Нравственное воспитание в начальной школе
То, что воспитание идет из семьи, мы все знаем. Но далеко не всегда семьи нашего общества обладают нужными знаниями в области воспитания, моральными качествами и дорожат моральными человеческими ценностями. Если в вопрос воспитания оставить полностью на семье, то до катастрофы нам не далеко. Поэтому образовательные институты несут большую ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В школе работают грамотные специалисты, знающие психологические и физиологические особенности детей. Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно.
Средства нравственного воспитания:
Пример. Пример, как средство воспитания, по праву стоит на первом месте. В первую очередь дети смотрят, а не слушают. Педагог может учить, объяснять и рассказывать о добре, чистоте и нравственности, но, если он (она) срывается на учеников, закрывает глаза на факты буллинга в классе, разделяет учеников по материальному уровню и позволяет себе (бывает и такое) нецензурную брань – из ее уроков дети вынесут именно это. Личный пример педагога – волшебная палочка в нравственном воспитании.
Работа с родителями. Не менее важна, чем пример. Потому, как (вернемся выше) основы воспитания лежат именно в семье. Научить семьи воспитывать, проводить беседы с родителями, приглашать на собрание школьного психолога, говорить о проблемах в классе, не бояться озвучить перед родителями сложную ситуацию. Многие педагоги, столкнувшись с конфликтами в классе, боятся говорить об этом с родителями, чтобы не дать усомниться в свей компетентности. Это ошибка. Родители имеют право и должны знать, что происходит с их детьми в школе (ведь здесь они проводят половину дня). Обсуждать, беседовать, учить родителей быть примером для детей – основное средство воспитания нравственности.
Чтение художественной литературы
В рамках школьной программы или нет – не важно. Важно, чтобы содержание книги отвечало поставленной задаче – воспитание высоконравственной личности
Долго думать над выбором литературы не придется – практически все произведения классиков, рекомендованных школьной программой, попадают под эти требования. Просто чтение без анализа будет неэффективным. Анализировать прочитанную литературу дети должны под руководством педагога. Здесь педагог должен быть очень внимателен. Часто в этом ошибаются сами педагоги, разделяя поведение героев на черное и белое. Узкое мышление приведет в будущем к конфликтным ситуациям.
Нужно учить детей видеть хорошие черты в характерах негативных героев, рассуждать с ними, почему они поступают плохо, что им не хватает, что нужно сделать, чтобы герой перестал так вести себя.
Учить детей осуждать поступок, а не человека. «Мальчик (герой книги) соврал маме. Он совершил плохой поступок, но это не значит, что он плохой. Он соврал, потому, что боялся наказания, боялся ответственности. Но он хороший и любит маму. Вывод не может быть один. Здесь их несколько:
- Нужно уметь нести ответственность за свои поступки;
- Ложь рано или поздно вскроется;
- Чтобы человек не боялся сказать нам правду, нужно уметь эту правду принимать, слушать и прощать (здесь уже о маме).
В любой ситуации всегда ответственность двух сторон. И этому тоже нужно учить детей.
- Мероприятия по нравственному воспитанию. Такие мероприятия могут быть организованы как всей школой, так и классным руководителем на уроке и на внеклассной работе. Форма мероприятий может быть разной – классные часы, участия в акциях, конкурсы, смотры, экскурсии. Мероприятия, дающие максимальный воспитательный эффект – это те, где дети не просто слушатели, но участники. Встречи с ветеранами, участниками боевых действий, акции в помощь старикам, больным животным, акции в поддержку окружающей среды. Некоторые школы организовывают выезд в дома инвалидов. По этому поводу есть много мнений. Кто-то считает, что детей нужно ограждать от негативных эмоций, от переполнения чувством жалости. Но если взять позитивный опыт европейских стран, где дети-инвалиды учатся вместе со всеми детьми в обычных школах, то можно увидеть, что дети воспринимают «других» детей совершенно нормально, общество принимает инвалидов без предрассудков и «показывания пальцем». Нравственное воспитание идет бок о бок с другими видами воспитания (патриотическое, экологическое, эстетическое, духовное и физическое), поэтому мероприятия чаще всего имеют интегрированный характер (участие детей в озеленении города, в параде Победы и так далее).
Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
Младший школьник, это, по сути своей, вчерашний выпускник детского сада. В этом возрасте дети крайне восприимчивы ко всему, что касается нравственных аспектов жизни. Они умеют сострадать, бескорыстны и добры. Знания, полученные ими в процессе воспитания, становятся опорными. Они регулируют их поведение, мотивы, желание и влияют на их выбор. Поэтому от уровня нравственного воспитания зависит не только характер школьника, но и вся его будущая жизнь, отношения в семье и в социуме, жизненная позиция и профессиональные успехи .
Возраст 7-10, в этом плане, является фундаментом
Не просто важно, а необходимо заложить в голову подросших детей максимум позитивного и светлого. Эффект будет, поверьте
Результат воспитательной работы проявится уже в подростковом возрасте, и будет постепенно проявляться до самой его зрелости. Такая специфика у нравственного воспитания. Но особенно ярко проявляется его отсутствие. Агрессия среди подростков стала чумой нашего времени. Об этом мы не только слышим, но и наблюдаем вопиющие факты, события и трагедии, к которым приводит агрессия и жестокость молодежи. Подростки берут оружие, они не просто бьют, они убивают. Эта злость не вселяется в них внезапно, она – результат нехватки положительного нравственного воспитания вкупе с повальным переизбытком негативного опыта, примеров и актов жестокости по отношению к самим детям. Нужно ли говорить о том, зачем в школе нравственное воспитание?
Программа по нравственному воспитанию в начальной школе
Нравственное воспитание в школе отмечается министерством образования как наиважнейшее средство для создания гармоничного общества в будущем. Работа ведется педагогами на протяжении всей образовательной деятельности и вне ее. Для осуществления образовательной деятельности по воспитанию нравственности, педагог разрабатывает программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
При написании авторской программы, педагог руководствуется следующими нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1;
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г;
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854;
- Декларация прав и свобод человека;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Устав школы.
Программа реализуется в течение всего учебного года в три основных этапа:
- Начальный – анализ и диагностика уровня нравственного воспитания;
- Практический – использование технологий, средств, форм и методов;
- Обобщающий – подведение итогов.