Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейробика захватила мир

Нейропсихолог Светлана Новикова подготовила 10 упражнений, которые многие считают волшебной палочкой

Они помогут развить внимание, память, речь, повысить контроль над собой

Глоток воды

Зарядка мозга начинается со стакана воды. Для передачи нервных импульсов нашему мыслительному органу нужна вода. Его реакция замедляется, если человек мало пьёт воды.

Шаги на месте

Далее идет активация мыслительного органа на логическое мышление и счёт. Начните шагать на месте, высоко поднимая колени. При этом тяните к колену локоть. Шагайте сначала быстро, а потом замедляйте движение.

Локоть к колену

Встаньте прямо. К колену тяните противоположное плечо, сначала быстро, потом медленно. Чем медленнее движение, тем лучше соображает голова.

Ленивые восьмерки

Согнуть руку в локте, выставить вперед, большой палец держать на уровне глаз. Двигать пальцем, чтобы нарисовать восьмёрку, начиная от центра поля зрения. Палец идет вверх, затем против часовой стрелки вниз и обратно в центр. Затем сделать также, но по часовой стрелке. Выполнить 3 раза.

После этого руки сцепить в замок, а большие пальцы поднять вверх. Нарисовать восьмерку двумя руками.

Дыхание животом

Наполнить мозг кислородом поможет дыхание животом. Положить руку на живот. Выдохнуть воздух короткими выдохами. Далее следует глубокий вдох. При повторе выдоха спинку прогните, чтобы воздух протёк в лёгкие.

Веселые обезьянки

Если ребенок плохо читает и пишет, выполняйте это упражнение. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за ухо с противоположной стороны. Теперь меняем руки, хлопнув в ладоши.

Ребенок, опираясь на руки и ноги, встает на пол. Затем ходит на четвереньках в разные стороны, как крабик.

Сова

Упражнение «сова» снимет напряжение в шее и плечевых мышцах. Надо схватить, затем плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Повернуть голову, взглянуть через плечо назад.

Проделать другой рукой. Глубоко вдохнув развернуть плечи. Опустить подбородок на грудь. Затем глубоко вдохнуть, расслабив мышцы.

Планер

Сесть, скрестив ноги в лодыжках. Сделать наклон вперед. Руки медленно опустить вниз — выдох. Выпрямиться, поднять руки — вдох. Можно наклоняться в разные стороны, имитируя полет планера.

Выполняйте движения с ребенком перед школой. Вы будете удивлены эффекту от простой зарядки.

Полезные рекомендации

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

Не стоит сразу ожидать результатов. Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.

Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша
Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто

Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.

Установить внешние рамки
Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя

Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.

Начинать занятия лучше индивидуально. Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку сложно сосредоточиться, он смотрит на других детей и копирует их ошибки.

Во время работы лучше использовать сразу несколько игр: для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.


Курс нейропсихологических упражнений лучше начинать с индивидуальных занятий с детьми Только следуя всем правилам, набравшись терпения и следуя разработанной программе занятий, можно добиться от ребенка хороших результатов.

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

зеркально пишет;
пропускает буквы;
переставляет части слов при письме;
имеет проблемы с переключением;
плохо концентрирует внимание;
не любит рисовать;
запинается, быстро утомляется;
присутствуют тики или навязчивые движения;
рассеян;
имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Работа специалиста

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин

Как они могут помочь ребенку?

В общем смысле нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.

Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:

Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Упражнения на развитие познавательных навыков

Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Такие упражнения эффективны как для дошкольников, так и для детей школьного возраста. При этом подбирают их с учетом конкретных проблем.

Ход занятия для детей 5-6 лет.

-Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поиграем в интересные игры, но сначала нам надо познакомится.

1. Упражнение «Имя – движение» 5 мин

Цель: знакомство участников.

Дети группы по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением. Остальные повторяют движение.

2. Упражнение «Воздушный шарик» 2 мин

ИП – стоя. Дети глубоко вдыхают через нос (рот закрыт) и выдыхает через рот. При вдохе живот надувается, при выходе втягивается. Дети могут представить, что в животе у них находится цветной воздушный шарик, который надувается при вдохе, и сдувается при выходе. Упражнение выполняется по команде вдох-выдох, под хлопки взрослого.

3. Межполушарное рисование 3 мин

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов

Психолог раздает детям многоразовые ламинированные карточки и маркеры. Детям необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.

4. Игра – лабиринт 5-7 мин

Цель: развитие координации, мелкой моторики, внимание. Выбирается один ребенок (может участвовать один ребенок, либо два) и его задача тянуть за верёвочку и вести шарик наверх через дырочки

Выбирается один ребенок (может участвовать один ребенок, либо два) и его задача тянуть за верёвочку и вести шарик наверх через дырочки.

5. Игра «Робот», «Непослушный робот» 5 мин

Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание, переключение внимания

Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого.Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо.

После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно.

Затем предлагается стать «непослушным роботом», который выполняет все команды взрослого наоборот. Если взрослый говорит «шаг вперед», то «непослушные роботы» делают шаг назад и т. д.

6. Игра-мемо 10 мин

Цель: развитие памяти и внимания.

Дети по очереди открывают домики таким образом, чтобы все могли видеть изображенные под ними картинки. Если картинки на плашках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит плашки с одинаковыми картинками. Если картинки на плашках не совпадают, то игрок кладёт их обратно, закрывает домиками, и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных картинок.

7. Упражнение- игра «Речка-берег» 3 мин

Цель: развить навыки реакции, внимания и переключения.

Дети становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает детям выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока дети не привыкнут. Внезапно порядок меняется, задача детей — переключиться. Если они регулярно ошибаются, нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

8. Игры с мячом 5-7 мин

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание

Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого,например:взрослый говорит: «Небо»,а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.

Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука, затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.

Литература:

1. Салихзянова Л. И. / II Международная научная конференция «Современная психология» – Пермь, июль 2014.

2. Семенович А. В. /Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012.-474с.

3. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста

Организация: МДОУ детский сад №34 г. Куровское

Населенный пункт: Московская область, г. Куровское

Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста – это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений – игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Каким детям необходима нейрогимнастика:

  • если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
  • заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
  • есть синдром дефицита внимания;
  • постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
  • плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
  • быстро переключается с одного действия на другое;
  • присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.);
  • быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
  • есть проблемы с речью разной сложности;
  • наблюдается слабая познавательная деятельность;
  • плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

  • развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

активизация речи;

работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста, которые использую в работе:

«Межполушарное рисование» – позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость.
«Кинезиологические упражнения» – активизируем мыслительную деятельность.
«Су-Джок» – является воздействие на биологически активные точки, стимулировать речевые зоны коры головного мозга. «Пальчиковые игры» – стимуляция внимательности, совершенствование мелких движений пальцами, формирование образного мышления, снятие напряжения с мышц верхних конечностей.. Таким образом, систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю

Таким образом, систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Приложения:

  1. file0.docx.. 15,4 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 5,7 МБ

Опубликовано: 01.06.2021

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Когда необходима коррекция нейропсихологических нарушений?

Последствия приведенных выше проблем наиболее ярко выражены в дошкольном возрасте, и если своевременно не будет предпринято каких-либо мер по компенсации, развитию и выравниванию работы структур мозга, ребенок с трудом будет усваивать школьную программу. Могут возникнуть сложности в процессе обучения письму (слабый или сильный тонус в руках, замена и пропуск букв, знаков препинания, игнорирование заглавных букв). Что касается математики, то в данном случае возможны проблемы с пониманием задач, автоматизацией счета, и в особенности — обратного. Чтение может сопровождаться различными затруднениями в понимании смысла прочитанного, поскольку все ресурсы ребенка направлены на прочтение слова, а на понимание сил уже не остается. Замедленное становление автоматизации основополагающих навыков затрудняет усвоение школьной программы и приводит к истощению психических процессов ребенка.

Комплексная нейропсихологическая коррекция способствует стабилизации и развитию функциональных структур мозга. Однако эффективность такого рода помощи имеет прямую зависимость от возраста ребенка. Конечно, чем раньше проводится коррекция нейропсихологических нарушений, тем лучше, поскольку в сенситивные периоды следует ожидать куда более высоких результатов. Однако, в зависимости от поставленных задач, мозг способен развиваться и перестраивать собственные функциональные структуры в любом из возрастов.

Нередко нейропсихологическая коррекция детей рекомендуется специалистами как вместо прохождения курса неврологической терапии, так и в дополнение к нему. Это объясняется более высокой безопасностью данного типа воздействия. При этом традиционные методы воздействия на ребенка не способны столь же эффективно решать проблемы обучения и поведения. Они могут «выдрессировать» те или иные навыки, однако качественного влияния на психические процессы оказать не смогут.

Какие используются упражнения?

В нейрокоррекционные занятия входят несколько групп упражнений, каждая из которых имеет свою специфику и направленность:

дыхательные (концентрация на дыхании не только помогает научиться расслабляться и успокаиваться, но и тренирует способность сосредотачивать внимание на других, более важных, вещах);
глазодвигательные (улучшают кровообращение, тренируют глазные мышцы и способствуют снятию напряжения с глаз);
упражнения на развитие артикуляционного аппарата (так как речь — это одна из высших психических функций, то воздействие на артикуляционный аппарат активизирует развитие других психических функций — мышления, внимания, воображения, памяти);
упражнения на развитие межполушарной асимметрии головного мозга (межполушарная асимметрия — различия между ведущими функциями левого и правого полушарий мозга, МА отвечает за проявление высокого интеллекта);
упражнения на развитие мелкой моторики (оказывают положительное воздействие на развитие речи, логики и работу левого полушария);
массаж (помогает снять напряжение и тонус);
релаксация, снятие мышечного напряжения (данные упражнения помогают устранить мышечные зажимы; они будут полезны и взрослым тоже).

Также в нейрокоррекции могут применяться методы арт- и музыкотерапии. Поэтому ее можно использовать просто как прием в работе с «трудными» детьми (особенно с теми, у кого наблюдаются поведенческие нарушения).

Заниматься полностью дома обычно можно после закрепления первых результатов. В любом случае, врач даст необходимые рекомендации. Торопиться в вопросах здоровья своего ребенка не стоит.

Советы родителям от нейропсихологов

Так как родители часто хотят получить немедленные результаты, а бывает, сильно раздражаются, когда их нет или ребенок не проявляет особого желания заниматься, нейропсихологи дают определенные рекомендации мамам и папам детей, которые проходят нейрокоррекцию.

  • Не стесняйтесь задавать вопросы. Если вы чего-то не знаете или сомневаетесь, смело уточняйте у специалиста, не придумывайте и не накручивайте себе ничего.
  • Не торопите ребенка. Возможно, придется приложить массу труда и терпения, прежде чем вы увидите первые результаты.
  • Помните, что дети на самом деле не понимают, что они не так делают, почему это так всех напрягает и чего все от них хотят.
  • Не предъявляйте расплывчатых требований. Когда просите ребенка выполнить какое-то упражнение, инструкция должна быть четкой и понятной, чтобы у него не возникло недопонимания.
  • Домашнее задание можно выполнять блоками, а не все сразу. Распределите упражнения так, чтобы вам и ребенку было комфортно.
  • Поддерживайте и приободряйте его. Замечайте каждое достижение и изменение своего ребенка. Ваша любовь ему нужнее всего.

Благодаря нейрокоррекции многие дети смогли преодолеть трудности и пробелы в развитии

Это важно, чтобы ребенок мог вести полноценную жизнь и в будущем не иметь проблем со здоровьем и социальным взаимодействием. Родителям не стоит забывать, что некоторые отклонения в развитии появляются из-за ошибок в воспитании: например, в случае отсутствия должного внимания и эмоциональной близости

Любите своих детей и учитесь проходить сквозь препятствия вместе.

Рисуем знак бесконечности

Это упражнение носит еще название Ленивые восьмерки. А все потому, что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку. О том, что это знак бесконечности знают далеко не все дети. Смысл в том, что мы следим глазами за движущимся большим пальцем, описывающим ленивую восьмерку.

Сгибаем руку в локте и выставляем ее вперед, большой палец должен быть на уровне глаз. Чем медленнее движения тем выше мышечная концентрация Голову держим прямо и расслабленно

Важно: следить за движением большого пальца нужно только глазами!

Движение большого пальца начинается от центра зрительного поля и идет сначала вверх по краю поля видения, а дальше против часовой стрелки вниз и обратно в центр. Затем аналогично по часовой стрелке — вправо и вверх, и обратно в центр.

Делаем как минимум три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. Получилось?

Теперь сцепляем руки в замок: при этом большие пальцы направлены вверх и образуют как бы букву «Х». А теперь делаем ленивую восьмерку уже двумя сцепленными руками.

Когда ребенку нужна нейропсихологическая коррекция?

Обычно родители замечают нарушения в развитии своего ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для проведения нейрокоррекции, так как это период интенсивного психомоторного развития. Если заметить трудности уже сейчас, то позже в школе у ребенка серьезных проблем не возникнет. Хотя сейчас и существуют коррекционные (адаптированные) программы в школах, отдельные курсы и даже специальные заведения.

На что следует обратить внимание в поведении и развитии ребенка? Прежде всего, это такие проявления:

несоответствие возрастным нормам (например, если ребенок 4 лет слишком возбудим, гиперактивен, сторонится сверстников — это нарушение развития);
гипоактивность, истощаемость;
рассеянность, неспособность концентрировать внимание;
чрезмерная агрессивность;
высокий уровень тревожности (а также страхи, фобии);
серьезные проблемы с памятью;
отсутствие реакции на просьбы взрослых;
нарушения в мелкой моторике;
ребенок плохо запоминает учебный материал (не понимает элементарного);
необщителен, замкнут.

Нейрокоррекцию для детей можно проводить вплоть до подросткового возраста. Она назначается и при таких серьезных заболеваниях, как синдром дефицита внимания, аутизм, ДЦП, алалия, дислексия, невротические и психосоматические расстройства. Желательно обнаружить проблему как можно раньше: для этого необходимо сообщать о любых подозрениях врачу-педиатру.

Занятия по нейрокоррекции проводит специалист-нейропсихолог. Разумеется, родителей детей, только начинающих заниматься, инструктирует тоже он. Для того чтобы правильно определить комплекс требуемых упражнений, нужна нейропсихологическая диагностика, которую провести самостоятельно невозможно

А вот принимать активное участие в занятиях с ребенком, выполнять домашнее задание (его тоже назначает врач) — это важно, так как вы можете оказать существенную помощь вашему ребенку

Варианты занятий дистанционно:

  1. Общее нейропсихологическое обследование ребёнка (длительность обследования 55 минут) 3 300 рублей
  2. Консультация родителей без ребенка по итогам проведенного обследования продолжительностью 30 минут – 1 700 рублей
  3. Развёрнутое письменное заключение по итогам обследования – 800 рублей (заключение высылаем на электронную почту в течении 5-ти рабочих дней)
  4. Составление индивидуальной программы занятий на месяц – 5 000 рублей. Программа составляется в течении 5-ти рабочих дней.
  5. Составление индивидуальной программы занятий на месяц (по итогам обследования) + две консультации – занятия 25 минут и 45 минут (нейропсихолог контролирует проводимое занятие мамой с ребёнком и даёт рекомендации) – 9 000 рублей СКИДКА 5% к оплате 8 550 р. Программа составляется в течении 5-ти рабочих дней с момента обследования.
  6. Занятие-консультация онлайн с нейропсихологом 25 минут – 1 400 рублей
  7. Занятие-консультация онлайн с нейропсихологом 45 минут 2 600 рублей

Дыхание животом

Помимо того, что это упражнение насыщает мозг кислородом, оно также способствует повышению аппетита и улучшает работу пищеварительной системы.

Положите руку на живот. Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. При этом рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник как можно глубже в легкие.

Это упражнение довольно легко дается маленьким детям, это так называемое диафрагмальное дыхание. А вот взрослым с ним справляться очень тяжело.

Это упражнение нередко применяют на распевках в хоре и рекомендуют практиковать детям и взрослым с проблемами с дыханием.

Примеры упражнений

Следует знать, что у данного метода есть противопоказания. Нейрокоррекцию нельзя использовать при эпилепсии (особенно осложненных формах), при некоторых психических заболеваниях (шизофрения, биполярное расстройство личности)

Также важно проконсультироваться с врачом, если у ребенка диагностировали астму и сердечную недостаточность

Теперь рассмотрим комплекс упражнений. Можете сначала испробовать их на себе.

  1. Вакуум (дыхательное). Лежа на спине, сделайте глубокий вдох, при этом живот должен надуться. Задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем медленно выдыхайте воздух. Повторите упражнение не больше 3 раз.
  2. Ветер (дыхательное). Сделайте губы трубочкой и медленно выпускайте струю воздуха, а затем создайте ей препятствие из пальца или ладони. Концентрируйтесь на получившемся звуке. Струю попеременно усиливайте, а скорость движения руки увеличивайте.
  3. Моем голову (массаж). Имитируйте движения, которые вы используете при нанесении шампуня. Массируйте области лба, затылка, макушки, ушей, шеи, височную область.
  4. Хождение по камушкам (массаж). Разложите фасоль или нут на коврике и медленно пройдитесь по импровизированной гальке. Выполняйте 1 минуту.
  5. Змея (растяжка). Лягте на живот, обопритесь при этом на ладони, голову опустите вниз. Затем медленно выпрямляйте руки и поднимайте при этом голову, спину прогибайте. Вернитесь в исходную позицию и повторите снова.
  6. Злая кошка (растяжка, релаксация). Стоя на четвереньках, изобразите кошку, которая злится (спину выгните дугой). Потом вернитесь в исходную позицию и изобразите кошку, которая потягивается после сна: руки вытяните вперед и положите ладони на пол, таз отведите назад и потянитесь.
  7. Тренажер для глаз (глазодвигательные). Используйте картинку, где изображены стрелки движения: вперед, назад, по кругу, вверх, вниз. Не поворачивайте голову! Следить за стрелками можно только глазами.
  8. Подъем-счет (развитие межполушарного взаимодействия). Поднимайте правую руку и левую ногу медленно на счет пять, т. е. с каждым счетом вы все выше и выше. Повторите то же самое с левой рукой и правой ногой.
  9. Ползем к цели (развитие асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия). Нужно поставить в одном конце комнаты предмет, затем лечь на живот и ползти к предмету по-пластунски, чередуя ноги и руки.
  10. Шаг (развитие асимметрии мозга). Делаете шаг правой ногой и хлопок правой рукой по левому плечу, затем наоборот – шаг левой, хлопок левой рукой по правому плечу. Постепенно увеличивайте темп.

Письменные упражнения при нейропсихологической коррекции

Наиболее распространенными упражнениями, которые предлагаются нейропсихологами, являются:

  • Чтение строчек по словам наоборот, то есть написанное предложение читается так, чтобы последнее слово было первым и т.д.
  • Чтение слов по буквам наоборот, то есть как в упражнении, представленном выше. Такое чтение направлено на развитие способности побуквенного анализа каждого слова.
  • Поочередное чтение слов нормально и наоборот, то есть сначала читается слово, как оно есть, а следующее – уже наоборот и т.д.
  • Чтение перевернутого текста. Страница просто переворачивается, и ребёнку предлагается прочитать текст.
  • Восполнение пропусков букв в словах.

Чему же учат такие упражнения?

Да, они заставляют шевелить извилинами, но в действительности же ребёнок в процессе преодоления трудностей в чтении и письме стоит на месте.

Дело в том, что его надо учить правильно читать и писать, то есть слева направо и сверху вниз. Именно так работает наш мозг и наша рука во время письма, всё остальное лишь отвлекает от процесса формирования правильной нейродинамики.

По этой причине и курсы коррекции длятся так долго – до 12 месяцев, ведь прогресс можно сравнить с принципом «шаг вперёд, два назад».

В действительности основные трудности в обучении, связанные с чтением и письмом, успешно преодолеваются исключительно педагогическими методами. Основная задача коррекции дислексии – обеспечить согласованность в работе полушарий головного мозга, то есть сделать так, чтобы доминирующим стало левое полушарие.

ВАЖНО ЗНАТЬ, чтобы уберечь своего ребёнка от цирка нейропсихологов!

В случае с детьми-дислексиками надо сделать так, чтобы ведущим стало левое полушарие, которое отвечает за логику и удержание программы ритмичности во время письма и чтения.

Добиться этого можно с помощью простого упражнения – графокоррекции, которое направлено на улучшение качества почерка, выработку усидчивости и устойчивости к монотонному труду, повышению физической выносливости, развитию мышц кисти.

МНОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ на канале YouTube.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий