Особенности научного стиля речи

Синтаксические особенности научного стиля речи

 Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту;

б) использование слова далее в функции вводного слова: Далее. Это явление хорошо заметно…;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение — ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

История научного стиля

Возникновение связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, в то время распространившем своё влияние на весь культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии терминология была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперёд, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Стилевые черты научного стиля

Основные особенности научного стиля напрямую связаны с его спецификой. Цель автора такого текста – показать знание выбранной темы и донести свою идею до читателя. В связи с этим работы научной тематики имеют следующие характерные стилевые признаки:

Точность. Изложение в научном стиле предполагает употребление однозначных формулировок – они не должны иметь двоякого толкования. Слова приводятся только в прямом их значении, чтобы исключить разночтения.

Ясность. Информация в трудах такой тематики изложена в доступно, так, чтобы текст был понятен читателю.

Логичность. Этот критерий обозначает наличие смысловых связей между частями текста. Он должен представлять собой логическую цепочку, где каждое следующее высказывание/утверждение/довод возникает, исходя из предыдущих.

Последовательность. Информация передается четко, в соответствии с планом, повествование разделено на смысловые части. Порядок слов в предложениях прямой, инверсия (нарушение порядка), часто применяющаяся в произведениях художественной литературы и помогающая лучше передавать эмоции, не используется.

Абстрактность. Научные тексты предполагают использование абстрактных понятий отвлеченного значения. Это то, что сложно представить, увидеть или ощутить (например, пустоту, скорость, силу, время). А также нередко в этом качестве используются формулы, графические и схематические элементы, символы и условные обозначения.

Объективность и доказательность

В текстах пересказываются научные факты, описываются эксперименты и их результаты, уделяется особое внимание доказательной базе.

Насыщенность. Работы, выполненные в научном стиле, максимально информативны и не содержат отстраненных рассуждений, лирических отступлений и формулировок, не имеющих смысловой нагрузки.

Сложность синтаксических форм

Допускается использование длинных предложений, вставных и вводных конструкций, однородных и обособленных членов предложений. Это позволяет в полной мере реализовать пояснительную функцию научных трудов.

Использование речевых оборотов, в которых мнение выражается в третьем лице множественного числа. То есть, авторы, излагая факты и формулируя выводы, «обнуляют» свою личность употреблением местоимения «мы» («мы думаем», «мы делаем», «мы видим»).

А также для научного стиля нехарактерны прилагательные в превосходной степени, метафоры, художественные формы сравнений, эмоциональные, экспрессивные высказывания и восклицательные предложения.

Что такое научный стиль речи и как его определить?

Научный стиль речи является специфическим способом коммуникации, который используется в научных и академических кругах для передачи информации и обмена знаниями. Он обладает определенными особенностями и требует соблюдения определенных правил и норм для достижения ясности, точности и объективности.

Определить научный стиль речи можно по нескольким признакам:

  1. Объективность: Научный стиль характеризуется стремлением к объективности и независимости от личных предубеждений и эмоциональных высказываний. Вместо использования субъективных мнений или оценок, он основывается на фактах, доказательствах и логических выводах.
  2. Ясность и точность: В научном стиле речи используются четкие и точные формулировки, чтобы избежать неоднозначности и понять информацию без перевода ее на язык обыденной речи. Определения, формулы, таблицы и графики часто применяются для уточнения и структурирования информации.
  3. Академическая лексика: Научный стиль обладает специальной академической лексикой, которая отличается от обычного разговорного языка. Вместо простых и повседневных слов используются термины и специфические термины, которые точно указывают на определенные понятия и явления в научной области.
  4. Формальность: Научный стиль обычно требует формальности и универсальности, поэтому он избегает коллоквиальной и интимной речи. Одновременно он отличается от простого письменного стиля и содержит более сложные предложения и структуры.
  5. Цитирование исследований: В научном стиле активно используется цитирование исследований, чтобы подкрепить утверждения и дать ссылку на источники. Источники обязательно указываются в качестве проверяемых и надежных ссылок на базовую информацию.

Использование научного стиля речи позволяет обеспечить ясность, точность и объективность в передаче и обмене знаниями. Это позволяет ученым и академикам эффективно коммуницировать и принимать участие в научном дискурсе.

Научно-популярный стиль

Эта раз­но­вид­ность науч­но­го сти­ля исполь­зу­ет­ся для попу­ля­ри­за­ции науч­ных откры­тий и дости­же­ний. Авторы научно-популярного сти­ля в увле­ка­тель­ной и зани­ма­тель­ной фор­ме повест­ву­ют о кос­мо­се и зага­доч­ных пла­не­тах, о жиз­ни живот­ных и рас­те­ний, о тай­нах морей и оке­а­нов, то есть обо всём, что инте­ре­су­ет любо­зна­тель­ных читателей.

Научно-популярный стиль сохра­ня­ет основ­ные осо­бен­но­сти науч­но­го сти­ля. В нем исполь­зу­ют­ся тер­ми­ны, отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные. У гла­го­лов пре­об­ла­да­ют фор­мы тре­тье­го лица един­ствен­но­го чис­ла. Но в отли­чие от дру­гих видов науч­но­го сти­ля в тек­сте упо­треб­ля­ет­ся раз­го­вор­ная и эмоционально-экспрессивная лек­си­ка. Для ожив­ле­ния повест­во­ва­ния исполь­зу­ют­ся образ­ные сред­ства (эпи­те­ты, срав­не­ния, раз­лич­ные виды повто­ров), а моно­лог ино­гда при­об­ре­та­ет чер­ты диалога.

Пример научно-популярного стиля

Понаблюдаем, как в попу­ляр­ном изло­же­нии объ­яс­ня­ет­ся, что все рас­тет из кор­ня,  в «Занимательной грам­ма­ти­ке» Н. Ф. Александрович:

Основные признаки научного стиля речи

Научный стиль — самый функциональный стиль речи,предназначенный для наиболее точной передачи информации и отражающий особенности теоретического мышления.

Лексические особенности научного стиля

Выделяют три части лексики научного стиля: общеупотребительная (нейтральная), общенаучная, специальная (терминологическая).

Специальную часть составляют термины — слова или словосочетания, принятые для обозначения предметов или явлений в пределах конкретной области науки и номенклатурные знаки (например, марки приборов, механизмов, географические названия, названия предприятий, учреждений и др.).

Общенаучная лексика — значительная часть данного стиля речи, непосредственная часть метаязыка науки, используемая для описания объектов и явлений. То есть это слова, которые преобладают в любом научном тексте к какой бы области он не относился.

Общеупотребительная лексика как правило используется лишь как вспомогательная, для логической связки других частей речи.

Морфологические особенности научного стиля речи

Морфология стиля также имеет свои особенности.

В речи над глаголами преобладают существительные. Глаголы зачастую заменяются словосочетаниями с отглагольными существительными. Пример: упрощение, нагревание, окисление.

Абстрактные и вещественные существительные употребляются во множественном числе.

Пример: высокие температуры, глинистые почвы.

Обобщенность и обезличенность научного стиля выражается обилием существительных среднего рода.

Пример: построение, напряжение, перераспределение.

Превосходная и сравнительная степени имен прилагательных в большинстве случаев образуется с использованием наречий.

Пример: наиболее корректный, менее морозостойкий и т.д.

Формы глаголов первого, второго лица единственного числа практически не употребляются, как и местоимение Я, так как научная речь как правило обращена к широкой аудитории. Даже автор лично обычно использует максимально обезличенное Мы.

Пример: мы используем, нами доказано.

Синтаксические особенности

  1. Подчеркнутая логичность научного стиля предполагает прямой порядок слов.
  2. Часто используются сложные производные союзы и предлоги. Пример: оттого что, благодаря тому что, между тем как,в течение, при помощи, несмотря на.
  3. Большая часть предложений в тексте повествовательная.
  4. Широко применяются причастные и деепричастные обороты.
  5. Стоит отметить обилие безличных и неопределенно-личных предложений, в которых главным членом является глагол первого лица, множественного числа.
  6. Среди сложных предложений преобладают союзные сложноподчиненные предложения. Это объясняется стремлением к наиболее точному, логичному изложению информации.

Языковые особенности научного стиля

Любая форма и вид речи имеет свои характерные признаки и свойства. Признаки научного стиля: А Лексические. Лексические признаки научного стиля речи вытекают из использования в тексте специальной терминологии и фразеологии. Лексика применяется в словах, подразумевающих под собой конкретное определение или понятие.

Пример: «Аксиома — это математический термин, а меридиана — географический»

Лексика научного стиля отличается от других видов применением обобщающих слов. Лексика разговорного или экспрессивного жанра, наоборот, не применяется, как и узкоспециализированная терминология.

Язык науки в качестве главного средства выражения подразумевает понятие. Оно помогает обозначить не конкретный предмет, а образ или действие. Понятие показывает содержание терминов, является одним из главных элементов научного стиля.

Пример применения понятий: радиоволны, оптика, кислота.

Часть терминов русского языка появилась из иностранных выражений. Термины читаются условными средствами научной речи и рассматриваются как отдельные элементы русского языка. Согласно статистическим данным, термины заполняют 25% текста, придавая ему конкретный завершенный вид.

Главным правилом их использования является простота и современность. Они должны логически вписываться в текст, быть наиболее близки к международному языку.

Пример общепринятых терминов: макро, микро, био, нео и так далее. Б Лингвистические. Для этого вида характерна объективность и безэмоциональные средства выражения. Узкоспециализированная сфера общения несет ряд морфологических особенностей. Лингвистические средства научного стиля отличаются от других видов своей отвлеченностью, обобщением в речи, степенью повторений. Для экономичного использования лексических средств, в речи применяют укороченные фразы.

Пример упрощения языковых средств: замена существительного с женского на мужской род, множественного числа на единственное.

Глаголы в научном стиле меняются на существительные. Так нужно для уменьшения их в тексте и улучшения качества материала, потому что использование большого количества глаголов в тексте ведет к лексической потере, делая его абстрактным. Однако, это не мешает содержать ряд глаголов, сохраняющих необходимые сочетания слов, передающих главное лингвистическое значение.

Пример применения глаголов: производится, существовать, продолжать и так далее.

Для придания тексту обобщенного вида используются именные сказуемые в несовершенном виде. Они могут быть в будущем времени. Личные местоимения зависят от самого научного текста, в основном применяются в 3 лице. В Синтаксические. Синтаксические предложения состоят из сложных местоимений, имеют сложное строение с использованием составного сказуемого. Текст этого вида делится на части: введение, содержание, заключение.
Сложные предложения помогают яснее показать значение слова, связать между собой термины, причины, следствие. Синтаксис научного стиля определяется обобщенным и однородным элементом речи. В тексте используются составные подчиненные предложения, сложные союзы и наречия. Примеры синтаксического предложения можно найти в научных энциклопедиях или учебниках.

Использование словосочетаний помогает объединить части речи. Главным требованием синтаксического текста считается логическое связывание между собой предложений. Они должны быть правильно построены, дополняя друг друга. Такие предложения не имеют главного действующего лица, вопросительная форма отсутствует.

Синтаксические особенности

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: «вследствие того что», «ввиду того что», «в то время как» и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: «во-первых», «наконец», «с другой стороны», указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: «таким образом», «в заключение» и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщённо-личных и безличных предложений

Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо — всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

В научной речи обычно отсутствуют предложения, передающие экспрессивные качества речи, смысловые и интеллектуальные тонкости. Редки эмоционально окрашенные предложения, всевозможные умалчивания, недоговорённость и т. д., нежелательны разнообразные виды неполных предложений. Редко встречаются вопросительные и восклицательные предложения. Такой синтаксис не требует пунктуационной сложности — пунктуация стандартизирована и лишена индивидуальной осмысленности. В ходе исследования обширного текстового материала из художественной и научной литературы выявлена частотность употребления основных знаков препинания. Например, точка с запятой в русском и английском языках преобладает в классической литературе XIX века, а тире наоборот, в современной.

Современный научный стиль речи в русском языке характеризуется минимальным количеством приложений, сравнительных оборотов, поэтому количество точек с запятой невелико по сравнению с художественной литературой. Высокой частотностью в научном стиле речи обладает тире. Вместе с тем для научного стиля в русском языке по сравнению с английским отмечены преобладающая частотность употребления тире (162 случая и 95 соответственно) и меньшая — точки с запятой (34 и 86 соответственно). Меньшая частотность применения точки с запятой в научной литературе на русском языке обусловлена, в частности, тем, что при переводе с английского на русский точка с запятой может превратится и в запятую, и в двоеточие.

Особенности стиля

Для научных текстов нехарактерно применение восклицательных предложений и высказывание субъективного мнения. Не допускается использование эмоционально окрашенных слов, недостоверных фактов, оскорблений.

Жанры научного стиля — монография, статья, рецензия, учебник, сообщение на научной конференции и т. д. Все эти жанры можно объединить в одну группу — первичную, т. е. тексты, которые были созданы автором впервые. На основе научных работ создают вторичные тексты — реферат, доклад, конспект и другие.

Выделяют несколько подстилей научного стиля:

  1. Собственно-научный — ориентирован на ученых. Используется для написания диссертаций, статей, докладов и т. п.
  2. Научно-учебный — для учащихся школ и других учебных заведений. Материал должен быть изложен понятно и подаваться по принципу «от простого к сложному». Применяется для написания учебников и других пособий.
  3. Научно-популярный — для обычных людей. Многие сведения подаются в общей, доступной для всех форме. Автор делает значительные упрощения информации, дает определения терминов, которые сопровождаются простыми примерами. Используется для написания детских энциклопедий, научно-популярных книг и т. п.
  4. Научно-технический — ориентирован на специалистов технического профиля. С его помощью описывают умения и навыки, которые были получены практическим путем. Сопровождается справочной информацией в виде статистики и других характеристик.

Иногда такой стиль путают с деловым, который имеет свои особенности. Он предполагает краткое изложение материала и предназначен для оформления разных документов. Научные публикации подразумевают наличие не только информации, но и доказывающих ее фактов.

Особенности и средства научного стиля речи

Независимо от сферы применения, жанра и типа, научные тексты обладают следующими характерными чертами:

  • информация обдумана, излагается в строгом соответствии с предварительно составленным планом;
  • тщательно подобраны языковые средства, широко используется терминология;
  • тексты сжатые, но максимально насыщены по содержанию, тяготеют к нормированной лексике;
  • изложение информации носит преимущественно монологический характер.

По способу построения научные тексты делят на 3 разновидности:

  1. Описание. Изучает все аспекты и характеристики интересующего предмета/процесса/явления. Цель такого текста – отразить действительность, полностью раскрыв выбранную тему.
  2. Рассуждение. Это своеобразная «цепочка» авторских умозаключений, состоящая из доказательств либо опровержений того или иного факта, поиска связей причины и следствия. Главная задача – доказать или опровергнуть истинность утверждения, используя неоспоримые в своей правдивости аргументы, а также высказать собственное суждение о проблеме.
  3. Повествование. Предполагает четкий, последовательный пересказ событий и явлений, а также обстоятельств, непосредственно относящихся к ним. Основная цель – зафиксировать все этапы описываемого процесса в логическом порядке, подкрепив их сравнительными характеристиками, обобщениями и выводами.

Как правило, тексты научной направленности имеет следующую структуру:

  1. Тезис. Это основное положение/утверждение/определение, которому посвящен текст. Его требуется обосновать и подтвердить.
  2. Аргументация и доказательства. В этой части приводятся факты, призванные подтвердить верность изложенного тезиса. А также в качестве доказательной базы могут применяться примеры и иллюстрации.
  3. Вывод. В заключительной части излагается аналитическая оценка проведенного исследования.

Чаще всего приведенному плану наиболее точно соответствуют 2 вида научных текстов: рассуждения и описания. Это связано с задачей автора – ему требуется изучить предмет обсуждения, разъяснить его значение, привести факты, доказать теории. А тексты-повествования могут иметь другую структуру в зависимости от назначения и тематики.

Где применяется научный стиль

При написании академических статей очень важно четко и точно сообщать о методах и результатах; в гуманитарных науках основное внимание уделяется построению убедительных аргументов с помощью текстовых свидетельств. Все академические тексты разделяют определенные ключевые принципы, призванные помочь передать информацию максимально эффективно. Такое письмо используется в колледжах или университетах и применяется в следующих работах:

Такое письмо используется в колледжах или университетах и применяется в следующих работах:

  • доклад конференции;
  • диссертация;
  • эссе;
  • учебники;
  • отчеты;
  • исследовательские труды.

Ученые в основном пишут тексты в научном стиле, предназначенные для публикации, такие как статьи в журнале, отчеты, книги и главы в отредактированных сборниках. Для студентов наиболее распространенные типы академических письменных заданий – это рефераты, курсовые и дипломные работы.

Литература

  • Научный стиль — статья из Стилистического энциклопедического словаря русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. — М. : Флинта : Наука, 2003.
  • Котюрова М. П. Стилистика научной речи. — Академия, 2008. — 240 с. — ISBN 978-5-7695-6035-4.
  • Аросева Т. Е., Рогова Л. Г., Сафьянова Н. Ф. Пособие по научному стилю речи.
  • Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. — М. : Высшая школа, 1976. — 263 с.
  • Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. Требования к учёному и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др. — СПб. : БХВ-Петербург, 2005. — 496 с. — ISBN 5-94157-804-0.
  • Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. — Мн. : Харвест, 2005. — 512 с. — ISBN 985-13-4208-4.
  • Лапшина О. Н. Стилистика русского языка. — 2009
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий