Когда ребенку необходима нейропсихологическая коррекция и какие существуют упражнения?

Нейрокоррекция

 — это процесс коррекции нарушений в мозговой деятельности с помощью специальных методик. Нейрокоррекция проводится в целях улучшения умственных процессов, повышения концентрации внимания, улучшения памяти и речи. Для проведения нейрокоррекции используются различные методики, в том числе и нейропсихологические игры.

Нейрокоррекцию проводит только квалифицированный нейропсихолог — специалист, который занимается изучением мозговой деятельности человека и психическими процессами, связанными с ней. Нейропсихолог может проводить диагностику мозговой деятельности, разрабатывать программы нейрокоррекции и нейропсихологические игры для детей и взрослых.

При выборе нейропсихолога следует обратить внимание на его профессиональные навыки и квалификацию. Лучше выбирать специалиста с высшим образованием в области психологии и опытом работы с детьми и подростками

Также стоит обратить внимание на рекомендации и отзывы других людей, которые обращались за помощью к данному специалисту.

Наиболее эффективной формой нейрокоррекции являются нейропсихологические игры, которые позволяют детям в процессе игры развивать умственные процессы и мозговую деятельность.

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

зеркально пишет;
пропускает буквы;
переставляет части слов при письме;
имеет проблемы с переключением;
плохо концентрирует внимание;
не любит рисовать;
запинается, быстро утомляется;
присутствуют тики или навязчивые движения;
рассеян;
имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Работа специалиста

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин

Когда помощь нейропсихолога просто необходима?

Вести своего чада к нейропсихологу нужно в таких ситуациях, как:

  • Он пишет, читает и считает с трудом;
  • Ваше чадо быстро отвлекается и устает, трудно сосредотачивается на задании, а также не понимает простых формулировок и не действует по заданному плану;
  • Ребенок не может сам выполнить задание как в классе, так и дома;
  • Слабо запоминает урок и тяжело учится;
  • Ребенок не может выделить особенности предметов (размер, цвет, вес, форму и т.п.);
  • Кривой неразборчивый почерк, ребенок путает буквы и пишет зеркально;
  • Наблюдается плохая координация собственных действий, слабая ориентация в пространстве и незнание сторон в возрасте 6-ти лет;
  • Ребенок медлителен или наоборот слишком активен;
  • Поведение чада слишком импульсивное;
  • Ребенок не контролирует себя и игнорирует (будто не слышит) замечаний родителей.

Помимо этого, коррекция нейропсихолога нужна, когда ребенок длительное время и безрезультатно занимается с логопедом или у него замечено отставание в развитии (психическом, речевом, умственном и т.п.)

Суть и базовые принципы

Нейропсихологические упражнения = Когнитивная стимуляция. Это название, данное всем действиям и стратегиям, которые позволяют развивать, стимулировать и улучшать когнитивные функции детей. К таким функциям относятся: внимание, речь, память и ориентация. Нейропсихологические занятия с детьми — это те методы и стратегии, целью которых является улучшение общей когнитивной деятельности, эффективности и функционирования

Нейропсихологические занятия с детьми — это те методы и стратегии, целью которых является улучшение общей когнитивной деятельности, эффективности и функционирования.

Когнитивная стимуляция для детей — это совокупность мероприятий, приемов и программ, помогающих развивать познавательные способности на ранних этапах.

Когнитивная стимуляция направлены на поддержание или усиление когнитивных функций человека посредством различных упражнений:

Когда мы говорим о когнитивном функционировании, мы говорим о тех способностях, которые позволяют нам: обращать внимание на информацию из окружающей среды, обрабатывать ее, запоминать, управлять ею, манипулировать ею и т.д. Короче говоря, это то, что позволяет нам усваивать информацию извне, учиться, общаться и т.д

Итак, для чего же нужна когнитивная стимуляция?

Когнитивная стимуляция очень важна для нейропсихологии, поскольку она напрямую связана с развитием мозга и имеет множество функций. Среди наиболее важных можно назвать то, что когнитивная стимуляция служит для:

Нейропсихологические упражнения часто используются в процессах нейропсихологической реабилитации, в качестве программ для восстановления некоторых заболеваний психики, а также с пожилыми людьми, либо для поддержания мозга в форме, либо для предотвращения повреждений и проблем, либо для замедления в какой-то мере старения и ухудшения состояния мозга.

Один из наиболее часто задаваемых вопросов — всегда ли такие программы упражнений должны выполняться как часть терапии специалистом или же их можно использовать и дома, если сиделки или члены семьи могут применять их дома. Ответ: проводить может кто угодно, но подбор упражнений выполняет только специалист.

Нейропсихологические упражнения направлены на:

Примеры упражнений

Следует знать, что у данного метода есть противопоказания. Нейрокоррекцию нельзя использовать при эпилепсии (особенно осложненных формах), при некоторых психических заболеваниях (шизофрения, биполярное расстройство личности)

Также важно проконсультироваться с врачом, если у ребенка диагностировали астму и сердечную недостаточность

Теперь рассмотрим комплекс упражнений. Можете сначала испробовать их на себе.

  1. Вакуум (дыхательное). Лежа на спине, сделайте глубокий вдох, при этом живот должен надуться. Задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем медленно выдыхайте воздух. Повторите упражнение не больше 3 раз.
  2. Ветер (дыхательное). Сделайте губы трубочкой и медленно выпускайте струю воздуха, а затем создайте ей препятствие из пальца или ладони. Концентрируйтесь на получившемся звуке. Струю попеременно усиливайте, а скорость движения руки увеличивайте.
  3. Моем голову (массаж). Имитируйте движения, которые вы используете при нанесении шампуня. Массируйте области лба, затылка, макушки, ушей, шеи, височную область.
  4. Хождение по камушкам (массаж). Разложите фасоль или нут на коврике и медленно пройдитесь по импровизированной гальке. Выполняйте 1 минуту.
  5. Змея (растяжка). Лягте на живот, обопритесь при этом на ладони, голову опустите вниз. Затем медленно выпрямляйте руки и поднимайте при этом голову, спину прогибайте. Вернитесь в исходную позицию и повторите снова.
  6. Злая кошка (растяжка, релаксация). Стоя на четвереньках, изобразите кошку, которая злится (спину выгните дугой). Потом вернитесь в исходную позицию и изобразите кошку, которая потягивается после сна: руки вытяните вперед и положите ладони на пол, таз отведите назад и потянитесь.
  7. Тренажер для глаз (глазодвигательные). Используйте картинку, где изображены стрелки движения: вперед, назад, по кругу, вверх, вниз. Не поворачивайте голову! Следить за стрелками можно только глазами.
  8. Подъем-счет (развитие межполушарного взаимодействия). Поднимайте правую руку и левую ногу медленно на счет пять, т. е. с каждым счетом вы все выше и выше. Повторите то же самое с левой рукой и правой ногой.
  9. Ползем к цели (развитие асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия). Нужно поставить в одном конце комнаты предмет, затем лечь на живот и ползти к предмету по-пластунски, чередуя ноги и руки.
  10. Шаг (развитие асимметрии мозга). Делаете шаг правой ногой и хлопок правой рукой по левому плечу, затем наоборот – шаг левой, хлопок левой рукой по правому плечу. Постепенно увеличивайте темп.

Как проводится нейрокоррекция для детей

Обычно, в раннем возрасте используют два вида коррекции – двигательную и когнитивную. Первая стимулирует участки коры головного мозга, управляющие движением, ассоциацией, развитием межполушарных связей. Вторая укрепляет познавательные навыки и устраняет сложности в учебе.

Сенсомоторная нейрокоррекция (двигательные занятия + игры) решает несколько важных задач:

Ощущение себя в пространстве.

Полная согласованность рук и ног.

Зрительно-моторная координация (способность четко направлять движения).

Слуховое и визуальное внимание.

Поочередность действий (умение разбить  задачу на несколько фрагментов и выполнять их постепенно).

В нашем коррекционном Центре Вас примут высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы, владеющие современными методиками в нейрокоррекционной терапии.

Нейробика — упражнения для мозга для детей

1. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать»

Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихе.

(все упражнения смотрите в видео ниже)

Мы восьмерки рисовали,А они у нас упали.Нарисуем мы волну,Очень длинную струну,Нарисуем мы зигзаг, Нарисуем так и так.

2. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать усложненный вариант»

Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур:

Мы восьмерки рисовали,А они у нас упали.Нарисуем мы волну,Очень длинную струну,Нарисуем мы зигзаг, Нарисуем так и так.

Треугольники, квадрат,Несколько кругов подряд,А еще добавим точки,Крестики, нули, крючочки,В воду кисти окунеми немного отдохнем.

3. Упражнение «Капитан».

(все упражнения смотрите в видео ниже)

Дети его очень любят и делают с удовольствием. Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк», все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.

Чтобы малышам было веселее делать это упражнение, можно при его выполнении добавить прочтение стиха:

Я плыву на лодке белой,По волнам с жемчужной пеной.Я отважный Капитан,Мне не страшен ураган.

Делаем упражнение в ритм стихотворения. Заучивание и произношение вслух стихотворения усиливает действие упражнения и дает лучшие результаты в развитии ребенка.

5. Упражнение «Гриб-Полянка».

Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.

Его так же делаем в ритм стиха:

Под осиной, у воротПодосиновик растет.И горит-горит на немШапка красная огнем.

6. Упражнение «Голуби летели».

Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра.

Голуби летели,На плечики сели,Местами поменялись,В небо поднялись.

Голуби летели,И на пояс сели,Местами поменялись,В небо поднялись.

Голуби летели,На коленки сели,Местами поменялись,В небо поднялись.

7. Упражнение «Зеркальце-Полочка».

Одна рука подносится к лицу ладонью, как зеркало, большой палец оттопырен в сторону, перпендикулярно ладони. Другая рука – полочка, располагается горизонтально ладонью вниз, упираясь средним пальцем в ребро противоположной ладони, которая «зеркальце». Смотрим в «зеркальце», голову держим прямо, не поворачивая. Меняем положение рук местами. Взгляд следит за «зеркальцем».

Покажу я фокус ВамЯ и тут, и я вон там.мы так похожи.мы корчим рожи.Повторяю все движенья,Это я и отражение.

8. Упражнение «Коза и Заяц»

На одной руке складываем пальцы в «козу». Большой, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони, указательный и мизинец выпрямлены и направлены вверх.  Другая рука в знаке «виктория». Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты к ладони. Попеременно меняем руки.

Заяц, Коза.Большие глаза.Коза оп.Заяц топ.

Почему это случается?

Наиболее часто незрелость функций головного мозга у ребенка проявляется в таких случаях, как:

  • Резкое возрастание нагрузок в эмоциональном или умственном плане в целом;
  • Начало обучения в детсаде или школе;
  • Наступление возрастного кризиса.

Состояние может ухудшаться в связи со стрессами или особой ситуацией. К примеру, когда развелись родители, ушел из жизни близкий человек, семья переехала в другую местность и т.п.

Часто функциональная незрелость мозга проявляется по причине лишних перегрузок в раннем возрасте развивающими играми. Случается такое, что 3-летний младенец занимается и иностранными языками, и театральным мастерством, и музыкой. Все это приводит к тем же проблемам.

Порой родители находятся в недоразумении почему их чадо, который полностью подготовлен к обучению, т.е. умеет и писать, и читать, и считать — плохо себя ведет и получает двойки, а также ему трудно общаться среди сверстников. В таких ситуациях родители прибегают к помощи со стороны репетиторов или даже наказывают своих детей. Они не понимают, что причина  поведения их ребенка вовсе не в лени, а в отсутствии прочного основания для успешной учебы.

В 5-7 лет используем игры для приобретения навыков

«Я забыла, помоги мне!». При желании можно сделать карточки с заданиями или использовать игру в повседневных делах. Например, наливая чай, родители вдруг забывают, что нужно сделать и тогда ребенок приходит на помощь. Задача малыша дать четкие и последовательные инструкции: нагреть чайник, взять кружку, насыпать заварки и налить кипятка.

Темы для игры могут быть абсолютно любыми, главное чтобы ребенок 5–7 лет мог их детально описать.

В последующие годы задания усложняются, больше внимания уделяется памяти и координации. Однако многие умения закладываются в простых на первый взгляд играх и упражнениях, которые можно легко повторить в домашних условиях

Но это не отменяет профессиональной консультации, так как только опытный врач сможет подсказать, на что именно стоит обратить внимание. При необходимости он составит индивидуальный план занятий и подберет наиболее полезные упражнения

Гармоничное развитие ребенка – это его возможность к дальнейшей реализации заложенного потенциала

А чуткое отношение родителей и внимание нейропсихолога позволяют устранить многие препятствия на его пути еще до того как они станут активно проявляться и влиять на самоопределение малыша

Как осуществляется коррекция

Методом двигательной коррекции. Состоит таковая из ряда физических упражнений:

  • Задания, которые помогают улучшить моторику.
  • Дыхательная гимнастика, которая помогает развивать навыки самоконтроля, саморегуляции, переключения внимания и улучшения концентрации такового.
  • Способы массажа и растяжек, которые способствуют нормализации мышечного и психологического баланса, приводят в стабильное состояние психоэмоциональный фон и качества сенсорики.

Когнитивная терапия. Представляет собой выполнение упражнений на специальных листочках-бланках. К этой категории относятся и настольные игры, которые способствуют развитию таких психических функций, как памяти, мышления, внимания, моторики и ощущения себя в пространстве.

В период занятий подобной коррекции специалист задействует разные игры с правилами. А при упражнениях задействует специальное оборудование, которое позволяет развивать навыки самоконтроля, реакцию, переключения между разными видами деятельности и торможения. Совместно с этим тренирует навыки ориентировки в инструкциях, внимания и моторики.

Нейропсихолог выбирает и включает в занятия разные типы заданий с учетом результатов ранее проведенной диагностики, интересов, возраста и других особенностей ребенка. В частности, рекомендаций доктора.

Подобная работа над ребенком нуждается и в участии самих родителей, которым в “Хронос-Центре” предлагают присутствовать на занятиях вместе с ребенком. Такой подход позволяет получить опыт и перенести его на жизненные обстоятельства, познакомиться с новыми результативными способами общения и подхода к ребенку, и конечно научиться работать с существующими трудностями не только в процессе занятий, но и в домашних условиях.

Присутствие родителей на занятиях не только приносит пользу но и является веселым времяпровождением для всех членов семьи.

Необходимо только понять, что никакая коррекция не даст результат, если ребенок не мотивирован к выполнению заданий. Поэтому специалист по нейропсихологии всегда старается сделать упражнения в форме игры, так, чтобы они были ему интересны.

Нейропсихолог возьмет в учет текущее состояние психики вашего чада и при необходимости в процессе может менять формат и тип занятий. К примеру, если ребенок утомился и не готов к активным действиям в игре, специалист уделяет больше внимания неподвижным занятиям (заполнениям бланков, настольным играм и т.п.).

Дыхание животом

Помимо того, что это упражнение насыщает мозг кислородом, оно также способствует повышению аппетита и улучшает работу пищеварительной системы.

Положите руку на живот. Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. При этом рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник как можно глубже в легкие.

Это упражнение довольно легко дается маленьким детям, это так называемое диафрагмальное дыхание. А вот взрослым с ним справляться очень тяжело.

Это упражнение нередко применяют на распевках в хоре и рекомендуют практиковать детям и взрослым с проблемами с дыханием.

Дыхание животом

Помимо того, что это упражнение насыщает мозг кислородом,
оно также способствует повышению аппетита и улучшает работу пищеварительной
системы.

Положите руку на живот.
Выдохните весь воздух, но только короткими маленькими струйками, словно
пытаетесь удержать пушинку на лету. Теперь сделайте медленный глубокий вдох,
нежно, подобно шару. При этом рука мягко опускается при выдохе и поднимается
при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух
проник как можно глубже в легкие.

Это упражнение довольно
легко дается маленьким детям, это так называемое диафрагмальное дыхание. А вот
взрослым с ним справляться очень тяжело.

Это упражнение нередко
применяют на распевках в хоре и рекомендуют практиковать детям и взрослым с
проблемами с дыханием.  

Примеры упражнений, которые можно делать

Далее я приведу примеры нескольких упражнений, которые можно делать ежедневно с ребёнком самостоятельно вне комплекса. Они пробуждают мозг и приводят его в готовность к обучению:

1. Прежде всего нужно научить ребенка массировать себе уши, ведь известно, что на поверхности ушной раковины находится 170 биологически активных точек.  Не забывайте, что массаж выполняют предварительно разогретыми руками и не менее одной минуты.

2. Стоять на одной ноге с закрытыми глазами не менее 7 секунд. Руки при этом желательно держать вытянутыми в сторону.

3. Рисовать воображаемые восьмерки руками. Если сложно рисовать в воздухе, можно нарисовать на большом ватмане или школьной доске. Пусть ребенок обводит восьмерку несколько раз в одну и другую сторону каждой рукой. Еще можно попробовать рисовать двумя руками одновременно.

4. Рисовать зеркальные картинки одновременно двумя руками. Сначала это могут быть совсем большие изображения. Постепенно уменьшайте их до величины 1-2 сантиметров. Как совсем сложный вариант, можно расчертить альбомный лист на квадратные сантиметры. В каждой симметричной клетке нужно рисовать расходящиеся и сходящиеся картинки. Рисунки придумайте сами. Например, такие:

5. Поочередно менять положение руки на плоскости стола: кулак, ладонь, ребро. Сначала медленно одной рукой со взрослым, затем другой и обеими руками вместе. Постепенно нужно увеличивать темп. При затруднении выполнения ребенок может самостоятельно помогать себе словесными подсказками.

6. Следующее упражнение называется «лезгинка». Сложить руку в кулак и развернуть пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Другой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу первой руки. После этого одновременно сменить положение рук. Повторить несколько раз увеличивая скорость. Когда упражнение будет отработано, можно подключить язык: поворачивать его сначала в сторону прямой ладони и на последнем этапе в противоположную сторону от прямой ладони.

7. Правой рукой взять себя за левую мочку уха. Левой рукой дотронуться до носа. После хлопка сменить положение рук: левой рукой взять себя за правую мочку уха, а правой рукой дотронуться до носа.

8. Можно играть в замечательную сенсорную игру, которая называется «морковка». Ребенок лежит на твердой горизонтальной поверхности и изображает морковку. Взрослый со словами: «Мы морковку моем-моем, мы морковку чистим-чистим, мы морковку режем-режем, мы морковку трем — трем, мы морковку солим-солим, мы морковку жмем!» совершает соответствующие словам движения (гладит, хлопает, щипает, жмет тело ребенка. ). Повторять эти движения нужно  от макушки ребенка до кончиков пальцев на ногах. Но не просите ребенка повернуться на другой бок или живот-спину. Пусть ребенок лежит так, так ему нравится, он инстинктивно всегда  подставляет именно ту часть тела, которую нужно стимулировать.  А в конце со словами: «И тут на морковку упал. холодильник», взрослый падает на ребенка (поперек или вдоль, как получится). Ребенок должен простроить свое тело и выбраться из западни. Не помогайте ему, лежите спокойно!

9. Еще одна веселая игра в обезьянок, при которй ведущий выполняет какие-то движения, а ребенок в точности их повторяет. Учтите, можно играть в зеркальных обезьянок сидя друг напротив друга, когда стороны игроков противоположны (правая рука ребенка соответствует левой руке ведущего), а можно в точных (правая рука ребенка повторяет за правой рукой ведущего).

10.Вспомните игры с мячом, а еще лучше с несколькими маленькими мячами (например, теннисными). Подкидывания, подбрасывания, жонглирование — все это тоже нейрокоррекция.

Вот, кажется, и все. Если будут вопросы, пишите, спрашивайте, я с удовольствием отвечу.

  • < Комплексы упражнений для физкультминуток Для детей младшего школьного возраста
  • КАК ПРАВИЛЬНО ДЫШАТЬ ПРИ КАЧАНИИ ПРЕССА >

Что это такое?

Нейропсихологическая коррекция (или, сокращенно, нейрокоррекция) — это комплекс методик, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 2 до 16 лет. Особенно эффективна в работе с детьми, которых можно назвать:

  • гиперактивными, импульсивными;
  • чрезмерно утомляемыми;
  • неловкими, неаккуратными, рассеянными;
  • имеющими трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти;
  • плохо успевающими в школе из-за проблем с письмом, чтением, счетом.

Как известно, детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий. Когда эти стадии по тем или иным причинам (трудные роды, болезни, особенности развития или неблагоприятное воздействие среды, в которой дети растут) нарушаются, развитие психических функций мозга оказывается также нарушенным.

Некоторые психические функции могут сформироваться в искаженном виде, либо не сформироваться вообще. В таких случаях ребенку и показана диагностика и нейрокоррекция психических функций и поведения.

Через специально составленный и подобранный комплекс двигательных и когнитивных упражнений специалист-нейропсихолог последовательно активирует каждую зону мозга ребенка. Эти упражнения — движения глаз, совместные движения рук и ног, раскачивания, ползание — повторяют естественные движения, которые совершает нормально развивающийся младенец. Когда ребенок осваивает их, структуры его мозга наконец начинают работать в той последовательности, в которой должны были с момента рождения. 

Для того, чтобы метод приносил результаты, все двигательные упражнения должны выполняться тщательно, в строгой последовательности и обязательно в сочетании с когнитивными упражнениями, индивидуально и под контролем специалиста. Только тогда они становятся базой для активации высших психических функций – эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления, процессов саморегуляции и др.

Через управление своим телом и своими движениями, а через также овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.

Ход занятия для детей 5-6 лет.

-Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поиграем в интересные игры, но сначала нам надо познакомится.

1. Упражнение «Имя – движение» 5 мин

Цель: знакомство участников.

Дети группы по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением. Остальные повторяют движение.

2. Упражнение «Воздушный шарик» 2 мин

ИП – стоя. Дети глубоко вдыхают через нос (рот закрыт) и выдыхает через рот. При вдохе живот надувается, при выходе втягивается. Дети могут представить, что в животе у них находится цветной воздушный шарик, который надувается при вдохе, и сдувается при выходе. Упражнение выполняется по команде вдох-выдох, под хлопки взрослого.

3. Межполушарное рисование 3 мин

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов

Психолог раздает детям многоразовые ламинированные карточки и маркеры. Детям необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.

4. Игра – лабиринт 5-7 мин

Цель: развитие координации, мелкой моторики, внимание. Выбирается один ребенок (может участвовать один ребенок, либо два) и его задача тянуть за верёвочку и вести шарик наверх через дырочки. Выбирается один ребенок (может участвовать один ребенок, либо два) и его задача тянуть за верёвочку и вести шарик наверх через дырочки

Выбирается один ребенок (может участвовать один ребенок, либо два) и его задача тянуть за верёвочку и вести шарик наверх через дырочки.

5. Игра «Робот», «Непослушный робот» 5 мин

Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание, переключение внимания

Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого.Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо.

После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно.

Затем предлагается стать «непослушным роботом», который выполняет все команды взрослого наоборот. Если взрослый говорит «шаг вперед», то «непослушные роботы» делают шаг назад и т. д.

6. Игра-мемо 10 мин

Цель: развитие памяти и внимания.

Дети по очереди открывают домики таким образом, чтобы все могли видеть изображенные под ними картинки. Если картинки на плашках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит плашки с одинаковыми картинками. Если картинки на плашках не совпадают, то игрок кладёт их обратно, закрывает домиками, и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных картинок.

7. Упражнение- игра «Речка-берег» 3 мин

Цель: развить навыки реакции, внимания и переключения.

Дети становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает детям выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока дети не привыкнут. Внезапно порядок меняется, задача детей — переключиться. Если они регулярно ошибаются, нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

8. Игры с мячом 5-7 мин

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание

Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого,например:взрослый говорит: «Небо»,а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.

Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука, затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.

Литература:

1. Салихзянова Л. И. / II Международная научная конференция «Современная психология» — Пермь, июль 2014.

2. Семенович А. В. /Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012.-474с.

3. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.

Суть метода нейрокоррекции

Нейропсихологическая коррекция представляет собой особый комплекс упражнений для развития «проблемных» функций головного мозга, выявленных при нейропсихологическом обследовании.

Психологические приемы, которые предусматривает нейрокоррекция для детей, позволяют восстановить и компенсировать нарушенную структуру памяти, мышления, внимания, мировосприятия и др. Ребенок получает нейропсихологическую помощь, чтобы в дальнейшем самостоятельно учиться и контролировать свои поступки.

В случае особенных детей цель метода нейрокоррекции – приблизить отклонения в развитии к нормальному течению и облегчить внедрение ребенка в социальную среду.

Нейрогимнастика – что это?

Нейропсихологи утверждают, что развитие межполушарных связей — ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности. Именно на синхронизацию работы правого и левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой мозга».Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы.Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:

развивает речь и мышление;
улучшает кровообращение;
улучшает память и внимание;
помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);
повышает скорость обработки информации;
развивает общую и мелкую моторику и т. д.

Рисуем знак бесконечности

Это упражнение носит еще название Ленивые восьмерки. А все
потому, что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку. О том, что это знак
бесконечности знают далеко не все дети. Смысл в том, что мы следим глазами за
движущимся большим пальцем, описывающим ленивую восьмерку.

Сгибаем руку в локте и выставляем ее вперед, большой палец
должен быть на уровне глаз. Чем медленнее движения тем выше мышечная
концентрация Голову держим прямо и расслабленно

Важно: следить за движением
большого пальца нужно только глазами!  

Движение большого пальца начинается от центра зрительного
поля и идет сначала вверх по краю поля видения, а дальше против часовой стрелки
вниз и обратно в центр. Затем аналогично по часовой стрелке — вправо и вверх, и
обратно в центр.

Делаем как минимум три раза каждой рукой, плавными и
непрерывными движениями. Получилось?

Теперь сцепляем руки в замок: при этом большие пальцы
направлены вверх и образуют как бы букву «Х». А теперь делаем ленивую восьмерку
уже двумя сцепленными руками.

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий