Игры на развитие связной речи в средней группе — проведение НОД

Занятие развитие речи в средней группе

Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.

Занятия по сказкам

Структура занятия

Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:

  1. Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
  2. Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
  3. Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
  4. Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.

Таблица: «Описание зимней одежды»

Задачи· изучение правильных названия и назначений зимней одежды; · развитие навыков правильного построения фраз, слухового внимания и памяти.
Методическое обеспечениеКартинки и иллюстрации зимней одежды, признаков и особенностей, игрушек, птиц, мороза.
Ход занятия
Вводная частьВоспитатель читает стихотворение на тему зимы и затем беседует с воспитанниками о времени года, о котором шла речь, задаются вопросы по тематике, обсуждаются зимние забавы.
Точечный массаж конечностейПроводится работа по согласованию слов и движений с помощью стихотворения на тему занятия.
Игра на запоминание словВоспитатель называет детям слова и потом в процессе игры проводит опрос воспитанников.
Дыхательная гимнастикаПроводятся упражнения на дыхательную гимнастику «Полет снежинок».
Игры с мячомВоспитатель выстраивает детей в круг и становится в центр с мячом. Бросает детям мяч, а они отвечают, что можно делать с той или иной одеждой.
Игры на закрепление словВоспитатель предлагает детям картинки с изображенными предметами зимней одежды. Дети должны внимательно рассмотреть их и дорисовать недостающие детали.

Планирование занятий

В целях эффективной работы воспитатель заранее готовится к занятиям и разрабатывает соответствующий план, который может быть календарным или перспективным. Их отличие заключается в том, что календарный план охватывает короткий временной промежуток, а перспективный составляется на длительный временной период.

При планировании занятий обязательно указываются программные цели, формируются воспитательные задачи, уточняются методические приемы и перечисляются необходимые дидактические пособия.

Таблица: пример перспективного плана на два месяца

ДатаТемаПрограммное содержание
Сентябрь«Наша группа»Дети подробно знакомятся со своей группой, у них воспитывается чувство гордости за нее.
«Знакомим куклу Дашу с нашей группой»Воспитатель учит детей правильно называть предметы, произносить звуки и слова.
«В нашем детском саду»Расширяется кругозор, и систематизируются представление о детском саде, прививается любовь, дружба и уважение к товарищам.
«Осенняя картина»Систематизируются представления о временах года, обсуждаются признаки осени, расширяется словарный запас.
Октябрь«В гостях у Чиполлино»Дети знакомятся с названиями овощей и сказкой, расширяют словарный запас.
«В саду у Вишенки»Воспитанники знакомятся с фруктами, признаками весны, учатся строить предложения.
«В гостях у Лесовичка»Происходит знакомство детей с названиями грибов, расширяется словарный запас
«Музыкальные игрушки»Осваиваются элементы ролевой и сюжетной игры.
«Пожарная машина»Дети учатся правильно и связно отвечать на поставленные вопросы, отличать специальный транспорт, закрепляется звукопроизношение.

Проверка результатов работы по развитию речи

Три раза в течение учебного года администрацией детского садика, а также учителем-логопедом и психологом проводится тематическая проверка работы воспитателей по речевому развитию. В конце подводятся итоги и делаются выводы о степени эффективности произведенной работы.

Обратите внимание! Во время проверки обследование проводится с каждым ребенком индивидуально, после чего вся информация фиксируется в картотеке и определяется уровень речевого развития ребенка. Формирование у детей в средней группе высокого уровня владения родным языком является основной задачей воспитателей детского сада

Чем раньше ребенок научиться полно и грамотно выражать собственные мысли, тем увереннее и свободней он будет ощущать себя в дальнейшем

Формирование у детей в средней группе высокого уровня владения родным языком является основной задачей воспитателей детского сада. Чем раньше ребенок научиться полно и грамотно выражать собственные мысли, тем увереннее и свободней он будет ощущать себя в дальнейшем.

Польза предложенных занятий:

  • Увлекательные игры помогут пополнить активный и пассивный словарь малышей по изучаемым лексическим темам.
  • Раскрашивание картинок укрепит пальцы и подготовит руку к письму. Развитие мелкой моторики также положительно сказывается на развитии речи.
  • Каждое занятие включает изучение стихотворения с движениями пальцев рук. Заучивание стихов способствует развитию памяти. А заучивание с движениями пальцев рук еще дополнительно стимулирует кору головного мозга.
  • Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи научат малышей: подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде, числе; согласовывать существительные с числительными в роде, числе; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.п.
  • Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам поможет сформировать связную речь и сделать ее более богатой.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

НОД по развитию речи в средней группе по ФГОС

Главная задача воспитателя в детском саду — научить детей отвечать на поставленные вопросы. Изначально проводится анализ со стороны воспитателя, подбирается соответствующее задание, происходит знакомство с материалом.

Как происходит развитие речи в средней группе по ФГОС

НОД по развитию связной речи в средней группе способствует обогащению знаний о жизни диких животных. Посещая детский сад, уже на четвертый год дети должны знать, как себя ведут животные, когда наступает осень, зима, весна или лето. Цель занятия — это прежде всего формирование познавательного интереса к природе, пробуждение чувственного отношения к красоте осенней природы.

Обратите внимание! Педагог воспитывает бережное отношение, любовь к животному, а также растительному миру

Формирование звуковой культуры речи

Занятие по звуковой речи — это составная часть общей речевой культуры. Подобный программный комплекс охватывает все стороны звукового оформления слов или звучащей речи:

  • правильное произношение звуков,
  • правильное произношение слов,
  • громкость и скорость речевого высказывания,
  • ритм,
  • логическое ударение,
  • нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
  • наличие полноценной окружающей речевой среды.

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи

Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи

Планирование развития интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Особое влияние должна оказать семья и воспитатель детского сада.

Интонационная выразительность и эмоциональность речи

Обратите внимание! Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей

Учимся воспринимать поэтическую речь

Развитый ребенок может выразить интерес к художественной литературе с раннего детства. При правильном подходе, каждый родитель может раскрыть таланты ребенка на раннем этапе. Поэтому нужно выполнять следующее:

обращать внимание на выразительные средства (образные слова, выражения, эпитеты, сравнения);
проявлять чуткость к поэтическому слову;
видеть основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Задачи по развитию речи в средней группе по ФГОС

Основные задачи по развитию речевой деятельности:

Учить составлять рассказ по картине по образцу с использованием диалогической речи;
Учить составлять описательные рассказы об овощах или фруктах;
Упражнять в классификации овощей и фруктов, образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Формировать этические нормы поведения: доброжелательное отношение друг к другу в повседневной жизни, во время игры;
Развивать внимание, мышление, память, воображение, грамматический строй речи, тактильную чувствительность, интонационную сторону речи, связную речь;
Обогащать словарный запас;
Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход;
Воспитывать уважение к людям, дружелюбное отношение в игре, на занятиях.

Какие задачи ставят педагоги по развитию речи в средней группе по ФГОС

Занятие развитие речи в средней группе

Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.

Занятия по сказкам

Структура занятия

Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:

  1. Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
  2. Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
  3. Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
  4. Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.

Как правильно сделать логопедический массаж ребенку дома

Критерии развития речи по ФГОС

Работа по развитию речи включается во все этапы образовательного процесса

С точки зрения педагогики и психологии, овладение ребёнком речью — это многоуровневый и даже в чём-то загадочный процесс, требующий последовательной и целенаправленной работы всех педагогических кадров детского сада. В частности

  • воспитателя (для включения программных компонентов развития речи в каждодневные занятия);
  • логопеда (для коррекции дефектов, связанных с произнесением звуков);
  • психолога (для диагностики и устранения внешних трудностей овладения речью, например, если малыш замкнут, отстранён от других детей и взрослых).

Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в

  • расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного (то есть не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением) словаря;
  • выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым;
  • отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи;
  • совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление);
  • развитии связной монологической и диалогической речи.

Эти требования реализуются в наборе специальных приёмов обучения, которые предполагают живое общение детей между собой, а также с воспитателем (родителями):

  • пересказ прочитанного;
  • заучивание стихотворений;
  • обсуждение картинок по разным темам (например, животные в разные времена года);
  • ролевые игры (например, «У врача», «Дочки -матери») и т.д;
  • театрализация (постановки утренников, сказок и пр.);
  • подготовка проектов, стенгазет в группе и т.д.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель включает музыку, все слушают ее, затем педагог говорит:

– Ребята, как вы думаете, какое время года могло сочинить такую мелодию? (Осень) Давайте вспомним, что мы видим на улице осенью.

Дети отвечают, а педагог выкладывает на фланелеграф соответствующие изображения: дождь, тучи и другие.

– Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на этих картинках.

Воспитанники перечисляют:

  • идет дождь;
  • опадают листья;
  • прячется солнце;
  • улетают птицы.

Если данный конспект используется для открытого занятия, то важно подобрать картинки крупные. Они должны быть хорошо видны всем гостям

Составление рассказа

Воспитанники выходят и называют основные признаки осени (фланелеграф с картинками служит опорой).

Заяц благодарит всех. Он повторяет рассказ, используя прозвучавшие высказывания, дополняя его новыми.

Примеры подобных рассказов-описаний можно найти в конспектах НОД по развитию речи у детей средней группы (4 лет).

Физминутка

Дети следят за движениями педагога, повторяя их:

Ветер дует и поет, (надуваем щеки, раскачиваем руками);
Все листочки он сорвет. (ладошками изображаем полет листочков);
Полетят они как птицы. (машем руками как крыльями);
Вот как осень веселится! (подпрыгиваем на месте).

Динамическая пауза в занятии обязательно присутствует во всех конспектах по ФГОС, это обязательное условие.

Описание по символьной схеме

Педагог говорит, что зайчик не видит, что у нее в руках (листок клена). Детям предлагается помочь зверюшке угадать, что это. Называть предмет нельзя, нужно рассказать о нем.

Каждый, с опорой на рисунки-символы свойств, описывает листок:

  1. Какого наш предмет цвета? (Желтого, лимонного)
  2. Какой он формы, на что похож? (На ладошку, на звездочку)
  3. Какого он размера? (Большой, широкий)

Заяц угадывает, правильно называет загаданный предмет (лист), благодарит за помощь.

Игра « У меня в руках…»

Педагог держит желтый листок. Детям предлагается передавать его друг другу, называя свойства

Воспитатель обращает внимание на схему с символами, которая лежит в середине круга. Дети передают лист друг другу, называя его цвет, размер, другие свойства (желтый, большой, яркий) Педагог хвалит всех, дополняет ответы

«Устроим листопад!»

Воспитатель раздает квадраты бумаги, предлагая сложить из них треугольники. Все складывают «листья», затем начинают сдувать их с ладони. Игра заканчивается, педагог произносит: «Листья кружатся, летят, значит это – …… !» (листопад).

Заключение

Зайчик прощается с всеми, просит подарить ему листочки. Если вы проводите открытое занятие, то стоит также обязательно попрощаться с гостями.

Консультация для родителей развитие речи детей 4-5 лет

Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Родители должны помнить о том, что решающее значение для развития разговорной речи ребенка имеет его общение с мамой и папой

Во время совместных прогулок с детьми нужно обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки

Малышам следует рассказывать для чего построены эти учреждения, кто в них работает

Во время прогулок в лес, по набережной надо привлекать внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, насекомых. Не рекомендовано уходить от ответов на вопросы ребенка

Информация для родителей

Важно! Желательно знакомить малышей с новыми предметами, вещами, объектами

Чтение книг Гербовой В.В.

Успешная реализация государственных программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды. Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня. Кроме этого, требуется консультация родителей.

О важности ежедневного чтения детям

Значение книги в жизни человека огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее понимают конспект (условие задачи), упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.

Почему так важно ежедневно читать рассказы детям

Важно! Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Для усиления эмоционального воздействия произведений искусства на детей важно сочетать чтение литературного текста со слушанием музыки, восприятием произведения изобразительного искусства (например, читать стихи, когда дети слушают музыку, рассматривают репродукции картин)

Картотека по дидактическим играм:

Для усиления эмоционального воздействия произведений искусства на детей важно сочетать чтение литературного текста со слушанием музыки, восприятием произведения изобразительного искусства (например, читать стихи, когда дети слушают музыку, рассматривают репродукции картин). Картотека по дидактическим играм:. «Дон! Дон! Дон!»

«Дон! Дон! Дон!»

«Дон, дон, дон!

Загорелся кошкин дом,

Коза выскочила,

Глаза выпучила;

Залить не умеет!

Дон, дон, дон!

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

Но не добежала,

Воду расплескала.

Дон, дон, дон!

Загорелся кошкин дом,

Бежит уточка с ковшом,

Да ковш уронила,

Воду-то разлила.

Дон, дон, дон!

Загорелся кошкин дом,

Бежит кисонька с горшком,

Залить хочет молоком,

Но не добежала

И горшок сломала.

Дон, дон, дон!

Погорел весь кошкин дом,

Где теперь кошечке жить?»

«Гуси, вы, гуси…»

«Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали,

Что вы видали?

Мы видели волка:

Унёс волк гусёнка,

Да самого лучшего,

Да самого большего!

Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Щипите вы волка —

Спасайте гусёнка!»

«Зайчишка-трусишка»

«Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел,

Сидит грызет.

Иди прочь —

Хозяин идет!»

Считалочки

«Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом,

Инти, инти, интерес –

Выходи на букву „с“.»

***

«Начинается считалка,

На берегу сидела галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.»

***

«Раз, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Ой-ой-ой,

Убегает зайчик мой.»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий