузиазмом выполняет то, что от него требовалось. Также ограничивать на определенное время права можно в качестве наказания за какой-нибудь проступок. Но при этом ограничение должно быть тесно связано с ним, чтобы для ребенка была четко видна логическая связь. Иначе в следующий раз он будет стремиться просто избежать наказания, не осознавая его причин. Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, то можно запретить ему брать их на некоторое время. Период, в течение которого будет действовать запрет, тоже должен быть адекватным. В противном случае ребенок станет обвинять родителей в несправедливости.
  2. Наделение дополнительными обязанностями. Этот вид наказаний нередко применяется не только в семье, но и в школе, а также и во взрослой жизни (например, наказание общественными работами). Как уже понятно из названия, смысл его заключается в том, что ребенок принудительно выполняет какие-то действия. Например, внеочередное мытье посуды, уборка общей комнаты. Как и в предыдущем случае, добиться нужного эффекта можно, если дополнительные обязанности каким-то образом связаны с самим проступком. Скажем, если намеренно был разбросан мусор, можно обязать убирать комнату в течение определенного времени. В противном случае ребенок может почувствовать себя жертвой несправедливости.
  3. Моральные санкции (порицание, осуждение). Такое наказание в воспитании детей, как правило, имеет цель вызвать чувство вины и сожаления о своем поступке. Это один из самых эффективных методов воздействия на личность, при помощи которого можно запрограммировать ту или иную модель поведения в будущем, и ребенок уже не станет делать то, за что было стыдно, за что он подвергался осуждению со стороны авторитетных личностей (родители, учителя, старшие товарищи). Моральные санкции очень часто применяются как в семье, так и садике, школе. Разумеется, они должны быть адекватными поступку, возрасту и психологическим особенностям провинившегося.
  4. Телесное наказание. Самый противоречивый метод, вокруг которого на протяжении всей истории педагогики не утихают споры. Более того, в законодательстве (например, в Семейном Кодексе) большинства стран существует прямой запрет на физические наказания как в семье, так и в различных детских учреждениях. Тем не менее, даже такие педагоги, как Макаренко, Локк, и другие светила мировой науки допускали, хотя и в исключительных случаях, физическое наказание детей. Причем, речь здесь идти может не только о банальном битье, но и о более изощренных видах физического воздействия (применение дополнительных упражнений в качестве «штрафов» в спортивных клубах или лагерях не рассматриваются). Не противоречат этому и некоторые современные психологи.

Запрещённые приёмы

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов.

Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры

Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения

Чего нельзя делать

Очень многие люди наказывают своих детей без понимания том, как и зачем они это делают. Если уж вы решили, что на этот раз без наказания не обойтись, помните чего ни в коем случае нельзя делать, когда вы наказываете ребенка.

Наносить вред физическому и психическому здоровью маленького человека

Это значит, что как бы вы не сердились, вы не должны кричать на ребенка, и уж тем более, бить его. Не допустимо говорить с ребенком высоким тоном, обзывать и унижать его. Детские психологи подтвердили, что дети, к которым регулярно применялось физическое и моральное воздействие, вырастают неуверенными в себе людьми с заниженной самооценкой. Такие люди часто испытывают трудности в общении и считают, что они никому не нужны.

Чтобы избежать таких проблем, вам следует научиться спокойно разговаривать с ребенком и правильно подбирать слова. Если вы хотите показать ему свое недовольство, советуем вам заменить оскорбительные выражения на более мягкие, которые могут воздействовать на поведение детей намного эффективнее. Например:

“ Я так и знала, что ты завалишь контрольную” вместо этого, лучше использовать “Мне очень жаль, что ты не смог оправдать моих надежд” или “ Руки у тебя не из того места растут” вместо этого надо говорить “ В следующий раз постарайся быть внимательнее и осторожнее”.

Так же нельзя сравнивать своего ребенка с другими ребятами. Превозносить чужих детей, его братьев или сестер и указывать на его недостатки. Это может вызвать ненависть к вам и к тому, кого вы хвалите. Рекомендуем вам исключить из своего словаря такие обзывательства, как: “Бездарь”, “Бестолочь”, “Неуч”, “Бесстыдник”,

“Неумеха” и тому подобные. Каждым таким словом вы отталкиваете любимого дитя и рискуете потерять доверие и уважение к себе.

Наказывать детей без причины

Очень часто взрослые наказывают детей без причин. Иногда на это может повлиять плохое настроение, проблемы в семье или на работе. Раздраженные родители срывают зло на родных детках, которые даже не понимают за что их поругали на этот раз. Вам стоит понять, что ребенок не виноват в ваших проблемах. Вы должны решать их наедине с собой, а отношения с детьми должны оставаться такими, буд-то в вашей жизни ничего не происходит. Дети желают видеть счастливых родителей, которые их любят.  Все это сложно, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас по прежнему любил, учитесь оставлять свои проблемы за порогом дома.

Немаловажно отличать неосторожность ребенка от преднамеренных действий. Иногда родители ругают своих детей, не понимая того, что ребенок мог сделать что-то случайно. Например, если малыш споткнулся и упал или испачкался, когда играл в песочнице

Все это не является поводом для наказания, ведь это вполне нормальный жизненный процесс. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок впредь был аккуратнее, просто поговорите с ним

Например, если малыш споткнулся и упал или испачкался, когда играл в песочнице. Все это не является поводом для наказания, ведь это вполне нормальный жизненный процесс. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок впредь был аккуратнее, просто поговорите с ним.

Ругать спустя долгое время после проступка

Нельзя наказывать ребенка за проступок, если он совершил его давно. Ребенок может не понять и не вспомнить за что его ругают именно сейчас. Проводить беседу нужно сразу после того, как он нашкодил. Не нужно припоминать ему давно забытых случаев. Например: “Прошлым летом ты плохо вел себя в походе, поэтому в этом году мы в поход не идем ”.

Заставлять трудиться и учиться

Наказывать ребенка за плохое поведение трудом нельзя. Некоторые семьи практикуют трудотерапию, как способ наказания. Одни заставляют своих детей наводить порядок в квартире, выполнять тяжелую работу на даче. Другие сажают ребятишек за книгу. Эти люди думают, что ребенок сможет исправить свое поведение после того, как выполнит задание. На самом деле, таким образом, родители вызывают отвращение к труду. Ребенок может несколько раз убирать свою комнату или перечитывать книгу, но вполне возможно, что он так и не поймет как это наказание связано с его проступком. Такое принуждение  может на всю жизнь отбить желание самостоятельно заниматься уборкой. А те, кого заставляли читать или делать уроки, в дальнейшем могут скатиться на двойки. Такой способ может быстро отбить весь интерес к учебе, знаниям.

Как правильно наказывать ребенка

Когда вы наказываете своего ребенка, необходимо понимать, что делать это надо осторожно, без вреда для него. Ведь целью наказания является осознание ошибки, которую совершил ребенок

Поэтому важно, не причинить ему боли в этот момент, а дать понять, что больше так делать не стоит

Дети должны знать, почему они наказаны. Объясните малышу, в чем была его ошибка, что он сделал не так. При обсуждении ситуации никогда не говорите ребенку, какой он плохой. Обсудите с ним только конкретный случай, а не его недостатки.

Во время наказания ребенок не должен быть лишен туалета и еды. Но в то же время, вы не должны позволять ему бегать на кухню и туалет каждые пять минут, когда он наказан. Ребенок должен хорошенько подумать над своим поведением, а не отвлекаться на посторонние предметы. Поэтому не наказывайте его в детской комнате, где можно поиграть в игрушки, иначе, ваше терпение может лопнуть окончательно. Не сажайте его рядом с тарелкой вкусняшек. Малыш будет думать о сладком, а не о своих ошибках. Возможно, он даже позволит себе взять пару конфет, например. Какое же это наказание? Считай, что просто посидел, лишний раз конфет поел. Можно продолжать хулиганить. Если вы разрешаете ребенку так себя вести в то время, когда он наказан, тогда не вините его в том, что он так ничего и не понял.

Лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо

Вместо того, чтобы шлепать ребенка, лучше лишить его того, что для него действительно важно. Это эффективный способ наказания, который приносит минимум боли и максимум результата

Мы не советуем вам увлекаться этим методом часто, но если ребенок вышел из под контроля, то иногда можно.

Лишение радости заставляет ребенка подумать над своим поведением. В качестве наказания лучше использовать лишение любимого занятия или развлечения. Это может быть катание на роликах, прогулка в детском парке или любимая сказка на ночь. Долго такое наказание продолжаться не должно. Если ребенок не хочет видеть расстроенных лиц родителей, однократного применения будет достаточно.

Наказывать любимой едой мы не рекомендуем. А вот ее ограничением можно. Например, днем купили вкусный торт, а вечером пришлось наказать ребенка. Вся семья будет есть торт после ужина. Наказанный ребенок не должен лишаться своей порции, но ее нужно уменьшить. При этом, надо объяснить ребенку “ Сегодня ты наказан за свой поступок, поэтому ты получаешь половину куска. Если бы ты  не поступал так, то получил бы целый кусок торта.”

Зачем это, и что будет если все позволять

Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».

В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.

Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.

Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.

Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.

Его принципами было отрицание любых наказаний.

Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов. В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или 4 года нужно действовать совершенно по-разному.

Последствия наказаний

Чрезмерно частое использование каких-либо мер наказания может быть чревато не самыми радужными последствиями. У ребёнка, пусть даже на подсознательном уровне, формируется страх быть наказаны. В итоге отношения между родителями и детьми изменяются далеко не в лучшую сторону. Страх провоцирует ребёнка на обман, нежелание делиться с родителями своими переживаниями. Наказания могут создать в представлениях вашего Чада враждебную, пугающую картину мира. В дальнейшей жизни это будет появляться в виде замкнутости, недоверчивости и нежелании заводить контакты с внешним миром.

Наказания необходимы, но еще более необходимо чувство меры. Ребёнок, равно как и подросток, должен чувствовать в вас поддержку, а не угрозу.

Другие нюансы в наказаниях по Дж. Добсону

Также следует придерживаться следующих принципов:

  • Не надо пугать ребенка наказанием (рекомендуем прочитать: как воспитать ребенка без криков и наказаний?). Нужно, чтобы ему было понятно, что за неповиновением идет наказание, но оно не должно служить средством запугивания. Это просто заставит проказника быть хитрее и изворотливее.
  • Не используйте в качестве наказания запугивание чужими дядями, тетями, полицейскими, которые придут и заберут непослушного мальчика или девочку – ребенок будет думать, что он не нужен.
  • Избегать критики и оскорблений малыша. Предпочтительнее показывать недовольство или высказывать неодобрение самого проступка или нарушения.
  • Если наказание связано с временным запретом на употребление вкусностей или отбором привилегий, необходимо обязательно уточнять сроки его действия.
  • Игнорирование ребенка сродни физическому наказанию, хотя некоторые школы и воспитательные методики оправдывают подобный суровый метод.
  • Делать выговор крохе желательно один на один, а не при посторонних. Это сохранит его самооценку и психоэмоциональное состояние других детей тоже не пострадает.
  • Все члены семьи без исключения должны выполнять установленные правила.
  • Свод основных правил лучше распечатать или нарисовать вместе с малышом и наклеить на видном месте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий