Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных
Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.
Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.
Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:
- подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
- все тело младенца покрывает обильный пушок;
- кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
- малый родничок не закрыт;
- ушные раковины мягкие, асимметричные;
- размеры головы превышают размеры грудной клетки;
- ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
- пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.
Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:
- недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
- несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
- несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
- слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
- недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.
Кормление
Грудное молоко — настоящий эликсир здоровья для ребёнка.
Шансы успешно выкормить ребёнка грудью у женщины существенно повышаются при совокупности условий:
- психологической настроенности самой матери. Ей следует знать, что даже самая адаптированная смесь значительно уступает по качеству и многообразию составляющих материнскому молоку. Достаточно только учесть наличие ферментов, антител, клеток иммунной системы и гормонов;
- помощи медперсонала роддома, в силах которых обеспечить круглосуточное пребывание матери с ребёнком, помощь при прикладывании к груди, объяснение техники кормления;
- отказ от устройств, имитирующих материнскую грудь (пустышек, бутылочек), дополнительного питья без медицинских показаний;
- кормлении по требованию без соблюдения часовых интервалов;
- в случае, когда ребёнок не находится вместе с матерью, нужно как можно раньше начинать сцеживание молока;
- если нужен докорм или есть запрет на прикладывание ребёнка к груди, нужно использовать вместо сосок специальные ложечки, шприцы, систему дополнительного кормления. Последняя даёт возможность ребёнку одновременно сосать грудь, стимулируя лактацию у матери, и получать кормление из бутылочки.
Если же естественное вскармливание невозможно, то для кормления должны применяться специальные адаптированные смеси. Смесь подбирает врач, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка.
Правила приготовления смеси:
- Точно следовать инструкции по соотношению воды и смеси.
- Использовать чистую кипячёную воду и стерилизованную посуду.
- Готовить смесь на один раз, непосредственно перед кормлением.
- Смесь должна быть тёплой, температура 36-37 градусов.
Ранний неонатальный период
В ранний период новорожденности, продолжительность которого составляет одну неделю с момента рождения, происходит не только знакомство малыша с миром, но и первые контакты с мамой. Реальный внешний вид крохи может отличаться от того образа, который она себе представляла. Это связано с физиологическими пограничными состояниями его организма.
Оттенок кожи
Неоднородный и нехарактерный для взрослых людей оттенок кожи ребенка может быть обусловлен:
- эритемой;
- реакцией сосудов на внешние условия;
- желтухой.
Эритема – покраснение кожи с синеватым оттенком. Обычно она проявляется на стопах и кистях. Причина эритемы – резкое изменение температуры окружающей среды: от 37° в утробе матери до 20-24° в палате больницы. Кроме того, привычная для ребенка водная среда сменяется воздушной. Эритема не является патологическим состоянием и не требует лечения. Температура тела, общее самочувствие и аппетит малыша находятся в пределах нормы. Спустя несколько суток в местах покраснений может начаться шелушение эпидермиса.
Физиологическая реакция сосудов чаще возникает у недоношенных детей в период новорожденности. Она является следствием незрелости сосудистой системы. Ее проявления:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: проявления эритемы у детей
- мраморность покровов, синюшные пятна;
- неравномерный цвет тела, на одной части кожа красная, а на другой бледная с синевой, такое бывает после сна на одном боку.
Данное состояние может иметь место на протяжении 2-3 суток после рождения. Ребенок не нуждается в лечении, но врачи за ним наблюдают.
В период новорожденности желтуха возникает вследствие функциональной недостаточности печени, обусловленной ее незрелостью. Орган не может нейтрализовать повышенное количество желчного пигмента, поступающего в кровь. В норме физиологическая желтуха, при которой покровы ребенка приобретают характерный оттенок, длится около недели. У малышей, рожденных раньше срока, она может длиться до 6 недель. Желтизна кожи, сохраняющаяся дольше положенного периода – повод для обращения к врачу.
Милии и акне
Работа сальных и гормональных желез у новорожденного не налажена. После появления на свет на его личике можно заметить мили и акне.
Милии – белые точки, которые обычно появляются на носу, лбу и щечках. Они возникают из-за закупорки сальных желез. Категорически запрещено их трогать. Милии проходят сами по себе через несколько недель.
Акне новорожденных – красные прыщики с гнойной белой верхушкой, похожие на юношески угри (подробнее в статье: акне на лице у новорожденных). Обычно они появляются на лице, но могут обнаружиться спине и шее. Причина акне у малышей – избыток материнских гормонов в крови и несовершенная работа сальных желез. В течение 2-3 месяцев они проходят. Прыщики не нужно лечить. Необходимо тщательно соблюдать гигиену. Кроме того, можно наносить 1 раз в 3 дня крем «Бепантен» тонким слоем.
В период новорожденности обнаруживаются не только описанные физиологические явления, относящиеся к нормальному развитию ребенка. Могут быть выявлены аномалии строения, наследственные патологии, фетопатии и так далее
От матери требуется повышенное внимание к ребенку, которое поможет вовремя увидеть отклонения в физическом и психическом развитии
Рефлексы новорождённого малыша
По наличию и активности рефлексов оценивают работу нервной системы малыша. Жизнеспособность новорождённого обеспечивают безусловные рефлексы. Их делят на 3 группы:
- Стойкие.
- Транзиторные.
- Установочные.
Стойкие рефлексы
Они сохраняются всю жизнь.
К стойким относятся:
- глотательный;
- сухожильные рефлексы (постукивание по сухожилию мышцы приводит к её сокращению);
- роговичный (прикосновение к роговице вызывает смыкание век);
- надбровный (постукивание над бровью — смыкание век);
- конъюнктивальный (прикосновение к конъюнктиве — смыкание век).
Транзиторные рефлексы
Проявляются на протяжении некоторого времени, затем исчезают. Они подразделяются на группы в зависимости от уровня их замыкания:
- оральные (замыкаются в продолговатом мозге);
- спинальные (центр в спинном мозге);
- миелоэнцефальные позотонические (их центры в структурах среднего и продолговатого мозга).
Оральные
- Поисковый (при поглаживании кожи около рта губы раскрываются и происходит поворот головы в сторону раздражителя). Он существует до 4 месяцев.
- Хоботковый (губы складываются в трубочку, как хоботок, при постукивании по ним). Время проявления до 3 месяцев жизни.
- Сосательный. Он существует до года.
- Ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина (проявляется при нажатии на возвышение большого пальца на ладони, ребёнок в ответ открывает рот и наклоняет голову).
Спинальные
К спинальным рефлексам относятся:
- Защитный (когда ребёнка кладут на живот, он поднимает голову, освобождая дыхательные пути).
- Рефлекс опоры (в вертикальном положении ребёнок сгибает ножки, а при опускании его на опору выпрямляет их, упираясь в поверхность).
- Рефлекторная автоматическая ходьба. Проверка начинается также как при опорном рефлексе, только дополнительно ребёнка наклоняют вперед, и он «шагает» по опоре.
- Хватательный рефлекс (новорождённый хватает предмет, вложенный в его ладонь, и крепко удерживает). Существует до 3 месяцев.
- Рефлекс Моро. Состоит из двух фаз. Его можно вызвать несколькими способами.
1 фаза — ребёнок широко расставляет руки, как будто летит, и разгибает пальцы (для этого достаточно хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребёнок, поднять его или опустить вниз, похлопать по бедру).
2 фаза – ребёнок опускает руки. Вызывается до 4 месяцев.
- Рефлекс ползания: в положении на животе ребёнок старается ползти. Проявляется до 4 месяцев.
- Рефлекс Кернига. Используется для оценки состояния оболочек мозга и корешков спинного мозга. Проверяется так: если ногу согнуть одновременно в тазобедренном и коленном суставе, то потом разгибание в коленном суставе станет невозможным. Существует до 4 месяцев.
- Рефлекс Бабинского: при штриховом растирании внешнего края стопы по направлению от пятки вверх, пальцы разгибаются. Рефлекс помогает в оценке пирамидной системы. Исчезает к 6 месяцам.
- Рефлекс Переса: проверяется когда ребёнок лежит на спине. Пальцем проводят по середине позвоночника снизу вверх. Реакция ребёнка: крик, спина выгибается, голова и таз поднимаются. Этот рефлекс вызывает боль. Проверяется когда требуется оценить состояние пирамидной системы. Проявляется до 3-4 месяцев.
- Рефлекс Галанта: ребёнок на боку. Двумя пальцами проводят сверху вниз с двух сторон вдоль позвоночника. Реакция — выгибается спина в сторону давления. Рефлекс угасает к 4 месяцам.
Миелоэнцефальные позотонические рефлексы
Симметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев.
Проверка: при сгибании головы ребёнку, который лежит на спине, происходит вытягивание ног и сгибаются руки в локтях.
Ассиметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев
Проверка: ребёнок на спине. Его голову поворачивают вбок до плеча. В результате конечности на этой стороне расслабляются и разгибаются, а на противоположной сгибаются.
Установочные рефлексы
Они появляются не после рождения, а спустя время.
К ним относятся:
- Верхний рефлекс Ландау. Появляется в 4 месяца. Проявляется тем, что ребёнок, находясь на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на руки.
- Нижний рефлекс Ландау. Возникает в 5-6 месяцев. В положении на животе ребёнок поднимает и сгибает ноги.
При проверке рефлексов оценивается:
- их наличие;
- их симметричность;
- соответствие рефлексов своему времени появления и исчезновения.
Рефлексы должны появляться и исчезать в положенное время. В этом случае ребёнок развивается нормально.
Правила проверки рефлексов:
- Ребёнок должен быть сухим и сытым (через час после кормления).
- В помещении должно быть тепло и спокойно.
- Оценка рефлексов начинается с положения на животе, затем на спине, потом вертикально и в последнюю очередь проверяются болезненные рефлексы.
Риски и осложнения
Неонатальный период – самый рискованный период после рождения. В 2019 году во всем мире 2,4 миллиона младенцев умерли в первый месяц жизни4. Уровень смертности в этот период снизился за последние несколько десятилетий, но осложнения во время беременности и родов остаются значительными: 75% младенческих смертей приходится на первую неделю жизни.
При надлежащем дородовом уходе некоторые осложнения или состояния могут быть выявлены еще до родов, и младенцы могут быть отнесены к группе повышенного риска еще до рождения. Это дает медицинским бригадам надлежащее предупреждение и время, чтобы убедиться, что инструменты, необходимые для ухода за младенцем, находятся на месте во время родов.
Даже за младенцами, не относящимися к группе повышенного риска до рождения, медицинские работники будут внимательно наблюдать за ребенком после рождения, в идеале отмечая любые заболевания или осложнения в течение первых двух часов жизни.
Возможные осложнения или проблемы во время родов и неонатального периода включают: 5
Врожденные дефекты
Родовые травмы
Проблемы с дыханием
Инфекционное заболевание
Желтуха
Низкий вес при рождении
Низкий уровень сахара в крови
Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич или судороги.
Трудности с кормлением
Пневмония из-за вдыхания жидкостей во время родов
Проблемы с контролем температуры
Отставание в развитии
Проблемы со зрением
Проблемы со слухом
Младенцам, которым требуется обширная помощь в связи с преждевременными родами или другими неонатальными осложнениями, может потребоваться лечение в отделении интенсивной терапии новорожденных после рождения. Если не возникает никаких осложнений, родовспоможение начинает планировать перевод детей на послеродовой уход через несколько часов после родов3. Больницы в Соединенных Штатах должны предлагать как минимум 48-часовое пребывание в больнице после родов для родов через естественные родовые пути и 96 часов для родов через естественные родовые пути. кесарево сечение.6
Характеристики новорожденного
Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.
- Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
- Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
- Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
- Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
- Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.
Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.
Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.
Длительность периода
Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.
Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.
Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.
Неонатальный период объединяет два под периоды.
1. Ранний неонатальный период
(от рождения до 7-и суток — 168 ч). В это время наблюдаются пограничные состояния:
физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, а также выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь при антигенной несовместимости крови матери и плода, клинические проявления родовой травмы, асфиксии, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования во время родов, проявления аспирационного синдрома; гнойно-септические заболевания, вирусные поражения кишечника и дыхательных путей, синдром дыхательных расстройств вследствие незрелости легочной ткани и гипертензии малого круга кровообращения.
2. Поздний неонатальный
(от 7-и до 28-го дня жизни — 21 день). Период восстановления после перенесенных дезадаптационных синдромов.
Перинатальный период длится с 28-й недели беременности до 7-х суток жизни. Включает поздний фетальный, интранатальной и ранний неонатальный периоды.
Для оценки физического развития новорожденного
используют средние статистические показатели основных параметров в зависимости от гестационного возраста или оценочные таблицы по типу перцентили. Гестационный возраст определяют по времени последней менструации матери, дате первого шевеления плода, по данным объективного обследования вагитноив женской консультации, включая ультразвуковое исследование, а также на основе клинической оценки степени зрелости новорожденного.
Согласно статистическим данным показатели в пределах М ± 2σ или Р 10-90 считаются нормальные для данного гестационного возраста, а отклонения в среднем М на 2σ и более или более Р 90 и ниже Р 10 является резким отклонением от нормы
Важное значение для оценки физического развития имеет характеристика пропорциональности телосложения и состояния питания новорожденного ребенка
В жизни ребенка выделяют несколько знаковых периодов. Первый из них начинается сразу после рождения, а точнее – в момент обрезания пуповины, когда дыхание и кровообращение малыша становятся автономными. Называется этот временной интервал периодом новорожденности или неонатальным. Его суть состоит в приспособлении крохи ко внеутробной жизнедеятельности.
Начинается период новорожденности после появления ребенка на свет и обрезания пуповины
Общая характеристика неонатального периода
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему – задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно
!
Все органы и системы новорожденного малыша отличаются незрелостью, как с точки зрения морфологии (строения), так и с учетом функциональной активности. После появления на свет происходит их интенсивная перестройка, целью которой является приспособление организма к внеутробному существованию, к условиям внешнего окружения.
Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.
Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:
- запуск малого круга кровообращения;
- начало функционирования легочного дыхания;
- переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.
Справиться
Справиться с проблемами неонатального периода может быть сложно. Если вы родили новорожденного, с самого рождения вы столкнетесь с гормональными и физическими проблемами, а также с любыми осложнениями, которые у вас могли возникнуть. Даже родители, которые не родили своих младенцев, могут испытывать трудности со сном и графиком кормления или даже со связью.
Поговорите со своим врачом, если вам сложно ухаживать за своим ребенком. Обязательно установите хорошую систему поддержки перед родами и не бойтесь просить о помощи. Помните о признаках послеродовой депрессии. Ваш педиатр и больница должны вместе с вами рассмотреть основные процедуры ухода за новорожденным и помочь вам и вашему ребенку не отставать от роста и развития.
Периоды адаптации новорожденных детей
В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.
1. Ранний неонатальный период.
Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;
2. Поздний неонатальный период.
Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.
В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.
Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.
Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
5.1. Кризис новорожденности
Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:
1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);
2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.
Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.
Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.
Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах (подробно об этом см. 6.2); развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.
Недоношенные дети и особенности их неонатального периода
Недоношенные дети – это дети, рождённые раньше 37–й недели и имеющие массу тела 2500 грамм и менее.
Степень недоношенности определяется гестационным возрастом. Чем он меньше, тем тяжелее состояние новорождённого.
Недоношенный ребёнок имеет:
- Морщинистую кожу с не выраженным подкожно-жировым слоем.
- Обильные пушковые волосы по телу.
- Незаращённые черепные швы и открытый малый родничок.
- Отсутствие яичек в мошонке у мальчиков и недоразвитые большие половые губы у девочек.
- Мягкие хрящевые ткани ушных раковин.
- Ногти не закрывающие концевые фаланги пальцев.
Общая характеристика периода новорождённости недоношенных детей:
- Период адаптации к внеутробной жизни заканчивается к концу первого месяца жизни.
- Незрелость клеточного, гуморального и местного иммунитета предрасполагает к развитию различных инфекций вплоть до сепсиса.
- Незавершённость строения гематоэнцефалического барьера, его повышенная проницаемость обусловливает большую чувствительность к гипербиллирубинемии.
- Отмечается быстрая истощаемость и нестойкость физиологических рефлексов, в т. ч. сосательного и глотательного рефлексов у глубоко недоношенных.
- Адаптационный период часто осложняется электролитными нарушениями, т. к. слаборазвита концентрационная способность почек, преобладает ещё анаэробный обмен веществ.
- Незрелость ЦНС и малые запасы жировой ткани способствуют выраженному нарушению терморегуляции. Первый этап выхаживания проходит в условиях кювеза с температурой от 32 градусов и выше.
- Долгий процесс формирования микробиоциноза кишечника, который длится дольше 1 месяца. На его формирование часто оказывает влияние госпитальная флора и применение антибиотиков. Из-за незрелости иммунитета часто развиваются инфекции, вызванные условно-патогенной флорой.
- У недоношенных, рождённых раньше 34 недели, развивается транзиторный гипотиреоз. Реже встречается половой криз из-за недоразвития половых органов.
- Более выраженная первоначальная убыль массы тела, чем у доношенных малышей.
- Дыхательной системе частот ребуется респираторная поддержка из-за незрелости лёгочной ткани и недоразвития грудной клетки: искусственная вентиляция лёгких, введение сурфактанта, адекватная оксигенотерапия.
- Кормление осуществляется грудным молоком или специальными смесями для недоношенных. Их отличает более высокая калорийность, более высокий уровень белка, наличие казеина и комплекса витаминов для зрения.
НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД, ИЛИ ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
Этот этап продолжается со времени появления ребенка на свет и продолжается до 28-го дня жизни, подразделяясь на два периода: ранний и поздний.
Ранний период начинается с момента перевязки пуповины и продолжается до 8-го дня жизни.
Второй период — с 8-го по 28-й день.
В периоде новорожденности происходит перестройка всех органов и систем ребенка применительно к условиям существования вне материнского организма. В это время меняется тип питания, дыхания и кровообращения. У новорожденного начинают функционировать малый круг кровообращения, пищеварительный тракт, ребенок начинает питаться молоком матери. Температурная реакция у новорожденного несовершенная, поэтому для него должен быть обеспечен соответствующий температурный режим.
В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд приспособительных явлений и реакций на окружающую среду. Они носят название кризов. Гормональный криз проявляется гиперемией кожи, желтухой, потерей массы тела в первые дни жизни и другими проявлениями. Обычно на 3—4-й день отпадает остаток пуповины.
В позднем неонатальном периоде продолжаются адаптационные процессы в организме ребенка.
предыдущая
к содержанию
следующая
А так же в разделе « НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД, ИЛИ ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА »
- ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА
- ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
- ОСОБЕННОСТИ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО (ЯСЕЛЬНОГО) ВОЗРАСТА (С 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
- ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)
- МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 7 ДО 12 ЛЕТ)
- СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (12-16 ЛЕТ)
- РОСТ РЕБЕНКА
- ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ
- ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ
- ПРОПОРЦИИ ТЕЛА
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
- ГЛАВА 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
- ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА
- ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА
- ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ
- ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА
- ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
- ГЛАВА 3. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЖИ
- ФУНКЦИИ КОЖИ РЕБЕНКА
- ОСОБЕННОСТИ НОГТЕЙ
- ГЛАВА 4. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
- ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
- ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ НОСА
- ОСОБЕННОСТИ ГЛОТКИ
- ОСОБЕННОСТИ ГОРТАНИ
- ОСОБЕННОСТИ ТРАХЕИ
- ОСОБЕННОСТИ БРОНХИАЛЬНОГО ДЕРЕВА
- ОСОБЕННОСТИ ЛЕГКИХ
- ГЛАВА 5. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
- ВНУТРИУТРОБНОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ ПЛОДА
- АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЦА И СОСУДОВ УДЕТЕЙ
- ОСОБЕННОСТИ СОСУДОВ У ДЕТЕЙ
- СЕРДЦЕ И СОСУДЫ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ