Новорожденный пугается своих ручек: причины и что делать?

Признаки

Прежде чем начать лечить испуг у ребенка, взрослым необходимо понять его причины и обратить внимание на признаки. Чаще признаки, указывающие на испуг, обусловлены возрастом ребенка

Прежде всего, реакция на испуг у малышей выражается плачем. У однолеток к неукротимому плачу присоединяются такие симптомы, как снижение аппетита либо отказ от пищи, частое недержание, заикание

Чаще признаки, указывающие на испуг, обусловлены возрастом ребенка. Прежде всего, реакция на испуг у малышей выражается плачем. У однолеток к неукротимому плачу присоединяются такие симптомы, как снижение аппетита либо отказ от пищи, частое недержание, заикание.

Ребенок после испуга старше пятилетнего возраста иногда страшится рассказать о наличии страха родителям, особенно если в семье господствует авторитарная модель воспитания. Стараясь не демонстрировать собственную боязнь излишне строгим родителям, опасаясь осуждения со стороны значимых взрослых, малыш ещё больше подвергает разрушению собственную психику, загоняя собственный страх всё глубже внутрь.

Признаки испуга у пятилеток могут быть такими:

– бессонница, вследствие отказа спать;

– беспричинные истерики;

– отказ от пищи;

– втягивание в плечи головы;

– сильное заикание нередко в соединении с тиком;

– истерические проявления;

– дрожание конечностей;

– энурез.

Родителям, интересующимся, как лечить испуг у ребенка 5 лет, нужно понимать, что перепуг, который является ситуативным реагированием, возникшим вследствие неожиданного события, самостоятельно проходит быстро. Проблема заключается в том, что он может оставить яркий отпечаток в памяти крохи и трансформироваться в устойчивый страх. А по мере взросления малыша, боязнь будет проявляться в более выраженной форме.

Поэтому взрослым рекомендуется отвечать адекватной реакцией на испуг маленького человечка. Именно поведенческие паттерны родителей обуславливают дальнейшее поведение крох в страшащих ситуациях. Если взрослые поддерживают малыша, то ему справиться с тревогой будет легче. Если же родитель начнёт осуждать или ругать за реакцию страха, то негативные ощущения от ситуации лишь усилятся и укоренятся

Важно чаду оказать поддержку, заботу и восстановить ощущение безопасности

Ведь если страхи не исчезнут по мере взросления, то они углубятся и могут привести к задержке психического созревания, поскольку негативные переживания и тревога затормаживают формирование когнитивных функций и препятствуют усвоению новых навыков.

Таким образом, можно очертить наиболее типичные признаки испуга у малышей

Родителям необходимо обращать внимание на нижеприведенные соматические проявления:. – малыш чрезмерно возбуждён;

– малыш чрезмерно возбуждён;

– при отсутствии недугов, боли, дети страдают беспокойным сном, отмечаются нарушения засыпания;

– часто снятся кошмары;

– дети во сне громко плачут;

– малыши страшатся оставаться в комнате в одиночестве;

– наблюдается категорический отказ спать в кромешной тьме;

– заикание;

– ночное недержание мочи.

Чего может испугаться ребёнок?

Маленькие дети слишком эмоциональны и порой чрезмерно сильно реагируют на любые изменения, происходящие в окружающей среде. Это обусловлено преобладанием возбуждающих процессов в коре головного мозга над тормозными. Поэтому даже незначительный внешний раздражитель может спровоцировать не только испуг у ребёнка, но и способен довести его до истерики, причины которой надолго зафиксируются в памяти.

Родители должны чётко знать ситуации, сопряжённые с появлением страха у малыша. Ведь кроху необходимо от них ограждать. В противном случае существует риск развития не только психологических проблем, но и вполне явных патологий нервной системы.

Причины испуга новорождённых и грудных детей

Многие молодые родители считают, что новорождённые не испытывают никаких эмоций и развиваются только на уровне инстинктов: «покушал-поспал-сходил в туалет». Учёными уже давно доказано, что это совершенно неправильная точка зрения. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, ещё находясь в утробе матери. Малыш как бы считывает психологическое состояние женщины. Не зря же все пытаются ограждать беременных от неприятных новостей и ситуаций.

Поэтому такое явление, как испуг у ребёнка грудного возраста нельзя причислить к разряду слишком редких. Наоборот, смена комфортной среды на незнакомую, шумную и яркую вызывает страх, побороть который позволит внимательное отношение со стороны мамы и папы.

Спровоцировать негативную реакцию у малыша могут:

  • резкий громкий звук, мигающий свет (гром, молнии, возгласы в квартире или на улице, сигнализация, взрывы и т.п.);
  • падение;
  • пребывание долгое время в комнате без родителей;
  • жестокое обращение со стороны взрослых;
  • купание.

В принципе, любое новое действие или явление в этот период способно вызвать испуг у новорождённого

С крохотными детьми следует вести себя очень осторожно, чтобы не навредить неустоявшейся психике.

Причины испуга детей дошкольного и младшего школьного возраста

По мере взросления в окружении ребёнка возникает ещё больше факторов, способных вызвать страх и испуг. Начиная с года, малыш всеми силами пытается изучить всё, что находится вблизи него. Происходит становление основных высших психических функций и нарушение этого процесса может сказаться в дальнейшем большими проблемами в интеллектуальной сфере. Родители в этот момент должны оберегать детей от различных отрицательных эмоций и помогать им развиваться в правильном русле.

Вызвать испуг у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста могут:

  • внезапный шум, особенно возникший во время сна;
  • агрессивное поведение крупных домашних животных или же просто их неудачная попытка поиграть;
  • неизвестные природные явления (молния, сильный ветер, град);
  • семейные конфликты, сопровождающиеся руганью и криками;
  • рукоприкладство со стороны матери или отца;
  • страшные фильмы, мультики, компьютерные игры, игрушки-монстры;
  • драки сверстников.

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично. 

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя. 

Лечение нервных тиков у малышей до 1 года

После того как невролог установил причину непроизвольных подергиваний мышц, он назначает необходимое лечение. Лекарственные средства подбираются индивидуально для каждого маленького пациента. Предпочтение отдается седативным фитопрепаратам с минимальным количеством побочных действий. В зависимости от тяжести тикового расстройства и наличия положительного результата длительность терапии может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Если к возникновению нервных тиков привело инфекционное заболевание, параллельно с успокоительными лекарственными средствами назначаются иммуномодулирующие и противовоспалительные препараты.

Немедикаментозная терапия включает следующие методики:

  • сеансы массажа воротниковой зоны;
  • остеопатический массаж;
  • электросон.

Если появление нервных тиков обусловлено острой психотравмой или хроническим стрессом, нормализовать состояние ребенка помогут занятия с детским психоневрологом и нейропсихологом.

От родителей детей, страдающих тиковыми расстройствами, зависит эффективность терапии и дальнейший прогноз. Как правило, при соблюдении рекомендаций невролога относительно режима дня ребенка и окружающего его микроклимата тики исчезают самостоятельно. Родителям также следует помнить о существовании факторов, которые способны понизить либо повысить вероятность возникновения непроизвольных подергиваний мышц у детей.

К факторам, повышающим вероятность, относят:

психоэмоциональное перенапряжение;
усталость малыша;
перенесенные инфекционные заболевания, аллергические проявления;
повышенное внимание со стороны окружающих, касающееся тиков.

Понизить риск возникновения нервных тиков могут смена обстановки, полноценный сон, фиксация внимания ребенка на каком-то интересном занятии или предмете.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Как определить причину тремора?

От причины возникновения патологического дрожания зависит дальнейшая тактика лечения. Комплексная диагностика включает неврологический осмотр, проведение лабораторных и аппаратных исследований.

Детский невролог при сборе анамнеза уточняет у мамы такую информацию:

  • были ли у нее осложнения во время беременности, болела ли она инфекционными заболеваниями, принимала ли какие-нибудь лекарства;
  • как протекали роды;
  • была ли асфиксия у ребенка при родах, проводились ли реанимационные мероприятия;
  • на каком сроке родился малыш, его рост и вес при рождении;
  • был ли ребенок отлучен от матери в родильном доме;
  • результаты обследования малыша в роддоме;
  • особенности кормления ребенка;
  • какие проявления у крохи, кроме тремора, на данный момент беспокоят родителей и т.д.

В домашних условиях родители могут провести рапидную видеосъемку ребенка, что в дальнейшем позволит врачу оценить амплитуду дрожания, его частоту, симметричность проявления тремора.

Для выявления патологии, которая привела к появлению тремора, назначают следующие методы диагностики:

  • КТ или МРТ головного мозга;
  • ангиографию сосудов мозга;
  • рентгенографию костей черепа;
  • электроэнцефалографию;
  • анализы крови на содержание кальция, магния, глюкозы, билирубина;
  • гормональную панель (гормоны надпочечников, щитовидной железы, гипофиза).

С целью проведения дифференциальной диагностики тремора с гиперкинезами применяют электромиографию, которая дает возможность зафиксировать непроизвольные мышечные сокращения.

Боязнь громких звуков у малышей до года

Ближе к концу первого месяца жизни ребенок будет чутко реагировать на неприятные и громкие звуки. Кроха вздрагивает всем телом, может беспокойно двигать руками, плакать. Если ребенок стал бояться громких звуков в раннем возрасте, то обычно это связано не с негативным пережитым опытом, а с естественной реакцией психики на шум. Звук ассоциируется с опасностью. Похожее чувство грудничок испытывает в присутствии незнакомцев или когда боится засыпать без мамы. Продолжительный звук вызывает неприятные ощущения в органах слуха.

Так, боязнь громких звуков — это естественная реакция организма, проявление инстинкта самосохранения, который в этом случае дает о себе знать до 12-18 месяцев. Со временем ребенок перестанет бояться громкого шума, который повторяется и не несет никакой опасности. Это феномен слухового привыкания.

Другой интересный феномен можно наблюдать уже к концу второго месяца жизни или раньше. Если мама поет ребенку колыбельные, то кроха скоро начнет пытаться имитировать гласные звуки. Это напрямую связано со слуховыми стимулами.

Лечение истинного мышечного гипертонуса у детей

Если родители заметили у ребенка симптомы мышечного напряжения, им надо в обязательном порядке показать его неврологу или остеопату. Обнаружить причину, почему у малыша ручки постоянно сжаты в кулачки, может только специалист.

Традиционная терапия повышенного мышечного тонуса включает:

  • медикаментозное лечение;
  • физиотерапию;
  • ароматерапию;
  • массажи;
  • лечебную гимнастику.

Чаще эти виды терапии лишь облегчают болезненные проявления, но не устраняют их причину.

Самым эффективным методом лечения повышенного мышечного тонуса у деток до 1 года является остеопатия. Использование специального массажа направлено на устранение неврологических нарушений, которые привели к повышению тонуса у грудничков. Нервная система малыша еще не сформировалась окончательно, и остеопат способствует ее полноценному функционированию. Врач проводит свои манипуляции в щадящем режиме, поэтому они не провоцируют болезненные ощущения или дискомфорт. Уже после нескольких сеансов остеопатического массажа родители могут заметить положительную динамику в состоянии здоровья их ребенка, при этом не только уменьшается выраженность признаков гипертонуса, но и улучшаются процессы пищеварения, аппетит и сон.

Мамина любовь и забота — лучшие средства от плача

Конечно, не существует одного универсального рецепта, который позволил бы всем мамам мгновенно успокаивать малышей, ведь каждый ребенок индивидуален

Поэтому важно наблюдать за ребенком: смотреть на реакцию крохи и стараться понять, что он хочет вам сообщить. Поверьте, очень скоро методом проб и ошибок вы научитесь понимать малыша и успокаивать его

Иногда родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Не стоит этого опасаться!

Откликаясь на призыв ребенка, вы не только дарите ему свою безусловную материнскую любовь, но и удовлетворяете его потребность в чувстве защищенности и надежности, давая ему понять, что вы здесь, готовы утешить его и помочь. И если младенец понимает, что рядом есть кто-то, кому можно доверять, он вырастет спокойным и уверенным в себе.

Счастливого и радостного вам материнства!

Список использованной литературы:

Мелешкина А. В., Кудряшова М. А., Чебышева С. Н

Что важно знать о кишечных коликах у детей первых месяцев жизни. Приложение к журналу Consilium Medicum, 2018.
Титова О

Н., Таран Н. Н. Кишечные колики у детей первых месяцев жизни: комплексное решение проблемы. Приложение к журналу Consilium medicum, 2018.
Беляева И. А., Намазова-Баранова Л.С., Потехина Т.В. Младенческие колики – новый взгляд на старую проблему. Приложение к журналу Consilium medicum, 2015.

Ручной ребенок. Почему тактильный контакт действительно важен?

Для  новорожденного очень важен тактильный опыт, причем это не только ношение на руках и контакт «кожа к коже». Это любые прикосновения, любой физический контакт: прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи, укачивание и прочее.

Контактов не бывает слишком много!

Трогайте щёчки, пальчики, ручки, стопочки, ушки. Гладьте по головке, плечикам, животику, спинке, ягодицам. Всё тело малыша в ваших руках. Гормоны радости выработаются у обоих участников этого процесса.

Во время общения с малышом он ощущает не только прикосновения, но воспринимает звуки и запахи. Это неотъемлемые компоненты любого физического контакта, а значит, стимулы для развития головного мозга и формирования новых нейронных связей.

Почему дети сжимают пальчики в кулачки?

Все дети рождаются с повышенным мышечным тонусом. Связано это с вынужденным напряжением мышц плода в матке к концу беременности: из-за того, что ему становится тесно, ребенок вынужден поджимать руки и ноги к туловищу, приняв при этом характерную «позу эмбриона». В результате происходит физиологическое усиление тонуса сгибателей, которое сохраняется на протяжении нескольких месяцев после рождения. Мягкий бережный уход за малышом, поглаживание ручек и ножек, начиная с 10 дня, приводит к постепенному расслаблению мускулатуры.

Мышечное напряжение может быть следствием воздействия некоторых факторов. К причинам истинного (патологического) гипертонуса относятся:

  • беременность, отягощенная вирусными заболеваниями, токсоплазмозом, хроническими болезнями матери;
  • тяжелое течение беременности, осложненное токсикозом, угрозой прерывания беременности;
  • алкогольная или наркотическая зависимость у беременной женщины, курение;
  • родовые травмы;
  • внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание);
  • резус-конфликт между новорожденным и матерью;
  • повышенная нейрорефлекторная возбудимость.

Чаще всего к развитию истинного гипертонуса приводит родовая травма, полученная в результате срочных или тяжелых родов, при неправильном акушерском пособии в родах и т.д. Мягкость некоторых костей черепа, открытые роднички, размер головки ребенка, который превышает диаметр родовых путей, — все это способствуют тому, что даже незначительные препятствия и задержки при родах могут стать причиной механических травм черепа новорожденного. Следствием этого являются недостаточное кровоснабжение головного мозга, гипоксия, нарушение трофики тканей, повышение внутричерепного давления, недоразвитие структур головного мозга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий