Ноты для детей 3-6 лет: учимся, играя

Плюсы и минусы методики

Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.

Плюсы

Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:

  1. Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса. Например, игра “Предлоги” помогает расширить кругозор и увеличить словарный запас.
  2. Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
  3. Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
  4. Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
  5. В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
  6. Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.

Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок-бормоталок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.

Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.

Минусы

Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:

  1. В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность которая присутствует в “чтении с пелёнок” сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
  2. Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
  3. Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
  4. Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
  5. Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
  6. Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.

Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Первый способ выучить ноты на гитаре

Не пытайтесь заучить расположения нот на гитаре по всему грифу за один день, это только вас запутает. Выучите некоторые расположения нот и повторяйте их в течение дня.

Упражнения с открытыми струнами: 1, 2, 3

Начните играть открытые струны, параллельно напевая или проговаривая их. Произнесение вслух нот, поможет быстрее освоить их месторасположение в нотном стане и на гитаре. Ниже на картинке изображён нотный стан со звуками первых трёх (тонких) открытых струн в различных последовательностях. Буквы над нотными линейками обозначают пальцы правой руки, которыми будут извлекать звук из струн: (a) –безымянный; (m) –средний; (i) – указательный.

Упражнения с  открытыми струнами: 4, 5, 6

Следующий шаг – открытые басовые струны: «ми», «ля» и «ре». Эти ноты для гитары выходят за пределы пяти основных линеек, поэтому рисуют их на добавочных линиях, как изображено на картинке. Данное упражнение играется правой рукой, используя большой палец, обозначают его буквой (P). Очень легко запомнить следующее: для первых трёх ладов добавочные линии рисуются только для шестой и пятой струны. То есть: первый, второй и третий лад этих струн дают низкие звуки, которые рисуются на дополнительных линиях, а, уже начиная с открытой четвёртой струны – используют основные. Учитывая это, вы сможете легче распознавать ноты с добавочными линейками.

Переборы на открытых струнах

Следующий этап – игра перебором, используя только открытые струны, упражнение №30. Сохраняйте аппликатуру правой руки. Изображенный ниже перебор – один из самых известных и часто используемых. Играйте также проговаривая, а лучше пропевая все названия звуков.

Добавляем ноты в пределах трёх ладов

Упражнения становится немного сложнее, но при освоении нот первых трёх ладов открывается возможность играть несложные пьесы. Изучение расположения нот на грифе происходит постепенно, с каждым разом добавляя в упражнение новую ноту. В этот раз, к открытым струнам добавляем «ля» и «ре». Обязательно запоминаем их место на нотном стане.Следующее упражнение будет содержать ещё один дополнительный звук «ми», прижимается он на втором ладу четвёртой струны. Для лучшего усвоения и запоминания – произносите во время игры названия нот.

Добавляем басовые ноты

Перед тем как начать новое упражнение – повторим звуки открытых нот. После чего выучим сразу две новых ноты: «си» пятой струны и «соль» шестой, рисуются они под первой добавочной линией, и под двумя добавочными линиями соответственно.

Чтобы закрепить материал, исполним греческую и венгерскую народные песни.

Добавляем ещё ноты на закрытых струнах

Теперь, когда мы знаем уже часть нот, можно ускорить процесс изучения. В следующем упражнении добавлено будет сразу три ноты «фа» и «соль» первой струны (первый и третий лад) и нота «до» струна вторая, лад первый.Для дальнейшего обучения следует перейти к практике, и шаг за шагом изучать простые пьесы. Эта система станет отличным помощником, для желающих научиться играть красивые мелодии, и разбираться в расположении звуков на гитарном грифе.

Симметричные ноты

Данный метод запоминания расположения нот на нотном стане, я называю “симметричные ноты”  или ноты-якоря. Смысл этого способа довольно прост! Вам нужно выучить только три ноты которые находятся либо на линейках, либо между линейками. Вот как это выглядит:

Дальше вам нужно знать обычный звукоряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и назад си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Смотрим, что нота “ми” находится на 1 линейке нотоносца, а нота “ре” под первой. Между ними нельзя записать ещё какую-либо ноту. Перед нотой “ми” в звукоряде находится “ре”, значит этот звук и будет под первой линейкой. Таким образом, запомнив только 3 звука, вы сможете быстро найти все ноты, которые рядом с ними.

Нотная грамота в ДОУ

Организация: МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга»

Населенный пункт: Татарстан, г. Кукмор, Кукморский район

Работая много лет музыкальным руководителем в детском саду поняла, что детям необходимо знать простейшие элементы нотной грамоты. И если будет развита у дошкольника способность слышать и понимать, что мелодия состоит из отдельных нот, знать их, находить их на нотном стане, а так же учить, выделять из мелодии отдельные звуки, определять на слух высокие и низкие звуки, то в дальнейшем учёба в школе будет успешной.

А как можно привлечь внимание, заинтересовать детей и научить их понимать нотную грамоту? Конечно же, через интересные истории, стихи и сказки. Начиная педагогическую деятельность я сочинила сказку про музыкальный дом, в которой дети запоминают расположение нот на нотном стане, но почему то всегда её держала в секрете, всё как-то не решалась использовать в обучении

И даже рисунок нарисовала, чтобы дети образно видели и запоминали расположение нот на нотном стане. И первыми слушателями стали мои собственные дети, которые с интересом и затаив дыхание слушали очередную сказку, проникнув в «сказочную музыкальную страну», с помощью которой запоминали названия нот и их расположение на нотном стане

Начиная педагогическую деятельность я сочинила сказку про музыкальный дом, в которой дети запоминают расположение нот на нотном стане, но почему то всегда её держала в секрете, всё как-то не решалась использовать в обучении. И даже рисунок нарисовала, чтобы дети образно видели и запоминали расположение нот на нотном стане. И первыми слушателями стали мои собственные дети, которые с интересом и затаив дыхание слушали очередную сказку, проникнув в «сказочную музыкальную страну», с помощью которой запоминали названия нот и их расположение на нотном стане.

Сказка «Музыкальный дом»

Музыка, как и все люди, имеет свой дом. Но у каждого дома должен быть ключ. Так и у музыкального домика, есть скрипичный ключ, который открывает нам мир музыки. Посмотрите, какой он красивый

В музыкальном домике пять этажей. И живут в этом доме дружные и весёлые соседи, с красивыми именами ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

И их очень легко запомнить, если пропеть их так: «До, ре, ми, фа, соль, ля си- села кошка на такси, а котята прицепились и бесплатно прокатились».

Первая нота- ДО. Глядите, дождь стучит в окно.

Вторая нота- РЕ. Растёт репка во дворе.

Третья нота – МИ. Сидит мишка взаперти.

Мишка живет на первом этаже – хочет покушать репку и фасоль, но на дворе дождик, а фасоль находится выше, а он сидит взаперти и не может выйти.

Вот видите, между первой и второй линеечками находится нота ФА.

Но вот кончился дождик, засветило солнышко. А оно живет на втором этаже и комната стала светлая и белая как соль. Вот здесь и находится нота СОЛЬ. А между второй и третьей линеечками живёт нота ЛЯ – лягушка, которая всё время поёт на своём болоте «тра- ля-ля». А высоко в небе, под палящим солнцем взлетела птичка- синичка, нота СИ, которая живёт на третьей линеечке. А поёт она свою любимую песенку «До, ре, ми, фа, соль, ля си- села кошка на такси, а котята прицепились и бесплатно прокатились».

Позже, совместно с сыном Камилем была сочинена сказка про звуки, которая тоже применяется в моей практике.

Сказка про звуки

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были ноты. Жили они в гармонии до тех пор, пока на государство не напали злые волки. Взвыли они своими страшными басами и раскидали ноты в разные стороны. Заплакали ноты, ведь теперь им никогда не спеть их любимую песенку «До, ре, ми, фа, соль, ля, си», никогда не произнести их любимые звуки – так они испугались волков. И тут появилась фея Сопрано, которая своим волшебным голосом, смогла успокоить и утешить испуганные ноты, и собрала их вместе в один звукоряд. Благодаря доброй Фее ноты снова запели и их прекрасные звуки смогли изгнать злых волков из царства музыки. И опять в государстве воцарилась гармония. Ноты издавали свои прекрасные звуки и радовали всех вокруг.

А добрая Фея Сопрано смогла исправить и злых волков. Ведь их бас тоже может пригодиться музыке. И сейчас все живут дружно и весело, радуя нас своей прекрасной музыкой.

С помощью музыкальных сказок дети легко усваивают нотную грамоту, и это помогает подружиться с музыкой и ее волшебными звуками. Такая «находка» удобна в моей работе, т. к. изучая азы музыки у детей идет воздействие на развитие памяти как на зрительную, так и на образную. А так же развивается слуховое и зрительное восприятие.

Приложения:

  1. file0.docx.. 57,9 КБ

Опубликовано: 18.04.2019

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1

Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2

Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3

Четвертная – тянется на «раз и».
4

Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5

Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Полезные советы родителям

Вот некоторые подсказки о том, как заниматься с ребенком музыкой, чтобы ему было интересно:

  • использовать во время занятий любимые игры и игрушки ребенка;
  • играть в «школу», меняясь ролями «учитель-ученик»;
  • устраивать «концерты», выступая на них по очереди;
  • в перерывах между занятиями переключать ребенка на другие увлечения, например, почитать ему сказку или порисовать;
  • хвалить ребенка — так у него появляются «крылья» и просыпается интерес к занятиям.

Итак, в изучении нот главное – начать не раньше, чем ребенок будет готов к усвоению информации такого рода. Многие ребята одновременно с изучением букв буквально «схватывают на лету» все, что касается нотной грамоты, но при условии, что они уже хорошо знакомы с музыкой по интуитивному восприятию.

Обучающие карточки для музыкального развития

  • «Карточки для обучения»
  • Пояснительная записка
  • Представленный комплект карточек разработан для работы с детьми любого дошкольного возраста.

Карточки могут использоваться для работы над ритмом в музыкальной деятельности, развития музыкального слуха детей, для самостоятельных игр детей, а также быть полноценным музыкальным пособием для музыкальных руководителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования. Кроме того, могут быть дополнением музыкальной картотеки музыкального уголка группы.

Инструкция:

Карточки (фото1-11) можно использовать для ритмической работы на фланелеграфе. Маленькие картинки (кружочки) прохлопываем быстро (говорим «ти» отрывисто). Большие картинки (кружочки) прохлопываем (говорим «Та» протяжно).

Начать можно с обычных кружочков (фото 7). Постепенно заменяя различными вариантами рисунков (животных; сезонных явлений – капелек, солнышек и др.; различных предметов и т.д.).

В каждом комплекте карточек картинки должны быть двух размеров (условно – большие и маленькие).

Карточки (фото 10-13) – Демонстрационный материал к пособию И.Новоскольцевой и И.Каплуновой «Этот удивительный ритм».

Карточки с изображением животных (фото 12-13) вставляются в паровоз, выбирается машинист. Дети проговаривают и прохлопывают ритмослогами машиниста и всех пассажиров.

Карточки (фото 14-16) можно применять для дидактических игр с детьми для развития музыкального слуха, памяти, развития речи, для обогащения словарного запаса.

Карточки (фото 15) можно сделать в большом количестве. Я раздавала детям по 3 произвольных картинки, включала известные песни. Детям необходимо было угадать героя из прослушанной песни и поднять карточку с изображением угаданного персонажа, если таковой есть у ребёнка

Карточки (фото 16) можно использовать для определения звучания того или иного инструмента. Данный вариант нарисованных мной картинок. Их кстати могут создать сами дети. Это будет особенно ценно.

Карточки (фото 17-18) могут быть использованы детьми старшего дошкольного возраста (начинающие читать). Дети смогут узнать названия нот, выкладывая карточки в порядке расположения названий нот музыкального диатонического звукоряда. Также дети могут одновременно выложить на нотном стане фланелеграфа (фото 19) ноту, название которой написано на карточке.

Игры с такими карточками могут придумать сами дети. И даже педагоги. Я, например, в этом году, проводила музыкальную игру для педагогов. Чтобы разделить педагогов на команды-участников предложила выбрать каждому любую карточку (повернув их нотками вверх, а названиями – вниз).

И педагогов, у которых были нотки «До» и «Фа» были в первой команде, с нотками «Ре» и «Соль» во второй команде, «Ми» и «Ля» — в третьей команде.

Карточки (фото 20) являются пазлами для детей младшего дошкольного возраста. Могут быть использованы в том числе и на музыкальных досугах и развлечениях. После того, как дети собирают картинку-загадку, все танцуют весёлый танец «Танец маленьких утят».

Время отведённое для работы с карточками может варьироваться от 2-х минут до 20-30 минут в зависимости от поставленных задач педагогом и заинтересованности детского коллектива.

Буду очень рада, если мой материал будет полезен! Спасибо!

Обучающие карточки ZIP / 64.14 Мб

Способ 1 – шаг за шагом

При первом способы скрипичный ключ начинаем рисовать со второй линейки – на ней ставим точку или ее слегка перечеркиваем штрихом, направленным вверх.
От первой точки рисуем окружность между третьей и первой линейками

Важно, чтобы ваши линии не выходили за границы указанных линеек, иначе скрипичный ключ получится некрасивый. Также следует избегать другой крайности – рисовать круг слишком маленький.
Нарисованный круг не замыкаем, а продолжаем по типу спирали дальше, но на втором витке уводим линию вверх и немного влево. Таким вот образом нужно подняться немного выше пятой линейки.
Выше пятой линейки делается разворот в правую сторону

При движении в обратную сторону, то есть вниз, у вас при пересечении линий должна получиться петля. Подобные петли в письме встречаются часто, например, когда мы пишем в тетрадочке строчную букву В.
Далее прямой или наклонной линией спускаемся вниз, как бы прокалывая наш скрипичный ключ посередине. Когда мы уже «проткнули» готовый ключ и линия спустилась чуть ниже первой линейки, то можно ее заворачивать – получается крючок. Заворачивать не нужно сильно – достаточно одного изгиба в форме маленького полукруга (как при написании заглавных букв Ф, А и др.).

Таким вот образом нужно подняться немного выше пятой линейки.
Выше пятой линейки делается разворот в правую сторону. При движении в обратную сторону, то есть вниз, у вас при пересечении линий должна получиться петля. Подобные петли в письме встречаются часто, например, когда мы пишем в тетрадочке строчную букву В.
Далее прямой или наклонной линией спускаемся вниз, как бы прокалывая наш скрипичный ключ посередине. Когда мы уже «проткнули» готовый ключ и линия спустилась чуть ниже первой линейки, то можно ее заворачивать – получается крючок. Заворачивать не нужно сильно – достаточно одного изгиба в форме маленького полукруга (как при написании заглавных букв Ф, А и др.).

ВАЖНО! Показывать ребенку нужно несколько раз, причем с каждым разом подробность объяснения должна уменьшаться. Сначала рассказывается все, затем отмечаются только ключевые моменты (КРУГ, ПЕТЛЯ, КРЮЧОК). Последние несколько показов должны быть плавными, то есть все отдельные элементы должны быть соединены в цельную линию, карандаш должен скользить по бумаге, не отрываясь от нее и без остановок

Последние несколько показов должны быть плавными, то есть все отдельные элементы должны быть соединены в цельную линию, карандаш должен скользить по бумаге, не отрываясь от нее и без остановок.

МОМЕНТ 1. Если ребенку трудно повторить графическую комбинацию сразу на бумаге, тогда можно поработать с ним следующими способами. Во-первых, можно порисовать гигантские скрипичные ключи в воздухе. Ребенок может повторять движения, которые ему будет показывать взрослые. Сначала можно даже взять его руку и несколько раз плавно провести всю комбинацию, когда малыш запомнит движение, пусть работает самостоятельно.

МОМЕНТ 2. Во-вторых, можно применят еще один хороший способ – рисование больших скрипичных ключей мелом на доске. Взрослый может написать скрипичный ключ и попросить ребенка несколько раз обвести контур знака, можно – разноцветными мелками. Утолщенный скрипичный ключ затем можно стереть с доски, а ребенку дать задание – нарисовать все самостоятельно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий