Основные направления патриотического воспитания

Гражданско-правовое направление

Детям с малых лет рассказывают, что брать чужое запрещено, за это могут посадить в тюрьму. Подрастающему поколению нужно объяснить, что все написанные законы нужно обязательно соблюдать. Но соблюдать их нужно не из страха быть пойманным и наказанным, а руководствуясь чувством глубокой любви к Родине. Если все будут жить по законам и про принятым в обществе правилам, то общее благополучие в стране пойдет вверх.

Юным гражданам рассказывают о государственном строе России, порядке образования органов власти, объясняют основные конституционные права и обязанности граждан. Детям нужно вкратце рассказать о вертикали государственной власти, но без сложных и заумных терминов. Лучше использовать простые и понятные сравнения, например: государство – это семья, президент – это глава семьи, народ – члены семьи и т. д.

Обратите внимание:
Важно организовать в школе самоуправление, выбрать главу класса, наделить его определенными полномочиями. Обязательно следует показать выборность всех органов местного школьного самоуправления, чтобы каждый ученик понимал, как его решение по выбору кандидатуры главы класса может повлиять на общую судьбу всего коллектива.

В процессе работы местного школьного самоуправления детям рассказывают, что по аналогичной схеме проходит формирование органов власти в городе, регионе и в стране в целом

В процессе работы местного школьного самоуправления детям рассказывают, что по аналогичной схеме проходит формирование органов власти в городе, регионе и в стране в целом.

Спортивно-патриотическое направление

Спортивно-патриотическое воспитание прививает любовь к Родине путем участия в различных спортивных соревнованиях. В процессе воспитания формируется чувство гражданственности, осуществляется подготовка к службе в вооруженных силах, оттачиваются навыки физической подготовки и порядок их применения в экстремальных условиях.

Детям нужно привить любовь к спорту и здоровый образ жизни как норму. Категорически исключаются алкоголь, сигареты и другие вредные привычки. Сознательный гражданин должен держать свое тело и дух в здоровом состоянии, быть всегда готовым применить свои навыки на пользу страны.

В качестве примера для подражания должны быть олимпийские чемпионы, победители соревнований на разных уровнях. Учащимся ставятся определенные цели по спортивным достижениям, но они являются лишь ориентирами. Главное, чтобы спорт стал частью жизни, заменой дурным привычкам и альтернативой безделью.

Можно делать акцент на современных спортивных направлениях, например – культура турникменов. Но при этом не стоит забывать такие исконно русские спортивные игры, как лапта, «Казаки-разбойники» и т. д.

Высокие спортивные достижения должны быть целью, но не стоит забывать о тех, кто временно не может добиться таких выдающихся результатов. У лидера, показавшего лучшие результаты на уровне класса, школы, района и т. д. не должна формироваться гордыня. Лидеры должны помогать более слабым, учить их добиваться успехов в спорте, ни в коем случае не смеяться над неудачами других и приписывать им обидные и оскорбительные ярлыки.

Все указанные выше направления патриотического воспитания очень тесно взаимосвязаны: нельзя развивать одно направление в ущерб другому. Только при гармоничном их сочетании можно добиться формирования зрелых в духовном и физическом плане личностей, любящих свою Родину.

Тему хорошо дополнит статья о формах патриотического воспитания, где так же подробно описаны методы взаимодействия педагога и учащихся.

Важность нравственного воспитания

Воспитание у детей чувства патриотизма способствует формирования правильной гражданской позиции, чувства любви и уважения к старшему поколению, поэтому важность этого аспекта развитии личности недооценивать не стоит.  Участие в этом процессе семьи, где воспитывается ребенок, также немаловажно, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну во время войны. Необходимо чаще рассказывать детям младших классов об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен Великой отечественной войны, вместе пересматривайте военные снимки, изучайте полную историю собственного клана, это также способствует воспитанию юных патриотов.  Изучение семейных писем и дневников дает детям возможность соприкоснуться с историями собственной семьи, пережить их нелегкие судьбы

Воспитание патриотизма – важность

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания

Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом

Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости патриотизма в роли определяющих ценностей нашего народа

Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта


Направления воспитания патриотизма

Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников

Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников  заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:

  • воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям,  уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.

Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание – определение

Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.

Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.


Экскурсия в музей – метод изучения военной истории

Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота

В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.

Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:

необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.. Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине


Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине

Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.

Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности


Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории

Родителям напоследок

Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.

Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.


Изучение национальных обычаев – важная часть воспитания патриотизма

Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.

При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.

Основы нравственно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.

При решении  задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.


Система нравственных ценностей – перечень составляющих

В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Духовно-нравственное направление

Упор в этом направлении воспитания делается на развитие сознания молодых людей. Они должны непрерывно работать над собой, видя перед глазами примеры поведения старших людей. Особенно действенным будет пример со стороны тех взрослых, которые пользуются властью или уважением в обществе. Например, больший эффект получит не афишируемая посадка молодых деревьев в местном сквере руками городских чиновников, чем часовые пафосные речи о любви к России с трибуны.

Духовно-нравственное направление воспитания молодежи включает в себя следующие действия:

  • Воспитание уважения к родителям – с уважения к отцу и матери начинается любовь к Родине. Этому учат с детского сада, чувство уважения к семье укрепляется в школе и институте.
  • Рост социальной активности на благо Родине – молодежь не должна дожидаться указаний свыше, чтобы сделать полезное дело. Желание улучшить Родину должно идти изнутри и каждый молодой человек просто обязан внести свой посильный вклад в развитие Отечества. Например, купить малоимущей бабушке скромный продуктовый паек, убрать свой подъезд и т. д.
  • Воспитание правильного отношения к труду – целью работы должно быть не просто зарабатывание денег любыми способами. Зарплата является вознаграждением за социально-полезный труд, который приносит добро гражданам и Родине в целом. Молодежь нужно учить выбирать не только модные и высокооплачиваемые профессии, но общественно-полезные: учитель, врач, геолог и т. д. Юноши или девушки не должны гнаться за деньгами и, тем более, уезжать на работу в другие страны. Нужно учить молодежь работать на благо России и создавать полезный для страны продукт.

Военно-патриотическое воспитание

Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.

Здесь широкое поле для форм и методов организации этой работы:

  • военно-патриотические клубы;
  • профильные военно-спортивные лагеря;
  • поисковые отряды;
  • тесное сотрудничество с музеями, общественными историческими организациями.

В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов по военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.

Культурно-историческое направление

Огромное внимание нужно уделять изучению истории России – это один из способов понимания величия Родины и ее места в мировой политической системе. Для этого нужно не только штудировать сухие исторические учебники, но и почаще выходить на улицу для изучения достопримечательностей родного края

Большую ценность имеет изучение традиций своего народа, его фольклора, особенностей диалекта, традиционных блюд. Нужно сходить в местные краеведческие музеи, узнать о выдающихся людях своего родного края, поучаствовать в благоустройстве местных памятников.

Но правильное формирование духовно-нравственных ценностей означает любовь к своей Родине без ненависти к другим соседствующим народностям. Ни в коем случае нельзя возвышать свой народ на фоне угнетения других, соседствующих культур. Эту ошибку часто допускают некоторые недальновидные политики, не стоит им уподобляться. В каждой культуре есть что-то, чему можно поучиться, при этом не забывая своих исконно русских традиций.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий